Нужны ли права на самодельный самолет

Обновлено: 30.06.2024

Большинство автолюбителей делают свой транспорт самостоятельно. В юриспруденции такой транспорт называется самодельным. Однако, если смотреть со стороны его регистрации, то окажется, что его конструирование – это довольно простой процесс.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В статье будет рассказано, как же максимально быстро зарегистрировать самодельный транспорт.

Как поставить на учет

Под самодельным транспортным средством следует понимать авто, которое было создано в целях личного использования. Такой автомобиль создаётся на основе старого автомобиля, либо же с использованием комплекта новых и поддержанных автозапчастей.

Самодельный автомобиль выглядит оригинально, ведь это собственное творение, а не от производителя. Так, раннее регистрация самодельных транспортных средств в России не разрешалась.

Однако, в 2005 году были созданы новые условия сертификации, в результате чего самодельные ТС получили право регистрации, но только при полном соответствии государственным стандартам.

При решении создать свой транспорт нужно помнить, что он, прежде всего, должен будет отвечать техническим требованиям, и по окончанию пройти процедуру сертификации. Если же какой-то из параметров будет не учтён, в ГИБДД в регистрации будет отказано.

Сегодня зарегистрировать самодельное ТС достаточно сложно, однако возможно. В принципе, процесс регистрации не отличается от постановки на учёт обычного автомобиля.

Сложность заключается только в получении сертификата, который и будет предпосылкой постановления самодельного автомобиля на учёт.

Итак, после того, как машина уже создана, её изобретателю нужно обратиться в организацию, которая имеет полномочия на проведение оценки автомобиля на соответствие его всем требованиям. По результатам оценки будет выдано соответствующее заключение.

Как правило, данными полномочиями обладает Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии.

Если же по результатам проверки будет отказано в выдаче сертификата, указав на недостатки, можно повторно пройти проверку, устранив указанные в отказе нарушения.

После того, как владелец получит заключение (сертификат) о соответствии автомобиля всем техническим требованиям, можно обращаться в ГИБДД для постановки ТС на учёт.

При постановлении на учёт на самодельный автомобиль будет выдан технический паспорт. При подаче заявления необходимо будет предоставить чеки, которые подтвердят законное использование всех материалов и агрегатов при изготовлении автомобиля.

Стоимость

В таком случае экономия составит 2000 руб.

Необходимые документы

Для постановления самодельного автомобиля на учёт :

  • с указанием всех внесённых изменений в конструкции авто;
  • заключение о соответствии ТС нормам техники безопасности;
  • документы (квитанции, чеки), подтверждающие приобретение всех необходимых деталей для создания автомобиля законным путём;
  • при использовании кузова старого ТС- предоставляется справка о снятии этого автомобиля с учёта;
  • техническое описание ТС;
  • при использовании деталей с автомобиля без номерных знаков необходимо письменное подтверждение покупки деталей у продавца.
  • фото самодельного ТС;
  • страховой полис ОСАГО;
  • правоустанавливающий документ на авто.

Порядок

Прежде чем регистрировать автомобиль, необходимо в специальном центре получить сертификат соответствия. Машина будет проверяться на предмет безопасности.

Для проведения оценки автомобиля нужно подать заявление в Ростехрегулирование. На сайте данной организации можно и найти центр, в котором и пройдёт сертификация.

Дополнительно для осмотра необходимо предоставить:

  • заявление, в котором будут указаны отличительные признаки автомобиля;
  • конструкторская документация;
  • техническое описание самодельного транспорта.

Оценка самодельного ТС будет проводится на предмет:

  • соответствия экологическим стандартам;
  • уровня шумности;
  • работоспособности тормозной системы, рулевого управления;
  • безопасности;
  • размеров ТС.

При проверке самодельного автомобиля его владельцу могут отказать, если ТС не отвечает требованиям Европейской экономической комиссии ООН.

Проверка самодельного автомобиля проводится по упрощённой процедуре, однако это не значит, что и требования также будут меньше. Машину будут проверять помимо вышеперечисленного и на устойчивость, и управляемость, и на наличие вредных веществ в салоне и при выхлопе, на качество креплений.

Однако среди всех этих жёстких требований для собственника появился приятный момент: согласно новой программе краш- теста, в которую были внесены изменения, теперь при проверке авто исключён перечень испытаний, при проведении которых машине могут быть нанесены повреждения.

Если же автомобиль уже проходил сертификацию, однако в выдаче сертификата было отказано, необходимо при повторном обращении предоставить перечень внесённых конструкторских изменений.

Это значит, что повторное прохождение процедуры сертификации возможно только лишь при устранении причин, послуживших отказом в первый раз.

В институте безопасности дорожного движения необходимо получить заключение о том, что автомобиль безопасен для поездок и сама конструкция не имеет нарушений установленных стандартов. Сертификат выдаётся в течение месяца с дня подачи соответствующего заявления.

После получения сертификата можно получить в МРЭО постановление об отсутствии на самодельное автомобиле идентификационной номера.

С данным документом нужно обратиться в бюро судебных экспертиз для получения направления в ГИБДД о присвоении идентификационного номера.

Для этого необходимо подготовить документы:

  • паспорт гражданина РФ;
  • заключение эксперта МРЭО.

После этого машине будет присвоен идентификатор, а на руки выдадут заключение о нанесении номера. После нанесения номера на самодельный автомобиль нужно обратиться в МРЭО для регистрации.

Теперь можно подавать документы для постановления самодельного ТС на учёт. После рассмотрения предоставленных документов сотрудник ГИБДД выдаст и паспорт на него.

Если же в органах ГИБДД будет отказано в регистрации, необходимо разрешить вопрос в судебном порядке, обратившись в местный административный суд по месту регистрации собственника или же отделения ГИБДД.

Какие самодельные ТС можно не регистрировать

Кроме того, не нужно регистрировать самодельные ТС, которые изготовлены на основе деталей, привезённых в РФ на срок не более 6 месяцев. К ним должны прилагаться все документы, которые подтвердят их законное использование.

Все детали должны быть сертифицированы. Если же сам производитель самодельного транспорта внесет изменения в конструкцию и детали, он будет повторно проходить сертификацию. Т.е., в купленные детали не нужно вносить свои изменения.

Проведение сертификации — один из важных этапов, который является основанием регистрации автотранспортного средства в ГИБДД.

Без этого документа получить свидетельство о регистрации автомобиля и номерные знаки не получится, поэтому перед обращением в Ростехрегулирование необходимо детально изучить Приказ Ростехрегулирования, которым были утверждены изменения в Правилах проведения работ в Системе сертификации механических транспортных средств.

В данных правилах перечислены новые требования, которые предъявляются к порядку сертификации.

Особое внимание нужно обратиться на следующие моменты:

  • наличие ремней безопасности;
  • работа тормозной системы;
  • наличие зеркал.

При получении отказа в сертификации, гражданину предоставят рекомендации о необходимых изменениях конструкции, которые необходимо учесть перед повторной оценкой самодельного ТС.

Вообще важно надо различать следующие понятия:

1) Внесение в конструкцию транспортного средства (ТС) изменений;

2) Изготовление транспорта в индивидуальном порядке (самоделки).

Процедура регистрации/сертификации самодельной техники

1. Приходим в Гостехнадзор, пишем заявление на регистрацию самоделки, получаем отказ (если у вас не имеется на руках Сертификата соответствия).

2. Разрабатываете ТУ на изготовление самоделки.

3. Обращаемся в Органы по сертификации.

4. Вас (вместе с вашей самоделкой) Орган по сертификации обязательно направит на сертификационные испытания в спрециальную Испытательную лабораторию (ИЛ).

Сколько эта процедура стоит?

В каждой конкретной ситуации цена разная (15 — 80 тысяч рублей), все зависит от конструкции транспортного средства, количества самоделок, географического места нахождения, и др. факторов.

Сейчас в России отмечается большая нехватка полноприводных и колесных тракторов тягового класса 0,6–3, а также моделей 4К4а классической компоновки: .

Прием у всех заявителей экзаменов и последующая выдача удостоверений трактористов-машинистов (трактористов) по правилам осуществляется исключительно.

Технологии не стоят на месте, и сейчас многие осознают, что громоздкие машины уже не так эффективны в своем применении в сельском хозяйстве и в.

Если вам все понятно, то это замечательно!
Остались вопросы - звоните и уточняйте у нашего эксперта!

Как получить сертификат на самодельный вездеход?

Сертификация самодельных вездеходов – довольно трудоемкий процесс и может потребовать от вас много времени и беготни из-за отсутствия специальных знаний.
Вездеходы и снегоболотоходы, которые производятся на территории РФ, должны проходить обязательную сертификацию на соответствие техническому регламенту относительно безопасности. Выше перечислили ГОСТы, согласно которым и будут проводить подтверждение.


Что нужно при сертификации на самодельный вездеход:

Важно: После проведения испытаний машина всегда вам возвращается! Испытания всегда организовываются в самой близлежащей к вам лаборатории.

после проведения испытаний и получения протокола мы оформляем вам сертификат, со сроком действия до 5 лет.
По большому счету все достаточно просто.
Один совет! Никогда не относитесь к выезду с предостережением. Эксперт едет к вам чтобы помочь наладить все процессы, а не найти недостатки и отказать вам.


При оформлении сертификата на техники, изготовленную своими руками и в единственном экземпляре, необходимо учитывать некоторые нюансы. Во-первых, нужно различать такие понятия, как:

внесение изменений в уже имеющееся транспортное средство
или создание самодельной машины

В первом случае вы напишете заявление в ГИБДД, и после этого они направят вас в определенную компетентную организацию, которая выдаст заключение о возможности внесения каких-либо изменений в транспортное средство и его конструкцию.

Во втором случае, вездеход необходимо регистрировать в Гостехнадзоре, но перед этим провести сертификацию самодельного вездехода?

Пакет требуемых документов не меняется. Для вас будет действовать другая схема сертификации, как на единичное изделие. Выезд на место сборки/производства уже не нужен!
технические условия, обоснование безопасности, копии документов заявителя;

Важно! Сертификат соответствия выдается только на юридическое лицо или на физическое в форме ИП. На частное лицо оформление сертификата невозможно!



Расчет стоимости в каждом конкретном случае сертификации машины исключительно индивидуален. Это все зависит от технических характеристик вездехода / снегоболотохода.


Пример стоимости на снегоболотоходы со следующими характеристиками:



Стоимость сертификата составила 185 000 рублей.

На нашем сайте вы можете обратиться к специалистам центра для уточнения детальной информации. Консультанты, учитывая все обстоятельства, подберут наиболее рациональную схему сертификации и окажут непосредственное содействие для разрешения вопроса получения необходимых технических документов и сертификата.

IMG_5332 мини

Для того чтобы посмотреть, как люди учатся пилотированию и какие самолеты можно купить, я отправился на один из подмосковных аэродромов малой авиации - Северка. Кроме моих хороших знакомых, которые начали развивать компанию по обучению пилотов, меня встречают старенькие самолетики. Вот этот принадлежит отделению МАИ в Жуковском.

IMG_5310 мини

IMG_5307 мини

На них сейчас ещё много где летают. Купить ЯК18 в хорошем состоянии можно за 35-40 000 Евро.

IMG_5448 мини

IMG_5444 мини

IMG_5503 мини

IMG_5454 мини

IMG_5401 мини

В малой авиации женщина за штурвалом встречается часто.

IMG_5531 мини

IMG_5472 мини

IMG_5505 мини

Пока идем к новеньким самолетикам расспрашиваю о том, как стать пилотом-любителем.

- А что нужно для того, чтобы самому начать летать?
- Есть два варианта. Первый - это пройти у нас обучение, получить свидетельство пилота-любителя, стать членом аэроклуба и приобрести самолет, стоимость которого составляет от 38 000 до 125 000 евро (без НДС и растоможки, это ещё + 40%) в зависимости от типа самолета, поставить самолет на стоянку и в соответствии с регламентом проводить сервисное обслуживание.
- А второй?
- Всё то же самое, но не покупать самолет, а брать в аренду для полетов. В среднем это стоит около 8 тысяч рублей/час в зависимости от типа самолета.
- Само обучение сколько стоит?
- Стоимость обучения по программе пилота-любителя составляет от 402 000 руб. до 442 750 руб., разница в цене зависит от сроков обучения. Период обучения четыре месяца стоит 402 000 руб., экспресс-курс два месяца стоит 442 750 руб.
- Чему научат и за это время?
- Обучение проходит в два этапа – это наземная подготовка и летная. Наземная подготовка включает в себя теоретическую часть программы по изучению дисциплин: конструкция самолета и двигателя, практическая аэродинамика, авиационное и радиоэлектронное оборудование, авиационная метеорология и т.д., в т.ч. отработку техники на авиационном тренажере, которая имитирует динамику полета и работу систем управления самолетом. Занятия по теоретической подготовке составляют не менее 200 часов и проводятся в Москве. Летная подготовка проводится на аэродромах Северка или Мячково по выбору, налет по курсу программы составляет не менее 42 часов.
- И всё, можно лететь?
- Да, после этого можно летать самому.

Вот один из самых небольших самолетов. Tecnam P2002 Sierra стоимостью 74 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 4 миллионов рублей.

IMG_5322 мини

- максимальная полезная загрузка 263 кг
- вместимость багажного отсека 20 кг
- крейсерская скорость при 75% мощности 215 км/ч
- практический потолок 4500 м
- разбег 120 метров
- вместимость топливных баков 100 литров
- расход топлива 17 л/час
- максимальная дальность полета 1100 км
- максимальная длительность полета 5,9 часов

IMG_5332 мини

Сначала осмотр самолета.

IMG_5341 мини

IMG_5348 мини

IMG_5363 мини

IMG_5370 мини

Всё проверено, взлет разрешен.

IMG_5433 мини

IMG_5437 мини

IMG_5441 мини

- Нужны какие-то разрешения для полетов?
- Сейчас полеты совершаются по разрешительному принципу и это отнимает время. Но теме малой авиации наконец-то стали уделять серьезное внимание и проходит спешное внедрение уведомительного порядка, которое напрямую зависит от оптимизации границ зон воздушного пространства, запрещенного для полета малой авиации. В зоне воздушных пространств аэродромов России, в т.ч. региона Московской области все гораздо проще, летай сколько угодно. В первую очередь это касается аэродромов расположенных на юго-восточном направлении Московской области (федеральная трасса М5), Мячково (16 км. от МКАД), Раменское (36 км. от МКАД), Северка (73 км. от МКАД), Воскресенск (75 км. от МКАД), Коломна (100 км. от МКАД).
- А куда можно полететь?
- Вы прокладываете курс до необходимого аэродрома в рамках заданного высотного коридора минуя зоны запрещенные для пролета и летите в нужном направлении. В аэропорту назначения вам нужно будет заплатить на стоянку, стоимость которой не высока. Может понадобится дозаправка, топливо стоит около 30 рублей за литр.
- Ну получается что за час полета на топливо израсходуется где-то 600-700 рублей.
- Да, где-то так.

- Что происходит с самолетом, когда ты на нем не летаешь? Где он хранится, обслуживается, сколько это стоит?
- Самолет прикрепляется к аэроклубу и находится на сервисном сопровождении. Хранится на аэродроме в крытых ангарах или под открытым небом (по желанию заказчика). Стоимость хранения составляет от 8 (под открытым небом) до 27 тыс. рублей (в ангаре). Можно предоставить свой самолет аэроклубам в аренду. Таким образом, при взаиморасчетах можно будет возмещать разницу за стоянку и обслуживание или получать дополнительный доход.

IMG_5388 мини

IMG_5578 мини

IMG_5345 мини

- Можно катать своих друзей и знакомых, или прикрепить к нему рекламный баннер и летать?
- Катать можно кого угодно и сколько угодно, даже своих любимых питомцев. Прикреплять к фюзеляжу какие-либо конструкции нельзя - это повлияет на аэродинамические хар-ки самолета. А вот наклеить рекламный баннер или сделать аэрографию – это пожалуйста!

IMG_5378 мини

IMG_5337 мини

- А до Кремля долететь получится? - задаю я глупый, но интересующий многих вопрос
- Скорее всего нет, вся Москва - закрытая зона для малой авиации.
- Жаль, ну ладно ;)
- После окончания обучения по программе пилота-любителя можно ли повысить свою квалификацию и продолжить обучение?
- В России существует три ступени лётного мастерства. Пилот-любитель (частный пилот), коммерческий пилот и линейный пилот. Если Вы будете обучаться в высшем авиационном учебном заведении, то сразу получите свидетельство коммерческого пилота. Если же Вам предстоит обучение полётам в аэроклубе, то сперва нужно будет получить свидетельство пилота-любителя. Коммерческие пилоты имеют право быть командирами однодвигательных воздушных судов, командирами многодвигательных воздушных судов в случае выполнения некоммерческих рейсов и вторыми пилотами любых воздушных судов. Линейный пилот может выполнять полёты в качестве КВС'а на любых классах самолётов, но должен иметь налёт от 1500 часов и соответствующее здоровье. Коммерческим и линейным пилотам присваиваются классы от 3го (низший) до 1го (высший).

Один из самых больших и дорогих самолетов, Tecnam P2006T, стоимостью 373 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 20 млн рублей.

IMG_5544 мини

IMG_5554 мини

IMG_5549 мини

IMG_5553 мини

Самолет Tecnam P92 Echo Super, cтоимостью 69 000 евро + НДС и таможня (40%). Итого около 3,8 млн рублей.

IMG_5566 мини

IMG_5563 мини

IMG_5559 мини

IMG_5560 мини

Есть много других вариантов, это как с автомобилями, устанешь выбирать ;) Хотя, как я уже написал, можно просто отучиться и потом брать для полетов самолет в аренду.

Кроме этого, можно просто приехать покататься как пассажир, подарить кому-нибудь подарочный сертификат на полет. Особенно клево - устроить праздник коллективу своей компании, вывезти всех за город в хорошую погоду и покатать на самолете!

В целом малая авиация не такая уж и дорогая, как о ней принято думать и сейчас она будет бурно развиваться.

Летом я хочу уговорить своих знакомых устроить покатушки для блоггеров. Так что если кто хочет полетать - пишите в комментариях! Чтобы я потом никого не забыл пригласить. Хотя без отбора не обойдется ;)


Как научиться управлять самолетом в России, что для этого нужно и куда вообще можно на нем лететь?

Как проходит полет



Легкомоторный самолет Tecnam P2002

Мне предстоит лететь на легком двухместном самолете Tecnam P2002. Если сравнивать его с автомобилем, то по характеристикам он напоминает летающую малолитражку: мощность двигателя 98 лошадиных сил, объем 1,4 литра, расход топлива 18 литров на 100 километров. Топливом служит бензин АИ-95, однако горючее с автозаправки не подходит: для самолетов нужен качественный сертифицированный бензин, поскольку двигатель самолета более привередлив.

Перед каждым полетом самолет должен пройти проверку. Без этих действий взлетать категорически запрещено. Каждую деталь нужно вовремя менять, не дожидаясь происшествия, ведь безопасность превыше всего. Только после проверки можно забраться в кабину (для этого нужно встать на крыло и, держась за специальную раму, занять свое место), пристегнуть ремни и завести двигатель.

Кабина рассчитана на двух человек, можно также разместить небольшой груз. Внутри самолета мало свободного места, но находиться там вполне комфортно. Приборная панель выглядит на первый взгляд замысловато. Очевидно, что навыки управления автомобилем в этом случае не помогут.


Когда самолет достаточно прогрелся, выезжаем на взлетную полосу. Диспетчер дает разрешение на взлет. Разгоняемся примерно до 120 км/ч, и земля начинает быстро отдаляться. Я даже не почувствовала, как шасси оторвались от земли, взлет оказался очень плавным. Затем самолет, который не весит и тонны, движется ровно и уверенно, без какой-либо тряски, несмотря на порывистый ветер.

Внизу проплывают заснеженные сосны, по узким лентам-дорогам бегут крохотные машины, с высоты даже промышленные районы выглядят не так уж и плохо. Ловлю себя на мысли, что пилотам таких самолетов, как и птицам, очень повезло с видами. И это ведь только окрестности аэродрома. Что же будет в Альпах?


Виды во время полета

Посадка тоже проходит относительно спокойно, напоминает поездку на автомобиле по бездорожью. Нет ни страха высоты, ни эффекта заложенных ушей — эмоции и впечатления только положительные. Однако у меня возникает закономерный вопрос насчет безопасности. Его я первым задаю после завершения полета.


Конечно, малая авиация тоже может попадать во всяческие происшествия. Однако автомобильных аварий в пропорциональном соотношении гораздо больше. Чаще всего авиакатастрофы связаны с человеческим фактором, пренебрежением правилами безопасности полетов, а не техническим состоянием самолета как такового. Иллюзия, что самолет может легко разбиться, связана с тем, что такие случаи получают громкую огласку в массмедиа. Автомобильные аварии, которые происходят в огромном количестве ежедневно, освещаются лишь в исключительных случаях, когда их масштаб невозможно игнорировать.

Каждый день в небо поднимаются тысячи легкомоторных самолетов. Медленно, но верно они становятся полноценным транспортным средством. Безопасность полета полностью зависит от умений пилота, от его внимательности и способности принимать решения в нестандартных ситуациях. Звучит сложно, но есть большой плюс — этим навыкам можно научиться.

Как выбрать самолет

Как и в случае с получением водительских прав, вы не можете учиться на легковом автомобиле, а затем без специальной подготовки начать водить грузовик или автобус. Наиболее популярные во всем мире легкомоторные самолеты производит американская компания Cessna. Она выпускает и модернизируют свою продукцию с 1920-х годов. Однако авиалюбители не ограничиваются одной лишь Cessna, выбор гораздо шире: итальянский Tecnam, канадский Zodiac, французский Dassault, американские Piper, Cirrus, Beechcraft и другие.



Легкомоторный самолет Cessna 172 Skyhawk

В воздухе самолеты ведут себя тоже по-разному. Конструкция высокоплана Cessna обеспечивает устойчивость при боковом порывистом ветре и турбулентности. Небольшой по габаритам Tecnam обладает лучшей маневренностью, на нем проще и удобнее летать. И Cessna, и Tecnam негерметичны, поэтому подняться на высоту более четырех километров на них нельзя. В принципе для путешествий хороши оба варианта, только Cessna вместит больше пассажиров и багажа, чем Tecnam.

Самолеты также бывают двухдвигательные и однодвигательные. Считается, что два двигателя обеспечивают большую грузоподъемность, однако на деле все зависит от характеристик конкретной модели. Пилотирование двухдвигательным самолетом потребует более сложных навыков, чем в случае с одномоторным самолетом. При отказе одного из двигателей возникает асимметрия тяги, поэтому нужно уметь управлять самолетом в двух конфигурациях — симметричной и асимметричной. С одномоторным самолетом все гораздо проще. Кстати, бояться отказа двигателя не стоит: самолет не упадет камнем вниз, будет долгое время планировать. У пилота останется достаточно времени, чтобы найти подходящую площадку на равнинной местности и безопасно совершить посадку.

Кто может стать частным пилотом

Чтобы управлять самолетом, не нужно обладать какими-то особыми характеристиками и показателями здоровья, как у космонавтов. Зачастую получение лицензии частного пилота мало чем отличается от получения водительских прав, только вместо автомобиля — самолет. К начинающим пилотам предъявляется всего три критерия: достижение совершеннолетия, наличие диплома о среднем профессиональном или высшем образовании, справка о прохождении медицинской комиссии ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия).
Если говорить о неприятностях, с которыми новичок может столкнуться во время практики (а она наступит не скоро, только после успешной защиты теории и многочисленных часов тренировок на авиасимуляторе), стоит упомянуть недомогание, которое некоторые авиалюбители называют воздушной болезнью. Она проявляется в таких симптомах, как общий дискомфорт, тошнота, головокружение. Все это не является показателем непригодности к полетам и проходит благодаря постоянной практике.

Подготовка будущих пилотов строится на четырех китах: теория, практика на авиатренажере, летная практика, экзамен в Росавиации. Учебная программа построена таким образом, чтобы максимально подготовить слушателя к самостоятельному управлению самолетом в разных ситуациях. Каждый этап обучения дополняет предыдущий. Убрать какую-то дисциплину или сократить количество часов на ее освоение нельзя.
Во время прохождения теории преподаватели объясняют основы международного и российского воздушного права, авиационной безопасности, летной эксплуатации, планирования полетов и управления воздушным движением. Всего 11 дисциплин, по каждой из которых нужно сдать экзамен, иначе к практике такой студент допущен не будет.

Следующий этап подготовки — авиатренажеры. Они позволяют познакомиться с устройством кабины и отработать основные действия по управлению самолетом. На тренажере можно изменить условия полета, погоду, географическое положение. Также авиасимулятор позволяет попробовать себя во внештатных ситуациях, которые или опасны в реальном полете, или их отработка на практике вообще запрещена.



Легкомоторный самолет Cessna 172 Skyhawk

Финальная стадия обучения перед экзаменом в Росавиации — летная практика. Это 40 часов полетного времени: 212 заходов на посадку и 167 посадок (заход на посадку — это этап перед посадкой самолета; сначала доводится до совершенства заход на посадку, а затем уже сама посадка, отсюда и разница в цифрах), пять часов самостоятельного полета и три часа полетов в условиях ограниченной видимости.

Какие перспективы

Свобода передвижения — главное преимущество, которое дает самолет. Покупать такой транспорт необязательно (хотя подержанный самолет может стоить дешевле иномарки люксового сегмента), его можно взять в аренду. Нужно только тщательно спланировать маршрут с учетом остановок и дозаправок. Малая авиация в России переживает этап возрождения, как и многие другие сферы.



Карта действующих и закрытых аэродромов / АОПА Россия

С античности и вплоть до изобретения самолета у человека была мечта отрастить крылья и взглянуть на привычные пейзажи с высоты. Современному человеку не нужно ничего изобретать, подобно Дедалу, все давно придумано за него. Кто знает, может, в ближайшем будущем путешествия на легкомоторных самолетах станут такими же привычными явлениями, как поездки на автомобилях. Для влюбленных в небо романтиков многообещающее начало уже положено.

[image]

"Обучение на частного пилота, который летает для себя, а не занимается коммерцией, похоже на обычную автошколу", - говорит пилот малой авиации Артем Никитушкин.

Чтобы получить права пилота, нужно поступить в авиационно-учебный центр (АУЦ) - таких в московском регионе достаточно. Обучение состоит из теории и практики: теоретическая часть длится около 160 часов плюс обязательные 42 часа налета.

При этом теорию нельзя выучить самому, а потом прийти и сдать экзамены - нужно посещать занятия на протяжении примерно трех месяцев. Что касается практики, то 32 часа вам придется летать с инструктором и еще 10 - самостоятельно, уточняет Артем.

"Я не встречал человека, которому бы хватило 42 часов - дополнительные часы налета наверняка брать придется", - делится он.

И тут есть нюансы - к примеру, удачно, если ваша летная практика пришлась на конец весны - начало лета, когда погода хорошая. А вот учиться летать поздней осенью и зимой куда сложнее: за последние три месяца было всего несколько хороших дней для полетов, отмечает пилот.

Если будут большие перерывы между полетами - навыки ослабнут, их придется закреплять по новой. Причин для перерывов может быть много - это и финансовый вопрос, и семейные дела, и отпуска, добавляет собеседник агентства.

"Я бы рассчитывал минимум на полгода: за это время придется потратить около 500 тысяч. Но это все же быстрее, чем получать полноценное летное образование в профильном училище или институте, как это делают люди, собирающиеся идти в профессиональные пилоты", - отмечает Артем.

Медкомиссия

В конце обучения в АУЦ, прежде чем получить допуск к экзаменам, будущим пилотам предстоит пройти и медкомиссию.

"На летных медкомиссиях есть несколько категорий: третья - для пилотов-любителей, требования по ней самые мягкие, хотя и жестче, чем в других странах - к примеру, в США. Но пытаться мухлевать бесполезно - все очень строго", - предупреждает Артем.

По его словам, чтобы управлять собственным самолетом, необходимо иметь хорошие зрение, слух, анализы крови и мочи, данные флюорографии грудной клетки, ЭКГ, положительное заключение терапевта. Но в целом, если человек не глухой и очки у него не в сантиметр толщиной, проблем быть не должно, делится пилот.

Летная медсправка действует два года, раз в год пилоту нужно проходить упрощенную версию медосмотра.

Экзамены на получение лицензии пилота-любителя сдаются в подразделениях Росавиации: они состоят из теоретической части и практического полета с экзаменатором.
В случае успешной сдачи ученик АУЦ получает лицензию и право на управление самолетом. Продлевать ее нужно раз в год. У лицензии есть подкатегории: в них указано, каким именно самолетом может управлять пилот-любитель - с одним мотором, двумя и т. д., уточняет Артем.

Лицензия пилота-любителя также позволяет брать на борт пассажиров - главное, чтобы это не были коммерческие перевозки; для них существуют отдельные требования.

Как выбрать самолет

"После получения лицензии я бы не советовал сразу покупать самолет: это сложная техника, в которой нужно серьезно разбираться", - говорит Артем Никитушкин.

Дешевле всего обойдется одномоторный воздушный транспорт, но и он будет стоить как дорогой автомобиль. Надо понимать, зачем вам нужен самолет - ведь у легкой авиации есть множество вариантов: двух-, четырех- и шестиместные.

"Советские самолеты, такие как Як-18, Як-52, Ан-2 - это машины, за которыми сегодня сложно следить, для них тяжело найти запчасти, они дороги в обслуживании. При этом эти самолеты трудно купить - их знают и любят потому, что они надежны и опередили свое время. Например, на Як-52 за 3,5 миллиона рублей при должных вложениях можно выполнять фигуры простого и сложного пилотажа", - рассказывает Никитушкин.

По его словам, проще всего купить, к примеру, подержанный самолет Cessna: такой воздушный транспорт 1984 года, пригнанный из США, будет стоить около 4 миллионов рублей. Есть неплохие европейские и австралийские самолеты.

В каждом конкретном случае надо тщательно изучать самолет: бывают двухместные самолеты, которые так напичканы электроникой, что их стоимость резко возрастает, уточняет пилот.

Как зарегистрировать авиасудно

  • регистрацию (бортовой номер),
  • страховку (по желанию),
  • разрешение на радиостанцию,
  • документы на аварийный маяк,
  • сертификат летной годности (СЛГ) - это аналог ТО на автомобиль, оформлять его нужно ежегодно. Приглашается эксперт, он полностью проверяет машину и отправляется с вами в небольшой тестовый полет. Оформление СЛГ стоит около 200 тысяч рублей - это самая большая статья расходов.
  • доверенность (если вы летаете на чужом самолете)

Периодически требуются замена масла, фильтров и осмотр техника. Если машина редко летает - эти процедуры необходимо проводить раз в год. Если вы поднимаетесь в воздух чаще, значит, чаще придется приглашать техника. Некоторым самолетам такая профилактика требуется через каждые 50 часов налета. Стоимость - около 20 тысяч рублей. В московском регионе достаточно специалистов по обслуживанию авиасудов.

Одни самолеты могут работать на автомобильном топливе, другим нужно специальное, авиационное. Стоимость первого при заправке на аэродроме составит около 40 рублей за литр, второго - примерно 100 рублей за литр.

Во время обычного полета легкий самолет расходует примерно 18 литров топлива в час, при выполнении пилотажных фигур - 60-100 литров, поскольку мотор работает на высоких оборотах, объясняет Артем.

Где хранить самолет

Корпус самолета может быть металлическим или композитным (пластиковым). В обоих случаях можно держать машину на аэродроме в чехле. Такое хранение обойдется примерно в 5 тысяч рублей за месяц.

"Если у вас современный самолет с композитным корпусом - с учетом нашего климата желательно все же держать его в ангаре, холодном или отапливаемом. Такое хранение будет стоить в 2-3 раза дороже", - советует Артем.

Как получить разрешение на вылет

Пилоты малой авиации могут летать из Подмосковья куда угодно: внутри региона, по России, а при желании - даже в Европу. Технически все это вполне возможно, рассказывает собеседник РИАМО. При этом полеты над Москвой частникам запрещены.

В ходе полета пилот постоянно находится на радиосвязи с ответственными за ту или иную зону и соответственно докладывает им обо всех своих перемещениях, также он может попросить о помощи.

По словам пилота, Московская область - несложный летный регион с довольно хорошо развитой инфраструктурой. Вокруг столицы много небольших аэродромов, так что найти место для посадки в двухчасовой доступности вполне возможно.

Читайте также: