Назовите монарха издавшего данный указ кто имеет сыновей и хочет

Обновлено: 30.06.2024

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

2) изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом

3) Прутский поход под руководством Петра I

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) осада Киева печенегами

Б) Карибский кризис

B) заключение Тильзитского мира

Г) венчание Ивана IV на царство

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода Великих реформ 1860-х — 1870-х гг. XIX в.

1) редакционные комиссии; 2) мировой суд; 3) отруб; 4) третьеиюньская монархия; 5) городская дума; 6) выкупная операция.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) Ливонская война

Б) реформы Александра I

B) борьба Руси с монголами

Г) внутрипартийная борьба в СССР

ФАКТЫ

2) ссылка Л. Д. Троцкого в Алма-Ату

3) оборона крепости Доростол

4) осада Пскова Стефаном Баторием

5) битва на Калке

6) принятие устава РСДРП

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «. было смятение в мире, били челом всею землею государю на земского судью на Левонтья Степанова сына Плещеева, что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И того ж дни возмутились миром на боярина и государева царёва дядьку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего Петра Тиханова сына Траханиотова, дома их миром разбили и разграбили. . Указал-де государь впредь-де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказах не бывать.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В документе речь идёт о событиях, произошедших в XVIII веке.

2) В том же десятилетии, когда произошли события, описанные в документе, было принято Соборное уложение.

3) Современником событий, описанных в документе, был А. М. Горчаков.

4) Причиной выступлений, описанных в документе, являлись условия отмены крепостного права.

5) Исторический деятель, упоминаемый в документе, был главой приказа Большой казны и одним из инициаторов введения соляного налога.

6) В период событий, описанных в документе, Россия вела Северную войну. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) периода холодной войны? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) подписание договора СНВ III

2) создание НАТО

3) создание Совета экономической взаимопомощи

5) вступление СССР в Лигу Наций

6) Берлинский кризис

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) Начальником Центрального штаба партизанского движения в 1942-44 гг. был ____.

В) Блокада Ленинграда была прорвана в феврале ____ г.

1) П. К. Пономаренко

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) основание Шляхетского корпуса

Б) восстание против Василия Шуйского

B) борьба с нашествием войск Батыя на Русь

Г) подписание Заключительного акта СБСЕ

УЧАСТНИКИ

1) Евпатий Коловрат

5) И. И. Болотников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок интервью и укажите страну, название которой пропущено в тексте.

«В целом операция прошла организованно и, за редким исключением, без боевых действий. Ещё до её начала по инициативе командования 40-й армии были активизированы контакты с полевыми командирами моджахедов и местным населением. Наши командиры и политработники проводили встречи со старейшинами близлежащих кишлаков, местным жителям оказывалась помощь топливом и продуктами. Правда, некоторые непримиримые представители оппозиции намеревались всё-таки устроить шурави напоследок кровавую бойню, но их не поддержали даже в среде моджахедов. Руководители оппозиции были заинтересованы в быстрейшем уходе наших войск, полагая, что после этого они станут хозяевами положения в стране.

Хотя, конечно, не всё, как вы заметили, шло гладко. Были отдельные стычки. Не обошлось и без потерь. Особенно на втором этапе: в январе и первой половине февраля 1989 года в ходе вывода погибли 39 советских воинов.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Перенесение резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир

Битва на реке Воже

Принятие Декларации прав человека и гражданина

Подписание Мюнхенского соглашения

2) Издание манифеста о присоединении Крыма к Российской империи

3) захват Константинополя крестоносцами

5) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

6) первый созыв Генеральных штатов во Франции

7) запуск первого в мире искусственного спутника Земли

9) учреждение Государственного совета в России

12. Прочтите отрывок из указа монарха.

«..1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое [имущество по завещанию], тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у кого сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Согласно данному указу, дочери и сёстры полностью лишались наследства.

2) Указ ограничивал права податного населения.

3) Указ уничтожал различия между вотчиной и поместьем.

4) Указ создан в период, когда Российское государство вело затяжную войну.

5) Указ создан в период дворцовых переворотов.

6) Современником создания указа был А. Д. Меншиков.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Укажите век, к которому относятся походы, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

15. Назовите российского императора, в период правления которого окончилась война, отображённая на схеме.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Союзницей России в военных действиях, обозначенных на схеме стрелками, выступила Австрийская империя.

3) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, военные действия разворачивались исключительно в акватории Чёрного моря.

6) В результате войны участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

A) Теремной дворец

B) Успенский собор Московского Кремля

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) памятник культуры создан в XVIII в.

2) автор — Алевиз Новый

3) автор памятника культуры был обвинён в измене Родине и выслан из страны

4) памятник культуры создан по распоряжению царя Михаила Фёдоровича

5) памятник культуры создан под руководством Аристотеля Фиораванти

6) современником создания данного памятника культуры был Александр I

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В период, когда выпущена марка, президентом России был Б. Н. Ельцин.

2) На марке изображены храмы Петербурга.

3) В период политической деятельности исторической личности, изображённой на марке, Россия вела войны за выход к Чёрному морю.

4) Исторический деятель, изображённый на марке, возглавлял Посольский приказ.

5) Современником исторического деятеля, изображённого на марке, был патриарх Никон.

19. Выберите монеты, посвящённые событиям, произошедшим в том же веке, когда была выпущена марка. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою.

Вам достаётся Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы её повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твёрдо, чего она хочет и чего не хочет и не допустит никак. Все будут ждать в волнении, в чём ваша воля обозначится. Многие захотят завладеть ею и направлять её. Простите, что в эти скорбные часы прихожу к Вам со своим словом: в эти первые дни царствования, которые будут иметь для Вас решительное значение, не упускайте ни одного случая заявлять свою личную решительную волю, прямо от Вас исходящую, чтобы все слышали и знали: „Я так хочу“, или „я не хочу этого“.

Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников. Слух этот дошёл до старика гр. Строгонова, который приехал ко мне сегодня в волнении.

Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы перед лицом всего народа русского в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.

Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий, и поколеблет сердца всех Ваших подданных. Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и чего требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые заговоры. Ради Бога, Ваше Величество, — да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

20. Назовите императора, к которому обращается автор письма. Укажите год, когда произошли описанные в письме события. Назовите организацию, к которой относились упомянутые в тексте преступники.

21. Какого мнения относительно судьбы преступников придерживается автор? Как автор объясняет необходимость такого решения? Укажите два объяснения.

22. Укажите любые три политические инициативы автора письма, которые были реализованы в период правления императора — адресата данного письма, помимо указанных в тексте.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1505-1533 гг.; 2) июнь 1812 г. — декабрь 1825 г.; 3) июль 1914 г . — март 1918 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

1. Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

2) изобретение книгопечатания И. Гуттенбергом

3) Прутский поход под руководством Петра I

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) осада Киева печенегами

Б) Карибский кризис

B) заключение Тильзитского мира

Г) венчание Ивана IV на царство

ГОДЫ

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

3. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) периода Великих реформ 1860-х — 1870-х гг. XIX в.

1) редакционные комиссии; 2) мировой суд; 3) отруб; 4) третьеиюньская монархия; 5) городская дума; 6) выкупная операция.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4. Запишите термин, о котором идёт речь.

Осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Термин чаще применяется в более узком смысле — как сотрудничество с оккупантами.

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

A) Ливонская война

Б) реформы Александра I

B) борьба Руси с монголами

Г) внутрипартийная борьба в СССР

ФАКТЫ

2) ссылка Л. Д. Троцкого в Алма-Ату

3) оборона крепости Доростол

4) осада Пскова Стефаном Баторием

5) битва на Калке

6) принятие устава РСДРП

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «. было смятение в мире, били челом всею землею государю на земского судью на Левонтья Степанова сына Плещеева, что от нево в миру стала великая налога и во всяких разбойных и татиных делах по его Левонтьеву наученью от воровских людей напрасные оговоры. И того ж дни возмутились миром на боярина и государева царёва дядьку на Бориса Иванова сына Морозова, да на окольничего Петра Тиханова сына Траханиотова, дома их миром разбили и разграбили. . Указал-де государь впредь-де им Борису Морозову и Петру Траханиотову до смерти на Москве не бывать и не владеть и на городех у государевых дел ни в каких приказах не бывать.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В документе речь идёт о событиях, произошедших в XVIII веке.

2) В том же десятилетии, когда произошли события, описанные в документе, было принято Соборное уложение.

3) Современником событий, описанных в документе, был А. М. Горчаков.

4) Причиной выступлений, описанных в документе, являлись условия отмены крепостного права.

5) Исторический деятель, упоминаемый в документе, был главой приказа Большой казны и одним из инициаторов введения соляного налога.

6) В период событий, описанных в документе, Россия вела Северную войну. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

7. Что из перечисленного относится к событиям (явлениям, процессам) периода холодной войны? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) подписание договора СНВ III

2) создание НАТО

3) создание Совета экономической взаимопомощи

5) вступление СССР в Лигу Наций

6) Берлинский кризис

8. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

Б) Начальником Центрального штаба партизанского движения в 1942-44 гг. был ____.

В) Блокада Ленинграда была прорвана в феврале ____ г.

1) П. К. Пономаренко

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

A) основание Шляхетского корпуса

Б) восстание против Василия Шуйского

B) борьба с нашествием войск Батыя на Русь

Г) подписание Заключительного акта СБСЕ

УЧАСТНИКИ

1) Евпатий Коловрат

5) И. И. Болотников

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок интервью и укажите страну, название которой пропущено в тексте.

«В целом операция прошла организованно и, за редким исключением, без боевых действий. Ещё до её начала по инициативе командования 40-й армии были активизированы контакты с полевыми командирами моджахедов и местным населением. Наши командиры и политработники проводили встречи со старейшинами близлежащих кишлаков, местным жителям оказывалась помощь топливом и продуктами. Правда, некоторые непримиримые представители оппозиции намеревались всё-таки устроить шурави напоследок кровавую бойню, но их не поддержали даже в среде моджахедов. Руководители оппозиции были заинтересованы в быстрейшем уходе наших войск, полагая, что после этого они станут хозяевами положения в стране.

Хотя, конечно, не всё, как вы заметили, шло гладко. Были отдельные стычки. Не обошлось и без потерь. Особенно на втором этапе: в январе и первой половине февраля 1989 года в ходе вывода погибли 39 советских воинов.

11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

Перенесение резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир

Битва на реке Воже

Принятие Декларации прав человека и гражданина

Подписание Мюнхенского соглашения

2) Издание манифеста о присоединении Крыма к Российской империи

3) захват Константинополя крестоносцами

5) открытие Васко да Гамой морского пути в Индию

6) первый созыв Генеральных штатов во Франции

7) запуск первого в мире искусственного спутника Земли

9) учреждение Государственного совета в России

12. Прочтите отрывок из указа монарха.

«..1. Всем недвижимых вещей, то есть родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хочет, единому из оных дать недвижимое [имущество по завещанию], тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе как сыновьям, так и дочерям, сколько их будет, по своей воле, кроме одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у кого сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определить таким же образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Согласно данному указу, дочери и сёстры полностью лишались наследства.

2) Указ ограничивал права податного населения.

3) Указ уничтожал различия между вотчиной и поместьем.

4) Указ создан в период, когда Российское государство вело затяжную войну.

5) Указ создан в период дворцовых переворотов.

6) Современником создания указа был А. Д. Меншиков.

Рассмотрите схему и выполните задания 13-16.

13. Укажите век, к которому относятся походы, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

15. Назовите российского императора, в период правления которого окончилась война, отображённая на схеме.

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) Союзницей России в военных действиях, обозначенных на схеме стрелками, выступила Австрийская империя.

3) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, военные действия разворачивались исключительно в акватории Чёрного моря.

6) В результате войны участникам антироссийской коалиции удалось предотвратить усиление России на Балканах.

17. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

A) Теремной дворец

B) Успенский собор Московского Кремля

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) памятник культуры создан в XVIII в.

2) автор — Алевиз Новый

3) автор памятника культуры был обвинён в измене Родине и выслан из страны

4) памятник культуры создан по распоряжению царя Михаила Фёдоровича

5) памятник культуры создан под руководством Аристотеля Фиораванти

6) современником создания данного памятника культуры был Александр I

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

18. Какие суждения о данной марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В период, когда выпущена марка, президентом России был Б. Н. Ельцин.

2) На марке изображены храмы Петербурга.

3) В период политической деятельности исторической личности, изображённой на марке, Россия вела войны за выход к Чёрному морю.

4) Исторический деятель, изображённый на марке, возглавлял Посольский приказ.

5) Современником исторического деятеля, изображённого на марке, был патриарх Никон.

19. Выберите монеты, посвящённые событиям, произошедшим в том же веке, когда была выпущена марка. В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти монеты.

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20—22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою.

Вам достаётся Россия смятенная, расшатанная, сбитая с толку, жаждущая, чтобы её повели твердою рукою, чтобы правящая власть видела ясно и знала твёрдо, чего она хочет и чего не хочет и не допустит никак. Все будут ждать в волнении, в чём ваша воля обозначится. Многие захотят завладеть ею и направлять её. Простите, что в эти скорбные часы прихожу к Вам со своим словом: в эти первые дни царствования, которые будут иметь для Вас решительное значение, не упускайте ни одного случая заявлять свою личную решительную волю, прямо от Вас исходящую, чтобы все слышали и знали: „Я так хочу“, или „я не хочу этого“.

Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников. Слух этот дошёл до старика гр. Строгонова, который приехал ко мне сегодня в волнении.

Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы перед лицом всего народа русского в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.

Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий, и поколеблет сердца всех Ваших подданных. Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и чего требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые заговоры. Ради Бога, Ваше Величество, — да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

20. Назовите императора, к которому обращается автор письма. Укажите год, когда произошли описанные в письме события. Назовите организацию, к которой относились упомянутые в тексте преступники.

21. Какого мнения относительно судьбы преступников придерживается автор? Как автор объясняет необходимость такого решения? Укажите два объяснения.

22. Укажите любые три политические инициативы автора письма, которые были реализованы в период правления императора — адресата данного письма, помимо указанных в тексте.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1505-1533 гг.; 2) июнь 1812 г. — декабрь 1825 г.; 3) июль 1914 г . — март 1918 г.

В сочинении необходимо:

- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений ).

- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Понеже по указам Предков Наших, Великих Государей, Соборным Уложеньем положено по закону Божию и преданию Святых Апостол, отцам детей своих в движимых и недвижимых имениях делить всех по равным частям, а женам после умерших мужей давать из поместий их с окладов на прожиток, и купленные при них вотчины; в прошлом 1714 году блаженныя и вечнодостойныя памяти Дядя Наш Его Императорское Величество Петр Великий, особливыми пункты те разделы отрешить, а по первенству одного наследником учинить соизволил, в таком всемилостивейшем намерении, чтоб от разделения деревень в разные руки фамилии и знатные домы не упадали. Но понеже отцы, естественно сожалея своих детей, всеми образы тщились, несмотря ни на какие свои убытки и разорения, делить детей своих всех по равным частям, и крепили им то продажами и закладами чрез разные руки, а которые того при себе учинить не могли, то другие разные способы к тому искали и подвергали детей своих под великие клятвы, чтоб оставшее после их имение, по смерти их, равно между собой делили, и тем как между детьми, так и родственники, не точию ненависти и ссоры произошли, но некоторые, отважа себя, и до смерти побивали. Того ради Мы, Наше Императорское Величество, ревнуя закону Божию и милосердуя о своих верных подданных, пожаловали Всемилостивейше повелели, впредь с сего Нашего указа, как поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина, и отцам и матерям детей своих делить по Уложенью всем равно, також и за дочерьми в приданое давать по-прежнему. А которые отца и матери помрут без завещания, после таких в разделе недвижимых и движимых их имений поступать по нижеследующим пунктам:

1. После умершего мужа изо всего его недвижимого имения, какого бы звания за ним ни было, из жилого и из пустого, давать жене его со 100 по пятнадцати четвертей в вечное владение, а из движимого имения по Уложенью, а собственным их приданым имениям, и что они, будучи замужем, куплею себе, или после родственников по наследству присовокупили: быть при них, не зачитая того в ту указную дачу, что надлежит дать из мужня; а дочерям при братьях, как из недвижимого, так и из движимого против матери, или мачехи вполы. А ежели после того ж умершего останется невестка, сыновня жена, и ей дать из той части, которая надлежала мужу ее, со 100 по 15 четвертей; також и мужьям после жен давать из недвижимого и движимого собственного жен их имения против того ж, как положено оставшим женам после мужей; прочие ж все разделы как между детьми, и внучатами, так и между родственниками мужеска и женска пола, чинить по Уложенью.

2. У кого сына два, или три, а при нем один сын умрет, а после того его сына останется жена с детьми, а за тем его сыном собственного недвижимого ничего не было: и таким вдовам из свекровых недвижимых, при нем свекре ее при живом, из той части, что надлежало дать тому его умершему сыну, дать со 100 по пятнадцати четвертей, а из движимого собственного мужа ее, по Уложенью, а из движимого ж свекрова, при нем свекре ее, не давать, також и детям ее, покамест дед их жив, из той отца их части не давать же, понеже по смерти его раздел им учинен будет с дядьями и с тетками по указу.

3. Буде после умершего оставшая жена, хотя и не бив челом себе об указной даче из его недвижимого, выйдет замуж за другого мужа, того ей в вину не ставить, и из того недвижимого первого ее мужа имения указную часть ей давать; только за то, что она, не бив челом о той указной части, вышла замуж за другого, в Вотчинной Коллегии при справке той части, брать пошлины вдвое.

5. Которые законные наследники из недвижимого имения из отеческого или из материя или из родственного, по смерти их не справя за собою, или и не бив челом до сего указа, а именно Декабря до 9 числа прошлого 1730 года, продали или заложили и просрочили: и тому быть по тем их продажам и закладам, для того, что тогда в том наследственном имении был он волен, а достальное разделить ему с братьями и с сестрами по сему указу, для того, что остаточное имение до сего указа за ним не справлено.

6. Которые дела вершены по пунктам 1714 и 1725 годов, и к тем пунктам пополнительным указам, правильно и спору и челобитья на них нет: тем быть так, как они вершены, а которые дела вершены тем пунктам и указам противно, и имеется, или впредь будет на них спор и челобитье: и о тех делах следовать, и по исследованию решить по тем же пунктам и указам. А прочие невершенные, також и вновь начинающиеся дела, делать и решить по сему Нашему Императорского Величества указу и по Уложенью и по новоуказным статьям, которые учинены в пополнение Уложенью и приняты к законному Уложенью, а не в противность. Что же надлежит в пополнение тому или каких пунктов в Уложенье не достанет: то сочинить при поправлении того Уложенья; и для того вотчинную главу, в которой нужда больше всех состоит, прежде других сочинить, и к тому определить двух из Членов Сенатских, и присутствовать им до окончания всей той главы беспеременно, а которые отцы и матери, по пунктам 1714 года, учинили из детей своих наследником кого одного, а ныне пожелают по сему указу разделить всем, или кто из братьев и сестер по смерти отцовой по тем же пунктам, наследником учинен один, а пожелает сам с меньшими братьями и сестрами разделить полюбовно, и о том будут бить челом: тем дать в том на волю.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

42) C5. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) …

43) Варианты ЕГЭ по истории 2014г. Вариант №1 (365)

Прочтите отрывок из законодательного акта.

«Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскоюзлостиюнадмен был сын наш …, и что не раскаянием его оное намерение, но милостиюБожиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тоже мужеска пола нашей фамилии был и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затверждён… ибо …блаженный и вечно достойный памяти великий князь Иван Васильевич, и поистине великий не словом, но делом: ибо оный, рассыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил… дважды отменял, усматривая достойного наследника, …перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука, уже венчанного, и отдал сыну его наследство…

44) Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли.

Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на испанское или французское вино были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран – низкими?

48) Назовите изменения в социальной сфере жизни российского общества, происшедшие в период правления Петра I (укажите не менее трех позиций). Приведите примеры законодательных актов (не менее двух примеров), с которыми связаны эти изменения.

45)Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.




В 1695–1696 гг. Петр I с целью получения выхода к морю совершил два Азовских похода. В итоге последнего из них Азов был взят. Однако вскоре Петр I меняет ориентацию внешней политики России, и на первый план выступает борьба не за выход к южным морям – Черному и Азовскому, – а борьба за выход в Балтику.

Что послужило причиной переориентации внешнеполитического курса? Укажите не менее двух причин. Приведите не менее двух примеров, фактов, подтверждающих, что Петр I с 1699 г. начал подготовку к борьбе за выход к Балтийскому морю.

46) Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Что побудило Петра I изменить порядок престолонаследия? Укажите не менее двух причин.

Назовите не менее двух последствий опубликования этого Указа.

47) Ниже приведены две точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.:

1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России.

2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ.

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими обе точки зрения.

48)Сравните систему управления в России периода царствования Алексея Михайловича и после реформ, проведённых Петром I. Что было в них общим (2 характеристики), а что – различным (не менее 3).

49) С5 – 2008г. Ниже приведены две точки зрения на преобразования Петра I в сфере культуры:

1. Преобразования Петра в сфере культуры привели к углублению социального и культурного раскола общества, резкому разделению культуры на народную (национальную) и дворянскую (ориентированную на западноевропейские ценности).

2. Преобразования Петра в сфере культуры привели к значительному продвижению в развитии российской науки, системы образования, приобщению страны к достижениям европейской культуры.

Какую из названных точек зрения вы считаете более убедительной? Приведите факты (не менее 3-х), которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

50) Прочтите отрывок из законодательного акта.

«…дед наш, Пётр Великий… в тогдашнее ж время российскому дворянству… повелел вступить в военные и гражданские службы … Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства… (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило… усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы… отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству…

1. Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы… просить да не дерзают…

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, …разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет…

7. …о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, …причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, …однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом…

С1. Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

С2. В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

С3. Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?

51) Прочтите отрывок из указа.

«…всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:

1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте… обучены были…

2) Прочие все братья… должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, …для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех… от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы…

5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, – с каждого ж 100 душ по человеку.

С1. Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?

С2. Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

С3. Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.

52) Ниже приведены две точки зрения на правление императора Петра III:

(В.О. Ключевский, историк)

Приведите не менее двух фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими и ту и другую точку зрения.

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ 1714 г. предписывал, стремясь прекратить измельчение владений, передавать боярские вотчины и дворянские поместья старшему из сыновей или тому, кого назначит отец. Остальные сыновья должны были нести обязательную службу в армии, на флоте, в органах государственной власти. Дворянские поместья уравнивались в правах с боярскими вотчинами. Указ знаменовал слияние двух сословий феодалов (бояр и дворян) в единый господствующий класс — сословие (дворянства, шляхта).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 526.

УКАЗ О ЕДИНОНАСЛЕДИИ - законодательный акт Петра I от 23 марта 1714 года "О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах", закрепивший дворянскую собственность на землю. По указу отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей (или дочерей, если нет сына); при отсутствии детей - одному из своих родственников, но непременно той же фамилии. Указ о единонаследии запрещал продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределять между детьми по своему усмотрению. Указ был направлен против дробления дворянских имений, приводившего, по мнению Петра I, к разорению дворянства. Указ о единонаследии юридически закреплял слияние поместий с вотчинами в единый вид дворянской земельной собственности. Однако дворянство было недовольно ограничением прав в распоряжении своим имуществом и Указ о единонаследии был отменен императрицей Анной Ивановной 9 декабря 1730 года.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Указ о единонаследии:

23 марта 1714 г.

1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:

2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную (по завещанию. - Ред.), тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом.

3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему (одному из ближайших родственников. - Ред.), а прочее другим, кому надлежит равным образом.

4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест (до тех пор. - Ред.), пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета (названные лета. - Ред.) должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь.

5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты (несовершеннолетние, "недоросли". - Ред.) обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.

Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2789.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. А.С.Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. М. 1999.

Читайте также: