О каком литературном течении идет речь модернистское течение декларированное

Обновлено: 15.05.2024

Символизм (от фр. symbolisme, от греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв.

Также символисты ориентировались на музыку. Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Акмеисты, пришедшие на смену символистам, не имели детально разработанной философско-эстетической программы. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность, сиюминутность бытия, некая тайна, покрытая ореолом мистики, то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Туманная зыбкость и нечеткость символов заменялась точными словесными образами. Слово, по мнению акмеистов должно было приобрести свой изначальный смысл.

Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Основные принципы акмеизма:

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия.

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.

Учитывая общественно-политическую ситуацию в России, зерна футуризма упали на благодатную почву. Как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Футуристы, конечно, были радикалами. Но деньги зарабатывать умели. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях. Период расцвета авангарда, 1912-1916 годы — это сотни выставок, поэтических чтений, спектаклей, докладов, диспутов. В прессе футуристов часто обвиняли в корыстолюбии.

Однако в своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

Основные признаки футуризма:

Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.

Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.

Так же как символизм и футуризм, имажинизм зародился на Западе и уже оттуда был пересажен Шершеневичем на русскую почву. И так же, как символизм и футуризм, он значительно отличался от имажинизма западных поэтов.

В состав объединения имажинистов входили поэты довольно (а иногда и совершенно) разные и непохожие. Во многом повлияли на развитие течения теоретические работы и поэтическое творчество С. Есенина, который входил в костяк объединения.

Основные признаки имажинизма:

- образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;

- поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;

- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;

- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;

Дайте определение символизма, перечислите его основные черты, основных представителей, историю становления.

Дайте определение акмеизма, перечислите его основные черты, основных представителей, причину появления.

Дайте определение футуризма, перечислите его основные черты, основных представителей, причину появления.

Дайте определение имажинизма, перечислите его основные черты, основных представителей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1) начало 20 века 2) конец 19 – начало 20 века

3) начало-середина 20 века 4) конец 19 века

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

3. Основоположником какого течения стал Н. Гумилев?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

5. Назовите модернистское течение конца XIX - начала XX.в.в., которому были присущи следующие принципы: "Отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов".

6. Кто из поэтов является представителем футуризма?

1) В. Маяковский 2) А. Блок 3) М. Цветаева 4) А. Ахматова

1) символистов 2) акмеистов 3) новокрестьянских поэтов 4) футуристов

1) С. Есенина 2) В. Иванова 3) К. Бальмонта 4) И. СеверянинаКонец формы

9. Творчество какого поэта Серебряного века (из перечисленных ниже) не было связано с футуризмом?

1) В. Маяковского 2) Б. Пастернака 3) В. Хлебникова 4) Н. Гумилева

10. Кто из перечисленных поэтов Серебряного века не принадлежал к какому-либо поэтическому течению?

1) В. Брюсов 2) К. Бальмонт 3) М. Цветаева 4) Н. Гумилев

11. Что такое символ?

1) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления

2) слово или оборот в иносказательном значении

3) художественный прием, основанный на преувеличении

4) художественный прием, основанный на противопоставлении

12. К какому литературному течению конца XIX - начала XX в.в. относились В. Брюсов, З. Гиппиус, К. Бальмонт?

1) к акмеизму 2) к футуризму 3) к символизму 4) новокрестьянская поэзия

13. Соотнесите приведенный ниже стихотворный отрывок с названием модернистского течения, в стиле которого оно написано:

Боэбоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови

Лиээй пелся облик,

Гзи-гзи-гзи пелась цепь.

14. Соотнесите название модернистского течения конца XIX - начала XX.в.в. с принципами, ему присущими: "Элитарность, возможность увидеть за внешним "мистически прозреваемую сущность. Ориентация на читателя - соавтора".

1) Новокрестьяская поэзия 2) Акмеизм 3) Футуризм 4) символизм

15.Какое из произведений не принадлежит Блоку?

а) тема революции; б) тема любви; в) тема прошлого; г) тема России.

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов:

1. В. Маяковский а) символизм

2. С. Есенин б) акмеизм

3. А. Ахматова в) футуризм

4. В. Брюсов г) новокрестьянская поэзия

а) символизма; б) акмеизма; в) футуризма; б) имажинизма.

1) М. Цветаева 2) З. Гиппиус 3) А. Ахматова 4) Н. Гумилёв

а) любовная; б) философская; в) тема поэта и поэзии; г) тема родины.

27. Кто из поэтов не является представителем акмеизма?

1) В. Брюсов 2) Н. Гумилев 3) А. Ахматова 4) О. Мандельштам

Часть II

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

Вариант 2

Часть I

1) золотой век 2) бронзовый век 3) медный век 4) нет правильного ответа

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

6. Кто из поэтов является представителем новокрестьянской поэзии?

1) В. Маяковский 2) А. Ахматова 3) С. Есенин 4) Н.Гумилев

1) акмеистов 2) имажинистов 3) футуристов 4) символистов

8.Кто из перечисленных русских поэтов не принадлежал к Серебряному веку русской поэзии?

1) Н. Гумилев 2) В. Маяковский 3) Ф. Тютчев 4) А. Блок

9. Кто из перечисленных поэтов выступил с программой нового поэтического течения, названного акмеизмом?

1) В. Брюсов 2) К. Бальмонт 3) И. Анненский 4) Н. Гумилев

10.Как назывался манифест футуристов?

1) "Дохлая луна" 2) "О прекрасной ясности"

3) "Пощечина общественному вкусу" 4) "Долой Пушкина с корабля современности"

11. Лирический герой - это

3) образ героя, чьи переживания, мысли и чувства отражены в стихотворении

4) образ героя, наиболее симпатичного рассказчику

12. К какому модернистскому течению конца XIX - начала XX в.в. примыкали Д. Бурлюк, В. Хлебников?

1) Футуризм 2) Акмеизм 3) Имажинизм 4) символизм

13. Какое модернистское течение В. Брюсов называл "поэзией намеков"?

1) акмеизм 2) футуризм 3) новокрестьянская поэзия 4) символизм

а) теме революции; б) любовной теме; в) теме родины; г) теме одиночества.

21.Какую тему можно считать ведущей в поэтическом творчестве С.А. Есенина

а) тема любви, б) тема одиночества; в) тема революции, г) тема родины.

23.Укажите соответствия (цифра – буква), с каким из направлений соотносится творчество каждого из нижеприведённых поэтов.

1. А. Блок а) символизм

2. Н. Гумилев б) новокрестьянская поэзия

3. Д.Бурлюк в) футуризм

4. С. Есенин г)акмеизм

а) символизм; б) акмеизм; в) футуризм; г) новокрестьянская поэзия.

25. Соотнесите отрывок из литературного манифеста с литературным направлением: "Во имя свободы личного случая мы отрицаем правописание".

Выявить схожие черты и различия в творчестве поэтов-акмеистов.

Активизировать интерес учащихся к чтению.

Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

2. Подготовка к изучению нового материала

3. Изучение нового материала

4. Анализ художественных произведений

Далее, для того, чтобы проверить насколько был понят теоретический материал, предлагается провести работу в группах со стихотворениями поэтов-акмеистов. Такая работа развивает умение учащихся работать в группе и их самостоятельность. После самостоятельного выполнения предложенных заданий, учащиеся должны выступить. Для того, чтобы весь класс понимал, о чем идет речь в выступлении группы используются аудиофайлы с образцами художественного чтения стихотворений. После каждого выступления, сообща делается обобщение и уже после всех выступление еще раз повторяются схожие черты и различия в творчестве поэтов-акмеистов. Обобщения позволяют систематизировать полученную информацию.

Метод, прием: слово учителя, приветственное слово, педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим работу над серебряным веком русской литературы и рассмотрим поближе еще одно из течений того времени.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Подготовка к изучению нового материала

Метод, прием: опрос, фронтальный опрос

Назовите особенности этого литературного течения.

Вспомните основных представителей данного направления.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Акмеизм модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Безусловное принятие реальности. Поэт - ремесленник, мастер. Интерес к предшествующей культуре, ее особенностям, традициям, форме.

Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам

Изучение нового материала

Метод, прием: слово, учителя, инструктирующее учителя.

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя, беседа, репродуктивно-эвристическая беседа

Итак, проверим, какую информацию вы записали и как ее поняли.

В каком году поэты, стремящиеся создать новое направление, объединились, и как назывался их кружок?

Верно, это название, созвучное названию ремесленных объединений в средневековой Европе, подчеркивало отношение участников к поэзии как к профессии, ремеслу, требующему упорного труда.

Перечислите основные принципы акмеизма.

Правильно. Преодоление символизма происходило в основном на уровне поэтики. Однако, следует заметить, что такая реалистичность вовсе не означала, что акмеизм отказывался от духовных поисков. Напротив, высшей духовной ценностью была объявлена культура .

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Письмо

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение.

Название объединения, созвучное названию ремесленных объединений в средневековой Европе, подчёркивало отношение участников к поэзии как к профессии, ремеслу, требующему упорного труда.

акмеизм (от слова acmh ("акме") высшая степень чего-либо, вершина, расцвет, остриё), или адамизм (мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь).

В выбранном названии этого направления утвердилось стремление самих акмеистов постигать вершины литературного мастерства.

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определенное, точное значение;

- предметность и четкость образов, отточенность деталей;

Анализ художественных произведений

Метод, прием: слово учителя, ВЕДУЩЕЕ, инструктирующее слово учителя

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, обобщающее слово учителя, опрос, фронтальный опрос

Все верно, ребята, Осип Мандельштам требовал от поэзии конкретности, материальности и это его основная особенность.

Молодцы, итак, можно сделать вывод, что в поэзии Н. Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам.

Своеобразие творческой манеры Ахматовой как поэта акмеистического направления составляет запечатление одухотворенной предметности. Посредством поразительной точности вещного мира Ахматова отображает целый душевный строй.

Метод, прием: беседа, репродуктвно - эвристическая беседа

Итак, какие общие черты присущи поэтам-акмеистам?

В чем различия в творчестве проанализированных поэтов?

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя

Рассматривая поэзию акмеистов, сложно найти что-то общее. Но тем не менее можно выделить основные черты поэзии акмеизма. Во-первых, внимание к красоте окружающего мира, к мельчайшим деталям, к далеким и непознанным местам. При этом акмеизм не стремиться познать иррациональное. Он помнит о нем, но предпочитает оставлять нетронутым. Что же касается непосредственно стилистических особенностей, то это стремление к простым предложениям, нейтральной лексике, отсутствию сложных оборотов и нагромождения метафор. Однако при этом поэзия акмеизма остается необычайно яркой, звучной и красивой.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Письмо. Работа в группах

1. Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых.

вечности мороз - трепетание стрекоз

1. Изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор, подобен цветным парусам корабля; бег плавен, как радостный птичий полет, таинственные страны, черные девы, тяжелый туман, немыслимые травы

3. лирический герой

4. точное изображение, понятный сюжет

1. психологическое состояние героини

2. подушка горяча - волнение

3. к мужчине, которого она ждет всю ночь

4. нет символов, слова не употребляются в переносном значении, используются «говорящие детали

1. мужественно твердый взгляд на мир

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Использование деталей, отсутствие символов, реальный мир, ясность, четкость образов

Гумилев - интерес к экзотическим сюжетам; Ахматова - одухотворенная предметность;

Мандельштам - конкретность, материальность поэзии; Городецкий - адамизм.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Метод, прием: слово учителя, обобщающее слово учителя

Итак, о каком литературном течение мы говорили сегодня на уроке?

Почему было выбрано такое название?

Назовите основные принципы акмеизма.

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Акмеизм модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Акмеизм с греч. вершина - акмеисты хотели достичь вершины поэтического мастерства

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определенное, точное значение;

- предметность и четкость образов, отточенность деталей;

Медлительнее снежный улей,

Прозрачнее окна хрусталь,

И бирюзовая вуаль

Небрежно брошена на стуле.

Ткань, опьяненная собой,

Изнеженная лаской света,

Она испытывает лето,

Как бы не тронута зимой;

И, если в ледяных алмазах

Струится вечности мороз,

Здесь - трепетание стрекоз

1. Назовите цветовые прилагательные в этом стихотворении. (Прозрачный, бирюзовая, ледяная, синеглазых)

2. Имеют ли они двойственное значение, символизируют что- либо (нет)

3. С помощью, каких образов в стихотворении показано столкновение вечного и сиюминутного? Подтвердите примерами (вечности мороз - трепетание стрекоз)

4. Можно ли отнести это стихотворение к творчеству акмеистов?

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай. далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

1. С помощью, каких художественных средств создаются образы в стихотворении? Подтвердите примерами.

2. Можно ли пересказать сюжет стихотворения?

3. Кто ведет повествование?

4. Найдите черты акмеистического почерка.

Подушка уже горяча

Вот и вторая свеча

Гаснет, и крик ворон

Становится всё слышней.

Я эту ночь не спала,

Поздно думать о сне…

Как нестерпимо бела

Штора на белом окне.

1. Определите основную тему стихотворения.

3. К кому обращается поэтесса в стихотворении?

4. Найдите черты акмеистического почерка.

Прости, пленительная влага

И первоздания туман!

В прозрачном ветре больше блага

Для сотворённых к жизни стран.

Просторен мир и многозвучен

И многоцветней радуг он,

И вот Адаму он поручен,

Назвать, узнать, сорвать покровы

И праздных тайн и ветхой мглы -

Вот первый подвиг. Подвиг новый -

Живой земле пропеть хвалы.

2. О каком мире идет речь в стихотворении (реальном или ирреальном)?

3. Использует ли поэт образы-символы?

4. Можно ли сказать, что это стихотворение выражает адамистическое мироощущение?

Акмеизм как литературное направление Серебряного века

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

- стремление придать слову определенное, точное значение;

- предметность и четкость образов, отточенность деталей;

модернизм в литературе

Модернизм — идейное направление в литературе и искусстве конца 19 начала 20 века, для которого характерен уход от классических стандартов, поиск новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений. Данное направление пришло на смену реализму и стало предшественником постмодернизма, завершающий этап его развития датируется 30-ми годами ХХ века.

Главной особенностью данного направления является полная смена классического восприятия картины мира: авторы больше не являются носителями абсолютной истины и готовых концепций, а напротив демонстрируют их относительность. Линейность повествования исчезает, сменяясь хаотичным, обрывочным, раздробленным на части и эпизоды сюжетом, часто подаваемым от лица сразу нескольких персонажей, которые могут иметь совершенно противоположные взгляды на происходящие события.

Направления модернизма в литературе

Модернизм в свою очередь разветвлялся на несколько направлений, таких как:

Символизм

Возник во Франции в 70-80-х годах 19 века и достиг пика своего развития в начале ХХ века, был наиболее распространен во Франции. Бельгии и России. Авторы-символисты воплощали основные идеи произведений, используя многоликую и многозначную ассоциативную эстетику символов и образов, зачастую они были полны таинственности, загадочности и недосказанности. Яркие представители данного направления: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Лотреамон (Франция), Морис Метерлинк, Эмиль Верхарн (Бельгия), Валерий Брюсов, Александр Блок, Федор Сологуб, Максимилиан Волошин, Андрей Белый, Константин Бальмонт (Россия)… подробнее

Акмеизм

Возник как отдельное течение модернизма в начале ХХ века в России, авторы-акмеисты в противопоставление символистам настаивали на четкой материальности и предметности описываемых тем и образов, отстаивали использование точных и ясных слов, выступали за отчетливые и определенные образы. Центральные фигуры российского акмеизма: Анна Ахматова, Николай Гумилев, Сергей Городецкий… подробнее

Футуризм

Имажинизм

Возник как литературное направлении русской поэзии в 1918 году, его основоположниками были Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. Целью творчества имажинистов было создание образов, а главным средством выражения было объявлена метафора и метафорические цепочки, с помощью которых сопоставлялись прямые и переносные образы… подробнее

Экспрессионизм

Течение модернизма, получившее развитие в Германии и Австрии в первом десятилетии ХХ века, как болезненная реакция общества на ужасы происходящих событий (революции, Первая мировая война). Данное направление стремилось не столько воспроизводить действительность, сколько передать эмоциональное состояние автора, в произведениях очень распространены изображения болевых ощущений и криков. В стиле экспрессионизма работали: Альфред Деблин, Готфрид Бенн, Иван Голль, Альберт Эренштейн (Германия), Франц Кафка, Пауль Адлер (Чехия), Т. Мичинский (Польша), Л.Андреев (Россия)… подробнее

Сюрреализм

Возник как направление в литературе и искусстве в 20-х годах ХХ века. Сюрреалистические произведения отличает применение аллюзий (стилистических фигур, дающих намек или указание на конкретные исторические или мифологические культовые события) и парадоксальное сочетание различных форм. Основоположник сюрреализма — французский писатель и поэт Андре Бретон, известные литераторы данного направления — Поль Элюар и Луи Арагон… подробнее

Модернизм в русской литературе ХХ века

Русский символизм появился на стыке 19 и 20 века, его основоположниками были поэты Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, позже к ним присоединились Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Они выпускают художественный и публицистический орган символистов — журнал «Весы (1904-1909 гг.), поддерживают идеалистическую философию Владимира Соловьева о Третьем завете и пришествии Вечной женственности. Произведения поэтов-символистов наполнены сложными, мистическими образами и ассоциациями, таинственностью и недосказанностью, абстрактностью и иррациональностью.

Особенности

Если раньше искусство развивалось в определенном направлении, то с наступлением эпохи модернизма оно разошлось по разным тропинкам. В каждом течении свои правила и методы, однако общее все же находится – тяга к эксперименту. Данная особенность проявляется во всех видах искусства модернизма.

Отличительная особенность, к примеру, сюрреализма – это выявление бессознательного, а футуризма – привлечение внимания к новой жизни через эпатаж и отказ от старого. Все это демонстрирует, каково было искусство модернизма, но лучше всего, убедиться в этом на практике.

В литературе

А как могли выражать литературу будущего в эпоху модернизма? Если вы думаете, что место действия всего лишь заменялось на современные города, то этого недостаточно. Футуристы старались максимально преобразить литературу, вводя визуальную поэзию – теперь стихи можно было скорее смотреть, чем читать. Самые смелые представители модернизма отказывались от всего того, что было нам привычно – рифмы, значения слов, союзов и предлогов. Книги преобразились до неузнаваемости и не переставали вызывать интерес, поэтому литературный модернизм выстрелил ярче всего.

Остановимся не на таком радикальном жанре модернизма – символизме. В данном течении ничего не воспринималось буквально, строчки были наполнены шифрованием и образами.

В живописи

На полотнах модернизм вылился в разные цвета – яркие и блеклые, а образы на картинах могли просто поражать. Художественный модернизм пользовался популярностью не меньше литературного. После появления фотографии художникам нужно было доказать, что их дело продолжает жить, поэтому копировать реальность – это не о модернизме.

В культурный мир врываются такие направления живописи, как импрессионизм, где суть картины выражалась во впечатлении художника. Но дальше – больше. Чего стоит только противоположное импрессионизму направление – экспрессионизм. Авторы буквально выливали на полотна все свои переживания и чувства, поэтому каждый цвет – это эмоция.

Модернистская живопись ярко воплощается в таких направлениях, как: кубизм, наполненной фигурами; фовизм, благодаря которому глаза зрителя сразу цепляются за ярчайшие краски; и сюрреализм, где отыскать логику представляется нереальной задачей.

В архитектуре

Для наиболее яркого представления зданий модернизма, вообразите сперва для сравнения образец классицизма – какой-нибудь Исаакиевский собор Петербурга или Большой театр в Москве, а после старайтесь вообразить противоположное творение.

Архитектурный модернизм так же не стесняется нарушать стандартные правила, поэтому отказывается от прямых линий и даже от некого удобства. Главное – необычно!

Именно поэтому, проходя мимо здания архитектуры модерна, вы сразу обратите на него внимание, возможно, даже не догадываясь, к какому стилю оно относится. Но определенно, вы не сможете упустить его из виду. К примеру, таковым является здание Казанского вокзала в Москве.

В музыке

Искусство – необычайная сила, и если оно преображается, то во всех сферах. Музыка – не исключение. Интересно, что в модернизме форма превышается над содержанием, и если в литературе, в живописи можно искать сюжет, то музыка наполнена главной особенностью модернизма. Она не знала сюжета, ее нужно было слушать и уметь насладиться потоком нот, то взволнованно играющих, то плавно переходящих друг за дружкой.

Но и музыка не избегала экспериментов. Современный на тот момент город мог отражаться в мелодии модернизма, ведь композицию теперь можно создать из одного только звука.

Яркий пример – джаз, где основой стала импровизация, благодаря чему каждая мелодия была уникальна.

Модернизм в зарубежной литературе ХХ века

Модернизм как литературное направление поваляется в конце 19 начале 19 века накануне Первой мировой войны, его расцвет приходится на 20-30 годы 20 века, развивается он практически одновременно в странах Европы и Америки и представляет собой интернациональное явление, состоящее из различных литературных течений, таких как имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и т.д.

Возник модернизм во Франции, его яркими представителями, относившиеся к движению символистов были поэты Поль Верлен, Артюр Рембо, Шарль Бодлер. Символизм быстро стал популярен и в других странах Европы, в Англии его представлял Оскар Уайльд, в Германии — Стефан Георге, в Бельгии — Эмиль Верхарн и Морис Меттерлинк, в Норвегии — Генрик Ибсен.

К числу экспрессионистов принадлежали Г. Тракль и Ф. Кафка в Бельгии, французская школа — А. Франс, немецкая — И. Бехер. Основателями такого модернистского направления в литературе как имажизм, существовавшего с начала 20 века в англоязычных европейских странах, были английские поэты Томас Хьюм и Эзра Паунд, к ним позже присоединились американская поэтесса Эми Лоуелл, молодой английский поэт Герберт Рид, американец Джон Флетчер.

. Модернизм — общее название направлений искусства и литературы конца XIX — начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм вине ик во. Франции в конце XIX в (Бодлер,. Верлен,. АРембо) и распространился в. Европе,. России, Украины. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство м одернизму и носило преимущественно иррациональный хаарактер.

Модернизм — это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, обст юючы ее право быть свободной личностью. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Однако, протестуя против реализма, модерн изм отверг всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусствеві.

. Общие черты модернизма:

o особое внимание к внутреннему миру личности;

o провозглашения самоценности человека и искусства;

o предпочтение творческой интуиции;

o понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

o поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);

o стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства. Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили

название авангардизма (от фр avant — вперед, garde — сторожа, передовой отряд) — направление в художественной культуре XX в, который заключался в отказе от существующих норм и традиций, преобразовании новых художественных средств в самоцель, от дображенни кризисных, болезненных явлений в жизни и культуре в извращенной форме авангардизма присуще бунтарствотво.

Протестуя против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, импрессионисты описывали свои впечатления от увиденного — зрительные и чувственные, которые были изменчивыми, как и сам мир, а а также оттенки впечатлений и красок, их представления и ассоциации были часто фантастическими и всегда субъективными. Произведение импрессиониста — это не объективная картина мира, а система сложных субъективных х впечатлений о нем, ярко окрашенная творческой индивидуальностью художника. Особенно уязвимы импрессионисты к чувственной красоте мира, они великолепно воспроизводили природу, ее красоту, разнообразие и изменчивость жит я, единство природы с человеческой душеею.

3 Понятие авангардизма Авангардистские течения в мировой литературе

. Вопросы для самоконтроля

1. Как литература на грани

XIX-XX
веков тесно связана со всеми перипетиями своего времени?
2. Назовите наиболее отличительные факторы литературного развития в первой половине XX в

3. Ответьте общую характеристику модернистской литературы

4. Какие течения и направления относятся к авангардистских?

Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века

Несмотря на то, что модернизм разделяется на большое количество течений, их общей чертой является поиск новых форм и определение места человека в мире. Литература модернизма, возникшая на стыке двух эпох и между двумя мировыми войнами, в обществе, уставшем и истощенным от старых идей, отличается космополитизмом и выражает чувства авторов, потерянных в постоянно развивающейся, растущей урбанистической среде.

Писатели и поэты, работавшие в данном направлении, постоянно экспериментировали с новыми словами, формами, приемами и техниками, для того чтобы создать новое, свежее звучание, хотя темы оставались по-прежнему старыми и вечными. Обычно это была тема об одиночестве человека в огромном и пестром мире, о несовпадении ритмов его жизни с окружающей реальностью.

Модернизм это своеобразная литературная революция, в ней участвовали писатели и поэты, объявившие о своем полном отрицании реалистического правдоподобия и всех культурно-литературных традиций в целом. Им выпало жить и творить в непростое время, когда ценности традиционной гуманистической культуры устарели, когда понятие свободы в разных странах имело весьма неоднозначное значение, когда кровь и ужасы Первой мировой войны обесценили человеческую жизнь, и окружающий мир предстал перед человеком во всей своей жестокости и холодности. Ранний модернизм символизировал время, когда разрушилась вера в силу разума, настало время торжества иррациональности, мистицизма и абсурдности всего существования.

1. К какому литературному направлению были близки поэты Д. Бурлюк и В. Маяковский? Что вы знаете об этом направлении?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.

Обучаясь за границей, А.А. Ахматова познакомилась с трудами западно-европейских философов и приняла многие их идеи.

Некоторые свои оды В. Хлебников посвятил А. Блоку.

Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Смерть и Время царят на земле,

Ты владыками их не зови,

Всё, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

18 сентября 1887

ВАРИАНТ 2

1. Основоположником какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Что вы знаете об этом направлении?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

А. Блок был приверженцем кубофутуризма.

Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).

Образ Прекрасной Дамы создал А. Белый.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Я – вроде яркоплатка

На с ягодами девушке

ВАРИАНТ 3

1. Что вы знаете об акмеизме? Кто из перечисленных поэтов не принадлежал этому литературному направлению: О. Мандельштам, С. Городецкий, Д. Мережковский, А. Ахматова, И. Анненский?

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

ВАРИАНТ 4

1. Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких, на Ваш взгляд, представителей этого литературного направления.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Брюсов был знаком с творчеством английских символистов Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Рембо, С. Мелларме.

Поэты А. Блок и Н. Гумилёв до конца жизни поддерживали тёплые дружеские отношения.

Настоящая фамилия Анны Ахматовой – Гасенко.

Важной для русского символизма была идея упадка русской культуры.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

И синий кругозор.

Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце

ВАРИАНТ 5

1. К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Ключевым понятием символизма является символ – однозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.

Футуристами культивировался образ поэта-борца, поэта-революционера.

Поклонение высоким чувствам, мечте, Прекрасной Даме, мотивы призрачности жизни объединяют поэтов В. Брюсова и К. Бальмонта.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

И в сиянье земных отражений

Мне грезятся – ночью и днём –

Проходящие смутные тени,

Озарённые тусклым огнём.

ВАРИАНТ 6

1. Представители какого литературного направления называли себя будетлянами? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Футуристы, отказываясь от старой культуры, искали новые формы выразительности: звукоподражание, словотворчество, приёмы плаката, графический стих, музыкальное оформление.

Мировоззрение младосимволистов было декадентским, поэтому большое место в их творчестве занимала тема России.

Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-мечтателя.

Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет.

Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?

ВАРИАНТ 7

1. Расскажите о модернистском течении, сформировавшемся на принципах отказа от мистической туманности, создании зримого конкретного образа, отточенности деталей, переклички с минувшими эпохами. Назовите самых, на ваш взгляд, ярких поэтов этого направления.

2. Укажите фактические ошибки в следующих направлениях:

Футуризм – импрессионистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.

На первый план у символистов вышли темы экзистенциальные: Петербург, экзотика восточных стран, Любовь, Жизнь, Смерть, Бог.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему?

ПлатфоРма – гРядка блещущих огней

Осенний дождь цаРапает метлою

Лицо стены толпящихся людей

ДоРожному пРипавших АНАЛОЮ.

ВАРИАНТ 8

1. Каким литературным направлением утверждалась заумь как обязательная форма воплощения искусства? Расскажите об этом направлении.

2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:

Символизм возник в Англии во второй половине XIX века, а в Россию пришёл в начале XX.

К десятым годам XX века в общественно–литературной жизни созрел эстетический бунт.

Русский модернизм представлен разными течениями: символизмом, акмеизмом, романтизмом.

3. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки. Кратко объясните, почему.

Читайте также: