Нарушение правил перевозки грузов какое право

Обновлено: 16.05.2024

Статья о том, какие разрешения требуются при перевозке ОГ; кто, за что и по какой статье может оштрафовать перевозчиков опасных грузов. А также про то, кто может прийти с проверкой в вашу фирму, и кто может остановить вашу машину при совершении перевозки.

Права и возможности сотрудников контрольно-надзорных органов строго ограничены законодательством, и вам, как перевозчику или организатору перевозок, не помешает знать как свои права, так и права контролеров! Эти знания могут сильно сэкономить ваши нервы и деньги!

Перевозка опасных грузов всегда находилась в зоне повышенного внимания государства. Государство посредством контрольно-надзорных органов, во-первых, выдает разрешения, лицензии на действия с опасными грузами, а во-вторых, контролирует выполнение требований непосредственно при осуществлении деятельности.

Практически всегда органы, осуществляющие разрешительную деятельность, уполномочены осуществлять и контроль за ней.

Разрешительные функции условно можно разделить на выдачу лицензий и на выдачу разрешений. Лицензия выдается на вид деятельности. Разрешение — на конкретные перевозки. Разрешения могут быть разовыми, и на период.

Лицензируемые перевозки опасных грузов.

В отличие от остальных видов транспорта, деятельность по перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте, в целом, не лицензируется.


Так было не всегда. Был период, когда перевозки опасных грузов лицензировались. Но в какой-то момент было принято решение, что достаточно одной лицензии на грузовые перевозки, и их объединили. Когда же было отменено лицензирование грузовых перевозок, то вместе с ними и перевозки опасных грузов стали нелицензируемой деятельностью.

На всех остальных видах транспорта, кроме автомобильного, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию.

И всё же есть перечень опасных грузов, которые нельзя перевозить автомобильным транспортом без лицензии:

  • Ядерные материалы и радиоактивные вещества. Для перевозки требуется Лицензия, выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Наркотические, психотропные вещества, прекурсоры. Требуется Лицензия органа исполнительной власти субъекта РФ. Для пересечения границы потребуется так же лицензия регулятора внешнеторговой деятельности.
  • Этиловый спирт и нефасованная спиртосодержащая продукция (боле 25%). Перевозки Лицензируются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.

Разрешения

Для получения разрешения в заявлении указывается конкретная информация, например: машина, маршрут, перевозимый груз. И уже принимая решение о выдаче документа, контрольно-надзорный орган основывается на рассмотрении и анализе конкретных параметров перевозок.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Разрешение необходимо получать для следующих видов перевозок:

  • Перевозка грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации возможна только с разрешением, полученным в территориальном подразделении Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ)
  • Международная перевозка грузов повышенной опасности также осуществляется только с разрешением Госавтодорнадзора. При этом, перевозчик должен иметь допуск от Госавтодорнадзора для осуществления международных перевозок, и карточку допуска конкретного транспортного средства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ)
  • Транспортировка оружия и патронов требует разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, надо понимать, что опасными грузами является только патроны. (ст. 69 Правительства РФ от 21.07.1998 N 814)

Контрольно-надзорная деятельность делится на проверки субъектов, и на контроль на дороге. Проверками субъектов занимаются только сотрудники территориальных подразделений Госавтодорнадзора. Проверками на дороге, помимо Госавтодорнадзора, занимаются и сотрудники ГИБДД.

Проверка бензовоза

Проверки субъектов

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

Контроль на дороге

На дороге водителю чаще всего приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД. Реже встречаются посты Госавтодорнадзора. У подразделений Госавтодорнадзора контроль на дороге проходит в форме двух мероприятий: это может быть транспортный контроль, а может быть рейдовое мероприятие.


CAMERA

Право остановки

Пост весового контроля

Если сотрудники Госавтодорнадзора проводят рейдовое мероприятие, то, чаще всего, остановку транспортного средства осуществляет сотрудник ГИБДД, а уже выявлением нарушений занимается сотрудник Госавтодорнадзора.

Рассмотрим основные статьи и нарушения, которые чаще всего применяются именно к перевозчикам опасных грузов, опустив общеизвестные статьи ГИБДД, такие как: за скорость, отсутствие прав и тому подобные.

Cтатья 11.23 – нарушение режима труда и отдыха

Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:

  • нарушение режима труда и отдыха
  • отсутствие или нарушение правил использования тахографа

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 500 до 5 000,

на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,

на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,

на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД

Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,

на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,

на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.

Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.


Таможенные органы могут выносить постановление по ч.1 ст. 12.21.2 в случаях, когда международная перевозка опасных грузов осуществляется без специального разрешения.

Стоит обратить внимание: когда нарушение обладает признаками, позволяющими отнести его к разным статьям КоАП РФ, но в одной предусмотрена административная ответственность за нарушение общих правил, а в другой за нарушение конкретных, — применяются нормы конкретной статьи.

По данной части штраф не только значительно меньше, но и, согласно ст.23.48 КоАП РФ, в качестве органов, уполномоченных выносить постановление, определены только Органы внутренних дел и Федеральный антимонопольный орган.

За нарушение лицензионных требований право административного воздействия есть у всех лицензирующих органов.

По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.

Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.

1. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.

2. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати пяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере трехсот тысяч рублей.

3. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

4. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 10, но не более 20 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере двухсот пятидесяти тысяч рублей.

5. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 20, но не более 50 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.

6. Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов на величину более 50 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 50 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 50 процентов -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере пятисот тысяч рублей.

7. Нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

8. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 1, 2 или 4 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

9. Предоставление грузоотправителем недостоверных сведений о массе или габаритах груза в документах на перевозимый груз либо неуказание в транспортной накладной при перевозке крупногабаритных или тяжеловесных грузов информации о номере, дате или сроке действия специального разрешения либо о маршруте перевозки такого груза, если это повлекло нарушение, предусмотренное частью 3, 5 или 6 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

10. Превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, -

влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

11. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения, -

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

. большегрузов и грузоперевозчиком. Согласно ст. 12.21.1 КоАП РФ ответственность за движение тяжеловесного .

. установки спецсигналов и цветографических схем), 12.21.1. КоАП РФ (нарушение правил перевозки крупногабаритных .

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Утратила силу.

Комментарий к Статье 12.21 КоАП РФ

1. Объект данного правонарушения - безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.

2. С объективной стороны нарушение, предусмотренное ч. 1, представляет собой действие или бездействие и выражается в несоблюдении правил перевозки грузов, правил буксировки.

Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующего правила перевозки грузов, правил буксировки.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектами правонарушения выступают водитель транспортного средства, осуществляющий буксировку или перевозку грузов с нарушением установленных правил, а также должностное лицо, ответственное за перевозку.

Другой комментарий к Ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект административного правонарушения - безопасность дорожного движения, Правила дорожного движения. Непосредственным объектом выступает правило перевозки грузов, правило буксировки.

2. С объективной стороны нарушение, предусмотренное ч.1, представляет собой действие (бездействие) и выражается в несоблюдении правил перевозки грузов, правил буксировки.

Нарушение правил может проявляться, например, в буксировке транспортных средств, у которых не действует рулевое управление; в буксировке двух или более транспортных средств; в буксировке транспортных средств с недействующей тормозной системой, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства; в буксировке в гололедицу на гибкой сцепке и др.

Нарушение правил перевозки грузов может проявляться, например, в перевозке массы перевозимого груза, превышающей величину, установленную предприятием-изготовителем для данного транспортного средства; в перевозке грузов, ограничивающих водителю обзор, затрудняющих управление и нарушающих устойчивость транспортного средства и др.

Согласно п.23 Правил дорожного движения груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди или сзади более чем на 1 метр или сбоку более чем на 0,4 метра от внешнего края габаритного огня, должен быть обозначен опознавательными знаками "Крупногабаритный груз", а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди фонарем или световозвращателем белого цвета, а сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета.

Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 метра (2,6 метра - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 метра от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 метров, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 метра, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.

Нарушение указанных правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов квалифицируется по ч.2 комментируемой статьи 12.21 КоАП РФ.

Учитывая, что диспозиция ст.12.21 является бланкетной, для привлечения виновного к административной ответственности необходимо в каждом конкретном случае указывать, какое правило перевозки грузов или буксировки нарушено.

По юридической конструкции правонарушение образует формальный и сложный состав. Правонарушение считается оконченным с момента нарушения соответствующего правила перевозки грузов, правил буксировки.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

4. Субъектами административного правонарушения выступает водитель транспортного средства, осуществляющий буксировку или перевозку грузов с нарушением установленных правил, а также должностное лицо, ответственное за перевозку.

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 11 августа 2007 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ)

Комментарий к статье 12.21.2 КоАП РФ

1. Объектами правонарушений, предусмотренных статьей, являются общественные отношения в области безопасности дорожного движения. Статья состоит из двух частей.

2. С объективной стороны рассматриваемые правонарушения выражаются в нарушении правил перевозки опасных грузов.

3. По ч. 1 данной статьи ответственность наступает в случае невыполнения установленных правил перевозки соответствующих грузов автомобильным транспортом. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (с изм. и доп.).

Перевозка опасных грузов должна осуществляться по маршруту, согласованному в необходимых случаях с ГИБДД МВД России, с оповещением об опасности груза (информационная таблица для обозначения транспортного средства, аварийная карточка), соблюдением правил разгрузочно-погрузочных работ и др.

Водители транспортных средств, перевозящих опасные грузы, должны иметь допуск к перевозке таких грузов, аварийную карточку системы информации об опасности, информацию о свойствах перевозимых грузов.

4. По ч. 2 данной статьи ответственность наступает в случае нарушений требований перевозки опасных грузов, содержащихся в п. п. 23.1 - 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.). В частности, п. 23.2 Правил дорожного движения на водителя возлагается обязанность контролировать размещение, крепление и состояние груза перед началом и во время движения. В случаях когда состояние и размещение груза не отвечает установленным требованиям, водитель обязан принять меры к устранению нарушений либо прекратить дальнейшее движение.

5. В соответствии со ст. 27.13 Кодекса совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, может повлечь задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, в порядке, установленном Правительством РФ. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

6. Субъектами комментируемых правонарушений являются водители транспортных средств, должностные лица, ответственные за перевозку таких грузов, а также юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Дела о комментируемых административных правонарушениях рассматриваются начальником ГИБДД, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются также судьями в случае передачи им на рассмотрение соответствующего дела (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Другой комментарий к статье 12.21.2 КоАП РФ

1. Объект правонарушения сводится к общественным отношениям в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Объективная сторона характеризуется совершением субъектом активных действий, связанных с перевозкой опасных грузов с нарушением установленных действующим законодательством требований. Нарушения нормативных предписаний при осуществлении указанных перевозок могут выражаться в совершении следующих действий:

- отсутствие у водителя необходимой документации, позволяющей ему осуществлять перевозку указанных грузов. Перечень обязательных документов регламентирован ч. 1 настоящей статьи;

- иные нарушения правил перевозки опасных грузов, кроме указанных в ч. 1 настоящей статьи.

Таким образом, речь идет об открытом характере перечня нарушений при перевозке опасных грузов. Соответственно, нормы комментируемой статьи подлежат применению лишь в совокупности с Правилами дорожного движения, а также правилами перевозки опасных грузов, которые призваны конкретизировать содержание таких правонарушений.

2. Субъектами рассматриваемых нарушений могут быть признаны водители транспортных средств, осуществляющих перевозку указанных грузов, например, в случае отсутствия у него необходимых разрешений на такую перевозку. В то же время перевозка опасных грузов нередко осуществляется и юридическими лицами, что позволяет говорить о субъектном составе, наряду с самим юридическим лицом, допустившим нарушение правил перевозки опасных грузов, к административной ответственности подлежит привлечению и должностное лицо, в обязанности которого вменяется организация таких перевозок, а также контроль за их осуществлением, в том числе за соблюдением установленных требований.

В большинстве случаев субъективная сторона предусмотренных настоящей статьей составов характеризуется умышленной формой вины, однако это не исключает и возможности совершения правонарушения по неосторожности.

Читайте также: