Не звонит инструктор по вождению что делать

Обновлено: 18.05.2024

- Вы сейчас работаете частным инструктором по вождению. Почему решили уволиться из автошколы и уйти в свободное плавание?

- Кстати, в плане денег, конверты – это выгодно для самого инструктора? Ему что-то из этой суммы перепадает?

- Вы говорите, у автошколы вообще нет задачи подготовить ученика к нормальной езде без аварий. Как же так? Ведь есть же утвержденные Минобрнауки программы подготовки.

- Знаете, как говорят: правила существуют для того, чтобы их нарушать. Программа хорошая, но когда вы видели, чтобы автошколу реально проверили на предмет ее соблюдения? Вот и я не припомню такого. За 16 лет моей работы ни разу у нас не было реальной проверки от того же Минобрнауки или МВД. Если бы к нам хоть раз пришел кто-то и проехал в учебной машине или с обычной рулеткой зашел на учебные площадки и измерил карманы для выполнения упражнений, их бы удар хватил.

- Что не так с площадками?

- Это одна из уловок, которыми автошколы пользуются, а вы, как ученик, никогда не поймете. То есть до поры - до времени не поймете. Учебный полигон создан для того, чтобы в вас породить иллюзию, будто вы готовый Шумахер. Есть ГОСТ и правила. В них четко все габариты прописаны. Но на учебной площадке то разметка стерлась, а подкрасить не успели, то конусов меньше завезли. Ученики же глупые, то и дело на них налетают. Это все тоже наши отговорки, которые вы наверняка не раз слышали, если учились водить.

- Да-да, слово в слово мне все это мой инструктор и говорил.

- А если я упертая и взяток давать не хочу?

- Получается, в автошколах ученикам просто недодают материал?

- Можете рассказать, о чем именно инструкторы умалчивают?

- Первое и основное – они не готовят учеников психологически к экзамену. Не рассказывают, что вас там ждет. А сюрприз это, мягко говоря, не из приятных. Автошкола и ГИБДД разыгрывают интересную комбинацию. С одной стороны, максимально комфортные условия, пока вы учитесь. Инструктор с вами шутит, болтает за жизнь. Минут на 15 опоздает или вы опоздаете – ничего страшного. Не уложились по времени выполнения задания – тоже ерунда. Вспомните, кстати, пока вы учились, часто ваш инструктор перед вашим носом щелкал секундомером?

- Ни разу не было такого.

- Это единственный психологический прием или есть еще что-то, к чему надо быть готовым перед походом на экзамен?

- Ну а в городе-то все должно быть проще? Ведь есть утвержденные экзаменационные маршруты, да и вообще экзамен теперь полностью в город переведен.

- Дайте-ка угадаю…Никто ничего не утрамбовывает и акценты не расставляет?

- Как это? На зебре заваливаются?

- Представьте себе. Здесь есть подвох. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода, который начал или заканчивает переход проезжей части. А что делать, если он встал на тротуаре возле зебры и засмотрелся в телефон или замечтался? По логике и ПДД вы можете спокойно проезжать. По логике экзаменаторов – должны остановиться. Остановились, увидели, что человек продолжает стоять, поехали дальше. Не остановились – получили штрафные баллы.

- Какие еще есть подводные камни при сдаче экзамена в городе?

- Поворотники. Я своим ученикам всегда говорю, что есть золотое правило: если сомневаешься, включать поворотник или нет – включай. Включил там, где не надо – один штрафной балл. Не включил, где надо – три балла. Простая арифметика.

- Некоторые инструкторы козыряют тем, что могут ученика с первого взгляда раскусить. Дескать, этот с рулем в руках родился, а этого даже в роли пассажира на борт брать небезопасно. Это мифы?

- А почему они страшный сон автошколы? Взяток не дают?

- Конечно. Причем некоторые такие ученики прямо на первом занятии прямо говорят: денег не дам, с живого с вас не слезу. Так что учите на совесть.

- И как же с такими сложными клиентами поступают автошколы?

- Вы сами как считаете, на чем лучше учиться – на АКПП или на МКПП?

- Что, по-вашему, сейчас самое плохое в системе подготовки водителей?

- Безвыходность. Ученику некуда деваться – он привязан к автошколе до самого конца. Автошкола тоже не может шевельнуться. От коллег из регионов я слышал жуткие истории. Например, если школа не хочет завязываться на взятки, а хочет учить честно, ее отправляют со своими учениками на такой экзаменационный полигон, где разметка кривая, не по ГОСТу. Естественно, там никто не сдает. Автошкола получает толпу озлобленных учеников.

- Надо вернуть экстернат, как это было раньше. Да, пусть у ГИБДД нет своего автопарка для приема экзаменов. Хотя это смешно, ей-богу. Раньше всегда был – теперь испарился. Просто так выгодно, гонять людей сдавать на машинах автошкол. Это еще один способ закрепить человека за автошколой и не отпускать его, пока не принесет конверт с деньгами. Напрямую ведь экзаменаторы не будут с кандидатом в водители на эту тему общаться. Инструктор из автошколы, директор автошколы – передаточные звенья. Нужно дать ученикам возможность накатывать столько часов, сколько каждому из них реально нужно для формирования достаточных навыков вождения. И потом чтобы была возможность сдавать самому, без завязок на школу. В идеале хорошо бы вообще открепить процесс сдачи экзаменов от государства. Так, чтобы экзаменатором выступало частное лицо, а государство лишь контролировало его работу.

А как у них?

Мы пообщались с нашими соотечественниками, которые сейчас живут за границей. И не просто живут, а вполне успешно водят там автомобиль. Как они учились и сдавали на права?

США

Алевтина, 39 лет. Переехала в Калифорнию 16 лет назад из Москвы. Работает в IT-компании.

Германия

Мария, переехала из Москвы в начале 2010-х годов.

Великобритания

Светлана, 27 лет, четыре года назад переехала из Санкт-Петербурга в Лондон

Автошколы: Учить так, чтобы не научить

Расскажу о своей работе инструктором в одной из Петербургских автошкол. Опыт короткий, но интересный. Автошкола N имеет несколько филиалов и представлена в разных районах города. Я не буду называть ее, чтобы не выделять из числа ей подобных.

В конце сентября 2012 я подписал договор с этой школой и получил группу из пяти учеников. С ними я провел весь курс обучения и присутствовал на экзаменах в ГИБДД. Стоит отметить, что преподаватель вождения — это индивидуальный предприниматель, обучающий на собственном автомобиле. В его работе автошкола не принимает практически никакого участия. Поэтому за рекомендациями по организации учебного процесса меня направили к одному из опытных инструкторов. Разговор с ним превзошел мои ожидания. По чистой случайности он состоялся у меня в машине и записался на регистратор, который установлен перед зеркалом заднего вида и благодаря этому неприметен.


Поскольку монолог достаточно красочный, надо сказать, что, конечно, не все инструкторы так относятся к своей работе. Ниже речь пойдет о причинах такого подхода.

Если курс вождения оплачивается целиком, то у инструктора имеется возможность сэкономить на обучении. Во-первых, на количестве занятий. Вождение начинается довольно поздно. Далеко не каждый клиент рассчитывает время до экзамена и считает количество занятий. Чаще всего ученик просто оказывается перед выбором — чтобы откатать все занятия, нужно отсрочить экзамен. Во-вторых, на продолжительности занятия. Например, установленная — полтора часа. Днем, когда большинство клиентов работает или учится, ее можно не сокращать. Но в удобное для обучаемых время, то есть в утреннее или вечернее, желающих много, и они соглашаются заниматься по часу.

В результате уровень знаний и навыков управления автомобилем выпускника автошколы оставляет желать лучшего. В частности, на занятиях со школьным инструктором нередко приобретаются неправильные навыки работы с органами управления автомобилем, что приводит к дискомфорту за рулем. В худшем случае можно наблюдать дезориентацию на дороге, непонимание таких ключевых условий участия в дорожном движении, как необходимость убедиться в безопасности того или иного маневра, обеспечить отсутсвие помех транспорту, имеющему преимущество. Это происходит в том случае, если инструктор не обращал внимание ученика даже на грубые ошибки или не объяснял, как их избежать. В то же время приходится сталкиваться с убежденностью обучаемого в собственной необучаемости.

Итогом неправильной расстановки приоритетов между получением необходимых знаний и водительских навыков с одной стороны, и получением права управления и водительского удостоверения с другой, является то, что конкуренция между образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку водителей, основана не на качестве обучения, а скорее на его доступности — низкой стоимости и удобстве расположения учебных классов.

Что можно посоветовать при выборе автошколы. Не верить тому, что написано на их сайте. Не тратить время на прочтение опубликованных отзывов выпускников. Заранее оговорить посещение вождения, до мелочей. Поинтересоваться стоимостью и порядком пересдач, как школьного, так и квалификационного экзамена.

В заключение — об экзаменах ГИБДД. Я присутствовал на трех. Только в одном из трех случаев мне не понравилось поведение инспектора. А именно: он выключил регистратор и действовал экзаменуемым на нервы нелепыми придирками и замечаниями, по которым, как потом признался, даже не ставил штрафных баллов. Но и у него можно было сдать. Другие два инспектора продемонстрировали вполне непредвзятое отношение.

Для успеха на экзамене требуется знание основ ПДД и немного уверенности за рулем. В конце концов, деньги лучше потратить на дополнительные часы вождения, чем на поддержание вышеописанной системы. Ведь это порочный круг: покупают права, потому что плохо учат, а плохо учат, потому что покупают.

- Вы сейчас работаете частным инструктором по вождению. Почему решили уволиться из автошколы и уйти в свободное плавание?

- Кстати, в плане денег, конверты – это выгодно для самого инструктора? Ему что-то из этой суммы перепадает?

- Вы говорите, у автошколы вообще нет задачи подготовить ученика к нормальной езде без аварий. Как же так? Ведь есть же утвержденные Минобрнауки программы подготовки.

- Знаете, как говорят: правила существуют для того, чтобы их нарушать. Программа хорошая, но когда вы видели, чтобы автошколу реально проверили на предмет ее соблюдения? Вот и я не припомню такого. За 16 лет моей работы ни разу у нас не было реальной проверки от того же Минобрнауки или МВД. Если бы к нам хоть раз пришел кто-то и проехал в учебной машине или с обычной рулеткой зашел на учебные площадки и измерил карманы для выполнения упражнений, их бы удар хватил.

- Что не так с площадками?

- Это одна из уловок, которыми автошколы пользуются, а вы, как ученик, никогда не поймете. То есть до поры - до времени не поймете. Учебный полигон создан для того, чтобы в вас породить иллюзию, будто вы готовый Шумахер. Есть ГОСТ и правила. В них четко все габариты прописаны. Но на учебной площадке то разметка стерлась, а подкрасить не успели, то конусов меньше завезли. Ученики же глупые, то и дело на них налетают. Это все тоже наши отговорки, которые вы наверняка не раз слышали, если учились водить.

- Да-да, слово в слово мне все это мой инструктор и говорил.

- А если я упертая и взяток давать не хочу?

- Получается, в автошколах ученикам просто недодают материал?

- Можете рассказать, о чем именно инструкторы умалчивают?

- Первое и основное – они не готовят учеников психологически к экзамену. Не рассказывают, что вас там ждет. А сюрприз это, мягко говоря, не из приятных. Автошкола и ГИБДД разыгрывают интересную комбинацию. С одной стороны, максимально комфортные условия, пока вы учитесь. Инструктор с вами шутит, болтает за жизнь. Минут на 15 опоздает или вы опоздаете – ничего страшного. Не уложились по времени выполнения задания – тоже ерунда. Вспомните, кстати, пока вы учились, часто ваш инструктор перед вашим носом щелкал секундомером?

- Ни разу не было такого.

- Это единственный психологический прием или есть еще что-то, к чему надо быть готовым перед походом на экзамен?

- Ну а в городе-то все должно быть проще? Ведь есть утвержденные экзаменационные маршруты, да и вообще экзамен теперь полностью в город переведен.

- Дайте-ка угадаю…Никто ничего не утрамбовывает и акценты не расставляет?

- Как это? На зебре заваливаются?

- Представьте себе. Здесь есть подвох. По правилам дорожного движения водитель обязан пропустить пешехода, который начал или заканчивает переход проезжей части. А что делать, если он встал на тротуаре возле зебры и засмотрелся в телефон или замечтался? По логике и ПДД вы можете спокойно проезжать. По логике экзаменаторов – должны остановиться. Остановились, увидели, что человек продолжает стоять, поехали дальше. Не остановились – получили штрафные баллы.

- Какие еще есть подводные камни при сдаче экзамена в городе?

- Поворотники. Я своим ученикам всегда говорю, что есть золотое правило: если сомневаешься, включать поворотник или нет – включай. Включил там, где не надо – один штрафной балл. Не включил, где надо – три балла. Простая арифметика.

- Некоторые инструкторы козыряют тем, что могут ученика с первого взгляда раскусить. Дескать, этот с рулем в руках родился, а этого даже в роли пассажира на борт брать небезопасно. Это мифы?

- А почему они страшный сон автошколы? Взяток не дают?

- Конечно. Причем некоторые такие ученики прямо на первом занятии прямо говорят: денег не дам, с живого с вас не слезу. Так что учите на совесть.

- И как же с такими сложными клиентами поступают автошколы?

- Вы сами как считаете, на чем лучше учиться – на АКПП или на МКПП?

- Что, по-вашему, сейчас самое плохое в системе подготовки водителей?

- Безвыходность. Ученику некуда деваться – он привязан к автошколе до самого конца. Автошкола тоже не может шевельнуться. От коллег из регионов я слышал жуткие истории. Например, если школа не хочет завязываться на взятки, а хочет учить честно, ее отправляют со своими учениками на такой экзаменационный полигон, где разметка кривая, не по ГОСТу. Естественно, там никто не сдает. Автошкола получает толпу озлобленных учеников.

- Надо вернуть экстернат, как это было раньше. Да, пусть у ГИБДД нет своего автопарка для приема экзаменов. Хотя это смешно, ей-богу. Раньше всегда был – теперь испарился. Просто так выгодно, гонять людей сдавать на машинах автошкол. Это еще один способ закрепить человека за автошколой и не отпускать его, пока не принесет конверт с деньгами. Напрямую ведь экзаменаторы не будут с кандидатом в водители на эту тему общаться. Инструктор из автошколы, директор автошколы – передаточные звенья. Нужно дать ученикам возможность накатывать столько часов, сколько каждому из них реально нужно для формирования достаточных навыков вождения. И потом чтобы была возможность сдавать самому, без завязок на школу. В идеале хорошо бы вообще открепить процесс сдачи экзаменов от государства. Так, чтобы экзаменатором выступало частное лицо, а государство лишь контролировало его работу.

А как у них?

Мы пообщались с нашими соотечественниками, которые сейчас живут за границей. И не просто живут, а вполне успешно водят там автомобиль. Как они учились и сдавали на права?

США

Алевтина, 39 лет. Переехала в Калифорнию 16 лет назад из Москвы. Работает в IT-компании.

Германия

Мария, переехала из Москвы в начале 2010-х годов.

Великобритания

Светлана, 27 лет, четыре года назад переехала из Санкт-Петербурга в Лондон

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как всё устроено: Инструктор в автошколе

Автоинструктор анонимно рассказал The Village, почему так много ослов на дорогах, как часто инструкторы женятся на своих ученицах и сколько километров нужно проехать, чтобы стать профессионалом.

О профессии

Я не пришёл в профессию автоинструктора — она сама пришла ко мне. Я был водителем такси, а у хорошего извозчика, даже если он при компании, существует круг постоянных клиентов. Постоянными можно считать тех, кто просит в аэропорт отвезти раз в полгода или кто ездит каждый день до метро. Постепенно у меня образовался круг своих клиентов, и некоторые из них стали просить обучить их вождению. Как сейчас помню, моего первого ученика звали Саша. Так я стал совмещать работу таксиста и инструктора: до обеда возил людей, после обеда — обучал.

Разумеется, обучал на машине без дополнительных педалей, заезжал на учебную площадку нелегально, платил деньги, причём немаленькие, и мне разрешали ездить среди учебных машин. Так я подготовил к экзамену в ГАИ первых пять человек. Тренерская деятельность мне понравилась: я бы сравнил её с работой столяра, который из деревянной болванки может сделать всё что угодно. Так и автоинструктор: из человека, который даже не знает, с какой стороны подойти к автомобилю, я делаю хорошего водителя, а в конце курса сижу, как министр, и меня везёт мой ученик.

О культуре вождения

О школах и частниках

В автошколе, где я работаю, полуторачасовое занятие стоит порядка 500 рублей. А теперь вдумайтесь: прокат коньков стоит 400−500 рублей за час. Но тут лезвие и ботинки, а у нас целый автомобиль, да ещё преподаватель в придачу. Частные автоинструкторы, конечно, зарабатывают значительно больше: 1 200−1 500 рублей за урок, в зависимости от задачи. Но чтобы работать частником, надо самостоятельно оборудовать автомобиль дублёрами органов управления, поставить его на учёт, получить удостоверение автоинструктора.

Я совмещаю работу в автошколе с частными уроками, и хочу заметить, что, по сути, качество урока за 1 500 и за 500 рублей не отличается, ведь человек не виноват, что пришёл в автошколу, где дешёвые уроки. Кстати, уходить совсем на вольные хлеба я не хочу. Частный рынок не даёт стабильности: сегодня некуда девать учеников, а завтра никого нет. Плюс никогда не знаешь, сколько уроков возьмёт человек. В автошколе ученик в большинстве случаев пройдёт целую программу, подготовится к экзамену. А тут нужно удерживать учеников, предлагать скидку, торговаться, заниматься маркетингом, но тогда творчество, которое привлекает меня в профессии, уйдёт на второй план.

О призвании

Моё убеждение, что хороший автоинструктор получится из водителя, который проехал не менее 500 тысяч километров без единой аварии. Если где-то в ямку попал — это не считается, главное, без серьёзных ДТП. То есть автоинструктор — человек, который сам не допускает ошибок за рулём. Когда я пришёл в инструкторы, у меня пробег составлял один миллион триста тысяч. Я двадцать три года за рулём, семь из них работаю в автошколе.

И конечно, нужно обладать природным стержнем педагогики. Меня часто спрашивают, как хватает терпения. Я отвечаю, что не в терпении дело. Я ничего не терплю, я леплю. Скульптор ведь, когда лепит, получает удовольствие. Если у ученика что-то не получается, я тоже получаю удовольствие, ведь есть к чему стремиться. Мне нравится, что люди будут помнить обо мне, что ко мне приходят все разные, а уходят одинаковые: я передаю свой стиль вождения. Было несколько случаев, когда в Москве на дорогах мне встречались мои ученики. Они меня узнавали, и я их, по стилю вождения. Но я суеверный, не считаю, сколько у меня было учеников, это плохая примета.

Об учениках

Не знаю, чем это объяснить, но иногда идут учиться мужчины средних лет, иногда молодые люди. Сейчас стало больше женщин 30−40 лет, в прошлом году было много молодых ребят до 25. Обучать легче женщин. На генетическом уровне у женщины заложено воспринимать мужчину как авторитетный источник информации, поэтому она очень внимательно слушает. А мужчина соревнователен по своей сути, он пытается противостоять и не сделает так, как я его прошу, пока не обожжётся. Женщин-автоинструкторов, кстати, мало, и тут я должен сказать немного обидную вещь: так уже повелось, что мужчине больше подвластен автомобиль. Посмотрите, только в каждом сотом автобусе в России за рулём окажется женщина. Хотя в Австралии, например, есть даже женщины-дальнобойщицы.

Об обучении

Об экзаменах

Об отношениях

Автомобиль — интимная зона, когда люди находятся друг от друга на расстоянии менее метра. Но личные отношения с учеником — это нарушение неписаного профессионального кодекса и вся педагогическая деятельность насмарку, так как нарушается субординация. Я никогда не перехожу на ты со своими учениками, и меня в 39 лет называют только по имени и отчеству.

Моя работа включает касание руками каких-либо частей тела ученика. Например, когда нужно удержать, докрутить руль. Какое-то время назад я пришёл к способу помогать подруливать, держа ученика за запястье. Самое страшное на дороге, когда ученик начинает тормозить, причём буквально, то есть сильно жать на тормоз. Тогда приходится убирать ногу, подводя свою руку под бедро ученика. Но и тут я стараюсь соблюсти приличия и делать это не ладонью, а тыльной стороной руки. Не знаю, что она чувствует при этом, но я стараюсь ни о чём не думать. В этот момент для меня не важно, мужчина это или женщина, для меня это просто ученик.

Читайте также: