О каком таежном законе напомнила васютке мать

Обновлено: 04.07.2024

Итоговый урок по рассказу В.П.Астафьева

3. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Личностные: 1.Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

2. Воспитывать любовь к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

I . Вводно-мотивационный этап.

- 24 июля 2017 года случилось несчастье. В тайге Красноярского края пропала девочка. 7 дней ее искали, 7 тяжелейших дней она блуждала по тайге. Давайте с вами посмотрим видеорепортаж новостей о девочке.

Просмотр видео о спасении 14летней девочки, которая выжила в тайге . (3 минуты)

- Как девочка могла выжить в тайге? (ответы уч-ся)

- Как бы вы себя повели, оказавшись в подобной ситуации?

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами. (ответы уч-ся)

- Маленькой песчинке легко затеряться в океане? Так же легко человеку заблудиться в тайге и погибнуть. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Как вы понимаете это высказывание?

- Что же помогло герою рассказа Астафьева выжить, не погибнуть в тайге? - Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке.

II . Операционно-содержательный этап.

– Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

- Сколько дней провел Васютка в тайге?

-Пять дней провел Васютка в тайге, как он прожил эти дни и как выжил, мы узнаем проследив за его путешествием.

1. Исследовательская работа в группах

- С какой птицей встретился? Что узнали о повадках этой птицы? (Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

-Страшно ли было Васютке? Почему? (Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

- Как Васютка провёл первую ночь в тайге.

- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

- Как мальчик приготовил себе еду?

- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

- Какие черты характера обнаружились в мальчике?

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

- Как и почему Васютка относится к окружающей его природе? ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Какие слова использованы при описании тайги? Как чувствует себя мальчик в этот момент?

- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

-Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.

- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?

- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

2. Выступление групп.

Физкультминутка

- Представьте, что вы маленький орешек, упавший с кедра и попавший в почву.

( присесть на корточки, сжаться в комочек)

Маленькому орешку холодно, он сжимается, чтоб согреться.

(мышечное напряжение, глаза зажмуреня)

Весной солнечные лучи согрели землю и орешек отогрелся, расправил свои плечи.

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти.

У него появились корешки

( встать на ноги, открыть глаза)

и первые стебельки

( поднять полусогнутые в локтях руки над головой).

Солнышко так согрело росток, появившийся из орешка, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими веточками.

(Вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук.)

И вот однажды на ростке расцвел цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветам

(улыбнуться учителя и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались новые орешки, которые великий кедр снова сбросило в почву.

(движение руками, будто стряхиваешь воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения)

Так выросла величественная и похожая на океан тайга.

3. Работа с таблицей

Готовиться основательно к походу в тайгу

Обозначать особыми приметами дорогу

Не тратить попусту порох и дробь, бережно относиться к тайге

Знать повадки зверей и птиц

Уметь развести костёр, приготовить пищу, устроиться на ночлег

Не терять присутствия духа

Знать таёжные приметы

Итоговый вопрос: что помогло Васютке выжить в трудных условиях?

- Давайте запишем этот важный вывод в тетрадь. (Дети по ходу урока записывают в тетрадь основные выводы)

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Не стреляй попусту, береги драгоценный припас!

4. Возьми с собой в лес собаку!

5. Запомни: удача не всегда приводит к счастью!

6. Не убивай птицу, зверя ради удовольствия!

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Слушай и запоминай народные приметы!

7. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

8. Не терять веры в свои силы.

4. Составить синквейн по образу главного героя

1. Тема называется одним словом ( обычно существительным), наприме, Васютка

2. Описание темы в 2 словах, 2 прилагательных

3. Описание действий в рамках этой темы,3 глагола

4. Фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме ( предложение из 4 слов)

5. Синоним из 1 слова, который повторяет суть темы

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Заблудился, не отчаялся, нашел выход, борется, обрадовался, всплакнул

Васютка – маленький покоритель тайги. Тайга хлипких не любит.

III . Рефлексивно-оценочный этап.

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя узнали?

- Пригодится ли вам это в будущем?

Ò Сегодня я узнал(а)…

Ò Было интересно…

Ò Урок дал мне для жизни…

Ò Своей работой на уроке я…

Ò Мое настроение…

Домашнее задание:

Написать сочинение - рассуждение на тему " Как Васютка выжил в тайге".

- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

Составьте и запишите "Памятку идущему в лес" и "Если ты заблудился в лесу".

Читайте также: