Нужен ли паспорт отходов при утилизации оргтехники

Обновлено: 30.06.2024

В настоящее время осуществление деятельности учреждений нельзя представить без оргтехники. При эксплуатации она приходит в негодность вследствие физического износа. Кроме того, прекращение использования оргтехники наступает также вследствие морального износа, то есть в результате нецелесообразности дальнейшего ее использования, невозможности и неэффективности ее восстановления. В указанном случае учреждения должны утилизировать оргтехнику. Как это сделать и как отразить данную операцию в бухгалтерском учете, рассмотрим в статье.

Прежде чем подвергнуть оргтехнику утилизации, учреждение должно произвести ряд мероприятий.

Примечание. Утилизация представляет собой виды работ по обеспечению ресурсосбережения, при которых осуществляются переработка и (или) вторичное использование отслуживших установленный срок и (или) отбракованных изделий, материалов, упаковки и т.д., а также отходов.

Действия до утилизации

До проведения работ по утилизации оргтехники учреждение должно произвести комплекс действий.

Вначале назначенная приказом руководителя постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов должна подготовить и принять решение о списании оргтехники. В этих целях ей нужно:

  • произвести осмотр оргтехники, подлежащей списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;
  • принять решение по вопросу о целесообразности дальнейшего ее использования, возможности и эффективности ее восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от нее;
  • установить причины списания, в числе которых физический и (или) моральный износ, нарушение условий содержания и (или) эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование для управленческих нужд и другие причины, которые привели к необходимости списания оргтехники;
  • подготовить акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).

После этого учреждение должно получить согласование от учредителя.

На заметку. Без согласования с учредителем списывается только относимая к иному движимому имуществу, а также приобретенная за счет собственных средств оргтехника.

Для согласования, как следует из Порядка N 96/30н , установленного для федеральных государственных учреждений, руководитель учреждения направляет учредителю:

  • перечень оргтехники, решение о списании которой подлежит согласованию;
  • копию решения о создании постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов (с приложением положения о данной комиссии и ее состава, утвержденных приказом руководителя учреждения) в случае, если такая комиссия создается впервые, либо в случае, если в ее положение либо в состав внесены изменения;
  • копию протокола заседания постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов по принятию решения о списании оргтехники;
  • акты о списании оргтехники и документы согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, в соответствии с пп. "г" п. 6 Положения об особенностях списания федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834. Например, для учреждений культуры такой Перечень утвержден Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 N 956, для учреждений здравоохранения - Приказом Минздрава России от 17.12.2012 N 1059н.

В перечне оргтехники следует указывать:

  • номер по порядку;
  • наименование;
  • инвентарный номер;
  • год ввода в эксплуатацию (год выпуска);
  • балансовую стоимость на момент принятия решения о списании;
  • остаточную стоимость на момент принятия решения о списании;
  • срок полезного использования и срок фактического использования на момент принятия решения о списании.

После получения согласования (при необходимости) учреждение должно организовать утилизацию оргтехники. Сделать это оно может либо собственными силами, либо с привлечением специализированной организации.

Обратите внимание, что списание оргтехники следует отражать в бухгалтерском учете только по завершении мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т.п.), предусмотренных при принятии решения о ее списании вследствие морального или физического износа, нецелесообразности ее дальнейшего использования, непригодности, невозможности или неэффективности восстановления (п. 51 Инструкции N 157н ).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

До завершения демонтажа (утилизации, уничтожения) оргтехника, в отношении которой принято решение о списании (прекращении эксплуатации) - в частности, в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) ее дальнейшего использования, - учитывается на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение" (п. 335 Инструкции N 157н).

Таким образом, опираясь на указанные нормы, основные средства, подлежащие утилизации (при принятии в учреждении такого решения), необходимо списывать с балансового счета 101 00 000 с одновременным отражением данных объектов на забалансовом счете 02. В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Отражено списание объекта основных средств, подлежащего демонтажу (утилизации)

Одновременно отражено принятие объекта основных средств на забалансовый счет до момента его демонтажа, утилизации

Забалансовый счет 02

Утилизация оргтехники собственными силами

Как было указано выше, утилизация оргтехники может производиться силами соответствующих специалистов при их наличии в учреждении.

В результате проведения работ по разборке из оргтехники извлекаются:

  • пригодные для дальнейшего использования детали и узлы, в качестве запасных частей;
  • детали и узлы, содержащие драгоценные металлы.

Оставшиеся после разборки металлические части оргтехники принимаются к бухгалтерскому учету в качестве металлолома.

По завершении данных работ производится списание оргтехники с регистров бухгалтерского учета. Обозначенная операция отражается следующей записью:

Списание оргтехники с забалансового учета

Полученные материальные ценности принимаются к бухгалтерскому учету по текущей оценочной стоимости. Эта операция сопровождается в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов (п. 106 Инструкции N 157н):

Принятие к бухгалтерскому учету материальных ценностей после проведения демонтажных работ

Учет деталей и узлов материально ответственные лица должны вести в книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) или карточке учета материальных ценностей (ф. 0504043). Учет в них ведется по наименованиям, количеству с использованием отдельных страниц по каждому наименованию объекта учета.

В отношении учета узлов и деталей с содержанием драгоценных металлов в названных документах указываются отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный вид оргтехники (п. 6.19 Инструкции N 68н ).

Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утв. Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.

Причем для каждого вида драгоценных металлов, содержащихся в деталях (узлах), должна быть заведена отдельная карточка или страница в книгах, например страница для учета деталей (узлов), содержащих золото, отдельная страница для деталей (узлов), в состав которых входит серебро (п. 6.8 Инструкции N 68н).

Напомним, что следует понимать под текущей оценочной стоимостью. Текущей оценочной стоимостью является сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи материальных ценностей на дату принятия к учету (п. 25 Инструкции N 157н).

Текущая оценочная стоимость в целях принятия материальных ценностей, полученных от утилизации оргтехники, к бухгалтерскому учету определяется на основе цены, действующей на дату принятия их к учету (оприходования) на данный или аналогичный вид имущества. Сведения о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.

При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия таких материальных ценностей к бухгалтерскому учету комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.

Оценочная стоимость драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей определяется Государственным учреждением по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней при Минфине (Гохраном) в порядке, установленном Минфином (п. 23 Инструкции N 157н).

Аффинаж узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы

Такие узлы и детали утилизируются специализированной организацией: узлы и детали с содержанием драгоценных металлов учреждения должны передаваться специализированной организации на аффинаж, представляющий собой процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам на аффинированные драгоценные металлы (п. 1.2 Инструкции N 68н).

Передача узлов и деталей на аффинаж должна быть оформлена актом, в котором отражаются наименование драгоценных металлов, их масса как в лигатуре, так и в чистом виде. По окончании аффинажа на основании представленного специализированной организацией паспорта начисляется доход от данной операции и списываются с учета переданные на аффинаж драгоценные металлы.

Согласно п. 6.20 Инструкции N 68н бухгалтерия учреждения должна сопоставлять количество драгоценных металлов в этом сырье с паспортными данными аффинажных организаций и при наличии расхождений выяснять их причины. По результатам сопоставления в учетные и отчетные документы вносятся необходимые коррективы. Первоначальные сведения о количестве драгоценных металлов, содержащихся в ломе и отходах, исправляются. Исправления производятся путем зачеркивания первоначальных записей и проставления над зачеркнутыми записями новых записей. Новые записи о поставленных на учет и отправленных драгоценных металлах осуществляются на основании паспортных данных перерабатывающих предприятий.

Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.06.1992 N 431 "О порядке сбора, приемки и переработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней" следует, что расчеты учреждения с перерабатывающей организацией производятся на основе договора о поставке по результатам опробования и анализа (входного контроля) исходя из отпускных цен на соответствующие аффинированные драгоценные металлы и природные драгоценные камни за вычетом стоимости переработки их лома и отходов.

Операции по передаче узлов и деталей, содержащих драгоценные металлы, на аффинаж отражаются в бухгалтерском учете следующей корреспонденцией счетов:

На какие отходы составляется паспорт опасного отхода?

Как только компьютерная техника проходит процедуру списания по бухгалтерскому учету, она тут же становится опасным отходом. И если раньше ее можно было просто передать по акту на утилизацию в специализированную компанию. То уже с 2016 года и по настоящее время с учетом последних поправок в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ для того, чтобы передать технику на утилизацию в специализированную компанию, образователь отходов, т. е. Заказчик, в обязательном порядке должен разработать и согласовать с Департаментом Росприроднадзора паспорта опасного отхода на каждый вид техники в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242. (ФККО)

Согласно 89-ФЗ Об отходах производства и потребления (с изменениями на 25 декабря 2018 года) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности (ст. 14 89-ФЗ).

Статья 14. Требования к обращению с отходами I - V классов опасности

Паспорта отходов на списанные основные средства, подлежащие утилизации, подготавливаются на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду, в зависимости от которых списанное оборудование и техника может относится к I-IV классу опасности. Для отходов V класса опасности паспорт не требуется, а оформляется протокол биотестирования отхода.

Для чего нужен паспорт опасного отхода?

Только после оформления паспорта отхода на списанную технику Заказчик получает возможность передать ее для дальнейшей утилизации в установленном законом порядке. С учетом ужесточения действующего экологического законодательства РФ и в связи многочисленными проверками в этой области последнее время, специализированные организации по утилизации и перевозчики, деятельность которых по транспортировке и обращению с отходами подлежит обязательному лицензированию, без паспортов на отходы списанную технику у заказчика просто не примут. Варианты попыток какого-либо обхода установленных норм действующего законодательства всегда чреваты, особенно в период экономического кризиса и дефицита налоговых поступлений в бюджет. Как нас давно приучила социальная реклама, заплати налоги и спи спокойно.

Отсутствие паспортов опасных отходов при экологической проверке на списанную технику неизбежно приведет к штрафам со стороны проверяющих органов. Более того технику после списания по действующему законодательству, Заказчик может хранить не более 11 месяцев. Больший срок хранения для организаций, которые не имеют лицензии на сбор и транспортировку отходов 1-4 класса опасности, не предусмотрен.

Ответственность за отсутствие паспортов отходов (для отходов - IV классов опасности), протоколов биотестирования (для отходов V класса опасности) предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ

КоАП РФ Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 1 000 до 2 000 рублей;
  • на должностных лиц - от 10 000 до 30 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц - от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Паспорт опасного отхода составляется один раз

Но что же, все-таки появляется хорошее в сфере подготовки паспортов на опасные отходы кроме общего ужесточения контроля и штрафов:

  1. В соответствии с действующим законодательством паспорт на отход бессрочен. Т. е. юридическому лицу на один вид опасного отхода, образованный по одному адресу, в соответствии с ФККО достаточно разработать паспорт опасного отхода только один раз. Т. е. если вам надо в этом году утилизировать списанное оборудование, вы сейчас делаете паспорт отхода, а при утилизации подобного оборудования в последующие годы Вы можете сдавать технику по одному и тому же паспорту отхода.
  2. Паспорт делается на определенный вид оборудования в соответствии с классификатором отходов. И в один вид оборудования может попадать достаточно широкая номенклатура техники, что позволяет сократить количество необходимых для утилизации паспортов отхода. О чем идет речь? К примеру: Одному юридическому лицу необходимо утилизировать пять струйных принтеров, десять лазерных мфу и пятнадцать планшетных сканеров. Получается, что на эти 30 единиц оборудования достаточно сделать 1 паспорт опасного отхода имеющий код по федеральному классификационному каталогу отходов 4 81 202 01 52 4 (принтеры, сканеры, многофункциональные устройства (МФУ), утратившие потребительские свойства).
  3. В настоящее время паспорта на опасные отходы организация должна сдавать в Роспотребнадзор в уведомительном порядке. Т. е. Заказчик должен просто собрать полный пакет необходимых документов (см Комплект документов для паспортизации), грамотно его оформить (снабдить сопроводительными письмами, реестрами, доверенностями, прошить, заверить печатями и подписями) сдать в установленное время данный пакет документов в Росприродназор и получить на пакете отметку. И в принципе всю эту процедуру Заказчик может пройти самостоятельно, но как это всегда бывает при сдаче любой отчетности в государственные органы, сдать пакет оформленных документов с первого раза мало кому удается. В итоге большинство приходит к выводу, что стоимость услуги по оформлению паспорта опасного отхода в 5000 руб., когда компания за тебя все сделает под ключ, весьма разумны.

Комплект документов для паспортизации отходов I - IV классов опасности

В Департамент Росприроднадзора по СЗФО подается комплект документов для паспортизации отходов (для отходов I - IV классов опасности). Комплект предоставляется в уведомительном порядке, на заявлении ставится входящий номер о принятии с датой, что является подтверждение предоставления паспортов в уполномоченный орган. Сам паспорт опасного отхода и заявление с входящим номером предоставляются перевозчику отходов при заключении договора на обращение с отходами.

Комплект документов для паспортизации включает в себя:

  1. заявление о подтверждении отнесения вида отходов к конкретному классу опасности (Порядок отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности утверждён Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.);
  2. паспорт опасного отхода (включает сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов;
  3. документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов – протокол КХА, выполненный в результате исследования проб отходов силами аккредитованной испытательной лаборатории;
  4. копию акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром);
  5. копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации.

Вкратце о паспортах отходов

Таким образом, если коротко:

Паспорт – первичный документ на отходы (1-4 классов опасности). Необходим на образующиеся у юр. лица отходы. Обычно необходимость разработки паспорта связана с требованиями при вывозе отходов и передачей их на дальнейшее размещение, утилизацию, обработку либо обезвреживание. При заключении договора на вывоз отходов перевозчик (обязательно лицензированная организация) запрашивает у образователя отходов паспорта с заявлением о сдаче их в Росприроднадзор. На отходы 5 класса запрашивается протокол биотестирования.

Паспорт изготавливается на основании протокола КХА (компонентного химического анализа).

Все протоколы (КХА, биотестирования) оформляются силами аккредитованной лаборатории.

Даем скидку 50% на профилактику системы охлаждения при прохождении в течение шести месяцев после замены чипсета. Чистота залог здоровья.

Вылечим вирусы на вашем компьютере, и подарим лицензионную антивирусную программу. Антивирус Касперского, NOD32 или Dr.Web как вам будет угодно!

Быстро и недорого заменим разбитую или залитую матрицу, дадим гарантию как на работы так на саму деталь. Кофе, сигарета и еще один кофе и ноутбук опять в строю!

Активное развитие новых технологий неизбежно влечет за собой замену не только вышедшего из строя, но и морально устаревшего офисного оборудования и компьютерной техники. Важным моментом в этом процессе является утилизация оргтехники и компьютерного оборудования. Данная процедура строго регламентирована действующим законодательством РФ, поэтому просто отнести старый компьютер, принтер или системный блок в контейнер для мусора нельзя.

Почему утилизация компьютерной техники требует особых правил

Электронная техника, как и многие современные бытовые приборы, содержит драгоценные металлы, а также вредные компоненты (ртуть, свинец, мышьяк), которым присвоен высокий класс опасности. Оказавшись на свалке, такая техника нанесет серьезный вред экологии и здоровью человека.

Именно по этой причине утилизировать компьютеры и другую электронную технику необходимо правильно. Для нарушителей предусмотрены крупные штрафы и административная ответственность.

утилизация компьютерной техники

В перечень законов, регламентирующих порядок утилизации офисной и домашней электронной техники, входят:

Необходимо знать, что действие законов в полной мере распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Согласно Постановлению Правительства РФ № 524 от 26.08.2006 деятельность по осуществлению утилизации оргтехники и электроники в обязательном порядке предполагает наличие у организации лицензии на работу с опасными отходами разных классов.

Какую технику запрещено выбрасывать на свалку

Требования к обязательной утилизации электроники и офисной техники прописаны в статье 8.2 Кодекса об административных правонарушениях. Кроме того, существует Постановление Правительства РФ № 818 от 26.10.2000, которое устанавливает государственный кадастр отходов и порядок их паспортизации.

Исходя из действующих законов и нормативных актов, несложно сформировать перечень техники, к утилизации которой требуется ответственный подход:

  • компьютеры, системные блоки, мониторы, сканеры, принтеры, ксероксы, любые МФУ, ризографы, картриджи для печатающих устройств;
  • планшеты, ноутбуки, смартфоны;
  • любые телефоны, факсы;
  • кассовые аппараты, счетные машины;
  • медицинская техника;
  • бытовые электронные приборы;
  • люминесцентные лампы;
  • аккумуляторы различного типа;
  • отдельные детали электронных устройств.

Грамотная переработка отслужившей свое компьютерной техники и любой электроники позволит сберечь природные ресурсы и улучшить экологическую обстановку на планете.

Списание оргтехники

Физические лица имеют возможность сразу обратиться в организацию, оказывающую услуги по утилизации компьютеров, мониторов, системных блоков и другой техники.

Перед организацией стоит необходимость списать оргтехнику со своего баланса. Процедура предполагает определение остаточной стоимости офисного оборудования, а также оформление заключения о непригодности каждой единицы техники к дальнейшей эксплуатации. Основанием для выдачи заключения является детальная техническая экспертиза.

При нарушении порядка списания неизбежно возникнет несоответствие в бухгалтерской отчетности. Кроме того, за нарушение правил утилизации денежные штрафы для руководителя предприятия, главного бухгалтера и самой организации.

Этапы утилизации офисной техники

Обычной практикой для организаций и частных лиц при утилизации любой оргтехники является обращение за услугой в специализированную компанию.

  1. После обращения компания заключает договор с клиентом на оказание соответствующих услуг.
  2. Происходит вывоз списанной техники согласно договору (силами клиента или компании-утилизатора).
  3. Технику демонтируют, детали подвергают тщательной сортировке. При этом разделяют лом черных металлов, цветные металлы и их сплавы, драгоценные металлы.
  4. Полученное сырьё партиями отправляется на перерабатывающие предприятия.
  5. Отходы, относящиеся к категории повышенной опасности и не подлежащие повторной переработке, обезвреживаются, уничтожаются или отправляются в легальные места захоронения.
  6. Клиент получает акт выполненных работ и необходимые для бухгалтерского отчета документы.

Специализированные компании, оказывающие услуги по утилизации офисной техники и электроники, располагают всей необходимой разрешительной документаций и оборудованием для детального демонтажа любой единицы оргтехники. Нередко в их штате есть специалисты, готовые выполнить техническую экспертизу, необходимую для списания компьютерной техники в организации. В перечень услуг специализированной компании входит предоставление актов списания на оргтехнику, а также оформление санитарной документации на отходы оргтехники, которые относятся к классу повышенной опасности.

Легальная специализированная компания самостоятельно выполнит все мероприятия, которые предполагает переработка компьютеров. Нередко подобные организации оказывают подобные услуги юридическим лицам бесплатно, получая свой доход от сдачи в переработку компонентов, извлеченных из оргтехники при ее полном демонтаже.

При этом клиент получает полный пакет всей необходимой для бухгалтерского отчета документации, в том числе акты, договора, справку на отсутствие в утилизированной технике драгоценных металлов. В последнем документе нередко указывают, что точное количество драгоценных металлов не определено, упрощая работу бухгалтерии по составлению отчетности.

Порядок утилизации оргтехники частными компаниями

Частные компании лишены необходимости проводить техническую экспертизу офисной техники на предмет невозможности ее дальнейшей эксплуатации. При этом списание оргтехники в обязательном порядке отражается в бухгалтерском отчете. Согласно КОСГУ 2020 года для этого применяют 225 или 226 статью. Более точный выбор статьи зависит от того, кто производит вывоз списанной офисной техники.

Как правильно утилизировать оргтехнику и компьютеры

Грамотный подход требует исполнения действующего законодательства и ответственного отношения к утилизации старой офисной техники и электроники. Важным моментом является выбор компании, в перечень услуг которой входит демонтаж техники и отправка вторичного сырья на перерабатывающие предприятия.

свалка компьютерной техники

При выборе подрядчика необходимо обратить внимание на наличие у него:

  • лицензии на работу с отходами высоких классов опасности;
  • лицензии на обращение с драгоценными металлами.

Не менее важно уточнить перечень оргтехники, которую принимает специализированная компания. Следующим этапом станет согласование стоимости комплексных услуг и заключение соответствующего договора между сторонами.

На основании договора специализированная компания осуществляет:

  • вывоз оргтехники;
  • демонтаж;
  • отправку вторичного сырья на переработку;
  • утилизацию опасных отходов согласно регламенту;
  • оформление всех необходимых документов.

Ответственная утилизация и дальнейшая переработка списанной оргтехники и компьютерного оборудования положительно сказывается на состоянии окружающей среды.

Оргтехника, которая сегодня в огромных количествах имеется во всех офисах нашей страны, является источником опаснейших для окружающей среды и здоровья человека химических веществ. Так, офисная техника характеризуется наличием ртути, мышьяка, кадмия, цинка, никеля и других элементов. Рассмотрим опасность оргтехники для нашей среды обитания на примере принтера, ведь далеко не каждый знает, какую опасность для природы таит в себе это устройство.

свалка в Африке

Некоторые части принтера содержат в своем составе ртуть – жидкий металл, пары которого крайне ядовиты для всего живого. Помимо ртути, опасность представляют картриджи с тонером (читайте, как правильно утилизировать картридж принтера), при сжигании на свалках которых в атмосферу выделяются токсичные соединения – продукты горения полистирола. Также принтеры, как и другие представители офисной техники, имеют пластиковые корпуса. Отходы пластика практически не поддаются биологическому разложению, а это означает, что свалки со старой оргтехникой застанет еще несколько поколений людей (если мы в настоящее время полностью не решим эту проблему).

оргтехника на снегу

Стоит также сказать, что офисная техника содержит некоторое количество драгоценных металлов. Поэтому в соответствии с российскими законами ликвидация оргтехники во всех организациях должна происходить по определенной (законной) схеме.

Таким образом, просто выкидывать отработанную оргтехнику на помойку нельзя по причине крайне негативного влияния на природу и, как следствие, на организм человека, а также из-за наличия в ней драгметаллов.






Сценарии обращения с электронными отходами

Обращение с такими отходами укладывается в четыре типа сценариев.



Способы утилизации электронных отходов

Первый из них — самый лучший, но мало где применяемый. Это когда электронные отходы изымаются у граждан при участии властей; в цепочку включены продавцы и производители электроники. Такой сценарий обеспечивает контролируемую переработку отходов. Каждый элемент — пластик, драгметаллы, химические вещества аккумуляторов и т.п. — утилизируется отдельно и идет обратно в производство. Так, корпорация Dell пользуется вторичным пластиковым сырьем (из электронного мусора) для изготовления ноутбуков, моноблоков, мониторов. Из техники Ericsson возможно извлечь 98% пластика, пригодного для повторного использования.

Переработка электронного мусора вместе с остальным — второй сценарий. Это неприемлемый подход, однако весьма распространенный. Токсичные части е-отходов отравляют почву вблизи мусорных свалок либо разлагаются на еще более опасные вещества, подвергаясь мусоросжиганию вместе с остальными отходами.

Если события развиваются по третьему сценарию, то сбор устаревших устройств передан в ведение компаний, принадлежащих частным лицам. Этот сценарий хотя и напоминает первый, но имеет одно существенное отличие. Частные организации также сдают электронные отходы на утилизацию, но могут этим не ограничиваться. В их силах организовать ремонт сохранившихся девайсов и последующую их продажу — на вторичном рынке или в другой стране.

Контролируемое изъятие электронного мусора у населения производителями и продавцами электроники

Первый сценарий по обращению с радиоэлектронным мусором действует в Европе, где таким способом происходит сбор 40% объема е-отходов, а также в Японии.

В Евросоюзе принята специальная директива, контролирующая утилизацию и восстановление отходов электроники. Согласно этому документу, производители и дилеры такой техники несут полную ответственность за утилизацию будущих отходов. Производители обязаны сразу предусматривать объем будущих отходов, способы их вторичного использования или переработки.

В нашей стране действующее природоохранное законодательство не имеет разделов, детально регламентирующих обращение электронного мусора. Хотя данные аспекты становятся интересными для деловых кругов и органов власти.

Организована российская Ассоциация переработчиков электронных отходов по инициативе ТПП России и Москвы. В столице состоялся Первый Евразийский конгресс по е-отходам в 2021 году. По словам участников конгресса, проблема утилизации старой электроники — комплексная проблема. У россиян не заложен стереотип раздельного сбора отходов, что порождает сложности при сборе ненужных девайсов.

Утилизация электронного мусора вместе с остальным мусором

Данный сценарий до сих пор реализуется в нашей стране. Смартфоны, батарейки, люминесцентные лампы попадают в один контейнер с бытовыми отходами. На переработку или захоронение они тоже отправляются вместе. В результате не только отравляется окружающая среда. Происходят и экономические потери, ведь в старых телефонах и компьютерах содержатся драгметаллы, редкоземельные элементы. И все это пропадает на свалках или в мусоросжигательных печах.

Сделать так, чтобы устаревшие смартфоны и планшеты не выбрасывались в контейнер для бытовых отходов, способны производители техники. Они могут предложить россиянам сдавать неактуальные устройства по трейд-ин и предоставлять скидки на покупку новой техники.

Однако все это невыгодно при нынешней ситуации на рынке и существующих законах. Да и производители гаджетов, проектируя новые модели, не ориентируются на дальнейшее образование отходов, не закладывают возможность удобного демонтажа изделия, не заботятся об утилизации. Это сильно снижает экономическую целесообразность переработки е-отходов.

Сбор электронных отходов частными компаниями

Вариант, когда сбором старых мобильников и батареек занимаются частные организации, набирает популярность в нашей стране. В любом крупном городе работают фирмы, скупающие электронный лом. Закупленное сырье разбирают, негодные части отправляют на переработку (иногда на территории другой страны), ремонтопригодные — в починку и дальнейшую перепродажу.

В российских условиях, при отсутствии специальных законов, производители электроники по своей инициативе решают вопросы переработки отходов, например, проектируют устройства таким образом, чтобы они легко разбирались.

По мнению экспертов, в стране утилизируется лишь 20% высокотехнологичного мусора. Однако объем его растет постоянно. В регулировании данной сферы должны участвовать власти, деловые круги и общественные организации. Опираться можно на зарубежный опыт: работающие механизмы обращения с отходами созданы в странах ЕС, Японии.


Класс опасности

В составе старой и нерабочей офисной техники встречаются материалы, относящиеся к разным классам опасности. Например, в одном устройстве могут сочетаться детали, представляющие впоследствии отходы 1 класса опасности (малогабаритная ртутная лампа) и 5 класса (черные металлы). Однако согласно обновленной версии классификатора (ФККО) отходы наиболее распространенных видов оргтехники (сканеров, принтеров, МФУ, телефонов, факсимальных аппаратов, проекторов и т.д.) относятся к 4 (малоопасному) классу.

Важно! Руководителям организаций, являющихся источниками отходов 4 класса опасности, нужно знать о необходимости составления паспортов на эти отходы.

Назначение классификации

Классификация отходов призвана облегчить взаимодействие с отработками всех видов. От принадлежности мусора к какой-либо категории зависит его морфологический состав, способ утилизации, метод транспортировки и хранения.

Отнесение к конкретному классу позволяет установить путь образования мусора, его физические и химические свойства, и главное — влияние на атмосферу и экологическую систему местности.

Если не присваивать отходам разные классы, их станет невозможно правильно сортировать и обезвреживать. В итоге возникнет опасная хаотичная масса токсичного мусора, отравляющая все живое. Правильная переработка тоже крайне важна. Ведь при выборе не того метода, сырье может выделить опасный газ и отравить атмосферу (ярким примером будет сжигание покрышек).


Какую оргтехнику можно сдать на утилизацию

Список оргтехники, которую можно и нужно сдавать на утилизацию, довольно широкий. Как правило, организации, занимающиеся утилизацией офисной техники, своим клиентам предоставляют перечень устройств, с которыми работает утилизирующая фирма. Обычно такие компании оказывают услуги по утилизации:

  • системных блоков, мониторов, ноутбуков;
  • принтеров, сканеров, МФУ;
  • проекторов, экранов для презентаций;
  • клавиатуры, компьютерных мышек и т.д.;
  • соединительных кабелей;
  • информационных носителей;
  • картриджей принтеров с разным содержанием остаточного тонера;
  • счетчиков купюр, ККМ;
  • офисной мебели и др.

Таким образом, всю перечисленную выше оргтехнику можно сдать в специальные компании для безопасной и законной утилизации.

Кто представляет услуги по утилизации

Чтобы избавиться от оргтехники в больших объемах, следует обратиться в компанию по утилизации. Утилизирующие фирмы должны иметь ряд документов, разрешающих осуществлять подобную деятельность.

разбор оргтехники

Примеры компаний

Лицензия и договор

плата от компьютера

После того, как утилизирующая компания согласовала вид и объем отходов техники, между сторонами заключается договор (образец можно посмотреть в Интернете). Приложением к договору может быть техническое задание на утилизацию оргтехники.

Процесс утилизации оргтехники

Кратко рассмотрим этапы процесса утилизации офисной техники в утилизирующей компании:

  1. Подготовка заказчиком списка оргтехники, подлежащей утилизации.
  2. Отправка списка в компанию, исполнителю, для ознакомления и установления стоимости услуги.
  3. Согласование и подписание сторонами договора. В некоторых случаях внесение заказчиком предоплаты.
  4. Вывоз техники исполнителем из помещения заказчика к месту утилизации.
  5. Непосредственная утилизация. Процесс начинается с разборки техники и сортировки ее составляющих отдельно на лом черных и цветных металлов, платы с драгметаллами, пластик, отходы, не подлежащие переработке. Полученное сырье передается на заводы по переработке, оставшиеся отходы обезвреживаются и уничтожаются на специализированных предприятиях.
  6. Результатом процедуры является предоставление заказчику акта об утилизации, паспорта извлеченных драгоценных металлов, бухгалтерской документации (акта выполненных работ, счета, счет-фактуры, ксерокопий лицензий компании).

Обратите внимание! Правовыми актами, регламентирующими утилизацию оргтехники, являются ОКПД 2 (код 38.21), КОСГУ (оплата вывоза и утилизации оргтехники производится предприятием на основе подстатьи 226 БК РФ), ОКВЭД.

Нелегальный оборот электронных отходов

В европейских государствах, несмотря на принятую конвенцию о переработке электронного мусора, процветают нелегальные, и более выгодные, схемы обращения с такими отходами. После сбора электронного хлама он исчезает с официальных путей утилизации и появляется уже в странах третьего мира.

Вывозят цифровой хлам морем, в контейнерах. Иногда такой груз маскируют под гуманитарную помощь развивающимся странам. Грузы с электронной начинкой плывут в Западную Африку, страны Азии и другие регионы, которые не способны противостоять незаконному ввозу цифрового мусора.

Места самых больших свалок электронного мусора:

После сортировки приступают к демонтажу старой электроники. Ценные и редкие металлы, пластик отдают на вторичное использование. Остальное развозят по мастерским. Желанный мусор — печатные платы. Их разбирают с помощью пинцетов или ножниц либо оплавляют плату, чтобы снять с нее деталь. В окрестностях райцентра постоянно пылают костры. В них забрасывают отслужившую электронику, а после руками перебирают пепел и золу — в поисках ценных компонентов. Цветмет, добытый из проводов, подвергают кустарной очистке кислотой. Выброшенные картриджи от принтеров разбивают и руками достают оставшийся порошок.

Все, что не пригодилось, оставляют валяться на земле, у реки, в которой плавают уже горы мусора. Питьевую воду в это царство цифрового мусора доставляют автоцистернами.

Польза от утилизации

Польза от правильной ликвидации оргтехники очевидна. Утилизация способствует защите окружающей среды от негативного антропогенного воздействия. Ее результатом является получение ценного сырья, из которого производятся новые изделия и материалы.

оргтехника на переработку

Об опасности выброшенной оргтехники, о процессе ее переработки и получении новых сырьевых ресурсов, рассказывают в этом видео.

Утилизация офисной техники – трудоемкий процесс для любой организации. Однако чтобы жить в комфортных условиях, в чистой среде, каждый из нас должен понимать важность этой процедуры и потому утилизировать отходы оргтехники правильно.

Читайте также: