Нужна ли доверенность на право управления маломерным судном

Обновлено: 30.06.2024

Доверенность на управление автомобилем

Содержание

Нужно ли иметь при себе доверенность на управление автомобилем в 2021 году? Какие есть риски при управлении авто по доверенности? Чем опасна передача своего автомобиля другому лицу? Обо всем об этом расскажем в материале.

Что такое доверенность, какие права дает и на какой срок оформляется

Доверенность на управление автомобилем

Доверенность – это юридический документ, который дает право одному человеку (представителю, доверенному лицу) распоряжаться автомобилем от лица другого (доверителя). Передать полномочия может как физическое, так и юридическое лицо.

Круг прав доверенного лица определяет собственник автомобиля. Официально можно разрешить:

  • пользоваться автомобилем в личных целях;
  • ремонтировать и проводить регулярный ТО;
  • покупать или продавать автомобиль;
  • получать номерные знаки ТС;
  • регистрировать или снимать с учета в ГИБДД;
  • сдавать машину в аренду или такси;
  • перегонять и проходить таможенное оформление;
  • отстаивать свои права в суде после ДТП;
  • забирать авто со штрафстоянки;
  • передоверять машину третьему лицу.

Передаваемые полномочия должны быть обязательно зафиксированы в доверенности на управление транспортным средством.

Доверенность на управление автомобилем

Сам доверитель также сохраняет за собой права и обязанности. Он может:

  • в любое время отозвать документ;
  • не согласиться с кандидатурой третьего лица, которому доверенное лицо планирует передоверить автомобиль;
  • покрывать финансовые издержки представителя (например, при прохождении техосмотра);
  • принимать документы и денежные средства в рамках документа (например, при купле-продаже автомобиля).

Документ можно оформить на любое лицо: супругу/супруга, родственника, соседа, близкого друга, коллегу, сотрудника и даже незнакомого человека. Вписать в документ можно одного или несколько человек.

Срок действия указывают соответственно полномочиям. Если нужно решить разовую задачу, например, забрать авто со штрафстоянки, доверить ТС можно на день. Если представитель будет решать регулярные задачи, например, доставлять продукцию, – доверенность оформляют на несколько лет.

Заверять доверенность необязательно. Можно подстраховаться, если разрешается выезд за границу или планируются сделки по купле-продаже авто.

Нужна ли доверенность на управление автомобилем в 2021 году

Доверенность на управление автомобилем

До 24 ноября 2012 года те, кто получил разрешение на управление авто, должен был обязательно иметь доверенность при себе. При остановке на дороге инспектора штрафовали за отсутствие документа. После поправок в ПДД в 2012 году водители получили законное право управлять чужим авто и без доверенности. Полицейские не имеют права проверять документ на дорогах и штрафовать за ее отсутствие. Доверенное лицо должно предъявить инспектору водительское удостоверение, СТС и страховой полис.

Нужна ли тогда доверенность на машину?

Не нужна. Можно вписать водителя в полис ОСАГО или оформить открытую страховку без ограничений. Однако без доверенности водитель не сможет оформить авто в ГИБДД, получить страховку, пройти технический осмотр и т.д. – он может лишь передвигаться на чужой машине.

Юридическим лицам тоже необязательно оформлять доверенность на третье лицо. Достаточно выдать неограниченную страховку водителю или внести его в ОСАГО – в список лиц, допущенных к управлению автомобилем. Но так как машина является источником повышенного риска, юрлицам лучше оформить документ. По нему водитель сможет сам контролировать техническое состояние авто и своевременно ездить на ремонт и техосмотр.

Почему нужно оформлять доверенность на машину

Доверенность на управление автомобилем

Доверенность помогает собственникам ТС избегать неприятных ситуаций, возникающих по вине представителя. Например, если доверенное лицо остановили за нарушение на дороге, штраф выпишут на его имя.

Но если машина попала на камеру, штраф придет владельцу авто. Если собственник сможет оспорить штраф, оплачивать будет тот, кто находился за рулем.

Если представитель попадет в ДТП и причинит ущерб или вред здоровью участникам аварии, отвечать перед законом будет он. Если документа не будет, владельцу будет сложно доказать непричастность, суд может длиться годами.

Также доверителю придется отвечать за юридические проблемы автомобиля, купленного представителем по доверенности. Например, если машина залоговая, а предыдущий собственник не гасит долг, банк заберет ее у текущего владельца. То есть отвечать перед законом будет не доверенное лицо, купившее проблемное авто, а доверитель. Поэтому важно проверять приобретаемое авто еще до осмотра.

продажа авто

отчет автокод

Машина числится в залоге. На момент проверки действует два договора с банком.

отчет автокод

Также имеются три запрета на регистрационные действия. Из-за них доверенное лицо не переоформит машину на доверителя. Решать проблемы с ограничениями – оспаривать, расторгать ДКП или снимать самостоятельно за счет оплаты чужих долгов – придется доверителю.

отчет автокод

Из-за них судебные приставы снова могут наложить ограничения на автомобиль.

Водитель при получении доверенности тоже несет риски. В течение 10 дней с момента передачи доверенности ему должны выдать полис ОСАГО. Если автогражданку не оформят, штрафы за ее отсутствие (800 рублей) будет выплачивать доверенное лицо. Восстанавливать автомобиль и возмещать ущерб в случае ДТП доверителю тоже придется за свои средства.

Сроки действия доверенности на машину

Доверенность на управление автомобилем

У доверенного лица, как и у доверителя, есть право в любой момент расторгнуть доверенность.

Отменить документ можно по одной из причин.

  • в случае смерти одной из сторон;
  • если доверитель нарушил условия, прописанные в доверенности;
  • если изменились данные сторон или сведения о машине;
  • если в отношении любой из сторон запустили процедуру банкротства;
  • если доверитель реализовал свое право (продал авто, поставил на учет и так далее).

Лицо, которое отменяет доверенность, должно обязательно известить вторую сторону. Доверенное лицо после расторжения обязано вернуть документ доверителю.

Доверенность на управление автомобилем

Доверенность можно написать в произвольном виде на обычном листе. Четких требований к ее оформлению нет, главное – указать перечень полномочий, чтобы потом не было проблем из-за разночтений. Рукописную доверенность можно оформить при передаче прав на регистрацию, прохождение техосмотра, получение машины со штрафстоянки.

Если доверенному лицу передается полный спектр действий с авто, лучше заполнить готовый бланк.

Можно заверить документ нотариусом, но это не обязательно – она будет действительна и так, если вы укажете все необходимые данные.

Обязательное заверение требуется только в двух случаях:

Образец заполнения доверенности

Бланк можно заполнить обычной синей ручкой или на компьютере. Во втором случае вы сможете подкорректировать список полномочий, передаваемых третьему лицу.

Рассмотрим, как заполнять доверенность от физического лица.

В начале документа указывается место и дата передачи доверенности, а также личные данные собственника: ФИО, место проживания, серия, номер и дата выдачи паспорта.

Доверенность на управление автомобилем

Затем вносятся данные передаваемого автомобиля: марка, модель, госномер, VIN, год выпуска, номер и цвет кузова, информация из ПТС и СТС.

Доверенность на управление автомобилем

После этого заполняются сведения о доверенном лице: ФИО, место проживания, серия, номер и дата выдачи паспорта, а также передаваемые полномочия.

Доверенность на управление автомобилем

В конце доверенности указывается срок ее действия, собственник ставить свою подпись.

Доверенность на управление автомобилем

Если право на управление авто передает юридическое лицо, документ заполняется немного иначе. Срок действия доверенности вместе с местом и датой оформления указывается не в конце, а в начале документа.

Доверенность на управление автомобилем

Затем вносятся данные компании и лица, ее представляющего, а также ФИО, паспортные данные и место проживания доверенного лица. Тут же указывается право передачи управления автомобилем.

Доверенность на управление автомобилем

После заполняются данные об авто:

Доверенность на управление автомобилем

И, наконец, перечисляются все права, которые получает доверенное лицо.

Доверенность на управление автомобилем

В конце документа имеется поле для заверения документа нотариусом, а также пояснение о том, что третье лицо не имеет право передоверия.

Доверенность на управление автомобилем

Документ подписывает владелец авто.

Автор: Анастасия Горохова

Передавали ли вы право управления автомобилем другому лицу? Возникали ли какие-то проблемы, пока машина находилась в чужих руках? Поделитесь своей историей в комментариях.


Бывают ситуации, когда управление своим судном нужно передать другому лицу. Этот вопрос имеет несколько нюансов. Управление маломерным судном требует не только специального разрешения, но и присутствия владельца. Согласно нормам законодательства, пользоваться маломерным судном, если на его борту отсутствует владелец, недопустимо. Как поступить в такой ситуации? Для того чтобы его использование считалось законным, нужно оформить передачу полномочий на управление, составив доверенность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу юридическую проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-94. Это быстро и бесплатно !

Требования к поверенному

В роли поверенного выступает совершеннолетний гражданин, полностью дееспособный и имеющий на руках паспорт с пропиской, если на его имя оформлена доверенность, разрешающая использование судна. Кроме этого, он обязан заведомо получить удостоверение, допускающее его к управлению судном.

При этом доверенность должна быть правоспособной, то есть, к ней предъявляются соответствующие требования, без которых поверенный утрачивает свой статус. В их числе:

    ;
  • соответствующий срок действия;
  • надлежащая форма удостоверения.

СПРАВКА: При использовании судна поверенный обязан иметь на руках доверенность и свой гражданский паспорт, данные которого внесены в доверительный документ.

Подробнее о требованиях к поверенному, а также о его правах и обязанностях мы рассказывали тут.

Какие права даёт документ?

Согласно законодательству, опирающемуся на нормы статьи 11.8.1 КоАП РФ, лицо, не имеющее права управлять маломерным судном, не может использовать его в качестве плавсредства без собственника на борту. Кроме собственника судна, допускаться к управлению может только поверенный.

Статья 11.8.1 КоАП РФ. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном

  1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета маломерного судна или его копии, заверенной в установленном порядке, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствие владельца, —
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.
  2. Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном, —
    влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Получение доверенности даёт права использовать судно по собственному усмотрению, согласно его целевому назначению. То есть поверенный может управлять им самостоятельно, без привлечения к этому процессу его собственника.

Кто составляет?

Доверенность пишет владелец судна, который выступает в документе доверителем. Но для этого ему потребуется не только внести в документ сведения о себе, в том числе – паспортные данные, но и сведения о поверенном, так же – с паспортными данными. Для этого доверителю нужно получить от поверенного оригинал или ксерокопию паспорта.

Составить документ он может самостоятельно, а так же – обратиться к юристу или к нотариусу. Но обязательно текст пишется от имени собственника лодки, соответственно нормам статьи 185 ГК РФ.

Печатный или рукописный вариант – что выбрать?

Так как законодательством не установлен запрет на использование собственноручно написанных доверенностей, они могут считаться актуальными. Особенно распространены рукописные документы в тех регионах, где инспекторы ГИМС не предъявляют претензий к обязательному нотариальному удостоверению. Простая форма может быть написана от руки, или распечатана на бумажном носителе.

Обязательно печать текст нужно тогда, когда согласно региональному регламенту, установлен порядок составления документов в печатном виде, или – на типовом бланке, разработанным территориальным Управлением ГИМС. Так же печатный формат текста требуется при предъявлении его для заверения у нотариуса.

Общие правила оформления

Согласно установившейся практике, такая документация не имеет единого алгоритма. Дело в том, что многие регионы создают прецедент уравнивания юридического статуса маломерного судна с транспортным средством, допуская нормы аналогичной передачи полномочий на управление.

В других регионах плавсредство приравнивают к недвижимому имуществу, опираясь на положения о морских судах. По большому счёту, оба подхода не совсем корректны, но при составлении документа требуется учитывать положение в регионе и требования, предъявляемые Инспекцией.

Если владелец лодки намерен составить документ самостоятельно, ему нужно внести обязательные реквизиты и соблюдать последовательность внесения информации, согласно установленным правилам. Основные сведения и их последовательность, следующие:

  1. наименование документа;
  2. время и место его составления;
  3. сведения о доверителе;
  4. формулировка о передаче полномочий;
  5. сведения о поверенном;
  6. характеристики маломерного судна;
  7. какие полномочия передаются.

В заключение ставится срок и разрешение на последующее передоверие третьему лицу.

Как грамотно написать?

  • серия и номер;
  • место и дата выдачи;
  • место прописки.
  • тип судна;
  • Государственный регистрационный номер;
  • заводской номер;
  • год введения в эксплуатацию;
  • характеристики корпуса, двигателя.

ВНИМАНИЕ: При передаче генеральной доверенности нужно проследить, чтобы новый правообладатель не смог провести имущественную сделку.

Больше информации о требованиях к оформлению доверенности и правилах ее составления вы найдете в этой статье.

Нужно ли заверять нотариально?

Этот вопрос трактуется по разному, так как в различных региональных отделениях нет на этот счёт единого мнения. Владельцы судов склонны к использованию простых не удостоверенных доверенностей. Или – пользуются их удостоверением в территориальном органе ГИМС.

Обязательное удостоверение требуется только в тех случаях, когда имущество подлежит перерегистрации на другого собственника. А так же – при оформлении передоверия на другое лицо, если данное право предусматривалось в доверенности, полученной от собственника. Поэтому доверенность, заверенная капитаном судна, не всегда обязательна.

На какой срок выдаётся?

Срок оформления доверенности регулируется статьёй 186 ГК РФ, он составляет от трёх месяцев до трёх лет. Простые письменные доверенности, в которых срок не указан, могут использоваться в течение года со дня выдачи.

Статья 186 ГК РФ. Срок доверенности

    Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Заключение

Доверенность на управление маломерным судном составляется в свободной форме, если иное не предусмотрено локальным законодательством. Она не требует нотариального удостоверения, если не предусматривает участия в имущественной сделке. Документ может выдаваться сроком до трёх лет.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу юридическую проблему - позвоните прямо сейчас:

Для хождения в море, как и для вождения автомобиля, нужны права, правда получить их чуть сложнее, чем автомобильные. О том, через что нужно пройти, чтобы получить права судоводителя, какие инстанции нужно посетить и какие документы собрать - в материале Корабел.ру.


маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

Государственный надзор за маломерными судами, местами их стоянок и использованием маломерных судов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), подведомственная Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Подразделения ГИМС располагаются в восьми федеральных округах России - Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном; в каждом из округов центры ГИМС распределены по областям, республикам, краям, автономным округам и городам Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю.

Для граждан, желающих владеть и пользоваться маломерными судами, среди перечня функций ГИМС наиболее интересны следующие пункты:

Нужно уточнить, что права ГИМС могут быть использованы только для "любителей" водного транспорта, "профессионалы" (те, кто работает в этой сфере) аттестуются в другой организации – в Минтрансе.

Итак, в общем случае перед экзаменом необходимо пройти теоретическую и практическую подготовку. Такую подготовку (для "любителей") обычно проводят различные профильные школы, которых много. В зависимости от вида судна (моторное, парусное судно, гидроцикл, судно особой конструкции) и предполагаемого района плавания (внутренние воды РФ, внутренние водные пути РФ, внутренние морские воды и территориальное море РФ, морские прибрежные воды до 20 миль от берега) курс обучения продолжается несколько недель или месяцев. Однако в нашем случае у соискателя подготовка и опыт уже имелись, даже шкиперская лицензия ISSA (International Sail School Association), права яхтенного капитана (иностранного государства) и документальное подтверждение пройденных под парусом 20 тысяч миль.



Для начала делаю телефонный звонок на Пеньковую – можно ли сдать экзамен экстерном, если подготовка есть? Пожалуйста, говорят. Отлично, можно начинать.


Медицинскую справку для ГИМС можно получить в обычной медкомиссии для водителей – с пометкой "для управления маломерным судном". Справка обошлась в 2 тысячи рублей.


Во-первых, почему Госуслуги думали над таким ответом четверо суток? Во-вторых, как быть тем, кто по обыкновению в понедельник и среду с 10 до 12 на работе? Почему всё же нельзя подобное заявление подать через Госуслуги?

Но пошлину через Госуслуги приняли.

Для ускорения прохождения формальностей решаю заполнить заявление дома. Где взять информацию? Конечно же на сайте ГИМС! Заходим на сайт Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, раздел "Деятельность", подраздел "Государственные услуги", "Аттестация судоводителей, регистрация судов, классификация и освидетельствование". Внизу страницы ссылки, в разделе "Аттестация судоводителей" есть бланки заявлений.

В разделе "Аттестация судоводителей" на основном сайте МЧС России находим вопросы для аттестации, форму бланка заявления, нормативно-правовую базу ГИМС, информацию о списке документов и даже перечень уполномоченных на проведение аттестации подразделений ГИМС. Всё что нужно.

Скачиваем форму бланка заявления "Личная карточка судоводителя…", заполняем.

Теперь нужно решить вопрос с подачей заявления – в рабочее время это сделать сложновато. Придётся задействовать членов семьи. Написал доверенность от физического лица на совершение соответствующих действий, по закону нотариально заверять такую доверенность не требуется.

Супруга едет в обозначенное время подавать заявление от моего имени.

И в приёме заявления отказывают. Как это так, говорит служащая, по доверенности? Мы так не принимаем! Нужна нотариально заверенная доверенность, а на этой нет печати.

Как это не принимаете?! Это же не суд, не регистрация и не сделка с недвижимостью… Где начальство? Начальства нету, будет позже. По телефону позвонить начальству и выяснить этот вопрос никак невозможно.


Удостоверение на право управления судоводитель получает после прохождения соответствующего обучения и прохождения аттестации в органах ГИМС, которая включает теоретический и практический экзамены. Теория сдается на компьютере, практика — на водоеме, причем на том типе судна, которым хочет управлять судоводитель. В случае успешного прохождения аттестации судоводитель получает удостоверение на право управления, в котором указываются те типы судов, которыми он может управлять.

На самом деле теория сдаётся не на компьютере, а на бумаге.



Но, позвольте, у меня есть государственная! Вот, пожалуйста – диплом яхтенного капитана (одного из государств бывшего СССР), с правом управления парусным судном до 30 метров длинны, площадь парусности не ограничена, мощность двигателя до 150 л.с. . После ознакомления инспектор спросил: "Почему вы сразу не предоставили этот документ?"

Как это не предоставил?! Копию этого документа я приложил к заявлению 21 мая на Госуслугах…



Экзамен на моторке - отход от причала, манёвры на воде, выполнение команд инструктора, швартовка. Тест сдан.

Раз нужен перевод, делаем перевод. В тот же день, 30 июня, делаю перевод, на всякий случай нотариально заверенный. Правда оказалось, что перевод этот можно использовать только после завершения процедуры аттестации – нужно подать новое заявление на снятие ограничений по площади парусности яхты. На начальном этапе выдаются права с разрешённой площадью парусов до 22 кв. м.

Когда возвращается "своя" парусная яхта, отпрашиваюсь на работе и в среду, без четверти десять, швартуемся у причала на Южной дороге. Однако оказывается, что инспектор, который может принять экзамен по парусу, в отпуске, и заменить его совершенно некем. Никаких предупреждений и объявлений по этому поводу нигде не было, и получается, что время опять потрачено зря. Приходите через две недели.

Через две недели на всякий случай звоню на Пеньковую – записаться не надо ли? Да нет, просто приходите к 10 утра и всё… Опять договариваюсь по поводу яхты, отпрашиваюсь с работы, и в среду, 28 июля, отправляюсь на испытание.




5 августа, очередной раз отпросившись с работы, приезжаю пораньше к зданию из красного кирпича на Пеньковой. Приём с 10 утра, а в 9-15 передо мной уже четверо. В очереди можно и поговорить. Рассказы довольно грустные - кто-то приходил заменить права ещё в апреле, и не оказалось бланков. Процедура замены прав занимает 21 день (пешком в Москву носят?), а до мая (вне сезона навигации) документы вообще не принимают. Кто-то переписывал заявление три раза, а у капитана дальнего плавания не подошла справка из медицинской комиссии.

У окошка выдачи сообщают: "Ваши права не готовы! Приезжайте в понедельник."


В итоге для получения прав потребовалось почти три месяца - с 21 мая по 12 августа, без учёта возможного обучения.

Можно сказать - хотелось бы видеть организацию этого процесса несколько иначе.

Очевидно, что служащие региональных центров ГИМС не определяют "политику" учреждения, и явно необходимые изменения должны быть инициированы сверху, министерством. Вообще работа инспекторов на местах довольно сложная - люди порой на аттестацию приходят совершенно неподготовленные, нервничают, задают бестолковые вопросы. При этом общение инспекторов достаточно вежливое и корректное.

Но множество вопросов были бы сняты, будь на интернет-ресурсах МЧС более организованная и подробная информация. Загрузку сотрудников и очереди можно значительно уменьшить, как сделано, например, при выдаче автомобильных прав - организовать действующую, а не фиктивную подачу заявлений через Госуслуги, сократить ненужные на сегодняшний день бюрократические формальности. Организовать возможность сдачи экзаменов и получение документов в более удобное для людей время, возможность получения документов по почте или курьером, СМС-уведомления о готовности. Сделать единую компрьютерную программу аттестации, с учётом региональных особенностей, разместить тренажёр этой программы на сайтах ГИМС. Ведь есть на сайтах частных школ подобные тренажёры.

Для хождения в море, как и для вождения автомобиля, нужны права, правда получить их чуть сложнее, чем автомобильные. О том, через что нужно пройти, чтобы получить права судоводителя, какие инстанции нужно посетить и какие документы собрать - в материале Корабел.ру.


маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать;

Государственный надзор за маломерными судами, местами их стоянок и использованием маломерных судов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), подведомственная Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Подразделения ГИМС располагаются в восьми федеральных округах России - Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Южном, Северо-Кавказском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном; в каждом из округов центры ГИМС распределены по областям, республикам, краям, автономным округам и городам Москве, Санкт-Петербургу, Севастополю.

Для граждан, желающих владеть и пользоваться маломерными судами, среди перечня функций ГИМС наиболее интересны следующие пункты:

Нужно уточнить, что права ГИМС могут быть использованы только для "любителей" водного транспорта, "профессионалы" (те, кто работает в этой сфере) аттестуются в другой организации – в Минтрансе.

Итак, в общем случае перед экзаменом необходимо пройти теоретическую и практическую подготовку. Такую подготовку (для "любителей") обычно проводят различные профильные школы, которых много. В зависимости от вида судна (моторное, парусное судно, гидроцикл, судно особой конструкции) и предполагаемого района плавания (внутренние воды РФ, внутренние водные пути РФ, внутренние морские воды и территориальное море РФ, морские прибрежные воды до 20 миль от берега) курс обучения продолжается несколько недель или месяцев. Однако в нашем случае у соискателя подготовка и опыт уже имелись, даже шкиперская лицензия ISSA (International Sail School Association), права яхтенного капитана (иностранного государства) и документальное подтверждение пройденных под парусом 20 тысяч миль.



Для начала делаю телефонный звонок на Пеньковую – можно ли сдать экзамен экстерном, если подготовка есть? Пожалуйста, говорят. Отлично, можно начинать.


Медицинскую справку для ГИМС можно получить в обычной медкомиссии для водителей – с пометкой "для управления маломерным судном". Справка обошлась в 2 тысячи рублей.


Во-первых, почему Госуслуги думали над таким ответом четверо суток? Во-вторых, как быть тем, кто по обыкновению в понедельник и среду с 10 до 12 на работе? Почему всё же нельзя подобное заявление подать через Госуслуги?

Но пошлину через Госуслуги приняли.

Для ускорения прохождения формальностей решаю заполнить заявление дома. Где взять информацию? Конечно же на сайте ГИМС! Заходим на сайт Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, раздел "Деятельность", подраздел "Государственные услуги", "Аттестация судоводителей, регистрация судов, классификация и освидетельствование". Внизу страницы ссылки, в разделе "Аттестация судоводителей" есть бланки заявлений.

В разделе "Аттестация судоводителей" на основном сайте МЧС России находим вопросы для аттестации, форму бланка заявления, нормативно-правовую базу ГИМС, информацию о списке документов и даже перечень уполномоченных на проведение аттестации подразделений ГИМС. Всё что нужно.

Скачиваем форму бланка заявления "Личная карточка судоводителя…", заполняем.

Теперь нужно решить вопрос с подачей заявления – в рабочее время это сделать сложновато. Придётся задействовать членов семьи. Написал доверенность от физического лица на совершение соответствующих действий, по закону нотариально заверять такую доверенность не требуется.

Супруга едет в обозначенное время подавать заявление от моего имени.

И в приёме заявления отказывают. Как это так, говорит служащая, по доверенности? Мы так не принимаем! Нужна нотариально заверенная доверенность, а на этой нет печати.

Как это не принимаете?! Это же не суд, не регистрация и не сделка с недвижимостью… Где начальство? Начальства нету, будет позже. По телефону позвонить начальству и выяснить этот вопрос никак невозможно.


Удостоверение на право управления судоводитель получает после прохождения соответствующего обучения и прохождения аттестации в органах ГИМС, которая включает теоретический и практический экзамены. Теория сдается на компьютере, практика — на водоеме, причем на том типе судна, которым хочет управлять судоводитель. В случае успешного прохождения аттестации судоводитель получает удостоверение на право управления, в котором указываются те типы судов, которыми он может управлять.

На самом деле теория сдаётся не на компьютере, а на бумаге.



Но, позвольте, у меня есть государственная! Вот, пожалуйста – диплом яхтенного капитана (одного из государств бывшего СССР), с правом управления парусным судном до 30 метров длинны, площадь парусности не ограничена, мощность двигателя до 150 л.с. . После ознакомления инспектор спросил: "Почему вы сразу не предоставили этот документ?"

Как это не предоставил?! Копию этого документа я приложил к заявлению 21 мая на Госуслугах…



Экзамен на моторке - отход от причала, манёвры на воде, выполнение команд инструктора, швартовка. Тест сдан.

Раз нужен перевод, делаем перевод. В тот же день, 30 июня, делаю перевод, на всякий случай нотариально заверенный. Правда оказалось, что перевод этот можно использовать только после завершения процедуры аттестации – нужно подать новое заявление на снятие ограничений по площади парусности яхты. На начальном этапе выдаются права с разрешённой площадью парусов до 22 кв. м.

Когда возвращается "своя" парусная яхта, отпрашиваюсь на работе и в среду, без четверти десять, швартуемся у причала на Южной дороге. Однако оказывается, что инспектор, который может принять экзамен по парусу, в отпуске, и заменить его совершенно некем. Никаких предупреждений и объявлений по этому поводу нигде не было, и получается, что время опять потрачено зря. Приходите через две недели.

Через две недели на всякий случай звоню на Пеньковую – записаться не надо ли? Да нет, просто приходите к 10 утра и всё… Опять договариваюсь по поводу яхты, отпрашиваюсь с работы, и в среду, 28 июля, отправляюсь на испытание.




5 августа, очередной раз отпросившись с работы, приезжаю пораньше к зданию из красного кирпича на Пеньковой. Приём с 10 утра, а в 9-15 передо мной уже четверо. В очереди можно и поговорить. Рассказы довольно грустные - кто-то приходил заменить права ещё в апреле, и не оказалось бланков. Процедура замены прав занимает 21 день (пешком в Москву носят?), а до мая (вне сезона навигации) документы вообще не принимают. Кто-то переписывал заявление три раза, а у капитана дальнего плавания не подошла справка из медицинской комиссии.

У окошка выдачи сообщают: "Ваши права не готовы! Приезжайте в понедельник."


В итоге для получения прав потребовалось почти три месяца - с 21 мая по 12 августа, без учёта возможного обучения.

Можно сказать - хотелось бы видеть организацию этого процесса несколько иначе.

Очевидно, что служащие региональных центров ГИМС не определяют "политику" учреждения, и явно необходимые изменения должны быть инициированы сверху, министерством. Вообще работа инспекторов на местах довольно сложная - люди порой на аттестацию приходят совершенно неподготовленные, нервничают, задают бестолковые вопросы. При этом общение инспекторов достаточно вежливое и корректное.

Но множество вопросов были бы сняты, будь на интернет-ресурсах МЧС более организованная и подробная информация. Загрузку сотрудников и очереди можно значительно уменьшить, как сделано, например, при выдаче автомобильных прав - организовать действующую, а не фиктивную подачу заявлений через Госуслуги, сократить ненужные на сегодняшний день бюрократические формальности. Организовать возможность сдачи экзаменов и получение документов в более удобное для людей время, возможность получения документов по почте или курьером, СМС-уведомления о готовности. Сделать единую компрьютерную программу аттестации, с учётом региональных особенностей, разместить тренажёр этой программы на сайтах ГИМС. Ведь есть на сайтах частных школ подобные тренажёры.

Рост новых пользователей водомоторной техники имеет устойчивый растущий тренд. Катер самый массовый, комфортный и разнообразный вид водомоторной техники. По функциональному назначению могут быть прогулочные, спортивные, рыболовные, пассажирские и т.д.

Права

Согласно действующих нормативных актов, катер – это инженерное сооружение со стационарным расположением движителя, способное перемещаться на воде и нести на себе грузы, перевозить людей.

Права ГИМС

ГИМС (государственная инспекция по маломерным судам) является самостоятельным органом власти, который входит в структуру МЧС РФ.

ГИМС осуществляет контроль и надзор правоотношений, связанных с маломерными судами, в том числе:

Судно менее 20 метров в длину, неспособное поднять на борт больше 12 человек считается маломерным. При этом имеется ограничение по мощности стационарно установленного двигателя. Она ограничена 75 л.с. Ограничений по максимальной мощности для подвесных двигателей не установлено.

Права ГИМС – это документ, подтверждающий право гражданину управлять маломерным судном. Представляет собой удостоверение, похожее на автомобильные права. Удостоверение подтверждает, что судоводитель обладает необходимым уровнем теоретических знаний, умеет на практике безопасно и в соответствии с правилами судовождения управлять маломерным судном.

Права на управление вправе иметь граждане старше 18 лет, которые по состоянию здоровья могут управлять судном.

Виды прав

В ГИМС проводят аттестацию на получение прав управления по следующим категориям в зависимости от типа маломерного судна:

  • гидроцикл;
  • маломерное (моторное судно, парусно-моторное судно, парусное судно, судно особой конструкции).

Кроме категории судна в правах указывается район разрешенного плавания. Это район плавания, куда судоводитель имеет право выходить.

К районам плавания, в которые разрешено выходить маломерным судам относятся:

  • Внутренние воды. Это озера, не судоходные реки.
  • Внутренние водные пути. Это судоходные реки, где на судоходство действуют правила ВВП.
  • Внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации.
  • Морские прибрежные воды с удалением от берега до 20 миль.

В каких случаях требуются права на катер

Права на управление маломерным судном необходимы для управления судном, подлежащим регистрации в реестре маломерных судов.

Не подлежат регистрации маломерные суда, масса которых не превышает 200 кг, и мощность установленного двигателя не превышает 10 л.с. То есть права на управление катером (маломерным моторным судном) требуется, если мощность двигателя находится в пределах от 10 до 75 л.с., а полная масса укомплектованного катера с мотором превышает 200 кг.

Масса катера определяется не по паспортным данным, а взвешиванием вместе с мотором и полной комплектацией необходимых средств.

В случае если мощность двигателя катера превышает 75 л.с., то он выходит за категорию маломерного судна, и поднадзорен речному или морскому регистру.

Обучение

Обучение на право управления катером, можно пройти в учебном заведении, имеющим специальную лицензию. Такие учреждения имеются во всех административных центрах, где имеются органы ГИМС.

Стоимость обучения находится в пределах 7000-8000 рублей. В курс обучения входят теоретическая и практическая части. Практические занятия возможны только в период навигации. По итогам обучения в учебном заведении сдается внутренний экзамен, выдается документ о прохождении курса обучения.

Необходимые документы для сдачи экзамена в ГИМС

Для сдачи экзамена в ГИМС гражданин, желающий получить права предоставляет с заявлением:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт и др.);
  • документ, подтверждающий годность гражданина к управлению маломерным судном (медицинская справка);
  • документы об имеющейся квалификации или подготовке (документ об обучении, имеющиеся права и др.);
  • две цветные матовые фотографии размером 30×40 мм, без уголка;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины.

Срок прав ГИМС

Срок действия прав на управления маломерным судном составляет 10 лет. Права, которые были выдана до 1 января 2015 года продолжают действовать до срока их окончания (10 лет со дня выдачи).

Схема оформления в ГИМС прав на катер

После приобретения катера, судовладельцу необходимо:

Права на катер

  • провести первичный осмотр катера (судна), где проводиться сверка номеров катера, двигателя с паспортами на катер и на двигатель;
  • подать документы, необходимые для регистрации катера, в ГИМС;
  • получить судовой билет;
  • укомплектовать катер необходимыми средствами обеспечения, которые записаны в судовом билете;
  • пройти технический осмотр катера.

Судовладелец для регистрации катера предоставляет следующие документы в ГИМС:

  • карточку-заявление установленного образца (как правило, заполняется в электронном виде работниками ГИМС после подачи всех документов);
  • документ, удостоверяющий личность (+копия);
  • ИНН (копия);
  • подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретение катера (судна) и двигателей (подвесных моторов);
  • копии и подлинники технических паспортов на катер (судно), двигатели или подвесные моторы;
  • документы, подтверждающие уплату пошлины за регистрацию катера (судна) и выдачи судового билета.

После прохождения необходимых процедур для получения прав на управление катером, и регистрации катера в ГИМС можно вдоволь наслаждаться отдыхом на водных просторах.

Читайте также: