Незаконное копание экскаватором что будет

Обновлено: 07.07.2024

Помимо уголовного, предусмотрено и административное наказание в соответствии со статьей 7.15 Кодекса об административных правонарушениях. Крупные штрафы накладываются на лиц, нарушивших порядок археологических полевых работ.

Удар по бандитам и мародерам

Ситуация в поселке Кратово

Подземная культура

Культурный слой, о котором говорится в соответствующей статье УК РФ, — это понятие научное, но в то же время вполне естественное. Это тот свой почвы, который сохранил следы жизнедеятельности людей. Естественно, слой слою рознь, у каждого своя научная ценность: если, например, это сгоревшая и заброшенная пять лет назад дача соседа, то никакого значения она не имеет. А если речь идет о сгоревшей деревне XVII века — тут уже историческое значение налицо.

Кроме того, существует разделение территорий: одни входят в группу памятников, другие таковыми не являются. За раскопки на памятниках к уголовной ответственности привлекут однозначно, если поймают. Существуют еще и зоны, где могут быть выявлены памятники культурного наследия. Таких зон много — это территории, до которых у профессиональных ученых-археологов руки не дошли.

Если человек находит какой-то предмет, представляющий интерес для истории, — конкретно в этом ничего противозаконного нет. Шел по лесу и вдруг нашел старинную вещь — за такое к ответственности не привлекут. Другое дело, когда копатель, осведомленный о ценности той или иной находки, предпринимает целенаправленные действия для извлечения выгоды. Например, проводит раскопки, извлекает предмет из земли, а потом реализует через скупщиков или иным незаконным способом.

Орудие преступления

С металлоискателем вообще лучше в лес не соваться, как бы рекомендует своей неопределенностью закон. А особенно в тот, который является особо охраняемой территорией, — по головке за такое не погладят, прецеденты были. Если же человека задержат в таком месте с устройством да еще с нарушенным слоем почвы, речь может идти о возбуждении уголовного дела. Причем не имеет значения, нашел что-либо подозреваемый в грунте или нет.


По большому счету закону не так важно, стоит, например, могильник на учете или нет. Если копатель проник в него без санкции — он подлежит уголовной ответственности.

Что такое открытый лист

Привлечение к ответственности за копательство и любительскую археологию — больной вопрос для отечественного права. Если следовать закону буквально, то получается, что ковыряться в земле позволено исключительно археологам. Да и то не всем.

Получить открытый лист, необходимый для работ, — задача непростая с бюрократической точки зрения. Выдать разрешение могут только уважаемому профессионалу своего дела, у которого есть рекомендации от не менее уважаемых коллег, достойный послужной список, плюс сданные отчеты о предыдущих экспедициях.

Открытые листы бывают трех форм. Первая — на проведение разведок, вторая — на проведение разведок с правом шурфовки (то есть небольших раскопок) и третья, которая предполагает полноценные раскопки.


Один и тот же археолог не может получить второй или третий открытые листы, пока не закроет предыдущие в форме отчета. А это, по сути, полноценный объемный научный труд с фотографиями, чертежами, планами и описанием найденных предметов. Только после приема этого отчета в Полевой комитет Института археологии РАН выдает специалисту новый открытый лист. Частное лицо не может получить открытый лист, его дают только организациям — культурные памятники закреплены за различными ведомствами, музеями.

Под одну гребенку

Компромисс есть

Порываев подчеркнул, что иметь металлоискатель и пользоваться им не запрещено. Но делать это нужно четко в рамках закона.

Также не возбраняется поиск железяк с помощью металлоискателя на пляже. Археолог-любитель тоже может найти там массу интересных вещей и монет.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ордер, или разрешение, на земляные работы выдается муниципальными властями в регионах. Без этого документа проведение работ может быть признано незаконным.

Зачем нужен ордер

Согласие властных структур на земляные работы обычно требуется в таких случаях:

  • строительство, реконструкция капитальных зданий, инженерных сетей (может заменяться разрешением на строительство по решению властей);
  • геологические, археологические работы;
  • в большинстве случаев капитального или текущего ремонта зданий, инженерных сетей, дорожных объектов (исключением может быть текущий ремонт трассы и тротуаров без изменения их планировки);
  • аварийные работы;
  • благоустройство с планировкой территорий;
  • снос сооружений и инженерных конструкций, сетей и пр.

Ордер оформляется на организацию, выполняющую земляные работы (подрядчик), с указанием заказчика производства земляных работ.

Он представляет собой документ, где кроме уникальных реквизитов указаны:

  • подрядная организация (субподрядчики – при наличии);
  • заказчик работ;
  • наименование, назначение проекта;
  • вид строительных работ;
  • адрес;
  • объемы работ.

Частным застройщикам документ также необходим при устройстве подсобных помещений на глубине или наземных технических сетей. Во многих случаях ордер потребуется при глубинных раскопках почвы, забивании свай. Конкретные ситуации решаются по-разному в регионах и зависят от слоя почвы, других факторов, указанных в принятых законодательных актах.

Внимание! За самовольное производство работ без ордера нарушителю грозит штраф. Размер зависит от вида нарушений, однако суммы обычно весьма значительны (например, согласно ст. 8.18 КоАП для г. Москвы он может достигать 1 млн руб. на юрлиц).

Как оформить

Проведение земляных работ — процесс длительный. На практике приходится оформлять не один, а два документа. Необходимо предоставить муниципальным властям заявление о выдаче ордера и по завершении работ — заявление о закрытии ордера. При необходимости продления земляных работ продлевают и ордер, оформив заявление о продлении. Как правило, если меняется ответственный за проведение работ, требуется и переоформить ордер. По общему правилу, если речь идет о ликвидации аварии и работы не окончены в срок, ордер не продляют. Нужен новый документ.

Ответственными за выдачу ордера могут назначаться различные структуры. Пакет документов для оформления тоже придется уточнить, поскольку единого списка не существует. Он зависит от:

  • решения местных властей;
  • категории заявителя;
  • характера земляных работ.

Препятствовать положительному решению вопроса могут такие факторы:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность ответственных за работы;
  • отсутствие графика работ;
  • план работ не согласован с собственником коммуникаций, или плана нет;
  • отсутствует согласование работ с собственниками-соседями;
  • пакет не содержит обязательств по благоустройству участка после окончания работ.

При закрытии ордера необходимо иметь на руках акт, подтверждающий восстановление территории после завершения работ.

Когда ордер не нужен

Муниципальные власти, в ведении которых находится выдача ордеров, определяют и случаи, когда он не требуется. Правила эти в зависимости от региона, муниципального образования разнятся.

Кроме того, выдача ордеров может приостанавливаться в связи с наступлением периода холодов, когда земляные работы затруднены (невозможны), или по другим причинам. Пример: решение администрации ГО г. Уфа РБ № 137-р от 02/12/20, запрет на земляные работы до 1 апреля.

Не требуется ордер изначально и в некоторых других случаях (например, если они ведутся по официальному предписанию Россельхознадзора). Уточнить этот вопрос целесообразно через запрос муниципальным властям.

С пояснениями, комментариями и собственным пониманием.

Несколько месяцев назад, я опубликовал заметку, в которой литературными образами и наглядным примером рассказал о законодательной стороне нашего любимого хобби. Судя по статистике посещаемости, рассказ читателям понравился. Однако, листая ленты социальных сетей, в публикациях сообществ и групп по тематике копа я встречал абсолютно неадекватные посты, например в тему перепахиваемых полей. Суть такая – по мнению авторов заметок, если поле распахивается, значит, на его территории не может быть целостного культурного слоя. А если культурный слой разрушен, то копатель зайдя на поле, не разрушает культурный слой, поскольку слой уже разрушен до него. И вроде как, закон не нарушается. Так же бытует распространенное мнении о том, что копать запрещено только на архах (археологические объекты внесённые государственный реестр и отмеченные на археологической карте РФ). И это мнение так же является в корне неверным. Есть ещё целый ряд заблуждений, полностью невменяемых предположений и абсурдной трактовки закона.

Поэтому я и решил написать данную статью в формате памятки с полным разбором закона и его положений. Выдержки из нормативных документов я буду отмечать синим шрифтом, мои комментарии и пояснения стандартным черным цветом. Так же жирным шрифтом в тексте я буду отмечать ключевые термины и юридические понятия. То есть тем моменты, которые являются основой самого закона и его применения.

Полный текст документа для распечатки можно скачать на нашем сайте прейдя по ссылке.

Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов

Итак. Основной статьей под которой ходят все копари, копатели, и кладоискатели является:

УК РФ Статья 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания

(введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 245-ФЗ)

  1. Поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, — наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Те же деяния, совершенные в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, —

наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.

а) с использованием специальных технических средств поиска и (или) землеройных машин;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет.

Примечания. 1. Для целей настоящей статьи под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

  1. Под специальными техническими средствами поиска в настоящей статье понимаются металлоискатели, радары, магнитные приборы и другие технические средства, позволяющие определить наличие археологических предметов в месте залегания.

Комментарий: эта статья УК РФ была введена шесть лет назад, и именно благодаря ей весь приборный поиск исторических предметов в нашей стране стал уголовно наказуем. Что является ключевыми понятиями и терминами в данном законе? Статья явно указывает, что уголовно наказуемым деянием является поиск и изъятие археологических предметов, а не разрушение культурного слоя. И именно это вы и должны понять. Статья не запрещает ходить с МД по полям, и что-то копать лопатой даже если поле обладает признаками культурного слоя. Общественно опасным деянием признается именно факт извлечения археологических предметов из мест залегания.

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Комментарий: Что мы выносим из данного пояснения? То, что основным признаком археологического предмета является его непосредственная взаимосвязь с археологическими раскопками. Что это означает на практике? Если вы ходите по полю, лесу, берегу реки или другой территории, не имеющей охранного статуса. При этом что-то копаете лопатой, а у вас имеются при себе исторические предметы. Это не является нарушением закона. Нарушать закон вы будете, только если имеющиеся у вас предметы будут иметь какую-либо взаимосвязь с археологическими раскопками. И неважно имеют ли принадлежащие вам предметы, какие-либо другие признаки, например, иметь возраст старше ста лет или иметь признаки культурной или исторической ценности.

археологические раскопки — проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Но описанный выше замкнутый круг законодательных понятий и терминов рвётся по очень простому принципу поскольку в той же статье 45.1 закона Об объектах культурного наследия мы можем увидеть главу следующего содержания.

Комментарий: И вот этот пункт статьи 45.1 полностью перекрывает всё то, что было написано выше. Поскольку, как мы можем понять, объекты археологического наследия, в том числе и культурный слой, могут быть выявлены и установлены в границах отдельного земельного участка, только по результатам археологических полевых работ. Что это означает на практике? А то, что вы, дорогие любители приборного поиска, можете свободно, но осторожно заниматься своим любимым хобби. Потому что факты и доказательства нарушения действующего законодательства могут быть установлены только в результате проведения полевых археологических работ.

Признание и установление наличия культурного слоя на отдельной территории так же имеет свою утвержденную законодательством процедуру:

Б) письменное уведомление держателя открытого листа о выявлении на участке памятника археологии, направленное в адрес органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, либо справка о результатах проведенных исследований;

Комментарий: В случае если наличие культурного слоя будет установлено после задержания гражданина на месте раскопок, то этот факт будет подтверждать его вину и умысел на разрушение культурного слоя. Но есть к этому документу одно интересное дополнение. Согласно тому же Постановлению РАН от 30 января 2013 г. № 17 разрушением культурного слоя являются следующие действия:

— пашня, обнажения, грабительские шурфы рассматриваются как разрушающиеся участки памятников археологии на глубину потревоженного слоя; (и тут мы видим, что копание отдельных ямок на поверхности земли не может относиться не к пашне, ни к обнажению, ни к грабительским шурфам)

— грунт после проведения археологических полевых работ рассматривается как переработанный культурный слой;

Комментарий: Получается, что если на распаханном поле, будет установлено наличие культурного слоя, то уголовную и административную ответственность понесут не только задержанные на месте незаконные археологи, или копатели, или кладоискатели (кому как нравится), а ещё и собственник поля, проводивший на данном земельном участке сельскохозяйственные работы. С соответствующим изъятием у него всей техники и ареста в составе организованной группы трактористов.

Но пока что продолжу. Предположим мы выяснили, что можно ходить и копать с МД, а так же извлекать из земли исторические предметы, если участок поля или леса, или иной местности не имеет следов культурного слоя. Неважно перепахиваемое это поле или заливной луг, или строительный котлован, или отвал грунта из этого котлована. Культурный слой это грунт, содержащий в себе археологические предметы. А исторические предметы могут быть признаны археологическими, так же как и простая земля на поле признана культурным слоем, только в результате археологических полевых работ. Выходит что ходить и копать с МД можно везде, кроме территорий выявленных памятников археологического наследия. Хотя законом не установлено расстояние между местом обнаружения находки и археологическим объектом для определения связи предмета с археологическим объектом. Поэтому и рядом с археологическими объектами ходить не стоит.

Незаконная археологическая деятельность

Статья 45.1. Порядок проведения археологических полевых работ

  1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее — археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).

Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Комментарий: незаконной археологической деятельностью считаются все виды работ перечисленных в статье 45.1. Точнее проведение работ, без наличия у гражданина специального разрешения (открытого листа). То есть незаконная археологическая деятельность это то же самое что и законная, только без разрешения в виде открытого листа. Но что мы видим в законе? Все те термины, которые мы разобрали выше. А именно, незаконная археологическая деятельность может производиться только на объектах археологического наследия выявленных в результате археологических полевых работ.

Но, не надо думать, что вот тут можно радостно хватать прибор, заливать бензин в машину и мчаться копать курганы и городища. Потому что столь запутанный закон запутан только в отношении понятия культурные слои. А если вы будете застигнуты при проведении неких земляных работ на территории курганов, могильников, городищ и иных исторических мест, описанных в определении объектов археологического наследия, вам не избежать всей суровости наказания.

Вывод:

Заниматься приборным поиском в части обнаружения и извлечения исторических предметов нельзя нигде, на всей территории РФ. Но, можно это делать только в том случае, если вы досконально смогли изучить законодательство и при возможном задержании или простом общении с сотрудниками полиции не будете плавать в юридических терминах и понятиях.

Основания задержания подозреваемого

Отдельно к основному материалу добавлю выписку из закона об основаниях к задержанию гражданина РФ. Это для тех, кто опасается, что его могут арестовать в процессе любимого хобби.

УПК РФ Статья 91. Основания задержания подозреваемого

  1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

(в ред. Федеральных законов от 04.07.2003 N 92-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Незаконная добыча песка

Незаконная добыча песка влечёт ответственность за неправомерное пользование недрами. Избежать наложения санкций за действие в отношении освоения участка недр с находящимся на территории освоения песком можно получением лицензии. Однако при отсутствии лицензии уполномоченные органы, помимо оплаты штрафа, обяжут произвести возмещение государству вреда, связанного с незаконной добычей песка.

Общие требования для добычи песка

Песок

В Российской Федерации действия по добыче песка связаны с соблюдением требований по прохождению лицензирования этого вида деятельности, поскольку песок относится к полезным ископаемым и причисляется к объекту недр.

При этом нормативно определены субъекты, которые могут свободно добывать песок, не боясь санкций за этот вид деятельности:

  1. Владельцы земельных участков, категория пользования которыми определена как приусадебная, садовая или огородно-садоводческая. На территории такой земли в границах частной собственности добывать полезные ископаемые не противозаконно.
  2. Юридические лица, которые добывают песок на территориях геологического отвода земель либо в границах горного отведения. При этом такая деятельность должна быть занесена в ОКВЭД такого предприятия.

Коммерческое предприятие, принимающее решение о добыче песка в промышленных масштабах, должно позаботиться о наличии:

Карьер

  1. Соответствующей квалификации специалистов по разработке песчаного карьера.
  2. Техники, которая предназначена для работы в карьере.
  3. Специалистов в области проведения измерений на местности карьера и дальнейшего отображения на специализированных картах местности. Таких специалистов называют маркшейдерами и предприятие, которое претендует на добычу песка, обязано содержать в штате службу таких инженеров или техников.

Помимо наличия персонала и оборудования, следует иметь определённые права на участок.

Состав преступления

В зависимости от квалификации деяния, а также от тяжести нанесённого ущерба ответственность за незаконную добычу песка может носить административный характер либо подлежать уголовному наказанию.

Чаще всего привлечение правонарушителя к ответственности производится по части 3 статьи 8.13 КоАП РФ. Эта статья содержит восемь различных диспозиций, в том числе и по незаконной добыче песка в границе водного объекта. Данное правонарушение имеет формальный состав. Объектом охраны в этом случае являются общественные отношения в сфере добычи водных ресурсов, причисляемых к природным ископаемым.

В соответствии с санкцией данной статьи размеры штрафа невелики:

  1. Для нарушителя – физического лица ответственность не может превышать полторы тысячи рублей.
  2. Для нарушителя – представителя от организации максимальный размер штрафа удваивается и не может быть вменён более чем трёх тысяч рублей.
  3. Как и положено самая высокая ответственность наступает у юридического лица. При этом максимальный размер штрафа превышает в десять раз ту сумму, которая накладывается на представителя или должностного лица организации.

В отдельных случаях нарушителей привлекают к ответственности за нарушение ч. 1 статьи 7.3. Эта норма предусматривает ответственность за самовольную добычу песка, без специального дозволения уполномоченного органа.

Деньги

Штрафные санкции за такое правонарушения гораздо весомее. Гражданин, осуществляющий самовольную добычу, будет оштрафован на сумму до 5 000 рублей. Тогда как уполномоченное от организации лицо (представитель или должностное лицо) понесёт наказание не более чем в 50 000 тысяч рублей. Организация может быть подвержена административному наказанию до 1 000 000 рублей. При этом минимальный размер штрафа обозначен суммой в 800 000 тысяч.

Если в процессе добычи песка организация получила прибыль в большом размере и при этом не соблюла требования по лицензированию, то она будет привлечена к уголовной ответственности.

Частью первой указанной статьи предусмотрено наказание, накладываемое на руководителя организации в виде:

  • штрафа (максимальный барьер не может превышать 300 000 рублей);
  • размера дохода или зарплаты за два предшествующих года;
  • обязательных работ общей протяжённостью до 8 дней;
  • ареста сроком не более полугода.

УК РФ

Статьёй 171 Уголовного кодекса предусмотрена ответственность за ведения предпринимательской деятельности без получения разрешительных документов (в данном случае без лицензии на добычу песка).

Отягчающее обстоятельство предусмотрено частью 2 указанной статьи и предусматривает то же деяние, которое совершается организованной группой или с извлечением сверхприбыли.

Ответственность может наступить в виде:

  • штрафных санкций от 500 000 до 1 000 000 рублей;
  • размера дохода или зарплаты от 12 до 36 месяцев;
  • принудительных работ общим сроком до 60 месяцев;
  • лишения свободы общим сроком до 60 месяцев с обязательным наложением штрафа до 80 000 рублей (штраф может быть заменён суммой размера зарплаты не более чем за 6 месяцев).

В зависимости от квалификации преступления и от обнаруженных последствий незаконной добычи песка, суд может установить ответственность как на основании норм КоАП, так и на основании норм УК РФ.

Как получить разрешение на добычу песка

Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.

После получения таких одобрений следует составить проект работ по недропользованию. Поскольку лицензия выдаётся на каждый вид работ с полезными ископаемыми, то и проект работ следует составить с учётом добычи только песочка. Если предполагается вылов, то лицензионный орган, осуществляющий регистрацию организации в качестве лицензиата, является Федеральным агентством по недропользованию.

Для получения лицензии на добычу песка понадобятся следующие документы:

Ручка

  1. Заявление или заявка на получение лицензии. В ней указываются реквизиты юридического лица, прописывается местоположение участка, цель, а также производится прогностический расчёт для потребностей в добыче.
  2. К заявлению прикладываются копии свидетельств о праве собственности на устройства и технические средства, которыми будет вестись добыча.
  3. Прикладывается штатное расписание и документы о квалификации персонала компании.
  4. Прикладывается подтверждение наличия в штате службы маркшейдеров. Законодательство дозволяет привлекать данную службу по договору аутсорсинга, сопровождение определённого вида деятельности с привлечением специалистов из собственного штата.
  5. Одним из приложений к заявлению является бухгалтерский баланс или справка о финансовом состоянии.
  6. Копия свидетельства о возможности использовать участок земли (выписка из ЕГРП о собственности или долгосрочной аренде).
  7. Копия квитанции об оплате государственной пошлины.

Важно знать, что право на добычу песка по лицензии не может быть передано третьим лицам. То есть, подрядные отношения в данном случае запрещаются.

Если организация передаёт права в порядке цессии (например, переуступки долга и права заниматься деятельностью), то и разрешение подлежит переоформлению.

Возмещение вреда

Законодательно предусмотрено, что несанкционированная добыча песка влечёт не только штрафные санкции в отношении нарушителей, но и накладывает бремя возмещения вреда.

Купюры

Вопрос о возмещении вреда решается в рамках судебного заседания, но возможен вариант и добровольного возмещения. В 2013 году Правительство установило расчёт, по которому следует выводить сумму, возмещающую вред государству.

Главный критерий, вносящий ясность в возможность взыскания вреда, – вина нарушителей. Если в отношении лиц, самовольно добывающих песок, возбуждено административное производство (равно как и уголовное или гражданское), то вина автоматически признаётся.

В расчёт итоговой суммы возмещения вреда вкладывают:

  • стоимость всех запасов, которые были самовольно добыты;
  • расходы на восстановление последствий вреда (возможен учёт сумм, которые не затрачены, но предусмотрены техническими документами);
  • расходы уполномоченного органа на выведение суммы причинённого ущерба и восстановления вреда.

Подобные подсчёты производит местное отделение Росприроднадзора или иной уполномоченный в субъекте РФ орган.

Лица, добывающие песок на законных основаниях, производят отчисление налога на добычу полезных ископаемых.

Если такая деятельность ведётся незаконно, то и обязанность по уплате налога отсутствует. При этом внесение в ФНС налога на добычу не будет приравниваться к возмещению вреда от нелегальной деятельности.

Читайте также: