Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей относится к функции какой
Обновлено: 28.06.2024
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками .
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕДЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ ГОСУДАРСТВЕНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства российской федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ".
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном усреднении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее - классный руководитель).
В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 13 ст. 1252) (далее - Типовое положение), на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом общеобразовательного учреждения.
В малокомплектных общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, где наполняемость отдельных классов составляет менее трех человек, обучающиеся нескольких классов (до 4-х) объединяются в класс-комплект. Независимо от ступени общего образования наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех-четырех классов - не более 15 человек.
2. Система работы классного руководителя в современных условиях.
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- Формирование и развитие коллектива класса;
- Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и развития его потенциальных способностей;
- Формирование здорового образа жизни;
- Организация системы отношений через разработанные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- Защита прав и интересов обучающихся;
- Организация системной работы с обучающимися в классе;
- Гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностного ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогичексие основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно - координирующие:
- Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- Установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- Проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- Взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- Организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- Взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- Регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- Установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- Содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- Оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностичечские:
- Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- Определение состояния и перспектив развития коллектива класса. 4. Контрольные:
- Контроль за успеваемостью каждого обучающегося: контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя.
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- Коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим: Определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- Учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- Обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально - значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя.
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать, на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
3. Планирование и диагностика воспитательного процесса.
В настоящее время нашу страну характеризует период серьезных социальных преобразований; происходят глобальные изменения в развитии экономики, ресурсов, осуществляется развитие социальных институтов - семьи и образования. В свете происходящих изменений в условиях современной общеобразовательной школы особое внимание уделяется деятельности классного руководителя как непосредственного и основного организатора учебно-воспитательной работы в классных коллективах учащихся.
Сегодня традиционно сложившееся представление о классом руководстве проходит этап переоценки содержания деятельности классного руководителя в школе: пересматриваются многие, ставшие привычными подходы к определению целей, методов работы классного руководителя, конкретизируются функции и показатели результативности, возрастают требования к профессиональной подготовке педагога-воспитателя. Перед учителями встает множество проблем, связанных с ходом наметившихся и активно осуществляющихся преобразований в совершенствовании института классного руководства. Все это актуализирует проблему педагогической поддержки специалистов образовательных учреждений, осуществляющих сегодня функции классного руководителя.
Одним из особых требований к организации воспитания в современной школе является научно-методическое обеспечение воспитательного процесса. Это требование ориентирует классного руководителя, прежде всего, на знание основ нормативно-правовой базы института классного руководства в школе, которая включает в себя нормативные документы федерального значения и положения, разработанные на их основе муниципального и внутришкольного уровней (локальные акты).
Регуляцией состояния нормативно-правовой базы в школе и степени ее функционирования управляет администрация образовательного учреждения. Регламентация деятельности классного руководителя является одним из наиболее значимых самостоятельных разделов и осуществляется на основании ряда положений. Среди них:
1) Положение о классном руководителе;
2) Положение о методическом объединении классных руководителей;
3) Положение о классном родительском собрании;
4) Положение о родительском комитете класса.
Данные положения составляют необходимый минимум. Введение в практику возможных других локальных актов определяется необходимостью закрепить специфику деятельности классного руководителя в сложившихся условиях конкретного образовательного учреждения.
Определяя содержание научно-методического обеспечения деятельности классного руководителя в современных условиях необходимо обратить внимание на организационно - методический аспект сопровождения института классного руководства в школе. В настоящее время трудно говорить о недостатке методической литературы в помощь классному руководителю. Но, как правило, содержание ее настолько объемно, что учителю-предметнику, реализующему функции классного руководителя, очень трудно самостоятельно все переосмыслить и организационного грамотно реализовать на практике. Здесь порой неоценимое значение имеют рекомендации заместителя директора школы по воспитательной работе или грамотного руководителя методического объединения классных руководителей в организации деятельности по всем необходимым направлениям. К таким рекомендациям чаще всего относятся:
1) Перечень возможных дел класса;
2) Рекомендации по проведению классных часов;
3) Структура анализа воспитательного мероприятия;
4) Рекомендации по составлению характеристики ученика;
5) Рекомендации по составлению психолого-педагогичской характеристики класса;
6) Практические рекомендации классному руководителю по планированию работы с родителями.
И многие другие профессиональные советы, системно выстроенные, необходимые в практике организации воспитательного процесса в классе.
Особое место в организационно-методическом обеспечении деятельности классного руководителя занимает реализация функции программного обеспечения и планирования работы с классным коллективом. Практика показывает, что здесь всегда затруднение испытывают не только вновь назначенные классные руководители, но и опытные коллеги. Это связано с большим объемом информации по разным направлениям деятельности (с учащимися и родителями класса, педагогами и социумом), который необходимо переработать и представить в сжатом виде в форме программы или плана воспитательной работы в классе. И чаще всего классному руководителю хочется сделать как можно больше, но реально его возможности очень невелики. Отсюда возникает проблемы повышения концентрации воспитательных воздействий педагога, связанных с необходимостью повысить эффективность воспитательных мероприятий, классных событий, творческих дел. Здесь грамотно составленный план воспитательной работы, разработанный на основе системного подхода, ориентированный на прогнозирование в достижении социально значимых целей, позволит классному руководителю по-настоящему быть руководителем в процессе взросления учащихся, как следствие, избежать возникающих разочарований и состояния нереализованности желаемых перспектив и намеченных результатов.
Профессионально грамотно организовывать и управлять своей деятельностью классного руководителя должна помогать педагогическая диагностика как функция и средство, направленное на определение актуального состояния изучаемого объекта и позволяющее выйти на анализ затруднений и перспектив в развитии. Здесь в помощь классному руководителю необходимы специальные методики, формирующие рефлексивную культуру педагога-воспитателя. К таковым относятся:
1) Показатели оценки продуктивности деятельности классного руководителя;
2) Тест "Самооценка уровня готовности учителя к воспитательной деятельности";
3) Анкета "Классный руководитель глазами воспитанника";
4) Анкета "Классный руководитель глазами родителей";
5) Анкета "Анализ классных часов".
воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своем профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию
процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей
отрасль психологии, содержащая в себе знание об общении
отношение человека к окружающей действительности
Какая из международных организаций является главным организатором международной помощи детям:
Международное общество Красного креста
Целеполагание педагога-воспитателя включает следующие этапы:
диагностика педагогического процесса
моделирование предполагаемых результатов
организация коллективного целеполагания
все ответы верны
дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики
дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств
дети из неблагополучных семей (асоциальных, нуждающихся в социально-экономической поддержке, дезадаптивных)
все ответы верны
Формой детского самоуправления в образовательном учреждении является:
школьное классное собрание
все ответы верны
К классному ученическому самоуправлению относится:
Конференция учащихся школы
орган ученического самоуправления
все ответы верны
По методике И.П.Иванова самостоятельная организация деятельности детьми осуществляется по следующей схеме:
коллективное целеполагание - коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка
определение цели деятельности – принятие цели коллективом – постановка управленческой проблемы – коллективное обсуждение решения – принятие решения – реализация решения – подведение итогов
исследование потребностей социума – анализ состояния учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении – обеспечение высокого качества учебно-воспитательного процесса
все ответы верны
Воспитательная система включает следующие элементы:
цели, выраженные в исходной концепции
деятельность, обеспечивающая реализацию концепции
отношения, рождающиеся в деятельности и общении людей
все ответы верны
Укажите объекты государственной молодежной политики:
молодые люди от 14 до 30 лет
подростки от 10 до 14 лет
все ответы правильные
Под планированием воспитательной работы с коллективом учащихся принято понимать:
теоретический метод исследования, предполагающий построение воспитательной модели
процесс совместной деятельности педагога-воспитателя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе, организаторов и участников намечаемых дел, сроков и проведения
исследовательская работа в образовательном учреждении по проблемам воспитания
все ответы верны
структура модели ученического самоуправления
характеристика функциональных взаимосвязей между всеми основными структурными блоками представленной модели
условия эффективного функционирования модели
все ответы верны
К аналитико-прогностической функции педагога-воспитателя относится:
определение состояния и перспектив развития коллек¬тива класса
контроль за успеваемостью каждого обучающегося
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы)
Методы педагогического воздействия на волевую сферу ребенка направлены на:
развитие навыков анализа различных ситуаций
развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели
развитие предметно-практической деятельности
все ответы верны
Негативное отношение воспитателя к ребенку, основанное на непринятии людей с меланхолическим темпераментом, - это проявление:
Функции, основные направления и формы деятельности учителя -классного руководителя.
Направления и формы деятельности классного руководителя.
1. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, отнесенные им к группе целевых.
Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.
2 . Под социальной защитой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка в существующих социально-экономических условиях. Деятельность классного руководителя по социальной защите ребенка - это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги.
Социальная защита как функция классного руководителя - это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, которые перед ним могут возникнуть.
3 . Второй уровень функций - социально-психологических, к которым относится прежде всего организаторская.
Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников.
Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.
4 .Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управленческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.
5 Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, на поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.
-Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.
6.В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса. При этом степень участия детей зависит от их возраста. Планировать следует то, что ведет к цели.
7.Обеспечение постоянного развития воспитательной системы. Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.
• по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.; • по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;
• по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
• по времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;
• по субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
• по результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;
• по числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель - группа детей), массовые (воспитатель-несколько групп, классов).
Индивидуальные формы, как правило, связаны с внеурочной деятельностью, общением классных руководителей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном счете определяют успешность всех других форм. К ним относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять и каждую в отдельности, но чаще всего они сопровождают друг друга.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах классный руководитель проявляет себя как рядовой участник либо как организатор. Главная его задача, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой - создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние классного руководителя в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого классного руководителя. К коллективным формам работы классного руководителя со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, выступления агитбригад, походы, тур-слеты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах классные руководители могут выполнять различную роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Права классного руководителя. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:
• получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
• контролировать успеваемость каждого ученика;
• контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
• координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
• организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
• выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
• приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психологомедико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
• получать помощь от педагогического коллектива школы;
• определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
• отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений. Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности. Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:
• организации в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• оказании помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
• установлении контактов с родителями и оказании им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).
Направления и формы деятельности классного руководителя.
Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя :
• обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
• установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
• проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
• взаимодействие с педагогическими работниками, э. также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
• организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
• стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
• взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
• ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
• регулирование межличностных отношений между обучающимися;
• установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
• содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
• оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
• изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
• определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
• контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
• контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе .
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися :
• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
• коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
• определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
• учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
• обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Эффективность деятельности классного руководителя во многом определяется грамотным планированием работы, которое предполагает составление различных видов документации.
При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:
1) результаты предыдущей работы и выводы, полученные в ходе ее анализа;
2) воспитательные и организационно-педагогические задачи;
3) материалы, педагогические и методические рекомендации по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;
4) передовой опыт страны, города, школы;
5) возможности родителей и общественности;
6) воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
7) традиционные праздники учебного года;
8) события и факты, связанные с жизнью страны, города, села;
9) события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
10) традиции школы и классного коллектива;
11) мероприятия, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
12) планы школьного коллектива;
13) предыдущие планы работы классного коллектива и классного руководителя.
В зависимости от личностных установок и стиля работы классный руководитель может составлять различные планы:
• программу воспитательной работы в классе;
• план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день;
• план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;
• план подготовки и проведения воспитательного мероприятия и родительского собрания;
• план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т. п.;
• план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Программа воспитательной работы в классе – самый сложный вид планирования, поскольку он предполагает серьезную аналитическую деятельность и психолого-педагогическую подготовленность педагога. От плана воспитательной работы программа отличается тем, что в ней обязательно должны отражаться параметры, обосновывающие: а) почему в работе с данным классом выбраны именно эти направления деятельности; б) какая логика лежит в основе намеченной работы и чем она обосновывается; в) как именно будут проходить подготовка и проведение различных видов и форм работы (с коллективом в целом, органами самоуправления, родителями, педагогами и общественностью).
Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 “О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ” (Российская газета, 2006, 14 января) п р и к а з ы в а ю:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (далее – рекомендации).
2. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации довести рекомендации до государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
Министр Андрей ФУРСЕНКО
Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об осуществлении функций классного руководителя педагогическими
работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 “О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных общеобразовательных школ субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных школ” (Российская газета, 2006, 14 января).
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя (далее – классный руководитель).
Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса;
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной работы с обучающимися в классе;
гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
организация воспитательной работы с обучающимися через проведение “малых педсоветов”, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
регулирование межличностных отношений между обучающимися;
установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
Читайте также: