Нужно ли согласие на обработку персональных данных при возврате денежных средств

Обновлено: 28.04.2024

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.


По новым правилам, если покупатель до момента расчета предоставляет пользователю онлайн-кассы абонентский номер (номер телефона) или адрес электронной почты, кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме должен быть направлен клиенту на этот номер или адрес [1] . Являются ли абонентский номер и адрес электронной почты персональными данными клиента? Нужно ли на их обработку получать согласие клиента? Какие иные требования должен соблюдать пользователь ККТ в части работы с такими данными?

Абонентский номер и адрес электронной почты – персональные данные?

ппв

Аналогичное определение представлено в Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных: персональные данные означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъекте данных).

Как видим, в Федеральном законе № 152‑ФЗ не конкретизировано, какую именно информацию следует считать персональными данными физического лица (на этом заострили внимание и судьи АС УО в Постановлении от 16.06.2017 № Ф09-2601/17 по делу № А76-31031/2015). В свою очередь, Роскомнадзор подчеркнул: принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным (см. Письмо от 20.01.2017 № 08АП-6054).

В связи с этим, как разъяснил Минкомсвязи в Письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ, абонентский номер и адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в том случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу. Соответственно, абонентский номер или адрес электронной почты, принадлежащий юридическому лицу, не может рассматриваться в качестве персональных данных.

Пользователь ККТ – оператор персональных данных?

Тот факт, что абонентский номер и адрес электронной почты могут являться персональными данными клиента – физического лица, означает, что пользователь ККТ, по сути, признается оператором персональных данных.

аавыав

Нужно ли согласие клиента на обработку персональных данных при расчетах?

Что следует понимать под обработкой персональных данных, также указано в ст. 3 Федерального закона № 152‑ФЗ .

лоло

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 152‑ФЗ обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных. В то же время в п. 2 – 11 ч. 1 указанной статьи перечислены случаи, когда допускается обработка персональных данных без согласия. Один из таких случаев – это когда обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором РФ или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Обработка персональных данных при расчетах – уведомительное действие?

По общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 152‑ФЗ, оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (таковым является Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Из этого правила есть случаи-исключения, перечисленные в ч. 2 указанной статьи. В частности, оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа обработку персональных данных:

апа

Наш случай исключением не является, поэтому пользователь ККТ как оператор персональных данных должен поставить в известность территориальный орган Роскомнадзора по месту своей регистрации в налоговом органе о намерении производить обработку персональных данных. (Порядок заполнения формы [1] уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных разъяснен в рекомендациях по заполнению указанной формы, утвержденных Роскомнадзором 29.01.2016.) Если все в порядке, в течение 30 дней сведения, приведенные в уведомлении (перечислены в ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152‑ФЗ), вносятся уполномоченным органом в реестр операторов.

Непредставление или несвоевременное (например, после начала обработки персональных данных) представление в Роскомнадзор уведомления об обработке персональных данных является административно наказуемым деянием. Мера ответственности – предупреждение или штраф, размер которого колеблется от 100 до 300 руб. для граждан, от 300 до 500 руб. для должностных лиц и ИП, от 3 000 до 5 000 руб. для юридических лиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Какие иные требования должен соблюдать
оператор персональных данных?

Список обязанностей оператора персональных данных представлен в гл. 4 Федерального закона № 152‑ФЗ. В список среди прочего входит необходимость издания оператором, являющимся юридическим лицом, документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных. Причем этот документ должен быть опубликован или к нему должен быть обеспечен неограниченный доступ иным образом. Нарушение данного требования – также административно наказуемое деяние, следствием которого может стать предупреждение или штраф (для должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 руб., для юридических лиц в размере от 15 000 до 30 000 руб.) (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).

Обратите внимание: на официальном сайте Роскомнадзораопубликованы рекомендации по составлению документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, разработанные в целях выработки унифицированных подходов к структуре и форме указанного документа. В политику рекомендовано включить такие структурные компоненты, как:

  • общие положения;
  • цели сбора персональных данных;
  • правовые основания обработки персональных данных;
  • объем и категории обрабатываемых персональных данных, категории субъектов персональных данных;
  • порядок и условия обработки персональных данных;
  • актуализация, исправление, удаление и уничтожение персональных данных, ответы на запросы субъектов на доступ к персональным данным.
  • представление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, содержащего неполные и (или) недостоверные сведения;
  • непринятие оператором мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 152‑ФЗ;
  • несоответствие типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных, требованиям законодательства РФ;
  • непредставление в уполномоченный орган сведений о прекращении обработки персональных данных или об изменении информации, содержащейся в уведомлении об обработке персональных данных;
  • несоблюдение оператором требований по информированию лиц, осуществляющих обработку персональных данных без использования средств автоматизации;
  • несоответствие содержания письменного согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных требованиям законодательства РФ;
  • обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных Федеральным законом № 152‑ФЗ;
  • отсутствие у оператора места (мест) хранения персональных данных (материальных носителей), перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Согласие на обработку персональных данных - бланк 2020 - 2021 годов, который можно использовать для заполнения, мы приводим в нашей статье. Иметь такой документ необходимо лицу, получившему персональные сведения. Персональная информация о конкретном человеке не относится к общедоступной, поэтому одновременно с ее передачей этот человек должен разрешить и работу с ней.

Как составить согласие на обработку персональных данных, смотрите в нашем видео:

Для чего нужно письменное согласие работника на обработку его данных

  • определение круга сведений, являющихся персональными;
  • установление условий обработки, хранения и уничтожения данных их получателем;
  • описание ситуаций, как требующих, так и не требующих согласия лица на обработку сведений о нем;
  • перечисление прав носителя персональных данных на ознакомление с результатами их обработки;
  • определение ответственности лиц, разгласивших персональную информацию.

Наиболее частым случаем получения и обработки персональной информации о человеке является сбор и анализ работодателем сведений о своем работнике (уже работающем или вновь принимаемом на работу).

Помимо общедоступных сведений, к которым закон № 152-ФЗ относит данные о Ф. И. О., принадлежности к определенному полу, дате рождения, работодателю оказывается нужна и иная информация, содержащаяся в документах, предъявляемых при трудоустройстве (ст. 65 ТК РФ):

  • в удостоверении личности (паспорте);
  • трудовой книжке;
  • свидетельстве ПФР;
  • документах об обучении;
  • документах воинского учета;
  • дополнительных справках (в частности, об отсутствии судимости) или документах, наличие которых является условием приема на определенную работу.

Сбор и обработка таких данных требуют от работодателя получения предварительного письменного согласия работника на эти действия (п. 1 ст. 9 закона № 152-ФЗ). Согласие является добровольным и может быть отозвано работником.

Требования к хранению и защите персональных данных подробно изложены в Путеводителе по персональным данным работников системы КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе прямо сейчас.

Об ответственности за разглашение персональных данных читайте здесь.

Что входит в содержание заявления о согласии

Перечень основных моментов, которые должны быть отражены в документе, закрепляющем согласие на обработку персональных данных, содержится в п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ. Это:

  • информация о лице, разрешающем обработку данных (Ф. И. О., данные паспорта), или его представителе (для него дополнительно понадобится документ, удостоверяющий его полномочия);
  • данные о получателе персональной информации (наименование или Ф. И. О., адрес);
  • определение цели, с которой предоставляются данные;
  • перечень сведений, которые подлежат обработке;
  • способы обработки данных, в т. ч. указание на иное лицо, которое будет выполнять обработку, если есть намерение привлечь его к этому;
  • срок действия согласия или способ его отзыва;
  • собственноручная подпись лица, дающего разрешение.

ВНИМАНИЕ! В заявлении о согласии на обработку персональных данных желательно указывать 1 цель, для которой собираются сведения. Сейчас нет прямого запрета включать в одно согласие несколько целей обработки персональных данных. Вместе с тем есть риск, что Роскомнадзор и затем суд сочтут это нарушением (постановление 9 арбитражного апелляционного суда от 16.08.2016 №09АП-30182/2016-АК). Но Минкомсвязь подготовил проект, согласно которому, в одно заявление можно будет включать несколько целей.

Документ о согласии 2020 - 2021 годов: форма и образец

Бланк согласия на обработку персональных данных не имеет законодательно утвержденной формы. При его оформлении нужно только соблюсти обязательность включения в него сведений, предусмотренных п. 4 ст. 9 закона № 152-ФЗ. Каждый получатель персональной информации может разработать форму согласия самостоятельно, отразив в ней необходимый ему перечень сведений и особенности их обработки.

С 1 из образцов согласия на обработку персональных данных можно ознакомиться на нашем сайте:

Альтернативный вариант согласия работника на обработку персональных данных разработан экспертами КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите к образцу.

Итоги

Согласно действующему законодательству обработка большей части персональных данных о человеке должна осуществляться с его письменного согласия. Определенной формы у документа, содержащего такое согласие, не имеется, однако установлен перечень обязательной информации, которая должна быть включена в него. Итоговый перечень необходимых персональных данных разрабатывает получатель этих сведений.

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"
  • Трудовой кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

С 1 марта 2021 года вступили в силу новые правила обработки и распространения общедоступных персональных данных. Рассказываем, что изменилось в работе с общедоступными личными сведениями граждан, и какие штрафы теперь грозят за нарушение правил сбора и распространения таких персональных данных.

Изменения в законе о персональных данных с 1 марта 2021 года

Федеральный закон № 519-ФЗ от 30.12.2020 дополнил закон о персональных данных новой статьей 10.1, которая регулирует порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

Таким образом, говоря о персональных данных, разрешенных для распространения, всегда имеются в виду общедоступные сведения о человеке, получить которые может неограниченный круг лиц. То есть практически любой желающий. Именно порядок обработки таких данных и регулирует новый закон. И хотя неограниченный доступ к такой информации осуществляется с согласия самих граждан, до последнего момента такое согласие могло получаться операторами персданных по умолчанию. Например, давая согласие на обработку персональных данных какому-либо сайту, магазину или банку, гражданин зачастую автоматически соглашался на распространение информации о себе среди неограниченного круга всех прочих лиц. При этом о предоставлении неограниченного доступа к своей личной информации он мог и не догадываться.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 марта 2021 года изменился порядок обработки персональных данных, разрешенных гражданами для распространения.

2. Согласие на распространение персональных данных теперь оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных.

3. Получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя. Нужно заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

4. Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора.

5. Гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц.

6. По новым правилам физлицо в любое время может обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа.

7. Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет штраф для ИП и должностных лиц организаций от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Существующий правовой пробел позволял любым третьим лицам осуществлять сбор и последующее бесконтрольное использование общедоступных персональных сведений, в том числе и в социальных сетях. Причем собранные таким образом сведения зачастую используются третьими лицами в целях, отличных от цели их первоначального распространения, – для рассылки рекламы, предложения услуг и т.д.

Новые правила исключают для операторов персданных и третьих лиц подобную возможность и устанавливают четкие правила дачи согласия на распространение и обработку общедоступных личных сведений.

Одновременно вступившие в силу поправки регламентируют процедуру отзыва согласия на распространение общедоступных персональных данных, а также определяют последствия несоблюдения операторами порядка получения согласия на их обработку и распространение.

Все это позволит избежать бесконтрольного использования третьими лицами общедоступных сведений о гражданах вопреки целям их первоначального получения и обработки.

Согласие на обработку данных, разрешенных к распространению

Теперь согласие на распространение персональных данных оформляется отдельно от всех прочих соглашений, связанных с обработкой персональных данных. То есть получить согласие гражданина на предоставление неограниченного доступа к его личной информации в рамках разрешения на обработку персданных нельзя.

shutterstock_1017337375.jpg

Для этого необходимо заключить отдельное соглашение, в котором гражданин четко дает понять, к каким конкретно сведениям и в каком объеме он разрешает неограниченный доступ третьих лиц.

Получение такого согласия автоматом и по умолчанию также не допускается. В этих целях закон прямо установил правило, согласно которому молчание или бездействие физлица ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на обработку его персональных данных, разрешенных для распространения (ч. 8 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие во всех случаях должно содержать перечень сведений, разрешенных к распространению среди неограниченного круга лиц. Причем компании, получающие такое согласие, должны обеспечить физлицу возможность самостоятельно определить содержание данного перечня персональных данных. Это значит, что теперь любой магазин, кредитная организация, новостной портал и прочие операторы персданных, запрашивающие согласие на их передачу, обязаны уточнять у гражданина, какие именно сведения о нем можно публиковать и распространять для неограниченного доступа.

Конкретные требования к содержанию согласия на обработку данных, разрешенных для распространения, будут установлены отдельным приказом Роскомнадзора (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020).

В согласии гражданин вправе установить запрет на передачу (кроме предоставления доступа) своих общедоступных данных неограниченному кругу лиц. Это значит, что если в согласии будет установлен подобный запрет, то третьи лица будут иметь доступ к личным данным физлица, но не смогут их передавать другим лицам для дальнейшего использования, обработки и распространения.

Право на установление такого запрета является безусловным. Отказ оператора в установлении данного запрета не допускается (п. 3 ст. 1 Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020). Если гражданин установит в согласии запрет на дальнейшую обработку и распространение своих общедоступных сведений, оператор, первоначально получивший согласие, обязан будет публично уведомить о таком запрете всех третьих лиц.

Информацию об условиях обработки и о наличии запретов в отношении общедоступных сведений оператор персональных данных обязан публиковать не позднее 3 рабочих дней с момента получения согласия на обработку и передачу таких данных неограниченным кругом лиц (п. 10 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

Персональные данные − это прямо или косвенно относящаяся к физическому лицу информация, с помощью которой он может быть идентифицирован. К персональным данным относятся ФИО, паспортные данные, ИНН, СНИЛС, дата рождения, адрес (регион, город, улица, дом, квартира), образование, место работы, семейное и социальное положение, сведения о здоровье, уровень дохода и т.д., то есть, любые сведения, по которым можно идентифицировать человека. При этом, чтобы считать данные персональными, их необходимо использовать в совокупности, так как только лишь по фамилии или по данным об образовании идентифицировать личность невозможно.

Если в полученном оператором согласии отсутствует прямое волеизъявление физлица на возможность использования его личных данных неограниченным кругом лиц, то персональные данные могут обрабатываться только самим оператором без права их публикации в открытом доступе (п. 4 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

При этом само согласие на обработку и передачу общедоступных персональных данных должно передаваться непосредственно компании, запрашивающей такое согласие. С 1 июля подобное согласие можно будет передавать через специальный электронный сервис Роскомнадзора.

Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных

Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.

Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).

По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.

shutterstock_1794229696.jpg

При этом требование о прекращении передачи общедоступных данных должно содержать следующие сведения (п. 12 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ):

  • ФИО заявителя;
  • контактную информацию заявителя (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Причем все вышеуказанные персональные данные могут обрабатываться только оператором, которому было направлено требование. С момента получения оператором персданных указанного требования действие согласия физлица на обработку его общедоступных сведений считается прекращенным.

Получив от физлица требование о прекращении передачи общедоступных сведений, оператор персданных обязан в течение трех рабочих дней изъять эти сведения из общего доступа (п. 14 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ). В противном случае он понесет административную ответственность по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства в области персональных данных).

Новые штрафы за нарушение правил обработки персональных данных

Неправомерная (без соответствующего согласия) обработка и распространение общедоступных персональных данных, равно как и отказ от их удаления из общего доступа по требованию граждан, влечет для организаций и ИП штрафы по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Эта норма предусматривает для ИП и должностных лиц организаций в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а для самих организаций – от 30 000 до 50 000 рублей.

Но уже с 27 марта 2021 года штрафы за совершение вышеуказанных нарушений будут в значительной степени увеличены (Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ). Так, штраф для ИП и должностных лиц организаций составит от 10 000 до 20 000 рублей, а для организаций – от 60 000 до 100 000 рублей.

Повторное нарушение повлечет взыскание штрафа с должностных лиц организаций в размере от 20 000 до 50 000 рублей, с ИП – в размере от 50 000 до 100 000 рублей, а с организаций – в размере от 100 000 до 300 000 рублей (новая ч. 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ).

Одновременно будут увеличены штрафы и за саму обработку персональных данных без получения соответствующего согласия в письменной форме (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Сейчас обработка персональных данных без согласия гражданина грозит физлицам штрафом в размере от 3 000 до 5 000 рублей, должностным лицам – от 10 000 до 20 000 рублей, а организациям – от 15 000 до 75 000 рублей. Такие же штрафы назначаются и за обработку персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие.

С 27 марта обработка персональных данных без разрешения повлечет наложение на физлиц штрафа в размере от 6 000 до 10 000 рублей. Должностным лицам организаций и ИП совершение этих нарушений обойдется штрафом в размере от 20 000 до 40 000 рублей, а организациям – от 30 000 до 150 000 рублей.

С сентября 2021 года действуют скорректированные правила, касающиеся заполнения согласия на обработку персональных данных. Они будут работать до 1 сентября 2027 года.

С 1 марта 2021 года начали действовать изменения, внесенные в Закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Данные корректировки коснулись вопроса предоставления доступа к информации субъекта через согласие на ее обработку. Нововведения были приняты для решения проблемы бесконтрольного использования персональных сведений граждан третьими лицами.

В обновлениях указывалось, что согласие на обработку персональных данных, которые разрешены для распространения, нужно оформлять отдельно. Если владелец данных молчит или бездействует, то это нельзя считать, как его согласие на обработку информации.

В согласии может быть установлен запрет на:

  • передачу информации неограниченному числу лиц;
  • обработку информации неограниченным числом лиц.

По требованию владельца данных их распространение должно быть сразу же приостановлено. Этот момент касается и ситуации, когда изначально субъект давал свое согласие.

В п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ указывается, что требования к информации, включаемой в согласие на обработку персональных данных, определяет Роскомнадзор. Данные требования он указал в Приказе от 24.02.2021 г. № 18 — документ вступил в законную силу с 1 сентября 2021 года.

Какие требования предъявляются к согласию на обработку персональных данных

Имеется конкретный список обязательных данных владельца персональной информации, которые должны быть в согласии:

  • ФИО;
  • контактные данные (телефон, электронная почта, адрес);
  • информация об операторе-компании;
  • информация об операторе-физлице;
  • информация об операторе-ИП;
  • информация об информационных ресурсах оператора, через которые неограниченному числу лиц дается доступ к информации и осуществляются иные операции с персональной информацией;
  • цель обработки сведений;
  • категории и перечень сведений, на обработку которых оформляется согласие — персональные данные (ФИО, дата и место рождения, адрес, семейное положение и т.п.), специальные категории персональных сведений, биометрические данные;
  • срок действия согласия.

Если владелец персональных данных захочет, то можно заполнить и такую информацию:

  • категории и перечень данных, для обработки которых владелец указывает условия и запреты, а также список этих условий и запретов;
  • условия, с учетом которых полученная информация может направляться оператором лишь по его локальной сети, обеспечивающей доступ к сведениям только для конкретных работников, либо с применением определенных телекоммуникационных сетей, либо без передачи персональной информации.

Бланк согласия на обработку персональных данных

Роскомнадзор предоставил для использования специальный конструктор, с помощью которого можно сформировать шаблон согласия. Данный документ только рекомендован, однако он соответствует предъявляемым к нему требованиям и учитывает особенности конкретного оператора.

Для создания шаблона нужно заполнить необходимые графы, после чего он рассматривается экспертами Роскомнадзора. Если необходимо, оператору выдаются рекомендации, как доработать документ. Результаты проведенной проверки пересылаются на адрес электронной почты, который указывается в форме.

После этого оператор может применять проверенную форму документа.

В шаблоне учитываются все обязательные данные, которые нужно отражать в согласии на основании Приказа от 24.02.2021 г. № 18.



Кроме того, в шаблоне указываются и такие персональные данные:



Внимание! С 27 марта 2021 года значительно повысились штрафные санкции за нарушения при работе с персональными данными (Закон от 24.02.2021 г. № 19-ФЗ).

Читайте также: