Нужно ли согласовывать собрание граждан

Обновлено: 04.07.2024

Мы уже писали о судебной практике , согласно которой размещённые на фасадах МКД информационные вывески и таблички не требуют согласования с собственниками помещений в доме. Рассказываем о противоположном решении Верховного суда РФ по подобному делу.

Собственники не могут препятствовать исполнению закона № 2300-I

О том, что размещение обязательной информации на фасаде многоквартирных домов проводится без согласования с общим собранием собственников помещений, высказывались:

1. Федеральная антимонопольная служба РФ.

В письме от 15.03.2010 № АК/6745 ведомство отметило, что размещение в месте нахождения организации её наименования нужно для идентификации компании и не требует дополнительного согласования с собственниками помещений в МКД.

2. Арбитражный суд Северо-Западного округа.

В постановлении от 22.12.2014 по делу № А56-77154/2013 суд отметил, что исполнение требований закона о доведении до потребителей определённых сведений не может зависеть от воли собственника. Если собственники не согласуют размещение инфовывески организации на общем имуществе, то будут нарушены права клиентов этой организации.

3. Арбитражный суд Поволжского округа.

В постановлении от 10.08.2016 по делу № А57-28227/2015 суд вынес решение о том, что бегущая строка с информацией, расположенная в месте нахождения магазина, не требует согласования её размещения с жильцами жилого дома.

4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, на общем собрании собственников решается вопрос о размещении на общем имуществе МКД рекламных конструкций. В п. 18 письма от 25.12.1998 № 37 Президиум ВАС РФ разъяснил, что сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона, не относятся к рекламной информации. Подобная позиция высказана в п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58.

5. Верховный Суд РФ.

В определении от 18.11.2014 по делу № А73-9636/2012 суд указал, что вывески с информацией в соответствии с требованиями № 2300-I не требуют не только согласования с ОСС, но и платы за пользование общим имуществом МКД.

О размещении на общем имуществе МКД объектов рекламы и информации

Собственники через суд требовали демонтажа несогласованной вывески

В городской суд обратились собственники помещений в многоквартирном доме. Они требовали, чтобы организация, разместившая на фасаде дома вывеску, демонтировала её, восстановила фасад и балкон одного из истцов.

Они ссылались на то, что вывеска не была согласована с общим собранием собственников, а также нарушает их права и интересы: закрывает часть обзора из окна, разрушает балкон, препятствует отведению осадков, на ней скапливаются грязь и мусор. Также она способствует свободному доступу в квартиры собственников.

Суд первой инстанции привлёк к спору эксперта. Он отметил, что вывеска не влияет на кладку несущей стены дома, находится в исправном техническом состоянии, не создаёт прямого пути доступа для посторонних в квартиры, но её можно использовать для проникновения в дом.

Суд пришёл к заключению, что спорная вывеска не угрожает жизни и здоровью граждан и является информационной, размещённой в соответствии с требованиями № 2300-I. Согласие на её размещение от собственников не требуется.

Поэтому суд отказал истцам в удовлетворении иска. Апелляционный суд, куда обратились собственники квартир, также встал на сторону владельца вывески и оставил решение первой инстанции в силе.

Для размещения любых вывесок необходимо получать согласие ОСС

Истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд РФ, где её рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам. ВС РФ не согласился с выводами суда апелляционной инстанции, посчитав, что судья не сделал проверку фактических обстоятельств дела и не дал им оценку.

  • Объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам по решению ОСС в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (п. 4 ст. 36 ЖК РФ).
  • Ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома входят в состав общего имущества такого дома (п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
  • К компетенции ОСС отнесено принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в МКД иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации используется общее имущество дома (п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Судебная коллегия ВС РФ пришла к выводу, что передача в пользование третьим лицам общего имущества МКД допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома независимо от того, передаётся общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.

Также ВС РФ обратил внимание на заключение экспертизы, которая проводилась при первом судебном разбирательстве. Эксперт отметил, что вывеска способствует доступу посторонних лиц в квартиры и создаёт угрозу скопления осадков и мусора. Суды не дали оценки данным выводам, нарушив ст. 196 ГПК РФ.

ВС РФ направил дело на повторное рассмотрение в апелляционный суд с указанием учесть сделанные замечания и принять постановление в соответствии с требованиями закона.

Разъяснения ВС РФ о содержании общего имущества в МКД

УО следует предоставлять в пользование общее имущество только с согласия ОСС

  1. Использование общего имущества в любой ситуации должно быть одобрено на общем собрании собственников помещений в МКД.
  2. Вывески и таблички с информацией согласно требованиям № 2300-I размещаются на общем имуществе МКД в том же порядке, что и рекламные объекты.

Поэтому управляющим организациям и ТСЖ следует следить за тем, чтобы размещаемые на фасадах МКД объекты всегда согласовывались на общих собраниях собственников независимо от их содержания.

В ином случае при проверке органом ГЖН УО может получить предписание о демонтаже вывески, а суд встанет на сторону собственников. Это повлечёт финансовые затраты управляющей организации на госпошлины, демонтаж вывески и приведение фасада в прежнее состояние.

важно

В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан на проведение собраний, митингов, пикетов, шествий, демонстраций. В статье четко прописано, что граждане имеют право собираться мирно, без оружия. Именно мирные, публичные мероприятия позволяют россиянам выразить свободно свои мысли, выдвинуть определенные требования по вопросам политической, экономической, социальной, культурной жизни страны.

Кроме того, в статье 5 того же закона обозначено, что организатор митинга, публичного мероприятия может проводить его в специально отведенном или приспособленном для этого месте, обеспечивая при этом безопасность граждан.

Также организатор обязан:

  1. Подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или в местную администрацию уведомление о проведении митинга. Уведомление представляет письменный документ, посредством которого передаются сведения о проведении митинга в целях обеспечения безопасности и правопорядка.
  2. За 3 дня до проведения митинга проинформировать властей о принятии или непринятии предложений об изменении места, времени митинга.

Организатор митинга не имеет право проводить его, если уведомление о проведении не было подано в срок, или митинг не был согласован, не были согласованы изменения по ответу властей. Если же организатор проведет мероприятие, то митинг будут считать несанкционированным.

По сути, если организатор не сообщил местную администрацию о проведении митинга, проигнорировал выдвинутые требования, то митинг будет несанкционированным. Если же был получен положительный ответ от властей, то мероприятие можно проводить на законных основаниях.

Обратите внимание на еще один важный документ — регламент проведения митинга. В этом документе организатор должен сообщить повременное расписание, или почасовой план основных этапов публичного, массового мероприятия. Также стоит указать всех ответственных лиц и задействованные транспортные средства. В случае непредоставления регламента местным властям, митинг будет незаконен!

Когда еще митинг будет незаконным?

  1. Если его организатором выступает лицо, ограниченное в дееспособности или недееспособное.
  2. Если организатор — гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо лицо, имеющее непогашенную судимость за совершение административных правонарушений.
  3. Если организатором захотела стать политическая партия, общественное или объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.

За проведение несанкционированного митинга грозит административная и даже уголовная ответственность.

Ответственность за участие или организацию несанкционированного митинга, акции или демонстрации

Рассмотрим в таблице, какое административное наказание может грозить организаторам несанкционированного митинга, согласно статье 20.2 КоАП РФ.

— Для должностных лиц штраф — от 15 000 до 30 000 руб.

— Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

— Обязательные работы в течение 50 часов.

— Административный арест на 10 суток.

Должностные лица будут обязаны выплатить штраф в размере от 20 000 до 40 000 руб.

2. Создание помех доступу граждан к их домам или объектам транспортной, социнфраструктуры.

— Выплатить штраф — 30 000 — 50 000 руб.

— Выполнить обязательные работы на срок до 100 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 15 суток.

Должностные лица выплачивают штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб.

— Выплатить штраф — от 100 000 до 300 000 руб.

— Выполнить обязательные работы в течение 200 часов.

— Отбыть наказание в виде ареста на 20 суток.

Должностные лица выплачивают штраф — от 200 000 до 600 000 руб.

— Выплачивать штраф в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Отбывать наказание в виде ареста на 15 суток.

— Выплатой штрафа в размере от 150 000 до 300 000 руб.

— Выполнением обязательных работ в течение 200 часов.

— Отбыванием наказания в виде ареста на 30 суток.

Также организатор митинга несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный участникам мероприятия. Согласно части 6 статьи 5 ФЗ-№54, возмещение вреда осуществляется в порядке гражданского судопроизводства.

Что грозит участникам несанкционированных мероприятий?

Рассмотрим в таблице, какие наказания и за что могут быть гражданам, которые становятся участниками незаконных митингов, акций, демонстраций.

— Обязательные работы на срок до 200 часов.

— Штраф от 10 000 до 20 000 руб.

— Обязательные работы на срок до 100 часов.

— Административный арест на 15 суток.

Уголовная ответственность за организацию или участие в несанкционированных митингах, собраниях

Граждане-участники или организаторы, которые неоднократно совершали указанные выше правонарушения и привлекались к административной ответственности по статье 20.2 КоАП РФ более двух раз в течение 180 дней, будут привлечены к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.

В соответствии со обозначенной статьей, россиянам грозят такие наказания:

  1. Штраф от 600 000 до 1 000 000 руб. или в размере дохода осужденного за период от 2 до 3 лет.
  2. Обязательные работы на срок до 480 часов.
  3. Исправительные работы на срок от 1-2 года.
  4. Принудительные работы на срок до 5 лет.
  5. Лишение свободы на срок до 5 лет.

Кроме того, в российском уголовном законодательстве предусмотрена ответственность за причинение насилия в отношении представителя власти — статья 318 УК РФ. Максимальное наказание — лишение свободы до 5 лет.

Представителем власти считается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Действия участников митинга, которые считаются противоправными

Законодательно закреплены не только права и обязанности участников митинга, но и противоправные действия.

Участники публичных мероприятий, в том числе митинга, не вправе:

  1. Скрывать свое лицо, использовать маски, применять маскировку и предметы, которые затрудняют идентификацию личности человека по его внешним признакам.
  2. Иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению.
  3. Иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе.
  4. Находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.
  5. Совершать иные противоправные действия, нарушающие общественный порядок. Например, ругаться нецензурной бранью, показывать непристойные жесты, призывать к насилию, неповиноваться законным требованиям сотрудника полиции и т. п.
  6. Причинять вред людям или их имуществу.
  7. Не соблюдать общественный порядок и регламент проведения мероприятия.
  8. Нарушать требования по обеспечению транспортной безопасности, безопасности дорожного движения.

Участники митинга обязательно должны исполнять все требования организаторов, а также правоохранительных органов и уполномоченных лиц, представителей власти и местного органа самоуправления.

Участие в несанкционированных митингах несовершеннолетних – кто несет ответственность

Что грозит родителям, опекунам, представителям?

В силу возрастных, психических и интеллектуальных особенностей детей, их право на участие в управлении делами государства отсутствуют. Ответственность за деяния несовершеннолетних ложится на плечи их родителей, опекунов, а также тех лиц, кто, согласно документации, за них отвечает (например, воспитатели детских учебных заведений закрытого типа и т.п.).

За участие в несанкционированном митинге, собрании, родители или законные представители ребенка будут привлечены к ответственности по статье 5.35 КоАП РФ. Данная статья предусматривает наказание в виде штрафа от 100 до 500 руб. за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями, законными представителями обязанностей по содержанию, воспитанию несовершеннолетних.

Выносить решение об административном правонарушении несовершеннолетнего будет Комиссия по делам несовершеннолетних. Кроме того, с родителями и ребенком обязательно должна вестись профилактическая работа.

Чего ожидать несовершеннолетнему?

Если гражданину нет 16 лет, то его поставят на учет в КДН, с ним специалисты будут проводить индивидуальную работу.

Если же гражданину исполнилось 16 лет, то за участие в несанкционированном митинге ему грозит, согласно части 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ:

  1. Либо штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
  2. Либо выполнение обязательных работ в течение 100 часов.
  3. Либо административный арест на 15 суток.

Решение о наказании будет выносить судебная инстанция, так что избежать наказания вряд ли получится.

Что будет организаторам, вовлекшим в митинг несовершеннолетних?

Для организаторов несанкционированных мероприятий, которые вовлекли несовершеннолетнего или несовершеннолетних граждан, и побудили их участвовать в незаконном собрании, митинге, шествии, пикете, предусмотрена административная ответственность по статье 20.2 КоАП РФ в виде:

  1. Штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
  2. Обязательных работ на срок от 20 до 100 часов.
  3. Административного ареста на 15 суток.

Если организатором выступало не физическое лицо, а должностное, то его ожидает штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб. Юридические же лица по данной статье будут вынуждены заплатить штраф равный — 250 000 — 500 000 руб.

Выносить решение о правонарушении для организатора будет суд. Ответственность по указанной статье КоАП РФ наступает с 16 лет.

Также предусмотрена уголовная ответственность за организаторов, если они побудили несовершеннолетнего причинить вред здоровью гражданину, подтолкнули к осуществлению преступления. В этом случае организатору будут грозить наказания, согласно статье 150 и 151 УК РФ.

Защита участников митинга при незаконном привлечении к ответственности

В соответствии со статьей 25.5 КоАП РФ, если в отношении гражданина возбуждено дело об административном правонарушении, он может попросить защиты и помощи юриста, адвоката.

Получается, если вас задержали на митинге и доставили в отделение полиции, то вы имеете право пригласить своего защитника.

Юристы отмечают, что оспаривать задержание проще, когда материал не составлен и не подписан. Если же документ вы уже подписали, и он докажет вашу вину, то разбираться с делом будет сложнее. Так что, если вам вменяют административное правонарушение, которое вы не совершали — не подписывайте никакую документацию и звоните сразу нашим юристам.

Срок задержания в отделении полиции составляет 3 часа, если наказание не предполагает административного ареста. По статьям 20.1, 20.2 КоАП РФ вас могут задержать на 48 часов.

В настоящий момент вопрос ограничения въезда на территорию многоквартирных домов поставлен на контроль прокуратуры в связи с участившимися случаями незаконного установления ограждений.

Многие устанавливают шлагбаумы, не получив официального разрешения службы государственного пожарного надзора, которая является главным ограничителем в этом вопросе.

В случае же наступления экстренной ситуации (например, пожара в доме) на незаконно огороженной шлагбаумом территории, пожарная спецтехника запросто снесет стрелку на пути движения по вызову, при этом компенсации потраченных на монтаж средств (порядка 50 тысяч рублей) жильцы не получат, так как действовали без разрешения. А если машина пожарных в результате тарана отметится повреждениями кузова, то на инициаторов установки шлагбаума может быть подан иск с целью возмещения материального ущерба.

В соответствии с п.1.5 Правил дорожного движения запрещается самовольно

устанавливать дорожные знаки, светофоры, другие средства организации дорожного движения (в том числе шлагбаумы), создающие

помехи для движения. Установка шлагбаума должна быть разрешена администрацией города по согласованию со службой государственного пожарного надзора, ОГИБДД, коммунальной службой.

В решении общего собрания указываются сведения о лице, уполномоченном на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с установкой ограждающих устройств.

В соответствии с постановлением правительства Москвы от 02.11.2012 №614-1111 вопросы об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе незаконно установленных заборов, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства. На основании решения окружной комиссии префектура административного округа принимает меры к сносу демонтажу некапитальных объектов (заборов, ограждений).

В силу п.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им. Согласно ч. 1 ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 — 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, поскольку установка шлагбаума во дворе дома относится к использованию земельного участка, включая ограничение пользования этим участком, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (собрание членов ТСЖ) вправе принять решение установить шлагбаум во дворе дома. Однако такое решение должно быть принято не простым большинством голосов, а за него должны проголосовать не менее двух третей от общего числа голосов собственников, то есть квалифицированное большинство.

В соответствии с ч.5 ст.46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Если решение принято по вопросу, отнесенному к компетенции общего собрания, то есть установить шлагбаум во дворе дома, и с соблюдением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то оно распространяется и на собственника, который не принимал участия в голосовании, либо голосовал против принятия решения об установке шлагбаума. Следовательно, данный собственник обязан оплатить установку шлагбаума во дворе дома.

Если решение принято с нарушением требований, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, то есть принято простым большинством голосов, а не квалифицированным (не менее двух третей голосов), собственник, который голосовал против принятия такого решения, вправе обжаловать его в суде.

В случае, когда впоследствии кто-либо из собственников помещений в этом многоквартирном доме продал квартиру, то на нового собственника не распространяется решение общего собрания собственников МКД (общего собрания членов ТСЖ) в части оплаты денежных средств, за счет которых была произведена установка шлагбаума во дворе дома. Эти расходы должен нести предыдущий собственник. На нового собственника может быть возложена обязанность только по оплате изготовления ключей от шлагбаума, если предыдущий собственник их ему не передал.

При отказе председателя совета дома (председателя ТСЖ) передать ключи от шлагбаума новому собственнику, новый собственник вправе требовать передачи ему ключей от шлагбаума в судебном порядке на основании ст.304 ГК РФ. В соответствии с данной статьей собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

1. Первым этапом идет обязательное собрание собственников квартир, на котором будет рассмотрен вопрос об ограничении въезда во двор с помощью установки шлагбаума. Если такое постановление принимается подавляющим большинством (лучше не менее 70%) голосов, то составляется протокол. Он подается в соответствующие органы.

В случае если придомовая территория пока является коммунальной собственностью, нужно принять решение о формировании участка и постановке его на кадастровый учет, а это уже требует согласия всех жителей. Зато решения полноправных собственников имеют большую силу.

2. В муниципальный совет депутатов подаются соответствующее заявление, протокол собрания жильцов-собственников и техническая документация, то есть проект ограждения. Совет принимает решение не дольше месяца (это отдельно законодательно оговорено) и о своем решении уведомляет того, кто подал заявление, не позже, чем через пять дней после вынесения вердикта.

3. Решение не обязательно будет положительным. Отказ, согласно постановлению правительства, можно получить в случае, если не обеспечиваются круглосуточный беспрепятственный проезд и свободное перемещение по двору транспорта пожарной, газовой, других аварийных служб и скорой помощи.

Стоит отдельно отметить, что шлагбаумы демонтируются в случае, если они препятствуют проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы. О демонтаже будет сообщено заранее. В этом случае затраты собственников на приобретение и установку ограждающего устройства будут компенсированы. Сумма компенсации определяется на основании отчета независимой оценки.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях города Москвы (статья 6.5) за ограничение доступа на свободный участок предусмотрена ответственность. Максимальная санкция за это нарушение в отношении юридических лиц — 20 тысяч рублей.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Как согласовать местоположение границ земельных участков?

Как согласовать местоположение границ земельных участков?

Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности.

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

Установление границ на местности не разрешается в случае, если:

- земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков;

- подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

- собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями, или казенным предприятиям – в постоянное (бессрочное) пользование);

- пожизненного наследуемого владения;

- постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

- аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

От имени правообладателей смежных земельных участков (заинтересованных лиц) в согласовании местоположения границ вправе участвовать их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

В согласовании местоположения границ от имени собственников вправе участвовать также:

- представитель собственников помещений в многоквартирном доме, уполномоченный на такое согласование принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания указанных собственников (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав общего имущества указанных собственников),

- представитель собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, уполномоченный решением общего собрания собственников таких долей (если соответствующий смежный земельный участок входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц),

- представитель членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, уполномоченный решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения (если соответствующий смежный земельный участок расположен в пределах территории данного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования).

В согласовании местоположения границ от имени органа государственной власти или органа местного самоуправления вправе участвовать представитель данного органа, уполномоченный на такое согласование доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа. Нотариальное удостоверение этой доверенности не требуется.

  • посредством проведения собрания заинтересованных лиц;
  • в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Способ проведения процедуры согласования (посредством проведения собрания либо в индивидуальном порядке) выбирает кадастровый инженер.

Если согласование проводится посредством проведения собрания, заинтересованные лица должны быть извещены об этом в срок не менее чем 30 дней до дня проведения данного собрания. Извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ направляются заинтересованным лицам по адресу электронной почты и (или) почтовому адресу, вручаются под расписку, либо опубликовываются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

В извещениях, помимо сведений о месте, дате и времени проведения собрания, указываются сведения о заказчике и кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, о кадастровом номере и адресе земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, о смежных с ним земельных участках, либо указывается кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены данные земельные участки, а также представлен порядок ознакомления с проектом межевого плана.

Независимо от выбранного способа согласования, кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей, обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания, указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

Результат согласования границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не подписали акт согласования местоположения границ либо в письменной форме не представили свои возражения, то в акт согласования вносится соответствующая запись. При этом акт считается согласованным. В таком случае к межевому плану обязательно прилагаются документы, подтверждающие, что заинтересованное лицо было должным образом извещено о проведении собрания.

Если местоположение границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно согласования, то в акт согласования вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Читайте также: