Объединение граждан целью которых является выражение и защита каких либо специальных

Обновлено: 02.07.2024

Большинство государственных решений затрагивает интересы как отдельных граждан, так и различных слоев населения (пенсионеров, бюджетников). В связи с этим у отдельных граждан, политических организаций, должностных лиц и иных субъектов правоотношений возникает заинтересованность в принятии определенных решений, отвечающих их запросам. Конкретные лица, столкновение их интересов в ходе политического процесса начинают оказывать давление на структуры власти, должностных лиц и общественное мнение для достижения желаемого результата.

В этих условиях возникают группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных интересов (например, решение конкретной проблемы, защита интересов небольшой социальной, профессиональной, поселенческой, религиозной или культурно обособленной группы).

В теории и практике государственного управления предлагается несколько типологий групп интересов.

Общинные группы, люди связаны между собой принадлежностью к сообществу, а только затем — своими мотивами и стремлениями (племенные, этнические группы, тейпы, кланы).

Ассоциативные группы создаются людьми для реализации достаточно ограниченных интересов локального характера.

Группы по обычаю (чаще всего религиозного толка) используют личные контакты с представителями государственной власти.

Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп (профсоюзы, общественные движения), отстаивающие материальные и социальные интересы своих сторонников на основе активного взаимодействия с органами государственной власти.

Институциональные группы имеют влияние внутри органов государственной власти, особенно на процесс принятия управленческих решений.

Группы поддержки (антивоенные организации, экологические движения и т.п.) проявляют себя при достижении определенных ограниченных целей.

Особого внимания заслуживает представительство интересов в парламенте, которое носит государственно значимый характер. Депутаты в этом случае выступают проводниками выражения интересов народа в процессе принятия наиболее важных государственных решений, имеющих, как правило, форму законодательных актов.

В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе политических) по активному отстаиванию своих интересов. В рамках этого подхода лоббизм — не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих интересов и т.п. Сторонники такой трактовки термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме президента, правительства, депутатском лоббизме и т.д.

В более узком смысле лоббизм — это действия представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями органов государственной власти с целью принятия (или непринятия) решений в соответствии с интересами специальных групп. Здесь лоббизм связывается исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структуре государственной власти.

Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений.

Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние.

Как правило, при урегулировании лоббистской деятельности, воздействующей на правотворческий процесс, реализуются две основные стратегии.

Первая предполагает урегулирование частных вопросов, связанных с лоббистской деятельностью (регистрация представителей ассоциаций, групп, объединений и т.п., защищающих частные, местные или иные интересы, при парламентах и т.п.), с помощью специальных нормативных правовых актов (ФРГ, Франция, Италия и др.). При этом наличие собственно лоббизма как позитивного вида деятельности, необходимого для правотворческого процесса, может либо признаваться, либо отрицаться.

Вторая стратегия обусловлена стремлением урегулировать лоббистскую деятельность (во всяком случае, ее основные разновидности) путем принятия соответствующего закона (США, Канада и др.).Необходимо учитывать, что обе стратегии если и не взаимозаменяемы, то вполне сочетаемы. Например, вполне представима ситуация, когда при наличии частных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные стороны, аспекты и даже виды лоббистской деятельности, существует стремление к принятию некоего комплексного нормативного правового акта, регулирующего собственно лоббистскую деятельность в максимальном количестве ее разновидностей и их проявлений.

К наиболее эффективным способам лоббизма относятся:

2) проведение социологических опросов и объявление рейтингов, которые никем не проверяются, а объективность сделанных выводов не подвергается сомнению (вера на слово);

3) организация научных исследований с предсказуемыми выводами, которые приводят при последующей аргументации на заседаниях профильных комитетов, комиссий, парламентских слушаниях и пр.;

5) включение представителей групп интересов в экспертные советы;

6) организация митингов, шествий, забастовок, показательного голодания;

7) организация конференций, круглых столов, семинаров с выступлением парламентариев по заранее оговоренным позициям с широким освещением проблемы в средствах массовой информации;

8) организация массового направления писем и телеграмм от граждан на объект лоббирования с требованием принять соответствующее решение;

9) психологическое давление на депутатов и представителей органов государственной власти (телефонные звонки, личные визиты влиятельных людей, требования групп избирателей и т.п.).

Политическая организация -
1) система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется политическая власть;
2) добровольное неформальное объединение граждан со своими программными и другими организационными документами и определенным порядком деятельности, которое участвует в политической жизни.

  1. Общественные объединения;
  2. Профсоюз
  3. Партии
  • стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти в интересах поддерживающей ее группы населения;
  • наличие определённой идеологии, выраженной в политической программе;
  • наличие программы действий;
  • характерные способы осуществления программы (участие в выборах, парламентская деятельность, акции, пропаганда и др.);
  • наличие организационной структуры — устава, членства, партийной дисциплины, руководящих органов, местных организаций с определенной иерархией должностей
  • легитимность.

Фракция – объединение депутатов одной партии в парламенте.
Согласно действующему Федеральному закону политические партии в РФ создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц, но должны соответствовать следующим требованиям:

Основные цели политических партий
1) формирование общественного мнения;
2) политическое образование и воспитание граждан;
3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
4) выдвижение кандидатов на выборах. ( Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов).

↑ Классификации политических партий

По участию в осуществлении власти:

  • легальные
  • полулегальные
  • нелегальные

По идеологической направленности:
- социал-демократические партии (выступают за более заметно участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод)
- коммунистические партии (стремятся к полному огосударствлению экономики, к распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, к полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.
- консервативные и либеральные партии (ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, то есть на минимизацию участи государства в жизни общества)
- клирикальные партии (придерживаются религиозной идеологии)
- националистические партии (строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей)

  • Радикальные
  • Революционные
  • Реформистские
  • Экстремистские
  • Консервативные
  • реакционные

- кадровые партии (немногочисленны, в них свободное членство, опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту, в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию, проводят деятельность только в период выборов)
(парламентские, элитарные) партии состоят из немногочисленной группы видных политиков, которые и осуществляют финансирование деятельности своей партии, при этом фиксированное и жесткое членство для них не обязательно. Деятельность таких партий активизируется в большинстве случаев лишь во время избирательной кампании и выборов.

- массовые партии – многочисленны, в них преобладает воспитательная функция, отличаются тесной связью между членами партии, в них есть жесткая дисциплина, имеются первичные парторганизации, их деятельность проводится систематически
по своей структуре многочисленны и заинтересованы в привлечении новых приверженцев, так как с увеличением числа членов партии возрастет и количество партийных взносов, которые и являются источниками финансирования деятельности данной партии. Соответственно для того, чтобы организовать правильную деятельность такой многочисленной партии, необходима централизованная структура, дисциплина, устав, фиксированное членство.

По способу деятельности:

- реформистские партии (стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти)
- революционные партии (стремятся к преобразованию общества с использованием незаконных средств борьбы)

По типу политической программы

-левые партии (социалистические и коммунистические) осуществление реформ, вытеснение частного сектора, социальная защита трудящихся,радикальные революционные методы действия)
-центристские партии (для них характерен компромисс, сотрудничество)
-правые партии (либеральные и консервативные) за сильное государство, охрана частной собственнойсти, стабильность, отрицательное отношение к революции.

Функции политических партий

1) Внешние функции
2) Внутренние функции

  • борьба за завоевание политической власти;
  • реализация партийной программы;
  • выражение интересов отдельных социальных групп и слоёв;
  • обеспечение связи граждан с государственными структурами;
  • замена стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;
  • отбор и подготовка политических лидеров разного масштаба;
  • участие с их помощью в политическом управлении;
  • подготовка и участие в избирательной кампании;
  • осуществление политической социализации граждан
  • политическое воспитание
  • подготовка кадров политиков
  • формирование общественного мнения
  • набор новых членов партии;
  • пополнение партийной кассы;
  • оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.
  • Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
  • Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
  • Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.
  • Не допускается деятельность политических партий и их структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях.
  • Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений.

Фактически во всех странах, в которых допускается свободное участие граждан в политической жизни, за человеком признается право влияния на деятельность органов государственной власти, данное явление получило название лоббизм.

Лоббизм – оказание влияния со стороны частных и общественных организаций (политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п.) на процесс принятия решений парламентом. Основная цель этих организаций – добиться закрепления в законодательстве интересов различных слоев населения, социальных групп и организаций.

Важнейшими субъектами лоббирования являются политические партии и СМИ. Профессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства, аналитические центры.

В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должностные лица РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти РФ.

  • представление в органы государственной власти информации, документов и проек- тов решений проблем и вопросов;
  • личное участие в работе государственных комитетов, комиссий, фракций, депутат- ских групп, политических партий;
  • обращения к должностным лицам государственных органов власти;
  • выступления (публикация) в СМИ в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов.

Все партии в государстве, а также их взаимоотношения как между собой, так и с государством, и с другими элементами политической системы и гражданами объединяются понятием партийная система.

↑ Партийная система

Партийная система — совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Типы партийных систем

1) Однопартийная
2) Двухпартийная (бинарная)
3) Многопартийная (полипартийная)

В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.).

В обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими.

Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат.— соглашение, достигнутое путём уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4—5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение — 30—50% голосов

↑ Идеологии, виды идеологий.

Либерализм – в основе либеральной идеологии находится принцип верховенства личных прав и свобод человека, равенство, свобода частной собственности и предпринимательства, осуществление принципа разделения властей в органах государственной власти и правового государства, невмешательства государства в частную жизнь граждан (гражданское общество)

Консерватизм – отстаивает идею незыблемости существующих общественных порядков, выступает против радикальных перемен за сохранение традиций, религии, моральных принципов и норм.

Социализм – идеология, целью которой является создание бесклассового общества, отношения в котором построены на основе общественного собственности и полном (экономическом, политическом, социальном) равенстве всех граждан. Характерные принципы социализма – это отмена частной собственности на средства производства, отсутствие эксплуатации человека человеком. Экономика полностью регулируется государством, гражданам предоставляются бесплатные и общедоступные социальные блага, такие как жилье, образование, медицинское обслуживание. Социалистическая идеология представлена в двух направлениях:

Социал-демократическое (постепенный переход общества к социализму) и коммунистическое (насильственные, революционные методы перехода в социализм)

Анархизм – характерной чертой данной идеологии является отрицание государственной власти, которая представляется как форма насилия над людьми и поэтому должна быть уничтожена. Отношения между людьми должны строиться на взаимном уважении и сотрудничестве.

Фашизм – наиболее характерными для фашистской идеологии являются следующие признаки:
Культ вождя, тотальный контроль над обществом, отсутствие демократических прав и свобод, национализм (идея о превосходстве нации), милитаризация накопление военной мощи) и агрессивная внешняя политика.

Феминизм – идеология, целью которой является искоренение дискриминации (притеснения) женщин, отстаивание равенства мужчин и женщин.

Пацифизм – идеология, призывающая к полному избавлению от войн, милитаризма и насилия.

Идеология в политической сфере жизни общества призвана выполнять определенные функции:
1. Выражение и защита интересов определенной социальной общности или группы.
2. Объединение людей со схожими политическими взглядами.
3. Регулирование политической жизни общества.

  • Решительное изменение существующих социальных и политических институтов
  • Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей.
  • Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма
  • Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоёв и групп
  • Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т. д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости. Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

↑ Плюрализм, виды плюрализма.

  • политический;
  • идеологический;
  • религиозный;
  • культурный;
  • плюрализм мнений;
  • духовный.

Политический плюрализм предполагает такое общественное устройство, в соответствии с которым общественно-политическая жизнь в государстве сочетает множество различных взаимозависимых социальных и политических групп, партий, организаций, чьи идеи и программы находятся в постоянном соревновании и конкурентной борьбе. При этом каждый гражданин имеет право обратиться в любую подобную организацию и стать ее участником.

  • идеологическое многообразие;
  • уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; – наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;
  • ограничение центральной власти, разделение властей;
  • светский характер государства;
  • признание политического многообразия и многопартийности;
  • равенство всех общественных объединений перед законом.

↑ Политическое движение

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

  1. Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
  2. Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством:в большей степени приближено к обыденной жизни людей, чем политическая партия;
  3. Более широкая, аморфная, пёстрая социальная база, чем у политической партии;
  4. Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
  5. Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
  6. Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
  7. В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

I этап – зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядов
II этап – пропаганда взглядов, агитация, привлечение максимального количества сторонников
III этап - более четкое формирование идей и требований, развитие общественно-политической активности ------
-оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической власти
-цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения и движение затухает

↑ Виды политических движений

По идеологической направленности:
Социально-политические
Конфессиональные
Экономические
Экологические
Антивоенные

По способу деятельности
Революционные
Контрреволюционные
Реформаторские
Консервативные

По количеству участников
Массовые
Элитарные

По шкале политического спектра
Левые
Центристские
Правые

К ПРИНЯТИЮ ЗАКОНА О ПАРТИЯХ
В.В. ЛАПАЕВА
Лапаева Валентина Викторовна - доктор юридических наук, главный научный сотрудник ИЗиСП.
Новая законодательная стратегия развития многопартийности, заложенная в основу принятого летом 2001 года Федерального закона "О политических партиях", свое наиболее концентрированное выражение нашла в его преамбуле, где обозначены цели, и в ст. 3, где сформулировано понятие политической партии. Анализ правового смысла этих положений позволяет получить достаточно полное представление об основных ориентирах отечественного законодателя в сфере развития многопартийности.
1. Преамбула:
формулировка целей Закона
Текст преамбулы Закона гласит: "В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.
Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий".
Таким образом, в преамбуле названы две цели: 1) обеспечение гарантий равенства политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач и 2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов политических партий.
Первая цель Закона связывается в преамбуле с закрепленными в Конституции РФ (ч. 3 ст. 13) принципами политического многообразия и многопартийности. При этом обращают на себя внимание два обстоятельства. Во-первых, в качестве исходной основы правового регулирования многопартийности в преамбуле обозначены не все конституционные положения, касающиеся политических партий. Конституция РФ (в отличие от подавляющего большинства постсоциалистических конституций и многих конституций стран Западной Европы, принятых после Второй мировой войны) не содержит специальных положений, закрепляющих конституционно - правовой статус политических партий. Однако, поскольку политические партии трактуются в Законе как вид общественных объединений (ст. 3), на них распространяются нормы, определяющие конституционно - правовой статус общественных объединений. Речь идет о положениях Конституции, закрепляющих свободу деятельности общественных объединений (ст. 30), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых носят антиконституционный характер (ч. 5 ст. 13).
Отсюда следует, что обозначенные в преамбуле в качестве целей данного Закона гарантии равенства партий перед законом являются конкретизацией не столько принципов политического многообразия и многопартийности, сколько конституционного положения о равенстве общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13), а также конституционного принципа идеологического многообразия (ч. 1 ст. 13), поскольку речь в преамбуле идет о равенстве партий независимо от изложенных в программе партии идеологии, целей и задач. То обстоятельство, что принципы политического многообразия и многопартийности указаны в преамбуле Закона в ненадлежащем контексте и не получили в ней адекватной конкретизации, не было результатом юридико - технической ошибки законодателя. Сознательная установка законодателя на такой подход к трактовке данных принципов достаточно ясно прослеживается в ряде положений Закона, и прежде всего в законодательной дефиниции политической партии, закрепленной в ст. 3.
Другой момент, который заслуживает внимания, - это то, что положение преамбулы о "равенстве. партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач" не согласуется с системой положений Конституции РФ, касающихся политических партий. Анализ этих положений в их системной взаимосвязи свидетельствует о том, что равенство партий (как и других общественных объединений) перед законом, а также свобода выбора ими своих идеологических ориентиров ограничены в Конституции определенными условиями, закрепленными в ч. 5 ст. 13 (где "запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни"). Без таких оговорок соответствующее положение преамбулы рассматриваемого Закона искажает правовой смысл конституционно - правового статуса политических партий как особого вида общественных объединений.
При формулировке второй цели Закона ("обеспечение соблюдения прав и законных интересов политических партий") законодатель в преамбуле говорит лишь о правах и интересах партий. При этом отсутствует указание на их обязанности перед обществом и государством и прежде всего на обязанность действовать в рамках тех конституционно - правовых ограничений, которые накладывает ч. 5 ст. 13 Конституции РФ. Такой подход может привести к искажению правового статуса политических партий, в основе которого должен лежать надлежащий баланс прав и обязанностей.
На мой взгляд, с учетом того, что Конституция РФ не содержит каких-либо специальных положений о политических партиях, в преамбуле Закона следовало бы перечислить все положения Конституции РФ, относящиеся к политическим партиям, указав, что целью Закона является обеспечение конституционных принципов политического многообразия, многопартийности, свободы деятельности политических партий, равенства политических партий перед законом, а также гарантий их конституционности в смысле ч. 5 ст. 13 Конституции РФ.
Разумеется, не все отмеченные выше недостатки преамбулы отразились негативным образом на тексте Закона. В целом можно сказать, что его правовой потенциал значительно выше того весьма ограниченного правового смысла, который присутствует в преамбуле.
2. Статья 3 Закона:
понятие политической партии
Рассмотрим основные положения данной статьи, которые заключаются в следующем:
"1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
2. Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
в политической партии должно состоять не менее десяти тысяч членов политической партии.
4. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
формирование общественного мнения;
политическое образование и воспитание граждан;
выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе".
Первое, на что следует здесь обратить внимание, - это то обстоятельство, что политические партии определяются в Законе как особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике . Тем не менее данное понимание природы политической партии, по существу, было поставлено под сомнение в проекте ФЗ "О политических партиях", внесенном в Государственную Думу Президентом РФ в декабре 2000 года. В законопроекте партия определялась как "добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное с целью участия в политической жизни общества. ".
--------------------------------
Показательно, что такой авторитетный в области зарубежного партийного права автор, как Ю.А. Юдин, анализируя понятие политической партии, сформулированное им на основе анализа современного законодательства о партиях (где под партией понимается "общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществление. государственной власти. "), даже не считает нужным остановиться на характеристике партии как общественного объединения, полагая данное обстоятельство само собой разумеющимся (см.: Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. С. 37 - 38).
Обосновывая предлагаемые изменения в позиции отечественного законодателя, один из разработчиков проекта закона, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, член фракции "Единство" А.В. Чуев доказывал, что политическую партию следует считать не общественным, а публично - правовым объединением граждан, поскольку "в отличие от всех других общественных объединений, ее деятельность должна быть публичной. Тогда как деятельность любого другого общественного объединения совершенно не обязана быть публичной и все граждане совершенно не обязаны о ней знать. Деятельность партии должна быть публичной для того, чтобы она действовала в рамках закона, поскольку партия борется за государственную власть, за то, чтобы быть представленной в этой власти и определять политику государства" .
--------------------------------
Чуев А.В. Что такое партия? // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. N 12. С. 16.
Данная аргументация представляется неубедительной. Прежде всего, здесь неясно, с чем именно автор связывает публичный характер партии. Если с тем, что она должна действовать "в рамках закона, поскольку партия борется за государственную власть", то этого явно недостаточно, так как в рамках закона должно действовать любое общественное объединение. Если публичный характер партии определяется тем, что "ее деятельность должна быть публичной" и все граждане "обязаны о ней знать", то это неверно. Публичной является деятельность и иных общественных объединений (например, благотворительных организаций, профсоюзов и т.д.). И хотя законодательство, регламентирующее деятельность общественных объединений, имеет комплексный характер, оно в целом относится к публично - правовой сфере и представляет собой самостоятельный институт конституционного права. А что касается утверждения, что деятельность партии носит публичный характер, потому что все граждане "обязаны о ней знать", то оно не соответствует действующему законодательству. Граждане вовсе не обязаны знать что-либо о той или иной партии, но они имеют право знать о ней, как, впрочем, они имеют право знать о любом из общественных объединений, поскольку, согласно ст. 15 ФЗ "Об общественных объединениях", деятельность этих объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Подобные расхождения в подходах к законодательной дефиниции партии имеют далеко идущие последствия, поскольку задают принципиально разные векторы концептуального и юридико - нормативного развития данного понятия. Эти принципиальные расхождения в подходах к понятию политической партии связаны прежде всего с различиями в трактовке взаимосвязей партии с обществом и государством. Если политическая партия рассматривается как общественное объединение, то она трактуется как общественная структура, сформировавшаяся в недрах гражданского общества, выражающая политически значимые интересы определенных слоев общества и стремящаяся к представлению этих общественных интересов в органах государственной власти. Здесь акцент делается на прочной связи партии с обществом, на ее ответственности перед сформировавшим ее обществом и на ее функции посредника во взаимоотношениях между обществом и государством. В понятии же политической партии как некоего "публично - правового объединения граждан" нет указания на связь партии с обществом, что дает возможность для более тесной увязки партии с институтами публичной власти. Подобная трактовка понятия партии весьма удобна, в частности, для теоретико - правового оправдания такого специфического феномена российской партийной жизни, как "партии власти", которые представляют собой квазиобщественные структуры, созданные в значительной мере усилиями исполнительной власти. Последовательное логическое развитие и практическая реализация данного подхода могут привести к огосударствлению партий, отрыву их от общества, превращению их в инструмент манипулирования обществом и, в конечном итоге, к усилению отчуждения общества от государства. С правовой точки зрения такой подход опасен прежде всего потому, что выводит партии из-под действия ст. 13 Конституции РФ, закрепляющей равенство общественных объединений перед законом и запрет на их антиконституционную деятельность.
То обстоятельство, что законодатель в этом вопросе не пошел по пути, предложенному в президентском законопроекте о партиях, и вернулся к уже принятой до этого в действующем законодательстве трактовке партии как общественного объединения, существенно улучшило Закон, расширило возможности либерально - правовой интерпретации целого ряда его положений. Важно и то, что при трактовке политической партии как общественного объединения законодательство о партиях вписывается в сложившееся правовое пространство, которое охватывает комплекс положений Конституции РФ, закрепляющих конституционно - правовой статус общественных объединений, а также систему норм, регулирующих создание и деятельность таких организационно - правовых структур, как некоммерческие организации и общественные объединения. Таким образом выстраивается четкая цепочка последовательно конкретизируемых правовых понятий: некоммерческая организация как родовая структура по отношению к общественным объединениям (согласно ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" это "организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками"), далее следует общественное объединение (которое в соответствии со ст. 5 ФЗ "Об общественных объединениях" представляет собой "добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения") и, наконец, - политическая партия как специфический вид общественных объединений.
--------------------------------
См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 25 - 26, 145.
См.: СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.
Специфика партии как особого вида общественных

Большинство государственных решений затрагивает интересы как отдельных граждан, так и различных слоев населения (пенсионеров, бюджетников). В связи с этим у отдельных граждан, политических организаций, должностных лиц и иных субъектов правоотношений возникает заинтересованность в принятии определенных решений, отвечающих их запросам. Конкретные лица, столкновение их интересов в ходе политического процесса начинают оказывать давление на структуры власти, должностных лиц и общественное мнение для достижения желаемого результата.

В этих условиях возникают группы интересов — организации, целью которых является объединение граждан для выражения и защиты каких-либо специальных интересов (например, решение конкретной проблемы, защита интересов небольшой социальной, профессиональной, поселенческой, религиозной или культурно обособленной группы).

В теории и практике государственного управления предлагается несколько типологий групп интересов.

Общинные группы, люди связаны между собой принадлежностью к сообществу, а только затем — своими мотивами и стремлениями (племенные, этнические группы, тейпы, кланы).

Ассоциативные группы создаются людьми для реализации достаточно ограниченных интересов локального характера.

Группы по обычаю (чаще всего религиозного толка) используют личные контакты с представителями государственной власти.

Группы защиты и поддержки — наиболее распространенные в странах развитой демократии типы заинтересованных групп (профсоюзы, общественные движения), отстаивающие материальные и социальные интересы своих сторонников на основе активного взаимодействия с органами государственной власти.

Институциональные группы имеют влияние внутри органов государственной власти, особенно на процесс принятия управленческих решений.

Группы поддержки (антивоенные организации, экологические движения и т.п.) проявляют себя при достижении определенных ограниченных целей.

Особого внимания заслуживает представительство интересов в парламенте, которое носит государственно значимый характер. Депутаты в этом случае выступают проводниками выражения интересов народа в процессе принятия наиболее важных государственных решений, имеющих, как правило, форму законодательных актов.

В широком (обывательском) смысле под лоббизмом понимают любую деятельность граждан, ассоциаций бизнеса, партий и других организованных групп давления (в том числе политических) по активному отстаиванию своих интересов. В рамках этого подхода лоббизм — не только давление бизнеса, общественных организаций на органы власти, но и деятельность самих субъектов власти, направленная на продвижение своих интересов и т.п. Сторонники такой трактовки термина считают, что вполне допустимо говорить о лоббизме президента, правительства, депутатском лоббизме и т.д.

В более узком смысле лоббизм — это действия представителей негосударственных организаций в ходе контактов с представителями органов государственной власти с целью принятия (или непринятия) решений в соответствии с интересами специальных групп. Здесь лоббизм связывается исключительно с профессиональной деятельностью физических лиц или организаций по продвижению интересов клиентов в структуре государственной власти.

Лоббирование связано лишь с принятием государственных решений.

Все виды лоббизма мотивированы желанием оказать влияние.

Как правило, при урегулировании лоббистской деятельности, воздействующей на правотворческий процесс, реализуются две основные стратегии.

Первая предполагает урегулирование частных вопросов, связанных с лоббистской деятельностью (регистрация представителей ассоциаций, групп, объединений и т.п., защищающих частные, местные или иные интересы, при парламентах и т.п.), с помощью специальных нормативных правовых актов (ФРГ, Франция, Италия и др.). При этом наличие собственно лоббизма как позитивного вида деятельности, необходимого для правотворческого процесса, может либо признаваться, либо отрицаться.

Вторая стратегия обусловлена стремлением урегулировать лоббистскую деятельность (во всяком случае, ее основные разновидности) путем принятия соответствующего закона (США, Канада и др.).Необходимо учитывать, что обе стратегии если и не взаимозаменяемы, то вполне сочетаемы. Например, вполне представима ситуация, когда при наличии частных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные стороны, аспекты и даже виды лоббистской деятельности, существует стремление к принятию некоего комплексного нормативного правового акта, регулирующего собственно лоббистскую деятельность в максимальном количестве ее разновидностей и их проявлений.

К наиболее эффективным способам лоббизма относятся:

2) проведение социологических опросов и объявление рейтингов, которые никем не проверяются, а объективность сделанных выводов не подвергается сомнению (вера на слово);

3) организация научных исследований с предсказуемыми выводами, которые приводят при последующей аргументации на заседаниях профильных комитетов, комиссий, парламентских слушаниях и пр.;

5) включение представителей групп интересов в экспертные советы;

6) организация митингов, шествий, забастовок, показательного голодания;

7) организация конференций, круглых столов, семинаров с выступлением парламентариев по заранее оговоренным позициям с широким освещением проблемы в средствах массовой информации;

8) организация массового направления писем и телеграмм от граждан на объект лоббирования с требованием принять соответствующее решение;

9) психологическое давление на депутатов и представителей органов государственной власти (телефонные звонки, личные визиты влиятельных людей, требования групп избирателей и т.п.).


Политическая партия — это организованная группа единомышленников (почти как анимешники или толкинисты). В этой статье узнаем, какие бывают виды политических партий и их характеристики.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие, функции, признаки политических партий

Политическая партия — это организованная группа единомышленников, которая выражает интересы конкретных социальных слоев и при этом стремится достигнуть определенных политических целей. Примеры таких целей — завоевание государственной власти или участие в ее реализации.

Элементы, которые образуют структуру партии: партийный лидер, партийный аппарат, рядовые члены, сторонники партии.

Основные функции политических партий:

  • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;
  • участие в осуществлении власти;
  • участие в формировании политической системы государства;
  • формирование общественного мнения;
  • выражение интересов социальных групп;
  • политическое воспитание;
  • подготовка политических кадров;
  • защита интересов различных социальных групп.

Отличительные признаки политических партий:

  • нацеленность на завоевание и осуществление власти;
  • наличие политической программы — документа, в котором формулируются цели и задачи партии;
  • наличие организации — руководящие органы, членство, устав партии;
  • наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы;
  • наличие определенной идеологии или особого видения мира и человека.

Перейдем к самому главному — основным видам политических партий.

Классификация политических партий

Политические партии можно классифицировать на виды и типы по разным критериям.

По типу идеологии:

По отношению к социальной действительности:

  • Революционные партии направлены на коренное преобразование общества при помощи средств борьбы.
  • Реформистские партии стремятся к постепенным преобразованиям общества с помощью законных средств достижения власти.
  • Консервативные партии нацелены на сохранение действующих порядков и отвергающие идеи серьезного реформирования.

По характеру членства:

  • Кадровые партии основаны на немногочисленном, свободном членстве, при этом опираются на профессиональных политиков и активную деятельность в период выборов.
  • Массовые (идеологические) партии основаны на многочисленных массах народа, нацелены на политическое воспитание, обладают разветвленной структурой и систематически принимают участие в политической жизни.
  • Централизованные партии основаны на системе массового членства и жесткой дисциплине, которая предполагает выполнение каждым членом партии определенных функций.

Виды политических партий по отношению к власти:

  • Правящие находятся у власти в определенный момент.
  • Оппозиционные (легальные, нелегальные) добиваются власти.

По месту в политическом спектре:

  • Левые партии выступают за проведение реформ, государственное регулирование экономики и вытеснение частного сектора, за социальную защиту трудящихся и радикально-революционные методы осуществления преобразований. К этой группе относят социалистические и коммунистические партии.
  • Центристские партии основаны на балансе между общественным равенством, общественной иерархией и противостоянии политическим изменениям как влево, так и вправо.
  • Правые партии выступают за идею сильного государства, стабильность социальной жизни, охрану частной собственности. К ним относят либеральные и консервативные партии.

По источнику возникновения:

  • Самостоятельные возникают в результате инициативы граждан.
  • Проправительственные создаются по инициативе государства в период выборов.
  • Созданные на основе объединения социальных групп.

По положению в управляющей структуре:

  • Парламентские реализуют свою политику через правительство. Их главная цель — получить максимальное число голосов избирателей и мест в выборных органах.
  • Авангардные не считают участие в выборах ключевым направлением деятельности. Активно участвуют в общественной жизни.

Виды политических партий по организационной структуре:

  • Классические — с четкой организационной структурой и постоянным членством.
  • Движенческие — характерно формальное членство.
  • Политические клубы — характерно свободное членство.

Теперь мы знаем виды деятельности различных политических партий.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Понятие партийной системы

Партийная система — это совокупность партий, которые участвуют в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий реализуют политическую власть, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Рассмотрим типы партийных систем в таблице.

В обществе активна одна политическая партия, власть которой закреплена в законодательстве и является неоспоримой. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. При этом часто руководящая роль единственной партии получает конституционное закрепление.

Примеры стран с однопартийной системой: СССР, Куба, Индия, КНР, КНДР.

В обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти, сменяя друг друга в результате выборов. Другие партии не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти и оказывать влияние на политическую жизнь.

Примеры стран с двухпартийной системой: США (республиканская и демократическая партии), Великобритания (партии лейбористов и консерваторов).

В обществе существует конкуренция между между несколькими влиятельными партиями. При этом ни у одной из них нет явных преимуществ перед другими. Формируется в развитых демократических обществах.

Примеры стран с многопартийной политической системой: Франция, Италия, Испания, Дания, Швеция, Германия, Израиль.

Партия может прийти к власти демократическим путем, а также в ходе революции или военных переворотов. В Бутане, Омане, Катаре, Кувейте, Саудовской Аравии деятельность политических партий официально запрещена.

Система политических партий в законодательстве РФ

Точное юридическое определение политической партии закреплено в законодательстве каждой конкретной страны. Эти определения могут различаться в зависимости от местных политических и правовых традиций.

Политическая партия в РФ должна отвечать следующим требованиям:

  • Иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной партии.
  • Состоять из не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов партии.
  • Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
  • Под региональным отделением политической партии понимается ее структурное подразделение, которое создано по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
  • В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит один или несколько автономных округов, может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями партии являются:

Читайте также: