Не нарушается ли принцип равенства неприкосновенность депутатов судей и других должностных лиц

Обновлено: 17.05.2024

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

💡 Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

    Конституции Российской Федерации; от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как вы относитесь к неприкосновенности депутатов и сенаторов, как к гарантии правильного исполнения ими своих обязанностей?

Нейтрально – если человек честный, то такая гарантия ему только на помощь, чтобы его не отвлекали по пустякам Отрицательно – только и пользуются ею, чтобы оставаться безнаказанными за свои дела Положительно – если человек толковый, то пусть будет защищен – глядишь, больше толку будет от такой защиты

👇 На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

    Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

Принцип равенства граждан перед законом и судом закреплен во многих законодатель­ных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“1. Все равны перед законом и судом.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис­хождения, имущественного и должностного положения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются лю­бые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, ра­совой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.

Равенство перед законом — это одинаковое применение положе­ний, закрепленных в законодательстве, ко всем организациям, долж­ностным лицам и гражданам. При этом имеются в виду не только пре­доставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, воз­можность применения и реальное применение ответственности в со­ответствии с теми законодательными актами, которые регламентиру­ют осуществление правосудия.

Равенство перед судом не отличается существенно от по­нятия равенства перед законом. Оно означает наделение всех, кто пред­стает перед судом в том или ином качестве, равными процессуальны­ми правами и соответствующими обязанностями. Если, скажем, кто-то вызывается в суд в качестве свидетеля, то это значит, что он, неза­висимо от своего происхождения, социального, должностного и иму­щественного положения, расовой и национальной принадлежности и т.д., обязан явиться и дать правдивые показания. Правила судопроиз­водства во всех судах, уполномоченных осуществлять правосудие, дол­жны быть одинаковыми, независимо от каких-то личных свойств (ска­жем, имущественного достатка или бедности, профессии или занима­емой должности) того, кто привлекается к ответственности, признан потерпевшим, предъявил гражданский иск, является ответчиком по такому иску и т.д.

Закон, вместе с тем, предусматривает некоторые особенности су­допроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам . Но эти осо­бенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на воен­ной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются такие дела не граж­данскими, а военными судами . Однако при этом должны полностью соблюдаться одинаковые для всех судов (и гражданских, и военных) правила судопроизводства и исключаться какие-то преимущества либо привилегии.

До сравнительно недавнего времени исключения из принципа, зак­репленного в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью. Как это приня­то во многих демократических странах мира, российское законодатель­ство устанавливало особый режим привлечения к уголовной ответ­ственности и применения мер принуждения, к которым прибегают при производстве по уголовным делам (арест, обыск, задержание, привод и т. п.), только в отношении главы государства и депутатов законода­тельных (представительных) органов.
Например, в ст. 98 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномо­чий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыс­ку, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвер­гнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предус­мотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представ­лению Генерального прокурора Российской Федерации соответству­ющей палатой Федерального Собрания”.

Эти конституционные положения существенно уточняются и до­полняются в ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона “О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 8 мая 1994 г.

Приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления (см., например, ст. 13 и 15 Федерального закона “Об общих принципах орга­низации законодательных (представительных) и исполнительных ор­ганов государственной власти субъектов Российской Федерации” от 6 октября 1999 г.

Такую законодательную практику можно признать в целом понят­ной и в определенных пределах оправданной. Она отражает стремле­ние иметь дополнительные гарантии законности и обоснованности привлечения к уголовной ответственности и применения весьма ост­рых мер принуждения к лицам, занимающим особое положение по­стольку, поскольку они принимают активное участие в политической жизни. Дополнительные гарантии — средство, ограждающее прежде всего от преследований по политическим мотивам. Как показывает российский и зарубежный опыт, такие гарантии в принципе нужны в любом по-настоящему демократическом государстве.

Представление о том, какие конкретно изъятия из конституцион­ного принципа равенства всех перед законом и судом предусматрива­ются для названных лиц, можно получить при ознакомлении, напри­мер, со следующими актами:

  • ч. 6 ст. 42 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 10 января 2003 г.;
  • ч. 18 ст. 29 и ч. 4 ст. 41 Федерального закона “Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­дан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г.;
  • ч. 3 ст. 47 Федерального закона “О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” от 20 декабря 2002 г.; Закона о статусе судей; Закона о прокуратуре;
  • ч. 4 ст. 17 Федерального закона “О федеральной службе безо­пасности” от 3 апреля 1995 г.;
  • ч. 1-3 ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Россий­ской Федерации" от 11 января 1995 г.;
  • ч. 8 ст. 40 Федерального закона “Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 2003 г.;
  • ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполно­моченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февра­ля 1997 г.
  • ст. 447-452 УПК;
  • ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

ФЗ о судебной системе РФ

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Реализация принципа равенства не носит абсолютного характера. В законодательстве предусмотрены случаи неравного отношения к определенным категориям граждан, а также установлены привилегии для некоторых категорий лиц.

Говоря об определенных исключениях из принципа равенства, следует особо отметить следующие обстоятельства:

- все случаи неравенства должны быть четко и недвусмысленно указаны в законе;

- каждый из них должен обусловливаться объективными причинами, исключительными обстоятельствами;

- лишь в этих случаях и никаких других суд может допускать неравное отношение к различным категориям граждан.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается:

- в отношении судьи Конституционного суда РФ, судьи Верховного суда РФ, ВАС РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа, федерального арбитражного суда, окружного военного суда – судебной коллегии в составе 3 судей ВС РФ по представлению Генпрокурора РФ;

-в отношении судьи иного суда – судебной коллегией в составе 3 судей верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области/округа по представлению Генпрокурора РФ.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генпрокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из 3 судей, о наличии в действиях судьи признаков преступления, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегией судей. Соблюдение такого же порядка необходимо для принятия решения о привлечении судьи в качестве обвиняемого.

Судебное решение о заключении судьи под стражу исполняется только с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судьи Квалификационного суда РФ – только с согласия Конституционного суда РФ.

Вопрос № 40. Общая характеристика законодательных и правовых источников уч-ого курса ПО.

Зак-ые и иные правовые акты – это действующие НА высших закон-ых, исп-ых и суд-ых органов власти, имеющие общее действие и регламентирующие пор-к создания, организации, построения и деят-сти ПО. Предметный признак, характеризующий НА – закрепление положений, определяющих построение ПО и организацию их деят-сти. Это относится и к каждому ПО в отдельности. НА должен иметь не ограниченное время действие и распространяться на неограниченное кол-во фактов применения. Он должен действовать в пер-д времени изучения. Источником уч-ого курса мб НА гос-ого органа, представляющего одну из ветвей гос-ой власти и обладающего правом принятия общеобязательных нормативных предписаний для отд-ых ПО.




По относимости регулируемых вопросов к ведению РФ или субъектов РФ НА можно подразделить на федеральные НА (акты фед-ых органов власти) и НА органов субъектов РФ.

В зависимости от принимающего НА субъекта можно выделить: акты органов зак-ой власти, акты органов исп-ой власти и акты органов суд-ой власти.

По кругу регулируемых вопросов НА мб универсальные, регулирующие организацию и деят-сть отд-ого ПО или определяющие отд-ые вопросы организации и деят-сти конкретного ПО.

В зависимости от юр-ой силы НА они подразделяются на Конституцию РФ, законы, подзаконные акты Президента и Правительства РФ и ведомственные НА.

НА об организации и деят-сти ПО в России мб классифицированы в зависимости от видов ПО и направлений их деят-сти. По этому основанию их можно подразделить на след-ие группы: общего действия; об организации и деят-сти судов; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах МВД, ФСБ, таможни; об организации предварительного расследования; об органах юстиции; о нотариате; об адвокатуре.

· НА органов законод-ой власти;

· НА органов исп-ой власти;

· НА органов суд-ой власти.

НА органов зак-ой власти принимаются Гос. Думой и Советом Федерации Фед-оно Собрания РФ, а также зак-ыми органами субъектов РФ, нап-р, Гос. Думой ТО. На терр-ии РФ продолжают действовать НА и тех зак-ых органов, кот-ые сущес-ли в СССР или РСФСР, в части, не противоречащей вновь принимаемым законам России. К числу НА органов зак-ой власти относятся действующие в наст-ее время на терр-ии РФ: Конституция РФ, фкз, фз и законы РФ, основы законодательства РФ, кодексы РФ, законы РСФСР, иные НА существовавших ранее высших зак-ых органов власти, не отмененные или частично действующие на терр-ии РФ, конституции республик, входящих в состав РФ, и уставы иных субъектов РФ, законы субъектов РФ.

НА органов исп-ой власти носят подзаконный хар-р и не должны противоречить Конституции и законам РФ. Положения ст. 90 и 115 Конституции РФ закрепляют это правило. К числу НА органов исп-ой власти можно отнести:

· Указы Президента РФ

· Постановления Правительства РФ

· Совместные акты министерств и ведомств

Необходимо иметь в виду, что могут продолжать действовать и нек-ые НА Совета Министерств РСФСР, в части, не противоречащей нормативным актам РФ.

Правительство РФ, осуществляя руководство подчиненными органами исп-ой власти, принимает соответствующие постановления, кот-ыми утверждаются положения об отд-ых министерствах или решаются отд-ые вопросы организации и деят-сти гос-ых органов, изучаемых в уч-ом курсе ПО.

Отд-ую группу НА органов исп-ой власти сост-ют ведомственные НА, кот-ые издаются руководителями министерств, служб, ген-ым прокурором РФ. Эти акты могут приниматься в форме приказов, распоряжений, инструкций, правил, положений и т.д. эти акты в основном направлены на решение внутриведомственных вопросов.

НА судебной власти регулируют отношения, связанные с реализацией суд-ой власти, кот-ые касаются прав и интересов граждан, деят-сти ПО и осуществления правосудия. Акты органов суд-ой власти – акты индивид-ого хар-ра, результат конкретного применения закона. Однако решения высших суд-ых органов могут иметь и общее значение для нижестоящих судов и др. органов.

К видам таких НА органов суд-ой власти могут быть отнесены постановления, заключения, определения Конст-ого Суда РФ; постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; решения Всероссийского съезда судей и постановления Совета судей РФ.

Особую группу в стс-ме нормативной базы курса сост-ют общепризнанные и нормы межд-ого права и договоры, заключенные РФ, кот-ые в соот-ии со ст. 15 Конституции РФ явля-ся составной частью правовой сис-мы РФ. Кроме того, если межд-ым договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством РФ, то применяются правила международного договора.

Накопленный объем знаний в науке, уч-ой лит-ре, практике деят-сти гос-ых органов по вопросам создания, построения ПО и организации деят-сти гос-ва по охране и защите прав граждан, юр-их лиц и общ-ва составляют основу предметы учебной дисциплины ПО.

К определению предмета уч-ой дисциплины можно выделить несколько подходов. Одни отталкиваются от организационных вопросов уг-ого процесса, связанных с организацией в гос-ве уг-ого преследования за совершение преступления. Другие опираются на построение в гос-ве суд-ой с-мы и связанные с ней в своей деят-сти органы прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих ПД. Определение предмета уч-ого курса опирается на организацию осуществления предусмотренной законом ПД. Органы гос-ва, спец-ые учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом ПД, составляют основу для выделения предметы изучения.

Содержание предмета образуют:

· сов-сть имеющихся в общ-ве знаний и инф-ии о существующих в РФ ПО и их с-ме на всей терр-ии гос-ва. Этот элемент предмета явл-ся ключевым, так как включает сущностное понятие уч-ой дисциплины и раскрывает направленность изучения материала;

· действующие НА, регулирующие организацию и деят-сть ПО составляют знач-ую часть содержания предмета;

· изучение организации и построения отд-ых ПО, их с-мы, структуры, состава и компетенции звеньев этого органа;

· вопросы кадров – пор-к назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения раб-ов ПО, продвижения их по службе, поощрения и дисциплинарная ответ-сть составляют неотъемлемую часть предмета изучения;

· ознакомление с историей становления и развития ПО в Российской империи, РСФСР, СССР, а также с НА, регулировавшими организацию и деят-сть ПО, позволяет освоить и эту часть ист-их знаний. Наряду с историей, инф-ую часть содержания предмета сост-т и нормативно-обзорные материалы о ПО и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных Европы, Азии или Америки.

ТО, предмет уч-ого курса ПО – сов-сть учебно-научной, законодательно-нормативной, ист-ой и ознакомительной инф-ии о с-ме ПО России, организации работы и построении отдел-ых ПО, ПО отд-ых зарубежных гос-в.

Формирование с-мы уч-ого курса осущ-ся по-разному. Одни излагают уч-ый материал в опр-ой последовательности глав, другие выд-т разделы и главы, в к-ых, систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить 2 части: общую и особеннную.

Уч-ый курс ПО явл-ся основной вводной обзорной юр-ой дисциплиной при подготовке юристов. Нормативно-правовая инф-ия об орган-ии и деят-сти ПО делает его общеобязательным юр-им курсом.

Более глубокое познание правового регулирования деят-сти ПО предполагается в других основных и спец-ых юр-их дисциплинах. К числу таких уч-ых курсов относятся: уг-ый процесс, гражд-ий процесс, прокурорский надзор, где изучается функциональный аспект деят-сти органов следствия и дознания, суда или прокуратуры. В спец-ых курсах арбитражное судопроизводство, конституционное судопроизводство, нотариат, адвокатура и других познаются процессуальные основы работы арбитражных судов и конст-ого суда РФ, пор-к осуществления нотариальных действий или адвокатской деят-сти. Основное отличие предметов этих курсов заключается в том, что они изучают деят-сть тех ПО, с наличием кот-ых студенты знакомятся при изучении курса ПО.

Более глубоко при этом изучается пор-к практич-ой деят-сти, её содержание, последовательность выполнения процес-ых дейс-ий спец-ыми должностными лицами в соответствии с положениями законов. Исходной базовой теоретической юр-ой дисциплиной при подготовке юристов явл-ся ТГП, где разрабатываются общие для многих отраслей права юр-ие понятия, кот-ые используются и при изучении курса ПО. Нап-р, такие понятия, как законодательство, з-н, гос-ые органы, ПД сост-т содержательную основу и учебного курса ПО.

Уч-ые курсы административное право и конституционное право также связаны с данным уч-ым курсом, предметы их изучения частично совпадают или аналогичны по изучаемому материалу. Познание организации органов закон-ой и исп-ой гос-ой власти и осн-ых их ф-ий аналогично по методологической и учебно-методической схеме усвоению инф-ии о ПО. Однако в этих дисциплинах глубоко изучается и организация и деят-сть Президента РФ, Правительства РФ, министерств, служб, агентств.

Вопрос №42. ПО в РФ, общая характеристика, их задачи и с-ма.

В законодательстве РФ не содержится формулировки понятия ПО, нет также и перечня тех органов, кот-ые относятся к правоохранительным. В юридич-ой лит-ре понятие ПО явл-ся дискуссионным. Нет единства мнений среди ученых относительно круга, перечня или сис-мы ПО. Большинство опр-т понятие ПО через категорию ПД. Такой подход представл-ся вполне обоснованным. То есть органы, осуществляющие ПД, относятся или могут быть отнесены к правоохранительным. Понятие ПД требует допол-оно раскрытия.

Основные черты ПД:

· Назначение ПД заключ-ся в том, что она направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юрид-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения своих обязанностей.

· ПД осущест-ся только на основании закона и в соответствии с законом, а в нек-ых случаях – исключительно в установленной процессуальной форме. Произвольные действия гос-ых органов и должностных лиц недопустимы. Нарушение требования закона, допущенное в процессе ПД, может само оказаться правонарушением, влекущим адм., дисц. или угол. ответственность. Что касается процессуальной формы, под ней понимается установленный процессуальным законом порядок произ-ва по делу в целом, а также условия, последовательность, порядок совершения отд-ых преступлений.

· ПД осущ-ся специально уполномоченными на то законом субъектами, наделенными для этого опр-ыми правилами и обязан-ми. Лица, осуществл-ие ПД должны иметь юрид-ое образование.

· В ряде слуаев ПД связана с применением законных мер гос-ого принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

· Законные и обоснованные решения, принятые субъектами ПД, подлежат обязат-ому исполнению должностными лицами и гражданами. Неисполнение этих решений образ-т самост-ое правонарушение, влекущее дополнит-ую ответст-сть.

ТО, ПД – предусмотренная действующим законодательством гос-ая или санкционированная гос-ая деят-сть, осуществляемая в опред-ом процессуальном порядке специально уполномоченными на то субъектами и связанная в большинстве случаев с применением законных мер гос-ого принуждения и направленная на охрану и защиту прав граждан, юр-их лиц и гос-ва и обеспечение выполнения ими своих обязанностей.

· Прокурорский надзор и защита гос-ых интересов в суде;

· Выявление и раскрытие преступлений и связанные с этим оперативно-розыскная деят-сть, охранная деят-сть и предупреждение преступлений и иных правонарушений;

· Обеспечение исполнения суд-ых решений;

· Оказание квалифицированной юр-ой помощи и юр-их услуг по защите и обеспечению прав.

ПО могут выполнять один или несколько видов деят-сти. Так, суд-ые органы осущ-т правосудие. Функцией прокурорского надзора наделены органы прокуратуры. Оперативно-розыскная деят-сть осущ-ся как органами внутр-х дел, так и органами гос-ой безопасности и нек-ыми другими органами. Органы внутр-х дел одновременно выпол-т расследование преступлений, оперативно-розыскную деят-сть, предупреждение правонарушений. ПД могут выполнять разл-ые органы гос-ва. Однако не все явл-ся правоохранительными. Для того, чтобы орган можно было отнести к числу правоохранительных, необходимо, чтобы ПД занимала значит-ое место в объеме его работы и не была побочной, эпизодической. Другой момент – некот-ые ПО выпол-т не только ПД, но и другие виды гос-ой деят-сти. Однако они отнесены к правоохранительным в силу того, что эта деят-сть у них явл-ся основной и имеет спец-ый закрепленный в законе процессуальный хар-р.

ПО – спец-ые гос-ые органы, профессиональные объединения и особые физические лица, кот-ые в силу закона и имеющегося у них правового статуса должны осуществлять в опр-ом объеме ПД.

Нет единства мнений относительно круга или сис-мы ПО. Больш-во относят к ПО следующие гос-ые органы: суд, прокуратуру, органы предварительного расследования: органы внутр-х дел, органы гос-ой безопасности, таможенные органы и другие, органы юстиции.

неприкосновенность судей

По ст. 118 Конституции, правосудие в России реализуется только судебной инстанцией. В статьях 120-122 Основного закона закреплены основополагающие критерии, касающиеся данной деятельности. Ими установлены гарантии неприкосновенности и независимости судей. Должностные лица подчиняются исключительно Конституции и ФЗ. Основной закон также устанавливает несменяемость судей.

Юридический статус должностных лиц

Из всех аспектов формирования и деятельности судебной системы следует выделить важнейший – независимость. От его реализации зависит эффективность функционирования этой ветви власти. Независимость судей предполагает отсутствие постороннего воздействия на уполномоченное лицо при осуществлении им деятельности. Данный принцип подчинения исключительно закону, безусловно, является определяющим для формирования статуса инстанций в современном государстве. Именно он обеспечивает существование Конституции и претворение в жизнь концепции верховенства Закона.

Социальная ценность статуса

Подчиненность исключительно Закону универсальна и не ограничивается рамками одной государственной системы. Социальное значение статуса настолько велико, что данная гарантия защиты свобод и интересов граждан явилась предметом обсуждения в ООН. В 1985 году, 13 декабря Генеральная Ассамблея приняла особый документ. В нем были установлены главные критерии независимости судебной структуры. Этот документ связал в неразрывное целое институционально-организационную самостоятельность учреждений и отдельных должностных лиц относительно прочих общественных и государственных органов. Это выражается в обособленности и самоуправляемости судебной системы, а также в запрете другим институтам власти осуществлять правосудие или вмешиваться в него. Только таким образом обеспечивается беспристрастность при реализации инстанциями своих полномочий.

Принцип неприкосновенности судей: спорный момент

Далеко не всякая должность имеет такой высокий статус. Срок полномочий судьи неограничен. Чтобы занять эту должность, гражданин проходит достаточно жесткий отбор. Возбудить уголовное дело против судьи может исключительно Генеральный прокурор. При этом его инициатива должна быть одобрена квалифицированной коллегией. Сравнительно недавно данное решение считалось окончательным и не подлежало обжалованию. Однако это вызвало возражения среди юристов.

несменяемость и неприкосновенность судей

В компетентных кругах возник вопрос о том почему неприкосновенность судьи рассматривается вразрез с конституционным положением о равенстве граждан перед законом. Так, некоторые из них говорили о том, что возбуждение уголовного производства не должно зависеть от решения квалифицированной коллегии. Другие заявляли, что любой должностной статус лица не может являться препятствием для открытия дела или стать основанием для освобождения его от ответственности за незаконные действия. Этими возражениями юристы указывали на необходимость соблюдения принципа равенства граждан перед судом и законом как одним из основополагающих аспектов права.

Что значит "неприкосновенность судей"?

В РФ такой "иммунитет" выступает в качестве специфического исключения из конституционного положения о равенстве граждан перед законом. По своему содержанию несменяемость и неприкосновенность судей выходит за пределы индивидуальных прав гражданина. Это обусловлено тем, что государство и общество предъявляют к должностному лицу и его деятельности повышенные требования. Это, в свою очередь, предполагает дополнительные гарантии неприкосновенности судей. Другими словами, положения, устанавливающие этот один из важнейших элементов, определяющих правовой статус должностных лиц, ориентированы на обеспечение основ разделения властей и конституционного строя, а также самостоятельность и подчиненность Закону всей системы.

Практическая реализация

гарантии неприкосновенности и независимости судей

Неприкосновенность судей не является привилегией должностных лиц. Она выступает в качестве средства защиты их профессиональной деятельности во исполнение конституционных положений. В соответствии с данными Высшей квалификационной судебной коллегии, региональные ее подразделения в целом верно применяют институт иммунитета и чаще соглашаются с подаваемыми Генпрокуратурой представлениями. При этом последняя максимально профессионально и объективно подходит к вопросу, касающемуся вхождения должностных лиц в коллегии, согласия на возбуждение уголовного производства. В практике имеются примеры, когда Генеральная прокуратура возвращала представления и материалы ненадлежащего качества региональным отделам.

Средства обеспечения института иммунитета

Одной из важнейших мер реализации конституционного принципа неприкосновенности выступает защита личности, служебного помещения, жилища, средств связи, используемого транспорта судей. Под охраной государства находятся и документы, имущество и корреспонденция должностных лиц. По ст. 22 Основного закона, каждый человек в России имеет право на юридический иммунитет. Однако неприкосновенность судей поднята на более высокий уровень в связи с теми полномочиями, которыми они наделены.

Привлечение к ответственности

Она имеет ряд особенностей. Так, судьи не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за выраженное ими мнение в процессе осуществления профессиональной деятельности или принятое решение, если приговором, вступившим в законное действие, не будет установлена вина в преступном злоупотреблении или вынесении заведомо неправосудных определений, постановлений и прочих актов.

Возбуждение уголовного производства

В законе установлен особый порядок, касающийся принятия решений открытия таких дел в отношении судей или привлечения их как обвиняемых по иному разбирательству. Они принимаются Генпрокурором относительно должностных лиц:

  • Высшей арбитражной инстанции.
  • Верховного Суда.
  • Гражданских и военных инстанций общей юрисдикции среднего звена.
  • Федерального арбитражного органа (в соответствии с заключением коллегии ВС о наличии в действиях состава преступления и с одобрения ВККС).

Принятие решений о возбуждении производства относительно судей иных инстанций осуществляется по заключению коллегии, состоящей из 3-х судей. Вопрос о привлечении должностного лица к административной ответственности рассматривается в соответствии с представлением Генпрокурора в отношении служащих:

  • Конституционной инстанции.
  • ВС.
  • ВАС.
  • Судебных органов общей юрисдикции.

принцип неприкосновенности судей

Относительно должностных лиц иных инстанций вопрос о привлечении к ответственности по административному преступлению решается в соответствии с заключением коллегии из 3-х уполномоченных и с одобрения ККС соответствующего региона.

Ограничения действий правоохранительных органов

Неприкосновенность судей действует в случае задержания их по подозрению в совершении незаконных действий или по другим обстоятельствам. Должностные лица, принудительно доставленные в любые госорганы, в том случае если их личность на момент задержания не была известна, после ее установления должны быть освобождены немедленно. Неприкосновенность судей, как выше было сказано, касается и имущества должностных лиц. В связи с этим вещи задержанного не могут досматриваться, кроме случаев, прямо предусмотренных ФЗ.

Оперативно-розыскные действия

Законодательством предусмотрен особый порядок их осуществления. Специальные правила распространяются и на следственные действия. Последние могут иметь место в случае, если относительно судьи не возбуждено уголовное производство. После открытия дела проведение указанных мероприятий допускается в отношении судей:

  • Конституционной инстанции.
  • ВАС.
  • Инстанций общей юрисдикции (военных и гражданских) среднего звена.
  • Федеральных арбитражных органов (по заключению коллегии ВС).

Действия в отношении судей иных органов осуществляются в соответствии с решением коллегии из трех должностных лиц соответственно инстанций общей юрисдикции.

Дополнительно

Проникновение в служебное помещение, жилище или транспорт, используемый судьей, осуществление там выемки либо обыска, личный досмотр, прослушивание разговоров, изъятие корреспонденции, документов, имущества, ему принадлежащих, допускается только на основании и в связи с уголовным производством в отношении него. Рассмотрение дела по ходатайству должностного лица, заявленному до начала разбирательства, осуществляется ВС.

Читайте также: