Образование активно воздействует на жизнь чем выше образованность граждан

Обновлено: 04.07.2024

Давно прошли те дни, когда роль образования состояла в получении среднего школьного уровня, за которым следовало ученичество ремеслу или торговле. Раньше можно было обеспечить себе гарантированную работу, изучая одну профессию и выживая только на элементарных знаниях чтения, письма и арифметики. (Для некоторых рабочих мест даже эти квалификации не были необходимы!).

Не так в нынешнем веке.

Важность процесса обучения

Мы живем на краю кровоточащей технологии, и простое знание чтения, письма и арифметики просто не достаточно. Наша рабочая сила нуждается в критических и творческих мыслителях, которые могут решить множество проблем.
Сейчас роль образования в том, чтобы молодые люди (и не только молодые) открывали свои сильные стороны и строили свои мечты на будущее. Они растут физически и умственно. Они начинают понимать себя и окружающий мир. Дайте им качественное образование, и они вырастут с сильным фундаментом знаний, чтобы удовлетворить эти мечты. Откажите им в качественном образовании, и они обречены на жизнь, в которой они никогда не смогут осуществить свои мечты или реализовать свой истинный потенциал.

роль образования

Образование должно дать физическую доблесть, остроту ума и социальную грацию. Ответственность системы заключается в том, чтобы обучать навыкам, необходимым для осуществления их мечты и создания лучшего общества.

Роль образования в развитии талантов людей, которые будут руководить нашей страной в следующем поколении. Еще одна важная роль образования это социальная осведомленность. Молодой человек не получивший формальных знаний, получает только один взгляд на общество – взгляд своих родителей. Система образования показывает все стороны проблем, чтобы они могли принимать обоснованные решения о своей жизни и своем мире. Вынося критические вопросы общества в класс для обсуждения и дебатов, ученики становятся критическими и творческими мыслителями, теми самыми умами, которые нужны обществу для улучшения нашего мира.

Образование должно дать знания и чувство ответственности за мир, в котором он живет, и сделать его лучше.

Образование — направление политики

Ни для кого не секрет, что именно образование является основным направлением политики любой страны. Именно к его проблемам обращены взгляды всех государственных деятелей. Образование улучшает качество жизни, производя обученную и опытную рабочую силу. С его помощью люди получают необходимые знания и навыки, чтобы конкурировать и развиваться. Чтобы удовлетворить потребности современной эпохи, система получения знаний должна сосредоточиться на технических и практических мероприятиях. Широко применять компьютерные технологии в образовании.

Роль образования должна быть поставлена на первое место, потому что оно поощряет стремящихся раскрыть свой потенциал. Это создает уровень уверенности и чувство собственного достоинства в каждом человеке. Если страна имеет достаточно квалифицированной рабочей силы, она не будет зависеть от других или верить в помощь от других стран.
Образование вносит значительный вклад в общую систему и играет жизненно важную роль в социально-экономическом развитии нашей страны. Знания становятся неотъемлемой частью нашей жизни.
Оно влияет на продуктивность экономики страны и обеспечивает успехи в развитии науки. Ведь именно те, кто сейчас являются студентами, через одно-два десятилетия будут составлять костяк науки страны. Именно поэтому особенно важно качественное образование, которое должно быть не только в теоретической плоскости, но уже с первых уроков ученики должны сталкиваться с практическим применением полученных знаний.

Обучение всегда было процессом длинной жизни как индивидуально, так и коллективно с самого начала человеческой цивилизации. В гражданских обществах организованные усилия по обучению превратились в сложные образовательные системы, включающие несколько лет образования где в большинстве случаев доминирует роль государства. Однако это не меняет тот факт, что мы, как люди, продолжаем узнавать многое о жизни и выживании за пределами системы получения знаний. Как и всякое человеческое обучение, оно должно быть добровольным и ненасильственным.

Со значимой ролью образования сталкивается любой житель страны, в разные периоды своего умственного развития. Именно поэтому каждый заинтересован в том, чтобы образовательная сфера была максимально качественной.

Одной из важнейших ролей образования является практика. На практике есть невероятная возможность полностью проследить каждый аспект своей будущей профессии, только так можно узнать больше о том, что предстоит делать. Ведь как известно ни одна компания не ограничивается теорией, всем нужна именно практика. Поэтому практика становится особенно важной, так как она подтверждает ответственность будущего специалиста. Отчетом по практике называют полное описание работы студента на предприятии.

Роль образования в выполнении целого ряда важных для общества функций.

Традиционно к сфере образования относят:

  • передачу знания от одного поколения к другому,
  • хранение и генерирования национальной культуры общества,
  • сохранение и поддержание развития языка,
  • особенности молодежи, ее интеграция в современное общество,
  • социализация человека.

Стоит также учитывать, что общество развивается достаточно динамично, растет мобильность финансовых средств и кадров. Развитие общества любой современной страны полностью зависит от интеллектуального капитала отдельно взятого человека.

Аннотация: В данной статье показано влияние образовательного процесса на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни, ее продолжительность. Рассматриваются преимущества и недостатки перехода на уровневую систему образования в России, проводится сопоставление с традиционными программами обучения. На основании сравнительного анализа делается вывод о сложности и противоречивости проводимых реформ, необходимости их адаптации под национальные особенности государства.

Ключевые слова: образование, уровневая система, качество жизни

THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE QUALITY AND STANDARD OF LIVING. SPECIFICITIES OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN RUSSIA.

Bakeev D.A., Berdysh I.A., Agafonova Y.O., Barycheva P.P., Belyaeva M.A.

Plekhanov Russian University of Economics, Russian Federation, Moscow

Аннотация: In this article the influence of educational process on the formation and development of personality, socialization, the level of quality of life and its duration is described. There are a discussion of the advantages and disadvantages of transition to tiered system of education in Russia, a comparison with traditional training programs. On the basis of the comparative analysis the conclusion is made about the complexity and inconsistency of the reforms, the necessity of their adaptation to the national characteristics of the state.

Это высказывание, датированное IV в. до н.э., принадлежит древнегреческому античному философу Аристотелю. Однако оно актуально и по сей день. Роль образования в жизни человека трудно переоценить. Процесс образования, т.е. получение новых знаний, умений, опыта о жизни является неотъемлемой частью успешного существования человека. Хотим мы того или нет, образование проходит красной нитью через всю нашу жизнь, влияет на формирование и развитие личности, социализацию, качество и уровень жизни и даже на ее продолжительность.

Образование помогает человеку социализироваться в обществе, понять его уклады и законы, научиться устанавливать контакт с другими людьми. Полученные знания, как теоретического, так и практического характера, способствуют успешному становлению личности.

Следует также отметить, что образование влияет и на продолжительность жизни. Ученые из Совета по медицинским исследованиям (Medical Research Council) доказали, что смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем смертность малообразованных. Экспериментально установлено влияние уровня IQ на состояние здоровья и продолжительность жизни человека. Это довольно легко объяснить: образованные люди лучше понимают, как сохранить свое здоровье, а потому едят правильную пищу, лучше следят за своим здоровьем, получают более качественное медицинское обслуживание.

Основываясь на результатах проведенных в разное время социологических исследований, можно оценить воздействие высшего образования на развитие личности по трем направлениям:

1) в получении профессии; 2) в интеллектуальном развитии; 3) в изменении социального статуса. По первому направлению наиболее значимые оценки следующие:

· возможность интеллектуального труда;

· получение знаний для эффективной работы;

· возможность работы в сфере управления. По второму направлению:

· возможность реализации творческого потенциала;

· формирование научного понимания мира;

· развитие навыков анализа общественной жизни;

· усвоение духовной культуры;

· работа в сфере науки. По третьему направлению:

· повышение социального статуса;

· достижение материального положения.

На протяжении многих лет в нашей стране господствовала система образования, установившаяся еще во времена Советского Союза. Она была признана зарубежными государствами и по праву считалась одной из лучших в мире. Советская школа была призвана не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности и патриотизма. В 1970-х гг. в СССР расходы из госбюджета на высшие учебные заведения составляли 2,97 млрд рублей; действовало 856 вузов (в том числе 65 университетов), в которых обучались более 4,9 млн. студентов; государство через систему распределения гарантировало трудоустройство и работу по специальности каждому выпускнику среднего специального и высшего учебного заведения. В дальнейшем, после распада СССР, система образования в России подверглась реформированию в период 1990-х и 2000-х годов.

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства высшего образования. Таким образом, система российского образования стала осуществлять переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием: бакалавриат и магистратура [3].

Таким образом, перед тем, как подавать документы в вуз на то или иное направление, абитуриенту следует принять обдуманное решение, исходя из своих профессиональных интересов и личных планов на жизнь, какую программу обучения лучше выбрать.

Переход на уровневую систему образования имеет как сторонников, так и противников. Для того чтобы объективно разобраться в ситуации, следует изучить все преимущества и недостатки данной системы.

Вопреки распространенному мнению, наука неотделима от политики. Более того, ни о науке ни о политике нельзя говорить как о чем-то, существующем в вакууме по отдельности, ведь решение о том, кто именно будет заниматься наукой или политикой исторически принимает общество. В университетских стенах этой особой сферой деятельности занимаются политологи. Их в том числе интересует деятельность политических институтов и взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Недавно исследователи из Центра образования и трудовых ресурсов Джорджтаунского университета зафиксировали тревожный рост авторитаризма в мире. Под авторитаризмом ученые понимают форму государственной власти, основанной на безусловном авторитете правящего субъекта. Иными словами, авторитарное устройство государства можно охарактеризовать отсутствием подлинной демократи как в отношении свободного допуска до выборов, так и в вопросах управления государством. Интересно, что согласно результатам последних научных исследований, чем выше в обществе уровень образования, тем меньше шансов, что к власти придет авторитарный лидер.


Оказалось, что лучшая защита от авторитаризма – более образованные граждане.

Политическая карта мира

Сегодня на мировой политической арене по разным подсчетам присутствуют 193, 195, 237, 245, 248, или 253 стран мира, в зависимости от определения. Членами крупнейшей в мире межправительственной организации ООН при этом являются 193 государства, хотя на планете насчитывается 195 признанных суверенных государств. Среди них две страны, не являющиеся членами ООН – это Палестина и Ватикан (так называемые государства-наблюдатели).

Помимо суверенных наций, существуют автономные самоуправляющиеся политические единицы, которые являются частью суверенного государства, но не частью материка. Также исследователи выделяют несамоуправляющиеся территории, которые либо таковыми не признаются, либо признаются частично.


Большая политическая карта мира выглядит так.

Например, Тайвань – островное государство у юго-восточного побережья Китая, с многопартийной демократией и населением в 23,6 миллиона человек, имеет неопределенный политический статус, так как власти и Тайваня и Китая претендуют на эту территорию. К числу частично признанных государств или государственных образований относятся Абхазия, Косово, Острова Кука, Северный Кипр, Сахарская Арабская Демократическая Республика (Западная Сахара), Сомалиленд и Приднестровье.

Политическое устройство государств

Два столетия назад большинство стран были автократиями или колониями. Сегодня, напротив, большинство стран являются демократиями, что довольно занятно, так как демократия – это недавнее достижение человечества.

Интересно и то, что согласно данным многочисленных научных исследований, экономический успех государства как правило сопровождается политической свободой. Более того, история показывает, что страны, демократия в которых установилась раньше других, первыми достигли устойчивого экономического роста.


По данным организации Freedom House, 2020 год стал 15-м годом подряд снижения глобальной свободы.

Еще больше увлекательных статей об устройстве общества и будущем человечества читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там регулярно выходят статьи, которых нет на сайте.

Так, на Западе в последние годы растет запрос на популизм, а в таких странах как Чили, Боливия и Гонконг устанавливается гибридный режим – смешанный тип политического режима, который установился в ходе незавершенного демократического перехода. К странам, жители которых довольны демократией относятся Швеция (69%), Филиппины (69%) и Индонезия (65%). А вот меньше всего то, как работает демократия, нравится гражданам Греции (84%), Мексики (85%) и Бразилии (83%).

Как пишет Клаасен в работе, опубликованной в журнале American Political Science Review, с усилением демократических институтов одобрение демократии, как правило, падает. И наоборот: стоит им прийти в упадок, как демократические устремления общества растут. К такому выводу ученый пришел изучив данные из 135 стран мира.

Образование и мировая политика


Желтым на карте выделены авторитарные страны.

Как отмечает в своей статье для Big Think Джейми Мерисотис – президент и генеральный директор Фонда Lumina Foundation, люди с более высоким уровнем образования гораздо менее склонны быть авторитарными в своих предпочтениях в воспитании детей, чем другие.

Но почему образование разрушает авторитарные установки? Высшее образование в своих лучших проявлениях стремится содействовать самостоятельному мышлению и критическому рассмотрению устоявшегося порядка вещей, не говоря уже о пытливости и любознательности. Все это резко контрастирует со слепым приятием информации и мнений авторитетов.

Высшее образование также знакомит людей с различными идеями и культурами, показывая, что различия не так плохи или опасны, как люди привыкли считать. Образование помогает людям лучше понять абстрактные принципы демократии и равенства, а также то, как справляться со сложностями и различиями в обществе. Образование также помогает улучшить навыки межличностного общения, необходимые для гражданского участия в условиях демократии.

Конечно, формальное обучение само по себе не может изменить уравнение, но в отсутствие хорошо информированных граждан, способных критически оценивать идеи и перспективы тех, кто занимает свои посты, последствия могут быть пугающими.


В статье рассмотрена роль и влияние образования в стране на национальную экономику. Определены позиции России в мире по индексу образования и по уровню богатства, факторы, влияющие на снижение уровня образования. Выявлены необходимые меры, которые нужно предпринять для улучшения качества образования, также проанализированы статистические данные о количестве населения по уровню образования и его влияния на занятость трудовых ресурсов.

Ключевые слова: человеческий капитал, образование, индекс уровня образования, ВВП, валовой внутренний продукт, занятость населения, средняя заработная плата.

Человеческий капитал — совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом. Также он является ключевой составляющей для развития экономики. Поэтому государство должно стимулировать обучение людей, дать качественное образование.

На основании анализа докладов Организации объединённых Наций (ООН), опубликованного в 2018 г. установлено, что Россия занимает в мире по качеству образования 33 место. По данным ООН индекс уровня образования является ключевым показателем благосостояния общества всего мира. Это очевидно, так как параметр определяет, на каком уровне находится развитие той или иной страны. В первую очередь имеется в виду развитие экономическое, технологическое, промышленное, оказывающее прямое влияние на качество жизни [1]. Следует отметить, что тройкой лидеров в 2018 г. по этому показателю являются Германия (0.946), Австралия (0.923) и Новая Зеландия (0.923), Россия же располагается на 33 месте с индексом 0.832. Данные показатели представлены в таблице 1.

Рейтинг стран мира по индексу образования [1]

Место

Страна

Индекс

33

Россия

0.832

К сожалению, наша страна не входит в десятку лидеров по этому показателю. Существует множество причин, влияющих на это.

Например, в нашей стране сегментированное образование, которое не даёт всем одинаково получать знания. Кто-то может позволить себе обучаться в хороших школах, нанимать репетиторов, посещать дополнительные курсы, следовательно, имеет больше шансов на успешную жизнь. Остальные же довольствуются тем, что есть.

Также существуют ещё несколько факторов, влияющих на снижение уровня образования и представленных на рис. 1.

Факторы, влияющие на снижение уровня образования

Рис. 1. Факторы, влияющие на снижение уровня образования

Отсюда следует, что страна получает низкую долю квалифицированных рабочих. У кого была возможность получить качественное образование, те становятся более успешными в жизни, так как обладают большим набором знаний и навыков. Другие же вынуждены соглашаться на некачественные места работы, низкие зарплаты [2].

По последним данным микропереписи 2015 г., представленным в таблице 2, установлено, что большинство людей не желают получать высшее образование. В основном люди предпочитают среднее профессиональное образование.

Уровень образования взрослого населения России (в расчете на 1000 человек) [6]

Показатели

Население в возрасте 25–64 лет

Мужчины

Женщины

Неполное высшее профессиональное

По программам подготовки специалистов среднего звена

По программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Не имеют начального общего образования

Конечно, каждый человек в праве сам решать, какое образование он получит, но от этого зависит уровень его зарплаты. Работодатели предпочтут более квалифицированного специалиста, поэтому чаще всего люди с высшим образованием и занимают должности, которые приносят внушительный доход. По данным Росстата [5] на 2019 г. средняя заработная плата людей с высшим образованием составляет 57,7 тысяч рублей, у людей со средним специальным образованием — 36,9 тысяч рублей, меньше всего у людей с основным общим образованием — 34,8 тысяч рублей. (рис. 2).

Средняя заработная плата в месяц в зависимости от уровня образования, 2019 г. [5]

Рис. 2. Средняя заработная плата в месяц в зависимости от уровня образования, 2019 г. [5]

Но не только от самого населения зависит уровень образования в стране. Очень многое зависит от финансирования системы образования. Имея достаточное финансирование, образовательные учреждения могут обеспечить себя нужными учебными материалами, новыми технологиями, мотивировать самих сотрудников и другое. К сожалению, в нашей стране с этим дела обстоят недостаточно хорошо.

Кроме того, данный рейтинг Skyeng представил данные о долях государственного финансирования образования, в котором лидирует Норвегия, где на затраты в образовательной системе приходится 99 % бюджетных средств. В Финляндии данный показатель составляет 98 %, а в Люксембурге — 97 % [4].

Низкие показатели финансирования сферы образования в нашей стране приводят к сокращению образовательных учреждений. Показатели, представленные на рис. 3 свидетельствуют о том, что количество школ с 2000 г. по 2019 г. сократилось на 40 % по данным официальной статистики, на 25 % сократилось количество учреждений среднего профессионального образования и на 23 % учреждений высшего образования [4].

Несмотря на сокращение учреждений высшего образования, современные реалии таковы, что растёт количество занятых с высшем образованием.

Численность занятого населения в зависимости от уровня образования, тыс. чел.

Рис. 3. Численность занятого населения в зависимости от уровня образования, тыс. чел.

При этом остальные группы людей остаются в большой степени без работы. Так ещё в 2000 г. 11777 тысяч человек с высшим образованием были занятыми, а в 2019 г. их число составило 24632 тысячи человек [6]. Увеличение составило более чем в два раза Работодатели в большей степени ищут высококвалифицированных рабочих, поэтому нужно больше времени уделить развитию системы среднего профессионального образования (СПО).

Следует отметить, что количество занятых людей, имеющих СПО увеличилось на 14,7 %. Занятых, имеющих среднее общее образование сократилось на 20 % за период 2000–2019 гг. А занятых в экономике людей с основным общим образованием сократилось на 66 %, они остаются без работы или вынуждены соглашаться на плохие условие труда. Так мы получаем высокий уровень бедности, также это влияет на то, что страна не может усложнить уровень экономики, тем самым не удаётся поднять уровень богатства страны. Поэтому в рейтинге богатых стран мира на 2020 год по ВВП, представленном в таблице 3 и рассчитанном по паритету покупательной способности, мы сможем увидеть Россию лишь на 55 месте с показателем 30.284$.

Список стран по ВВП (ППС) на 2020 г. [5]

Место

Страна

ВВП-ППС, $

55

Россия

30.284

С целью улучшения данного показателя Правительству РФ предстоит разработать план действий по улучшению образования в нашей стране. В мире же достаточно много исследований посвящается этой теме, и исследователи выделяют несколько путей решения этой проблемы. Прежде всего, нужно замотивировать педагогов, улучшить качество их места работы, постараться распределить высококвалифицированных рабочих по всей системе образования. Для учащихся же надо обеспечить их готовность к обучению, реализовывать программы по обучению в раннем возрасте, соблюсти их потребности. Также нужно составить учебные планы, соответствующие реалиям современности, обеспечить детей нужными учебными материалами, развить цифровую грамотность. Сами организации нужно оборудовать различными современными техническими средствами, обеспечить достаточным бюджетом. Также для достоверного анализа системы образования нужно, чтоб организации представляли правдивые отчёты и проводили мониторинги, так будет понятно, что и где надо улучшать.

Таким образом, влияние образования на экономику страны достаточно значимо, поскольку от этого зависит, какие кадры страна получит в дальнейшем. Сейчас в России с этим есть проблемы, количество не достаточно квалифицированных рабочих велик, также страдает качество предоставляемых рабочих мест. Всё это идёт от того, что когда-то люди получили низкие знания и небольшой объём навыков. Поэтому экономика страны не усложняется, люди ориентированы на простой труд. Следовательно, и в списке богатых стран Россия занимает невысокие позиции. Также люди не стремятся получить высшее образование, да и количество учебных заведений высшего образования сокращается, хотя по статистическим данным, таким работникам платят больше и их чаще нанимают, остальные слои населения вынуждены выполнять лёгкий труд, с которого имеют низкий доход, отсюда и бедность населения. Чтоб улучшить позиции в этих показателях, нужно улучшать систему образования, через мотивацию преподавателей, составление современных учебных планов, которые соответствовали бы новым реалиям и помогали удовлетворить потребности учащихся и в дальнейшем страны, также нужно обеспечивать организации всем необходимым, не жалеть бюджета на их развитие. Так Россия сможет улучшить своё положение в мире и выйти на лидирующие позиции.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, высшее образование, уровень образования, норвегия, показатель, данные, профессиональное образование, снижение уровня образования, заработная плата, качественное образование.

Читайте также: