Наследник священной римской империи кто

Обновлено: 28.06.2024

Об этом периоде, то есть о VI и VII вв., мы имеем очень мало источников, которые к тому же трудно интерпретировать. Поэтому конкретные детали процесса формирования новых обществ до сих пор остаются неясными; тем не менее его можно считать одним из важнейших событий во всей европейской истории. Это обстоятельство становится очевидным, как только мы начинаем сравнивать историю Западной Европы с историей областей Римской империи, захваченных арабами в VII в. Там новое общество также появилось в результате завоевания эллинизированного и романизированного общества сравнительно более примитивным народом. Возникший социум принципиально отличался (и отличается до сих пор) от сформированного на Западе. Причины этого коренятся не только в древней (еще доэллинской и доримской) традиции Египта и Ближнего Востока, но – прежде всего – в глубочайшем несходстве религиозной истории германцев и арабов. Всем германским народам, пережившим период экспансий, пришлось принять религию тех, кого они завоевали, то есть ортодоксальное христианство. У арабов, напротив, была своя собственная религия (пусть даже с теми же, что и у христианства, корнями), которую они последовательно насаждали среди завоеванных ими народов (см. гл. 2).

Остготы не получили тех двух столетий, в течение которых могло бы сформироваться новое готско-римское общество в Италии; и это произошло по независящим от них причинам.

Король остготов Теодорих рос в Константинополе и женился на византийской принцессе. Свое предназначение он видел в том, чтобы примирить готов и римлян. Римский сенат и вся гражданская администрация продолжали действовать и при Теодорихе. Римские суды все так же судили по римским законам. В отличие от знатных вандалов в Африке, готские землевладельцы платили такие же подати, как и их римские соседи. Ко двору Теодориха в Равенне стекались ученые и люди искусства; его дочь изучала латинский и греческий языки. Классическая культура на Западе наслаждалась последними погожими деньками.

Известно ведь, что весь круг земель, как ты узнал из астрономических наблюдений, представляет собой точку в системе небесного пространства. Если его сравнить с величиной небесной сферы, то можно сказать, что пространство его ничтожно мало. Лишь четвертая часть этой земли, занимающей так мало места в мире, как стало известно тебе из сочинений всеведущего Птолемея[27], населена знакомыми нам существами. Если от этой четвертой части мы мысленно отнимем площадь, занимаемую морями и болотами, и отделим от нее области, опустошаемые засухой, то людям для проживания останется лишь очень ограниченное пространство. И заключенные в этом крошечном мире, как бы огражденные отовсюду, вы помышляете о распространении славы и прославлении имени? Но может ли быть великой и значимой слава, зажатая в столь тесном и малом пространстве?[28]

В конце концов Бог, всемогущий и всезнающий, вознаградит добродетель и покарает зло.

Судьба вестготов сложилась более счастливо. Франки вытеснили их из Юго-Западной Галлии в начале VI в., но в Испании они жили спокойно. Им никогда серьезно не угрожали ни королевство свевов на северо-западе, ни византийцы на юге; к тому же в VII в. и те и другие ушли из Испании.

Подобно остготам в Италии, вестготы сохранили существовавшую в Испании римскую административную систему и приспособили ее, в несколько упрощенном виде, для своих нужд: во главе войск, городов и провинций встали представители племенной аристократии. Короли вестготов, ранее просто военные вожди, превратились теперь в абсолютных правителей, которые, подобно римскому императору, издавали законы и собирали налоги. Даже придворный церемониал копировал византийский образец. Конечно, отдельные представители крупной знати вступали в конфликт с королем и на протяжении VI в. не раз пытались убить или низложить очередного правителя. Однако это уже не могло изменить природу королевской власти, в основных чертах сходную с властью римского императора.

Как происходило приспособление варварских обычаев к римским традициям, лучше всего видно на примере права. Систематизация и кодификация права – одно из самых значительных и самых характерных достижений поздней Римской империи. Практически все германские государства, которые стали наследниками империи, даже самое недолговечное королевство бургундов и самое варварское – лангобардов, тоже кодифицировали свое законодательство. Идея кодификации принадлежала римлянам, и показательно, что почти всегда эту задачу они выполняли, даже если законы касались германских обычаев. Однако и само содержание законов вестготов в значительной мере было заимствовано из римских юридических сборников V в. В некоторых отношениях правовой кодекс вестготов даже превосходил римские и германские образцы. В частности, законы, определявшие положение и права женщин, были шагом вперед по сравнению с примитивным германским правом и строгим патернализмом римского права. Вместе с тем в большинстве случаев законы вестготов сочетали эти два элемента, – таков, например, закон о кровной мести. Кровная месть подразумевает, что за вину одного человека отвечает весь его род; с помощью такого механизма в примитивных обществах, лишенных централизованной власти, решалась проблема воздаяния за убийство или причинение ущерба, совершенного отдельным человеком. Все германские кодексы стремились свести к минимуму взаимные убийства, вводя денежные выкупы, размер которых зависел как от свойства причиненного ущерба, так и от социального положения пострадавшего. Лишь вестготы в своем законодательстве пошли дальше и ввели в закон о кровной мести римский правовой принцип, гласивший: за преступление должен отвечать лишь тот, кто его совершил, но не его семья или род. Это были серьезные попытки ограничить кровавую практику общества воинов. Однако они не могли совершенно устранить кровную месть, которая еще много веков будет терзать европейское общество.

Больше столетия ариане-вестготы жили изолированно от римско-католического населения Испании; по их законам смешанные браки были запрещены. Однако в течение VI в. эти законы постепенно отменялись, и многие перешли в католичество. В 587 г. король Реккаред принял католичество и приказал сжечь все арианские книги. Неизвестно, было ли это обращение совершено по внутреннему побуждению, но несомненно, что оно в громадной степени укрепило силу монархии. Отныне король фактически стал управлять Испанской церковью, назначая ее епископов (подобно тому, как раньше он назначал арианских епископов). Короли регулярно созывали церковные соборы в Толедо, на которых присутствовали высшая знать и духовенство, а председательствовал сам король; ясно, что и здесь образцом послужила византийская практика. Никто из других германских королей не имел такой власти над своей церковью. Именно в этом периоде берет начало специфически испанская традиция строжайшей католической ортодоксии, соединенной с властью короля над церковью и реальной независимостью от пап в Риме. Именно в русле этой традиции испанская монархия издала свои первые и крайне суровые законы против евреев, к которым до тех пор власти относились вполне терпимо. Теперь в отношении к ним появились предубеждение и опаска – как к людям чуждой веры, не желающим подчиняться государству.

Вестготам, как и остготам, в конечном счете не удалось сохранить свое государство. Однако наследие, оставленное ими Испании (во многих отношениях, разумеется, достаточно проблематичное), в любом случае было гораздо значительнее, чем то, которое остготы оставили Италии.

В отличие от королевства остготов в Италии и королевства вестготов в Испании, королевству франков в Галлии и королевствам англосаксов в Британии была уготована совсем иная судьба. Они смогли выжить, а их дальнейшее существование было фактически медленным процессом развития, растянувшимся почти на тысячу лет. В течение этого времени экономический и политический центр тяжести в Европе вышел за пределы Средиземноморья и сместился на север, за Альпы. Разумеется, в эпоху падения Западной Римской империи невозможно было предвидеть что-либо подобное.

Впрочем, в этом отношении франки мало чем отличались от других захватчиков-варваров. Их главная особенность состояла в другом: Хлодвиг принял христианство, причем в его ортодоксальной форме. Вскоре родилась легенда о том, что король, словно второй Константин, в критический момент битвы призвал на помощь христианского Бога и одержал победу. Историк франков св. Григорий Турский передает эту легенду в том виде, как ее рассказывали в его время.

Византийский император рад был найти в Хлодвиге потенциального союзника против остготов в Италии и пожаловал ему титул консула. Тем самым король франков и его подданные получили возможность войти в круг галло-римской знати – на что никогда не могли рассчитывать ариане-готы. Именно из этой знати вышли большинство епископов Галльской церкви, в отношениях с которой Хлодвиг и его преемники выступали в весьма привлекательной роли заступников и благодетелей. Со своей стороны, франкская знать, получившая поместья галло-римлян в полное или совместное владение, не видела никаких причин менять налаженный порядок управления этими поместьями или как-то нарушать сложившиеся социальные отношения. А поскольку законов, запрещавших смешанные межэтнические браки, не было, в течение считанных поколений франки и галло-римляне полностью ассимилировались.

Успехи Хлодвига подняли престиж его рода, рода Меровингов, на небывалую высоту. Власть франкских королей была окружена таким ореолом божественности, какого, вероятно, больше не знала ранняя история германцев. Однако, сколь бы существенным ни было это обстоятельство, реальная власть покоилась все же на более осязаемых основаниях. Во-первых, была сохранена римская система налогообложения и, что особенно важно, пошлин и сборов, которыми облагалась торговля. Во-вторых, что еще существенней, Меровинги располагали внушительной государственной казной и богатейшими личными владениями; деньги и земли шли в награду верным слугам короля. Все эти активы постоянно пополнялись: от королевских подданных поступали дары, а от других правителей – дань или подарки в надежде заручиться поддержкой франкских королей, чем не пренебрегали даже византийские императоры. Большую часть доходов, однако, приносили войны. Именно эта причина скорее, нежели какая-нибудь имперская идея, побуждала Хлодвига и его преемников вести захватнические войны, – хотя, конечно, было очень удобно и вместе с тем морально убедительно выдавать такие войны за сражения Бога против язычников и еретиков.

О том, насколько далеко подобные мотивы находились от римской имперской идеи, лучше всего свидетельствует обычай Меровингов делить франкские владения между королевскими сыновьями. В течение двух с лишним столетий после смерти Хлодвига политическая история франкского королевства была историей непрерывных разделов и воссоединений различных его частей, историей кровной мести и войн между ветвями королевского рода. В том, что франки смогли позволить себе эти гражданские войны, не претерпев участи вандалов или остготов, была значительная доля везения; сыграли свою роль географически безопасное положение и слабость всех ближайших соседей. Вестготов, остготов и (позже) лангобардов слишком занимала борьба со своими смертельными врагами, византийцами, чтобы думать о нападении на франков. Небольшие англосаксонские королевства Англии вообще не представляли опасности, а систематические нападения действительно страшных врагов – норманнов, авар и сарацин – начались только в середине VIII в.

К этому времени земли и сокровища Меровингов были растрачены, а сами короли утратили способность управлять государством. Тем не менее королевство франков и все галло-римское общество продолжало существовать как жизнеспособный синтез германских и римских традиций.

ГЛАВА ШЕСТАЯ Утверждение христианства и правоверия в Римском государстве. — Разделение империи на Восточную и Западную и последние времена Западной Римской империи. (363–476 гг. н. э.)

ГЛАВА ШЕСТАЯ Утверждение христианства и правоверия в Римском государстве. — Разделение империи на Восточную и Западную и последние времена Западной Римской империи. (363–476 гг. н. э.) Иоман, христианинПреемник Юлиана, Иовиан, избранный советом высших военачальников, был

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи

Глава 12. Параллели между английской историей и византийско-римской историей. Английская империя — прямая наследница византийско-римской империи Грубое сравнение династических потоков Англии и Рима-Византии Как мы уже знаем, древние английские хроники утверждают, что

ОТ ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ К СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

ОТ ИМПЕРИИ КАРОЛИНГОВ К СВЯЩЕННОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ Гибель Каролингской империи в IX в. оплакивали многие ученые монахи и епископы, рисовавшие ужасы братоубийственной войны, мятежей и нашествий варваров: дракары норманнов обрушивались не только на побережье, но

Варварские племена, граничившие с Римской империей

Варварские племена, граничившие с Римской империей Особенно большую опасность для Римского государства представляли варварские племена, граничившие с ним на периферии. Варварами римляне называли племена и народы, чуждые римской культуре. В марксистской исторической

ГЛАВА I Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330—518)

ГЛАВА I Перенесение столицы империи в Константинополь и возникновение Восточно-Римской империи (330—518) I ПЕРЕНЕСЕНИЕ СТОЛИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬ И ХАРАКТЕР НОВОЙ ИМПЕРИИ 11 мая 330 года на берегах Босфора Константин торжественно объявил своей столицей Константинополь.

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов)

7. Соответствие между римской историей I–VI веков н. э. (Римские империи II и III) и Священной Римской империей X–XIII веков (империя Гогенштауфенов) СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯПродолжим описание повторов в скалигеровской истории, обусловленных сдвигом на 1053 года. Действие обнаруженной

4. Германские государства на территории Западной Римской империи

4. Германские государства на территории Западной Римской империи То, что германские родовые и племенные институты не могли сохраниться на почве Римской империи, когда германцы поселились среди римского населения, является очевидным фактом[35].Родовые традиции и

Раздел 2. ПРЕЕМНИК И НАСЛЕДНИКИ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Раздел 2. ПРЕЕМНИК И НАСЛЕДНИКИ РОМЕЙСКОЙ ИМПЕРИИ Никейская империя В трагическую ночь с 12 на 13 апреля 1204 года, когда император Алексей Мурзуфл бежал из Константинополя, ромейская знать и духовенство провозгласили новым базилевсом видного аристократа Константина

Наследники империи Амира Темура

Наследники империи Амира Темура 27 ноября 1404 г. Темур выступил из Самарканда и начал свое последнее военное предприятие – поход на Китай. Известно, что он дошел только до Отрара, где умер, по словам Йезди и Ибн Арабшаха, в среду, 18 февраля 1405 г., однако, судя по надгробной

Разделение Римской империи

Разделение Римской империи Со времен Диоклетиана (конец III в.) империей управляла коллегия императоров – обычно их было два, но временами и больше.[21] Такая форма управления задумывалась не для разделения империи, а для более удобного осуществления власти на местах и

Окружение Римской Империи в 3 в.н.э. Возникновение и структура Сасанидского государства

Окружение Римской Империи в 3 в.н.э. Возникновение и структура Сасанидского государства Параллельно с наметившимися при Северах структурными изменениями внутри Империи за ее пределами разливались не менее тяжелые по своим последствиям новые события. Если до сих пор

Глава XVI ЭЛЛИНСКИЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОГО И СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Глава XVI ЭЛЛИНСКИЕ ГОРОДА И ГОСУДАРСТВА ЗАПАДНОГО И СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В 29-27 гг. римляне предприняли очередную попытку укрепить влияние в Западном Причерноморье, послав военную экспедицию против бессов и других непокорных фракийцев, поручив

СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ (962–1806), основанное в 962 германским королем Оттоном I феодально-теократическое государственное образование со сложной иерархией. По мысли Оттона, тем самым должна была возродиться империя, созданная Карлом Великим в 800. Идея общеримского христианского единства, присутствовавшая в самой Римской империи начиная с ее христианизации, т.е. с эпохи Константина Великого (ум. 337), к 7 в. была в основном забыта. Однако церковь, находившаяся под сильнейшим влиянием римских законов и учреждений, о ней не забыла. В свое время св. Августин предпринял в трактате О граде Божием (De Civitate Dei) критическую разработку языческих представлений об универсальной и вечной монархии. Cредневековые мыслители истолковали учение о граде Божьем в аспекте политическом, более позитивно, нежели подразумевал сам Августин. К этому их побуждали комментарии Отцов церкви на Книгу Даниила, согласно которым Римская империя – последняя из великих империй, и погибнет она лишь с пришествием Антихриста. Римская империя стала символом единства христианского общества.

Каролингские императоры.

Первые германские императоры.

Гогенштауфены на императорском престоле.

Упадок империи.

Мощь империи была ослаблена гражданской войной, разгоревшейся между Вельфами и Гогенштауфенами после преждевременной смерти Генриха в 1197. При Иннокентии III папский престол доминировал в Европе вплоть до 1216, настояв даже на своем праве разрешать споры между претендентами на императорский трон. После смерти Иннокентия Фридрих II вернул императорской короне былое величие, однако был вынужден предоставить германским князьям делать в своих уделах все, что им заблагорассудится: отказавшись от главенства в Германии, он сосредоточил все свое внимание на Италии, с тем чтобы укрепить здесь свои позиции в борьбе с папским престолом и городами, находившимися под властью гвельфов. Вскоре после смерти Фридриха в 1250 папство с помощью французов наконец-то одолело Гогенштауфенов. Упадок империи можно усматривать хотя бы в том факте, что в период с 1250 по 1312 коронаций императоров не происходило. Тем не менее в том или ином виде империя существовала на протяжении более пяти столетий – благодаря своей связи с германским королевским троном и живучести имперской традиции. Несмотря на постоянно возобновлявшиеся попытки французских королей обрести императорское достоинство, корона императора неизменно оставалась в немецких руках, а попытки папы Бонифация VIII принизить статус императорской власти вызвали движение в ее защиту. Однако слава империи осталась главным образом в прошлом, и несмотря на усилия Данте и Петрарки представители зрелого Возрождения отвернулись от изживших себя идеалов, воплощением которых она являлась. Суверенитет империи ограничивался теперь одной Германией, так как от нее отпали Италия и Бургундия, и она получила новое название – Священная Римская империя немецкой нации. Последние связи с папским престолом прервались к концу 15 в., когда германские короли взяли за правило принимать титул императора, не отправляясь в Рим для получения короны из рук папы. В самой Германии власть князей усилилась, что произошло за счет прав императора. Начиная с 1263 принципы избрания на германский трон были в достаточной степени определены, а в 1356 они были закреплены Золотой буллой императора Карла IV. Семь курфюрстов (выборщиков) использовали свое влияние, чтобы выдвигать требования к императорам, что чрезвычайно ослабляло центральную власть.

Габсбургские императоры.

Начиная с 1438 императорская корона находилась в руках австрийских Габсбургов, которые, следуя общей тенденции, характерной для Германии, жертвовали национальными интересами во имя величия династии. В 1519 король Испании Карл I был избран императором Священной Римской империи под именем Карла V, объединив под своей властью Германию, Испанию, Нидерланды, Сицилийское королевство и Сардинию. В 1556 Карл отрекся от престола, после чего испанская корона перешла к его сыну Филиппу II. Преемником Карла как императора Священной Римской империи стал его брат Фердинанд I. На протяжении 15 в. князья безуспешно пытались усилить роль имперского рейхстага (на котором были представлены курфюрсты, менее значительные князья и имперские города) за счет императора. Произошедшая в 16 в. Реформация разрушила все надежды на переустройство старой империи, поскольку в результате нее на свет явились секуляризованные государства и начались религиозные раздоры. Власть императора стала декоративной, заседания рейхстага превратились в занятые пустяками съезды дипломатов, а империя выродилась в рыхлый союз множества мелких княжеств и независимых государств. 6 августа 1806 последний император Священной Римской империи Франц II, уже ставший в 1804 императором Австрии Францем I, отказался от короны и тем самым положил конец существованию империи. К этому времени Наполеон уже провозгласил себя истинным преемником Карла Великого, а политические перемены в Германии лишили империю последней поддержки. См. также ГЕРМАНИЯ.


Почти тысячу лет на карте Европы существовало большое и могучее государство. Его императоры вели войны за мировое господство, его законы действовали почти во всей Европе, его монета была в ходу в самых отдалённых частях земли. Это государство называлось Священной Римской империей.

Почти тысячу лет на карте Европы существовало большое и могучее государство. Его императоры вели войны за мировое господство, его законы действовали почти во всей Европе, его монета была в ходу в самых отдалённых частях земли. Это государство называлось Священной Римской империей.

Это государство разительно отличалось от прочих. Оно называлось империей, но на деле являлось своего рода конфедерацией из нескольких королевств, а также мелких стран рангом пониже. А уж управление в этой средневековой державе было настолько сложным, что способно напрочь запутать непросвещённого читателя.

Империя воспринималась как воплощение царства божьего. И как на небе — один бог, так и на земле должен быть один император. Носитель верховной власти сохраняет мир, судит королей и защищает христианскую церковь. Так полагали люди Средневековья.

Идея империи — единство христианского мира

Хотя Римская империя ( известная как Византия) ' title=>продолжала существовать до 1453 года, когда пала её последняя столица — Константинополь, утрата ею в 395 году земель в Западной Европе привела к явному ощущению пустоты. Исчезла центральная власть, к которой все привыкли за столетия господства Рима.

Римская империя в 395 году

На Западе появилось множество варварских королевств: остготов в Италии, вестготов в Испании, франков во Франции, бургундов на Рейне, англов и саксов в Британии. Право на власть в этих странах основывалось на старинных племенных традициях и принадлежало династиям, произошедшим от военных вождей. Эти династии во времена Рима считались федератами — младшими партнёрами империи, связанными с Римом договором.

Как ни удивительно, потомки федератов не забывали, кому клялись в верности их предки. Поэтому идея наднационального государства не погибла, а сохранилась. Причём не в умах учёных, а в сознании варварских королей.

Политическая пустота неизбежно должна была заполниться. Эта миссия оказалась по плечу франкам — германскому племени, обитавшему на севере нынешней Франции. Они оказались наиболее развитым, многочисленным, богатым и воинственным народом среди варваров, обитавших на руинах Римской империи.

Коронация Карла Великого

Сын Карла Людовик разделил государство, занимавшее бо́льшую часть Западной Европы, между своими отпрысками. Тогдашние системы коммуникаций не позволяли эффективно управлять гигантским государством.

Король, ставший императором

В конце IX века династия Каролингов — потомков Карла Великого — прервалась. Их владения распались на множество королевств и герцогств, которые постоянно враждовали между собой.

Порядка и спокойствия это не прибавило. Так что уже в 960 году римский папа Иоанн XII написал самому могущественному правителю Запада — королю Германии Оттону I — обращение о защите от короля Италии Беренгара II. Взамен он обещал Оттону коронацию в Риме и императорский титул.

Поскольку папа считался самым авторитетным человеком христианского мира, ни у кого не возникло сомнения в его праве вернуть императорскую корону достойному правителю.

Оттон был деятельным королём, воевать любил, и армия у него была неплохая. Да и приглашение повоевать стало для него отличным поводом расширить своё государство. Поэтому саксы и баварцы Оттона отправились на войну с другими немцами — лангобардами, в это время обитавшими в Северной Италии.

Оттон I

Оттон быстро разгромил Беренгара и 2 февраля 962 года получил от папы титул императора. Этот день стал началом Священной Римской империи, которая теперь была неразрывно связана с Германским королевством, превратившимся в его основу.

Первые правители державы принадлежали к династии Людольфингов, ведущей род от первого графа Саксонской марки, назначенного Карлом Великим.

Почему Священная Римская империя?

Священная — потому что католическая церковь сыграла ключевую роль в воссоздании империи, стала главным идеологом её реставрации. Кроме того, в ранний период власти императоров церковь оказалась очень тесно связана с системой государственного управления. Монархи имели над папами неоспоримую власть, а государство использовало институты церкви в собственных целях. Империя стала окончательным воплощением идеи одного правителя для всего христианского мира.

Римская — потому что мыслилась как законный и логичный продолжатель и правопреемник империи Карла Великого и старой Римской империи — от язычников Цезаря и Августа до христианских властителей Константина и Феодосия.

Рим считался символическим центром империи, там происходила коронация. До коронации правитель Священной Римской империи не имел права называться императором и считался только королём Германии ( некоторые главы империи всю жизнь сохраняли такой титул, так и не собравшись в Рим).

Какие страны входили в империю

В середине XI века в Священную Римскую империю входило три королевства. Германия — изначальное владение Людольфингов; завоеванное у лангобардов королевство Италия; и Бургундия — последнее приобретение германских императоров, после того как пресеклась бургундская ветвь правившей там династии Вельфов.

Тем поразительнее вхождение в состав империи Богемского ( чешского) королевства в 1212 году. Тогдашний правитель Чехии — вассал короля Германии Пржемысл Оттокар I — очень хотел получить королевский титул, чтобы встать вровень с главными властителями Европы. Ради этого пришлось признать, что славянские земли отныне и навсегда входят в Священную Римскую империю.

В XIII веке начался длительный процесс утраты власти императора над Бургундией. Эти земли в XIV веке отошли Бургундскому герцогскому дому и Французскому королевству.

Ликбез: Священная Римская империя

Таким образом, в состав империи в различное время входили современные Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, часть Франции, Северная Италия, Чехия, польская Силезия и Словения.

Несмотря на наличие славянских, итальянских и французских земель, большую часть владений империи населяли немцы и родственные им народы.

Как была устроена империя: курфюрсты

Несмотря на то, что империей правили целые династии, должность императора была выборной.

Точнее выбирали короля Германии, который и получал императорскую корону.

Роль выборщиков играли немецкие герцоги — правители крупнейших феодальных образований на территории Германии: Саксонии, Баварии, Швабии, Лотарингии и Франконии. Обычно корона передавалась наследнику императора. Но если правитель был слаб или его род прекращался, за власть могла начаться долгая политическая борьба, порой приводившая к войне.

Ликбез: Священная Римская империя

В 1356 году Золотая булла ( Законодательный акт империи. — Прим.ред.) Карла IV установила порядок выборов императора и статус выборщиков. В их состав вошли семь князей — курфюрстов, ставших высшей знатью империи. В числе великолепной семёрки были четыре светских властителя ( король Богемии, герцог Саксонии, пфальцграф Рейна, маркграф Бранденбурга) и три князя-архиепископа ( Майнцский, Трирский и Кёльнский).

Эта система оставалась неизменной до конца Тридцатилетней войны, по итогам которой курфюрстом стал герцог Баварии. Затем число выборщиков увеличилось до девяти — права курфюрста получил герцог Брауншвейгский.

Как была устроена империя: рейхстаг

Все остальные правители получили звание имперского князя — рейхсфюрста — независимо от своего титула: герцога, графа, барона, церковного феодала–епископа или аббата большого монастыря. Все они заседали в рейхстаге — совещательном органе при императоре, собиравшемся для обсуждения и одобрения общеимперских законов.

Низшее дворянство составляли имперские рыцари — вассалы непосредственно императора, а также дворяне, получавшие землю от более мелких феодалов. Формально все имперские князья были независимыми государями в своих владениях, которые порой занимали территорию всего в нескольких квадратных километров.

Заседание рейхстага в Регенсбурге, 1640 год

Рейхстаг состоял из трёх палат: совета курфюрстов, совета рейхсфюрстов и совета имперских городов. В последний входили депутаты, избранные городскими патрициями имперских городов, которые подчинялись непосредственно императору. Всего в империи было более 80 таких городов. Наличие городской палаты в рейхстаге было уступкой императора богатейшим купцам. Купцы составляли патрициат и были одним из важнейших источников дохода императорского двора.

Ни обычные дворяне, ни тем более простолюдины не выбирали депутатов и не имели в империи никакого политического влияния. Рейхстаг был неповоротливым учреждением, в котором сталкивалось множество мнений и постоянно кипели жаркие споры о политике. Но главную роль играли курфюрсты и сам император.

Как была устроена империя: армия

Несмотря на все усилия императоров, в огромном государстве не было единой армии. Войско принадлежало каждому курфюрсту или рейхсфюрсту, которые были обязаны по просьбе императора созывать солдат, когда империи угрожала опасность. Но обязанность совсем не означала, что князья отдадут своих воинов верховному правителю, с которым они порой открыто враждовали. Поэтому чаще всего император мог рассчитывать только на собственную армию, которая прямо зависела от размера и богатства его владений. Поэтому слабый и бедный властитель никогда не удержался бы на троне.

Разумеется, исполнителям воли рейхстага прощались различные военные прегрешения. На то, сколько награбили экзекуторы, никто особо не смотрел.

Священная Римская империя прекратила своё существование в 1806 году после ' title=>ультиматума Наполеона. Корсиканец потребовал от императора Франца II отречься от престола.

Франц II и Наполеон после битвы при Аустерлице

Наполеон в это время уже стал полноправным хозяином Германии и сам претендовал на верховную власть над немецкими князьями. Франц, чья армия была разбита, не смог отказаться и сложил с себя древнее звание, оставшись императором Австрии.

Германская империя вернулась на историческую арену лишь в конце XIX века — с другой династией и другим государственным устройством. Но об этом в следующем рассказе.

Императорская корона Священной Римской империи, художник Иоганн Адам Дельзенбах, 1751 год.

Древний Рим внес колоссальный по значению вклад в историю Европы. Даже после фактического исчезновения Западной Римской империи идея наследования великим правителям прошлого, таким как Юлий Цезарь и Октавиан Август, не давала покоя властителям.

В 800 году правитель франков Карл Великий создал государство, объединившее территории современных Франции и Германии, а также Северную Италию. 25 декабря 800 года папа римский Лев III на праздничной мессе в римской базилике Святого Петра короновал Карла императорской короной. Титул императора Запада просуществовал на протяжении века с четвертью, и последним его носителем стал Беренгар I, погибший в результате заговора.


В 962 году германский король Оттон I Великий согласился оказать помощь римскому папе Иоанну XII, жаловавшемуся на притеснение со стороны короля Италии Беренгара II Иврейского. Выступив в поход, Оттон одержал победу и 2 февраля 962 года был коронован в качестве императора.

Оттон I Великий использовал титул imperator Romanorum et Francorum (император римлян и франков). Ядром данной империи всегда были немецкие земли, хотя ее сакральным центром считался Рим.

От Барбароссы до Максимилиана

При этом Священная Римская империя существенно отличалась от той же Византии или, к примеру, более поздних Британской и Российской империй. Она всегда была децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Император не только не имел абсолютной власти, но и не мог передавать ее по наследству. Преемник усопшего императора избирался коллегией курфюрстов.

Памятник Фридриху Барбароссе на горе Кифхойзер.

В XII веке император Фридрих I Барбаросса предпринимал активные попытки усиления власти, однако наткнулся на серьезное сопротивление местной знати. В 1190 году император погиб во время речной переправы в ходе Третьего крестового похода. С его гибелью потерпели крах и усилия по превращению Священной Римской империи в империю классического формата.

Основными факторами, скреплявшими Священную Римскую империю, были общая вера и необходимость противостояния внешним угрозам. Но к концу XV века в Германии существовало несколько сотен государственных образований различного уровня независимости и с различным финансовым и военным потенциалом, а рычаги влияния императора на князей империи оказались устаревшими и неэффективными. Крупные княжества вели фактически самостоятельную внешнюю политику, что превращало власть императора в формальность.

В 1495 году правитель Австрии Максимилиан I созвал в Вормсе всеобщий рейхстаг Священной Римской империи, на утверждение которого он представил проект реформы государственного управления. Согласно ей в империи запрещалось разрешение внутренних споров при помощи военной силы, вводился Высший имперский суд, в юрисдикцию которого попадали все конфликты между государствами империи, между монархами и сословиями, между княжествами и императором, территория империи делилась на округа, в каждом из которых были сформированы региональные органы управления.

Данная реформа продлила время существования Священной Римской империи еще на три столетия, позволив пережить острейший кризис Реформации, в ходе которого она оказалась разделена на лютеранский север и католический юг. В сентябре 1555 года был заключен Аугсбургский религиозный мир, признавший лютеранство официальной религией и установивший право имперских сословий на выбор вероисповедания. Правда, о свободе вероисповедания как таковой речи не шло. Принцип cuius regio, eius religio (чья страна, того и вера) приводил к тому, что религию определял властитель данной территории, а подданным оставалось только признать его выбор.

Эти противоречия стали одной их причин Тридцатилетней войны, бушевавшей в Европе с 1618 по 1648 год. Поскольку основные боевые действия велись на территории немецких земель, Священная Римская империя подверглась в этот период колоссальному разорению, понеся огромные материальные и человеческие потери.

Вестфальский мир (картина Герарда Терборха (1648 год)

Вестфальский мир, завершивший конфликт, зафиксировал утрату империей Швейцарского союза и Нидерландов, которые были признаны независимыми государствами. В конфессиональном плане было признано равенство на территории империи католической, лютеранской и кальвинистской церквей, закреплено право свободы перехода из одной религии в другую для имперских сословий и гарантировались свобода вероисповедания для религиозных меньшинств и право на эмиграцию. При этом были строго зафиксированы конфессиональные границы и установлено, что переход правителя княжества в другую религию не должен был сопровождаться изменением конфессии его подданных.

Австро-прусский конфликт

В ходе Семилетней войны 1756-1763 годов немецкие княжества окончательно перестали повиноваться императору и самостоятельно заключали сепаратные перемирия с Пруссией.

Мария-Антуанетта перед казнью.

Наполеон наносит последний удар

Великая Французская революция поначалу привела к консолидации империи. Против общего врага с императором готова была объединиться и Пруссия, однако военное противостояние с революционной Францией обернулось серьезными поражениями.

В декабре 1805 года под Аустерлицем армия Наполеона нанесла поражение объединенным войскам Франца II и русского императора Александра I. При этом на стороне французов сражались войска Бадена, Баварии и Вюртемберга, формально входивших в Священную Римскую империю. Французы вошли в Вену, и Францу II ничего не оставалось, кроме как признать условия победителей, согласно котором он терял даже формальную власть над целым рядом немецких земель.

Битва под Аустерлицем. Луи-Франсуа Лежён.

12 июля 1806 года Бавария, Вюртемберг, Баден, Гессен-Дармштадт, Нассау, Берг и восемь других немецких княжеств подписали в Париже договор об образовании Рейнского союза под покровительством Наполеона. Десять дней спустя Францу II был передан ультиматум, по которому он должен был до 10 августа отречься от престола империи. В случае отказа Наполеон угрожал возобновить войну. Австрия не была готова к новому противостоянию, да и бороться, по сути, уже было не за что.

6 августа 1806 года Франц II объявил о сложении с себя титула и полномочий императора Священной Римской империи, объяснив это невозможностью исполнения обязанностей после учреждения Рейнского союза.

Не дотянув шести лет до своего 850-летия, империя прекратила свое существование.

Читайте также: