Наследники рудольфа нуриева кто

Обновлено: 30.06.2024

Каждый запомнил своего Нуреева. Для одних он — взрывной, обволакивающий и вкрадчивый обольститель, для других — вздорный гордец. Найдутся и те, кто опишет его как милого шутника, элегантного бонвивана. Или безумного артиста, сжигающего свою жизнь бессонницей и работой, дикими страстями. Для меня он был всеми этими разнообразными личностями понемногу. Я назвал бы его типичным героем истеричного кино Тарантино — грубым, нервным, опасным, дерганым и непредсказуемым!



— Как вы встретились?

Рудольф Нуреев и Ролан Пети

Странно, подумал я. Кто это? И с чего бы нам видеться вновь? Вернувшись в Париж, я почти забыл об этом визите и вспомнил о нем лишь спустя два года, когда все газеты написали о том, что русский чудо-танцовщик Кировского театра оперы и балета попросил политического убежища во Франции в разгар гастролей. Журналисты детально описывали почти детективную историю о действиях полицейских и представителей КГБ, пытавшихся поймать дерзкого беглеца, перепрыгнувшего через заграждения аэропорта Бурже. Увидев в газетах фотографию виновника всеобщего беспокойства, я тотчас же узнал своего странного венского посетителя. Те же горящие глаза, высокие казахские скулы… Отныне я стал с интересом следить за его передвижениями. Узнал, что он воистину гений танца, что его лично позвала к себе в партнеры сама Марго Фонтейн , а затем он улетел выступать в Нью-Йорк. Его ждали все площадки мира! Всюду он вызывал к себе повышенный интерес и сумасшедшее ликование критиков и зрителей.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн

Поначалу репетиции шли плохо — Марго меня не слушалась и, видимо, на правах близкой подруги капризничала. Я уже начал сожалеть о том, что согласился, но через пару дней наших совместных мучений она мне представила своего партнера. Им и оказался Нуреев.

Ролан Пети и Рудольф Нуреев на репетиции телевизионной программы, 7 августа 1968

— Не хочешь повторять? Тогда репетиция закончена! — Мой характер тоже не из легких.

Победа осталась за мной. С тех пор между нами установились очень доверительные отношения — если таковыми можно назвать отношения дрессировщика и хищника.

Его первая съемная квартира была скромной: холостяцкая кухня, которой он вряд ли пользовался, ванная с душем, одна жилая комната без мебели и каких-либо декоративных вещей. В центре — вечно разобранная кровать, рядом на стуле — телефон. До него было не дозвониться: он говорил часами. Говорил со всеми подряд — с коллегами, сумасшедшими фанатами и просто случайными знакомыми. Казалось, телефон был для него неким священным атрибутом, ящиком чудес, издававшим звуки внешнего мира, которые создавали иллюзию присутствия другого человека. Он буквально хватался за каждый звонок и тянул разговор как можно дольше.

— Ваши отношения породили немало сплетен.

— Это действительно лишь сплетни. Мы просто были очень близкими друзьями. Что касается лично меня, без жены и дочери я ощущал себя очень одиноким. Порой специально засиживался у Рудольфа, только бы не идти в свои пустые, унылые комнаты. Случалось, оставался у него ночевать, а поскольку в доме Рудольфа имелась лишь одна постель, мы ложились на нее вдвоем, спиной к спине, и засыпали до утра, как братья.

Рудольф Нуреев, Марго Фонтейн и Ролан Пети, Лондон, 1969

— Нуреев был таким же одиноким, как и вы?

Он говорил, что его притягивают самые опасные кварталы, в которых обитают страшные личности и грязная любовь. Долгие годы Рудольф кружил в ночи, подбирая себе разового партнера, мгновенно заключал сделку, быстро занимался сексом и так же быстро уходил. Никаких сантиментов, никаких сожалений и никаких привязанностей — ничего. Только механика. Причем обязательно уличная, обезличенная. Та, которая не требует затраты чувств.

Рудольф Нуреев и его постоянная партнерша в английском балете Марго Фонтейн.

— Продолжилась ли ваша дружба после отъезда из Лондона?

Он водил меня по самым отдаленным барам, в которых собирались какие-то мрачные личности, мы кружили по узким сырым лабиринтам спящего города, и мне казалось, что за каждым поворотом притаился маньяк… Наконец забрели в печально знаменитый театр Смеральдо, где артисты всех возрастов показывали стриптиз разношерстной публике. Люди в зале взирали на представление молча, их взгляд был сосредоточен, а руки спрятаны под небрежно брошенными на колени пиджаками или плащами. Они удовлетворяли себя под звуки инфернального, расстроенного оркестра.

В другую ночь Рудольф повел меня на задворки центрального вокзала, в район, где царили травести. Мы шли мимо балансирующих на высоченных каблуках напудренных мужчин с неестественно пухлыми губами, длинными косами, в сетчатых чулках. Кто-то кокетливо кутался в нейлоновую шубку, кто-то дерзко распахивал подол, демонстрируя обнаженное тело. Театр абсурда! Ночной кошмар наяву, сон или бред… точно не скажу! В какой-то момент мне стало по-настоящему страшно. Рудольфа же явно забавляла моя растерянность, сам он от души смеялся и чувствовал себя, надо сказать, великолепно. Опасность его заводила. Вне сцены ему была необходима такая же доза адреналина…

Рудольф никогда не верил в правдивость своего диагноза. Считал - король вроде как бессмертен.

— Неужели такой изнурительный режим никак не сказывался на его физическом самочувствии?

— Однажды совершенно случайно я стал свидетелем такой сцены. Было это в 1970 году в парижском Дворце спорта. Рудольф выбежал за кулисы, где его ждал личный массажист Луиджи Пинотти. Он стянул с него мокрое трико, заботливо завернул в мягкий халат и помог удобно устроиться на столе.

Прежде чем приступить к массажу, Пинотти начинал аккуратно… освобождать ноги Рудольфа от десятков метров скотча, которым те были плотно обмотаны, как у мумии! Наконец все ленты сорваны, и рулоны валяются на полу. Ноги Нуреева ужасны — со вздутыми венами, такими набухшими, что кажется — вот-вот взорвутся. Он относился к собственному телу как тиран, физически себя не жалел и не соблюдал никаких правил, никаких норм, которые обычно требует тело атлета.

Другую сцену я наблюдал позже в Лондоне. Он попросил меня зайти к нему утром, и я обнаружил его лежащим на кафеле в ванной. Он, укутанный в простыню, спал, свернувшись калачиком. Он напоминал младенца. Почти двадцать пять лет назад он лишился матери и с тех пор не нашел ни семейного тепла, ни счастья. В окно ярко светило солнце, в комнатах стояла гнетущая тишина. Я застыл на пороге, не осмеливаясь его разбудить, а потом тихо ушел…

— А есть у вас более радостные воспоминания?

— Конечно. Например, как-то раз, когда Рудольф пришел ко мне в гости, жена стала разучивать с ним песню Сержа Генсбура. Он великолепно справлялся и уже через полчаса довольно сносно ее пел. А потом вытянул меня за руку на середину гостиной и, задорно напевая, стал кружить со мной в танце. Мы двигались медленно, на ходу импровизируя, не без гротеска, классические балетные па и жесты под звонкий смех нашей единственной зрительницы.

— Вы ведь не сразу узнали, что он смертельно болен?

Я не хотел говорить Рудольфу о своих ощущениях, сделал лишь неискренний комплимент, когда застал его, забившегося в угол где-то за кулисами в паузе между выходами на сцену:

— Очень рад за твою удачу, за Квазимодо.

В гриме горбатого урода, печальный, тяжело дышащий — таким раздавленным, жалким и нелепым я никогда его прежде не видел. Лишь много позже узнал — то были трудные для него дни, танцевал он уже из последних сил.

Прошло какое-то время, и Рудольф неожиданно сам позвонил мне, попросив о встрече. Мы встретились в ресторане. Вел он себя странно. Был полон замыслов и с подозрительной настойчивостью требовал незамедлительно подписать с ним контракт. Прямо сейчас и здесь! Достал ручку, бумагу, наспех стал составлять текст. Чистое сумасшествие — писал он быстро, с ошибками, то на русском, то на французском, вставляя то английские слова, то итальянские. Строчки слипались и разлетались, орфография не соблюдалась, смысла не было вообще.

Рудольф Нуреев. Фото: Ричард Аведон (Richard Avedon, 1923-2004)

Рудольф Нуреев и Михаил Барышников объявляют о гала-концерте своих коллективов

— Он вам говорил о своей болезни?

— Он скрывал диагноз ото всех, никто даже не догадывался, каким медицинским процедурам он себя подвергал (держаться помогал морфий).

Над грудью, чуть повыше сердца, у Рудольфа стояла пробка, которую врач открывал каждые два-три дня, чтобы сцедить скопившуюся жидкость, мешавшую дышать и давившую на сосуды. Даже его возлюбленная Марго Фонтейн, к которой он летал в Панаму, не догадывалась о происходящем! Не понимала — он прилетал, чтобы попрощаться.

Рудольф никогда не верил в правдивость своего диагноза. Считал — король вроде как бессмертен, неприкасаем. И вдруг король оказывается обыкновенным смертным!

А через несколько дней его не стало.

Рудольф носил в себе болезнь десять лет. Десять лет доказывал себе, что вылечится. Продолжал выступать, пусть плохо, пусть порой его и освистывали в зале… Он понимал: если не болезнь, то старость и дряхлость однажды не позволят ему танцевать. Планировал сменить профессию, стать дирижером.

Последние недели жизни он провел в театральных ложах. Каждый вечер приходил смотреть балет. И даже накануне смерти пытался уйти из больницы на представление.

фото: Сесил Битон

— У вас так ничего и не осталось на память о Нурееве?

Костюм Рудольфа Нуреева; роль принца Зигфрида. - Фото Pascal Франсуа.

В ответ на жесткие ограничения со стороны советской власти артист не вернулся на Родину с гастролей. Рудольфа Нуреева окрестили предателем, а его друзья подверглись травле. Несмотря на бремя изгнания, премьер исполнил главную мечту: стал звездой мирового балета.

Рудольф Нуреев

В 60-е подобный поступок казался немыслимым, смелым, граничащим с безумием. Ради шанса развиваться в творчестве Нуреев лишился возможности общаться с семьей. Отныне танцовщик всюду чувствовал себя чужим, и единственной отдушиной для него оставалась хореография. Дуэт Рудольфа с Марго Фонтейн до сих пор считают эталонным.

17 марта исполняется 83 года со дня рождения звезды балета. Его жизнь была яркой, насыщенной событиями, но короткой — Рудольф Нуреев скончался после 12-летней борьбы с ВИЧ в 54. Каким же мир запомнил легендарного танцовщика?

Рождение звезды

Рудольф Нуреев родился в поезде

Детство

Юноша поступил в балетную студию при Уфимском оперном театре, устроился статистом и вскоре получил приглашение в труппу. Однако оставаться в Башкирии Нуреев не планировал и в 17 поехал в Ленинград. Ему удалось стать студентом Вагановского училища, где преподавал Александр Иванович Пушкин. Отношения с однокурсниками у танцовщика не клеились, зато наставник поддерживал его и одно время даже разрешал пожить в квартире своей семьи.

Талантливого танцовщика ждал оглушительный триумф

Триумф на Родине

В 1961-м Рудольфу дали французскую визу, и он уехал на гастроли в Париж. Первое же выступление в местной опере ознаменовалось оглушительным успехом танцовщика, но затем пришло указание от КГБ о возвращении артиста в СССР. Почему же Нурееву запрещали блистать на европейской сцене?

Нуреев так и не признался в чувствах Тамаре Закржевской

Побег

В июне 1961-го Нуреев отважился на решительный шаг. По совету подруги Клары Сент, танцовщик должен был подойти в аэропорту к французским полицейским и сообщить, что хочет остаться в Париже и просит убежища. Однако советские сотрудники госбезопасности почуяли неладное и начали оттеснять Рудольфа от прохода.

Михаил Барышников во многом повторил судьбу Нуреева

Травля друзей

Пути назад не было, и в первых заграничных интервью танцовщик с грустью отмечал, что не сможет вернуться в свою страну, а в чужой — никогда не станет счастливым. К сожалению, это предсказание исполнилось, хотя и не сразу.

Первое время в Париже Нуреев чувствовал себя спокойно лишь на репетициях с Розеллой Хайтауэр

Игра в прятки

Месяцами Нурееву приходилось скрываться в убежище у Люксембургского сада, потому что показываться на улице было опасно. Присоединившись к труппе маркиза де Куэваса, он получил полугодовой контракт. Однако главе балета тут же стали поступать угрозы от недоброжелателей, а Рудольфа начали преследовать подозрительные люди. Он жил под постоянным надзором, чувствуя себя спокойно лишь на репетициях с Розеллой Хайтауэр.

Нуреев восхищался Эриком Бруном

Эталонный дуэт

Когда Рудольф начал выступать в паре с Марго Фонтейн, поклонники заподозрили, что их связывали не только дружба и работа. Сплетни о танцовщиках распространялись со скоростью света: одни категорически отрицали возможный роман партнеров по сцене, другие уверяли, что Марго носила под сердцем ребенка от Нуреева, но потеряла его из-за выкидыша. Впрочем, эта история мало походила на правду — Фонтейн на момент встречи с артистом было уже за 40.

Позднее Рудольф стал премьером Венской оперы и получил австрийское гражданство. Он усердно трудился и гастролировал, смог существенно модернизировать технику хореографии, давал по 200-300 спектаклей в год. Неудивительно, что состояние артиста возросло до 80 миллионов долларов. Впрочем, он не только много зарабатывал, но и беспорядочно тратил деньги: не следил за чужими долгами, приобрел поместья во Франции, Вирджинии и Лондоне, купил архипелаг из трех островков близ Позитано.

Занавес

Популярный, талантливый и богатый, Рудольф позволял себе много лишнего. Ни одному артисту не простили бы выступление босиком перед королевской семьей, однако Нурееву стало жарко, и он без стеснения сбросил туфли. Танцовщик грубил дирижерам и продюсерам, лишний раз подогревая слухи о своем сложном характере.

Радовали ли Нуреева успех и деньги? Разумеется, однако ничто не могло заглушить его тоску по Родине. Редкие письма, которые удавалось передать семье, сквозили грустью: близкие так и не смирились с поступком Рудольфа и ждали его возвращения домой. Но попасть в Советский Союз было безумно трудно. Только после прихода к власти Горбачева танцовщику разрешили ненадолго приехать в Уфу, чтобы навестить умирающую маму.

В 80-х у Нуреева обнаружили ВИЧ. Предположительно, он заразился вирусом в больнице: однажды артиста сбила машина, и ему понадобилось переливание крови. Существовала и другая версия о причинах возникновения недуга — беспорядочные половые связи. Так или иначе, танцовщик не падал духом и боролся со СПИДом, пробуя различные новинки в сфере медицины.

Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн танцевали вместе более 15 лет

Тяжелым ударом оказался для артиста уход из жизни близких друзей: сначала Эрика Бруна, а потом и Марго Фонтейн. Оба сражались с раком, и последние годы провели в страшных мучениях. Нуреев, сам смертельно больной, поддерживал коллег морально и материально, но все яснее осознавал: его конец близок.

Фото: Jack Mitchell, Henri Bureau, Yvonne Hemsey, Jack Mitchell, Central Press/Hulton Archive, Archives/Walt Disney Television/Getty Images, личный архив

Сейчас имя танцовщика ставят в один ряд с легендами балета Галиной Улановой и Марисом Лиепой, но так было не всегда. В 90-е Николай Цискаридзе постоянно сталкивался с кознями завистников и боролся за признание зрителей и коллег.


читать статью полностью

Едва артист приступил к репетициям, как разочарование поклонников и журналистов усилилось.

- Я видела, что он болен, что у него нет дыхания, что ему трудно, - вспоминает подруга и поклонница артиста Тамара Закржевская. - Рудик, который раньше вставал на высокие пальцы и крутил туры сколько нужно, три пируэта свертит - и всё, больше не может.

Тем не менее наша публика устроила артисту овацию. Как писали критики, зрители сумели разглядеть то, что было 30 лет назад, и их аплодисменты относились к прошлому.

- Это Виноградов угробил меня, - скажет он друзьям.

Революционный костюм

- Мало кто знает, что Нуреев дарил свои костюмы ученикам, - рассказала начальник выставочного центра музея Полина Уханова. - Например, к нам костюмы попали из коллекции ученика Нуреева, танцовщика Айдара Ахметова.

Нуреев произвел настоящую революцию в театральной моде, модернизировав наряды танцовщиков. Например, если раньше мужские колеты были удлиненными и закрывали ноги, то благодаря смелости Рудольфа камзол укоротился настолько, что перестал скрывать ягодицы. Выглядело это намного эротичнее, но смысл экспериментов был не только в этом.

- Костюм Нуреева стал более удобным, - говорит Уханова, - а поскольку у него были прекрасные костюмеры, то до сих пор современные танцоры стараются шить наряды по его лекалам.

Наряды танцовщиков в те времена были весьма целомудренными: мужчины надевали плотные трусы, трико, а поверх - смешные коротенькие штанишки. От них-то и решил отказаться Рудольф. Станцевав первый и второй акты, он вознамерился выйти на сцену в невероятном по тем временам виде: белом трико поверх специального бандажа, прикрывающего причинные места.

Как пишет биограф артиста Елена Обоймина, антракт продлился целый час, во время которого Нуреева призывали одуматься и надеть штаны. Но тот был непреклонен:

Когда занавес открылся, зал, потрясенный бесстыдством танцора, впал в оцепенение. Зрители решили, что Нуреев забыл надеть штаны. Однако акция Рудольфа имела успех и стала отличным пиар-ходом. На его выступления в сексуальном костюме народ ломился, пресса замечательно приняла скандал, а коллеги ворчали, почему им тоже нельзя выходить на сцену в таком виде.

Так выглядит балетный бандаж для мужчин

Так выглядит балетный бандаж для мужчин

О бандаже и заячьей лапке

На выставке в Музее моды не менее интересным экспонатом будет и костюм Мариса Лиепы. Ведь если Нуреев совершал балетную революцию в Ленинграде, то Москву удивлял именно Марис, первым в столице выйдя на сцену в бандаже под трико.

Для тех, кто заинтересовался темой бандажа, поясним. Так называют специальное белье для танцев на эластичной ленте с плотной коробочкой спереди и веревочкой сзади. Конструкция бандажа такая, что очертаний белья под трико не видно, как ни вглядывайся. Все мужское добро упаковывается вверх для удобства танцующего, а сидеть бандаж должен как влитой. По негласной традиции танцовщиков поправлять конструкцию во время занятий и вообще вне раздевалки и туалета считается дурным тоном.

Понятно, что заставить начинающих танцоров надеть это на себя подчас сложнее, чем разучить новое па. Поэтому некоторые учебные заведения тянут до упора, чтобы мальчик уже прочно подсел на танцы и одежда не сломила его желания танцевать.

Подковерная игра Матильды

- Вся Европа сходила с ума по экзотике, и русские костюмы казались европейцам очень экзотическими, - говорит Уханова. - Дягилев приглашал наших лучших художников, они использовали пусть и несколько лубочные образы, но такие, которые точно бы понравились зрителям.

Гомосексуальное письмо Стравинского Дягилеву продали за 750 тыс. руб.

Считается, что композитора Стравинского открыл именно меценат Дягилев (справа)

Считается, что композитора Стравинского открыл именно меценат Дягилев (справа). Фото: Getty Images

Те, кто считают, что специфический оттенок письма - случайность, неправы.

Ведь ни для кого не секрет, что команда Дягилева была первой международной гомосексуальной арт-тусовкой, нисколько этого не скрывавшей.


Посмотреть кинопремьеру пришли двоюродная сестра Рудольфа – 84-летняя Амина Галиакбарова и заслуженный работник культуры республики Нина Жиленко, 20 лет проработавшая в театре оперы и балета.

От поезда до аэропорта

Рудольф Нуреев - советский, британский и французский артист балета и балетмейстер. Родился 17 марта 1938 г. вблизи Иркутска в поезде. В 1941 г. переехал в Уфу, где и начал заниматься балетом. В 1955 г. принят в Ленинградское хореографическое училище, после его окончания стал артистом театра оперы и балета им. Кирова. В июне 1961 г. во время гастролей в Париже отказался вернуться в СССР. За измену родине его заочно приговорили к 7 годам заключения. Танцевал в Королевском балете, был премьером Венской оперы, более 15 лет был звездой лондонского Королевского балета. Скончался от осложнений СПИДа 6 января 1993 г. в Париже.

В фильме показан период жизни Рудольфа от рождения в вагоне поезда до принятия решения остаться навсегда во Франции, став для своей родины предателем.

Большую часть коллектива составили иностранные актеры, из России для работы были приглашены солист казанского театра оперы и балета Олег Ивенко (роль Рудольфа) и солист Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Сергей Полунин, известные актеры Равшана Куркова и Чулпан Хаматова, Андрей Ургант и Надежда Маркина, а также Алексей Морозов и Анастасия Меськова.

Единственный момент, на который зал живо откликнулся – сцена, когда Рудольф совершает главный шаг в своей жизни, попросив политического убежища у французских полицейских в аэропорту. Зрители захлопали.


Гораздо больше эмоций просмотр вызвал у родственницы Нуреева – двоюродной сестры по отцу Амины Галиакбаровой. В детстве они часто проводили время вместе, когда мама Рудольфа привозила детей из Уфы в деревню Асаново в Кушнаренковском районе, где жили родственники. По словам Амины Мустафиновны, Рудик танцевал с детства.

«Он маленький приезжал к нам. И все время плясал. Башкирские танцы, в основном. Говорят, старшая сестра Роза его учила понемногу, - вспоминает она. – Он был другой, не похожий на всех остальных в нашей семье. Ведь никто, кроме него, у нас никогда не танцевал.

Амина Галиакбарова

В целом фильм Амине Мустафиновне понравился.

Олег Ивенко внешне очень похож на Рудольфа Нуриева.

Заслуженный работник культуры Башкирии, журналист Нина Жиленко, проработавшая в уфимском театре оперы и балета 20 лет в литературном отделе, считает, что не являющемуся актером Олегу Ивенко не совсем удалась сцена в аэропорту.

Рудольф Нуриев в 1973 году.

«Свой фильм о достоянии всемирной культуры и искусства, об одном из величайших танцоров режиссер Рэйф Файнс решил проиллюстрировать в рамках одного эпизода, самого судьбоносного для Рудольфа, когда тот решил остаться во Франции 16 июня 1961 года, - говорит она. - Кинозритель наблюдает, как в картине время перемежается, есть обращение к детству танцовщика. Всё очень деликатно. Но художественное творение уязвимо. Оно не всегда органично и это мешает. Неподготовленный зритель может не знать, почему женщина рожает в вагоне поезда. Всё потому, что на девятом месяце беременности Фарида вместе с тремя дочками из Кушнаренковского района едет во Владивосток, к мужу, и Рудик появляется на свет недалеко от озера Байкал.

Или сцена в квартире ленинградцев Романковых, где собирался весь цвет ленинградской интеллигенции: поэты, писатели, композиторы, художники. В фильме показали, что юный Рудик единожды пришёл в гости к Любови Романковой, дочери проректора политеха. А вот дух тех посиделок, к сожалению, не передан, тем более, там он был завсегдатаем. Кстати, квартира воссоздана до мельчайших подробностей: фотографии в рамках, мебель, акварели хозяина дома, словом, весь антураж, но съёмки происходили в Белграде. В общем, в картине многое рассчитано на подготовленного зрителя.


Рудольфа сыграл великолепный танцовщик современности Олег Ивенко. Он, конечно, большой молодец, но он не актёр. Поэтому сцена, когда Нурееву сообщают в аэропорту, что он летит в Москву выступать на правительственном концерте (а в это время вся труппа вылетает в Лондон – ред.) выглядит менее драматично. События, происходившие тогда в аэропорту Ле Бурж, расписаны экспертами по минутам. Балерина Алла Осипенко, которую в картине играет Анастасия Меськова, вспоминала, как он сначала позеленел, побледнел, потом посинел, весь задрожал, из глаз брызнули слёзы. У Олега в этой сцене, наверно, не хватило актёрского арсенала передать весь драматизм и ужас происходящего.

В Башкирском театре оперы и балета работает единственный в мире музей Рудольфа Нуреева. Танцовщик ещё при жизни создал два фонда в помощь молодым дарованиям: один в Америке, другой в Англии. В 2008 году британский фонд передал музею 200 артефактов, связанных с его жизнью и деятельностью: несколько сценических костюмов, афиши, фотографии, буклеты, предметы грима.

Первым делом он полетел в Уфу, повидать мать, которая жила в семье одной из дочерей. Мать он увидел, но она была уже в тяжелом состоянии и не узнала сына. Нуриев захотел посетить уфимский театр, театр своего детства, но был выходной день, и сторож его не пустил.


Нуриев немного колебался, но потом ответил согласием, заметив, что Казань — родина его матери. К сожалению, тогда он не смог приехать, из-за проблем с паспортом и визой поездка сорвалась за несколько часов до вылета самолета.



Нуриев оттачивал дирижерское мастерство. В Казани ему дали в ассистенты болгарского дирижера Владимира Кираджиева, который тогда сотрудничал с казанской оперой. Нельзя сказать, что между ними установился хороший контакт, Нуриев часто эмоционально реагировал на невинные подсказки Кираджиева.

На вопрос, почему он решил поработать с казанскими оркестрами, Рудольф ответил, что они — его полигон. Дух военачальника, а на Западе часто мелькает информация, что род его восходил к Чингиз-хану, был в нем силен. Вообще, сила духа в Нуриеве поражала, в Казань он приехал явно нездоровым, но репетировал с полной отдачей.

В марте были только репетиции. Филармония особенно не утруждала себя заботами о великом танцовщике (по некоторым сведениям, даже гонорар за выступление с симфоническим оркестром ему выплатили в оперном), так что все хлопоты на себя взяли в театре. Чаще всего Нуриева курировал заместитель директора Юрий Ларионов.

Он прилетел в Казань вскоре после майских праздников, и на этот раз театр добился, чтобы его поселили в коттедже кабмина возле парка им. Горького. Там было прохладно, Ларионов привез обогреватель. Май стоял холодный и дождливый. Нуриев мерз и кутался в пончо, носил шапочку. Репетиции шли плотно, на них иногда присутствовали родственники Рудольфа — двоюродная сестра и внук.


Фото Романа Хасаева

И концерт с симфоническим оркестром, и спектакль прошли с аншлагами. Театр много лет приглашал на фестиваль балерину Надежду Павлову, она все не соглашалась, но узнав, что за дирижерским пультом будет стоять Нуриев, сразу же приехала и исполнила партию Маши. После спектакля Нуриев, увидев высокий уровень феста, разрешил дать ему свое имя.


Балетный фестиваль с мая 1993 года носит имя Рудольфа Нуриева. Фото Романа Хасаева

Поделитесь в соцсетях
Хотите быть в курсе новостей?

комментарии





Его жизнь больше связана с Уфой. Почему автор не упомянула, что Нуриев неоднократно это подчеркивал, что его дом, родина - в Уфе? Именно в Уфе он стал узнаваемым танцором. Именно там были его основные учителя. Понимаю, мы в Казани, и своя рубашка ближе к телу, но упускать такие важные моменты из биографии весьма неэтично.


Нуриев себя называл гражданинлм мира, про Уфу не говорил. Его в Уфе в театр не пустили на порог! А в Казань его директор театра пригласил, и он с Казанью хотел сотрудничать, дал свое имя фестивалю. Не искажайте факты, если вы из Уфы.

Он родился не в Уфе, а в поезде, и никогда не называл Уфу Родиной. Из педагогов говорил про Удальцову, но больше про Пушкина, преподававшего в Вагановском и сделавшем из него танцора.

Каким узнаваемым танцором стал Нуреев в Уфе, вы о чем? Он там в кружок танцев ходил, и уехал в балетное училище оттуда ребенком. Биографию почитайте.

И Уфа, и Казань-это два татарских города. В Уфе вырос гениальный Рудольф Нуриев. Для каких-либо спекуляций он не оставляет место своими словами:" Наша татарская кровь иная, она течет быстрее. ".


Какие еще башкиры?
Кто они?
И где они?
Что за мифический народ такой?
До Урала - те же татары Казанского ханства, а на Южном Урале и В Зауралье живут самые настоящие чингизхановские татары, можно говорить и татары-монголы, тангаурцы например.





Всевышний Аллах это море, как Землю и всю Вселенную создал! Чингиз-хану же, дал разрешение Москву (сегодняшнюю шайтанную) построить!





В Уфе - 58% живет татар, однако татары и башкиры братья - сорить и сеять вражду между нашими народами не надо! Наша сила в дружбе! Амин!


Башкирами называли предателей после взятия Казани. Им за это выделяли огромные земельные угодья, за счет земель тех, кто противился экспансии Московии, облагали их символическим налогом и т.д. Башкирство - одна черная страница в татарской истории.



Читай например Урусова. Он говорит: Вы башкиры, раньше которые были татарами-ногайцами . Вам мы предоставили самые низкие налоги, выдавали земли тех ногайцев, которые воспротивились продвижению Москвы, обласканные властью, зачем вы выступаете против тех, кто одарил вас такими милостями. Вы конечно выступали за Москву, воевали против татар-ногайцев вместе с нами и т.д.
Башкирство формировалось как сословие предателей, которое воевало против татар.

Рудольф Нуриев - мировая звезда . Однако героем татарского народа и образом для подражания быть не может! Шайтан его "попутал".

Не нужны нам памятники - идолы, не развратной императрице российской империи, не "заднеприводному" гению мирового балета! Казань чистый город! Амин!


А как же звери Намдакова-буддиста около его же шайтанского котла-Чаши? Как же зверюга по имени Хранительница с когтями и клыками, которую сделал тот же Намдаков-буддист? Они соответствуют "чистоте"?



А как чудища около шайтанской котел-Чаши - творения скульптора Намдакова-буддиста? Как сама Чаша - его же творение? Как скульптура Хранительницы с клыками и когтями - так же творение Намдакова-буддиста? ОНИ подходят для чистого города Казани?


Они - чудовища, что ли поганую и развратную жизнь вели, замучили многие народы, либо отдали в рабство своих подданных?

«Мать моя родилась в прекрасном древнем городе Казани. Мы мусульмане. Отец родился в небольшой деревушке около Уфы, столицы республики Башкирии.
. Я не могу точно определить, что значит, для меня быть татарином, а не русским, но я в себе ощущаю эту разницу. Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда. И, однако, мне представляется, что мы более вялые, чем русские, более чувственные; в нас некая азиатская мягкость и вместе с тем горячность наших предков, этих великолепных худощавых всадников.
Мы — странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских; вероятно, именно поэтому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского. Татары быстро воспламеняются, быстро лезут в драку. Они самонадеянные, но в то же самое время страстные, а временами хитрые, как лисы. Татарин — хороший комплекс звериных черт, — и это то, что есть я…
Нуриев. Автобиография.

РТР Культура каналы французларның Рудольф Нуриев турындагы “Великие постановки Нуриева” фильмнар сериясен күрсәтте 2012 елда бугай. Мин аның куювында Раймондапны карадым. Анда барысы да татарча. Сәхгә бизәлешендәге арт картинада - саф татар авылы, мәчетле, манаралы. Аннан соң бу операда ул төп сцена күренеше итеп сарациннар юлбашчысы Габдерахманны алга чыгарган. Аның ролен башкаручы артист: “Ул бу рольне үзе шәрыкныкы, үзе татар булгач, аеруча ярата иде, шуңа да аның биюен гел үзенчә, гел шәрыкча, гел татарча куйдыртты” дип сөйли. Биюнең өзекләрен күрсәтеп алган вакытта күренгәнчә, Нуриев куюындагы бу балеттаГабдерахман партиясе – чынлап та тулысынча татарча, татар биюләре белән куелган. Шул ук артист: “Нуриев һәр биюен үзенчәлекле итеп, аңа иҗади карап башкара иде һәм һәрберсенә дә шәрык, татар элементлары кертә, шуңа да, роллләргә шул шәрык, татар ягыннан якын килүе аркасында, зур уңышка ирешә иде дә”, - дип сөйли. Чынлап та, Нуриевның бер кулып чак кына өскәрәк күтәреп, икенчесе белән биленә таянып башкарган бар паларында да, бар бию элементларында да – аңа кечкенә вакытыннан ук канына сеңгән татар биюе элементларын күрергә була. Аннан соң бар алып баручылар да балет театры сәхнәсендә Раймонданы куйганда Нуриевның ничек итеп атлы сугышчылар күренешен куюын таңкатып сөйлиләр. Анысыннан да сәхнәдә өзек күрсәттеләр. Балеттагы артистлар ясалма атны күтәреп төрле бию элементлары башкаралар, ә ул атта тагын бер артист утыра. Тагын шундый бер атлы артистлар группасы – каршы якта. Бу ике группа бии-бии бер-беренә каршы киләә, ат өстендәгеләре- үзара сөңге белән казашкан булып бии күренешләре эшли. Бу сцена куюын да Нуриевның татарлыгыннан, аның атны, дала халкын, шул исәптән сарациннарны яхшы белүе белән аңлаттылар. Шулай итеп Раймонданы саф татарча куеп, Нуриев күренмәгән уңышка ирешкән бар дөньяда. Фильм шулай итеп сөйли.

Нуриевның татар икәнлеге бар чыганакларда да бар, аны бар дөньяда татар буларак беләләр. Аның кушаматы да “Неистовый татарин" булган. Америка матбугаты аның турында “Он приедет к Вам, и как Чингисхан, и вас завоюет” дип яза.

Читайте также: