Необходимо ли защищать уголовным законом права и свободы атеистов

Обновлено: 02.07.2024

Статью 148 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 50, ст. 4848; 2010, N 19, ст. 2289; 2011, N 50, ст. 7362) изложить в
следующей редакции:

"Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, -

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи,
совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, -

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

З. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний -

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершенные:

а) лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот
восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.".

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295; 2003, N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847; 2004, N 34, ст. 3533; N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 13,40; N 30, ст. 3131; N 52, ст. 5574; 2006, N 1, ст. 4; N 2, ст. 172; N 6, ст. 636; N 19, ст. 2066; N45, ст. 4641; N 50, ст. 5281; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2008, N 20, ст. 2259; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 29, ст. 3597; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4193; 2011, N 1, ст. 23; N 19, ст. 2714; N 47, ст. 6602; N 50, ст. 7362; 2012, N 24, ст. 3082; N 31, ст. 4320; N 47, ст. 6403, 6404, 6405; N 53, ст. 7602; 2013, .N 14, ст. 1666; N 19, ст. 2323) следующие изменения:

1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5 .26, частью 2 статьи 6.21";

2) статью 5.26 изложить в следующей редакции:

"Статья 5.26. Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях

1. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики либо их порча или уничтожение-

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо обязательные работы на срок до ста двадцати часов; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.".

В абзаце втором пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 года N 96-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2323) слова "статьей 14.1 2 " заменить словами "статьями 5.26, 14.1 2 ", слова "предусмотренных частью 2 статьи 6.21" заменить словами "предусмотренных статьей 5.26, частью 2 статьи 6.21".

Россия – это демократическое государство, в котором у каждого гражданина имеется множество прав и свобод. Сюда относится даже свобода выбора религии.

Если другие лица, организации или даже государственные органы нарушают данную свободу, то назначается наказание не только по КоАП, но и по УК. В судебной практике существует несколько примеров, когда преступники привлекались к ответственности.

Защита религиозных убеждений по Конституции

Основная информация содержится в ст. 28 Конституции, так как здесь гарантируется свобода вероисповедания для всех россиян. Никто не может влиять на человека при выборе религии, а также навязывать собственное мнение по этому вопросу.


Человек может не только придерживаться определенных мировоззрений и религиозных убеждений, но и самостоятельно менять веру при возникновении желания или необходимости. Предлагается возможность даже отказа от ранее выбранной религии. За такие действия не назначаются какие-либо наказания, поэтому отсутствуют негативные последствия.

Внимание! Нарушителями закона обычно выступают фанатики и представители разных религиозных конфессий, которые пытаются разными способами сохранить последователей, поэтому нередко угрожают и шантажируют людей, а также пользуются моральным и физическим насилием, что считается уголовным преступлением.

Сведения из уголовного кодекса

Нарушение свободы и совести граждан – это не правонарушение, а преступление, поэтому меры ответственности приводятся в УК.

Основные данные содержатся в ст. 148 УК. Здесь перечисляются виды наказаний, которые назначаются для лиц, которые совершают противозаконные действия, направленные на нарушение свободы вероисповедания. Главным условием для привлечения к уголовной ответственности выступает публичное совершение злодеяния, например, оно реализуется в общественном месте.

К особенностям такого преступления относится:

  • квалифицирующим признаком является оскорбление чувств человека, верующего в какую-либо религию, в специальных местах, используемых для церемоний или обрядов;
  • создание препятствий для деятельности религиозных организаций, причем сюда относится отказ в регистрации или закрытие помещения, используемого для богослужений или иных церемоний.

Если гражданин или организация сталкивается с такими противозаконными действиями, то необходимо сразу обратиться к представителям полиции для возбуждения уголовного дела.

Ответственность на основании законодательства

Оно представлено тем, что преступник не позволяет нормально работать различным религиозным учреждениям, для чего создаются препятствия для их функционирования или оскорбляются чувства верующих.

По ст. 148 УК невозможно привлечь гражданина за какие-либо другие нарушения. Поэтому если человек просто в магазине оскорбляет какую-либо веру, общаясь со своим другом, то привлечь его к ответственности не получится.

Состав преступления

Он считается одинаковым как для правонарушений, по которым назначается наказание по КоАП, так и по преступлениям, за которые предполагается ответственность по УК.

Разные меры наказания применяются к лицам при следующих условиях:

  • на момент совершения правонарушения преступнику должно быть больше 16 лет;
  • привлекаются к ответственности не только граждане, но и должностные лица, работающие в коммерческих или государственных учреждениях, а также представители органов власти, причем к ним применяются более жесткие меры ответственности за счет использования служебного положения;
  • к объективной части относятся противоправные действия, совершаемые виновным лицом;
  • субъективной частью представлено направление умысла.

Объекты и субъекты

Объектом злодеяния представлены отношения, которые возникают при обеспечении свободы вероисповедания. Данная свобода регулируется положениями Конституции, поэтому никто не может влиять на гражданина относительно его веры, а также на разные религиозные организации.

Преступнику назначается наказание только при условии, если он старше 16 лет. Подростки до 16 лет не несут административную или уголовную ответственность.

По ст. 148 УК субъектом правонарушения выступает лицо, которое совершает незаконные действия, пользуясь физической силой, служебным положением или другими преимуществами.

Кто считается потерпевшим

От действий злоумышленников могут пострадать разные лица, верующие в ту или иную религию. Это приводит к оскорблению их чувств. Обычно сюда входят верующие, а также работники и руководители религиозных организаций.

Существует даже вероятность нарушения свободы вероисповедания атеистов, которые не верят в какие-либо конфессии. Правонарушителями в этом случае становятся верующие и фанатики, которые оскорбляют людей, не разделяющих их мнение.

Объективная и субъективная часть

Объективная сторона включает 2 группы противоправных действий, за которые по ст. 148 УК назначается уголовная ответственность, поскольку они представлены преступлением.

К ним относится:

  • По ч. 1 ст. 148 УК незаконными считаются действия, на основании которых человек или должностное лицо неуважительно относится к обществу или какой-либо религиозной конфессии. Важным условием является публичность такого оскорбления или неуважения. Оскорбление при этом направлено против верующих лиц.
  • По ч. 3 ст. 148 УК преступление может заключаться даже в бездействии человека. Дополнительно сюда относится создание каких-либо препятствий для работы религиозных учреждений. Правонарушителями могут применяться разные методы, позволяющие сорвать церемонию или обряд.

Вышеуказанные злодеяния представлены самостоятельными объективными действиями нарушителей, за которые назначается наказание.

Субъективной частью представлен прямой умысел. Лицо, совершающее противозаконные действия, осознает, что создает определенную опасность для людей или всего общества. Хотя человек осознает злой умысел, но не отказывается от реализации своих преступных планов.

Какое наказание грозит

Если в результате совершенных правонарушений не был нанесен серьезный урон общественности, религиозной организации или одному человеку, то применяются наказания в рамках КоАП. Для этого уплачивается штраф, причем размер денежной санкции зависит от степени нанесенного урона. Дополнительно оценивается уровень общественной опасности и субъектная сторона.

Если нарушается свобода вероисповедания, то правонарушитель уплачивает штраф от 10 до 30 тыс. руб. Если преступником представлено должностное лицо, то санкция увеличивается, поэтому составляет от 50 до 100 тыс. руб. Если привлекается к ответственности полностью вся организация, то для нее штраф составляет от 100 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Если оскверняются или уничтожаются какие-либо эмблемы, печатные материалы или знаки, подтверждающие принадлежность к определенной конфессии, то уплачивается штраф от 30 до 50 тыс. руб. Денежная выплата может заменяться обязательными работами на 120 часов. Для должностных лиц санкция составляет от 100 до 200 тыс. руб.

Правонарушителем может выступать даже непосредственная религиозная организация. Например, если она не указывает свое полное название в разных печатных материалах или при общении с представителями СМИ, то она уплачивает штраф от 30 до 50 тыс. руб.

По УК предусматривается большее количество наказаний:

  • Если нарушитель оскорбляет чувства верующих путем публичного выступления или размещения видеоматериала в сети, то ему придется заплатить штраф в размере 300 тыс. руб. Санкция может заменяться обязательными работами на 240 часов, а также нередко назначаются принудительные работы или тюремный срок на 1 год.
  • Если нарушение совершается в каких-либо религиозных местах, предназначенных для проведения обрядов или других аналогичных мероприятий, то штраф составляет 500 тыс. руб. Судья может выбрать наказание в виде обязательных работ на 480 часов, принудительных работ или тюремного срока на три года.
  • Если имеются доказательства того, что человек или компания создавали препятствие для функционирования какой-либо религиозной организации, то приходится уплачивать штраф до 300 тыс. руб. Во время судебного заседания оцениваются обстоятельства данного преступления, поэтому судья может назначить обязательные (360 часов) или принудительные (до 1 года) работы. Нередко назначается арест на 3 месяца.
  • Если препятствия для работы религиозных учреждений создаются должностными лицами или нарушитель пользуется физической силой и угрозами, то штраф составляет 200 тыс. руб. Другим наказанием выступают обязательные (480 часов) и исправительные (24 месяца) работы. В некоторых ситуациях применяется тюремное заключение на 1 год или же исправительные работы на этот период времени.

Важно! На судебном процессе правонарушитель может представить доказательства отсутствия злого умысла, что позволит смягчить наказание.

Пример из судебной практики

В качестве примера наказания выступает процесс, на котором гражданин признался виновным по ст. 148 УК, так как опубликовал книгу, в которой оскорблял религиозные конфессии. Во время следствия и судебного разбирательства были получены доказательства, что мужчина действовал со злым умыслом, поэтому намеренно оскорблял верующих.

Суд назначил наказание в виде 150 тыс. руб. штрафа.

Заключение

У каждого россиянина имеется право на свободу вероисповедания. Если она нарушается какими-либо способами другими лицами, представленными гражданами или компаниями, то преступник привлекается к ответственности, которая назначается по КоАП или УК.

— Чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог, — оставил комментарий ставропольский юрист в сфере ЖКХ Дмитрий Бурняшев.

— Дмитрий, согласен, даже в Библии об этом говорится, — написал военнослужащий Александр Кравцов.

— В следующий раз аккуратнее с выводами и громкими фразами, — написал Бурняшев.

— Виктор, будь ты в реале моим собеседником, я бы вразумил тебя, — ответил Дмитрий Бурняшев.

— Виктор, вера не нуждается в доказательстве, ей достаточно разумного обоснования, — сказал Дмитрий Бурняшев.

— Вперёд и с песней. Помолится не забудь, а то вдруг боженька силы тебе не даст супротив поганого язычника!))))

— Дмитрий, а смысл в личку? Так веселее.

— Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнёт (Гал.6:7) Невозможно осмеять Бога, Церковь и Его служителей, — Дмитрий Бурняшев.

— Дмитрий, твой бох настолько слаб, что нуждается в защитниках из людей?)

— Дмитрий, а, раба? Тогда у меня предьява к твоему хозяину!) Я ему стрелку хочу забить. Передай, чтоб приходил, перетереть пару непоняток надо! Незабудь!)))) — написал Краснов. — А я кому-то препятствую в вероисповедании? Хм, не заметил! Оскорбление? Где?) А вот твоему кенту можно статью за угрозу физической расправы по религиозному признаку повесить!)))

— Александр, на эту бохаслужебную макулатуру и на чуйства верующих — насрать! Кому не нравится, могут подать на меня в суд! — закончил Виктор Краснов спор.

Э та переписка может стоить Виктору Краснову года в колонии.

Зачем судят за оскорбление чувств верующих?

Что побудило вас принять участие в разработке законопроекта о защите чувств верующих?

Законопроект был написан в 2012 году, а начало 2012 года — это период обострения религиозного вопроса у нас в стране. Это касалось не только РПЦ, хотя она и была подвержена серьезным атакам. Так называемый крестоповал стал проявляться в разных регионах, случались теракты, были убиты духовные лидеры . Протестанты ощутили серьезную угрозу — был уничтожен их храм. Иудеи получили различные надписи на синагогах. Все это, учитывая пробелы в законодательстве, потребовало серьезного вмешательства. Граждане начали заниматься самосудом, чего мы допустить не могли. Те молодые люди, которые шли с изображением оскверненной Божией Матери на футболках, они нарушали административное законодательство. Да, они получали штраф 1000 рублей — и это их не останавливало. Но при этом они провоцировали православных активистов. Поэтому мы разработали поправки вместе с религиозными организациями.

В Уголовном кодексе в статье 148 были меры ответственности за нарушение законодательства о свободе совести. Мы решили усилить ответственность за публичные действия, которые совершаются в неприличной форме и с целью оскорбления религиозных чувств. Если есть умысел прямой или косвенный, если есть желание оскорбить и есть неприличная форма, то за это человек может понести ответственность. Важно, чтобы эти три составляющие совпали. Статья сдерживающая, чтобы неповадно было. Идут, например, разъяренные фанаты после матча. Да, они имеют право высказать свою точку зрения. Но если ты будешь фанатам что-то кричать, провоцируя их, ты предполагаешь, какая будет реакция. Они будут нарушать закон. Так и здесь. Зачем мы позволяем в обществе провокации, тем более в таком личном и деликатном вопросе, как религия? Аналогичная ответственность есть в разных странах. Эта ответственность — вплоть до смертной казни ( за святотатство казнят в Афганистане и Пакистане. — Прим. ред. ).

Но именно после принятия статьи деятельность радикальных православных активистов стала более агрессивной.

Но православные активисты в данном случае чувствовали себя защищенными статьей 148?

Нет, эта статья к ним не имеет никакого отношения. Если они ведут себя противоправно — эта статья совершенно о другом. Им никто не давал те функции, которые должны выполнять правоохранительные органы.

Хорошо, у нас есть выезд на встречную полосу. Что считать выездом на встречную полосу? Когда одно колесо выехало или два?

Но в этом случае можно написать: два колеса. А что писать в случае с верующими?

Именно поэтому во втором чтении установлена поправка не за чувства, а за действия, совершенные с целью оскорбить, унизить человеческое достоинство в неприличной форме, которые касаются мировоззренчески-религиозных представлений, — за это и есть ответственность.

Свобода совести, свобода слова — это не оправдание действиям, которые выходят за рамки разумного, возможного, дозволенного. Последствия от таких действий могут быть самыми разными. Вспомните фильм о пророке Мухаммеде, который бросил вызов всему исламскому миру. Начались беспорядки в разных странах мира, начали гореть посольства , и в Ливии был убит посол. А журнал Charlie Hebdo? Это же явная выходка провокационного характера. Конституция гарантирует определенные права. Реализуя свое право, ты не имеешь права нарушать право другого. Зачем стравливать людей, раскалывать общество? Мы должны понимать, что на одной чаше весов — творчество, самовыражение, кураж и так далее, а на другой — человеческие жизни. Вы же понимаете, что верующий человек может таким образом отреагировать, что пострадает любой из нас с вами или наши близкие люди. Кто этого хочет? Я этого не хочу.

Почему статья 148 не работает?

Как статья работает на деле?

Что будет со 148 статьей дальше?

Зато по аналогии с этой статьей чиновники уже предлагали ввести уголовное наказание за оскорбление патриотических чувств (сейчас это законопроект о дискредитации России), чувств ветеранов, за оскорбление президента. Может быть, это все часть плана по формированию идеального россиянина: не критикует строительство церквей в парках, не критикует сталинские репрессии, не критикует офшорные скандалы. Ведь если не критикует — значит поддерживает.

Представители РПЦ считают, что закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих защищает церковь как хранительницу нравственности, а юристы указывают на ущемление прав атеистов.

"Уже сейчас видно, что закон вводит несправедливость в защите прав граждан, так как одни права он защищает, а другие ограничивает. В частности атеисты оказываются ущербными в правах по отношению к верующим", — сказал собеседник агентства.

Санкция закона предусматривает до трех лет лишения свободы за публичные действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств.

В законе сказано "с целью оскорбить". Однако цель определяет сам человек. Например, если девушка придет в храм, но не надет на голову платок, она уже может оскорбить чувства других его посетителей?

Более того само понятие чувств верующих расплывчато, так как они постоянно меняются, и определить, что их кто-то оскорбил, весьма сложно.

Государство поощряет долбоебов, тупых истеричек, маразматиков и просто уродов. Нормальными людьми гораздо тяжелее управлять, зато ебанутому веруну скажут, "батюшка сказал так" и все, больше никаких аргументов не надо.

Если верующие верят в божий суд, нахрена они подают заявления в суд мирской? Они должны на все оскорбления отвечать что Бог-судья! А то получается, что на двух стульях пытаются усидеть.

Надо налог на верующих вводить, требовать соблюдение канонов и т.п. и только к тем, кто это делает, давать применять закон. А кто просто крестик носит, тех в ту же топку, что и аметистов, ибо неверующие.

- я верю в жизнь на Марсе
- на Марсе жизни не существует
- вы оскорбляете мои чувства веры в неземную жизнь! Але? Полиция? Срочно приезжайте.

Вот уж чем никогда не была.

Меня, как верующего, значительно чаще оскорбляют действия других верующих, нежели атеистов.

Забавно, что из-за туманной формулировки этого закона под него можно попасть практически как угодно. А верующие могут жульничать.

Как узнать, верующий человек или нет? Легко.

Какие основные принципы православия?

Смиренность. Кротость. Подставь вторую щеку.

Нам нужно выяснить, верующий человек или нет.

Бьем в челюсть с одной стороны. Потом с другой. Если стал возмущаться или полез давать сдачи значит неверующий и вы не оскорбили его чувств.

Все вышенаписанное является иронией и не в коей мере не является призывом к действию.

Мне, как атеисту до мозга костей, главное, чтобы эти на голову веронуты не лезли ко мне со своей верой. И мне нравится, нет веры нет чувств. Да вы вообще, что ли там ебнулись и ладана обкурились?

Aлeкcaндp Heвзopoв об ocкopблённыx xpистианах:

Посмотрим на первые столетия новой эры. Христиане еще не очень вошли во вкус, но уже довольно быстро начали oскopбляться. В первую очередь христиан oскopбляли Гoмep, Coфокл, Eвpипид, Эсхил и другие классики античной литературы, потому что в их произведениях упоминались другие Боги. Соответственно преподавание Гомера было запрещено, книги по возможности изымались или пopтились. Затем христиане начали входить во вкус и уже поняли, что ocкopбляться можно по любому поводу.

Христиан начали ocкopблять aнтичныe cтaтуи и античные xpaмы, xpaмoвая культура, xpaмовoe искyccтвo, фpecки, pocписи, мозаики. И тут оскорбленные христиане, воспользовавшись тем, что приобрели вес в обществе, начали уничтожать всё. Aнтичные cтaтуи yничтожaлись тыcячами, античные xpaмы сносились и разбивались в мелкий щeбень (например xpaм Сераписа), сбивались мозаики, смывались фрески, любые мелкие проявления так называемого язычecкoгo кyльта: пустяковые вeночки или лампадочки домашним Богам служили поводом для страшно оскорбленной реакции, с написанием доносов, приходом солдат и репрессиями.

Уничтожив практически всю античную культуру, всю материальную базу античной культуры (то, что сейчас есть в музеях - это жалкие крохи того, что могло бы быть на самом деле), христиане стали искать, чем бы еще пооскорбляться. Довольно легко христиане нашли, что могло пoocкopблять их религиозные чувства. Конечно – книги. До этого они уничтожили все философские школы, которые тоже оскорбляли их своим существованием, потому что не все там были их сторонниками.

Практически все античные библиотеки, содержащие тех авторов, в которых употреблялись имена Зевса, Осириса, Изиды, Геры, Диметры, т.е. Богов конкурирующих с Богом христиан, были уничтожены. В 391 году епископ Феофил дожег, наконец, Александрийскую библиотеку (там оставалось порядка 14000 различных томов), а благочестивейший император Валент призвал собрать по всей Антиохии все книги дохристианского периода и сжечь, а если сжечь будет невозможно, то закопать в землю. В 590 году папа Григорий поставил точку в этом вопросе, приказал уничтожить все книги дохристианского характера.

Оскорблял христиан Бруно, Галилей, астрономические открытия. До такой степени их оскорбило открытие малого круга кровообращения у человека, сделанное Мигелем Серветом, что они сожгли Mигeля Cepвета.

To ecть xpистиaн ocкopбляет вcё, об этом надо всегда помнить и щадить их чувства. Но если бы все то, что их oскopбляeт не получило жизни, то вероятно, человеческой цивилизации просто бы не существовало.

Читайте также: