Нормы подразделяются на формальные и неформальные определи о какой норме идет речь каждый гражданин

Обновлено: 07.07.2024

Неформальные правила-это такие правила, которые, так же как и формальные, являются ограничителями поведения, но не зафиксированы в вербальной форме, а также защищены другими механизмами (в отличие от государства).

Формальные правила

- это такие правила, которые создаются преднамеренно, легко могут быть зафиксированы в вербальной и/или письменной форме и обеспечены легальной и специализированной защитой со стороны государства.

1. политические правила;

2. экономические правила;

Совокупность этих правил организована в виде:

На самом верху иерархии находятся конституция, которая представляет собой правило установления других правил. Затем идут законодательные акты парламента и своды законов (гражданский кодекс, уголовный кодекс и т.д.), за ними следуют постановления административных органов, которым государство делегирует подобные правомочия, затем законодательные постановления и распоряжения местных органов власти, а в основании иерархии находятся индивидуальные контракты. Чем выше уровень этой иерархии, тем с большими издержками связано изменение формального правила. Пересмотр индивидуальных контрактов обходится дешевле, чем изменение распоряжения местного органа власти. Сложнее и дороже всего изменение конституции. Подобная организация формальных правил обеспечивает стабильность институциональной структуры общества, которая очень важна для того чтобы институты могли выполнять свои функции: снижать неопределенность, делать поведение людей более предсказуемым.

Политические правила определяют в самом общем виде иерархическую структуру общества, процедуры принятия политических решений и устанавливают способы осуществления контроля за политическими процедурами. Экономические правила определяют права собственности, ограничивают доступ других лиц к ресурсам, находящимся в исключительной собственности и определяют способы использования собственности и получения доходов от нее. Контракты содержат конкретные договоренности об обмене.

Варианты соотношения формальных и неформальных правил.

Приведенные характеристики формальных и неформальных правил и способов принуждения индивидов к исполнению правил позволяют обсудить вопрос о вариантах соотношения формальных и неформальных правил. Важность такого обсуждения связана с тем, что зачастую неформальные правила понимаются как нежесткие, нарушения которых вполне возможно и допустимо, в то время как формальные трактуются как жесткие, неукоснительно исполняемые, поскольку их нарушение обязательно сопряжено с наказанием нарушителей.

Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей. Если такие стимулы незначительны, формальные правила фактически могут оказаться менее жесткими, чем правила неформальные. Поэтому вопрос о соотношении формальных и неформальных правил, действующих в одних и тех же ситуациях, становится важным для правильного понимания наблюдаемых фактов.

Названное соотношение мы рассмотрим сначала в статике, а затем в динамике. В статике возможны два варианта: (I) формальные и неформальные нормы соответствуют друг другу; (II) формальные и неформальные нормы не соответствуют (противоречат) друг другу.

Случай (I) является идеальным, в том смысле, что поведение адресатов формальных и неформальных правил регулируется всеми возможными гарантами, действующими согласованно, так что вероятность неадекватного поведения в регулируемых ситуациях может быть оценена как минимальная. Можно сказать, что формальные и неформальные правила в этом случае взаимно поддерживают друг друга.

Случай (П) представляется более типичным, поскольку многие формальные нормы, вводимые либо государством, либо руководителями различных организаций, зачастую нацелены на реализацию их узких интересов, в то время как неформальные правила, разделяемые различными социальными группами, отвечают интересам их участников. Разумеется, противоречие между такими интересами вовсе не неизбежно, однако достаточно вероятно.

В соответствующих ситуациях фактический выбор адресатами не согласованных норм одной из них (и, следовательно, выбор в пользу нарушения другой) обусловливается соотношением балансов выгод и издержек следования каждой из сопоставляемых норм. При этом наряду с прямыми выгодами и издержками каждого из действий, в состав таких балансов входят и ожидаемые издержки применения санкций за нарушение альтернативного правила.

Соотношение формальных и неформальных правил в динамике имеет более сложный характер. Здесь выделяются следующие ситуации:

В целом, как видно из разобранных ситуаций, формальные и неформальные правила могут, как противоречить друг другу, конкурировать между собой, так и взаимно дополнять и поддерживать друг друга.

Социальные нормы и социальный контроль ( 10-11 класс). Многообразие социальных норм (11 класс)

Социальная норма – это социально-одобряемое правило или образец поведения человека в обществе, обусловленное сложившимися общественными отношениями, сформированные в результате сознательной человеческой деятельности.

Виды социальных норм

  1. Правовые нормы – правила, установленные государством на законодательном уровне. Ответственность за их невыполнение человек также несет перед государством. Примером таких норм является Конституция ФР, Уголовный и Административный кодексы РФ.
  2. Политические нормы – правила, которые устанавливают отношения между государствами, нациями, классами, социальными группами. С их помощью партии добиваются государственной власти, удерживают ее и пользуются ею. К ним относятся, например, нормы права и программы политических партий.
  3. Этические нормы (культурные) – это правила поведения в обществе, касающиеся речи, жестов, одежды, манер. Все эти нормы объединены понятием этикет – свод правил поведения в обществе.
  4. Нормы морали – это правила поведения, которые не являются обязательными, зависят от представления каждого конкретного человека о добром и злом, справедливости, внутренних убеждений.
  5. Обычаи – правила поведения, не закрепленные законодательно, но вошедшие в привычку из-за многократного (иногда многовекового) повторения. Например, традиция наряжать елку на новый год существует в России уже несколько столетий, однако никаких законов на это счет не существует.
  6. Религиозные нормы – правила поведения, желательного для представителя той или иной религиозной конфессии (например, для христиан это десять заповедей).

Функции социальных норм

  • социальная интеграция, то есть объединение людей;
  • пример, эталон поведения;
  • способ определять и контролировать отклоняющееся поведение;
  • обеспечение стабильности в обществе.

Политические нормы ( 10 класс)

Политические нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между классами, социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти. Эти нормы регулируют отношения участников политического процесса: социальных общностей (наций, классов, слоев и др.); политической элиты; отдельных граждан, в том числе политических лидеров. Политические нормы различны по содержанию, сфере действия, предмету регулирования. Эти правила поведения могут быть закреплены в политических декларациях, манифестах, программных документах политических партий, конституциях государств. Политические нормы, которые находят выражение в государственных юридических актах, приобретают значение политико-правовых норм (или становятся правовой нормой политического содержания). Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной правовой нормы. Политическая норма может быть закреплена как в нормативном правовом акте государства, так и в политических документах непосредственно.

Религиозные нормы ( 10 класс)

Воздействие социальных норм на поведение личности ( 10 класс)

Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают: а) как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации; б) как средство социального контроля за поведением личности со стороны данной общности людей. Те или иные социальные нормы присущи всяким группам – большим (социальные слои, этнические общности) и малым, формальным и неформальным. Английский психолог М. Аргайл выделяет следующие виды норм в малых группах: а) нормы относительно задачи (например, метод, скорость и стандарт работы в производственной бригаде); б) нормы, регулирующие взаимодействие в группе, которые прогнозируют поведение других, предотвращают конфликты и гарантируют справедливое распределение вознаграждений; в) нормы относительно установок и убеждений (например, взгляды экспертов группы принимаются, мнения других членов сверяются с ними, а не с реальностью, что может быть более трудным делом для группы). Социальные нормы малых групп могут соответствовать или, наоборот, противоречить нормам общества в целом. Когда человек оказывается в какой‑либо малой группе, то, общаясь с ее членами, он получает информацию о ценностях данной группы, ее обычаях, традициях, ритуалах и прочих правилах поведения. Такие знания необходимы ему для понимания действий других членов группы и коррекции собственного поведения. При этом индивид подвергается воздействию различных групповых санкций в ответ на свое поведение.

Социальный контроль и социальная ответственность ( 10-11 класс)


Контроль за тем, чтобы личность следовала социальным нормам, осуществляет государство (с помощью закона), общество (с помощью неформальных санкций) и сам человек (с помощью своих убеждений и совести)

Следить за тем, чтобы социальные нормы выполнялись большинством членов общества, позволяет система социального контроля.

Социальный контроль – это способы, с помощью которых общество и отдельные социальные группы воздействуют на личность с целью привести ее поведение в соответствие с принятыми в данном обществе нормами.

Способы воздействия называют социальными санкциями. Это — система поощрений за выполнение социальных норм и систему наказаний за отклонение от выполнения социальный норм.

Социальные санкции бывают формальными (прописанными в законодательстве страны) и неформальными (не закрепленными в законодательстве), позитивными (поощрения за следование социальным нормам) и негативными (порицание за пренебрежение социальными нормами). Вместе они образуют четыре группы:

Типы социальных санкций Формальные Неформальные
Позитивные Публичное одобрение, которое исходит со стороны официальных организаций, например, правительственные награды, медали премии, звания или ученые степени. Одобрение общества, неофициальной публики: похвалы, поздравления, аплодисменты, комплименты.
Негативные Наказания, предусмотренные законодательством РФ за тот или иной вид проступка или преступления: от штрафа до тюремного заключения. Общественное порицание, неодобрение неофициальной публики: замечания, насмешки, бойкоты, пренебрежение.

Совесть – это внутренний регулятор поведения человека, она, как правило, ориентируется на нормы морали, принятые в обществе.

Ответственность – в широком смысле отношения между контролируемым субъектом (человеком, группой) и тем, кто контролирует его поведение. Так же, как начальник несет ответственность за свой коллектив, каждый человек несет ответственность за свои действия перед собой и перед обществом.

Общественные нравы, традиции и обычаи (7 класс)


Праздник урожая — ежегодный обычай различных народов мира

Правила этикета и хорошие манеры (7 класс)

Задание EO18C2D0 В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое обобщает/включает все остальные представленные понятия. Запишите это слово (сочетание слов). Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта, социализация, индивидуализация.

Адаптация, овладение социальными нормами, освоение опыта и индивидуализация – все это процессы социализации, то есть интеграции личности в социальную среду и овладение ею навыков, необходимых для успешного функционирования в этой среде. Таким образом, обобщающее слово в этом ряду – социализация.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Начальник объявил сотруднику выговор за систематические опоздания.
  2. Во время выступления с докладом зрители прерывали оратора осуждающими возгласами.
  3. Женщина сделала замечание мужчине, курившему на автобусной остановке.
  4. Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца магазина из-за несоблюдения требований пожарной безопасности.
  5. Соседка сделала замечание из-за громко играющей музыки.

Формальные негативные санкции – это те, которые предусмотрены каким-либо официальным документом: законом, указом, инструкцией. Они могут проявляться в виде выговора, штрафа, взыскания и даже ареста. Первый пример подходит – начальник действовал в соответствии с трудовым кодексом. А вот во втором случае санкция была неформальной, потому что люди действовали по собственному побуждению, а не исходя из правил. То же самое мы видим в третьем и пятом примерах. Четвертое положение, напротив, относится к формальным негативным санкциям – несоблюдение правил пожарной безопасности регулируется соответствующей законодательной базой.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Социальная санкция;
  2. Наказание;
  3. Социальная норма;
  4. Социальная мобильность;
  5. Социальная стратификация;
  6. Поощрение.

Социальный контроль – это определенный механизм, который поддерживает порядок и стабильность в обществе путем регулирования отношений общества и индивида. Его основные элементы – социальная норма и социальная санкция. Мы помним, что санкция – это система вознаграждений за выполнение норм и наказаний за отклонение от них; следовательно, наказание и поощрение – основные типы санкций. Оставшиеся понятия – социальная мобильность и социальная стратификация – не относятся к социальному контролю; можно записать ответ

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Форма Характеристика
Религия Взгляды и представления людей, основанные на вере в сверхъестественное.
Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости.

В этом варианте определяются знания экзаменующихся о различных формах духовной культуры. Как мы помним из курса обществознания, к ним относятся религия, философия, наука, искусство, мораль… Если посмотреть на данное в задание определение, можно с легкостью определить, что речь идет о морали – ведь именно она представляет собой совокупность представлений о добре и зле, о правильном и неправильном, в соответствии с которой в обществе формируются определенные правила поведения.

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определённых норм.

Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальные нормы и ценности. Под социальными ценностями понимаются наиболее общие представления о желательном типе общества, целях, к которым должны стремиться люди, и методах их достижения. Социальные ценности конкретизируются в социальных нормах.

Социальная норма – это пожелания, предписания, ожидания, требования, определяющие рамки социального действия.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей.

В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций.

Во-первых, они способствуют социальной интеграции (иными словами, способствуют сохранению сплоченности в обществе).

В-третьих, способствуют контролю за отклоняющимся поведением.

В-четвертых, обеспечивают стабильность общества.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от их источника. По данному основанию выделяют различные виды социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производные от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев – это правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами. Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определённые идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев – это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративным нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы – это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает определенный порядок их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определённый источник.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Социальный институт, который обеспечивает следование социальным нормам, правилам деятельности, соблюдение нормативных требований и ограничений в поведении называется социальным контролем.

Социальный контроль осуществляется с помощью социальных санкций. Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными и негативными. Также различают санкции формальные и неформальные. Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонения от последних.




Выделяют 3 основных формы социальных санкций:

1) элементарные (в основном принудительные);

2) общественное мнение –совокупность оценок, суждений, разделяемых большинством членов общества или социальной группы;

3)санкции, принятые в различныхсоциальных институтах.

Социолог С. Аск выделил особую форму санкций – групповое давление, которое принуждает индивида приспосабливаться к существующим в группе коллективным мнениям, ценностям и нормам.

Социальный контроль выступает в 2х основных формах: внешний и внутренний (самоконтроль) контроль.

Внешний контроль – это совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общественных норм поведения. Он подразделяется на неформальный и формальный контроль. Неформальный контроль основан на реакциях со стороны групп друзей, семьи, общественного мнения. Формальный контроль держится на писаных правилах, нормах (указы, законы, инструкции и т. д.) Этот вид контроля осуществляется посредством специально созданных для осуществления санкций и нарушителям норм социальными институтами (милиция, суд, прокуратура), средствами массовой информации, системой образования и т. д. Методы контроля зависят от применяемых санкций и подразделяются на жесткие и мягкие, прямые и косвенные. Уголовное наказание – это инструмент жесткого и прямого контроля, а СМИ служат инструментом мягкого и косвенного контроля. Внутренний контроль, или самоконтроль, индивид осуществляет сам, самостоятельно регулируя своё поведение, согласовывая его с общественными нормами. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем реже обществу приходится применять методы воздействия внешнего контроля.

В противоположность конформистскому существует отклоняющееся, или девиантное поведение (от лат. – отклонение). Девиантное поведение условно. Для того чтобы определить, какое поведение можно считать девиантным, необходимо соотнести те или иные поступки с принятыми нормами.Однако далеко не всегда ясно, что именно считать нормой. Оно считается отклоняющимся в одних условиях и может являться общепринятым в других. Кроме того, по мере развития общества происходит переоценка многих норм: поведение, прежде оцениваемое как девиация, по мере распространения в обществе начинает восприниматься как норма (стрижки у женщин, мужчина, ведущий домашнее хозяйство и т. д.)

То, что в одной группе может восприниматься как норма, в другой может рассматриваться как отклонение. Если нормы группы расходятся с нормами более крупных групп или общесоциальных, следует исходить из норм последних.

В типологии отклоняющегося поведения различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.

К культурно одобряемым отклонениям относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым отклонениям относятся отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. Подобные отклонения чаще всего объясняются психологическими качествами личности.

К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и как минимум вызывают осуждение.

В зависимости от субъекта девиантного поведения выделяют индивидуальный и групповой типы отклоняющегося поведения. Если нарушителем социальных норм является одно лицо, тогда речь идет об индивидуальном отклонении. Но если нормам общества не соответствует поведение целой группы, можно говорить о групповой или коллективной девиации.

Девиантное поведение со временем может получить широкое распространение и, если не носит сугубо антиобщественный характер, обществу рано или поздно придется трансформировать свои нормы.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения, можно выделить его деструктивный, асоциальный и противоправный типы.

К первому из них относятся отклонения, причиняющие вред самой личности: алкоголизм, суицид и др.

Поведение, относящееся ко второму типу, наносит вред первичным группам и общностям: нарушения трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т. п.

Третий тип отклоняющегося поведения, связанный с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм, приводит к серьезным негативным последствиям для общества: грабежи, убийства, терроризм и т. п.

Общество, которое терпимо относится к девиантному поведению, не обязательно должно столкнуться с дезинтеграцией. Однако избежать дезинтеграции возможно только тогда, когда индивидуальные свободы сочетаются с социальной справедливостью, с социальным порядком, при котором неравенство не очень велико и у большинства населения есть шанс жить свободной и полноценной жизнью.

Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам.

Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения считается нежелательным или обязательным в той или иной ситуации . Пример: обращение к студентам по имени/отчеству.

Формальные нормы . Нормы, которые чётко зафиксированы в письменном виде и максимально однозначны. Пример : соблюдение правил дорожного движения, нормы поведения, которые записаны в уставах различных организаций и т.п.

Неформальные нормы . Это правила повседневного общения, соблюдение которых обеспечивается обычаями и привычкой. Пример: снимать головной убор мужчинам в помещении, уступать место пожилым и т.п.

Количественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к качественному параметру (как нормативу). Пример: мужчина должен пропускать женщину перед собой, входя в какую-либо дверь.

Качественные. Эти нормы определяют допустимое поведение человека по отношению к количественному параметру (как нормативу). Пример: неудобно опаздывать более, чем на пять минут; преподавателя ждут 10 минут, доцента – 15 и профессора – 20 минут.

В современном обществе всё большее значение приобретают количественные нормы, т.к. устойчивость общества требует всё более точных соблюдения правил.

Социализация протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают детей, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения (ролей).

Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок. Элементы социального контроля – нормы и санкции.

Самоконтроль - самостоятельная регуляция своего поведения и применение санкций за нарушение норм самим человеком. Например, чувство неловкости или вины, муки совести. Чем меньше развит у людей самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля: армия, суд, государство и т.д. При неразвитом самоконтроле высока вероятность установления диктатуры, а при развитом - демократии.

Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм.

Существует следующая классификация санкций: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Нормы и санкции соединены воедино. Каждую норму сопровождают санкции.

Формальные позитивные санкции (Ф+) – официально предписанные группой или обществом публичное одобрение со стороны официальных организаций: правительственные награды, государственные .премии и стипендии, титулы, учёные степени, сооружен.памятника.

Неформальные позитивные санкции (Н+) – неофициальное публичное одобрение: дружеская похвала, комплименты, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почёт, лестные отзывы и т.п.

Формальные негативные санкции (Ф-) – официально предписанные группой или обществом наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями, тюремное заключение, увольнение, штраф и т.п.

Неформальные негативные санкции (Н-) – неофициальное наказания: порицание, замечание, насмешка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, слух, клевета и т.п.

Система социальных норм общества создаёт представление о должном поведении людей. Однако повседневное поведение людей в обществе, реальные отношения между индивидам всегда сложнее и богаче, чем выработанный стереотип.

К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями.

Социальное отклонение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам.

Девиация - это отклонение от общепринятых норм.

Девиации

Делинквентное поведение (лат. delinquentus - совершающий проступок) - это преступное поведение, нарушение формальных (писаных) норм (конституции, уголовного права и других законов). Например, воровство, взяточничество, грабёж, убийство.

Девиантное поведение - это более широкое понятие, т.к. включает в себя нарушение не только писаных норм, но и неформальных (неписаных) (традиций, обычаев, этикета, манер и т.д.). Например, сквернословие, алкоголизм, азартные игры, самоубийство.

Девиантное поведение может быть как неодобряемым (революционеры, предатели, бродяги, наркоманы и др.), так и одобряемым (герои, чемпионы, политические лидеры, учёные, передовики труда, красивые люди и др.).

Девиации относительны , они зависят от норм данной группы, от эпохи, от конкретной ситуации. Например, убийство человека в современном обществе расценивается как преступление, а в первобытном обществе убийство стариков и детей считалось нормальным при нехватке питания. Убийство на войне разрешено и поощряется, а в мирное время запрещено. Убийство преступника из самозащиты нормально.

Социальные отклонения (девиации) играют в обществе двойственную, противоречивую роль . Они, с одной стороны, представляют угрозу стабильности общества, с другой - иногда помогают обществу обновляться, адаптироваться к изменениям окружающей среды. Например, диссиденты в СССР, протестовавшие против коммунистической системы и диктатуры КПСС, объявлялись людьми с отклоняющимся поведением и подвергались преследованиям или принудительному психиатрическому лечению. Но снятие идеологических и социальных запретов с началом перестройки обогатило общественную жизнь творчеством и разнообразием.

Лекция 8.Социальные институты

1.Основные и не основные социальные институты

2. Признаки и функции социальных институтов

1.Основные и не основные социальные институты

Со временем он приобрёл два значения:

узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений);

широкое социальное (совокупность норм права по определённому кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования.).

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Хотя, несомненно, стержень – совокупность норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений, остался прежним. Но добавились новые сугубо социологические детали.

Известно, что животное приспосабливается к среде посредством инстинктов – мощных инструментов выживания, выкованных многомиллионной эволюцией. А как быть человеку? Ведь он растерял почти все свои инстинкты, а оставшиеся не очень-то помогают выжить в постоянно меняющемся окружении. Роль инстинктов в человеческом обществе выполняют социальные институты – мощные инструменты, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Они тоже помогают бороться за существование и успешно выживать.

Социальный институт - организованная система связей и социальных норм, которая удовлетворяет важнейшие потребности общества.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

1. Потребности в воспроизводстве рода

1. Институт семьи и брака

2. Потребности в безопасности и социальном порядке

2. Политические институты

3. Потребности в добывании средств существования

3. Экономические институты

4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения.

4. Институты образования

5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни

5. Институт религии

Институты появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят различные приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращаются в стандартизированные обычаи и привычки.

Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивались как средство выбора партнёра.

Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Внутри основных институтов скрываются не основные социальные институты , которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

Похожие документы:

Учебное пособие по обучению письменной речи на материале текстов экономического профиля рекомендовано в качестве учебного пособия

. НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 УДК 811.161:81 .

Конспект лекций знакомит студентов с проблемами управления с позиции социологической науки, а также с общими представлениями о социальных закономерностях управленческой деятельности. Практикум позволяет проверить и закрепить усвоенные знания. Рецензенты

. Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2012 УДК ББК Иванова В.С. Социология управления: учебное пособие . Конспект лекций .

Практикум по легкой атлетике Авторы-составители О. Н. Бобина, И. Н. Родичев

. учебное пособие /авт.-сост. О.Н. Бобина, И.Н. Родичев – Томск: Изд-во Томского политехнического университета . Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета . 1996) и конспектами лекций, впишите в .

Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ высш учеб заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дер

. в Томске, а студенческие — в Московском университете, . редакционно-издательский совет редакции музыкальной литературы для детей и юношества Государственного музыкального издательства . теориях и системах воспитания: Учебное пособие. — Ростов н/Д, 1999. .

Ирина Владимировна Лукьянова Корней Чуковский

. лекции в Политехническом . редакционно-издательской группой об организации издательства . конспекта лекций . советовался с Горьким (Горький обстоятельно рекомендовал . качеством приветствий, – писал К. И. в дневнике. – Поздравляли меня – меня. – и Университет .

Читайте также: