Обратной силы не имеет закон изменяющий меру наказания за какое либо правонарушение

Обновлено: 25.06.2024

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации

1. Положения комментируемой статьи основаны на общепризнанных принципах справедливости и гуманизма, сформулированы в соответствии со ст. 11 Всеобщей декларации прав человека и ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Эти нормы служат важным средством обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, являясь неотъемлемым составным элементом правового статуса личности в Российской Федерации.

Возведение правовых норм о действии закона во времени в разряд конституционных (обладающих наивысшей силой) свидетельствует об их высокой значимости и ценности; они носят теперь всеобщий характер, распространяясь на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения.

Итак, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в Уголовном кодексе РФ и Кодексе об административных правонарушениях РФ. Например, согласно ст. 10 УК РФ, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Следовательно, лицо, совершившее деяние в то время, когда оно считалось правонарушением, не подлежит ответственности, а лицо, совершившее правонарушение, наказуемое по новому закону более строго, может быть привлечено к ответственности только по действовавшему в то время более мягкому закону.

Издание законов, устанавливающих или отягчающих ответственность, может быть вызвано необходимостью совершенствования мер охраны и защиты прав, свобод и законных интересов других граждан, усиления борьбы с правонарушениями и укрепления правопорядка. Разумеется, государство вправе принимать такие меры, но это не должно вести к ухудшению положения лица, совершившего деяние до издания более строгого закона. Гражданин может и должен знать и соблюдать требования действующего закона.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Данный конституционный принцип подчеркивает гуманность законодательства и стремление самого законодателя следовать принципу справедливости, а также полностью соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека (ч. 2 ст. 11) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст. 15).

Приведем несколько примеров из отраслевого законодательства, в котором нашла свое продолжение комментируемая конституционная норма.

В гражданском законодательстве: если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (ст. 422 ГК РФ).

В налоговом законодательстве: акты, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В законодательстве об административных правонарушениях: закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ст. 1.7 КоАП РФ).

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Комментарий к ст. 10 УК РФ

2. Комментируемая статья конкретизирует применительно к сфере уголовно-правового регулирования вытекающие из Конституции (ч. 2 ст. 54) и Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 15) принципы применения новых законов, устраняющих или смягчающих уголовную ответственность. Эти принципы, — отметил КС РФ, — сформулированы как императивные указания, адресованные прежде всего государству в лице соответствующих органов, которые призваны обеспечивать реализацию закрепленной в ч. 1 ст. 45 Конституции гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ и от которых зависит решение вопроса: какая именно ответственность может наступать за те или иные правонарушения? Следовательно, суды не вправе уклоняться от исполнения обязанности по применению закона, устраняющего или смягчающего ответственность. Применение уголовного закона, имеющего обратную силу, осуществляется на любых стадиях уголовного судопроизводства, начиная с возбуждения уголовного дела и заканчивая пересмотром вступивших в законную силу судебных решений и исполнением приговора . В предусмотренных процессуальным законом формах применение закона, имеющего обратную силу, возможно как по ходатайству лица, совершившего преступления, так и в инициативном порядке правоприменителем, причем в любом случае лицо, совершившее преступление, должно иметь возможность обжаловать принятые в отношении его процессуальные решения, связанные с применением такого закона .
———————————
См.: Пост. КС РФ от 20.04.2006 N 4-П.

3. Обратную силу уголовного закона можно определить как распространение действия закона на регулирование тех уголовно-правовых отношений, которые возникли до момента его вступления в силу. Согласно ч. 1 комментируемой статьи обратную силу имеют три типа уголовных законов: устраняющий преступность и наказуемость деяния; смягчающий наказание; иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

4. Устраняющим преступность и наказуемость деяния законом следует считать закон, которым:

— из Особенной части УК исключается статья или часть статьи об ответственности за то или иное преступление (напр., за заведомо ложную рекламу);

— изменяется содержание криминообразуюших признаков состава преступления, которое приводит к уменьшению объема преступных деяний (напр., повышается размер предмета легализуемого имущества, добытого преступным путем, или дополнительно устанавливается специальный мотив преступления, или повышается возраст субъекта преступления, или устанавливаются в качестве обязательных специальные признаки субъекта в том или ином составе преступления и др.).

— изменение подзаконных уголовно-правовых актов (напр., пост. Правительства РФ, которым определяется список и размеры наркотических средств для целей применения соответствующих статей УК);

— изменение бланкетного нормативного материала, к которому отсылают статьи УК при описании признаков составов преступлений (напр., изменение перечня видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия);

— изменение законодательства об административных правонарушениях, которое определяет смежные с преступлениями составы административных проступков (напр., размер мелкого хищения).

6. Применение с обратной силой уголовного закона, который устраняет преступность и наказуемость деяний, предполагает:

— невозможность возбуждения уголовного дела по фактам совершения деяний, преступность и наказуемость которых устранена, и в отношении лиц, совершивших такие деяния;

— прекращение за отсутствием состава преступления всех уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении деяний, которые декриминализированы новым законом (ч. 2 ст. 24 УПК), с согласия этих лиц и без признания за ними права на реабилитацию (ч. 4 ст. 133 УПК);

— освобождение от уголовного наказания всех лиц, которые отбывают наказание за совершение деяний, подвергшихся декриминализации (п. 13 ст. 397 УПК);

— снятие судимости с лиц, которые отбыли наказание за декриминализированное новым законом деяние.

7. При применении закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния, следует учитывать, что:

— изъятие из УК специальной нормы об ответственности за то или иное преступление не предполагает с необходимостью исключение ответственности субъекта на основании общей нормы (напр., исключение ст. 265 УК не означало отсутствия возможности привлечения к ответственности по ст. 125 УК);

— изъятие из закона той или иной статьи может сопровождаться одновременным установлением ответственности за аналогичное деяние в иной статье закона (напр., исключение ст. 188 УК сопровождалось введением в закон ст. 226.1 и ст. 229.1, а затем и ст. 200.1 УК);

— частичная декриминализация деяния не исключает ответственности за деяние, содержащее признаки обновленного состава преступления;

— временная декриминализация деяния не умаляет юридической силы промежуточного закона (временное исключение ответственности за клевету не предполагает лишения юридической силы Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ).

Во всех этих случаях, с учетом требований ст. 9 УК, уголовно-правовая норма применяется в той редакции, в которой она действовала на момент совершения преступления, при условии, что она не является более жесткой по сравнению с той же нормой, действующей на момент применения уголовного закона.

В качестве смягчающего наказание следует признавать закон, который:

— исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний;

— ограничивает перечень лиц, которым может быть назначен тот или иной вид наказания;

— устанавливает в санкции менее тяжкий вид самого строгого основного наказания;

— снижает низший или высший предел того или иного вида наказания в санкции, не изменяя соответственно другого предела;

— не меняя основного наказания в санкции, отказывается от одного или нескольких дополнительных наказаний;

— переводит дополнительное наказание из разряда обязательных в разряд факультативных;

— сохраняя основное и дополнительное наказание, вводит в санкцию альтернативно менее строгие виды основного наказания, ранее не предусматривавшиеся законом.

9. Применение с обратной силой закона, который смягчает уголовное наказание, предполагает:

— переквалификацию всех преступлений, дела о которых находятся в стадии предварительного расследования или судебного разбирательства, на новый уголовный закон;

— сокращение или изменение наказания лицам, к которым был применен прежний закон, с учетом предписаний нового закона;

— в необходимых случаях освобождение от наказания в связи с его отбытием;

— сокращение в пределах срока погашения судимости наказания, которое уже отбыто осужденным;

— сокращение срока судимости или снятие судимости с лиц, которые уже отбыли наказание, исходя из положений закона, связанных со смягченным наказанием.

10. При применении с обратной силой закона, смягчающего наказание, следует соблюдать выработанные судебной практикой правила:

— применение уголовного закона, смягчающего наказание осужденному, возможно только в том случае, когда изменения касаются того вида наказания, который назначен осужденному. Если в законе смягчается наказание, не назначенное осужденному по приговору суда, такой уголовный закон не имеет обратной силы в отношении этого осужденного и содеянное им не подлежит переквалификации, а назначенное наказание — пересмотру. Данное правило справедливо для случаев, когда и в старой, и в новой редакции закона предусматривались одни и те же виды наказаний. Если же новым законом в санкцию вводится более мягкое наказание, ранее не предусматривавшееся, то переквалификация содеянного и переназначение наказания являются обязательными при условии применимости этого наказания;

— в случае, когда закон смягчает параметры наказания, назначенного осужденному, или вводит в санкцию альтернативное более мягкое применимое наказание, пересмотр уголовного дела со смягчением ранее назначенного наказания является обязательным.

11. Сокращая или пересматривая ранее назначенное наказание, при применении закона, смягчающего наказание, следует учитывать, что:

— при приведении приговора в соответствие с новым уголовным законом — независимо от того, в какой процессуальной стадии решается данный вопрос, — подлежат применению все установленные УК в редакции этого закона правила, как общие, так и специальные, в соответствии с которыми вопрос о наказании разрешается при постановлении приговора, включая правила назначения наказания ниже низшего предела, при наличии смягчающих обстоятельств, а также при рецидиве преступлений и др. ;
———————————
См.: Пост. КС РФ от 20.04.2006 N 4-П.

— сокращение ранее назначенного наказания лишь до максимального размера наказания, установленного новым, более мягким законом, отражает не соответствующее Конституции понимание предписаний комментируемой статьи;

— назначение в порядке приведения приговора в соответствии с изменившимся законодательством наказания, соответствующего максимальному пределу, установленному новой санкцией, само по себе не является нарушением закона и прав граждан ;
———————————
См.: Опред. Судебной коллегии ВС РФ по делу Шакирова З.Ф. от 07.03.2013. Дело N 15-Д12-7.

— смягчение наказания, назначенного за одно из преступлений, образующих совокупность преступлений или приговоров, с необходимостью предполагает пересмотр итогового наказания, назначенного по совокупности;

12. Уголовный закон, иным образом улучшающий положения лица, совершившего преступление, не может быть дефинирован максимально точно. В общем виде это закон, изменяющий нормы, регламентирующие вопросы категоризации преступлений, рецидива, назначения наказания, условного осуждения, сокращающий сроки давности и судимости, меняющий условия освобождения от уголовного наказания или ответственности, правила определения вида исправительного учреждения и др.

13. Применяя уголовный закон с учетом положений комментируемой статьи, надо иметь в виду, что все нормы закона находятся в системной взаимосвязи, в связи с чем применение более мягкого закона в одной части может влечь за собой применение иных норм закона, в том числе и тех, что не изменялись с момента совершения преступления. Так, изменение правил категоризации преступлений влечет за собой изменение представлений о наличии или виде рецидива, что с необходимостью предполагает решение вопроса о пересмотре наказания, в том числе и по совокупности преступлений, а также решение вопроса о виде исправительного учреждения; устранение преступности одного деяния может влечь за собой изменение квалификации либо устранение преступности другого, связанного с ним деяния (напр., декриминализация кражи может влечь за собой устранение преступности вовлечения несовершеннолетнего в совершение этой кражи).

14. Изменения уголовного закона не всегда носят однонаправленный характер. В ряде случаев закон меняется и в сторону смягчения, и в сторону ужесточения одновременно. В таких случаях следует учитывать, что по смыслу Конституции общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет . Из всех законов применяется лишь тот, который создает наиболее благоприятные условия для лица, совершившего преступление. Следовательно:
———————————
См.: Пост. КС РФ от 24.10.1996 N 17-П.

— при квалификации действий виновного суд обязан применить новый уголовный закон в части, улучшающей положение лица, совершившего преступление, и не вправе применить новый закон в части, ухудшающей его положение ;
———————————
Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2011 г. (Опред. N 20-О11-6) // БВС РФ. 2012. N 2.

— если исключается квалифицирующий признак, но ужесточается наказание, закон применяется в части переквалификации содеянного с определением наказания по ранее действовавшему закону;

— если в санкции смягчается основное наказание, но факультативно или обязательно вводится дополнительное, новый закон применяется лишь в части смягчения наказания;

— если новый закон одновременно понижает минимальный и повышает максимальный размер самого строгого основного вида наказания, подлежит применению закон с наименьшим верхним пределом санкции .
———————————
См.: Опред. Военной коллегии ВС РФ от 21.10.1997 по делу С. // БВС РФ. 1998. N 3.

15. Закон, который устанавливает преступность деяния, ужесточает уголовное наказание или иным образом ухудшает положение лица, совершившего преступление, не имеет обратной силы.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Комментарий к Ст. 54 Конституции Российской Федерации

Обратная сила закона — это распространение его действия на правоотношения, возникшие до вступления его в силу.

Комментируемая статья запрещает обратную силу закона в отношении ответственности за правонарушения. При этом в случае смягчения или устранения ответственности обратная сила подлежит обязательному применению.

Нормы комментируемой статьи закрепляют право каждого не подвергаться преследованию за деяния, совершенные при отсутствии в законе их запрета, и не нести более суровую ответственность за правонарушение, чем предусматривалось в момент его совершения. Тем самым формулируются правила о действии устанавливающих юридическую ответственность законов во времени.

Данное установление Конституции России является по своему характеру универсальным:

  • оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле;
  • обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и, наконец, касается всех видов юридической ответственности.

Последнее относится к уникальным чертам российского конституционного регулирования, поскольку и международно-правовые нормы, и зарубежные конституционные тексты формулируют подобные правила лишь в связи с запретами признавать преступлением не предусмотренные уголовным законом деяния (sine crimen sine lege) и, соответственно, придавать обратную силу нормам о введении уголовной ответственности и о ее ужесточении, т.е. признают их обязательность в сфере уголовного преследования.

В системе изложенных в комментируемой норме правил базовым является тезис о недопустимости привлечения к юридической ответственности без установления в законе до совершения правонарушения как его признаков, так и конкретных мер ответственности.

Это требование охватывает, по существу, и запрет обратной силы закона, устанавливающего или усиливающего ответственность. Из него вытекает также недопустимость привлечения к ответственности на основе аналогии, т.е. в отсутствие прямого запрета конкретного правонарушения в законе.

Иное противоречило бы конституционным принципам юридической ответственности, к которым наряду с требованиями ст. 54 Конституции относятся также принципы правовой определенности и соразмерности ответственности (см. ст. 21 и ч. 3 ст. 55).

В дополнение к изложенному и расширяя международно-правовые нормы, комментируемая статья в ее ч. 2 предписывает также в случае устранения или смягчения ответственности применять новый закон и к совершенным до его принятия деяниям с тем, чтобы обеспечивалась соразмерность ответственности реальной общественной опасности правонарушения, поскольку изменена его оценка законодателем.

Под обратной силой закона понимается его применение к правоотношениям и породившим их событиям, действиям, бездействию, имевшим место до его вступления в силу.

По общему для всех отраслей права принципу закон действует в отношении будущего, с момента его вступления в силу и не имеет обратной силы, хотя возможно решение законодателя об отложенном введении закона в действие или, напротив, о распространении его действия на возникшие ранее правоотношения, что должно прямо предусматриваться в законе.

Именно данное полномочие законодателя при регулировании юридической ответственности подчиняется правилу комментируемой статьи. В этой сфере законодатель не вправе распространить действие закона, имеющего любые негативные последствия для положения субъектов права, которых он касается, на прошлое время.

Но он не обязан и повторять этот конституционный запрет при введении закона в действие, так же как не должен, вводя улучшающие положение нормы об ответственности, ссылаться на их ретроспективное применение.

Последнее обеспечивается правоприменительной практикой, исходя из прямого действия конституционной нормы на любом из предусмотренных законом этапов процесса привлечения к ответственности, а также и после вступления в силу ранее принятых правоприменительных актов, основанных на более строгом законе.

Однако при наличии сомнений в единообразном использовании или пригодности имеющихся процессуальных механизмов законодатель правомочен установить в рамках имеющихся процедур, какая из них должна применяться для обеспечения обратной силы закона, устраняющего или смягчающего ответственность, или ввести с этой целью дополнительные механизмы.

Это было, например, предусмотрено в Законе РФ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", когда законодатель ввел в порядке исключения процедуру пересмотра высшей судебной инстанцией ее собственных, окончательных решений в порядке, аналогичном судебному надзору.

В правовом государстве правомерность либо противоправность поведения гражданина, а равно его ответственность за противоправное деяние определяются действующим законом. Норма ч. 2 ст. 54 является важной правовой гарантией свободы поведения гражданина в обществе, позволяет ему совершать те или иные действия, сообразуясь лишь с действующим законом.

С изложенной конституционной нормой согласуется указание ст. 9 УК РФ о том, что преступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим во время совершения этого деяния, и ст. 9 КоАП, в которой записано, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства, действовавшего во время и по месту совершения правонарушения.

Согласно ст. 54 Конституции закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Такой закон подлежит применению лишь к тем правонарушениям, которые совершены после его издания, и не распространяется на деяния, имевшие место до его принятия. Аналогичные указания содержатся в УК и КоАП.

На принципах гуманизма и справедливости основывается и положение ч. 2 ст. 54 о том, что, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Такой закон имеет обратную силу. В ст. 10 УК соответствующая норма выражена следующим образом: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Аналогичное указание содержится и в ст. 9 КоАП.

Следовательно, если лицо совершило деяние во время действия прежнего закона, которым оно признавалось правонарушением, но новым законом ответственность за это деяние устранена, такое лицо не может быть привлечено к ответственности. Это деяние не считается больше правонарушением.

Если же лицо уже привлечено к ответственности по прежнему закону, оно в соответствии с новым законом подлежит освобождению от назначенной ему меры наказания.

В том случае, когда лицо несет ответственность за правонарушение по прежнему, более строгому закону, ему в соответствии с новым, более мягким законом назначенная мера ответственности должна быть уменьшена до пределов, указанных в новом законе.

Под смягчением ответственности, о котором говорится в ст. 54, понимается изменение строгости вида наказания (например, вместо уголовной установлена административная ответственность), либо уменьшение размера взыскания, либо облегчение условий отбывания наказания, либо иное улучшение положения лица, привлеченного к ответственности.

Различаются следующие виды правонарушений: дисциплинарные проступки, административные правонарушения или проступки, уголовные преступления, которые регламентирует Уголовный Кодекс РФ, и гражданско-правовые нарушения, отраженные в гражданском законодательстве .

За эти правонарушения соответственно установлена дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Предусматриваются эти виды ответственности соответствующим специальным законодательством (трудовым, административным, гражданским, уголовным и т.д.).

Положения ст. 54 распространяются на все указанные виды правонарушений и отрасли законодательства.

Под законом в ст. 54 понимается любой закон, предусматривающий ответственность граждан за правонарушения, независимо от того, является ли он федеральным законом или законом, принятым субъектом Российской Федерации, кодексом, отдельным законом или законом об изменении или дополнении действующего закона и т.д.

Ответственность за определенные правонарушения может предусматриваться в постановлениях Правительства России, различных нормативных правовых актах, издаваемых органами исполнительной власти.

В силу верховенства Конституции положения ст. 54 распространяются на все нормативные правовые акты, которые должны издаваться и применяться в строгом соответствии с этими положениями.

Статья 54 имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.

Правовое регулирование различных видов ответственности за правонарушения имеет свои специфические особенности. Это предполагает не только возможность, но и необходимость, целесообразность установления в отраслевых законах правовых норм, соответствующих положениям ст. 54, которые бы развивали и дополняли эти положения, определяли условия и порядок их применения с учетом специфики данного вида ответственности.

Такие нормы могут быть предусмотрены не только в уголовном и административном законодательстве, но и в других отраслях права.

В ст. 4 ГК определены пределы действия во времени гражданского законодательства. Установлено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК. Из текста ст. 4 можно сделать вывод, что в ней определяются пределы действия во времени гражданского законодательства, регулирующего и правоотношения, не связанные с ответственностью за правонарушения.

В этой связи представляет также интерес норма ст. 57 Конституции о том, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Все это дает основание сделать вывод о возможном и целесообразном расширении в будущем конституционных положений о действии законов во времени, с тем чтобы ими охватывались любые законы, а не только определяющие ответственность за правонарушения.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Уголовный кодекс РФ в последней редакции:

Статья 10 УК РФ. Обратная сила уголовного закона

1. Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

Вернуться к оглавлению документа : Уголовный кодекс РФ в последней редакции

Комментарии к статье 10 УК РФ

В ч. 1 ст. 10 УК РФ сформулирован принцип обратной силы уголовного закона, являющийся исключением из требований, установленных в ст. 9 УК РФ.

Обратную силу уголовного закона можно определить как распространение действия закона на регулирование тех уголовно-правовых отношений, которые возникли до момента его вступления в силу. Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ обратную силу имеют три типа уголовных законов:

  • устраняющий преступность деяния;
  • смягчающий наказание;
  • иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление.

1. Устранение преступности деяния

Законом, устраняющим преступность деяния, признается закон, отменяющий уголовную ответственность за это деяние.

Устраняющим преступность и наказуемость деяния законом следует считать закон, которым:

  • из Особенной части Уголовного кодекса РФ исключается статья или часть статьи об ответственности за то или иное преступление;
  • изменяется содержание криминообразующих признаков состава преступления, которое приводит к уменьшению объема преступных деяний (например, дополнительно устанавливается специальный мотив преступления, или повышается возраст субъекта преступления и т.д.).

Декриминализация тех или иных деяний может осуществляться не только путем внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство, но и путем отмены нормативных предписаний в иных нормативно-правовых актах. Например, формой декриминализации преступлений следует признавать также:

  • изменение подзаконных уголовно-правовых актов (например, постановления Правительства РФ, которым определяется список и размеры наркотических средств для целей применения соответствующих статей УК РФ);
  • изменение бланкетного нормативного материала, к которому отсылают статьи УК РФ при описании признаков составов преступлений (например, изменение перечня видов деятельности, для осуществления которых требуется лицензия);
  • изменение законодательства об административных правонарушениях, которое определяет смежные с преступлениями составы административных правонарушений (например, размер мелкого хищения).

Применение с обратной силой уголовного закона, который устраняет преступность и наказуемость деяний, предполагает:

  • невозможность возбуждения уголовного дела по фактам совершения деяний, преступность и наказуемость которых устранена, и в отношении лиц, совершивших такие деяния;
  • прекращение за отсутствием состава преступления всех уголовных дел в отношении лиц, обвиняемых в совершении деяний, которые декриминализированы новым законом (ч. 2 ст. 24 УПК РФ), с согласия этих лиц и без признания за ними права на реабилитацию (ч. 4 ст. 133 УПК РФ);
  • освобождение от уголовного наказания всех лиц, которые отбывают наказание за совершение деяний, подвергшихся декриминализации (п. 13 ст. 397 УПК РФ);
  • снятие судимости с лиц, которые отбыли наказание за декриминализированное новым законом деяние.

2. Смягчение наказания

Закон смягчает наказание, если он:

  • исключает какой-либо вид наказания из системы наказаний;
  • заменяет в санкции вид наказания на более мягкий;
  • исключает из санкции наиболее строгий вид наказания;
  • снижает минимальные и максимальные размеры наказания (в случае, когда нижний предел наказания стал мягче, а верхний строже, следует ориентироваться на верхний предел, такой закон признается более строгим);
  • вводит в санкцию более мягкий вид основного или дополнительного наказания;
  • исключает дополнительное наказание;
  • сохраняя основное и дополнительное наказание, вводит в санкцию альтернативно менее строгие виды основного наказания, ранее не предусматривавшиеся законом.
  • ограничивает перечень лиц, которым может быть назначен тот или иной вид наказания;
  • уменьшает размеры удержания из заработной платы при осуждении к исправительным работам и др.

Применение с обратной силой закона, который смягчает уголовное наказание, предполагает:

  • переквалификацию всех преступлений, дела о которых находятся в стадии предварительного расследования или судебного разбирательства, на новый уголовный закон;
  • сокращение или изменение наказания лицам, к которым был применен прежний закон, с учетом предписаний нового закона;
  • в необходимых случаях освобождение от наказания в связи с его отбытием;
  • сокращение в пределах срока погашения судимости наказания, которое уже отбыто осужденным;
  • сокращение срока судимости или снятие судимости с лиц, которые уже отбыли наказание, исходя из положений закона, связанных со смягченным наказанием.

3. Иным образом улучшение положения лица,
совершившего преступление

Обратная сила уголовного закона будет иметь место не только в случае декриминализации деяния или смягчения наказания, но и во всех иных случаях, когда изменения уголовного закона так или иначе связаны с улучшением положения виновного. Таким улучшением может быть, например:

  • установление возможности назначения менее строгого вида исправительного учреждения;
  • смягчение режима исполнения наказаний
  • смягчение условий условно-досрочного освобождения;
  • сокращение сроков давности освобождения от уголовной ответственности;
  • уменьшение сроков погашения или снятия судимости;
  • исключение квалифицирующего признака;
  • условия освобождения от уголовной ответственности или наказания.

Варианты улучшения положения виновного законом не ограничены, и принятие любого из них означает необходимость применения положений об обратной силе уголовного закона.

Правило об обратной силе закона распространяется как на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу, так и на лиц, отбывающих наказание или имеющих судимость по старому, более строгому закону.

Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных нормами как Особенной части, так и Общей части УК РФ в редакции этого закона (ч. 2 ст. 10 УК).

Читайте также: