Название какого известного водного транспортного средства своим названием обязано плоту

Обновлено: 30.06.2024

История плавающих средств. От плота до субмарины

На мир взгляни разумным оком,

Не так, как прежде ты глядел.

Построй корабль из добрых дел.

Лишь дно моря знает его вес.

Человек с древнейших времен был связан с водой. Она необходима для питья, приготовления пищи, в воде есть рыба и водоплавающие птицы, другая пища. В конце концов, по воде проще добраться куда-то, чем через лес или зимой через снега. Но чтобы не просто переплыть реку или озеро, а плыть долго, нужно приспособление.

К тому же если менять место стоянки, надо перевозить с собой и домашнюю утварь, и желательно ее при этом не мочить.

Скорее всего, первым придумали плот – связанные бревна, на которые можно что-то поставить или усесться самому. В южных странах это могли быть связки бамбука или тростника.

Именно так происходило расселение человечества по континентам и островам, так были заселены Океания и Австралия в древнейшие времена. Причем эти люди плавали с острова на остров, с атолла на атолл, ориентируюсь только по звездам, солнцу и луне.

А позже появился и корабль…

В свое время сотрудники университетов Бирмингема и Шеффилда, исследуя находки в районе Эгейского моря, установили, что между островом Малос и греческим материком существовал морской торговый путь. Об этом свидетельствует атомный анализ изделий из вулканического стекла обсидиана, найденных в доисторических пещерах юго-восточной Греции. Ученые датировали эти находки периодом между 7500 и 6800 годами до н. э. Они доказали, что эти изделия доставлялись в Грецию на кораблях, шедших от островов Эгейского архипелага к континентальной Элладе. Тем самым горизонт истории морского судоходства отодвинулся па тысячи лет.

В задачу этой книги не входит изложение всей истории кораблестроения. Такой труд по силам лишь огромному коллективу историков и уместится в многотомном издании. Ведь даже простое перечисление одних только названий типов судов, существовавших в разные времена и у разных народов, займет несколько страниц.

Морские и речные суда делятся; по устройству двигателя (движителя) – парусное, гребное, пароход, теплоход и т. д.; по приводу – самоходные, несамоходные; по размещению корпуса – подводная лодка, ныряющее, полупогружное, водоизмещающее, глиссирующее, на подводных крыльях, на воздушной подушке, экраноплан, судно на воздушной каверне; по области применения – грузовое судно, пассажирское судно, военный корабль, Промысловое судно, буксир, научно-исследовательское судно, вспомогательное судно, суда атомного технологического обслуживания. Мы расскажем лишь о судах, различающихся по устройству движителя, области применения и о наиболее важных вехах развития флота.

Первые плавательные средства

Поскольку жизнь человека неразрывно связана с водой, то уже в древнейшие времена он задумался над тем, как можно по ней передвигаться. Вплавь – хорошо, когда плыть нужно недолго и вода теплая. Люди заметили, что дерево или тростник хорошо держатся на воде, не тонут. Опытным путем проверили, что за кусок дерева можно держаться и плыть, тоже не утонешь. Кто-то когда связал веревкой или лианой охапку тростника и выяснил, что и это подходит.

До сих пор первобытные племена вяжут плоты и выдалбливают лодки из стволов деревьев, и нет никаких сомнений, что так же делали люди тысячи, десятки тысяч лет назад. Сначала это были достаточно неуклюжие и опасные для передвижения суда, но постепенно мастерство росло, а с ним росли и расстояния, на которые можно было передвигаться для открытия новых земель или для торговли.

Живя у воды, люди обратили внимание, что стволы деревьев в воде не тонут. Однако, если сидеть на бревне, то ноги будут в воде, а в умеренных широтах достаточно прохладно для таких упражнений. Кроме того, с круглого бревна легко соскользнуть в воду. Ну и у бревна малая грузоподъемность, на него особо ничего не нагрузишь.

Тогда наши предки решили соединить вместе несколько бревен и, взяв в руки длинный шест, совершили первое плавание вдоль берега. Так было изобретено средство передвижения по воде – хорошо известный сегодня плот. Он прекрасно годился для перевозки больших грузов, особенно, если движение происходило вниз по реке. Однако плот был довольно громоздким, неповоротливым, довольно тяжелым сооружением, кроме того, шест в глубоководных местах не доставал до дна, и люди стали использовать для гребли доску. Постепенно происходило усовершенствование гребневой доски, и со временем она приняла лопатообразный вид. Так уже в древние времена было изобретено весло.

История плавающих средств. От плота до субмарины - i_001.jpg

Бамбуковый плот

Разновидностью плота стала папирусная (тростниковая) лодка, придуманная жителями долин рек Нил, Тигр и Евфрат. Тростник, обильно растущий по берегам этих рек, имеет толстые, полые внутри стебли длиной до полутора метров. Соединяя стебли тростника в пучки – вязанки, а затем формируя из нескольких вязанок плавучую платформу, древнеегипетские и шумерские судостроители создали грузоподъемное и надежное судно для плавания по спокойным водам.

Первое достоверное упоминание о лодке относится к глубокой древности. Самые ранние находки археологов – это лодки, построенные около 7 тысяч лет назад. Самая древняя лодка была найдена в Кувейте. Еще одна модель лодки найдена в Обейдской гробнице, в городе Эриду, одном из древнейших городов Шумера (на рубеже V тыс. до н. э.), который стоял на берегу Персидского залива.

На Руси судостроение и мореплавание были известны с древнейших времен. На побережье Белого моря сохранились наскальные рисунки, датируемые примерно третьим тысячелетием до н. э., изображающие охоту с гарпуном на морского зверя. В 1973 году на дне Южного Буга был найден дубовый челн-однодеревка длиной примерно 7 метров. Это – одно из древнейших судов, обнаруженных на территории восточных славян, оно датируется примерно V веком до н. э.

На берегу Ладожского озера в 1872–1882 годах был найден долбленый челн-однодеревка длиной 3,5 метра и шириной 86 сантиметров. Его относят примерно к III тысячелетию до н. э.

Первая лодка получилась из бревна. Для удобства бревно заостряли на концах и стесывали сверху, позже стали вытесывать или выдалбливать сердцевину, чтобы удобнее было сидеть и класть груз. Иногда сердцевину выжигали, но аккуратно, чтобы не прожечь насквозь. В тех местностях, где деревьев было мало, лодки делали, натягивая на деревянный каркас шкуру животного, либо прикрепляли к каркасу кору, используя смолу или битум.

Что такое глиссер?

лодка глиссиреут


Глиссером называют небольшое судно, имеющее возможность выходить в режим глиссирования. Отличительной особенностью глиссера является его плоское днище, позволяющее добиться эффекта скольжения при движении. От прочих плавсредств глиссер отличает его повышенная чувствительность к нагрузке.

Что такое шхуна?

шхуна

Шхуна – это сравнительно небольшое парусное судно, отличительной особенностью которого является наличие мачты (минимальное их количество – 2 шт.), а также парусов косой формы. Благодаря низкой посадке на шхуне можно перемещаться даже на мелководье.

Маломерные суда это ?

маломерное судно

Маломерн ые суда – общее название для яхт, катеров, лодок и прочих плавсредств. С юридической точки зрения, данный термин объединяет все виды плавучих судов, максимальная длина которых составляет не более 20 метров. Также до 12 ограничено количество пассажиров, которые одновременно могут находиться на таком судне.

Морские суда это?

грузовое судно

С обывательский точки зрения, морскими судами называют все типы судов, используемых на море. Законодательно под морскими судами понимают плавсредства, предназначенные для транспортировки грузов и перевозки людей по морской поверхности. В настоящее время нередко используются для спортивных соревнований на воде и отдыха.

Вельбот что это?

вельбот

Вельбот относится к классу шлюпок. Его отличительной особенностью является заостренная корма и нос. Оснащается вельбот 4 или 8 веслами. В последнее время может дополнительно оснащаться мачтой. Вельбот военного назначения предназначается исключительно для перевозки людей.

Лодка картоп что это?

картоп

Картоп – лодка небольших размеров, основным предназначением которой является рыбалка или охота на тиховодье в небольшом течении. Такая лодка умещается на багажнике легкового автомобиля. В качестве материала для изготовления чаще всего используется стеклопластик.

Что такое долбленка?

лодка долбленка

Долбленка относится к классу гребных лодок. От прочих своих аналогов отличается способом изготовления. Суть изготовления долбленки основана на том, что она выдалбливается из единого куска дерева. Таким образом получается фактически бесшовное судно.

Что такое экраноплан?

экраноплан

Экранопланами называют высокоскоростное летающие судна, которые во время перемещения создают так называемый экранный эффект, то есть передвигаются параллельно поверхности. Может передвигаться не только над водой, но и над любой другой плоской поверхностью.

Что относится к водному транспорту?

катер посажирский

Водным транспортом называют отдельный вид транспортных средств, предназначением которых является перевозка людей и грузов исключительно по водному пространству. К водному транспорту относятся все плавучие суда. Существует дополнительное разделение на речной и морской транспорт, в зависимости от акватории.

Как называется судно на воздушной подушке?

судно на воздушной подушке

Судно на воздушной подушке (аббревиатура СВП) – это отдельный тип маломерных плавучих судов, перемещение которого происходит под воздействием воздуха, вентилируемого под днищем. В качестве основного элемента таких судов выступает так называемый воздушный винт.

Что такое лодка самоходка?

Что такое аквабайк?

аквабайк, гидроцикл

Аквабайками называют гидроциклы (водные мотоциклы). Данный вид транспорта является исключительно спортивным. Основным элементом аквабайка является специальное устройство – водомет. По сравнению с винтом, он выдает меньшую нагрузку на воду, что, в свою очередь, отражается на скорости во время движения.

Что такое катер?

Что такое яхта?

Яхта

Яхтами называют небольшие суда, основной целью которых является туристические плавания и отдых небольшого количества пассажиров. Как правило, яхты оснащены палубой и несколькими каютами.

Чем отличается катер от яхты?

Катера и яхты

Основное отличие – наличие на яхте парусов. Кроме того, катера предназначены преимущественно для прогулок, в то время как яхта больше нацелена на долгий отдых на воде.

Что такое байдарка?

Байдарка

Байдарками в настоящее время называют малые легкие судна без мотора, с заостренными концами. В действие приводятся вручную (как правило, с помощью двух весел). Изначально появились у тихоокеанских народов и предназначались для охоты на воде.

Что такое каноэ?

Каноэ

Каноэ – маломерное безмоторное судно без уключины, с заостренными концами. От прочих судов отличается тем, что в движение приводится с помощью одного лопатообразного весла. Для изменения направления движения весло необходимо повернуть в воде под другим углом.

Что такое лодка?

Лодка Тактика

Лодками называют маломерные суда, длина которых составляет не более 9 метров, а ширина не превышает 3 метра. Максимальная грузоподъемность лодок равняется 5 тоннам. Изначально лодки считались гребными судами. В настоящее время данное отнесение не действует ввиду появления моторных лодок.

Что такое моторная лодка?

Мотолодка

Лодкой называют судно, длина которого не превышает 9 метров, а ширина — 3 метра. Моторная лодка по своей функциональности больше напоминает катер. . Единственное отличие заключается в том, что мотор на лодке подвесной (у катеров он крепится стационарно). По своим габаритам моторные лодки идентичны гребным, поэтому находятся в одной классификации. Более того, моторная лодка может приводиться в движение и при помощи весел.

Читайте также: