О каком таежном законе напомнила васютке мать
Обновлено: 04.07.2024
3. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
2. Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
I . Вводно-мотивационный этап.
- 24 июля 2017 года случилось несчастье. В тайге Красноярского края пропала девочка. 7 дней ее искали, 7 тяжелейших дней она блуждала по тайге. Давайте с вами посмотрим видеорепортаж новостей о девочке.
Просмотр видео о спасении 14летней девочки, которая выжила в тайге . (3 минуты)
- Как девочка могла выжить в тайге? (ответы уч-ся)
- Как бы вы себя повели, оказавшись в подобной ситуации?
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. (ответы уч-ся)
- Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.
Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?
- Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? - Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.
II . Операционно-содержательный этап.
– Проследим, как она раскрывается в тексте.
-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
- Сколько дней провел Васютка в тайге?
-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.
1. Исследовательская работа в группах
- С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)
- Как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
- Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
2. Выступление групп.
Физкультминутка
- Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.
( присесть на корточки, сжаться в комочек)
Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.
(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)
Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.
Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.
У него появились корешки
( встать на ноги, открыть глаза)
и первые стебельки
( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).
Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.
(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)
И вот однажды на ростке расцвел цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветам
(улыбнуться учителя и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).
А потом наступила осень и на месте цветка образовались новые орешки, которые великий кедр снова сбросило в почву.
(движение руками, будто стряхиваешь воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения)
Так выросла величественная и похожая на океан тайга.
3. Работа с таблицей
Готовиться основательно к походу в тайгу
Обозначать особыми приметами дорогу
Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге
Знать повадки зверей и птиц
Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег
Не терять присутствия духа
Знать таёжные приметы
Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?
- Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!
4. Возьми с собой в лес собаку!
5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!
6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Слушай и запоминай народные приметы!
7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
8. Не терять веры в свои силы.
4. Составить синквейн по образу главного героя
1. Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка
2. Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных
3. Описание действий в рамках этой темы,3 глагола
4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение из 4 слов)
5. Синоним из 1 слова, который повторяет суть темы
Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.
Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул
Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.
III . Рефлексивно-оценочный этап.
-Чему можно поучиться у Васютки?
-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?
- Пригодится ли вам это в будущем?
Ò Сегодня я узнал(а)…
Ò Было интересно…
Ò Урок дал мне для жизни…
Ò Своей работой на уроке я…
Ò Мое настроение…
Домашнее задание:
Написать сочинение - рассуждение на тему " Как Васютка выжил в тайге".
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?
Составьте и запишите "Памятку идущему в лес" и "Если ты заблудился в лесу".
Читайте также:
- Излишне начисленные страховые взносы прошлого периода как исправить
- Сколько зарабатывает тестировщик программного обеспечения в беларуси
- Может ли ликвидатор отказаться от должности
- Как отменить банкротство по упрощенной процедуре
- Какие требования должны соблюдаться гражданами при исполнении гимна и подъеме флага