Нужно ли начальнику дружить с подчиненными

Обновлено: 02.07.2024

Некоторые руководители дружат со своими подчиненными. Но могут ли они
действительно оставаться хорошими приятелями без ущерба для выполняемого дела?
На этот вопрос однозначного ответа нет. Реалии бизнеса расходятся с основными
принципами дружбы — равенством, доверием и бескорыстием.

Дружба предполагает гораздо
большую открытость, чем
можно позволить себе на работе. Вот почему многие менеджеры
считают такие трудовые отношения
бесперспективными и предпочитают
партнерство с подчиненными, основанное на принципах делового сотрудничества. Дружеские отношения
между начальником и подчиненным
могут продолжаться с тех времен,
когда они занимали одинаковое положение на иерархической лестнице.

Другой вариант — начальник нанимает на работу приятеля.

Если вы рискнете принять в свой
коллектив друга, то заранее взвесьте
все плюсы и минусы. Здраво оцените себя, их и ваши отношения с возможным коллегой. Ведь с друзьями
мы общаемся на совершенно другом
уровне: мы не оцениваем их качества, нужные для работы, и воспринимаем их поступки именно через
призму личных взаимоотношений.

Часто серьезные проблемы возникают из-за того, что, приглашая друга на работу, перед ним рисуют радужные перспективы, приукрашивают и компанию, и вакансию, которую
он должен занять. Чтобы этого избежать, заранее подробно опишите
ему реальное положение компании,
не скрывайте ни плюсы работы у вас,
ни минусы, расскажите про все возможные кризисные ситуации, оговорите, что и в каких случаях может
произойти.

Нередко другу дают и необоснованную надежду на помощь в процессе работы. Вот этого делать ни в
коем случае нельзя.

Дружба VS стабильность

Когда на вас работают друзья или родственники, то стабильность управленческой
системы намного меньше.

Еще одна часто встречающаяся
ошибка — когда начальник, считая,
что от друга, пусть и находящегося
ниже его в корпоративной иерархии,
не может быть секретов, начинает делиться с ним всеми рабочими проблемами. И, как всегда бывает в дружеских разговорах, шефу приходится
то и дело объяснять другу свою позицию и доказывать свою правоту.

С точки зрения шефа

И все же в этом ненадежном мире лучше видеть рядом с собой проверенного человека,
чем темную лошадку. И бизнес тут не исключение.

Присутствие хорошего приятеля в
офисе имеет для руководителя много плюсов. К такому сотруднику
больше доверия. С ним и в нерабочее время можно обсудить все офисные проблемы, в том числе и негативную закрытую информацию, не
опасаясь ее утечки. Хороший друг
поддержит попавшего в сложную ситуацию руководителя. Он охотнее,
чем рядовой сотрудник, выскажет
свои предложения по решению трудной задачи и, что немаловажно, не
побоится сказать в глаза всю правду.

Другу-подчиненному незачем выставлять себя перед начальством в
лучшем свете, шеф ведь и так знает
все его сильные и слабые стороны.

И кто как не друг способен лучше донести до остальных сотрудников нужные сведения от босса и наладить
честную обратную связь между всеми участниками рабочего процесса.

А для подчиненного?

Дружеские отношения с начальством всегда ставят подчиненного в положение меж
двух огней. Близость сотрудника к руководителю часто вызывает зависть и подозрения
со стороны некоторых членов коллектива, а значит, неминуемы сплетни и склоки.

Что же касается отношений подчиненного с шефом, то и здесь не
всегда все развивается гладко.

Это реально?

Работа на своего друга — серьезное испытание и для начальника, и для подчиненного.
Как давно знакомый тебе человек может проявить себя в нестандартной для дружбы
ситуации — неизвестно. Один из закадычного приятеля может превратиться в тирана,
а другой — в предателя. И в обоих случаях пострадают и общее дело, и дружба.

Чтобы этого избежать, следуйте
правилу четкого разделения личных
и деловых интересов. Всем известна поговорка: дружба дружбой,
а служба службой. Поэтому, если вы
трудитесь вместе, в рабочее время
не допускайте фамильярностей, обсуждения личных вопросов, сохраняйте дистанцию. Иначе лучше не
рисковать и работать с друзьями в
разных местах.

Plush Studios/DH Kong/Blend Images

Жизненная практика показывает, что дружба с начальником возможна и встречается довольно часто, однако у неё есть свои специфические черты. Позитивная сторона дружеских отношений, знакомая нам по книгам, кинофильмам и личному опыту в обыденной жизни, после перехода в деловую сферу получает другую окраску.

Если же вы желаете и дальше продолжать дружбу с коллегой, являющимся вашим начальником или подчинённым, то необходимо придерживаться некоторых простых правил, в частности, соблюдать субординацию. В этой статье попробуем вместе разобраться: может ли начальник быть другом?

Как это бывает?

Дружба с начальником может зародиться по разным причинам. Некоторые действительно начинают тесно общаться с коллективом в процессе многолетней работы и сохраняют отношения даже после повышения в должности одного из коллег. Другие приглашают на освободившиеся вакансии своих друзей с предыдущего места работы. Наверняка вы не раз замечали, что продуктивность труда намного выше, если коллегам приятно общаться между собой.

Крепкие рабочие отношения перерастают в дружбу между начальником и подчиненным в ходе участия в сложных общих проектах, когда приходится активно трудиться вместе и сплачиваться для получения результата.

Некоторые полагают, что хорошие отношения с руководителем должны напоминать партнёрство. И оно бывает разного характера. Одни начальники предпочитают строить работу на полном контроле и тотальном подчинении. Другие – создают в коллективе демократическую атмосферу и доверительные отношения на разных уровнях.

Преимущества и недостатки дружбы между руководителем и подчиненным

Каковы же положительные и отрицательные стороны такого поведения? Кроме двух основных сторон, здесь всегда присутствует и третья – сама работа. Через такую призму и нужно разглядывать плюсы и минусы.

Вторая половина считает, что излишнее сближение и дружба с начальником разрушает коллектив и нарушает дисциплину. Они уверены, что начальник будет потыкать своему младшему коллеге, а подчинённый перестанет соблюдать субординацию.

дружба с начальником

На деле же возможны различные варианты, и единого мнения нет. Хорошие отношения на работе, безусловно, помогают сплотить отдельных работников в единую команду, что помогает добиваться лучших результатов. В других случаях близкие отношения с руководителем влияют на принятие нужного решения и могут породить конфликт.

Друзья не всегда могут дать правильную оценку, строгое указание, откорректировать выполнение задачи. Грамотный руководитель отдает приказы, не испытывая угрызений, что другому сотруднику придётся напрячься.

Каждому приятно работать в коллективе, где нет чувства страха. В любой момент можно свободно пройти в кабинет руководителя для получения помощи или дельного совета и не бояться злого нервного окрика. Сложные задачи решаются быстрей и эффективней, но тут следует соблюдать чувство меры и дистанцию.

Теперь о минусах

Обычные человеческие чувства могут и отрицательно воздействовать на работников. У них может вскружиться голова, и появятся негативные моменты: упадёт дисциплина, возникнет халатность, чувство вседозволенности, “наплевательское” отношение к рабочему процессу.

Здесь выход один – золотая середина – баланс между работой, дружбой и соблюдением иерархии.

Некоторые уверены, что действие в команде, наоборот, помогает решать насущные задачи проще и эффективней. Начальник увереннее делегирует проблему своему другу, если он знает, что можно надеяться на чёткое выполнение задач без необходимости лишнего контроля. Его подчинённый будет чувствовать себя комфортно и сможет проявить инициативу.

дружба с начальником

Важно установить определённые рамки, за которые не стоит выходить, чтобы все понимали, когда заканчиваются дружеские шутки и начинается серьёзная работа.

Как найти золотую середину и может ли начальник быть другом?

Посмотрите на ситуацию через призму вашей работы. Ваша дружба с начальником может обернуться проблемой? Как не оказаться в ловушке?

Теорию лучше закреплять длительной практикой. Если использование наших советов помогло улучшить взаимоотношения, то это большой плюс. Если взаимопонимание и тёплые отношения не мешают основной работе, не переходят принятые корпоративные рамки, то продолжайте дружить. В противном случае пересмотрите и откорректируете их.


Источник фотографии

Что лучше: дружить с подчиненными или изображать из себя неприступного начальника? Эксперты дают разные советы

— Я бы предложила героине остановиться. Все хорошо в меру. Не дружить с сотрудниками — еще не значит быть цербером и общаться с работниками исключительно через своего заместителя. Надо отметить, что тип личности очень сильно влияет на стиль руководства. Видимо, на прошлом месте работы Марина трудилась под управлением интроверта — человека некоммуникабельного, который наверняка вел себя таким образом и за пределами офиса.

Совершенно противоположных взглядов на стиль руководства будет придерживаться человек, легко идущий на контакт. Таким людям интересно, чем живут их сослуживцы, они любят общаться с другими сотрудниками и считают, что их принципы взаимодействия с окружающими наиболее подходят для руководящей должности.

У сдержанного стиля управления есть свои плюсы. Например, в кризисное время некоторые проблемы можно решить быстрее, придерживаясь жесткого стиля руководства.

Но в любом случае о дружбе с подчиненными и речи быть не может. Героине нужно понимать, с какими сложностями ей придется столкнуться. У одного заболел близкий родственник, второму срочно нужно отвести ребенка в детский сад, третий страдает от зубной боли — и все просят об отгуле. Без давления на руководящей позиции обойтись просто невозможно. Держать дистанцию — еще не значит отказываться от общения с подчиненными. Хорошие отношения в коллективе и панибратство — не одно и то же. Даже на корпоративных вечеринках руководителю нельзя расслабляться: начальник должен постоянно защищать свою территорию. Такого руководителя сотрудники уважают гораздо больше.

Ни в коем случае не нужно рассказывать о своих личных проблемах другим сотрудникам.

Совместные традиции, как, например, пятничные походы в кафе, вполне допустимы. Главное — правильно себя вести: это не те люди, с которыми вы можете расслабиться, напиться и позволить себе лишнего. Не насаждайте культ недосягаемости — идите на контакт, демонстрируйте доброжелательное отношение, но о дружбе с подчиненными забудьте.

Тимур Соколов, управляющий партнер компании ClubConsult:

— Я считаю, что героиня делает все правильно и должна продолжать следовать выбранной политике. Здесь разговор следует начать с вопроса о том, что такое дружба. Во-первых, это партнерство и взаимовыручка. Это не роль хорошего начальника, как говорит автор письма, а такие взаимоотношения, при которых люди могут поделиться своим видением и выслушать аргументы друг друга. Дружба — это общие цели и интересы. На мой взгляд, все эти вещи вписываются в концепцию управления нашей героини.

Формула успеха для меня выглядит следующим образом: ситуация плюс реакция равно последствие. Очевидно, что, если есть ситуация, которая меня не устраивает, нужно менять реакцию. Какие реакции я буду выбирать, такие последствия я и получу. Если я буду лидером и наставником, то в итоге возглавлю сплоченный коллектив единомышленников, объединенных общей целью и способных добиться успеха. Если я выбираю другие реакции и инструменты,
то останусь с группой людей, предпочитающих сплетничать, а не работать. Если сейчас ситуация нравится и вам, и вашим подчиненным, зачем менять стиль руководства?

В подтверждение вышеописанной формулы хотел бы напомнить теорию классика коучинга Томаса Леонарда. Согласно его взглядам успешность человека определяется знаниями (10%), образом мышления (40%), но в большей степени окружением. Поэтому героиня, окружая себя людьми с правильным образом мышления, находится на верном пути. Конкуренция же зачастую только приводит к конфликтам.

Я не вижу негативных последствий дружбы, если мы говорим об адекватных людях. Подчиненные должны здраво оценивать ситуацию и понимать, что любую задачу следует выполнять правильно, прилагая для этого максимум усилий.

Карьерный совет дня

Постарайтесь обойтись без крайностей

И авторитарный стиль руководства, и близкая дружба могут навредить работе. Поэтому, если сомневаетесь, сохраняйте равновесие.

У всех нас работа занимает большую часть времени и жизни. Жаль, если она не вызывает приятных чувств, а только недовольство и усталость, а коллеги кажутся неприятными людьми. С другой стороны, стоит немного уменьшить дистанцию – и у вас уже не получается отказать в просьбе, поскольку вас просит не простой сотрудник, а друг. Есть ли возможность найти середину между рабочими взаимоотношениями и дружбой, и важно ли разделять данные понятия?

Казалось бы, заводить дружеские отношения нужно. Ведь друзья – это люди, которые прикроют и помогут, поддержат и успокоят. В работе нередко образовываются ситуации, когда требуется помощь. И не просто советом по телефону, а на практике. Подобная помощь не под силу приятелям, что не связаны с вашей компанией. И вам все равно придется рано или поздно обратиться к собственным сослуживцам. И хорошо, если среди них будет человек, который испытывает дружескую симпатию к вам. Но есть и некоторые особенности дружбы с коллегами.

Дружеские взаимоотношения с коллегами, безусловно, важны. Но помните всегда об осторожности.

Вы можете несколько раз прибегнуть к помощи коллеги-приятеля, а потом привыкнете к подобной поддержке. Да и он сам может воспользоваться вашей помощью, в чем нет ничего зазорного, ведь вы же дружите. Вне работы этот человек тоже может нередко оказываться рядом с вами. Особенно, если у вас есть общие интересы. Тогда вы сблизитесь еще больше. И начнет казаться, что у подобной дружбы нет минусов. До какого-то момента все именно так и будет, вы не заметите опасность, которой подвергаете себя.

Если вы расскажете коллеге-другу какой-то секрет, или он знает о ваших слабостях, то нет гарантии, что он не воспользуется этим.

Ведь в ходе тесного общения собственные интересы начинают превалировать над работой, оттесняют ее. А если, как уже упоминалось, появится лучшее место для повышения, что сделает друг? Стоит ли вообще дружить с коллегами? Не станет ли приятель конкурентом. Эти вопросы важно задать себе, прежде чем сближаться с людьми. Соперничество на работе – это нормальное явление, но когда оно возникает среди друзей, то никаких приятных эмоций не вызывает.

Дружба с начальником

Стоит понимать, что дружба с начальником непременно обернется тем, что вас будут считать любимчиком, подлизой и т.п. Коллектив всегда неоднозначно воспринимает взаимоотношения между подчиненными и начальством, если они не только деловые. А если вы дружите с руководителем и у вас разный пол, то сплетни и пересуды не заставят себя ждать.

Конечно, вы будете получать больше информации, но и ответственность повысится. В дружеских отношениях между начальником и работником нельзя не увидеть корысть последнего, считают психологи, а если вы становитесь другом начальника, то у вас априори повышается статус.

Что касается дружбы между мужчиной и женщиной, то об этом придумано немало анекдотов, а споры по данному вопросу не утихают и по сей день. Кто-то считает, что без сексуального подтекста не бывает дружбы между людьми разного пола, другие с яростью доказывают противоположное.

Относительно подобных дружеских взаимоотношений на работе, то здесь требуется двойная осторожность. Из-за частого общения возникают неприятные слухи, а если один из вас руководитель, то не ждите ничего хорошего. Но умеренное приятельское общение идет на пользу: иногда проще получить совет у личности противоположного пола, а ненавязчивый флирт помогает разрядить обстановку. Главное здесь – не увлекаться. Невозможно полностью избегать приятельских взаимоотношений на работе, ведь подобное делает из человека изгоя.

Дружба с начальством или противоположным полом всегда становится объектом пересудов и сплетен. Прежде чем заводить такие отношения, хорошенько подумайте.

А если верить опросам, то:

Границы в отношениях на работе

Важно понимать, что на работе должны быть такие же границы в отношениях, как и везде. Их важно сразу установить и соблюдать. Например, можно без проблем задержаться или остаться на работе, дабы помочь подруге закончить годовой отчет или с подсчетом баланса. Но врать начальству, что сотрудница не знает, куда делись упаковки с бумагой, когда подруга забрала их домой – другое дело.

Дружба на работе

хобби, обсуждение кино, прогулки, развлечения.

Стоит осознавать важность границ рабочей дружбы и дружеских взаимоотношений с коллегами вне работы. Сначала подумайте, прежде чем что-то рассказать таким приятелям.

Давно известно, что если люди на работе приятельствуют, царит дружеская атмосфера, то и работа делается быстрее и проще. Текущие задачи можно действеннее выполнить вместе, а при образовании сложностей, всегда можно друг с другом посоветоваться.

В Американском институте, который занимается изучением мнения социума, провели исследование пользы дружбы среди коллег. Ученые выяснили, что это скорее благо. Люди, что трудятся вместе с друзьями, отличаются не просто более гармоничной психологией, но и устойчиво выдают высокие показатели производительности труда. Такие личности сильнее вовлечены в процесс работы, чем те, кто не считает сослуживцев друзьями.

Данный социологический эксперимент еще выяснил, что только 18% респондентов из миллионов опрошенных уверены, что начальство фирмы поощряет дружбу на работе и позитивно относится к такому явлению. Объяснение здесь такое: некоторые начальники фирм опасаются, что коллеги начнут дружить против руководителей и других работников, что станет причиной дисгармонии в атмосфере коллектива и отрицательно скажется на результатах труда.

Ученые считают, что здоровая дружеская атмосфера идет на благо рабочим отношениям и производительности труда.

Кроме того, респондентам предлагали ответить на вопрос, какой из вариантов помог бы вам позитивнее воспринимать работу. В роли вариантов ответа выступало:

прибавка к зарплате в виде 10% от оклада;
работа вместе с другом.

Стоит заметить, что респонденты выбирали чаще как раз второй вариант ответа.

Грамотные руководители поощряют не просто дружбу среди работников, но помогают тому, чтобы люди приводили в фирму друзей, которые ранее не были связаны с компанией. На некоторых фирмах придуманы бонусы за привлеченных друзей в коллектив. Обычно это в виде разовой прибавки или премии. Так менеджеры достигают одновременно двух целей: не приходится тратить силы на поиски работников и в коллективе образовывается благоприятный климат.

Стоит заметить, что к дружбе между людьми противоположного пола нередко начальники относятся неблагосклонно, ведь они опасаются зарождения романа на работе. Часто компании даже указывают в неформальных уставах пункты о недопустимости романтических отношений (а тех, кто нарушил это, ждет увольнение). Хотя в последнее время замечено более лояльное отношение к подобным отношениям между коллегами. И это не становится поводом для ухода с работы. Но подобный принцип до сих пор используется в отдельных компаниях.

Помните, что дружба – это одно, а романтические отношения – совсем другое. И далеко не всегда в компании приветствуется подобный стиль общения среди коллег.

Причина тому легко объяснима – начальство боится, что сотрудник влюбится в коллегу и начнет думать только об этом, а не о рабочих моментах. Тем больше это становится опасным для компании, если этот работник играет важную роль в коллективе и трудовом процессе, на нем держится немало задач.

Да и на самом деле подобная политика оправдана, ведь работа и любовные отношения мешают друг другу, любовь скорее вредит производительности труда, в отличие от дружеских связей. Конечно, увольнение за влюбленность — мера, скорее, крайняя, но не стоит допускать подобное смешение любви и работы.

Читайте также: