Наука изучающая право как ценность называется философско правовой

Обновлено: 30.06.2024

В условиях правового государства и господства правового закона роль исходного правового начала, определяющего объективный смысл и значение всех правовых явлений и форм, включая и правовую норму, играет уже сам принцип права, которому должны соответствовать и все нормативные акты, все источники действующего права, все формы его существования.

Г лава 5. Правовая аксиология

1. Общая характеристика

Аксиология — учение о ценностях. Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценность в его трактовке — это то, что имеет значение долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве и противостоянии к миру сущего (к эмпирическому "бытию", к сфере фактических явлений, отношений и т. д.), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, таким образом, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума — цели, требования, формулы и максимы должного. С этим нравственно должным связаны и те категорические императивы, которые формулируются Кантом применительно к морали и праву.

Последователи Канта (Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право.

Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т. е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, т. е. объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.

Предметная область и основная тематика юридической аксиологии — это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т. д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т. е. ценностном смысле — с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства. Юридическая аксиология, как и философия права и юридическая наука в целом, включает в предмет своего исследования наряду с правом также и государство в качестве именно правового явления — как правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества.

Юридическая аксиология, таким образом, предполагает различение и соотношение права и закона и как таковая она возможна и имеет смысл лишь на основе, в рамках и в русле юридического правопонимания в той или иной его версии.

2. Естественноправовая аксиология

Возникновение юридико-аксиологического подхода связано с появлением естественноправовых воззрений, с различением права естественного и права позитивного (властно данного, искусственного, произвольного, официального, волеустановленного и т. д.).

Согласно естественноправовой аксиологии, естественное право как воплощение объективных свойств и ценностей "настоящего" права выступает в виде должного образца, цели и критерия для оценки позитивного права и соответствующей правоустанавливающей власти (законодателя, государства в целом), для определения их естественноправовой значимости, ценности. При этом естественное право (как в доктринах юснатурализма, так ив философских интерпретациях естественного права) понимается как уже по своей природе нравственное (религиозное, моральное и т. д.) явление и исходно наделяется соответствующей абсолютной ценностью.

В понятие естественного права, таким образом, наряду с теми или иными объективными свойствами права (принципом равенства людей, их свободы и т. д.), включаются и различные моральные (религиозные, нравственные) характеристики. В результате такого смешения права и морали (религии и т. д.) естественное право предстает как симбиоз различных социальных норм, как некий ценностно-содержательный нравственно-правовой (или — морально-правовой, религиозно-правовой) комплекс, с позиций которого выносится то или иное (как правило, негативное) ценностное суждение о позитивном праве и позитивном законодателе (государственной власти).

субъективного фактора (от воли и мнения законодателя, усмотрений или произвола официальной власти и т.д.).

правового явления (права как явления) в том или ином виде присуще всем концепциям философии права. В общей

форме это различение мы формулируем как различение права (права как особой сущности) и закона (права как

особого явления, как офици ально-властного установления) и их соотношение (совпадение или несовпадение).

Более конкретный смысл такого различения и соотношения права и закона з ависит от того конкретного понятия

права (понимания правовой сущности и правового явления, характера их связей и т .д.), которое лежит в основе

определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum" -

юснатурализма (от ius naturale 9- естественное право) естественное право - это единственное подлинное п раво,

право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право

(т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное.

позитивистских и неопозитивистских учениях о праве они отрицают не т олько естественное право, но и вообще

объективную сущность права, н езависимую от воли законодателя, официальной власти. Право для легистов - это

закон (позитивное право), который именно в си лу его официально-властного, принудительно-обязательного

Максимум, что д опускают некоторые представители легизма (позитивизма и неопозитивизма), - это философия

отношении к фи лософии права. Односторонний характер антагонистических подходов, к аждый из которых по-

учтены и в преобразованном виде присутствуют также и достижения ("резоны") предшествующих, т еоретически

менее развитых концепций и, следовательно, есть смысловое поле для и х надлежащего понимания и изложения,

тогда как в ограниченных рамках менее развитой к онцепции такой гносеологической возможности и такого

смыслового пространства для адекватного понимания и изложения более развитой концепции нет. Такая логика

определенная совокупность теоретических знаний о праве (как сущности и явления), которая представляет собой

раскрываемое в ней понятие права. В сжатом и концентрированном виде смысл такого понятия права выражается

характеристики един ой т еории, одн ого и того же теоретического образования, одной и той же системы знаний,

познавательном воз действии), а предмет - это системно-организованное выражение познавательного смысла и

исследования, как путь познания, ведущий от объекта к предмету, 9- это тоже теоретическая форма, сама т еория в

ее самопознании, развитии, углублении и обновлении, а не некий внетеоретический (внефилософский) инструмент

или феномен, который магическим образом превращает незнание в знание, обыденное представление и мнение - в

познавательные итоги действия метода в виде определенной системы полученных знаний об объекте, а метод в

прогностический и т.д.) статус, смысл и значение этого знания, его соотношение (п реемственность, новизна и т.д.)

взаимосвязей в структуре данной теории, методологическое значение самой этой философско-правовой теории в

методологически осмыслен, а метод (способ, форма познания, понимания, объяснения объекта) - предметно

выражен. Именно поэтому такая теория имеет методологическое значение, обладает функцией метода познания и

выполняет эту роль или непосредственно, или опосредованно (как составной момент последующей философско-

(методологические компоненты) некоторых глубоких и оригинальных философско-правовых теорий приобретают

в последующем как бы самостоятельное (независимое от предмета соответствующих теорий) существование и

универсальное (общефилософское, общенаучное, общетеоретическое) методологическое значение. В качестве

подобных общефилософски х, общенаучных методов используются (также и в современных философско-правовых

теорий и находится с ними в необходимой преемственной связи. Это п роявляется также и в плане использования

исследования определенного объекта, ф орм организации и систематизации нового философско-правового знания

об объекте, принципов интерпретации и оценки прежних концепций и новой теории в общем контексте всемирной

современных) философско-правовых теорий - в том числе и методы, за которыми признается общефилософское,

общенаучное значение, - познавательно связаны с предметами своих теорий и вне их познавательного смыслового

единства со своим предметом приобретают в других теориях иное п ознавательное значение и другое предметное

выражение. Так, у разных приверженцев диалектического метода (Гераклита, Гегеля, Маркса, Маркузе и т.д.) -

Дело в том, что всякое н овое философско-правовое учени е - это (в меру своей познавательной новизны)

новая теория со своим новым предметом и новым методом, поэтому в таком новом познавательном контексте

положения прежних теорий (предметного и методологического характера) имеют познавательное значение лишь в

логике прогресса познания) моментов положений новой т еории (ее предмета и метода). Сохранение чего-то

познавательно-ценного из других (прошлых и современных) теорий 9- это не его повторение, а его развитие и

философии права содержится в последующих разделах учебника, где освещается соответствующая проблематика.

это понятийно-правовой метод философско-правового познания изучаемой действительности в качестве правовой

действительности, производства и организации знания о праве как принципе формального равенства и внешних

формального равенства - это метод ф ормально-логического понимания права и соответствующей юридической

способ правового моделирования познаваемой действительности по принципу формального равенства, способ

познания действительности с позиций и в границах данного понятия права, способ правового (формально-равного)

понимания, выражения, и змерения, квалификации и оценки изучаемой действительности. Этому методу присущ

правовой взгляд на мир, правовое видение действительности. Такая философски познанная действительность

сущность мира есть число, с позиций либертарной философии права можно сказать, что сущность мира - это

формальное равенство. Каждый при эт ом имеет в виду т от мир, который он познает и знает: математик - мир

разными науками) выражают по существу нечто общее - всеобщие законы объективного мира (объект а всех наук),

т.е. правила упорядоченности этого мира и порядка в нем (математически-числового, правового, физического,

либертарный метод и в соответствии с которым им осуществляется юридизация познаваемой действит ельности, ее

либертарного понятия права и ограни чены его смысловыми рамками, границами его теоретических значений,

увеличение его объема и т.д.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права, которое

новому понятию права, с формированием новой философско-правовой теории с соответствующим новым методом

выражают к ачественный скачок в п роцессе развития философско- правового познания и в прогрессе философско-

самих эмпирических данных объ ектов философии права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. С

позиций н еологии (учения о новом) можно сказать, что история философии права - это и стория новых понятий

преемственности . Новое (новое понятие права, новая теория, новая к онцепция и т.д.) з десь, как и везде, возникает

лишь на основе старого (всей совокупности прежних знаний о праве) как п ознавательно более глубокая, более

содержательная и более адекватная форма постижения и понимания п рава и государства. И новое понятие права

теоретико-познавательный смысл и итоги. Тем самым новое понятие права сохраняет научно значимые результаты

предшествующей философско-правовой мысли и на новом, более высоком уровне п ознания развивает их дальше с

философско-правового профиля разрабатывалась в качестве фрагмента и аспекта более общей т емы, а с XVIII в. -

юрист Г. Гуго , предтеча и сторической школы права, пользовался этим термином для более краткого обозначения

"философии п озитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве" [

Hugo G. Beitrаge zur civilistischen Bucherkenntnis. Bd.I, Berlin, 1829. S. 372 (I Ausgabe - 1788). ] . Юриспруденция,

правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического зн ания [ Hugo

G. Lehrbuch eines civilistischen Cursus. Bd.I. Berlin, 1799. S. 15. ] . А философия права и история права составляют

соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию

апологетика позитивного права п о принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного

правоположения (оценка технической и прагматической ц елесообразности по эмпирическим данным юридической

Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" (1820 г.).

Философия права, по Гегелю, - это п одлинно философское учение о естественном праве (или "философском

праве"). Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать

"Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естественное право и

Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а н е юридическая, как у Гуго. "Наука о

праве, - утверждал он, - есть часть философии . Поэтому она должна развить из п онятия идею, представляющую

разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета" [ Гегель .

Философия права. М., 1990. С. 60. ] . В соответствии с этим предмет фи лософии права Гегель формулирует

следующим образом: " Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его

Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это

возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, - замечает Гегель, 9-

человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается

наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями" [Там же.

характера философии права в качестве юридической или ф илософской науки получили свое дальнейшее развитие

юридическая дисциплина и преподается в основном на юридических ф акультетах, хотя ее развитие всегда было и

встает вопрос о ди сциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех и ли иных конкретных

вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского

дисциплинами, к ак философия природы, философия религии, философия морали и т.д.) познавательный и нтерес и

концепции п рименительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в

правило, доминируют правовые моти вы, направления и ори ентиры исследования. Его философский профиль зд есь

не з адан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении. Отсюда и

преимущественный инт ерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и правовой мысли в контексте

философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной

Вопросы: 1. Философия права в системе философии и юриспруденции.

Философия права ставит перед собой важную задачу - философски осмыслить право. Она является древней наукой имеющей солидную историю. Начиная с Платона и Аристотеля философия права достигла особого развития в Западной Европе в 17-18 вв., но особенно она бурно развивается во второй половине 20 в.: публикуется огромное количество работ и её преподаванию уделяется всё большее внимание на факультетах философии и права.

Во времена Советского Союза философия права не признавалась и не преподавалось в высших учебных заведениях, что нанесло большой ущерб развитию этой дисциплины, имевшей богатую традицию и выдающихся теоретиков в дореволюционной России. В последние годы философия права возрождается в нашей стране. В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются. Многие проблемы, концепции, направление всё ещё плохо известны в нашей стране и практически не описаны и не проанализированы в отечественной литературе. Сегодня подходы российских исследователей к пониманию предмета и метода философии права, специфики философско-правовой рефлексии, места философии права в системе наук, к определению её основных вопросов и функций и т.д. далеко не однозначны.

Каково же место философия права в системе философии и юриспруденции?

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.

Философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки. Тем более философия права несводима к гносеологии или культурологии. Этосамостоятельная философская дисциплина, составная часть общей философии.

С позиции здравого смысла такая точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими приложениями. Например, философия медицины - это философия, а не медицина; философская антропология - это философия, а не антропология; философия истории - это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.

В силу отмеченных обстоятельств может сложиться представление, что существуют две философии права: одна, разрабатываемая философами, другая – юристами. В соответствие с этим предположением некоторые исследователи даже предлагают различать философию права в широком смысле слова и философию права в узком смысле слова. На самом же деле существует только одна философия права, хотя она и питается из двух разных источников. Первый источник философии права - это общефилософские разработки правовых проблем. Второй же её источник связан с опытом решения практических проблем прав.




Таким образом, философия права – это единая исследовательская и учебная дисциплина, которая исследует наиболее общие принципы жизненного мира человека и его познания, принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

Для более конкретного определения дисциплинарного статуса философии права целесообразно рассмотреть подходы к этому вопросу представителей различных философских направлений: Г.Гегель, С.Е. Десницкий, А.П. Куницын, В.С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли полагали философию права философским знанием. Например, Г.Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивном правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм её существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности).

В других философских системах, например, у С. Франка она - раздел социальной философии, который носит название социальной этики. Аналитическая философская традиция (позитивизм) рассматривает философию права как составную часть политической философии, отказывая ей в статусе самостоятельной дисциплины. В современной западной философии проблематика философии права чаще всего рассматривается в рамках философской антропологии. Следовательно, достаточно сложно указать какой-либо единственный философский раздел, частью которого была бы философия права.

На наш взгляд философия права составная часть социальной философии, которая ставит и решает общий вопрос: что такое право и в чем его смысл. Поэтому её, несомненно, интересуют вопросы и о том, как связано право с такими феноменами, как власть, общество, мораль, человек; каковы сущностные характеристики права; как познается правовая реальность и правовые события.

Предмет философии права. История философско-правовой мысли показывает, что в определении философии права и её предмета существовали разные подходы.

В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины. Если говорить о взаимосвязи философии права и юриспруденции (общая теория государства и права), то мы можем сказать, что они имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Тем не менее, было бы неправильно абсолютно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, общая теория права использует категории, заимствованные у философской системы знаний, - право, закон, общество, человек, индивид, личность, государство, благо, равенство, справедливость, культура и др.

С другой стороны, она, конечно же, вырабатывает и собственные понятия, необходимые не только в юриспруденции, но и в сфере философии права – например: правомерное и неправомерное поведение, преступление, законность, законодательство, правосудие, обязанность, вина и др.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственнойметодологией, а философия права - общей, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне сущности.

Философия права связана и с другими научными дисциплинами - политологией, этикой, социологией и др.

Первоначально термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

По своему статусу философия права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся на стыке философии и юриспруденции.

Выход на проблематику философии права может быть осуществлен с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права к философии.

• Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к праву) связан с распространением той или иной философской концепции на сферу права

• Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения практических задач юриспруденции к их философскому анализу (рефлексии)

Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.

Философию права следует рассматривать в качестве интегративной науки, основной целью которой является осмысление феномена современного права и поиск путей оптимизации процессов правообразования и правореализации как на внутригосударственном, так и на международном уровнях.

Интегративный характер этой науки выводит ее за рамки узко профильной научной специализации. В качестве источников философии права в равной мере выступают: философия, социология, психология, политология, правоведение

1) Философия права – это часть общей философии, распространяющей свои исследования на правовую проблематику.

2) Философия права лежит на стыке нескольких областей знания, прежде всего философии и правоведения. Кроме этого, философия права принадлежит в определенной степени к политической науке (всеобщему учению о государстве

4) Имеется компромиссная позиция, в соответствии с которой наличие таких юридических (по своему предмету и методу) дисциплин, как философия права, социология права, юридическая антропология, правовая кибернетика и т.д., вовсе не исключает формирования таких же по своему наименованию дисциплин, которые, однако, по своему предмету и методу относились бы к смежным наукам.

5) Наиболее плодотворной и последовательной представляется позиция тех авторов, которые, не умаляя значения всех перечисляемых научных дисциплин (философии права, социологии права, антропологии права и др.) для качественной подготовки юристов и подчеркивая вклад в их развитие в последнее время именно ученых-правоведов, а не философов, социологов и др., тем не менее, считают, что философия права, социология права и другие аналогичные науки не являются юридическими науками.

9.Характеристика структуры философии права (гносеология права, онтология права, аксеология права, антропология права).

Было в вопр. 1:К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:

1) онтология права (учение о сущем) как учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности; как учение о праве, правовых нормах, юридических законах, правосознании, правоотношениях, правовой культуре и других феноменах правовой реальности.

- природы права и его оснований,

- бытия права и форм его существования,

- связи права с социальным бытием и его местом в обществе

2. Поиск ответа на вопросы:

-каким образом универсальные законы бытия связаны с законами общества, в том числе с правовыми законами;

-посредством чего они оказывают регулятивное воздействие на социальное бытие людей.

Главными понятиями являются категории бытия и небытия, охватывающие космос, природу, социум, человека, культуру

Бытие с позиции онтологии

в широком смысле - общее понятие о существовании, о сущем вообще.Бытие есть все, что есть.

Представители: Лев Петражицкий, Богдан Кистяковский;

Представители: Гуго Гроций, Томас Гоббс, Жан Жак Руссо,Имануил Кант.

3) гносеология права как учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности; о соотношении эмпирического и теоретического, рационального, эмоционального и иррационального в праве.

Исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины. Основная задача - изучение предпосылок и условий достоверного познания права, достижение истинного знания о праве и правовых явлениях;

4) аксиология права как учение о смысле права как ценности; о соотношении утилитарного и неутилитарного, научного и идеологического в праве; о праве как справедливости и общем благе.

Задачей данного раздела философии права является:

- выявление природы правовых ценностей, их содержания и иерархии, представления о праве как ценности и его ценностном критерии.

- правовые ценности и оценки (в сфере правосознания) имеют регулятивное значение;

5) в структуре философии права можно выделить и прикладной раздел или философско-правовую праксиологию как учение о практическом законотворчестве и практиической реализации права, о принципах правовой деятельности.

10.Значение философии права для профессиональной подготовки юриста.

Философия права необходима специалисту для практической деятельности, для обретения знаний и навыков по оптимизации правоотношений, для выработки умения формировать правосознание, для выявления условий и факторов совершенствования правовой действительности.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительной степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формировании которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к тому, что за основу берется чье-то мнение, а не вырабатывается собственное.

Таким образом, необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих граждан.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Философия права - это междисциплинарная наука, объединяющая начала юридической науки и философии. Отдельные авторы часто делают акцент либо на философской стороне этой дисциплины, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права, либо в концепциях философии права, разработанных с позиций юриспруденции. Как правило, в процессе изучения доминируют правовые мотивы, так как объектом изучения философии права является право. Но и право, в свою очередь, может выступать объектом исследования многих наук, не только специально юридических, но и таких, например: как - история, социология, политология и др.

Специфика изучения данного объекта раскрывается в предметной плоскости. Философия права выступает в качестве философских оснований юридических наук. Философские основания при этом мыслятся как те философские категории, принципы, законы, которые используются юридическими науками при решении проблем философского уровня абстракции. Философские основания включают в себя онтологические, логические, гносеологические, методологические и аксиологические разновидности. Благодаря этому направлению исследования создаются концептуальные и логико-методологические основания юридической науки, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания правовой действительности. Методология получения истинного знания в юридических науках - еще один аспект, изучаемый в этом направлении философией права. Это подтверждает, что философия права выступает в качестве философских оснований юридических наук. Именно здесь происходит процесс взаимного обогащения философии и юридических дисциплин.

Любое крупное достижение в сфере юридических наук влияет на их философские основания. И наоборот, наиболее полное соответствие философских оснований собственным основаниям юридических наук дает толчок развитию последних. Философия права - как уже было отмечено выше, - это наука, сформировавшаяся на пересечении философии и юридических дисциплин.

Любое явление права может быть объектом философского рассмотрения, если необходимо осветить данный феномен в составе социального целого, дать целостное представление о нем на уровне философских оснований. Однако речь не идет о раскрытии конкретных характеристик правовых явлений или процессов. Это уже задачи другого уровня, которые решают конкретные юридические науки. Философия же права, выявляет закономерности возникновения и развития права, действующие во всех социально-экономических формациях, а также культурологических типах. Философия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук.

Благодаря философии права создаются методологические основания юридической науки, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания правовой действительности, применяемые всеми отраслевыми юридическими науками. Вместе с тем философия права опирается и на достижения отраслевых юридических наук, обобщает, синтезирует и систематизирует их выводы. При этом в методологическом контексте эти выводы, интегрируясь, обобщаются, совершенствуются на высшем уровне синтеза.

Первоначально термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение "философия права" Гуго использует для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского метафизического учения о праве. Философия позитивного права и историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности права отвергала разумность как истории, так и права.

Актуальность проблемы объекта и предмета философии права во многом обусловлена тем, что в советское время философия права не выделялась в самостоятельную отрасль философского знания. Общие вопросы права рассматривались в рамках юридической дисциплины "Теория государства и права". Попытка некоторых юристов (Д.А. Керимов, В. С. Нерсесянц, В. А. Туманов) вычленить в юридическом знании философскую составляющую привели к тому, что философия права стала определяться как часть юридической теории, как наиболее общий уровень учения о праве. Философы же, к сожалению, свели интерпретацию права лишь к одному его аспекту – правосознанию.

Действительно, и у теории, и у философии права один объект – правовая реальность. Именно в этом и выражается взаимосвязь двух систем знания, позволившая некоторым исследователям относить философию права к юридической науке. Так, Владик Сумбатович Нерсесянц, советский и российский учёный-юрист, специалист в области философии права, политических и правовых учений, автор фундаментальных трудов по философии права, теории права и государства, истории политических и правовых учений, разработчик оригинальных философско-правовых концепций, в своих трудах утверждает, что философия права занимается поисками и установлением истины о праве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции: "философия права. (говорит ученый), постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения". Другие ученые не столь категоричны в своих утверждениях, но по существу выражают ту же точку зрения.

Еще Г. Гегель, С. Е. Десницкий, А. П. Куницын, В. С. Соловьёв и другие корифеи философско-правовой мысли считали философию права философским знанием. Например, Г. Гегель усматривал различие между философской наукой о праве и юриспруденцией в том, что последняя занимается позитивным правом (законодательством), а философия дает сущностное понятие правовой реальности и форм ее существования (правоотношений, правосознания, правовой деятельности). Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: "В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности; дальнейшего применения и т. п.".

У философии права и юриспруденции разные предметы исследования. Как уже отмечалось, предметом философии права является учение о наиболее общих принципах правовой реальности и ее познание. Предмет юридических наук – исторические правовые нормы и юридические законы в их соотношении и единстве. Это единство выступает как законная и официальная сила в системе общественных отношений (экономических, финансовых, трудовых, семейных, экологических, международных, социальных, политических и др.).

Юридические науки осуществляют юридизацию познаваемой действительности, ее постижение в форме определенной правовой действительности и выражения в виде соответствующей системы юридических понятий, сформулированных в праве, юридических законах и их кодексах. Например, Гражданский кодекс, Земельный кодекс, Жилищный кодекс, Уголовный кодекс, Семейный кодекс и др.

Таким образом, философия права и юриспруденция, в том числе ее теория и методология (общая теория государства и права), имеют общий объект, но различные предметы исследования.

Тем не менее, было бы неправильно противопоставлять философию права и юридическую науку. С одной стороны, как и всякая частная наука, она использует категории, заимствованные у философской системы знаний – "право", "закон", "общество", "человек", "индивид", "личность", "государство", "культура", "мораль", "религия", "государство". С другой стороны, философия права оперирует и собственными понятиями, необходимыми и в юриспруденции – например, "правомерное" и "неправомерное поведение", "преступление", "законность", "законодательство", "правосудие", "обязанность", "вина", "умысел", "вред", "злоупотребление" и др.

Как известно, теория государства и права занимает особое место в системе юридических наук, являясь их методологией и вооружая знаниями о тенденциях, законах возникновения, развития, функционирования права и государства. Философия права в свою очередь является методологией теории государства и права.

Наконец, обе эти системы знаний служат методологической основой для конкретных (частных) юридических наук. Различие лишь в том, что общая теория права выступает непосредственной методологией, а философия права – общей методологией, позволяющей исследовать правовую реальность на уровне ее природы, характера, детерминационных связей и отношений, а не только сущности (что делает любая наука).

Благодаря тому, что общая теория права является обобщающей наукой в системе юридических наук, она и приобретает через философию права методологическое значение в этой системе. Именно философия права, используя, прежде всего всеобщие диалектические методы в их приспособленном для познания правовых явлений и процессов виде, обеспечивает методологическое единство отраслевых юридических наук.

Из того факта, что всеобщими диалектическими методами пользуются и все другие науки, в том числе и отраслевые юридические, нельзя делать вывод, в частности, о том, что не только философия права, но и все юридическое науки имеют методологические функции. Конечно, отраслевые юридические науки могут вырабатывать (и нередко вырабатывают) отдельные методологически значимые для ряда частных проблем положения, но отсюда не следует, что функциональное назначение этих наук состоит в разработке методологии правоведения. Задача же философии права именно в том и состоит, чтобы разрабатывать методологию всех правовых явлений и процессов, в том числе и тех, которые изучаются отраслевыми юридическими науками. И именно философия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль или направление юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук. Эта роль философии права обусловлена тем, что благодаря ей создаются методологические основания для всего правоведения, для всех отраслевых юридических наук, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания, использования и преобразования правовой действительности, применяемые всеми отраслевыми юридическими науками в процессе исследования специальных правовых объектов.

Ведущая методологическая роль философии права в системе юридических наук вовсе не исключает, а вполне допускает разработку отраслевыми юридическими науками методологических проблем, которые нередко достигают не только общетеоретического, но и философско-правового уровня (например, проблемы вины и ответственности в гражданском и уголовном праве). Наряду с этим отраслевые юридические науки разрабатывают частнонаучные методы исследования специальных правовых объектов, которые, при их общей значимости, включаются в философию права.

Если комплекс юридических наук онтологически воспроизводит картину правового бытия как целостно-системного знания, то философия права трансформирует и преобразует это знание в гносеологические средства освоения этого бытия. Иначе говоря, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования.

Философия права, как было показано ранее, является по отношению к философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую миссию по отношению к более узким разделам правоведения, т. е. к отраслевым юридическим наукам. Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т. д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает подходами, принципами, общими методами исследования все отраслевые юридические науки.

Следует иметь в виду и другой важный аспект рассматриваемого соотношения. Каждая отраслевая юридическая наука отражает лишь отдельную, хотя и нередко существенную сторону всеобщей связи правовых явлений и процессов как между собой, так и с окружающими общественными факторами, фиксирует лишь некоторые моменты, части или черты этих связей. Но если бы мы пользовались лишь методами, выработанными теми или иными отраслевыми юридическими науками, то лишили бы себя возможности выяснить связи между различными областями правовой действительности, обнаружить закономерности развития права в целом , определить его место и роль в общественной жизни. Даже доскональное знание гражданского или уголовного законодательства не может дать полного представления о значении права в жизни общества, его возможностях, эффективности, результативности. Методологическая миссия философии права в том и состоит, чтобы вскрывать пути и методы познания права во всем его объеме, внутренние связи и тенденции закономерного развития всех правовых явлений и процессов в их единстве, целостности и системности.

Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов, приемов. Так зарождалась и обогащалась философия права, основной, главный смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, особенные и частные проявления права. Следовательно, философия права — продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.

Следует отметить еще два важных момента.

Во-вторых, сама философия права не может ограничиться уже выработанными принципами, методами, приемами правового исследования. Она должна постоянно совершенствоваться, развиваться, обогащаться. При этом философию права не следует отягощать проблемами, решаемыми социологией права, отраслевыми юридическими науками (а иногда и воспроизведением фрагментов истории правовых учений), что нередко делается. Тем самым философия права превращается в бессистемный набор различных юридических проблем и отвлекается от решения методологических проблем правоведения.

Обобщая все ранее рассмотренное, предлагается следующее определение философии права. Философия права, будучи одним из основных направлений общей теории права, разрабатывает основополагающие проблемы диалектики, гносеологии и логики правового бытия, обслуживающих как саму общую теорию права, так и весь комплекс отраслевых юридических наук.

Читайте также: