Образование как элемент правового пространства

Обновлено: 02.07.2024


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Создание правового пространства школьника

Современное правовое демократическое общество должно строиться на активном и сознательном исполнении всеми гражданами социальных норм, норм права и нравственного поведения.

Можно много говорить о роли общества и социума в формировании гражданской позиции детей, но первые понятия права закладываются в прежде всего в семье, где ребенок учится понимать границы дозволенного и запретного. Именно родители должны являться для ребенка той основной моделью поведения, тем стержнем который направляет и поддерживает их на протяжении всей жизни.

Другим стержнем должна для ребенка являться школа, где он получает определенные правовые знания, нормы поведения, где формируется его жизненная позиция. Именно в школе ребенок проходит следующий этап социализации, на мой взгляд самый главный. И здесь отношения между ребенком и педагогом должны строиться в атмосфере взаимоуважения, принятия ребенка таким, какой он есть. Необходимо понимать что ребенок не когда-нибудь, не завтра, а уже сегодня человек. Воспитание должно рассматриваться как процесс постепенного познания ребёнка и развитие его врожденных способностей. Отсюда главные функции воспитательной деятельности – помощь ребенку и его поддержка.

Ребенок должен видеть что его права и свободы признаются взрослыми. Одним из главных критериев эффективного воспитания является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношений к миру, которая строится на основе его положительной самооценки. Педагог должен содействовать развитию ребенка как физически так и психически, умению объективно себя оценивать, выражать свои мысли и убеждения. Высшим результатом воспитания является развитое чувство собственного достоинства ребенка, его способность сочувствовать людям и стремление к свободе.

Эффективное правовое воспитание невозможно без организации школьной жизни в соответствии с нормами права, без создания в школе правового пространства. Создание правового пространства в школе представляет собой не просто неотъемлемый компонент системы правового воспитания, но тот фундамент, на котором следует формировать современную правовую культуру участников образовательного процесса. Создание в школе правового пространства позволяет не только защищать конкретного ребенка, но и формировать у него социально значимые качества, необходимые ему в будущем для умения защищать свои права, быть законопослушным и проявлять правовую активность в необходимых ситуациях. Человек существо общественное и вне общества он существовать не может. Но жизнь в обществе обязывает человека подчиняться правилам и нормам поведения, выработанными этим обществом. Среди множества таких правил первостепенное значение имеют правила, регулирующие самые важные стороны нашей жизни: власть, управление государством, труд, безопасность людей и т.д. Эти правила обязательны для выполнения, нарушая нормы права человек причиняет другим людям большой вред и при этом может понести суровые наказания.

В детях 7-12 лет необходимо формировать активную гражданскую позицию . Именно в этом возрасте у ребенка необходимо развивать такие качества личности как коллективизм, гражданскую активность, толерантность. В школе ребёнок общается, учится жить в коллективе, учится соблюдать правила поведения.

В 12-14 лет, т.е. в 6-7-х классах, ребёнок ищет своё место в коллективе и в обществе. Он учится саморегуляции, стремится проявить себя. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. В этом возрасте ребенок особенно любознателен, активен и если организовать в школе на базе дополнительного образования различные кружки и клубы по интересам, например полит клуб, правовой клуб, то можно в нестандартной форме приобщит ребенка к правовой культуре и тем ценностям, на которых она основывается.

На ступени старшего звена, необходимо более глубокое изучение "Права". Являясь важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, оно обеспечивает возможность правовой социализации подростков. Правовое просвещение и образование развивает у учащихся гражданско-правовую активности, ответственность, грамотность, весь набор навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения учащимися основных социальных ролей в дальнейшей жизни: гражданина, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника.

Особенностью обучения детей должно быть то, что ребята должны знакомиться с социально правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания правового просвещения на житейские повседневные проблемы. Проблемы касающиеся широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся, Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых отношений. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию, поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель создания правового пространства школьников заключается, во-первых, в том, чтобы максимально способствовать развитию правовой культуры школьников – граждан Российской Федерации – на основе освоения ими основных правовых норм. Во-вторых, заинтересовать учащихся в поиске необходимой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. По сути, речь идет о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.

Подготовка социализированных и компетентных участников коллективной жизни, обладающих правовой культурой, т.е. соблюдающих установленные нормы, правила и законы, и участвующих в их постоянном совершенствовании и развитии вот основная задача создания правового пространства. Правовая культура личности характеризуется наличием интеллектуальной, эмоционально-психологической и поведенческой составляющих.

Главная задача школы заключается в том, чтобы обучающийся при выходе из общеобразовательного учреждения знал и умел защищать свои права, мог использовать возможности правовой системы государства, а также соблюдал права и законные интересы других людей. Именно на решение этой задачи и должно быть направленно создание правового пространства школьника.

1. Барциц И. Н. Правовое пространство: основные признаки и закономерности развития//Ежегодник российского права. М., 2000

Защита прав ребенка в современной России. - М.: Издательство: Институт государства и права РАН. - 2020

2. Колобова В. Права ребенка в современной России// Русская мысль, 1998. 10-16 декабря, № 42-49

Коробова С.Р. Защита прав ребенка в Российской Федерации: Сборник нормативных документов / С.Р. Коробова. - М.: Издательство: Виктория-плюс, 2020.

3. Тубельский А.Н. . – Правовое пространство школы: Учебно-методическое пособие : М. – МИРОС. – 2019.



Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях.

Сафроненко Елена Владимировна, учитель истории и обществознания, категория высшая.

Тезисы
1. Школьное правовое пространство – открытая, сложная, динамичная система:
- она испытывает воздействие многочисленных городских, районных, областных и общегосударственных организаций и сама влияет на них;
- она состоит из большого числа субъектов, сложно взаимосвязанных и взаимообусловленных. Это – ученики, родители, учителя, школьное самоуправление, самоуправление класса, редколлегия, родительский совет и др.;
- она постоянно изменяется: какие-то компоненты и связи уходят в прошлое, какие-то претерпевают сложную эволюцию, появляется нечто абсолютно новое. Школьную газету ученики делают на компьютере, возможность дистанционного обучения значительно расширила право человека на получение образования.

2. Правовое пространство школы развивается целенаправленно. Оно работает на главную, базовую задачу школы, поставленную обществом и государством: формирование социализированной, конкурентноспособной личности.

3. Приоритетные направления расширения школьного правового пространства: наведение порядка, расширение прав детей на образование, осуществление в полной мере всех функций школьного уполномоченного по правам человека – олбудсмена.

4. Основные направления правового воспитания в школе - это просветительство, личный пример и социальная практика.

5. Наиболее эффективным методом формирования социализированной личности является социальное проектирование, осуществляемое на основе изучения права, как отдельного школьного предмета.

6. Формирование правового пространства - процесс целенаправленный. Главное – воспитание социализированной личности.

7. Результатом работы должно стать не только повышение уровня правовой культуры, но и социальная активность, а демократические отношения станут нормой школьной жизни.

Подготовиться к полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Такие условия могут и должны быть созданы в современных образовательных учреждениях. Важной особенностью таких учреждений является то, что для ребенка это пространство проб, в котором происходит саморазвитие, реализация социальных качеств, формирование социальной компетентности и ответственности, не всегда носящие обязательный, внешне регламентированный характер и потому обеспечивающие его развитие.

Правовая социализация по-настоящему зависит не от суммы знаний, а от того, осваивает ли человек право и его элементы таким образом, чтобы они имели смысл для него самого. Все должно войти в его собственную систему норм, ценностей, представлений о мире, стать собственным мировоззрением.

Чтобы подойти к этому вопросу с научной точки зрения, творческой группой учителей был разработан проект, направленный на создание в школе правового пространства, позволяющего не только защищать конкретного ребенка, но и формировать социально значимые качества.

Цель проекта - создать условия для овладения знаниями и навыками правовой культуры всеми учащимися. Идея проекта заключается в том, чтобы создать информационно-правовое пространство, которое явилось бы фактором развития правовой культуры школьников.

В ходе осуществления проекта перед нами встали следующие задачи: создать банк данных, исследовать уровень правовых знаний учащихся, разработать структуру пресс-центра и систему мероприятий по правам ребенка и порядке их реализации. Ресурсным обеспечением проекта явилась нормативно-правовая (Закон РФ "Об образовании", Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Устав школы); информационно-технологическая (сбор банка данных, средства мультимедиа, переписка по Интернету, правовая афиша) основы; кадровое обеспечение (психолог, социальный педагог, Уполномоченный по правам ребенка, консультации ученых). Основные положения этого проекта я сейчас и представляю.

Воспитание демократией состоит в приобретении жизненного опыта по принципам демократического, основанного на праве общества. Совокупность таких условий жизни школы и можно назвать правовым пространством школы.

Такое пространство вместе с другими образовательными пространствами (учебным, игровым, художественно-творческим, трудовым и т.п.) образуют уклад жизни школы. И такой уклад (атмосфера, стиль жизни и т.п.) иногда гораздо больше влияет на становление жизненных позиций учащихся, чем нравоучения старших.
Правовое пространство можно представить как сложную, динамичную, открытую систему, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Рассмотрим ее.

Стержнем всей системы является Устав школы, который, как Конституция, включает в себя главные нормы жизни школы. Этот документ базовый, но по решению общешкольного собрания он может быть дополнен какими-то новыми положениями, если они не противоречат Конституции. Так как школа - это маленькое государство, так же как и Россия, оно демократическое, федеративное и правовое. И, само собой разумеется, что Совет старост на основании предложений от классов принял решение, что в каждом классе может быть свой Устав, но не противоречащий вышестоящим правовым источникам. Эта затея всех увлекла, мало того - она была полезна, так как заставила ребят еще раз внимательно прочитать эти важные документы, а также понять на деле, что существует строгая иерархия источников права.

В центре системы, конечно ученики, которые взаимодействуют с учителями на уроках и вне их. Именно по их инициативе в школе возникло самоуправление. Мы не стали называть себя республикой, это звучит слишком громко. Да и вряд ли где есть действительно школьные республики. Слишком велика роль взрослых, а дети в общей массе - все-таки более или менее хорошие исполнители. Но мы создали работоспособный Совет старост. Сначала, конечно, подталкивали, теперь ребята уже работают самостоятельно. Четко определен график сборов, функции старост и других членов классного самоуправления. В Совете выделилось ядро, лидер. В этом учебном году лицей делегировал 5 человек в городской молодежный парламент. Там ребята работают в различных комитетах в зависимости от своих интересов.

Главной целью создания правового пространства любого образовательного учреждения является воспитание социализированной личности, то есть – это процесс целенаправленный. Что в нашей школе работает на реализацию это задачи?

Это должна быть группа, состоящая из старшеклассников, учителя, родителей – во главе с уполномоченным по защите прав ребенка. Положение об этой группе может быть выработано на общем собрании учеников и учителей и утверждено на школьном совете.

Основными направлениями работы по формированию правового пространства по-прежнему остаются просветительство, социальная практика и личный пример. О первых двух направлениях уже говорилось выше, важность личного примера все понимают, но на практике это не всегда происходит. Мы, взрослые, думаем, что дети ничего не понимают, не видят, что, так как мы старше, нам больше позволено. Но в деле воспитания всегда надо начинать с себя, и мы решили: не опаздывать на уроки, всегда выполнять обещания, не курить, следить за чистотой своего рабочего стола, одежды, речи. Правовое пространство должно начинаться с равенства всех перед законом.

На уроках права, обществознания, истории используются современные информационные технологии: в кабинете есть компьютер, интерактивная доска. Ребята делают презентации к урокам в программах POVER POINT, SMART. В работе с интернетом мы стараемся прививать правовые основы сетевой грамотности: наши программы являются лицензионными, ребят мы ориентируем на то, чтобы они не занимались плагиатом в работе над презентациями, уважали авторские права и делали ссылки на авторов работ.

На выходе старшеклассники владеют юридическими терминами и понятиями в объёме, необходимом для изучения основ права. Они ориентируются в наиболее значимых явлениях истории становления и развития права (зарубежного и отечественного). Умеют правильно пользоваться юридической терминологией, умеют читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл. На уроках они учатся составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (доверенность, заявление, текст трудового договора, и.т.п.). Они научены правильно применять правовые знания: проектировать правомерные способы действия в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей и собственным действиям. Формируется чёткая установка на законопослушание, на осознание социальных ценностей права, как средство защиты личности и общества.

Читайте также: