Объем обязательств управляющей компании не может быть больше чем у жителей

Обновлено: 18.05.2024

Совокупный долг управляющих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования город Краснодар, перед ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) огромен, в результате накопленной управляющими организациями (далее – УО) задолженности РСО в свою очередь не могут обеспечить качественные коммунальные услуги.

Единственное решение этой проблемы - переход на прямые договоры между собственниками помещений многоквартирных домов (далее - МКД) с РСО на предоставление коммунальных услуг.

Говоря о плюсах прямых расчетов с гражданами, необходимо отметить что их главным преимуществом является исключение нецелевого использования денежных средств населения исполнителями коммунальных услуг, каковыми являются УО, и сокращение сроков их получения РСО, так как они поступают напрямую в адрес РСО.

Все эти изменения детализировали нормы, связанные с оказанием коммунальных услуг жителям МКД напрямую РСО по прямым договорам, а также способствовали усилению правового статуса реестра лицензий по управлению МКД.

Каким путём можно перейти на прямые договоры

Существует три основных способа перехода потребителей коммунальных услуг на прямые договоры с РСО:

  • по решению общего собрания собственников помещений в МКД, принятого простым большинством голосов в соответствии с ч. 4.4 ст. 44 ЖК РФ ;
  • по решению РСО согласно ст. 157.2 ЖК РФ. Такое решение возможно в случае, если УО имеет задолженность перед РСО в размере 2-х среднемесячных оплат за поставленные ресурсы;
  • исторически сложившиеся отношения. Так при смене управляющей организации или формы управления МКД, если у собственников помещений в МКД уже были прямые договоры с РСО, то в этом случае, если собственники помещений на общем собрании подтвердят, что они хотят оставаться на прямых договорах, они продолжают по ним работать и с новой управляющей организацией или формой управления.

Однако есть исключение, которое касается новостроек. Согласно ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ МКД с момента сдачи в эксплуатацию считается домом с невыбранным способом управления, поэтому работает по прямым договорам. А с момента подписания актов приёма-передачи помещений МКД, такие прямые договоры возникают и у будущих собственников.

Кого считать исполнителем коммунальных услуг при прямых договорах

Одновременно существуют договорные отношения между РСО и УО, в части предоставления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества МКД, которые подчиняются Постановлению № 124, в п. 2 которого указано, что исполнителем коммунальных услуг считается лицо, которое обслуживает инженерные системы в МКД, то есть УО.

Кто и какую информацию должен предоставлять при прямых договорах

Аналогичное правило действует в отношении данных, передаваемых УО региональному оператору по обращению с ТКО.

Эти данные нужны для начисления платы за коммунальные услуги.

На передачу этих сведений получать согласие субъекта персональных данных не нужно.

Если УК эти сведения не передаст или не передаст вовремя, в связи с чем потребителю будут ошибочно начислены платежи, и РСО заплатит за эту ошибку штраф, то УК возместит РСО сумму этого штрафа.

Кроме того УК обязана предоставлять РСО и региональному оператору по обращению с ТКО сведения из реестра собственников (ФИО с указанием размера долей в общем имуществе МКД), и при этом постоянно актуализировать эти сведения в дальнейшем.

Передавать информацию УО обязана в двух вариантах: на электронном носителе и на бумаге. Документ должен быть подписан руководителем управляющей организации или председателя правления ТСЖ/ЖК.

Кто отвечает перед потребителем за качество коммунальных услуг

Даже с момента перехода на прямые договоры РСО отвечает за их поставку в надлежащем качестве до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения дома ( ч. 15 ст. 161 ЖК РФ ).

Если РСО является исполнителем коммунальных услуг, то она делает перерасчёты потребителям в случае, если качество услуг нарушено до стены дома.

Если же качество коммунальных услуг нарушено из-за ненадлежащего содержания внутридомовых инженерных сетей, перерасчёт РСО не обязана делать. При этом потребители вправе требовать возмещения убытков ( п. 103 Постановления РФ № 354 ) и морального вреда с УО ( п. 21 Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 ).

О пользе перехода МКД на прямые договора

Следует отметить, что переход на прямые договоры приведет к контролю собственника (нанимателя) помещения МКД над объемами и стоимостью предоставляемых ему коммунальных услуг, и как следствие будет стимулировать к рациональному и бережному использованию коммунальных ресурсов.

Одновременно, переход собственников (нанимателей) помещений МКД на прямые договора с РСО положительно скажется и на работе УО.

Прежде всего после реализации жителями МКД своего права на переход к прямым отношениям с РСО изменяется зона ответственности УО, сокращается круг её обязанностей.

После исключения УО из схемы предоставления и оплаты коммунальной услуги она получает возможность перераспределить трудозатраты, сосредоточить внимание на основных направлениях деятельности - на жилищных услугах, содержании и ремонте общего имущества МКД.

Работа по прямым договорам на сегодняшний день должна являться показателем готовности потребителей, РСО и УО к соблюдению платежной дисциплины и организованности в исполнении договорных обязательств, в том числе в части расчетов за коммунальные платежи.


КР на СОИ как дополнительное бремя расходов управляющих организаций

Коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирный дом, используется для двух целей: первое – это предоставление коммунальных услуг, второе – поддержание функционирования общего имущества.

Общедомовое потребление коммунальных ресурсов в законе поименовано как коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества (далее – КР на СОИ).

Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.

Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.

Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.

Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.

Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.

Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.

Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса

Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:

1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.

2.Если в многоквартирном доме есть коллективный (общедомовой) прибор учета, то размер КР на СОИ также определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ, но за исключением следующих ситуаций:

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.

Рассмотрим, откуда берутся небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса:

— прямое воровство коммунальных услуг потребителем (сюда относятся магниты на счетчике воды, электроэнергии, продувка счетчика пылесосом в обратную сторону и прочие многочисленные методы и лайфхаки, описанные в интернете в целях обмана управляющей организации);

— непрямое потребление коммунальных услуг без учета путем переустройства (например, собственник установил бойлер, но продолжает пользоваться полотенцесушителем, потребляя тепловой ресурс с горячей воды; при закрытой системе теплоснабжения вырастет цена за 1м3, а при открытой – взлетит КР на СОИ);

— бардак с коммерческим учетом и показаниями: недружная передача показаний жителями (или отсутствие передачи вовсе), необъяснимо маленькое потребление нежилых помещений (при фактически высоком потреблении) и так далее.

Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса

  1. Самый первый способ борьбы со сверхнормативным потреблением – налаживание коммерческого учета. Поставщику ресурса это не интересно, а управляющей организации просто необходимо контролировать учет, иначе придется переплачивать. Поэтому жителям необходимо максимально подробно объяснить, какважно своевременнопередавать показания приборов учета, чтобы минимизировать все небалансы.
  2. В случае, если жители находятся на прямых договорах, необходимо контролировать те объемы, которые жителям выставляет поставщик ресурса. В соответствии с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, при прямых договорах, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Иногда поставщики ресурса намеренно занижают потребление помещениям, которые не передают показания, чтобы отнести эти небалансы на управляющую организацию. Поэтому контролировать ресурсника совершенно нелишне.
  3. Работа с жителями по несогласованному переустройству. Радиатор на балконе, теплые полы, запитанные со стояка ГВС в ванной или витиеватый полотенцесушитель – все это предпосылки для сверхнормативного потребления коммунального ресурса. Жители должны понимать последствия своих действий, а управляющая организация должна довести до них, что недопустимо в собственной квартире делать все, что заблагорассудится, поскольку могут пострадать интересы остальных жителей.
  4. Наконец, для управляющих организаций, крайне важно объединяться в отраслевые сообщества с реальными возможностями для ЖКХ-лоббизма (так, как это делают поставщики ресурса). На сегодняшний день таких лоббистских организаций у управляющих компаний нет. Все мы разобщены, а потому давление от государства и поставщика ресурса на управляющие компании будет нарастать.

Работа коммунальных служб

Отношения с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями жилых домов порой кажутся слишком запутанными. Сайт "РИА Недвижимость" рассказывает, чем именно занимаются УК, а чем нет.

Если собственнику не выдавали никаких договоров, то может ли он потребовать, чтобы ему такой договор предоставили. Куда для этого обращаться?

Собственник имеет право запросить договор у своей управляющей компании.

В подготовке материала приняли участие: заместитель генерального директора по управлению недвижимостью RD Management Наталья Барамыгина, пресс-служба комплекса городского хозяйства Москвы, пресс-службы управляющей компании "ВК Комфорт", генеральный директор PSN Home Александра Гулева, пресс-служба "ПИК-комфорта"

Каждый владелец недвижимости имеет право инициировать общее собрание собственников и предложить на голосование дополнительный перечень услуг. Если большинством голосов будет принято положительное решение, данные услуги будут добавлены в перечень услуг управляющей организацией. По аналогии решается вопрос по отказу от каких-либо услуг, не входящий в обязательный перечень.

Увеличение количества работ и услуг, соответственно, увеличивает и сумму в платежном документе.

Это постановление правительства РФ от 03.04.2013 № 290 "О минимальном перечне услуг и работ". Оно регламентирует список обязательных услуг и работ УК. Дополнительные услуги и периодичность их оказания, которые будут вписаны условием договора по содержанию общего имущества и войдут в расчет ставки на обслуживание и содержание дома, принимаются на основании решения собственников жилья.

Порядок предоставления коммунальных услуг и расчета начислений по ним закреплен в постановлении правительства РФ №354 от 06.05.2011 года. Деятельность по управлению домами регламентируется постановлением правительства РФ №416 от 15.05.2013 года. Все их легко найти в открытом доступе в интернете. Также есть требования лицензирования деятельности УК, если она их будет регулярно нарушать, то потеряет лицензию и не сможет продолжать работу.

Главный документ, регламентирующий работу управляющих компаний, это Жилищный кодекс РФ.

Работа коммунальных служб

В большинстве столичных домов расчеты за электроэнергию осуществляются с помощью прямых платежей в "Мосэнергосбыт" или в другую энергосбытовую организацию, которая самостоятельно начисляет платежи за электроэнергию.

Но в любом случае собственник может обратиться в УК, чтобы получить специализированную консультацию в отношении дальнейших действий. Если вопрос связан с расчетами "Мосэнергосбыта", то сотрудник диспетчерской службы в любом случае обязан проинформировать жильца о контактных лицах ресурсоснабжающей организации.

В случае если случится обрыв линии электропередач, то данный вопрос будет также решать ресурсоснабжающая организация.

Поскольку главная задача управляющей компании - обеспечить жителям бесперебойную подачу коммунальных услуг, жителям необходимо обращаться по всем вопросам в управляющую компанию, которая в дальнейшем возьмет работу по решению проблемы на себя.

УК имеет отношение к порядку в доме? Например, если твои соседи мусорят у мусоропровода или шумят, то может тут УК вмешаться?

Есть еще один способ наказания для вандалов или курящих соседей - ввести утвержденные целевые сборы, которые пойдут на установку камер видеонаблюдения в подъезде, а также нанять охранника, который будет оперативно реагировать на нарушения и обращаться в полицию.

Сотрудник ГУП МОСГАЗ

Единая диспетчерская служба принимает заявки только для УК? Или она может перенаправлять и в другие службы запрос?

Аварийно-диспетчерская служба домов принимает все запросы от жильцов. Например, если в квартире пахнет газом, собственник может обратиться как в специализированное ведомство, так и в диспетчерскую своей УК. Сотрудник диспетчерской обязан урегулировать этот вопрос: оперативно вызвать специализированную организацию, полностью проконтролировать их приезд, выполнение работ, оформить закрытие заявки и получить удовлетворительный ответ от собственника.

Звонить в диспетчерскую управляющей компании (узнать адрес и телефон управляющей организации вашего дома вы можете на сайте "Дома Москвы" стоит в следующих случаях:

  • вашу квартиру заливает водой;
  • нет горячей или холодной воды;
  • взломана или неисправна дверь на чердак;
  • понижение температуры горячей воды;
  • вы почувствовали в подъезде посторонние запахи или увидели грызунов или насекомых.

Также управляющая компания может оказать услуги на платной основе, в случаях неисправности электрики и сантехники (которые не входят в состав общего имущества в МКД).

А для улучшения качества и оперативности выполнения заявок жителей, контроля качества и сроков их выполнения, мониторинга всех поступающих жалоб жителей, выявления типовых проблем, а также для предотвращения и предупреждения аварийных ситуаций в Москве был создан единый диспетчерский центр комплекса городского хозяйства города.

Все телефоны объединенных диспетчерских служб районов Москвы выведены на городской Сall-центр единой диспетчерской. Жители Москвы с заявками обращаются по тем же телефонам, по которым звонили до создания этого центра. Каждой заявке присваивается порядковый номер, благодаря которому житель может получить актуальную информацию о сроках и ходе выполнения заявки, ремонтных работах.

Все заявки направляются по принадлежности в диспетчерские районов для оперативного решения проблем. Потом единая диспетчерская вместе с районной контролируют работу конкретных мастеров.

Телефон единой диспетчерской службы: 8 (495) 539-53-53.

Управляющая компания, если она не имеет допуск, лицензию, сертификат на выполнение определенных видов работ, обязана заключить договор со специализированной организацией. Этот договор регулирует границы ответственности между ними.

Также УК не отвечает за работы по капитальному ремонту дома - это делает Фонд капремонта. Но УК может выступить подрядчиком проведения таких работ, если фонд и жители ее выберут. Помимо этого, управляющая компания не занимается обслуживанием придомовой территории, которая не входит в зону ее ответственности, например, территория, находящаяся под управлением муниципалитета.

УК не может самостоятельно устанавливать, модернизировать или кардинальном образом менять планировки помещений, состав инженерных систем, архитектурный облик здания. Также управляющая компания не может задерживать или ограничивать перемещение жителей дома, а также взламывать двери и проникать в квартиры даже в случае различных аварий или протечек.

Подъезд дома

Управляющая компания обеспечивает содержание общего домового имущества многоквартирного дома. К такому имуществу относятся все места общего пользования: лестничные площадки, лифты, колясочные, чердаки, технические этажи, подвалы и прочее. Также УК решает вопросы предоставления коммунальных услуг, обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций и оборудования в доме, тем самым обеспечивая благоприятные и безопасные условия проживания.

В случае если придомовая территория с элементами благоустройства включена в состав общего имущества, УК несет ответственность и за нее: детские площадки, парковки, трансформаторные подстанции и другие объекты, необходимые для функционирования дома; предоставляет коммунальные услуги гражданам. В обязанности УК также входит своевременный вывоз мусора.

При этом полный список услуг, предоставляемый разными управляющими компаниями, может отличаться. Крупные коммерческие управляющие организации стараются предоставить жителям больший набор услуг, они внедряют собственные стандарты обслуживания, поскольку это конкурентный рынок.

В минимальный перечень услуг и работ управляющих компаний входит: работы, необходимые для надлежащего содержания несущих конструкций (фундаментов, стен, колонн и столбов, перекрытий и покрытий, балок, ригелей, лестниц, несущих элементов крыш) и ненесущих конструкций (перегородок, внутренней отделки, полов) многоквартирных домов; работы, необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества; работы и услуги по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме.

Я живу в многоквартирном доме, и мне не нравится, как УК его обслуживает. Она просто ничего не делает. Акты о выполненных работах мне не представляют на том основании, что я не плачу за услуги УК. Я, в свою очередь, бойкотирую счета, которые она мне выставляет. Все коммунальные услуги я исправно оплачиваю напрямую поставщикам.

Недавно со мной связался представитель УК и стал угрожать, что мне отключат коммунальные услуги за неуплату. Он объясняет это тем, что поставщики услуг поставляют ресурсы только до дома, а внутри дома за них отвечает УК. И раз я не плачу за услуги УК, то на основании постановления № 354 они имеют полное право ограничить мне доступ к свету, например, или водоотведению.

Правда ли это? Я ведь плачу за свет и воду, и долгов по ним у меня нет.

Елена, игнорировать счета УК — это не очень хорошая идея. Так вы становитесь нарушителем и при этом не решаете проблему недобросовестного обслуживания вашего дома.

Счета лучше оплатить, а с УК можно бороться другими способами — законными и более действенными.

За что платят жильцы

Скорее всего, вам приходит не одна, а сразу несколько квитанций. Поэтому вы знаете, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги состоит из нескольких частей:

  1. Платы за содержание жилого помещения. Это услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание, а также текущий ремонт общего имущества в нем. Еще в нее включают плату за коммунальные ресурсы, которые уходят на содержание общего имущества.
  2. Взносов на капитальный ремонт.
  3. Платы за коммунальные услуги: холодную и горячую воду, электроэнергию, отопление, газ, канализацию и вывоз мусора.

По закону вы должны перечислять все части платы за жилье независимо от отношений с УК. Платить только за горячую или холодную воду, но игнорировать взносы на текущий ремонт общего имущества не получится. УК начислит вам на сумму долга пени и по закону будет права. А если вы не будете реагировать на требования УК погасить долги, она может подать на вас в суд и таким образом взыскать деньги.

Как взыскивают долг, если жильцы не платят

Если задолженность не превышает 500 000 Р , дело рассматривают в рамках приказного производства. Это значит, что судебное постановление — приказ — судья вынесет единолично в течение пяти дней с момента принятия заявления.

Взыскателя и должника в суд вызывать не будут, проводить судебное разбирательство — тоже.

Судья вынесет судебный приказ и в течение пяти дней отправит его копию должнику. У должника будет всего десять дней с момента, как он получит приказ, чтобы представить свои возражения насчет его исполнения.

Если должник успеет вовремя выразить свое несогласие с вынесенным приказом, судья его отменит. Тогда взыскатель может подать иск в обычном порядке. Но если должник пропускает срок на предъявление возражений без уважительной причины, приказ вступает в силу, и взыскатель может предъявить его, например, в банк, где у должника есть счет. Банк на основании такого приказа спишет указанную в нем сумму задолженности и пени: он обязан это сделать.

Задолженность с должника взыщут либо в упрощенном порядке — по приказу, либо на основании решения суда и исполнительного листа. Это немного дольше, но результат тот же. Заплатить жильцу все равно придется.

Кроме того, управляющая компания действительно может ограничить должнику доступ к коммунальным услугам.

И взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Почему вам и правда могут отключить воду и электричество

Исполнитель вправе ограничить или не предоставлять коммунальную услугу, если потребитель оплачивает ее не полностью. Но он должен предварительно письменно уведомить об этом потребителя.

Исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть организация любой формы собственности, организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые на законном основании предоставляют потребителям жилищно-коммунальные услуги. В вашем случае исполнитель — УК.

Неполной оплатой считают задолженность, которая возникла, если потребитель не оплачивал одну коммунальную услугу в размере больше двух месячных платежей при расчетах по нормативу потребления. Если потребитель частично оплачивал предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, исполнитель делит все, что потребитель оплатил частично, между всеми строками в квитанции. И в этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

Допустим, в квитанции на 3250 Р были такие строки:

  • электроэнергия — 800 Р ;
  • горячая вода — 800 Р ;
  • холодная вода — 700 Р ;
  • отопление — 500 Р ;
  • услуги по содержанию жилья — 300 Р ;
  • газ — 150 Р ;.

Потребитель оплатил все, кроме электроэнергии. В результате вместо 3250 Р он заплатил 2450 Р , то есть 75,38% от выставленной суммы. Исполнитель делит полученные деньги между строками, и получается, что по всем услугам потребитель внес 75,38%.

Как распределяется плата, если потребитель не оплачивает одну услугу в квитанции на 3250 Р

Услуга Оплачено Задолженность
Горячая вода 603,04 Р 196,96 Р
Электроэнергия 603,04 Р 196,96 Р
Холодная вода 527,66 Р 172,34 Р
Отопление 376,9 Р 123,1 Р
Услуги по содержанию жилья 226,14 Р 73,86 Р
Газ 113,07 Р 36,93 Р

Так что, хотя вы платили напрямую поставщикам коммунальных услуг, минуя управляющую компанию, она может рассчитать внесенную вами плату за коммунальные услуги как неполную. И разделить пропорционально внесенные за электричество, воду, канализацию и отопление деньги между платой за эти коммунальные услуги и платой за содержание и ремонт жилого помещения.

Когда ваша задолженность по какой-либо услуге превысит сумму двух месячных платежей, рассчитанных по нормативу потребления, УК будет вправе ограничить вам доступ к этой услуге — таков закон.

Как заставить УК работать

Если вы хотите бороться с УК, это можно делать другими способами. Расскажу о самых очевидных.

Следить за отчетностью. УК должна отчитываться о том, что она делает, какое имущество ремонтирует и сколько это стоит, а также по другим вопросам на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ.

Если ваша УК этого не делает и у вас нет свободного доступа к такой информации, вы можете обратиться с жалобой в Роспотребнадзор. Такую жалобу подают через госуслуги, лично, по почте или через форму на сайте Роспотребнадзора.

Жаловаться в надзорные органы. Для начала вы можете пожаловаться в жилищную инспекцию. Напишите, что именно вас не устраивает в работе УК, и попросите провести проверку. Госжилинспекция проверит, насколько УК соблюдает установленные законом требования к содержанию общего имущества дома и придомовой территории и как предоставляются коммунальные услуги. Если нарушения найдут, компанию оштрафуют.

Сменить УК. Если компания действительно плохо справляется со своими обязанностями, вы можете попробовать ее поменять. Это непросто. Нужно провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. На основании его решения вы можете отказаться от услуг текущей УК и выбрать другую.

Кроме того, вы можете вообще изменить способ управления своим домом, например организовать ТСЖ. Это тоже непросто, но реально.

Мы уже рассказывали, как провести общее собрание собственников. Возможно, вам пригодится эта информация, если решите вынести на обсуждение соседей вопрос о смене УК.

Что в итоге

По квитанциям лучше платить целиком, иначе можете оказаться в должниках.

Если хотите смотреть отчеты УК, ходить туда необязательно. Для этого есть сайт ГИС ЖКХ.

Бороться с УК лучше через жалобы. Начните с Роспотребнадзора.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.


гениальная мысль, игнорировать счета за ук! просо сверхразум))

Excali, возможно у автора крик души, коммунальные услуги в нашей стране - это золотая жила, любая УК - коммерческое предприятие, цель которого - получение прибыли и велик соблазн стричь деньги но при этом ничего не делать. Рад за вас, если вам повезло с УК или смогли сформировать ТСЖ и оно эффективно работает

Хаха - сменить УК, в нашей стране легко на бумаге, но сложно на деле: город на букву К прямо слева от столицы, достраивающийся ЖК сгинувшего застройщика, УК, которая осталась после застройщика ходила по рукам, работает из рук вон плохо, даже диспетчерская с перебоями, жильцы нашли другую УК (назовем УК Ф) и провели ОСС, с использованием (!) Госуслуг. В итоге оказывается, что двумя неделями ранее все дома комплекса провели ОСС за другую УК (назовем УК Ю), ОСС за УК Ю был полностью сфабрикован, но ГЖИ все устраивало, пришлось поднять чуть ли не центральные каналы что бы ГЖИ нашло ошибки в ОСС за УК Ю, в которой кстати действующие лица оказались связаны с действующей УК, а по поводу УК Ф ГЖИ сначала писало что не получало материалов, когда у представителя дома и УК Ф вторая копия со входящем номером, а потом тоже нашло ошибки. В итоге ни одно ОСС не состоялось - ни по выбору УК Ю, поскольку жители забили во все колокола, ни по выбору УК Ф, поскольку у этой УК наверное не очень связи в администрации.
В итоге дома продолжают разваливаться дальше, но платёжки приходят исправно 👍🏻


Victor, сменить не легко, но реально. Только этим должен кто-то заниматься, должны быть инициативные жильцы.

(Да, у меня был опыт участия в подобных делах, мы смогли).

Kseniya, я не спорю, мы просто в начале пути)


Victor, тогда удачи вам! Очень надеюсь, все получится))

Victor, если в новостройке не было ОСС или все ОСС были отменены, то УК должна быть выбрана на открытом конкурсе. Конкурс организовать должны местные органы самоуправления. Могу рассказать детали. УК по конкурсу обычно лучше, чем УК от застройщика.

Victor, и по поводу отчётности: у нас нет доступа к отчётам УК за последние два года, писали в различные инстанции, в итоге УК пару раз заплатила штраф и продолжает дальше "работать" как хочет

Victor, Я же говорю, автор живёт в параллельной вселенной

Я тоже не хочу платить управляющей компании, а именно Альфа Капитал. Можно мне $AKEU без комиссии? :-)

Автор живёт в какой-то параллельной вселенной. В нашей рашке жлаваться в любые надзорные органы - идея обречённая на провал с самого начала (в том числе, прокуратура и суды). Сменить УК невозможно, когда в небольшом городе (в Смоленске 350 т. чел.) во всём городе один монополист. А старые дома ни одна нормальная УК брать не хочет (хоть ты 10 собраний проведи).
Зато могу сказать, что сам уже лет 10 не плачу за содержание, отопление, горячую и холодную воду (плачу свет, газ и кап. ремонт). И за эти 10 лет мне ничего не было; судебные приказы отменяются легко, а полноценный судебный процесс со всем городом УК просто не в состоянии осилить.
А ещё всем на заметку, поинтересуйтесь (у кого есть связи) кто в нашей стране самые злостные неплатильщики коммуналки с многомиллионными долгами . это наши горе депутаты и чиновники с большим удовольствием пользуются своим админ ресурсом, чтобы давить на УК. Так что подумайте за кого вас хотят заставить платить УК, да ещё и с их отвратным уровнем сервиса


Маргарита, УК сама тарифы не придумывает. Наш дом имеет самые низкие тарифы в районе, т.к. инициативная группа очень хорошо с ней сторговалась. Жители дома подписывают договор с УК, у каждого дома он свой. Но это только тарифы на содержание и ремонт. УК мы платим за уборщицу, дворника, электрика, сантехника, замену лампочек и ремонт в подъездах. Не понятно, откуда сумма в 1,7 млн. в месяц. Вы туда и воду, и электричество занесли? Так к этим тарифам УК не имеет никакого отношения.

Анастасия, сколько вы платите УК за метр кв.?


Анастасия, нет, конечно, воду и электричество в 1,7 млн. не занесла, это чисто УК, оплата "содержания общего имущества".
Сейчас пересчитала, т.к. 1,7 млн. это было только по тому, что построили на 1 этапе строительства. Если брать весь дом, который будет построен, то это гораздо больше выходит.

так и не смог найти ответа на вопрос- как же заставить УК работать?

Алексей, в нашей стране - никак

Статья не о чем! Платить ворам ничего не делающим и прикрывающимися законами - маразм полный.

ага тока нифига ЖИ делать не будет, особенно если УК какой-нибудь ПИК-комфорт, у которого долгов перед РСО дофига, в домах ничего не делают, еще и заносят в инспекцию. не работают у нас законы - ты Ук обязан платить, а она не обязана ничего делать. бороться бесполезно.

Зачем вообще нужны эти "управляйки"? У них одна цель - набивать свой карман. Как же жили без них? Платили напрямую поставщикам ресурсов. Для решения каких-то общих вопросов, которые возникали очень редко, достаточно было председателя дома.

Маргарита, мой дом платит напрямую поставщикам услуг. Управляйке платим за содержание жилья и текущий ремонт. Это, например, подача отопления, если прорвало и засорилась труба - то срочный ремонт. Не будет же вам председатель дома задвижки крутить.

Кэтти, Напишу о том, что знаю из своего опыта. В обеих моих родительских квартирах дома без УК, а только председатель дома и так было с незапамятных времен. Председателю платится 100 р в месяц, поставщикам ресурсов платится напрямую. И никаких проблем нет. Если вдруг в доме нет света, то это решается электриками без дополнительных трат и привлечения жильцов. Если протекла крыша, что было 1 раз, лет 15 назад, то жильцы скинулись на ее ремонт и, наверное, председатель организовал ее ремонт. Председателю звонят, если, к примеру, прорвало батарею в квартиру, он оперативно присылает специалиста, который решит эту проблему, за что ему, конечно, захочется заплатить) Поэтому мне непонятно, зачем иметь дорогостоящего посредника в виде УК.
Но в доме, где моя квартира есть УК. Почти все соседи замечают, что почти каждый день какая-то проблема: чаще всего с лифтами, но бывает и с водой, с электричеством, с калиткой, парковкой, грязью, бывают и экзотические проблемы в виде фонтана из унитаза, который бил много раз пока УК решила эту проблему. И это новый дом, которому полгода. И за это УК платят 36 р. за метр, т.е. за квартиру в 50 кв.м. 1800 р. Я еще там не живу, но уже и не хочу там жить.

Маргарита, непосредственное управление МКД разрешено только в домах с небольшим количеством квартир, емнип не больше 30ти. В больших многоквартирных домах обязана быть или УК или ТСЖ.

Дебиторская задолженность – долги жителей многоквартирного дома перед управляющей компанией (УК) или ТСЖ.

Управляющие компании отслеживают собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги. Собственники помещений накапливают долги по оплате за коммунальные услуги. Рассмотрим, почему так происходит. Разберем, какие есть механизмы взыскания задолженностей и в каких случаях они применяются.

Почему жители дома накапливают долги по оплате коммунальных услуг

В обязанности жителей многоквартирного дома входит оплата коммунальных услуг (статья 153 Жилищного Кодекса РФ). Обязанности жильца возникают после регистрации права собственности на помещение. Часть собственников безответственно относится к обязанностям по оплате услуг. Это создает проблемы для управляющих компаний.

Почему собственник не платит по счетам:

временно отсутствовал по месту жительства и не получал счета;

не платит систематически, накапливая большие суммы задолженностей;

считает, что управляющая компания ненадлежащим образом выполняет обязательства;

считает, что природные ресурсы принадлежат гражданам на одинаковых условиях.

Управляющая организация определяет причину неуплаты и выбирает соответствующий метод взыскания задолженности:

ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг.

Какими методами ЖКХ взыскивают задолженность

Рассмотрим подробнее каждый.

Механизмы взыскания долгов ЖКХ

Информационно-разъяснительная работа

Распространенный способ мотивировать жильцов оплачивать коммунальные услуги – начислять пени. О начислении пеней УК уведомляет в письменном виде.

Плата за жилое помещение вносится не позже даты, указанной в договоре с управляющей компанией (статья 155 Жилищного Кодекса РФ). Если дата не установлена в договоре, то платить нужно до 10 числа. Оплата считается просроченной с 11 числа (статьи 190-192 Гражданского Кодекса РФ).

Решить проблему с должниками поможет договор о погашении задолженности. Собственник погашает долг в соответствии с договором на условиях, которые предлагает управляющая компания.
В договоре указываются:

срок действия оплаты задолженности;

последствия при нарушении обязательств должника;

Если должник готов погасить долг в полном объеме за один раз, включите в договор:

период образования долга;

предполагаемый срок выплаты.

Управляющая компания составляет договор о погашении задолженности в письменной форме в соответствии со статьей 161 Гражданского Кодекса РФ.

Претензионно-исковая работа

Иногда информационно-разъяснительная работа с должниками не приносит результатов, и управляющая компания обращается в суд общей юрисдикции.

Учитывайте уважительные причины неуплаты собственником жилищно-коммунальных услуг:

задержка зарплаты или пенсии;

тяжелое материальное положение собственника или нанимателя;

наличие в семье инвалида;

наличие несовершеннолетнего ребенка в семье.

Подобные ситуации рассматриваются отдельно и требуют документальных подтверждений. Управляющая компания не выиграет дело при таких обстоятельствах.

Если суд встает на сторону управляющей компании, ей выдается судебное решение или приказ (статья 122 Гражданского Кодекса). Вместе с судебным решением выдают исполнительный лист. Управляющая компания приступает к взысканию задолженностей.

Использовать судебное решение можно двумя способами:

взыскать сумму через банк;

обратиться к судебным приставам.

Управляющая компания предоставляет исполнительный лист в банк, где открыт счет должника (статья 8 Федерального закона № 229-ФЗ). Если неизвестно, какой банк обслуживает должника, исполнительный лист предоставляют в службу судебных приставов. Судебный пристав отправляет исполнительный лист в бухгалтерию на работу задолжавшего или арестовывает имущество.

Судебный пристав вправе запретить выезд за границу, если сумма долга больше 30 000 рублей (статья 1 Федерального закона №190-ФЗ). Эта мера работает с должниками, у которых есть средства, но нет желания платить.

Ограничение или приостановление предоставления коммунальных услуг

Управляющая компания ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг. Мера применяется, когда сумма долга превышает два месячных размера оплаты за ЖКУ в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354.

За долги ограничивается:

подача горячего водоснабжения;

УК в письменном виде уведомляет должников дома об ограничении и приостановлении коммунальных услуг. Услуги отключают в течение 20 дней со дня отправки уведомления (Постановление правительства РФ №354 пункт 119).

Ограничение или приостановка поставки коммунальных услуг не нарушает права других жителей многоквартирного дома, которые добросовестно платят по счетам (раздел 11 постановления Правительства РФ № 354).

Методы работы с должниками с помощью программного обеспечения

Работать с должниками и повышать собираемость платежей можно с помощью программного обеспечения. Рассмотрим способы уменьшения дебиторской задолженности с помощью продукта 1C: Учет в управляющих компаниях ЖКХ, ТСЖ и ЖСК (подробнее). Программа предлагает гибкие методы работы с должниками:

Голосовые сервисы автообзвона должников. Сервисы автообзвона автоматически осуществляют телефонные звонки потребителям услуг с напоминанием об оплате. Подробнее.

Автоматическая выборка списка должников по критериям:

по суммам долга;

по срокам долга;

по датам возникновения задолженностей;

Чаты в мессенджерах для жителей. Управляющая компания может вести чаты в мессенджерах, поддерживая общение с жителями дома. Заранее оповещайте жителей о сроках оплаты коммунальных услуг. Напоминайте должникам о необходимости оплаты.

Повесить на стенде объявлений информацию о важности своевременной оплаты услуг ЖКХ. На стенде объявлений можно оставить информацию о долге по дому с просьбой оплатить коммунальные услуги в срочном порядке. Повесьте специальные листовки. С их помощью жители дома узнают, как оплачивать коммунальные услуги через личные кабинеты Сайта ЖКХ (подробнее) и не просрочат платежи.

Не все собственники жилых помещений злостные должники. Есть те, кто занят или забывает об оплате услуг. Избежать подобных случаев поможет мобильное приложение ЖКХ Личный кабинет, которое жителям нужно установить на смартфоны. С помощью мобильного приложения управляющая компания сможет принимать показания счетчиков и оплату за коммунальные услуги. С помощью push-уведомлений от УК жители будут заранее знать, когда и сколько необходимо оплатить, чтобы не допустить задолженности.

Используйте методы в совокупности, чтобы повысить собираемость платежей и уменьшить количество должников.

Читайте также: