Обеспечение своим гражданам здоровой благоприятной среды обитания какая функция

Обновлено: 02.07.2024

А. разновидность политической системы

Б. тип государства

В. форма государственного устройства

Г. вид политического режима

2.Санкция правовой нормы, устанавливающая низший и высший или только высший пределы наказания называется …

3. Определите, какие правовые нормы вынуждают субъектов правоотношения к определенному действию:

4. Определите элементы состава правоотношения:

А. объект правоотношения

Б. объективная сторона

В. субъекты правоотношения

Г. содержание правоотношения

Д. субъективная сторона

Функция государства выполняет задачу обеспечения каждому человеку права на здоровую и безопасную среду обитания.

6.Устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права соглашение двух или более уполномоченных в области правотворчества субъектов – эта форма права называется:

А. трудовой договор

Б. брачный контракт

В. нормативно-правовой договор

Г. гражданско-правовой договор

Какой из нижеперечисленных признаков отличает акт применения права от иных видов нормативно-правовых актов?

А. его законность

Б. его письменная форма

В. то, что он издается государственным органом

Г. имеет силу только для конкретного случая и на сходные случаи не распространяется

Д. нет верного ответа

8.Регулирование крупной сферы однородных общественных отношений - признак какого элемента системы права:

А. отрасли права

Б. подотрасли права

В. института права

Какой из указанных признаков относится к признакам характеризующим объективную сторону состава правонарушения?

Г. общественно вредные последствия

10. Критерий деления правоотношений на регулятивные и охранительные это…

А. функции права

Б. общеправовые принципы

В. система законодательства

Д. воля субъектов правоотношений

11.Целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств это…

А. правовое воспитание

Б. правовое регулирование

Определите признаки фашистского политического режима

А. нетерпимость ко всякому инакомыслию

Б. наличие общей официальной для всей страны идеология

В. монополия государства на информацию

Г. доминирующее положение государственной собственности

Е. все вышеперечисленные признаки

13.Определите правовые формы осуществления функции государства:

14. Определите, что относиться к признакам государственного органа:

А. предназначен для решения задач закрепленных в уставе

Б. образуется в установленном законом порядке

В. имеет право издавать обязательные к исполнению акты

Г. все ответ верны

Конец формы

Начало формы

Каковы основные признаки государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества?

- транспорт, единый государственный язык, единая энергетическая сиситема;

- территориальная организация населения, публичная влать, государственный суверенитет;

- правоохранительные органы, армия, налоги, право.

Конец формы

Начало формы

16. В каком обществе регулируют общественные отношения "мононормы"?

Конец формы

Начало формы

17. Назовите представителей "договорной" теории происхождения государства и права.

Конец формы

Начало формы

18. Назовите представителей "теории насилия" происхождения государства и права.

Конец формы

Начало формы

19. Какие из перечисленных авторов являются сторонниками "психологической теории" происхождения государства и права?

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

21. Что такое "республика"?

- форма государственного устройства;

Конец формы

Начало формы

22. Какое понятие отражает данное определение: "основные направления деятельности государства внутри страны и на международной арене"?

- форма государственного устройства;

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Итоговый тест

А. разновидность политической системы

Б. тип государства

В. форма государственного устройства

Г. вид политического режима

2.Санкция правовой нормы, устанавливающая низший и высший или только высший пределы наказания называется …

3. Определите, какие правовые нормы вынуждают субъектов правоотношения к определенному действию:

4. Определите элементы состава правоотношения:

А. объект правоотношения

Б. объективная сторона

В. субъекты правоотношения

Г. содержание правоотношения

Д. субъективная сторона

функция государства выполняет задачу обеспечения каждому человеку права на здоровую и безопасную среду обитания.

6.Устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права соглашение двух или более уполномоченных в области правотворчества субъектов – эта форма права называется:

1. Права граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, – право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований.

По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания.

В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранить видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средством реализации права на благоприятную окружающую среду.

Вопрос о характере потребностей человека в природе или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе экологических прав, в частности права на благоприятную окружающую среду. С правовой точки зрения ответ на вопрос о характере регулируемых потребностей, удовлетворяемых за счет ресурсов природы, зависит в большей степени от того, как в законе сформулировано право на окружающую среду.

С точки зрения М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния. Состояние – понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов – понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Право на благоприятную окружающую среду сравнимо лишь с естественным правом человека на жизнь и достойное существование. Поэтому необходимо более конкретно обозначить это право, придать ему приоритетное значение в системе прав человека, признав его важнейшим социальным правом. Возможно, даже следует принять специальный нормативный правовой акт РФ о реализации права на благоприятную окружающую среду с учетом экологических, правовых, медицинских (санитарно-гигиенических), биологических, эстетических и других важных его составляющих.

– участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта;

– участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;

– принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением;

– принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды;

– участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта;

– осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

– утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль;

– установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;

– организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;

– обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

– предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;

– ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;

– контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;

– ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;

– образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

– участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;

– организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории.

Однако, давая оценку полноте полномочий субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Большинство из указанных полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года.

В то же время такие полномочия, как: осуществление государственного экологического контроля; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду – субъекты Российской Федерации имеют право реализовать лишь в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством.

Кроме этого, наличие законодательно установленного дублирования целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как осуществление государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, нормирования качества окружающей среды, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, ограничивает возможности регионов эффективно реализовать указанные государственные полномочия.

Мы считаем, что совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды должно идти по пути делегирования регионам исключительных полномочий в сфере: государственного экологического контроля; администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; государственной экологической экспертизы.

Приведенные выше особенности российского природоохранительного законодательства в определенной степени снижают его функциональность, а также эффективность практического правоприменения. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут большую работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на совершенствование федерального природоохранительного законодательства, в части более четкого разграничения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды.

Ядром конституционных основ охраны окружающей среды является статья 42 Конституции РФ, закрепляющая три самостоятельных экологических права: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о ее состоянии; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Неотъемлемость данных прав вытекает не только из их закрепления в Конституции Российской Федерации, но и из их содержания.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических и эстетических условий его жизни. В основе своей оно носит естественный характер. Данное право тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду, подразумевает состояние среды обитания, качество жизни, труда, отдыха, соответствующие определенным экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим стандартам, предполагающим пригодную для питья воду, надлежащий атмосферный воздух, кондиционные продукты питания, рекреационные условия. К этой подгруппе экологических прав относится наличие земель соответствующего качества, на которых либо над или под которыми находятся все остальные природные ресурсы соответствующего качества - компоненты окружающей среды.

Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается различными формами, среди которых: нормирование качества окружающей среды; меры, связанные с предотвращением различных экологически вредных последствий; оздоровление окружающей среды; предупреждение и ликвидация последствий аварий, техногенных катастроф; государственный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Особая роль в обеспечении права на благоприятную окружающую среду принадлежит органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам, чья деятельность, в конечном итоге, создает благоприятные условия для реализации и правовой защиты обозначенного выше права.

Во вторую подгруппу конституционных экологических прав входит право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, которое имеет принципиальное значение для реализации права на благоприятную среду. Эффективность относительно новой сферы деятельности по обеспечению экологической безопасности, экологического благополучия и реализации экологических прав граждан в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое в XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, проведение единой государственной экологической политики.

Третьей составляющей права на благоприятную окружающую среду является возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате экологического правонарушения. Данная составляющая является, с одной стороны, гарантией обеспечения права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, с другой - одной из задач экономического механизма охраны окружающей среды. Это связано с правом каждого на возмещение государством в полном объеме причиненного вреда незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу

Поскольку вопросы природопользования и охраны окружающей среды отнесены в соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, кроме федеральных нормативных правовых актов вопросы природопользования и охраны окружающей природной среды регулируют и акты субъектов Российской Федерации.

Также, на территории муниципальных образований принимаются муниципальные программы охраны окружающей среды, а также акты органов местного самоуправления по вопросам окружающей природной среды, отнесенным федеральным законодательством к их компетенции.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 21.12.2021 г.

Читайте также: