Нерсесянц в с различение и соотношение права и закона как междисциплинарная проблема

Обновлено: 03.05.2024

Учебник, написанный ведущим российским ученым в области философии права, теории права, истории правовых и политических учений, академиком Российской академии наук, доктором юридических наук, посвящен систематическому изложению тем и проблем общей теории права и государства, предусмотренных ВУЗовской программой. Он отличается существенной новизной. Все основные вопросы освещены в нем с позиций разработанной автором либертарно-юридической теории права и государства, в которой учтены достижения естественно-правовых и юридико-позитивистских учений прошлого и современности. Значительное внимание в учебнике уделено теоретическим проблемам постсоветского периода развития российского общества, права и государства.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических ВУЗов и факультетов, а также для всех интересующихся вопросами права и государства.

Преемственность и новизна в развитии общей теории права и государства.
Процессу развития общей теории права и государства и в целом юридического познания присущи как количественные, так и качественные изменения.
Количественные изменения юридического знания (его умножение, уточнение и конкретизация, увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое лежит в основе определенной концепции юриспруденции, ее метода и предмета.

Качественные изменения юридического знания связаны с переходом от прежнего понятия права к новому понятию права, с формированием новой юридической теории с соответствующим новым методом и новым предметом.

Разумеется, степень подобных качественных изменений может быть различной, но новые понятия выражают качественный скачок в процессе развития юридического познания и в прогрессе юридической мысли.

Содержание
Предисловие
Раздел I. Теория права и государства как общеюридическая дисциплина
Глава 1. Предмет и метод общей теории права и государства
1. Предмет и метод общей теории права и государства как общенаучной юридической дисциплины
2. Дуализм объектов и единство предмета юриспруденции
Глава 2. Понятийно правовое единство предмета и метода юриспруденции
1. Соотношение, взаимосвязи и единство предмета и метода юридического познания
2. Основные функции юридического метода
3. Преемственность и новизна в развитии общей теории права и государства
Глава 3. Место и значение общей теории права и государства в юриспруденции
1. Общая теория права и государства в системе юридических наук
2. Общая теория права и государства и развитие междисциплинарных связей юриспруденции
Раздел II. Сущность, понятие и ценность права и государства
Глава 1. Основные концепции правопонимания и понимания государства
1. Типология правопонимания и понимания государства
2. Легистские (позитивистские) концепции
3. Естественноправовые концепции
4. Либертарно юридическая концепция
Глава 2. Сущность, понятие и ценность права и государства
1. Сущность и понятие права и государства
2. Ценность права и государства
3. Место и роль права и государства в социальной регуляции
Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Глава 1. Основные этапы и направления развития юридической теории
1. Древняя Греция
2. Древний Рим
3. Средние века
4. Новое время
5. Аналитическая юриспруденция в XX в
Глава 2. Юриспруденция в России
1. Дореволюционная юриспруденция
2. Основные концепции права и государства советского периода
3. Постсоветская теория права и государства
Раздел IV. Общество, право, государство
Глава 1. Первобытнообщинный строй
1. Основные характеристики родового строя
2. Формирование и развитие соционормативной системы регуляции
Глава 2. Основные концепции происхождения и сущности права и государства
1. Общая характеристика
2. Мифологические и религиозные концепции
3. Патриархальные и патерналистские концепции
4. Органические концепции
5. Естественноправовые концепции общественного договора
6. Концепции насилия
7. Психологические концепции
8. Марксистская концепция
9. Либертарно юридическая концепция
Глава 3. Типология права и государства. Основные исторические типы права и государства
1. Античные концепции типологии
2. Историко формационный подход Гегеля: концепция духовных формаций
3. Марксистский историко формационный подход: концепция экономических формаций
4. Культурологические и цивилизационные подходы
5. Либертарно юридическая концепция типологии права и государства
Глава 4. Форма государства
1. Форма правления
2. Форма государственного устройства
3. Форма государственного (политического) режима
Глава 5. Функции и механизм государства
1. Функции государства
2. Механизм государства
Глава 6. Правосознание и правовая культура
1. Правосознание
2. Правовая культура
Глава 7. Гражданское общество и государство: их различение и соотношение
1. Формирование и развитие концепций различения и соотношения гражданского общества и государства
2. Либертарно юридическая концепция различения и соотношения гражданского общества и государства
Глава 8. Правовое государство: история идей и современность
1. Античные идеи
2. Политико правовая мысль средневековья
3. Концепции Нового и Новейшего времени
4. Легистские трактовки правового государства
5. Либертарно юридическая концепция правового государства
6. Формирование и развитие идей о правах и свободах человека
Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России
1. Структура и основные компоненты гражданского общества
2. Формы общественных объединений
3. Политические партии в системе взаимоотношений гражданского общества и государства
Глава 10. Правовое государство в постсоветской России
1. Общая характеристика
2. Права и свободы человека и гражданина
3. Конституционно правовой статус индивида
4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
5. Конституционная концепция правового закона
6. Разделение властей
7. Конституционная модель правового государства: пути ее совершенствования и реализации
Глава 11. Перспективы постсоциалистического развития общества, права и государства: концепция цивилизма
1. Проблема выбора постсоциалистического пути развития
2. Гражданская собственность, цивилитарное право, цивилизм
3. Место цивилизма в историческом прогрессе свободы и права
4. Итоги и перспективы российской истории: цивилизм как национальная идея
Раздел V. Доктрина и догма позитивного права: основные понятия и концепции
Глава 1. Доктрина и догма права: понятие и типы
1. Понятие доктрины и догмы права
2. Типы правовых доктрин
Глава 2. Норма права
1. Норма права как основная категория доктрины и догмы позитивного права
2. Понятие и структура нормы права
3. Признаки нормы права
4. Виды норм права
Глава 3. Источники права
1. Понятие и виды источников права
2. Источники права в Российской Федерации
Глава 4. Правоустановление (правотворчество)
1. Понятие правоустановления и виды правоустановительной деятельности
2. Принципы правоустановительной деятельности
3. Основные стадии правоустановительного процесса
4. Юридическая техника
Глава 5. Система права и систематизация законодательства
1. Понятие и структура системы права
2. Объект, предмет и метод правового регулирования
3. Основные отрасли российского права
4. Система права и законодательство
5. Систематизация правоустановительных актов
Глава 6. Типология систем права: основные “правовые семьи” современности
1. Классификация систем права
2. Романо германская правовая семья
3. Социалистические системы законодательства
4. Правовая семья “общего права”
5. Индусское право
6. Мусульманское право
7. Обычное право Африки
Глава 7. Действие права
1. Понятие, механизм и эффективность действия права
2. Действие права во времени, в пространстве, по сфере регуляции и по кругу лиц.
3. Реализация норм права
4. Применение норм права
5. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права
Глава 8. Толкование норм права
1. Понятие толкования норм права. Объект, метод и предмет толкования
2. Способы (приемы) толкования норм права
3. Виды толкования уяснения норм права
4. Виды толкования разъяснения норм права
Глава 9. Правовое отношение
1. Понятие правоотношения. Объект и предмет правоотношения
2. Юридические факты
3. Содержание правоотношения
4. Субъекты (участники) правоотношения. Физические и юридические лица
5. Виды правоотношений
Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность
1. Понятие и юридический состав правонарушения
2. Виды правонарушений
3. Понятие юридической ответственности
4. Виды юридической ответственности
5. Принципы юридической ответственности
Глава 11. Правовой порядок и правовая законность
1. Понятия правового порядка и правовой законности
2. Свойства, принцип и гарантии правовой законности и правопорядка
3. Идеи правовой законности и правопорядка в Конституции Российской Федерации.

Институт государства и права

Российской академии наук Академический правовой университет

Рекомендовано

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям

Сведения об авторе:

Владик Сумбатович Нерсесянц — академик Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор, известный специалист в области истории политико-правовых идей и современной философии права, член Президиума Международной ассоциации правовой и социальной философии, Председатель Российской секции философии права. Им опубликовано много философских, правовых и социально-политических произведений, неизменно вызывавших повышенный интерес читателей в нашей стране и за рубежом. В их числе: "Гегелевская философия права: история и современность" (1974), "Политические учения Древней Греции" (1979), "Гегель" (1979), "Личность и государство в политико-правовой мысли" (1980), "Право и закон" (1983), "Платон" (1984), "Право в системе социальной регуляции" (1986), "На перекрестках безвременья" (1990), "Наш путь к праву. От социализма к цивилизму" (1992), "История идей правовой государственности" (1993), "История политических и правовых учений" (5 томов, 1985 —1995 гг., соавтор и ответственный редактор), "Сократ" (1996), "Право — математика свободы" (1996), "Юриспруденция" (1998), "Философия права Гегеля" (1998), "Проблемы общей теории права и государства" (1999, соавтор и ответственный редактор), "Общая теория права и государства"(2000).

Предисловие

В настоящем учебнике освещается проблематика философии права как отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплины. Философско-правовые исследования имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции и сопровождают всю историю их развития — вплоть до современности.

Философия права — в ее соотношении с другими видами и способами изучения права — является высшей духовной формой познания права, постижения и утверждения его смысла, ценности и значения в жизни людей.

Философия права начинается с возникновения идей об объективной, независимой от официально-властного усмотрения и произвола, природе и смысле права. Эти идеи стали зародышем всех последующих, включая и современные, представлений и концепций о внутренней взаимосвязи и единстве права, свободы и справедливости, о правах и свободах человека, о господстве права, о правовом законе и правовом государстве. И в том, что сегодня эти правовые идеи стали общепризнанными современным мировым сообществом ценностями и императивами, — великая и неоспоримая заслуга также и философии права.

Все это определяет основополагающее место и значение философии права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, объектами изучения и освещения которых являются право и государство. Показательно в данной связи и то большое внимание, которое вот уже на протяжении многих столетий уделяется в западных университетах преподаванию философии права. Значительный опыт изучения и преподавания этой дисциплины был накоплен и в дореволюционной России.

В современных условиях радикальных преобразований в стране и становления начал права и правовой государственности существенно возрастает роль философии права в системе гуманитарных наук и отечественного вузовского образования, значение этой дисциплины во всем процессе формирования и утверждения в нашем обществе ценностей права, свободы и справедливости.

На удовлетворение этих потребностей и рассчитан настоящий учебник. В нем — с учетом сложившегося положения дел в этой области знаний и актуальных задач высшего образования в стране — изложение общих проблем философии права (в разделе I) сочетается с освещением (в разделах II — V) основных этапов, направлений и концепций всемирной и отечественной истории развития философско-правовой мысли, включая ведущие идеи и учения философии права в XX в. При этом мы исходили из того, что в случаях отсутствия в нынешних условиях возможностей в тех или иных вузах для преподавания полного курса философии права ее изучение может быть вполне успешно осуществлено в форме спецкурсов по материалам отдельных разделов данного учебника.

Раздел I. Общие проблемы философии права

Глава 1. Предмет и задачи философии права

1. Предмет философии права

Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.

Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официальн-овластного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической догматикой") остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.

Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.

По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущенном" через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе.

Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыденного, теоретического, философского.

Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.

Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.

С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.


Учебник, написанный ведущим российским ученым в области философии права, теории права, истории правовых и политических учений, академиком Российской академии наук, доктором юридических наук, посвящен систематическому изложению тем и проблем общей теории права и государства, предусмотренных вузовской программой. Он отличается существенной новизной. Все основные вопросы освещены в нем с позиций разработанной автором либертарно-юридической теории права и государства, в которой учтены достижения естественно-правовых и юридико-позитивистских учений прошлого и современности. Значительное внимание в учебнике уделено теоретическим проблемам постсоветского периода развития российского общества, права и государства. Учебник подготовлен на основе лекций, которые автор читал в Академическом правовом университете при Институте государства и права Российской академии наук. Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также для всех интересующихся вопросами права и государства.

Формат: pdf

Размер: 13,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие XI
Раздел I. Теория права и государства как общеюридическая дисциплина
Глава 1. Предмет и метод общей теории права и государства 1
1. Предмет и метод общей теории права и государства как общенаучной юридической дисциплины 1
2. Дуализм объектов и единство предмета юриспруденции 3
Глава 2. Понятийно-правовое единство предмета и метода юриспруденции 10
1. Соотношение, взаимосвязи и единство предмета и метода юридического познания - 10
2. Основные функции юридического метода 12
3. Преемственность и новизна в развитии общей теории права и государства 14
Глава 3. Место и значение общей теории права и государства в юриспруденции 16
1. Общая теория права и государства в системе юридических наук 16
2. Общая теория права и государства и развитие междисциплинарных связей юриспруденции 21
Раздел II. Сущность, понятие и ценность права и государства
Глава 1. Основные концепции правопонимания и понимания государства 27
1. Типология правопонимания и понимания государства 27
2. Легистские (позитивистские) концепции 33
3. Естественноправовые концепции 39
4. Либертарно-юридическая концепция 53
Глава 2. Сущность, понятие и ценность права и государства 69
1. Сущность и понятие права и государства 69
2. Ценность права и государства 78
3. Место и роль права и государства в социальной регуляции 81
Раздел III. Формирование и развитие теории права и государства
Глава 1. Основные этапы и направления развития юридической теории 92
1. Древняя Греция 93
2. Древний Рим „ ЮО
3. Средние века 107
4. Новое время 112
5. Аналитическая юриспруденция в XX в 127
Глава 2. Юриспруденция в России 135
1. Дореволюционная юриспруденция 135
2. Основные концепции права и государства советского периода 150
3. Постсоветская теория права и государства 185
Раздел IV. Общество, право, государство
Глава 1. Первобытнообщинный строй 191
1. Основные характеристики родового строя 191
2. Формирование и развитие соционормативной системы регуляции 195
Глава 2. Основные концепции происхождения и сущности права и государства 204
1. Общая характеристика 204
2. Мифологические и религиозные концепции 205
3. Патриархальные и патерналистские концепции 210
4. Органические концепции 213
5. Естественноправовые концепции общественного договора 217
6. Концепции насилия 224
7. Психологические концепции 226
8. Марксистская концепция 228
9. Либертарно-юридическая концепция 232
Глава 3. Типология права и государства. Основные исторические типы права и государства 236
1. Античные концепции типологии 236
2. Историко-формационный подход Гегеля: концепция духовных формаций 237
3. Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических формаций 238
4. Культурологические и цивилизационные подходы 240
5. Либертарно-юридическая концепция типологии права и государства 241
Глава 4. Форма государства 245
1. Форма правления 245
2. Форма государственного устройства 250
3. Форма государственного (политического) режима 253
Глава 5. Функции и механизм государства 256
1. Функции государства 256
2. Механизм государства 261
Глава 6. Правосознание и правовая культура 267
1. Правосознание 267
2. Правовая культура 272
Глава 7. Гражданское общество и государство: их различение и соотношение 277
1. Формирование и развитие концепций различения и соотношения гражданского общества и государства 277
2. Либертарно-юридическая концепция различения и соотношения гражданского общества и государства 283
Глава 8. Правовое государство: история идей и современность 286
1. Античные идеи 287
2. Политико-правовая мысль средневековья 298
3. Концепции Нового и Новейшего времени 300
4. Легистские трактовки правового государства 306
5. Либертарно-юридическая концепция правового государства 308
6. Формирование и развитие идей о правах и свободах человека 311
Глава 9. Гражданское общество в постсоветской России 315
1. Структура и основные компоненты гражданского общества 315
2. Формы общественных объединений 321
3. Политические партии в системе взаимоотношений гражданского общества и государства 326
Глава 10. Правовое государство в постсоветской России 329
1. Общая характеристика 329
2. Права и свободы человека и гражданина 332
3. Конституционно-правовой статус индивида 334
4. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина 340
5. Конституционная концепция правового закона 342
6. Разделение властей 345
7. Конституционная модель правового государства: пути ее совершенствования и реализации 353
Глава 11. Перспективы постсоциалистического развития общества, права и государства: концепция цивилизма 356
1. Проблема выбора постсоциалистического пути развития 356
2. Гражданская собственность, цивилитарное право, цивилизм 366
3. Место цивилизма в историческом прогрессе свободы и права 371
4. Итоги и перспективы российской истории: цивилизм как национальная идея 377
Раздел V. Доктрина и догма позитивного права: основные понятия и концепции
Глава 1. Доктрина и догма права: понятие и типы 382
1. Понятие доктрины и догмы права 382
2. Типы правовых доктрин 384
Глава 2. Норма права 387
1. Норма права как основная категория доктрины и догмы позитивного права 387
2. Понятие и структура нормы права 391
3. Признаки нормы права 394
4. Виды норм права 396
Глава 3. Источники права 399
1. Понятие и виды источников права 399
2. Источники права в Российской Федерации 406
Глава 4. Правоустановление (правотворчество) 415
1. Понятие правоустановления и виды правоустановительной деятельности 415
2. Принципы правоустановительной деятельности 418
3. Основные стадии правоустановительного процесса 421
4. Юридическая техника 425
Глава 5. Система права и систематизация законодательства 430
1. Понятие и структура системы права 430
2. Объект, предмет и метод правового регулирования 434
3. Основные отрасли российского права 439
4. Система права и законодательство 443
5. Систематизация правоустановительных актов 447
Глава 6. Типология систем права: основные "правовые семьи" современности 449
1. Классификация систем права 449
2. Романо-германская правовая семья 456
3. Социалистические системы законодательства 463
4. Правовая семья "общего права" 465
5. Индусское право 471
6. Мусульманское право 473
7. Обычное право Африки 476
Глава 7. Действие права 478
1. Понятие, механизм и эффективность действия права 478
2. Действие права во времени, в пространстве, по сфере регуляции и по кругу лиц 481
3. Реализация норм права 485
4. Применение норм права 487
5. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права 492
Глава 8. Толкование норм права 495
1. Понятие толкования норм права. Объект, метод и предмет толкования 495
2. Способы (приемы) толкования норм права 498
3. Виды толкования-уяснения норм права 503
4. Виды толкования-разъяснения норм права 504
Глава 9. Правовое отношение 508
1. Понятие правоотношения. Объект и предмет правоотношения 508
2. Юридические факты 510
3. Содержание правоотношения 512
4. Субъекты (участники) правоотношения. Физические и юридические лица 515
5. Виды правоотношений 520
Глава 10. Правонарушение и юридическая ответственность 523
1. Понятие и юридический состав правонарушения 523
2. Виды правонарушений 526
3. Понятие юридической ответственности 528
4. Виды юридической ответственности 530
5. Принципы юридической ответственности 533
Глава 11. Правовой порядок и правовая законность 536
1. Понятия правового порядка и правовой законности 536
2. Свойства, принцип и гарантии правовой законности и правопорядка 539
3. Идеи правовой законности и правопорядка в Конституции Российской Федерации 543


В данном учебнике систематически изложены все темы по вузовской программе общей теории права и государства.
Учебник написан с позиций разработанной нами либертарно-юридической теории права и государства, в основе которой лежит понимание и понятие права и соответствующее правовое понимание (и понятие) государства как форм выражения принципа формального равенства, а именно — как всеобщих и необходимых форм свободы, равенства и справедливости в общественной жизни людей.
Основная идея, смысл и цель этой юридической теории, по-своему преодолевающей антагонизм между юснатурализмом (естественноправовым подходом) и легизмом (позитивизмом в праве) и синтезирующей их достижения в новой концепции различения и соотношения права и закона, состоят в выявлении специфики права как особого социального явления, юридической характеристике с этих позиций необходимых правовых свойств реального государства и закона (всех источников позитивного права) и обосновании, в конечном счете, соответствующих либертарно-юридических концепций правового закона и правового государства.
Реализация этих идей обусловила и некоторые особенности в структуре работы и очередности изложения материала, хотя в целом основные темы освещаются в учебнике в русле традиционной учебной схемы.
Учебник состоит из пяти разделов.
В первом разделе традиционные вопросы предмета и метода теории права и государства изложены в контексте либертарно-юридической концепции юриспруденции и соответствующих новых представлений о месте и роли общей теории права и государства в системе юридических наук.
Значительное внимание в этом разделе уделено проблеме предметного единства общей теории и юриспруденции в целом как единой науки о праве и государстве.
Основные положения либертарно-юридического учения о сущности, понятии и ценности права и государства — в его соотношении с естественноправовыми и легистскими учениями — изложены во втором разделе.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu - см. раздел " Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. "

Либертарно-юридический подход в праве был определен и систематизирован во второй половине двадцатого века автором фундаментальных трудов по теории, истории и философии права, профессором Владиком Сумбатовичем Нерсесянцем (1938 – 2005). Данный подход разрабатывался ученым с семидесятых годов двадцатого века в противовес признаваемым в то время единственно верным и научным подходом "марксистско-ленинское" учение о государстве и праве, а также правовой системе действующей в, на то время существующем, Союзе Советских Социалистических Республик, ограничивающей действительно важные, в общечеловеческом и международном понимании, права и свободы человека, утвержденные после Второй Мировой войны (в СССР – Великая Отечественная война") Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году.

Нерсесянц особо отмечал, что "эта концепция названа "либертарной" (от лат. libertas – свобода) потому, что право, согласно данной трактовке, включает в себя свободу (свободу индивидов); слово же "юридический" (от лат. ius – право) в названии концепции означает "правовой" (а не "юриспруденческий", т.е. не относящийся лишь к специальной сфере юридической науки) и использовано для обозначения отличия данного типа правопонимания, с одной стороны, от юснатурализма (от лат. iusnaturale – естественное право), с другой – от легизма (от лат. lex – закон) как обобщенного наименования всех позитивистских учений о праве".

Либертарно-юридический подход характеризуется всеобщностью прав и свобод, правовым равенством каждого человека, справедливостью по отношению к участникам различных отношений. Такой подход является производными от естественно-правового подхода, подразумевающего естественные свободы человека, отделенные от общего права, и позитивистского подхода, предполагающего верховенство закона, исходящего от действующей государственной власти, а также данный подход является неким органичным слиянием естественно-правового и позитивистского подходов.

"Присущая праву всеобщая равная мера – писал ученый – это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры). Взаимосвязь и смысловое единство этих трех компонентов принципа формального равенства (сущностных свойств права) состоят в следующем. Правовой тип (форма) взаимоотношений людей – это отношения, регулируемые по единому абстрактно-всеобщему масштабу и равной мере (норме) дозволений, запретов, воздаяний и т.д. Этот тип (форма) взаимоотношений людей включает в себя:

  1. формальное равенство участников (субъектов) данного типа (формы) взаимоотношений (фактически различные люди уравнены единой мерой и общей формой);
  2. их формальную свободу (их формальную независимость друг от друга и вместе с тем подчинение единой равной мере, действие по единой общей форме);
  3. формальную справедливость в их взаимоотношениях (абстрактно-всеобщая, одинаково равная для всех них мера и форма дозволений, запретов и т.д., исключающая чьи-либо привилегии). Равенство (всеобщая равная мера) предполагает и включает в себя свободу и справедливость, свобода – равную меру и справедливость, справедливость – равную меру и свободу."

Под либертарным правопониманием подразумевалось выражение сути правовой свободы каждого человека, того необходимого минимума права, без которого права, как такового, а также и правового закона, не может быть вообще. Ученый отмечает, что естественноправовой метод соотносится с либертарной концепцией в той мере, в какой присутствие естественных прав человека необходимо в совокупности позитивных норм права, а также общего правопонимания, для присутствия в законодательстве того минимально необходимого качества права, обеспечивающего формальное равенство и свободу индивидов.

Разрабатывая либертарную концепцию права, Нерсесянц подразумевал ее необходимость в сложившихся условиях того времени, в условиях "социализма" – той государственной идеологии, которая была обязательной в СССР. "Либертарная концепция – это новое самостоятельное направление в новой общей теории различения права и закона, а вовсе не приноровленная к условиям социализма разновидность естественного права в его соотношении с социалистическим законодательством (позитивным "социалистическим правом"). Иначе говоря, либертарная концепция и естественноправовая концепция – это разные направления различения права и закона, обладающие как общими, так и специфическими характеристиками. Специфика либертарной концепции состоит, в частности, в том, что в ней нет присущего естественноправовым представлениям дуализма одновременно действующих систем "правильного" (идеального, должного, естественного и т. д.) права и "неправильного" права. На самом деле при социализме (также согласно либертарному правопониманию) фактически есть и действует (причем так, как оно и может действовать) лишь так называемое "социалистическое право" (т. е. советское законодательство), которое не только не является правом, но и (с учетом объективных реалий социализма) не может быть таковым."

В своем понимании либертарного подхода, ученый стремился преодолеть недостатки естественно-правового подхода, но не с целью приведения его к легизму (позитивизму), а с целью создания теоретически развитой формы понимания права, а также правильного и логичного толкования правовых ценностей в позитивном праве.

Именно потому, что в том государстве, в котором развивал свои учения Нерсесянц, существовали серьезные расхождения закона с правом, ученый и начал разработку того метода, который он назвал "либертарно-юридической концепцией". "В таком контексте – писал Нерсесянц – и была выдвинута либертарно-юридическая концепция правового закона и понимания сущности права как необходимой всеобщей формы и равной меры свободы и справедливости.". При этом, если выражать данную правовую концепцию юридическими понятиями позитивного права, с ее определением на языке легизма, то право, в его соотношении с законом, обретает форму "общеобязательной системы норм равенства, свободы и справедливости".

Читайте также: