Наследуются ли расовые особенности человека

Обновлено: 07.07.2024

85 лет назад генетики впервые усомнились в реальности человеческих рас

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Дмитрий Коротаев, Коммерсантъ / купить фото

Рас нет!

По данным сотрудника Института общей генетики им. Н. И. Вавилова Евгения Тетушкина, который, в свою очередь, цитирует обзоры по расовой антропологии 2004–2007 годов, в начале нашего века около 70% американских антропологов считали расу мифологическим понятием. Среди антропологов Западной и Центральной Европы доля противников представления о биологической реальности рас была существенно ниже, а самый высокий процент сторонников традиционных взглядов на расу был в России и Китае.

Адамиты и полигенисты

Для того чтобы видеть, как сильно внешне различаются люди разных рас, и сообразить, по какой причине они отличаются друг от друга, не надо быть ученым. Все хотя бы понаслышке знают про Ноя, спасшегося со всеми своими домочадцами от Всемирного потопа. У него было три сына — Сим, Хам и Иафет. Сим стал родоначальником семитов, Хам — хамитов, населяющих Северную Африку, Иафет — индоевропейцев. А если учесть, что предками Ноя были Адам и Ева, то в Ветхом Завете в конспективном виде изложена вся современная моногенетическая теория человеческих рас.

Вся последующая расовая антропология, включая ее современную геномную разновидность, занималась и продолжает заниматься всего лишь уточнением мелких деталей ветхозаветной теории происхождения рас в дилювиальные времена, то есть в плейстоцене по современной терминологии (2,5 млн — 12 тыс. лет назад). Первые антропологи Нового времени не стеснялись ссылаться на Ветхий Завет, но затем по мере роста их безбожия и как следствие этого — чрезмерной самоуверенности ученые начали строить собственные научные теории рас человека, нагромоздив такие замысловатые расовые конструкции, что их демонтаж продолжается по сей день.

В концентрированном виде теории полигенеза рас, то есть происхождения людей разного цвета кожи от разных предков, были обобщены в трудах 1930–1940-х годов немецкого антрополога Франца Вейденрейха. С 1940 года он работал в США, и здесь наиболее известным его последователем был Карлтон Кун из Гарварда, согласно теории которого разные подвиды (расы) Homo sapiens возникли независимо из локальных разновидностей человека прямоходящего (Homo erectus), расселившегося за почти два миллиона лет своего существования по всему Старому Свету.

Завязалась переписка, к которой подключились другие расоведы, а в итоге возникло то, что сейчас назвали бы блогом, с перепостами и выплесками частной переписки в виде публикаций в научных и общественно-политических СМИ. Этот блог XVIII века был интересен его посетителям и участникам тем, что здесь столкнулись чистая теория (в лице Канта, который, вероятно, в своей жизни не видел ни одного живого негра или китайца) с практиком Форстером, который во время кругосветного плавания перевидал всю расовую палитру человечества.

Сильная раса

В 2009 году южнокорейские ученые опубликовали полногеномное сравнение трех людей — Джеймса Уотсона (того самого, который в 1950-е годы вместе с Фрэнсисом Криком расшифровал строение молекулы ДНК), владельца и главы корпорации Celera Genomics Крейга Вентера и доктора Сон-Чин Кима, одного из авторов корейского исследования. Уотсон и Вентер оказались одинаковы по 1 715 851 маркеру ДНК, а ДНК Кима совпадала с их ДНК по 1 824 482 и 1 736 340 маркерам соответственно.

Разумеется, в наше время никто из образованных людей не сомневается, что все мы на Земле одинаковы по заложенным в нас природой или Господом Богом (это как кому больше нравится) задаткам и способностям. И то, что геномы воспов в корейском исследовании больше отличались друг от друга, чем от генома монголоида, было лишь еще одним подтверждением этому. Но так было не всегда.

Лицо кавказской расы

Основным инструментом расоведов догенетической эпохи был штангенциркуль для измерения пропорций черепа человека. И кто только не отметился в циркульной антропологии! Тут помимо Линнея и Бюффона — Кювье и Сент-Илер, Гексли, Геккель, Мюллер и десятки биологов калибром поменьше. Одним словом, весь бомонд классической биологической науки. От этого периода расоведения нам в наследство с легкой руки, точнее, циркуля геттингенского антрополога конца XVIII века Иоганна Блуменбаха досталась кавказская (она же белая) раса.

Финский субстрат

Британский скептицизм

Кроме того, Хаксли был внуком самого ярого пропагандиста идей Дарвина Томаса Гексли (его имя традиционно пишется в старой транскрипции), родным братом писателя Олдоса Хаксли и известным на Западе пропагандистом идей гуманизма, одним из отцов-основателей (наряду с Томасом Манном и Альбертом Эйнштейном) Первого гуманистического общества Нью-Йорка, а в недалеком будущем одним из основателей и первым генеральным директором ЮНЕСКО.

Расовая борьба в ЮНЕСКО

Потом было еще два заседания ЮНЕСКО по расовому вопросу в Москве в 1964 году и в Париже в 1967 году, но к этому времени уже не было необходимости давить на ученых бюрократическими резолюциями и заявлениями. Они сами переживали тяжелый кризис веры в существование биологических рас человека.

Бунт молодежи

Напрасно профессор Калифорнийского технологического института Феодосий Добжанский, в СССР — ученик Юрия Филипченко, а после переезда в США в 1927 году — Томаса Моргана, один из ведущих ученых в области популяционной генетики, растолковывал молодому коллеге Ливингстону, что никто никогда не утверждал, будто расы генетически изолированы друг от друга. Никто никогда не отрицал, что они — открытие системы, в отличие от биологического вида, генетически закрытой системы. Что долгая географическая изоляция больших популяций людей привела к разнице в частоте встречаемости в них генов, определяющих их внешность, и что даже если бы все клины были однородны, а гены были независимыми, некоррелированными друг с другом, расовые различия все равно существовали бы. А гены неоднородны и коррелированны.

Если сравнивать частоту разных аллелей (вариантов конкретного гена) в одном локусе (месте гена в ДНК), то мы получим то, что получил Левонтин (и что получили корейские генетики, сравнившие геномы Уотсона, Вентера и Кима). Но если сравнивать частоту аллелей в нескольких локусах одновременно, то представители разных рас будут достоверно отличаться друг от друга с вероятностью, близкой к 100%.

За это время в генетике человека многое изменилось, а она сама стала скорее геномикой, чем генетикой. Игры в сравнение результатов геномных расшифровок понравились неученому народу, особенно расово озабоченному, и ученые охотно его развлекали. Но хуже было то, что геномика удивительным образом повлияла на вроде бы вменяемых ученых: они словно забыли азы популяционной генетики, которые никто не отменял. При этом произошло это по воле самих ученых, без всякого давления на них извне и задолго до появления BLM.

Расовая болезнь

Геном человека расшифрован на 92,3%, остались нерасшифрованными только центромеры (где много повторов), теломеры (кончики хромосом) и еще несколько локусов. Но то, что известно, одинаково у любых двух человек на 99,9%. Оставшиеся 0,1% — это 3 млн индивидуальных отличий в последовательностях нуклеотидов в генах. Из них только около 200 тыс. влияют на различия по фенотипическим признакам — особенностям физического строения (в том числе на цвет кожи и другие внешние расовые признаки), а также предрасположенности к тем или иным заболеваниям.

Расоведы-гуманитарии пока не решаются объявить человеческие расы несуществующими, иначе у них моментально и бесследно пропадет предмет их исследования, выворачиваются они из ловушки кто как может. Например, причисляют расы к видимым группам и категориям (как мужчин и женщин), противопоставляя их невидимым (на глазок) группам и категориям (гомосексуалисты, марксисты, вегетарианцы и т. п.). В отечественной науке всего этого пока нет, и хочется думать, что не будет.

● особенности нервной системы : строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определенный тип высшей нервной деятельности;

● предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специальные и моральные качества? А также что наследуют дети - готовые способности к определенному виду деятельности или только задатки ?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

● общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов);

● индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.).

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - талант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способностей (С. Берт, Х. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалистов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки.

Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Отсутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной ) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные предрасположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллектуального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологическую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амосов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития личности является среда.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формирование человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение.

Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой ), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с обществом, как известно, называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление, наблюдаемое в жизни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в обществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, этнографией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать как отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность:

● обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

● способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей;

● содействует познанию и преобразованию окружающего мира;

● является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей;

● дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей;

● создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллективная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели поведения или деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются разнообразными факторами - как биологическими, так и социальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Многим известна история, случившаяся с американским ученым Джеймсом Уотсоном, первооткрывателем структуры ДНК. Его уволили за якобы расистские высказывания — он ссылался на данные исследований, которые показывали низкий интеллектуальный потенциал африканцев и афроамериканцев. Но можно ли уволить и подвергнуть остракизму ученого за то, что озвученные им факты не вписываются в политкорректную повестку? И почему сейчас данные о физиологических различиях в популяциях Homo Sapiens публикуют с большой опаской?

Текст представляет личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией редакции. Мы приглашаем читателей к дискуссии.

Никого не смущает, что у разных популяций человека, будь то раса или этнос, есть физиологические отличия. Более того, проводилось множество исследований, чтобы их классифицировать, начиная с весьма субъективных и поверхностных наблюдений шведских расологов (еще до Второй мировой войны и становления нацизма) и заканчивая секвенированием генома в наши дни.

Одним из первых ученых, которые классифицировали и описывали человеческие расы, был Карл Линней. Он приписывал каждой расе свой психологический тип: мол, коренные американцы — холерики, европейцы — сангвиники, азиаты — меланхолики, а африканцы — флегматики. Эти наблюдения были весьма субъективными и никак не отражали частных особенностей этих групп.

С 1960-х годов оформляется понятие переходной расы . Ее примером могут служить так называемая эфиопская малая раса (довольно резкий переход от усредненного африканского типа к европеоидам) и уральская малая раса (резкий переход от европейского типа к азиатскому).

Однако в наше время для более точной классификации используется так называемая популяционная генетика. Она опирается не столько на антропометрические параметры, сколько на частоту определенного набора аллелей или мутаций в той или иной популяционной выборке.

Это позволяет более точно сгруппировать популяции и вычислить генетическое расстояние, то есть степень отличия частоты и набора аллелей одной точки-популяции от другой. Этот процесс называется кластеризацией .

Например, на карте генетического расстояния видно, как древние люди, выйдя из Африки, начали активно расселяться по миру, осваивая новые земли и формируя географически разделенные популяции:


Источник

Сейчас самым информативным методом исследования в антропологии является генетическое тестирование. Однако до сих пор судмедэксперты, определяя расовую и этническую принадлежность неустановленных лиц, наряду с генетикой применяют антропометрические методы: дело в том, что выборка популяционных данных слишком мала для клинической работы.

Кому можно пить молоко?

Одним из первых задокументированных физиологических различий между популяциями людей, помимо очевидных (строение лица, цвет кожи), была реакция на молочные продукты. Если европейцы могли пить молоко в чистом виде, то окружающие их народы — нет. Более того, первые кисломолочные продукты появились именно вне Европы. С чем это было связано?

Скорее всего, вы являетесь счастливым обладателем очень полезной мутации в гене МСМ6. В молоке содержится углевод лактоза, который расщепляется с помощью белка лактазы. У новорожденных ген, отвечающий за работу фермента лактазы (LAC), активен, но со временем выключается регуляторным белком MCM6. Но у вашего предка, который принадлежал к одной из первых индоевропейских популяций, ген MCM6 поломался: у него возникла мутация, которая не дает выключить ген лактазы. Благодаря этому, как считают историки, ваш предок получил эволюционное преимущество — возможность во взрослом возрасте пить молоко крупного рогатого скота, получая больше питательных веществ, чем его менее удачливые соседи.

К сожалению, остальным популяциям человека повезло не так сильно:


Процент людей с непереносимостью лактозы, проживающих на выделенной территории. Источник

Если африканец или азиат, у которого нет значительного числа предков-европеоидов, выпьет молока, то, скорее всего, вся лактоза, содержащаяся в пище, пойдет на корм микрофлоре его кишечника. Выльется это всё (в прямом смысле) в картину острого пищевого отравления: вздутие живота, метеоризм, рвота и диарея. Именно поэтому в Африке и Азии распространены кисломолочные продукты: во время приготовления всю лактозу в молоке поглощают микроорганизмы. Исключение составляют некоторые районы на территории современных Эфиопии, Южного Судана и Танзании, где мутация в MCM6 возникла независимо от европейского влияния.

Устойчивость перед болезнями

Интересно, что эта же мутация дает частичную или полную невосприимчивость к вирусу иммунодефицита первого типа (ВИЧ-1). Вирус использует CCR5 как входные ворота в клетку. Но если белок поломан, то изменяется и его пространственная структура, а следовательно, вирусная частица не может присоединиться к клетке.

Если у больших групп людей есть мутации, которые могут защитить носителя от смертоносных инфекций, то почему бы им не существовать и в маленьких? Ставки в таких случаях намного выше.

Прион в скрейпи-форме не может нормально работать и слипается в агрегаты — прионные бляшки. Они крайне вредны для нервной системы: мозг умерших от куру под микроскопом напоминает губку (поэтому эта болезнь также называется губчатой энцефалопатией). Лечения от нее нет, инкубационный период — 5–15 лет, смертность стопроцентная. Природа нашла выход: выяснилось, что у ряда жителей Папуа-Новой Гвинеи есть специфическая мутация, когда нормальный прионный белок PrP C исправно выполняет свои функции, но при контакте скрейпи-формой приона не превращается в нее.

Некоторые папуасы могут спокойно есть военнопленных из соседних племен и своих родственников без риска умереть через десяток лет.

Интересно, что случаи губчатых энцефалопатий встречаются и в Европе и США — там они вызваны наличием мутаций, которые способствуют спонтанному переходу PrP C в PrP Sc .

Допинг или генетическая особенность?

Впоследствии выяснилось, что причина этой особенности организма лыжника — первичная полицитемия. Это состояние, при котором нарушается созревание клеток крови и увеличивается доля стволовых клеток, которые станут ретикулоцитами (то есть будущими эритроцитами). Полицитемия распространена среди угро-финских народностей. К сожалению, сейчас слишком мало данных, чтобы предположить, в чем эволюционные преимущества этой мутации и почему она закрепилась в популяции — ведь помимо вполне очевидного повышения физической выносливости у людей с эритроцитемией часто бывают отеки, головокружения и головные боли.

В годы активной карьеры Ээро Мянтюранты методы молекулярной диагностики не позволяли выяснить причину его эритроцитемии, а дисквалификации за физиологические особенности не было предусмотрено. (Так или иначе, в конечном итоге его дисквалифицировали за употребление амфетамина.)

Гены и особенности нервной системы

Итак, ученые не отрицают, что в разных популяциях есть генетические особенности, дающие их носителям определенные преимущества: сопротивляемость инфекциям, повышенную выносливость или возможность насладиться парным молоком. Точно так же могут, а вернее, должны существовать и мутации, которые дают определенные преимущества функционированию нервной системы, а следовательно, и интеллекту.

Попытку скрыть название народности я считаю не совсем этичной: никто никогда не сможет уведомить каждого отдельного представителя этноса о необходимости ранней диагностики фенилкетонурии у новорожденных.

Ведь если правильно и вовремя лечить пациента и убрать определенные продукты из рациона, симптомы и инвалидизацию можно минимизировать. Почему-то никто не обижается на то, что средиземноморскую периодическую лихорадку называют армянской болезнью.

А интеллект?

Исследователи, изучающие корреляцию между генами и интеллектом, должны быть очень осторожными в своих выводах. Особенно если мы говорим о средних способностях клинически здоровых людей без каких-либо диагнозов или нарушений развития.

Что такое интеллект сам по себе? Это способность накапливать опыт, решать возникающие задачи, делать выводы на основе данных, работать с абстрактными и прикладными понятиями. Интеллект можно условно разделить на две составляющие: подвижный и кристаллизованный. Подвижный интеллект отвечает за способность работать с текущими событиями и новыми данными, кристаллизованный — за способность использовать накопленный опыт в решении задач.

Когда мы говорим про IQ, коэффициент интеллекта, то первое, что приходит на ум, — это комплексный тест Айзенка . Хотя этот тест и был долгое время одним из стандартов в определении IQ, у него есть существенные недостатки. Во-первых, он демонстрирует среднее значение между уровнем подвижного и кристаллизованного интеллекта. Во-вторых, в тесте есть предпосылки для возникновения статистических искажений в зависимости от культурного уровня и образования тестируемого. Он не подходит для людей с дискалькулией и дислексией, которые могут вести нормальную жизнь и не выказывать никаких признаков интеллектуальных отклонений, пока не столкнутся с задачами, решение которых требует навыков счета и грамотного письма.

Такие недостатки тестов в англоязычной литературе называются bias — искажения; они бывают культурными, образовательными или социальными. Однако существуют тесты максимально абстрактные и одновременно простые для выполнения. Они больше ориентированы на измерение возможностей подвижного интеллекта, способности решать новые задачи. Одним из таких тестов является набор прогрессивных матриц Рейвена .

Одно из заданий теста Рейвена: нужно выбрать картинку, которая максимально точно подходит к остальному изображению. Источник По ходу теста увеличивается сложность заданий. Нужно анализировать картину, воссоздавать в голове правила, по которым может быть построена прогрессия или продолжен ряд картинок. Источник

Большинство ученых признают этот тест одним из самых объективных методов оценки подвижного интеллекта. Кроме того, этот метод используется в том числе и в клинических условиях — для оценки степени тяжести деменции. Конечно, искажения в тесте могут появляться из-за индивидуальных особенностей испытуемого, например слепоты или невозможности различать отдельные виды визуальной информации, но это уже патология (пусть и редкая). Несколько таких хрестоматийных случаев независимо друг от друга описали Оливер Сакс (США) и Александр Лурия (СССР).

А теперь вишенка на торте: действительно ли представители разных народов и рас имеют разный IQ? Это дискуссионный вопрос, о который ломаются клавиатуры и карьеры ученых. Некоторые публикации относятся к концу 1950-х годов — сейчас это звучит дико, но тогда существовал научный журнал The Eugenics Review, причем он до сих пор индексируется базой PubMed, курируемой Национальным институтом здравоохранения США. Организации такого уровня не стали бы держать у себя явно пропагандистские памфлеты маргинальных реднеков. Кроме того, такие исследования критиковались из-за статистических искажений даже в те времена, когда в США пропагандировали сегрегацию, не существовало никаких квот для черного населения и можно было писать вещи, за которые сейчас попадают за решетку.

Авторы одной из статей 1959 года в The Eugenics Review хотя и упоминают о статистически значимых различиях коэффициента интеллекта темнокожего и белого населения США, но тут же сообщают, что IQ афроамериканцев, живущих в более северных и, соответственно, урбанизированных штатах США, статистически выше, чем у афроамериканцев на Юге. Впрочем, это объясняется более развитой сетью государственных образовательных учреждений и более высоким уровнем жизни. Авторы честно сообщают о недостатке статистических данных (стоит сделать скидку на то, что статья написана 60 лет назад), но добавляют, что различия в IQ видны даже при сравнении выборок среди белых и афроамериканцев одинакового социально-экономического положения. Также авторы поместили весьма осторожный антисегрегационалистский комментарий в конце статьи.

Справедливости ради заметим, что большинство данных здесь не очень актуальны для СССР и России: наше общество по большому счету моноэтническое, а остальные этносы, кроме русских, сильно ассимилированы либо генетически, либо социально благодаря системе всеобщего бесплатного государственного образования. Кроме того, тестирования интеллектуальных способностей школьников и студентов в РФ, которые сейчас проводятся, зачастую имеют огромные искажения из-за условий проведения, предвзятого отношения организаторов или неправильной выборки.

Но какова ситуация сейчас, когда отменены законы о сегрегации, присутствует активная политкорректная повестка, введены более совершенные методы оценки интеллектуальных способностей и накоплены обширные статистические данные?


Уровни IQ по странам, данные исследования Lynn and Vanhanen. Источник

Насколько обоснованы такие увольнения с точки зрения этики — причем этики не моральной, меняющейся вместе с социальным и политическим строем, а научной, которая ставит факты и сухие данные превыше всего? Очевидно, что не очень. Кроме того, здесь мы вынуждены вернуться к аргументации ad hominem: одно дело, когда такие статьи публикует человек с радикальными расистскими убеждениями, далекий от генетики и исследований биологии человека, и другое — когда это нобелевский лауреат, патриарх генетики, по сей день консультирующий ведущие исследовательские организации. Работодатели были вынуждены уступить давлению общественности вместо того, чтобы провести аргументированную дискуссию, как это сделали, например, авторы публикации в журнале Molecular Psychiatry, показавшие сухие данные статистики.

Любое влияние политики на науку влечет за собой замедление прогресса.

Кстати, коллега Дженсена психолог Джон Филипп Раштон, автор множества научных трудов по популяционной психологии, был вынужден уйти со многих постов под тем же самым давлением общественности. Единственными, кто предоставил ему площадку для выступлений, оказались те самые реднеки-расисты, которые слышат только то, что хотят слышать, и интерпретируют статистику и выводы исключительно в своих интересах.

§ 53. Факторы эволюции человека. Человеческие расы. Эволюция человека на современном этапе

Биологические и социальные факторы антропогенеза. *Общие закономерности исторического развития живой природы применимы и к эволюции человека.* Как вы уже знаете, во второй половине XIX в. Ч. Дарвин научно обосновал роль таких биологических факторов антропогенеза, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. По современным представлениям, к биологическим факторам эволюции человека также относят популяционные волны, поток и дрейф генов, изоляцию.

Похолодание климата, которое привело к вытеснению тропических лесов Африки степями и саваннами, вынудило наших предков осваивать открытые пространства. Переход предшественников человека от древесного образа жизни к наземному способствовал развитию прямохождения. Вертикальное положение тела позволяло получать больше информации. Преимущество в борьбе за существование было у тех особей, которые могли лучше ее анализировать. В связи с этим под действием естественного отбора происходило прогрессивное развитие головного мозга. Передние конечности освободились от функции передвижения. Они стали использоваться для осуществления манипуляций с различными предметами.

Наследственные изменения, связанные с совершенствованием прямохождения, головного мозга, рук, давали преимущества в борьбе за существование и сохранялись естественным отбором. Таким образом, под действием биологических факторов в ходе антропогенеза происходило формирование прежде всего морфологических и физиологических особенностей человека.

Однако объяснить эволюцию человека исключительно биологическими закономерностями невозможно. Человек занимает особое положение в природе, поскольку является одновременно как биологическим, так и социальным существом. *Он становится человеком только тогда, когда живет и развивается в обществе. Так, ребенок, полностью изолированный от других людей, не научится говорить, его мышление не разовьется. Следовательно, очень важную роль в развитии человека играют социальные факторы.*

Для успешного выживания, освоения новых мест обитания, поиска пищи и защиты от хищников предки человека объединялись в группы. Возникла необходимость общения для согласования действий членов таких групп. Вероятно, первой формой общения была жестикуляция. Но постепенно гортань и ротовой аппарат людей в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовывались — развивалась речь.

Освобождение рук от функции опоры позволило использовать их для изготовления орудий труда и трудовой деятельности. *Производство орудий труда требует точной координации движений рук. Оно должно опираться на знания о свойствах материалов и способах их обработки.* Применение искусственно созданных орудий для охоты позволило человеку добавить в рацион пищу животного происхождения, более калорийную и содержащую больше белков, чем растительная. Благодаря труду человек стал не только лучше адаптироваться к среде обитания, но и постепенно изменять ее в нужном для себя направлении. С совершенствованием трудовой деятельности и речи связано развитие мышления и головного мозга. Вследствие естественного отбора у людей произошло значительное увеличение его объема и усложнение коры больших полушарий.

С развитием трудовой деятельности происходило укрепление социальных связей. Люди коллективно охотились, защищались от хищников и воспитывали детей. Стадный образ жизни, который был характерен для предшественников человека, благодаря развитию мышления, речи и совместному труду людей, стал общественным образом жизни.

Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству. Однако очень важную роль в эволюции людей играет передача из поколения в поколение знаний, умений, традиций, которые не наследуются. Их преемственность осуществляется только в обществе благодаря обучению и воспитанию. Такой негенетический способ передачи информации стал возможным в результате развития речи, а впоследствии и письменности.

*Следует также отметить, что важным фактором в эволюции человека стало использование огня. Оно способствовало выживанию в холодном климате и расселению людей, расширению пищевого рациона. Пища, приготовленная на огне, легче пережевывалась и усваивалась. Снизилась нагрузка на жевательный аппарат и пищеварительную систему. Это обусловило относительное уменьшение объема лицевого отдела черепа и укорочение кишечника в ходе естественного отбора.*

На начальных этапах антропогенеза ведущую роль играли биологические факторы, которые способствовали формированию морфофизиологических особенностей человека. Но постепенно их действие ослабевало, так как в результате трудовой деятельности уменьшилась зависимость людей от условий окружающей среды. Человек научился использовать огонь, строить жилища, изготавливать одежду и т. д. Действие социальных факторов, направленное на совершенствование отношений между людьми, наоборот, усиливалось и со временем вышло на первый план.

Джон Уолтер Грегори
Лекция в Конвей Холле 15 aпpeля 1931г.

Часть IV. Проблема расового скрещивания

Сила гибридов

Гибридизация во многих случаях приводит к рождению потомства, более сильного, чем оба родителя. Эта сила гибридов известна под названием гетерозиса. Предлагаются разные физиологические объяснения, например, такое, что гибриды расходуют меньше энергии на выработку семени, но обычно усиление объясняют наследственностью, заимствованной из двух разных источников.

Эта сила среди людей является следствием смешанных браков между представителями разных национальностей, как и при скрещивании домашних животных и растений.

Скрещивание в растительном и животном мире

Есть предел различий между родителями, начиная с которого может быть обеспечен гетерозис. Благоприятно скрещивание близко родственных типов. Австралийские овцеводы и коневоды убедили меня, что нет смысла скрещивать очень разных животных. Потомство в этих случаях бывает слабым и может варьировать в неожиданных и нежелательных направлениях.

Приложимо ли это правило к человеку — предмет спора. Мнения высказываются совершенно противоположные. Профессор Э. Б. Рейтер, например, вообще отрицает наличие такого правила. Поэтому следует начать с доказательств, собранных на примерах растений и животных в результате опытов, проводившихся под строгим контролем.

Даже когда гибриды между разными видами обладают большой вегетативной силой, их рост может быть неправильным, а цветы бесплодными. Граветт вывел гибрид редиски с капустой, большой, но бесплодный.

Я опубликовал длинное письмо Герберта Спенсера князю Ито, премьер-министру Японии, в котором излагается этот принцип. Приведу отрывки, поясняющие его аргументацию. «Есть множество доказательств, собранных как на примерах смешанных браков между людьми разных рас и скрещивания животных, согласно которым, если смешиваются типы, различия между которыми переходят определенную границу, результат в дальней перспективе неизменно бывает плохим…

В качестве иллюстрации он приводит результаты своих опытов на курах. Он скрестил леггорнов, которые откладывают яйца непрерывно и никогда их не высиживают, с породой брама: куры этой породы откладывают большое число яиц, высиживают их два-три раза в год и очень заботятся о цыплятах. Гибридные куры хорошо несутся, выводят сколько·то цыплят, а потом усаживаются на насест и просто откладывают яйца, а цыплята погибают от голода и отсутствия заботы. Вывод: этот гибрид неудачен и с точки зрения яйценосности и в плане ухода за цыплятами.

Чтобы опереться на авторитетное мнение, я обратился к профессору Крю, директору института генетических исследований Эдинбургского университета. Он любезно ответил, что мнение о неудовлетворительных результатах скрещивания очень разных родителей превалирует среди генетиков и в настоящий момеит остается в силе все, что писали Ист и Джонс.

Скрещивание человеческих рас

Вывод о неудовлетворительных результатах скрещивания очень разных родителей подкрепляется и наблюдениями над человеческими видами, но всегда бывают исключения, и к индивидуальным случаям следует относиться с осторожностью. На результаты смешанных браков сильно влияют среда и забота родителей. Полукровки обычно происходят из низших классов, и высшие классы обеих рас их презирают, поэтому они с детства сталкиваются с предрассудками и дурным отношением, что часто считается причиной неполноценности полукровок.

С другой стороны, часто отмечают, что дети китайцев и европейских женщин отличаются здоровьем и умом. В этих случаях отцы, вероятно, принадлежали к высшему типу, а, будучи социально изолированными, они были необыкновенно заботливыми родителями; у этих детей были исключительно хорошие шансы по сравнению с детьми женщин того же класса.

Какими бы ни были особые условия, общий опыт показывает, что смешанные браки между родственными народами дают сильное и способное потомство. Европейские нации это большей частью смеси тевтонской и альпийской субрас или альпийцев и южных европейцев.

Профессор Рейтер объясняет превосходство мулатов длительным половым отбором. В служанки брали самых умных и привлекательных негритянок, и от них родилось большинство мулатов. Лучшие из мулаток предпочитали выходить замуж за белых, а не за черных. Он иллюстрирует этот процесс примерами 143 членов Национальной негритянской бизнес-лиги; почти все они были женаты на женщинах с более белой кровью, чем у них самих.

Профессор Рейтер считает, что белые, черные и мулаты обладают в целом примерно одинаковыми способностями.

Гибриды между первичными расами, которые считаются удовлетворительными, включают в себя франко-канадских путешественников и охотников, у которых много индейской крови; полудатчан-полузскимосов в Гренландии; гибриды голландцев с готтентотами; гриква в Юго-Западной Африке; гибриды хамитов и негров в Судане; минь-хуонг, франко-аннамитов Французского Индокитая; южно-американские смеси испанцев и португальцев с неграми и южноамериканскими индейцами и островитяне острова Питкерн, потомки девяти английских матросов и пятнадцати таитянских женщин. Но этих случаев недостаточно, чтобы опровергнуть биологическое правило, так как в ряде из них, например, в случае с островитянами острова Питкерн матери были индонезийками, т.е. принадлежали к тем же коричневым кавказцам, что и гавайцы и маори, и жили в столь здоровых условиях, что преодолевались дурные последствия близкородственных браков. В других случаях из приведенного выше списка многие ученые не считают результаты удовлетворительными.

Хотя при рассмотрении такой проблемы индивидуальный опыт может показаться малозначащим, я хочу упомянуть о двух случаях, в которых мои собственные наблюдения совпадают с общим мнением. Мое впечатление от посещения ряда американских учреждений, где я видел много полукровок, сводится к тому, что физиогномическое разнообразие этих гибридов говорит о наличии у них физиологических нарушений.

Возражения против межрасовых смешанных браков, надо помнить об этом, не относятся к бракам многих людей разных культур и даже разного цвета кожи. Браки многих индийцев с европейцами это не браки между представителями разных первичных рас, так как индийские арийцы — кавказцы. Евроазиаты — отпрыски представителей одной и той же расы.

В итоге весы общественного мнения, как мне кажется, склоняются в пользу той точки зрения, что доказательства опасности расового смешения достаточны для того, чтобы считать его крайне нежелательным. Однако это смешение имеет место в широких масштабах, которые будут еще шире.
Часть v. Две особые расовые проблемы

Негры в СШA

негры в сша

Я посвятил негритянскому вопросу в США свой доклад на географической секции Британской ассоциации в 1924 году. С тех пор ситуация изменилась, так как начали действовать американские акты об ограничении иммиграции 1921 и 1924 годов.

Эти акты — свидетельство того, каким образом, при сложных переплетениях современной жизни, оружие, брошенное с целью самозащиты, может вернуться обратно, как бумеранг, и поразить того, кто его бросал.

США долго держали двери открытыми для европейских иммигрантов, и более 1.14 миллиона иммигрантов приезжали в эту страну за один год. Так было, пока после мировой войны не поняли, что такое количество иммигрантов невозможно ассимилировать и они представляют собой серьезную опасность.

Общественное мнение было очень озабочено ростом преступности в связи с притоком иммигрантов. Сухая статистика нарушений ими закона вводила в заблуждение, потому что во многих случаях речь шла о нарушении правил, не связанном с морально осуждаемыми поступками. Причиной других преступлений были разные национальные кодексы чести. Случаи личного насилия были особенно многочисленны среди итальянцев, так как их национальные традиции требовали личной мести. Обращение к закону с целью пока рать за оскорбление считалось в Италии немужским. В соответствии с национальной традицией личной мести итальянские иммигранты в Америке предпочитали решать свои конфликты с помощью ножа и револьвера. Они легко становились рэкетирами, о которых стали много говорить в последнее время, но это занятие было известно и раньше, до его бума, связанного с бутлегерством. Многие из самых знаменитых гангстеров были итальянцы, другие использовали итальянских агентов.

США были также встревожены изменением национальности иммигрантов. Большинство из них раньше составляли британцы, немцы и скандинавы, но после 1882 года масса вновь прибывших принадлежала к латинской и славянской субрасам южной и Восточной Европы.

Акты 1921 и 1924 годов искусственно сократили в значительной мере пропорцию иммигрантов из южной и восточной Европы. Так число итальянских иммигрантов было сокращено актом 1924 года до 3895, греческих — до ста.

США имели серьезные основания для сокращения потока иммигрантов. По окончании войны коллапс промышленности в Европе и массовая демобилизация армий давали сильный импульс иммиграции. Консулы США докладывали, что в 1922 году в Америку рвались несколько миллионов эмигрантов. Это нашествие могло стать катастрофическим, поскольку безработица и так была большой, и Конгресс принял меры о сокращению иммиграции. Иммиграция из Европы была сокращена актом 1921 года с населением миллиона до 357 803 в год; акт 1924 года сократил ее до 150 000. В апреле 930 дал предложен билль, сокращавший ее до 80.000, а билль, одобренный комитетом Палаты представителей в декабре 1930 года предлагал сократить ее до 20 000 недавно обсуждался билль о временной приостановке иммиграции США вообще.

Право США принимать такие меры, какие они считают необходимыми для контроля состава своего населения соответствуют международно признанным принципом, как и право Австралии про водить политику «белой Австралию). Различия в оплате труда в странах, расположенных вокруг Тихого океана, столь велики, что существующий в Австралии уровень жизни невозможно было бы сохранить при неограниченном допуске азиатской рабочей силы. Сравнение затруднено тем, что они могут включать в себя доплаты на жилье и пропитание, которые в Китае выдаются только когда цены поднимаются выше определенного уровня. Но, несмотря на эти факторы, цифры, названные мисс Мюриел Суон на конференции Тихоокеанского союза женщин в Гонолулу 9-19 августа 1928 г. показывают фундаментальное различие в зарплатах. Согласно этим цифрам, в настоящее время работницам платят за неквалифицированный труд в Австралии 25 центов, в Новой Зеландии 20-25 центов, в США 25 центов, на Гавайях 15 центов, в Японии 4 цента, в Китае 3 цента.

Зарплата в США и Австралии в шесть раз выше, чем в Японии, и в восемь раз выше, чем в Китае.

Реакция на акты об ограничении иммиграции в США была сильной и неожиданной. Потери доходов от перевозки иммигрантов стали тяжелым ударом для трансатлантического пароходства. Быстрей всего повлияли эти акты на внутренние расовые проблемы. Фирмы-изготовители и крупные промышленные организации северных штатов обратились к южным штатам, чтобы кем-то заменить иммигрантов. Нехватка рабочей силы привела к массовой миграции негров на север, что встревожило южные штаты, где уменьшились резервы рабочей силы и выросли зарплаты. Негры стали расселяться по северным промышленным центрам, что усилило тенденцию к смешению рас.

В 1924 году альтернативными вариантами решения негритянской проблемы были ассимиляция и сегрегация. Сохранение различий при совместном проживании представлялось в дальней перспективе практически невозможным, а ассимиляция негров в прочем населении казалась неизбежной, хотя некоторые меры по сегрегации принимались. Процент негров в остальном населении США точно не определен. Я исходил из того, что в 1924 году негров было около 12 миллионов при населении США 105.700.000 или примерно один негр приходился на 7Y:z-8 белых. Согласно другим данным, негров девять миллионов; называют также цифры десять миллионов негров и два миллиона мулатов. Есть и более высокие оценки.

В 1625 году на территории нынешних США было всего 22 негра; в 1790 году, при первой переписи, их насчитали 757208 или 239 негров на тысячу белых. Негры составляли тогда 19,3% всего населения. В течение XIX века число негров и белых американцев увеличивалось примерно в одинаковом темпе. Число негров увеличил ось на 663,3%, белых — на 693%.

К 1920 году число негров увеличилось до 10463131, а их пропорция уменьшилась до 111 на тысячу белых или до 9,9%. Это сравнительное уменьшение породило мнение, что оно будет продолжаться и сделает негритянскую проблему менее важной.

Однако уменьшение процента негров в населении США было вы· звано притоком европейских иммигрантов, а с уменьшением их численности и улучшением санитарных условий жизни негров они, согласно статистике, стали жить дольше, и следует ожидать, что процент негров в США будет увеличиваться.

Американцы боятся, что европейские иммигранты не ассимилируются, а негры ассимилируются. Они понимают трудности политики сегрегации из·за большого числа полукровок, которых трудно отнести к неграм. эту трудность можно преодолеть с помощью такого способа сегрегации, при котором сосредоточение негров в определенных зонах поощрялось бы путем предоставления им особых политических привилегий. Анализируя эту проблему в 1924 году, я рассматривал возможность того, что о временем американская федеративная система может быть модифицирована с образованием особых подгрупп штатов. Понятно, что 12,5 миллионам жителей штата Нью-Йорк когда-нибудь надоест, что у них в Сенате столько же представителей, что и у 9 тысяч жителей штата Невада или 238 тысяч жителей штата Делавэр. Если по какому-нибудь вопросу интересы 26 миллионов жителей штатов Нью-Йорк, Нью-Джерси и Пенсильвания вступят в конфликт с интересами миллиона жителей штатов Невада-Аризона и Айдахо, три восточных штата могут выступить против равного представительства в Сенате трех штатов Скалистых гор.

Несостоятельность попыток навязать одну и ту же систему контроля качества продуктов питания штатам Нью·Йорк и Айдахо очевидна уже теперь. Целесообразно было бы создать подгруппы штатов, чтобы обеспечить их более независимое развитие в соответствии с их особыми географическими условиями.

Австралия тоже испытывает трудности по причине жестокости федеративной системы, так как распределение финансов, удобное для восточных штатов, не устраивает Западную Австралию, где уже обсуждается вопрос о выходе из федерации.

Вероятно, мало браков заключается между чистыми белыми и чистыми неграми, и смешение теперь имеет место благодаря обычаю представителей смешанной расы заключать браки с лицами более чистой крови, чем они сами.

Возможность ассимиляции усилилась вследствие ограничения иммиграции. Сегрегация потребовала бы сознательного проведения заведомо трудной позиции. А для ассимиляции ничего не надо делать — достаточно плыть по течению. Тенденция событий и общественного мнения указывает на то, что в конечном счете возможно растворение негров в остальном населении США.

Статус нeгpoв в Африке

Читайте также: