Нужна ли заверенная копия паспорта при регистрации ип

Обновлено: 04.07.2024

Из этой статьи вы узнаете, как открыть ИП самостоятельно, какие документы нужны, как их заполнять, куда сдавать, как можно не платить госпошлину и что делать после регистрации ИП.

Открыть ИП совсем не сложно и пользоваться услугами юридических фирм здесь необязательно: документов нужно минимальное количество, заполнять их просто, а ждать результата недолго.

Открывать ООО, к примеру, – сложнее. Если вдруг сомневаетесь, что выбрать – ИП или ООО – посмотрите мою сравнительную статью.
Если выбор ИП очевиден – следуем дальше.

Суперважный совет сразу: если в ходе подготовки документов у вас будут возникать сомнения – правильно ли заполнено заявление, не сгорит ли госпошлина и так далее – Вы всегда можете задать свой вопрос регистратору в налоговой еще до того, как сдадите документы. Регистраторы бывают разные, человеческий фактор никто не отменял, поэтому включаем свой арсенал вежливости и устраняем сомнения ДО подачи документов.

И еще: порядок регистрации ИП одинаковый для любых уголков нашей необъятной страны. Это значит, что открыть ИП в Москве можно точно также, как открыть ИП в Новосибирске или Якутске.

А если Вы хотите сами во всем разобраться и заполнить документы вручную, то дальше я расскажу все подробности, как открыть ИП.

Содержание инструкции

  1. Какие нужны документы, чтобы открыть ИП
  2. Бланк заявления на регистрацию ИП + пример заполнения
  3. Как заполнить заявление Р21001
  4. Как правильно сделать копию паспорта
  5. Как оплатить госпошлину ИП
  6. Уведомление о переходе на УСН
  7. Собираем весь пакет документов
  8. Как узнать налоговую по адресу?
  9. Сдаем документы на регистрацию ИП
  10. Получаем готовые документы

Какие нужны документы, чтобы открыть ИП

Вот список необходимых документов:

  1. Заявление о регистрации ИП;
  2. Копия паспорта;
  3. Квитанция об оплате госпошлины на сумму 800 рублей, если Вы планируете сдавать документы в традиционном бумажном виде*.

* С 1 января 2019 года при подаче документов в электронном виде (в том числе через МФЦ и нотариуса) платить госпошлину не нужно. Подробнее >>>

Итого: только 1 документ нужно заполнить, оплатить госпошлину (если нужно) и сделать копию паспорта. Это случай, когда Вам уже есть 18 лет и Вы являетесь гражданином РФ. Это вариант я и рассматриваю в своей инструкции.

Дополнительные документы предоставляются для иностранных граждан, лиц без гражданства и для лиц, не достигших 18 лет. Об этом говорит статья 22.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Образец заполнения нового бланка и требования будут добавлены позже.

Бланк заявления на регистрацию ИП

Внимание!

С 25 ноября 2020 года введены в действие новые регистрационные формы и новые требования к оформлению таких регистрационных форм. Соответствующий Приказ ФНС России был подписан еще 31.08.2020 (N ЕД-7-14/617).

Все это значит, что с 25 ноября 2020 года при подаче старой формы заявления на регистрацию налоговая оформит отказ, и документы придется подавать заново. Будьте внимательны.

Новый бланк заявления, который действует с 25.11.2020 выглядит так:

Как заполнить заявление Р21001

Есть официальные правила и требования, которые утверждены налоговой службой.
Для старой формы действовал Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Сейчас он утратил силу, потому что действует новый - Приказ ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Этот документ вы можете открыть в бесплатной версии справочно-правовой системе КонсультантПлюс по ссылке.

Пример заполнения новой формы Р 21001 будет добавлен позднее.Заявление о регистрации ИП можно также заполнить с помощью специального сервиса налоговой службы. Для заполнения Вам понадобится несложная регистрация. Кроме того, с помощью этого сервиса можно не только заполнить и распечатать заявление Р21001, но и подать его в электронной форме, если у Вас есть электронная подпись.

Новое:

Совсем недавно у налоговой службы появилась новая опция - заполнить и подать документы на регистрацию ИП с помощью официального приложения налоговой, которое можно скачать на свой смартфон. Подробная информация и инструкция есть на сайте налоговой вот здесь.

Как правильно сделать копию паспорта

Заявление распечатали, проверили свежим взглядом и отложили в сторону. На очереди - копия паспорта (документа, данные которого Вы указывали заявлении о регистрации в качестве ИП).

При этом нужны копии первого разворота паспорта (с фото) и страницы с регистрацией, если регистрация была указана временная, значит, еще и листка с временной регистрацией.

Двусторонняя печать документов, которые подаются в налоговую, не допускается.

Лайфхак: если швейными делами заниматься не хочется, а отметка с регистрацией у вас всего одна, можно уместить два разворота паспорта на 1 стороне 1 листа. Вуаля! Сшивать будет просто нечего и двусторонней печати тоже не будет.

>Все подробности о том, какие листы паспорта копировать и как копировать, чтобы не получить отказ в регистрации, есть в отдельной статье.

Дальше. Если Вы сдаете документы лично, то верность копии паспорта заверяет сотрудник налогового органа в Вашем присутствии, сверяет данные копии и данные оригинала. Паспорт, повторюсь, сразу вернут.

Если Вы планируете направлять документы почтой, либо поручить их сдачу кому-то по доверенности, то копия паспорта должна быть обязательно заверена у нотариуса.

Как оплатить госпошлину ИП

Госпошлина за регистрацию в качестве ИП – 800 рублей*.
* С 1 января 2019 при электронной подаче документов (в том числе через МФЦ и нотариуса) оплачивать госпошлину не требуется.

Чтобы получить квитанцию с нужными реквизитами нужной налоговой, воспользуемся бесплатным онлайн-сервисом налоговой службы.

Этот сервис позволяет создать и распечатать традиционную бумажную квитанцию со всеми реквизитами и оплатить ее в банке либо сделать электронный платеж (тогда, правда, понадобится ваш личный ИНН). Для заполнения просто следуйте инструкции.

Уведомление о переходе на УСН

В случае выбора упрощенной системы налогообложения (УСН), Вы вправе подать уведомление о применении УСН в момент сдачи документов для регистрации ИП. Если не решите сразу - УСН или нет, у Вас будет еще 30 дней с даты регистрации на размышления. При соблюдении этого срока (подумали Вы и решились) УСН будет применяться с первого дня регистрации ИП,

Узнать все подробности о платежах по УСН можно здесь. Ссылка откроется в новом окне, полистайте страницу вниз.

Собираем весь пакет документов

Теперь проверим все заполненные документы. Должен получиться следующий комплект:

  1. Заявление по форме Р 21001 в 1 экземпляре.
  2. Квитанция об оплате госпошлины в сумме 800 рублей (если сдаете документы в традиционной бумажной форме).
  3. Копия паспорта.

Как узнать налоговую по адресу

Узнаем, в какую налоговую нужно сдавать документы.

Во многих крупных городах России есть МФЦ – Многофункциональные центры, налоговый орган здесь регистрирует ИП. Впрочем, в случае наличия МФЦ в Вашем городе, Вы увидите эти данные в сформированном списке. Здесь напомню, что подать документы электронно (без оплаты госпошлины) можно и через МФЦ.

Сдаем документы на регистрацию ИП

Самый классический способ - отвезти все документы лично. Регистратор документы пример, а в ответ выдаст Вам расписку о принятии с датой готовности, когда получать.

Ещё можно поручить сдачу документов лицу по доверенности. Тогда доверенному лицу понадобится: заверенное у нотариуса заявление, заверенная у нотариуса копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины, а также нотариальная доверенность на него самого (оригинал+ копия доверенности) + паспорт этого доверенного лица. Дополнительно можно приложить уведомление о переходе на УСН.

Наконец, самый "продвинутый" способ - электронная подача документов: через нотариуса, через сайт налоговой, через МФЦ.
У каждого варианта электронной подачи есть плюсы и минусы: через нотариуса может быть быстрее, но дороже; через сайт налоговой понадобится ключ подписи, а через МФЦ может быть совсем бесплатно, но не во всех уголках России это возможно. Здесь все зависит и от региона, и от Вашей личной технологичной подготовки.

Получаем документы

Документы будут готовы уже через 3 рабочих дня . Раньше срок регистрации был 5 рабочих дней. Сейчас его сократили. Для получения готовых документов нужно обратиться в налоговую с паспортом и распиской в получении документов, которую вам выдали после приема документов.

Также документы можно получить через представителя по доверенности (представителю понадобится расписка, свой паспорт и нотариальная доверенность).

Итак, по истечении 3 рабочих дней Вы получите:

- Лист записи ЕГРИП

Свидетельство о государственной регистрации ИП сейчас отменили.

- Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе

+ Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, если раньше Вы ИНН не получали.

Может ли налоговая отказать в регистрации ИП?

Если сданы не все документы или сданы, но с ошибками или не в нужную налоговую. Все основания предусмотрены пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Перечень этих оснований в законе закрытый, то есть налоговая не вправе "придумывать" свои причины. Решение об отказе принимается в тот же срок, что и для регистрации - не более 3 рабочих дней.

Отказов не бойтесь. Государство заинтересовано в новых налогоплательщиках. А если возникают сомнения в правильности оформления документов - спрашивайте. В самой налоговой. Обязательно ДО подачи документов. Включайте простую человеческую вежливость и снимайте сомнения. Так путь к успешной регистрации будет легче.

Неужели всё?!

На самом деле, получить готовые документы о регистрации ИП из налоговой - это еще не конец фильма.
Есть органы статистики, Пенсионный фонд, ФСС и так далее. Но об этом я написала в отдельной инструкции:

Чтобы в 2022 году внести изменения в сведения, касающиеся индивидуального предпринимателя, в ЕГРИП, нужно подготовить заявление по форме Р24001 и другие необходимые документы и подать их в налоговую. Госпошлину за внесение изменений платить не нужно.
При изменении данных ИП-российского гражданина о прописке, адресе, ФИО миграционный орган автоматически уведомляет об этом ФНС по межведомственным каналам. Предприниматели с российским гражданством сообщают ФНС лишь о смене кодов ОКВЭД и гражданства и других личных данных. ИП-иностранцы и лица без гражданства должны сами сообщать налоговой обо всех изменениях своих данных в ЕГРИП.
Если вы обязаны самостоятельно информировать инспекцию об изменениях, сделать это нужно в течение семи рабочих дней. За несоблюдение этого срока вам может грозить штраф.
Чтобы подать в налоговую документы для изменения данных ИП, действуйте в порядке, предложенном в инструкции.

Автоматическая подготовка и подача формы Р24001 онлайн


Форма заявления Р24001 - Создать заявление

1. Подготовьте документы о смене данных ИП

Заявление о внесении изменений в сведения об ИП по форме Р24001 нужно подать в инспекцию вне зависимости от характера изменений в течение семи дней с начала действия изменений. Подготовьте заявление и подпишите его в присутствии компетентного сотрудника (инспекции, МФЦ, нотариуса - зависит от способа подачи). При онлайн-подаче форма подписывается ЭЦП. Заявление не скрепляйте степлером и не сшивайте.

Если вам понадобятся оригиналы документов о внесении изменений об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, то проставьте об этом соответствующую отметку на последней странице заявления в пункте 2.

В заявлении Р24001 нужно всегда заполнить титульную страницу 001, последний лист Е на заявителя и листы, подходящие вашим изменениям:

  • Лист А при смене ФИО, пола, сведений о рождении, гражданства
  • Лист Б при изменении паспорта
  • Лист В при изменении адреса места жительства в РФ
  • Лист Г при смене вида на жительство или разрешения на временное проживание
  • Лист Д для изменении кодов ОКВЭД

Приложения к заявлению

К заявлению Р24001, в зависимости от характера изменений, нужно приложить следующие копии документов:

  • При смене паспортных данных:
    • Копии всех заполненных страниц паспорта
    • Копия документа, подтверждающего изменения (свидетельство о браке и т.п.)

    Рекомендуем список приложений к форме № Р24001 уточнить заранее перед подачей в ИФНС. Если обращаетесь за регистрацией изменений лично в налоговую инспекцию или МФЦ, возьмите также оригиналы документов для сверки.

    2. Подайте документы в налоговую инспекцию

    Подать в ФНС заявление о внесении изменений в данные индивидуального предпринимателя вы можете одним из следующих способов:

    Онлайн с помощью нашего сервиса

    В налоговую инспекцию

    Подать документы непосредственно в ИФНС вы можете только лично. Заявление и сопутствующие документы нужно привезти в регистрирующую инспекцию. При приеме документов инспектор выдаст вам расписку об их получении с полным перечнем принятых документов.

    Через МФЦ

    Многофункциональные центры (МФЦ) выступают в качестве посредника при обращении в государственные органы, включая налоговые инспекции. Часто подать документы через МФЦ удобнее, чем везти их в инспекцию, поскольку регистрирующая налоговая обычно одна на большой город или область, а центров намного больше. Кроме того, в МФЦ более доступный график работы, многие центры открыты в выходные. Однако учитывайте, что сотрудники МФЦ не компетентны в вопросах оформления документов и иногда могут принять заявление, заполненное с ошибками, на которые инспектор бы указал сразу.

    Подать документы через МФЦ вы можете также только лично. Срок внесения изменений при этом может увеличиться за счет пересылки сведений в налоговую и обратно. Услуги МФЦ бесплатны.

    Через нотариуса

    У нотариусов есть право направлять документы в налоговую в электронном виде. Для этого нотариус принимает у вас документы, заверяет их и отправляет заявление и нужные копии под своей ЭЦП. Услуги нотариусов платные, точную стоимость нужно уточнять в подходящей вам нотариальной конторе.

    Расписка о получении документов придет из инспекции на электронную почту, указанную в заявлении Р24001.


    3. Получите документы о внесении изменений в ЕГРИП

    В течение 5 дней после получения заявления ФНС должна рассмотреть ваше обращение. По итогам рассмотрения либо вносятся изменения в ЕГРИП (и тогда вы получаете лист записи ЕГРИП с новыми данными), либо инспекция выдает вам письменный мотивированный отказ в государственной регистрации изменений.

    Вне зависимости от способа подачи документов результат рассмотрения вашего заявления должен прийти на электронную почту, указанную в заявлении Р24001. Если хотите получить документы о внесении изменений еще и в бумажном виде, сделайте об этом отметку на последней странице формы № Р24001 в разделе 2.

    Отслеживать ход рассмотрения вашего заявления до получения результата можно в специальном разделе онлайн-сервиса ФНС, скачав бесплатно выписку из ЕГРИП.

    Если данные внесены с ошибками по вине налоговой, то подайте заявление об их исправлении в свободной форме в канцелярию ИФНС. Если ошибку допустил ИП, подайте снова форму Р24001, указав на стр. 001 в пункте 2, что подаете заявление в связи с исправлением ошибок.

    4. Действия после смены сведений о предпринимателе

    После того, как инспекция внесёт изменения в сведения об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП, иногда может понадобиться выполнить дополнительные действия. Например, такие:

    Поменяйте печать

    Новую печать нужно заказать в том случае, если у вас изменился какой-то из реквизитов, указанных на ней. Обычно это ФИО. Не затягивайте со сменой печати, ведь многие клиенты и потенциальные партнеры проверяют информацию об ИП в ЕГРИП, и ее несовпадение с реквизитами печати может вызвать недоверие.

    Перерегистрируйте кассу

    Если у вас изменились ФИО или адрес прописки (а вместе с ним и адрес установки кассового аппарата), кассу нужно заново зарегистрировать по новым данным. Онлайн касса будет привязана к адресу ведения деятельности.

    Сообщите в банк

    При изменении фамилии, имени или отчества, адреса и иных персональных данных обязательно нужно уведомить банк, ведущий ваш счет. Иначе могут возникнуть проблемы при ведении операций, для которых вы предъявляете документы.

    Оповестите партнеров и клиентов

    В первую очередь контрагентам нужно сообщать об изменении тех данных, которые вы указываете в договорах, актах, счетах и других документах: ФИО, паспортные данные и т.п. Для оповещения партнеров можно сделать электронную рассылку с новыми данными.

    Обратите внимание: вы не обязаны сообщать об изменении данных ИП другим органам (ФСС, ПФР, Росстат и т.п.). ФНС самостоятельно оповестит все нужные ведомства.



    Индивидуальным предпринимателем может стать гражданин РФ, достигший 18 лет. Несовершеннолетним (от 14 до 18 лет) потребуются дополнительные документы и согласие родителей (усыновителей, попечителя). Предпринимателем в России может стать и иностранец.

    Какие нужны документы для регистрации ИП?

    Если вы — совершеннолетний гражданин РФ, то вам нужно подготовить следующие документы:

    1. Заявление на регистрацию ИП

    Заявление подписывается в присутствии налогового инспектора или у нотариуса, если ИП не регистрируется лично. Если документы подает доверенное лицо, не забудьте отметить это на Листе Б.

    Форма заполняется от руки или с помощью бесплатной программы, которую можно скачать на сайте налоговой

    В заявлении предусмотрено поле для ввода индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Его нужно оформить предварительно, и вот что нужно знать:

    • оформить ИНН можно в налоговой инспекции (лично или онлайн) или через Многофункциональный центр (МФЦ)
    • документы для подачи: заявление и удостоверение личности (либо нотариально заверенная копия удостоверения личности и доверенность, если документы подает ваш представитель)
    • получить свидетельство ИНН можно лично в налоговой или МФЦ, по почте (на адрес, указанный в заявлении), по электронной почте при наличии квалифицированной электронной подписи
    • пакет документов рассматривается налоговой 5 рабочих дней с момента его получения, в МФЦ — 7-10 дней

    2. Копия документа, удостоверяющего личность (как правило, паспорт), в единственном экземпляре

    3. Квитанция об оплате госпошлины (800 руб.) за регистрацию ИП

    Сформировать квитанцию можно на сайте налоговой. Пошлина оплачивается в банке или в налоговой инспекции через терминал.

    4. Нотариально оформленная доверенность на представителя, если заявление подается доверенным лицом

    Если вы планируете использовать один из специальных налоговых режимов — одновременно с подачей документов на открытие ИП вы можете подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, применении патента или об использовании единого сельскохозяйственного налога (в трех экземплярах)

    Какие дополнительные документы потребуются для несовершеннолетних?

    Нужно предоставить один из трех документов:

    • нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей, попечителя) на ведение бизнеса;
    • копию свидетельства о заключении брака родителей;
    • копию решения органа опеки и попечительства или копию решения суда об признании будущего предпринимателя полностью дееспособным.

    Может ли открыть ИП иностранный гражданин?

    Да, при наличии вида на жительство или разрешения на временное проживание. В этом случае в дополнение к стандартному пакету документов потребуется нотариально заверенный перевод паспорта и, если понадобится, перевод свидетельства о рождении. В остальном порядок подготовки и подачи документов для иностранцев такой же, как для россиян.

    Куда подавать заявление на регистрацию ИП?

    Будущие ИП могут прийти лично в налоговую инспекцию по месту регистрации. Или воспользоваться услугами МФЦ. Во втором случае ИП регистрируется бесплатно, без уплаты госпошлины.

    О чем еще важно знать?

    Можно ли зарегистрировать бизнес онлайн?

    Да, документы можно подать и онлайн через сайт налоговой. При подаче документов в электронном виде госпошлина не уплачивается.

    Вам нужно будет использовать электронную подпись в личном кабинете на сайте налоговой службы.

    Как долго рассматриваются документы для открытия ИП в налоговой?

    Не более трех рабочих дней, не считая дня подачи.

    Как подтверждается государственная регистрация индивидуального предпринимателя?

    Вы получите лист записи Единого государственного реестра ИП и свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе (если ИНН не выдавался ранее).

    Как можно забрать эти документы?

    В налоговой лично, либо через представителя по нотариально удостоверенной доверенности по электронной почте. Или же бумажным письмом.

    АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

    Список остальных документов будет варьироваться от необходимости и статуса регистрирующегося лица. Например, может еще понадобится уведомление о переходе на УСН, перевод паспорта, если открывает ИП иностранец и т.д.

    Онлайн

    Для этого нужно заполнить анкету на Регистрацию ИП.

    После, скан паспорта и другие документы (при наличии) отправляете специалистам сервиса, которые формируют транспортный контейнер.

    Заявление отправляется в налоговую и в течение следующего дня должна прийти расписка.

    Получение документов

    Регистрацию ИП налоговая зарегистрирует в течение 3 рабочих дней.

    Документы о регистрации ИП, сформированные в электронном виде и подписанные электронной подписью налогового органа, поступят по адресу электронной почты в транспортном контейнере.

    При желании Вы можете получить лист записи в ЕГРИП на бумажном носителе способом доставки, указанном в заявлении (лично либо почтой).

    Преимущества и недостатки онлайн подачи

    • Без личного посещения налоговой инспекции.
    • Можно подать документы, не выходя из дома.
    • Ваше местоположение не важно — заявление поступит в нужную налоговую инспекцию.
    • Без оплаты государственной пошлины и услуг нотариуса.

    Единственный недостаток данного способа — для онлайн подачи потребуется квалифицированная электронная подпись.

    Лично в налоговую

    Уточните режим работы инспекции, а также нужна ли предварительная запись.

    Важно! При личной подаче в ФНС не забудьте паспорт.

    Если электронной записи нет, то по приходу в налоговую найдите окошко для приема заявления на регистрацию, и займите очередь.

    Проверьте пакет документов, необходимый для подачи:

    • заполненная форма Р21001;
    • квитанция на уплату пошлины;
    • копия паспорта;
    • иные документы (заявление на УСН, перевод паспорта для иностранца).

    Инспектор налоговой обязан принять все документы, попросить поставить в его присутствии подпись на форме Р21001 и выдать расписку.

    На расписке будет указана дата готовности — через 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи.

    Если в Р21001 было отмечено личное получение, то с паспортом и распиской вернитесь в налоговую и получите лист записи в ЕГРИП. Если отметили получение по почте — документ, подтверждающий регистрацию ИП, будет отправлен на домашний адрес.

    Преимущества и недостатки личной подачи в ФНС

    Из преимуществ можно отметить отсутствие необходимости заверения формы, оформления доверенности. Также этот способ надежнее отправки заявления по почте.

    Но есть ряд существенных недостатков:

    • существенная потеря времени на посещение налоговой;
    • необходимо будет оплачивать государственную пошлину;
    • часто регистрирующая налоговая находится на большом расстоянии от места жительства.

    Прежде чем подавать документы на регистрацию ИП в МФЦ, нужно выяснить, в каком из них это можно сделать — такая услуга есть не во всех центрах государственных услуг.

    При посещении МФЦ не забудьте взять с собой паспорт!

    В присутствии специалиста МФЦ поставьте подпись на заявлении Р21001 и получите расписку.

    Срок регистрации при таком способе подачи немного увеличивается (5 рабочих дней), так как нужно пару дней для передачи документов из МФЦ в налоговую и обратно.

    При получении результата регистрации сотрудник МФЦ проверит паспорт и выдаст бумажный документ, подтверждающий содержание электронного листа записи.

    Преимущества и недостатки личной подачи в МФЦ

    Из преимуществ можно отметить отсутствие необходимости оформления доверенности. Также при подаче в МФЦ не нужно оплачивать государственную пошлину, т.к. документы в ФНС будут передаваться в электронном виде.

    Главный из недостатков — далеко не все центры государственных услуг могут предоставить данную услугу. Также предоставить заявление Вы можете не в любой МФЦ, а только по месту своего проживания.

    Электронно через нотариуса

    Если физическое лицо не может лично или онлайн подать документы в налоговую, то ему необходимо заверить подпись у нотариуса.

    Так как документы на регистрацию будет направлять сам нотариус, то и результат регистрации поступит соответственно ему же в электронной форме. Предполагается, что данный результат он будет передавать заявителю также в электронной форме или по его просьбе сможет перевести документы в бумажный формат и удостоверить равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

    Т.к. отправка документов нотариусом будет производиться в рамках одного нотариального действия, то дополнительной оплаты нотариус не вправе будет требовать. То есть оплачиваться будет только действие по свидетельствованию подписи на заявлении, стоимость которого на данный момент составляет примерно 1500-2000 рублей в зависимости от нотариуса.

    По доверенности

    С 25 августа 2021 года данный способ подачи будет недоступен.

    Согласно федеральному закону № 143-ФЗ от 26.05.2021 г. если физическое лицо обращается к нотариусу за свидетельствованием подписи на форме Р21001, нотариус будет обязан документы для регистрации ИП передать в налоговую самостоятельно в электронном виде.

    Соответственно результат государственной регистрации поступит нотариусу также в электронном виде. Предполагается, что будет возможность попросить нотариуса распечатать документ о регистрации ИП и заверить равнозначность документов на бумажных носителях электронным документам.

    По почте

    Также как с предыдущем способом подачи, отправку по почте с 25 августа 2021 года совершить будет невозможно. При отправке почтой форма Р21001 требует нотариального заверения, а в соответствии с ФЗ № 143-ФЗ от 26.05.2021 г. нотариус, свидетельствуя подпись, будет самостоятельно отправлять документы в налоговую.

    Елена Мехоношина

    🚫 Налоговая не зарегистрирует ИП, если заявитель напутал с документами или — что хуже — у него нет права вести бизнес в такой форме.

    Причину налоговая пишет в решении об отказе в госрегистрации. Его выдают через три дня после подачи документов на открытие ИП. Если кандидат в предприниматели не согласен, решение можно обжаловать у руководителя инспекции, потом обратиться в вышестоящую инстанцию, дальше в суд. На это есть три месяца. Если отказ незаконный, решение отменят и ИП зарегистрируют.

    В этой статье — разбираем законные причины отказа и ищем выход без боя с налоговой.

    Основания для отказа в регистрации ИП прописаны в ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП. Свои налоговой придумывать нельзя.

    Сдали не все нужные документы

    Основание — п. а) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Для регистрации ИП в налоговую сдают документы по списку из ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП. Если документы не все, ИП не откроют.

    Абсолютно все люди, которые хотят стать ИП, должны сдать:

    — Заявление по форме Р21001.

    — Копию паспорта со страницей о прописке. Лучше сразу подготовить копии всех страниц, как требуют некоторые инспекции. Также вы можете связаться со своей налоговой и уточнить, достаточно ли будет главного разворота и прописки.

    — Квитанцию об оплате госпошлины на 800 ₽. Исключение — если подаёте документы в электронном виде, например, через Госуслуги, банк или МФЦ. Правда, некоторые МФЦ требуют госпошлину, потому что не взаимодействуют с налоговой через интернет, а передают документы на бумаге.

    Остальные документы сдают по своей ситуации. И часто забывают положить в пакет для налоговой именно их. Дополнительные документы такие:

    для иностранных граждан — копия ВНЖ или разрешения на пребывание;

    если в паспорте или ВНЖ нет записи о прописке — копия справки о регистрации по месту жительства;

    если заявителю нет 18 лет — нотариальное согласие родителей на занятие ИП или вместо него копия свидетельства о браке или решения суда об объявлении несовершеннолетнего дееспособным;

    если в паспорте нет записи о дате и месте рождения — копия свидетельства о рождении.

    Выход. Сразу обрадуем: недостающий документ можно донести в налоговую. На это есть три месяца. Подавать весь пакет заново и платить госпошлину не нужно. В решении об отказе в госрегистрации надо посмотреть телефон инспектора, позвонить и занести документы. Шанс на исправление есть только один. Если не хватает нескольких документов, их надо донести вместе, а не по одному.

    Не заверили у нотариуса заявление Р21001

    Основание — п. г) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    В 2021 году заявление на регистрацию ИП по форме Р21001 заверяют у нотариуса, только если отправляют пакет почтой или вместо заявителя приходит представитель. В остальных случаях заявление подписывают при работнике налоговой или МФЦ.

    В заявлении Р21001 ошибки и опечатки

    Основание — п. ц) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Заявление на регистрацию ИП заполняют по правилам из Приказа ФНС № ММВ-7-6/25@. Там всё строго: шрифт, сокращения адресных реквизитов и обязательные для заполнения строки. Заявление с ошибками и опечатками в именах, паспортных данных и адресах налоговая не принимает.

    Ещё к ошибкам относят коды ОКВЭД не из актуального классификатора видов деятельности. Кодами ОКВЭД будущий предприниматель сообщает государству, чем хочет заниматься. Поэтому коды важны.

    У нас есть инструкции:

    Выход. В налоговую нужно принести заново заполненное заявление. Срок — три месяца. Госпошлину второй раз не платят. Перезаполнить заявление можно только один раз. Если в новом заявлении налоговая найдёт новые ошибки, придётся подавать заново весь пакет с госпошлиной.

    В документах недостоверные сведения

    Основание — п. к) или ч) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Недостоверные сведения для налоговой — это когда в заявление Р21001 вписали не те паспортные данные, имя или прописку. Например, данные старого паспорта или девичью фамилию.

    Выход. Взять бланк заявления Р21001, вписать правильные сведения и заново сдать пакет документов в налоговую. Госпошлину придётся заплатить ещё раз.

    Сдали документы не в налоговую по прописке

    Основание — п. б) ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Документы на регистрацию ИП подают в налоговую по месту постоянной регистрации. Обычно это ИФНС своего района. Даже если есть вторая временная регистрация в другом городе. К примеру, с постоянной пропиской в Саратове нельзя открыть ИП по месту временной регистрации в Москве.

    Открыть ИП по месту временной регистрации могут только люди, у которых в России нет постоянной регистрации.

    Выход. Найти адрес своей инспекции по прописке на сайте налоговой. Туда заново подать весь пакет документов. Плюс заново заплатить госпошлину — по новым реквизитам своей инспекции.

    Уже есть открытое ИП

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Человек может открыть только одно ИП. Если он уже есть в реестре налоговой — ЕГРИП — в регистрации второго ИП откажут. Посмотреть, есть ли человек в реестре, можно по ИНН через сервис налоговой Предоставление сведений из ЕГРИП.

    А вот открыть ИП, когда есть ООО, можно.

    Вот частые случаи, когда пробуют открыть второе ИП, но так нельзя:

    — Когда-то давно открыли ИП, но не пользовались им. На ИП накопились долги по налогам и страховым взносам. Хочется открыть новое ИП и начать с нуля, но нет. Как быть с ИП, которое не пригодилось, читайте тут.

    — Открыли ИП для другого человека. Работал он, а владелец ИП только формально подписывал бумаги. За такой бизнес отвечает человек, на которого ИП оформлено. Что делать с номинальным ИП рассказали тут.

    — На вас открыли ИП мошенники. Подпись в заявлении подделали. Такое ИП закрывают через суд с налоговой. И обязательно пишут заявление в полицию.

    — Начали ликвидацию старого ИП, но не дождались финиша — исключения из реестра предпринимателей. Ещё бывает, что человек продолжает болтаться в реестре по недосмотру налоговой, хотя все формальности выполнены.

    Выход. В любой ситуации сначала закройте старое ИП, потом регистрируйте новое. Вот инструкция о том, как самостоятельно закрыть ИП.

    Налоговая закрыла старое ИП как неработающее

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Время от времени налоговая сама закрывает ИП, которые не ведут деятельность. Для этого у ИП должно быть два греха. Первый — он не сдавал налоговую декларацию или не обновлял патент последние 15 месяцев. Второй — на нём висит недоимка по налогам и страховым взносам.

    В ЕГРИП будет стоять отметка, что ИП исключили как недействующее по решению налоговой. Проверить своё старое ИП можно в сервисе налоговой Предоставление сведений из ЕГРИП.

    Три года человеку нельзя открывать новое ИП после исключения из ЕГРИП старого.

    Выход. Ждать три года. Или работать в другой форме: стать самозанятым или открыть ООО.

    Старое ИП закрыл суд за нарушения

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Если ИП оказывает небезопасные услуги, например, делает тату без медицинской лицензии, суд может принудительно закрыть его. В суд подают прокуратура или городская администрация.

    Один год нельзя открывать новое ИП, если старое закрыл суд за нарушение закона.

    Выход. Ждать год. Или работать в другой форме: стать самозанятым или открыть ООО.

    Старое ИП обанкротилось

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП, п. 2 ст. 216 Закона о банкротстве.

    Если старое ИП официально обанкротилось — с кредиторами, арбитражным судом и торгами, открывать новое нельзя в ближайшие пять лет.

    Выход. Ждать пять лет. Или вести деятельность как самозанятый. Открывать ООО бывшему банкроту тоже нельзя.

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    Человеку с судимостью за убийства, кражи, насилие и торговлю наркотиками запрещено работать с детьми. То же самое — для обвиняемых, когда наказание не назначили по сроку давности.

    Налоговая автоматически узнаёт, что предприниматель собрался работать с детьми по кодам ОКВЭД в заявлении на регистрацию. Виды деятельности с детьми прописаны в Постановлении Правительства РФ № 285.

    Выход. Заняться другой деятельностью, без работы с детьми. Открыть ИП и потом тихонько добавить детский вид деятельности не выйдет. Налоговая будет проверять судимость каждый раз.

    Предпринимательство запрещено приговором суда

    Основание — п. в) ч. 1 ст. 23, ч. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации юрлиц и ИП.

    За некоторые преступления наказывают лишением права заниматься предпринимательством. Например, за мошенничество с возвратом НДС по ст. 159 УК РФ. Срок запрета устанавливает суд.

    Выход. Ждать истечения срока из приговора по уголовному делу.

    Статья актуальна на 15.03.2021

    Читайте также: