Обеспечение народовластия какая функция

Обновлено: 14.05.2024

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1)обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества.

2)организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим ценностям.

3)обеспечение законности и правопорядка.

4)отстаивание государственных интересов на международной арене.


Ответ : 4 - отстаивание государственных интересов на международной арене.

Наравне с такими внешними функциями государствами,

такими как : - решение внешнеполитических задач посредством

вооруженных сил ; - реализация национальных интересов в рамках дипломатической

деятельности государства ; - осуществление международной экономической

деятельности ; - защита экономики от внешнего влияния посредством

таможни, а также импорта и экспорта ; и так далее.


Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества?

Государство выполняет различные функции в экономической жизни общества.

Что из приведенного ниже является примером правового регулирования экономики?

1) принятие закона о предпринимательстве 2) обеспечение бесплатного для граждан образования 3) сбор налогов с граждан и фирм 4) выступление главы государства по экономическим проблемам.


5. Приведите в соответствие : Признаки и функцииПримеры А) признаки государства 1) обеспечение правопорядка и законности2) отстаивание государственных интересов на международной аренеБ) функции госуда?

5. Приведите в соответствие : Признаки и функцииПримеры А) признаки государства 1) обеспечение правопорядка и законности

2) отстаивание государственных интересов на международной аренеБ) функции государства3) гражданство

4) существование системы права.

Государство, партия, предприятие, профсоюз.

4. Политическая сфера включает в себя : 1.

Клуб собаководов 2.

Пожалуйста ответьте на вопросы срочно надо.


Соотнесите признаки и функции государства с конкретны­ми примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбцаПРИМЕРЫ1) Обеспечение правопорядка и?

Соотнесите признаки и функции государства с конкретны­ми примерами : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

1) Обеспечение правопорядка и законности.

2) Отстаивание государственных ин­тересов на международной арене.

3) Обязательность членства в госу­дарстве (гражданство).

4) Существование системы права.

ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ А) Признаки государства.

Б) Функции государства.


Верховная власть в государстве N .

Передается по наследству.

Какая дополнительная позволит сделать вывод о том, что государство N.

Является абсолютной монархией?

1) монарх утверждает главу кабинета министров 2) парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора 3) власть монарха не имеет законодательных ограничений 4) монарх является верховным главнокомандующим А 21 Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны А 22.

Нацеленность на завоевание политической власти – это 1) принцип деятельности парламента 2) ведущая задача профсоюза 3) особенность политической культуры 4) цель деятельности политической партии А 23.

Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это 1) политический режим 2) форма правления 3) форма административного устройства 4) госуд - ный суверенитет А 24.

Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации, главной из которых является государство 2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами 3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 4) совокупность различных по своему содержанию политических идей А 25.

В коммуникативную подсистему политической системы входят 1) политические организации и учреждения 2) отношения между государством и гражданином 3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества 4) политические идеи, взгляды, представления А 26.

Государство в отличие от политической партии 1) имеет сформулированные цели своей деятельности 2) является объединением людей 3) создает правовые нормы 4) является институтом подсистемы А 27.

Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно 1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов 2) стоит на защите частных интересов граждан 3) имеет политического лидера и правящую партию 4) разрабатывает и реализует определенную политику А 28.

Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества 2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей 3) обеспечение законности и правопорядка 4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства 1) унитарное государство 2) президентская республика 3) парламентская республика 4) федеративное государство А 30.


Отличительной чертой демократического режима является1)разветвленная система законов2)наличие государственной цензуры3)существование нескольких политических партий4)гарантированное участие граждан в у?

Отличительной чертой демократического режима является1)разветвленная система законов2)наличие государственной цензуры3)существование нескольких политических партий4)гарантированное участие граждан в управлении государством.


Какая функция является внешней функцией современного государства?

Какая функция является внешней функцией современного государства?


Помогите пожалуйста?

Примеры по этим пунктам)вопрос жизни и т.

Д Примеры из общественной жизни рф 1)Развитие национального сотрудничества 2)обеспечение национальной безопасности 3)участие в решении глобальных проблем 4)отстаивание государственных интересов в международных отношений.


К внутренним функциям государства относятся : а) обеспечение национальной безопасноти б) взаимовыгодоного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государства?

К внутренним функциям государства относятся : а) обеспечение национальной безопасноти б) взаимовыгодоного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами в) обеспечение политической стабильности , выработка программо - стратегических целей и задач развития общества г) защита интересов страны на международной арене.


Государство в котором высшей целю является обеспечение прав человека и граждан?

Государство в котором высшей целю является обеспечение прав человека и граждан.


К внутренним функция современного государства не относится :а) валютный контрольб) обеспечение общественного порядка и безопасностив) природоохранительнаяг) реализация геополитических интересов?

К внутренним функция современного государства не относится :

а) валютный контроль

б) обеспечение общественного порядка и безопасности

г) реализация геополитических интересов.


Ну с сперва если мы будем соблюдать все законы , то мы будем жить очень мирно.


Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания. Социальное развитие п..


20 Самосохранение, по - моему. 22 Строительная бригада 18 Прокладка трубопровода 19 животные Я не уверена.


Страну и всё что ей пренадлежит кроме суда.


Если Вы имеете ввиду "за что отвечает", то за : гос. Измену, взяточество, проводит амнистию и т. Д.


1. Что общего у таких видов человеческой деятельности , как игра и общение : 1) требуют соблюдения определенных правил ; 2 . Из приведенного перечня понятий выберите то единственное, которое правильно дополняет следующее суждение : «Человек как учас..


"Я понимаю это высказывание так, если смотреть на само дело обвиняемого то ты не будешь знать кто обвиняемый, а будешь судить дело без каких либо поблажек, а если же ты будешь судить по самому человеку (твой знакомый, человек занимающий какой либо ва..


Позитивные : 1)по дорогам можно свободно передвигаться, т. Е. меньше проблем связи. 2) людям есть где жить. Негативные : 1) нарушение природного ландшафта. 2) проблемы с экологией.


Андрей Дмитриевич, как и большинство советских изобретателей - оружейников, был хотя и убийцей, но честным человеком. . возможно, даже добрым (на бытовом уровне). Я бы назвал СОВЕСТЬЮ нации писателя Даниила Александровича Гранина. Этот Человек , м..


Знание - результат процесса познавательной деятельности. Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Талант - выдающиеся способности, которые открываются с приобретением опыта, ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Понятие и сущность народовластия, формы и направления его реализации в современных условиях. Референдум как форма прямой демократии, его содержание и принципы проведения, нормативно-правовые основы. Местное самоуправление в системе народовластия.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 08.02.2013
Размер файла 37,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

Понятие народовластия и основы его реализации в РФ

Народовластие - это выражение основополагающего принципа конституционных основ государственности в РФ: принципа демократического государства. Иными словами, демократизм РФ находит выражение прежде всего в народовластии, кроме того - политическом многообразии, местном самоуправлении, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, признании прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью. Вышеперечисленные институты, хотя и являются важными, но не составляют предмет исследования данной работы, в дальнейшем будет произведён анализ понятия народовластия и основ его реализации в РФ.

Актуальность данной темы обусловлена следующими обстоятельствами: незначительным количеством, как нормативных правовых актов, так и трудов юридической доктрины по данной теме; низким уровнем правовой культуры населения РФ, в том числе в вопросе о том, что он (народ) является единственным источником власти; остротой политической ситуации в стране, связанной с недавними выборами Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Цель работы: наиболее полно рассмотреть понятие народовластия и основы его реализации в РФ.

Достижение указанной цели определило следующие задачи: разработать общее понятие народовластия, а также проанализировать историю его развития; выявить формы осуществления власти народа; раскрыть понятие референдума и выборов в РФ; рассмотреть институт местного самоуправления в системе народовластия.

1. Понятие и сущность народовластия

народовластие демократия референдум самоуправление

Рассмотрим понятие суверенитет. Ученые-конституционалисты выделяют три разновидности суверенитета: народный, государственный и национальный. Все три формы суверенитета взаимосвязаны и в то же время самостоятельны. Народный суверенитет можно считать предпосылкой и суверенитета государственного и суверенитета национального.

На современном этапе народный суверенитет, исходя из смысла конституционных норм, понимается как верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависящим носителем и выразителем верховной власти в государстве и в обществе. Из данного определения, во-первых, следует, что народному суверенитету присущи такие основные признаки, как верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость; во-вторых, признание народа субъектом власти, что вызывает закономерный вопрос о правовой природе этой власти.

Итак, анализируя изложенные подходы к понятию народовластия, можно сделать вывод о том, что оно само, являясь одним из главных устоев конституционного строя, базируется на ряде принципов: народный суверенитет, реальное осуществление гражданами политических прав и свобод, свободный и равноправный доступ к управлению делами государства и общества, сочетания непосредственной и представительной форм осуществления власти. Указанные принципы являются специальными принципами народовластия, хотя, безусловно, народовластие осуществляется и на основе общих принципов права (таких, как законность, гласность, приоритет прав человека и гражданина и т.п.).

Что касается понимания народовластия, то, исходя из изложенного, наиболее полным и всесторонним будет его определение как основополагающего принципа демократического государства, выражающегося в признании народного суверенитета, наличии эффективного механизма реализации гражданами своих политических прав путем свободного и равноправного участия в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через представителей.

В развитии народовластия важную роль играют взаимоотношения гражданского общества и государства. На современном этапе в России созданы лишь предпосылки формирования гражданского общества.

2. Формы народовластия

Конституция РФ закрепляет две формы осуществления народом своей власти: непосредственное и представительное волеизъявление.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той или иной территории.

Выборное представительство - важнейшее средство обеспечения народовластия. Его образуют избираемые народом государственные органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.

Непосредственное народовластие можно определить как прямое волеизъявление особого круга субъектов по решению вопросов государственной и общественной жизни, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с их деятельностью.

Соответственно под формами непосредственной демократии понимаются способы и средства непосредственного осуществления власти народом или его частью, коррекции осуществления властных функций органами власти, сопоставление воли народа с деятельностью властных органов.

В литературе неоднократно исследовался вопрос о формах непосредственной демократии. Следует отметить, что классификация возможна как каждой конкретной формы, так и всех форм.

В зависимости от степени обязательности выраженной воли населения принято различать императивные (выражение воли народа может иметь обязательный и окончательный характер) и консультативные формы непосредственной демократии (воля народа носит так называемый консультативный характер, то есть официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления). При таком подходе к первым формам непосредственной демократии необходимо отнести выборы, референдум, отзыв депутата, должностных лиц местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ и преобразования муниципального образования, сход граждан.

Возможно деление институтов непосредственной демократии в зависимости от уровня местного самоуправления - на формы, характерные для высшего уровня местного самоуправления и формы для низшего уровня местного самоуправления.

В основании следующей классификации, предложенной В.В. Комаровой, предлагается рассматривать императивную, консультативную и регулятивную функции, соответственно которой существует закрепленный механизм реализации, учета волеизъявления.

По территории использования формы непосредственного народовластия подразделяются: на федеральный, уровень субъекта федерации, уровень муниципального образования.

Видами непосредственной демократии являются общественные слушания; опрос; наказы; гражданская правотворческая инициатива; коллективные обращения, петиции; митинги, шествия, демонстрации и пикетирования; отчеты депутатов, органов и должностных лиц перед населением; собрания, сходы и конференции; политические партии; голосование по вопросам изменения границ муниципального образования; отзыв; сход. Референдум и выборы являются ключевыми институтами непосредственной демократии.

3. Референдум - форма прямой демократии

На общероссийский референдум могут выноситься: проект нормативного акта; вопрос, обязательное вынесение на референдум которого предусмотрено международным договором РФ; иные вопросы государственного значения. В любом случае вопрос, выносимый на референдум, должен быть отнесен Конституцией РФ к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В то же время закон предусматривает вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

1) об изменении статуса субъектов РФ;

2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (равно как и лиц и органов, предусмотренных международным договором Российской Федерации);

4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

5) о принятии и изменении федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

6) о введении, изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также освобождении от их уплаты;

7) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

8) об амнистии и помиловании.

В любом случае вопросы, выносимые на референдум РФ, не должны противоречить конституции РФ, ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум РФ не может инициироваться, назначаться и проводиться:

а) в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения;

б) в период общероссийской избирательной кампании (в том числе недопустимо совмещение общенациональных выборов и федерального референдума; для проведения региональных и местных референдумов такого запрета нет);

в) в последний год полномочий Президента РФ или Государственной Думы.

Референдум назначает Президент РФ по инициативе:

· не менее чем двух миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, - при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них;

· Конституционного Собрания в случае, когда оно выносит на всенародное голосование проект новой Конституции;

· федеральных органов государственной власти.

Механизм реализации инициативы граждан по проведению референдума состоит из нескольких стадий: инициирование, назначение, подготовка, проведение референдума и заключительной является стадия реализации решения референдума (Приложение 1).

По способу проведения референдумы бывают обязательные и факультативные. По обязательности решения, принятого на референдуме - консультативный и императивный референдум. Классификация референдумов по времени проведения предполагает дозаконадательные и послезаконодательные референдумы.

В Российской Федерации референдум проводился несколько раз.

17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Государственную Думу первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79% избирателей, из них 58,42% поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

В Российской Федерации существуют сходные с референдумом формы народовластия такие как плебисцит и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Вопрос составляет соотношения данных институтов и референдума, так как многие авторы ошибочно называют их тождественными.

Различие между референдумом, плебисцитом и голосованием по вопросам изменения границ муниципального образования в предмете. Общее заключается и императивности принимаемых решений, одинаковых принципах и процедурах проведения, что позволяет назвать плебисцит и голосование по вопросам изменения границ муниципального образования видами референдума по предмету. Наличие в законодательстве Российской Федерации различных формулировок и названий одной формы народовластия не расширяет пределы демократического поля, наоборот, является базой для путаницы в нормотворчестве и правоприменении, основой для схоластических споров, отвлекающих от обоснования и проработки новых способов народовластия.

Наряду с референдумом высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы.

Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица

Российская Федерация является конституционным государством, в котором Конституция — это Основной закон, применяющийся судами по всей территории РФ при совершении акта правосудия. Любые законы и правовые акты РФ не противоречат Конституции государства.

Основы конституционного строя Российской Федерации

Конституционный строй — устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя и государства РФ, а также гарантирует права и свободы человека и гражданина. Настоящая Конституция Российской Федерации была принята всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Являясь гражданином своей страны, каждый человек должен ознакомиться с содержанием Конституции для того, чтобы:

  • знать, выполнять и уметь отстоять свои права и обязанности;
  • представлять сущность органов государственной власти (Президент, Федеральное Собрание, Правительство) и органов местного самоуправления (МСУ), их полномочия;
  • понимать государственное устройство и его форму, форму правления и политический режим.

Конституция РФ состоит из:

  • вступительной части (преамбулы),
  • первого раздела, который, в свою очередь, состоит из девяти глав,
  • второго раздела.

Вступительная часть Конституции содержит в себе указание на народ, сообща принимающего данную Конституцию, называет исторические предпосылки, определяющие данное решение, и раскрывает цели, для осуществления которых и принимается Основной закон РФ.

Преамбула Конституции Российской Федерации выглядит следующим образом:

Первый раздел Конституции РФ содержит девять глав:

Второй раздел Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения.

Основы конституционного строя России содержат следующие принципы государственного устройства и общества:

  • приоритет человеческих прав и свобод;
  • народовластие;
  • полнота суверенитета Российской Федерации;
  • равноправие субъектов РФ;
  • единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;
  • экономическая свобода;
  • разделение властей;
  • гарантии МСУ;
  • идеологическое многообразие;
  • политический плюрализм (принцип многопартийности);
  • приоритет Закона;
  • приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;
  • особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

Конституция Российской Федерации. 9-11 классы. Учебное пособие

Пособие раскрывает важную тему курса обществознания, посвящённую становлению, укреплению и развитию конституционного строя, правого государства и гражданского общества в современной России. Каждый его раздел последовательно разъясняет сущность и смысл конкретной главы Конституции РФ. При этом активно используются обобщающие схемы (24 элемента наглядности на учебное пособие). Задания в конце разделов в формате ОГЭ и ЭГЭ через тексты современных юристов уточняют и углубляют знания норм Конституционного права.

Правовой статус человека и гражданина

Определяя приоритет человеческих прав и свобод, Конституция устанавливает определённый порядок взаимодействий государства и гражданина. Основными принципами установления правового статуса человека и гражданина являются признание, соблюдение и защита человеческих и гражданских прав и свобод

Гражданство является особой политико-правовой связью между человеком и государством с её соответствующими взаимными правами, ответственностью и обязанностями, во главе которых стоят права и свободы личности. Статья 6 гласит, что никто не вправе лишить гражданина Российской Федерации его гражданства, а также попытаться изменить его.

Правовой статус человека и гражданина Российской Федерации содержит в себе следующие составляющие:

  1. Права и свободы личности и гражданина вступают в право с момента рождения и принадлежат любому человеку вне зависимости от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной и религиозной принадлежности, а также социального положения. К таким правам относятся:
    • право на жизнь,
    • право на имя,
    • неприкосновенность личности,
    • свобода передвижения и выбора места жительства,
    • неприкосновенность жилища,
    • запрет принудительного труда,
    • тайна переписки,
    • достоинство личности,
    • свобода совести и вероисповедания.

  2. Политические права и свободы определяют участие граждан в социальной и политической жизни государства:
    • равенство всех перед законом,
    • свобода слова и печати,
    • свобода собраний,
    • свобода союзов,
    • право обращаться в органы государственной власти и местные органы самоуправления с жалобами и предложениями.

  3. Социально-экономические права и свободы определяют права человека участвовать в производственной сфере и распределении материальных благ для обеспечения удовлетворения его материальных и духовных потребностей:
    • право на труд,
    • право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства,
    • право на социальное обеспечение,
    • право на жилище,
    • право на охрану здоровья и медицинскую помощь,
    • право на образование и др.

  4. Культурные права и свободы позволяют личности свободно духовно развиваться:
    • право на образование,
    • право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества,
    • свобода преподавания,
    • право получения образования на родном языке и др.

  5. Экологические права и свободы определяют права человека и гражданина проживать в районах безопасной окружающей среды:
    • право на благоприятную окружающую среду;
    • право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,
    • право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обществознание. 9 класс. Учебное пособие

Учебник содержит обширный теоретический и фактический материал по политической и социальной сферам жизни общества, а также по современному российскому обществу и включает большое количество схем, таблиц, иллюстраций. Методический аппарат учебника содержит фрагменты из документов, а также задания разного уровня сложности, что позволяет реализовать системно -деятельностный подход в обучении школьников. Учебник соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Также Конституция Российской Федерации определяет конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. К ним относятся: