Нарушают ли уличные музыканты авторские права

Обновлено: 04.07.2024

Такая история может случиться с любым магазином, баром, кафе, рестораном или торговым центром, где фоном играют музыкальные композиции. Вместе с Марком Войцеховским — юристом компании БУБУКА — мы выяснили, как включать песни в публичных заведениях, чтобы не заработать штраф за нарушение авторских прав.

У любой музыкальной композиции есть автор, который обладает на неё авторским правом.

Авторское право — это право собственности на произведение искусства. Оно принадлежит отдельно автору слов и отдельно автору музыки.

Но недостаточно просто написать музыку и слова. Песню должен кто-то исполнить и кто-то записать. Соответственно, рядом с авторскими всегда стоят смежные права.

Смежное право — это право того, кто непосредственно не сочинял музыку или текст, но помог воплотить замысел авторов в реальность. Смежные права принадлежат отдельно исполнителю песни и отдельно изготовителю фонограммы.

Иногда четыре права принадлежат разным людям, как в нашем примере. Бывает, что один человек написал слова и музыку, сам спел, и записал в домашней студии. Тогда 200% прав принадлежит ему одному.

У автора есть право на публичное исполнение песни. Публичное исполнение — это любое исполнение вне обычного круга семьи или друзей. Семья или компания друзей используют песни в частных (некоммерческих) целях, поэтому не платят за такое использование.

А любое заведение, в котором на фоне играет музыка, использует её в коммерческих целях. За коммерческое использование нужно платить правообладателю.

Пример. Роман — владелец кафе. Вместе с женой он любит слушать Стинга. Если Роман включает его песни у себя в квартире — это некоммерческое использование. Если слушать в машине, пока едешь на работу — это некоммерческое использование. Роман приезжает на работу и включает Стинга в своём кафе — это коммерческое использование композиции.

Сейчас есть куча сервисов, которые позволяют слушать музыку: YouTube, Яндекс Музыка, Спотифай, Эпл Мьюзик, ВК. Но все эти стриминговые сервисы предоставляют право использовать музыку только в личных некоммерческих целях. Включать их в заведениях нельзя. Это даже написано в условиях использования этих сервисов, но их обычно никто не читает.

Важно. Спотифай, Эпл Мьюзик, Яндекс Музыка и т.д. не предназначены для коммерческого использования. Музыка с флешки, диска, радио, клипы по ТВ также не годятся для публичного заведения.

Защитой авторских прав занимается Российское авторское общество (РАО), а защитой смежных прав — Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ

Есть одна вещь про РАО/ВОИС, которую нужно знать каждому заведению. Они могут подавать иски в суд от имени любого автора. Как это обычно выглядит в реальности: у вас в заведении играет музыка, туда приходит агент РАО и ВОИС (обычно это один человек), снимает видео, на котором слышна музыка, и после этого вы получаете от них претензию о выплате штрафа. Штраф — это 40 000 рублей за одно проигрывание одного трека. Обычно они фиксируют 5-10 треков, т.е. штраф будет от 200 000 до 400 000 рублей. Формально они правы, потому что исполнение музыки в заведении без договора с автором — нарушение закона, а у РАО/ВОИС есть право защищать всех авторов по умолчанию. При этом вы никогда не отличите агента РАО от обычного посетителя. Он не представляется, делает обычный заказ и спокойно сидит, записывает видео на телефон. Телефон при этом может быть просто все время направлен в потолок.

РАО и ВОИС защищают песни абсолютно всех исполнителей. Разумеется, Стинг понятия не имеет, что какой-то Роман из России включает его песни в своем кафе. А РАО и ВОИС всё равно готовы неустанно защищать авторские права Стинга. Из под их опеки выпадают только те исполнители, которые подписали отказ от защиты. Например, так поступил рэпер Оксимирон ещё в 2016.

Кстати, исполнять чужие песни в коммерческом заведении вживую — тоже нарушение. Должен быть либо договор с автором, либо договор с РАО. Закон не говорит, кто конкретно должен платить: музыкант или ресторан, в котором он поёт. Но Верховный суд разъяснил, что должен платить ответственный за музыку — организатор, т.е. ресторан, кафе, бар. Большинство кавер-групп работают без договоров с правообладателями. И если какая-то местная дива исполнит песню Zivert пятничным вечером в уютном ресторанчике с живой музыкой, рискует не она, а ресторан. Но иски по живой музыке предъявляются крайне редко. Причина проста: правообладатели просто не добираются до этих ресторанчиков.

Чтобы не заработать штраф от РАО/ВОИС, используйте легальные способы. Есть платные, есть бесплатные. Платные эффективнее и без головной боли.

Способ 1. Заключить договор с РАО и ВОИС. РАО и ВОИС — это государственные посредники между авторами песен и коммерческими организациями. Автор может выбрать любую организацию-посредника. Если он не выбрал никакую, считается, что он по умолчанию работает с РАО/ВОИС. Но автор может изъять свои права из управления РАО/ВОИС и работать с любым другим посредником. Многие авторы так и делают.

Если вы заключите договор с РАО и ВОИС, то сможете легально включать треки большинства российских и зарубежных исполнителей.

Для заключения договора нужно обратиться к региональному представителю РАО и ВОИС. Представитель посчитает сумму ежемесячных отчислений и подготовит договор.

Размеры отчислений (авторское вознаграждение) зависят от типа заведения и количества посадочных мест.

Еще придётся ежемесячно отчитываться обо всех треках, которые бизнесмен включал в заведении. Этот отчёт позволяет посреднику определить размер вознаграждения авторам композиций.

Способ 2. Заключить договор с компанией-посредником. РАО и ВОИС — не единственные посредники на рынке легальной музыки для бизнеса. Можно прибегнуть к услугам частных посредников, таких как Бубука, Музкафе, РадиоСпаркс.

Частные посредники заключают договор либо с авторами, либо с лейблами звукозаписи, либо с авторским обществом.

Если заключить договор с частным посредником, не придется ежемесячно отчитываться об используемых треках. Да и платить меньше. К примеру, РадиоСпаркс берёт 900 руб. / месяц, если площадь заведения до 100 кв. м. Платить сразу за год выгоднее.

Часто РАО и ВОИС остаются недовольны, узнав, что бар или ресторан заключили договор с частным дистрибьютором. Доходит и до суда.

Марк Войцеховский, юрист БУБУКИ

Бывает, что РАО/ВОИС предъявляет претензии нашим клиентам. Но тогда мы сами готовим ответ в РАО, предоставляем все необходимые документы. В 99% претензии к нашим клиентам после этого снимаются. Иногда РАО все же подает в суд против наших клиентов. За 8 лет было не больше 10 таких дел, и мы выиграли все.

Важно. Если выбираете частного дистрибьютора, внимательно читайте договор. Там должно быть прописано, что посредник обязуется представлять интересы пользователя в суде и компенсирует убытки в случае претензий и исков.

Способ 1. Включать песни с открытой лицензией. Есть такая музыка, которую авторы изначально выкладывают в свободный доступ, т.е. отказываются от права на вознаграждения. Это так называемая лицензия creative commons или СС.

Найти такую музыку для кафе или ресторана можно, например на Netlabels или на FMA.

Но загвоздка в том, что не каждый трек можно включать в баре или кафе. Подходят песни с типом лицензии CC BY, CC BY-SA или CC BY-ND.

Если вы собираетесь использовать музыку по лицензии CC, то внимательно читайте условия лицензии по каждому треку.

Композиции с пометкой Non commercial запрещено включать в заведениях.

Напрямую со знаменитостями не договориться, а вот с местными исполнителями вполне. Главное, обсудите условия, цену, список разрешенных песен и закрепите это в договоре.

Иногда правообладателем является не музыкант, а лейбл звукозаписи. Как правило, у лейбла есть права на песни нескольких исполнителей. Тогда достаточно одного договора с звукозаписывающей компанией.

Способ 3. Включать старую музыку. Музыки без авторских и смежных прав не существует. Но у авторских и смежных прав есть срок действия. Когда он истекает, произведение переходит в общественное достояние. Для авторских прав этот срок — 70 лет со смерти автора, для смежных — 50 лет с момента создания записи.

И вот здесь начинаются нюансы. Допустим, 70 лет с момента смерти Чайковского прошло. Авторские права не действуют. Но есть смежные права исполнителя и изготовителя фонограммы. Запись произведения Чайковского в исполнении Лондонского королевского оркестра сделана в 2010 году. Смежные права на неё перестанут действовать только в 2060 году. А до этого времени заведение должно платить обладателям смежных прав: оркестру и лейблу. Не платит — нарушение. ВОИС может взыскать штраф: 20 000 за каждое исполнение трека. То же самое с народной музыкой: авторского права нет, но есть смежные права ансамбля, который поет Калинку-Малинку.

Поэтому единственный 100% способ не платить за старую музыку — взять пластинку, изданную 50 лет назад, и чтобы автор музыки тоже умер 70 лет назад.


Заксобрание Петербурга приняло в первом чтении законопроект, регулирующий деятельность уличных музыкантов. Теперь музыканты будут вынуждены подавать заявки на выступление в профильный комитет, а решение о согласовании будет приниматься совместно с районными администрациями. По каким критериям — неизвестно. Новый закон предписывает музыкантам не играть коллективами более 10 человек и не превышать уровень шума 60 децибел. И это тише, чем электробритва или разговоры людей.

Документу предстоит пройти три чтения. Пока он не принят в окончательной форме, правоохранители имеют право задерживать музыкантов.

Сразу несколько музыкантов рассказывают, что полицейские часто даже не представляются, а сразу забирают в отделение вместе с аппаратурой и инструментами. Все это потом изымается.

По словам Сергея, полиция неоднократно объясняла музыкантам, что им играть нельзя без разрешения. То, что увещевания не подействовали, и стало причиной внезапной волны задержаний, считает музыкант.

Громкость звука не должна превышать 60 децибел

Урегулировать ситуацию, по мнению властей города, призван новый закон, который заксобрание Петербурга приняло за основу 16 сентября. Законопроект внесли в марте 2020 года.

Согласно тексту законопроекта, согласование будет выдаваться на срок от месяца до полугода. Также устанавливаются и технические требования: продолжительность выступления не должна превышать шесть часов в день, при этом максимально допустимое количество участников творческого коллектива — 10 человек. Если музыканты используют какую-либо звукоусиливающую аппаратуру, то громкость звука не должна превышать 60 децибел.

чтобы не было как с граффити: девять кругов ада согласований проходишь, а по итогу все равно получаешь отказ

Сериков отмечает, что сроки рассмотрения законопроекта неизвестны, и приводит в пример аналогичный законопроект о граффити.

А пока документ не принят, задержания могут продолжиться. Сериков отмечает, что правительство города могло бы наложить временный мораторий на подобные набеги, однако пока такой инициативы нет.

Еще одна лазейка, с помощью которой полиция сможет задерживать музыкантов, это аскерство — сбор денег в шляпу. Этот процесс вообще никак не упомянут в законопроекте и фактически подпадает под попрошайничество. Лицо, занимающееся попрошайничеством, может быть наказано по статье 20.1 КоАП за мелкое хулиганство, если будет доказано, что его приставание к гражданам носило оскорбительный характер. Максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет 2 тысячи рублей. Также нарушителю могут назначить административный арест до 15 суток.

Помощник председателя комитета по законодательству признает: задержания музыкантов, как и закрашивание граффити — не то, с чем надо яростно бороться в Петербурге.

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999

Владельцы магазинов, кафе, ресторанов, спортивных клубов включают музыку для посетителей и получают за это штрафы в десятки и сотни тысяч рублей. А всё потому, что те, кто использует музыку для бизнеса, нарушают авторские права. Разбираем шесть законных способов получить музыку для бизнеса.

  • Автор: Надежда Климова
  • Редактор: Ирина Ситникова
  • Иллюстратор: Ivan Might

Руководитель бара обратился к юристу. Тот сказал, что есть только одна возможность избежать штрафа — получить подписанное разрешение на воспроизведение от правообладателя.

Сейчас разрешение с автографом певца висит на стене рок-бара, а эта история стала довольно известна в интернете.



Эта история со счастливым концом: владелец бара избежал штрафа, а популярность заведения только возросла. Но так бывает не всегда.

Почему нельзя включать музыку из плейлиста

У каждого музыкального произведения есть автор, а у автора — авторские права. Это значит, что только он имеет право зарабатывать на своей музыке. А ещё он может разрешить другим людям её использовать — за деньги или бесплатно (ст. 1255 ГК РФ).

Если автор продаёт кому-то право распоряжаться своей музыкой, покупатель получает смежные права на произведение. Например, звукозаписывающая компания подписывает с автором договор и выпускает диски с его песнями. Владельцы смежных прав получают право распоряжаться произведением (ст. 1303 ГК РФ).

Если вы включаете плейлист там, где работаете с клиентами, значит, используете музыку для бизнеса. По закону это коммерческое использование музыкальных произведений. За него нужно платить правообладателю, иначе вы нарушите авторские и смежные права (ст. 1326 ГК РФ).

Не имеет значения, скачали вы музыку с торрентов, поставили лицензионный диск, запустили плейлист в соцсетях или включили радио. Неважно, кто включил музыку: если официант-стажёр вставил свою флешку в музыкальный центр, отвечать всё равно владельцу бара.

Как получить музыку за деньги

1. Заключить договор с РАО и ВОИС

Чтобы безопасно использовать музыку для бизнеса, подпишите договор с двумя организациями: Российским авторским обществом (РАО) и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС). Это государственные посредники между правообладателями и теми, кто использует музыку в коммерческих целях. РАО защищает авторские права, а ВОИС — смежные.

РАО и ВОИС по умолчанию защищают права всех музыкантов, кроме тех, кто подписал отказ. Это значит, что если вы заключаете договор с государственными посредниками, то можете включать у себя в кафе или ресторане практически любые российские и зарубежные композиции.

Если подписать договор с РАО и ВОИС, бизнесмену придётся каждый месяц готовить отчёты. В них нужно перечислить все треки, которые предприниматель включал у себя на точке. Эти данные нужны посредникам для того, чтобы рассчитать сумму вознаграждения для каждого правообладателя.

2. Заключить договор с компанией-посредником

Предприниматель может заключить договор с частной компанией-посредником. Они договариваются с правообладателями двумя способами:

  1. Напрямую с исполнителем или музыкальной студией.
  2. Выбирают часть композиций из базы РАО и ВОИС и подписывают с ними договор.

Если частный посредник договаривается с правообладателями напрямую, может возникнуть путаница. Например, кафе каждый месяц платит частному посреднику и ставит треки из его базы. Вроде бы всё законно, но если проверка от РАО или ВОИС обнаружит, что владелец кафе платит не авторскому обществу, а кому-то другому, может возникнуть спор. Ведь по умолчанию именно РАО и ВОИС защищают интеллектуальные права на территории России. Если мирно договориться не получится, дело может дойти до суда.

Чтобы избежать проблем, стоит заключать договоры с крупными компаниями, которые защищают своих клиентов от исков РАО и ВОИС.



Предположим, предприниматель открывает кафе в Москве. Площадь — 200 м², количество посадочных мест — 25. Он собирается включать запись, живой музыки в кафе не будет.

Где взять музыку бесплатно

1. Использовать треки с открытой коммерческой лицензией

Лицензия — это документ, в котором правообладатель говорит, как можно использовать композицию. Чтобы бесплатно включать трек в своём кафе или ресторане, вам нужна музыка с открытой коммерческой лицензией — Creative Commons. Найти такую музыку можно на сайтах-библиотеках, например, Soundcloud.

Как скачать бесплатную музыку с Soundcloud:

1. Зайдите на сайт и зарегистрируйтесь или авторизируйтесь через социальные сети:



2. Введите в строке поиска исполнителя или название песни:



3. Перейдите в раздел Tracks:







Риск открытой лицензии
Сайты-библиотеки разрешают использовать музыку для бизнеса, но если эти композиции есть в базе РАО и ВОИС, может возникнуть конфликт. Придётся доказывать свою правоту в суде — это время и деньги. И не факт, что предприниматель победит и ему не придётся платить.

2. Ставить старую музыку

Авторские права действуют 70 лет после смерти автора. Если этот срок истёк, произведение считается народным достоянием и его можно использовать для бизнеса бесплатно (ст. 1282 ГК РФ).

Но смежные права работают и для старой музыки. Обычно они принадлежат звукозаписывающей компании. Например, если лейбл выпустил сборник симфоний Моцарта в 2001 году, использовать их бесплатно нельзя — придётся договариваться с владельцем смежных прав.

Найти старую запись, для которой прекратили действовать авторские и смежные права, практически нереально, поэтому этот способ используют редко.

3. Договориться с правообладателями напрямую

Этот путь выбрал владелец рок-бара Underground из истории в начале статьи. Правообладателем может выступать как музыкант, так и звукозаписывающая компания. Договор нужно оформить в письменном виде, чтобы было что показать проверяющим.

Найти выход на звёзд российского или мирового масштаба может быть непросто — а вот договориться с местными исполнителями вполне реально. Условия договорённости могут быть любыми, если они подходят обеим сторонам. Но бизнесмен сможет использовать только те композиции, о которых он договорился с правообладателем.

4. Писать музыку самому

Автор произведения может использовать своё творчество любым способом, если это не противоречит закону. Так что, если вы пишете музыку, никто не может запретить вам включать её в своём кафе, ресторане или спортклубе.

Что будет, если нарушить закон

Представители РАО и ВОИС могут прийти к бизнесмену с проверкой. Если они заподозрят, что музыка играет нелегально, то снимут это на видео и соберут доказательства того, что бизнесмен получает с клиентов деньги. Это может быть счёт из ресторана или кассовый чек. Затем они отправят владельцу бизнеса претензию с требованием заключить договор. Если предприниматель её проигнорирует, РАО и ВОИС могут подать в суд по интеллектуальным правам.

Бизнесменам, которые незаконно используют музыку для бизнеса, грозит штраф от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽ или в размере двойной стоимости права использовать произведение (ст. 1301 ГК РФ).

Памятка

Два законных способа получить музыку за деньги:

  1. Заключить договор с государственными посредниками — РАО и ВОИС.
  2. Заключить договор с частным посредником.

Договор с государственными организациями стоит дороже, зато предприниматель сможет включать любую музыку, какую захочет. У частных компаний цены ниже, но и базы музыкальных композиций меньше.

Кто и почему выходит играть на улицу, кто такие аскеры и зачем они нужны музыкантам, почему в Петербурге постоянно поют Цоя - на эти вопросы ответил "человек-оркестр" Михаил Каретко.


- В чем разница между клубными, стадионными и уличными музыкантами?

— По большому счету музыка и там, и там действует одинаково. Разница в том, что на улице работают часто менее профессиональные музыканты. Хорошие музыканты тоже встречаются, особенно в тяжелые дни, но в целом их уровень все равно ниже.

- А где вам больше нравится выступать: на улице или в клубе?

— Конечно, в клубе. Выйдите на улицу — там такая гадость.

- Ну, летом-то нормально.

— А играть приходится круглый год! Да и летом всякое бывает.

- Когда холодно, как много уличных музыкантов отправляются играть по клубам и ресторанам?

— Я не знаю, куда именно они отправляются, но куда-то точно уходят. Процентов 5-10 остаются играть круглый год, их всех я в принципе знаю. Некоторые пытаются нырять в метро. А в ресторанах зимой и летом играют одни и те же музыканты.

- Насчет метро — полиция не гоняет музыкантов оттуда?

- Почему вы вышли играть на улицу?

— Сама идея появилась в Хельсинки. Там познакомился с музыкантом — он по происхождению русский, но по гражданству канадец. В Канаде на тот момент было запрещено играть, были большие штрафы за игру на улице. И он ездил по Европе с большим барабаном на спине, губной гармошкой и гитарой. Пел кантри. Я в тот момент еще играл на флейте, потом — с индейцами в группе на духовых. Как-то у одного музыканта из нашей группы я посмотрел видео, где он играет на гитаре и сампоньо на держателе. Потом несколько раз видел их традиционный способ: зажимать под мышкой флейту и играть параллельно на другом инструменте. Подумал: почему бы и нет? Избыток энергии у меня всегда был, даже когда я играл на духовых.

Сначала попробовал одновременно играть на флейте и гитаре, потом довольно быстро соединил их с барабаном. И так много лет играл в акустике, в основном в Финляндии. Потом стал переходить на электричество, ведь у флейты нет собственного резонатора, как у рояля или скрипки. Приходится делать подзвучку. В зале, где есть отражение или эхо, флейта звучит хорошо, а просто на улице — совсем плохо, потому что нет эха. Изначально подзвучка была именно для эха флейты.

Где-то полтора года назад я взялся за хай-хэт, хотя первоначально думал, что мне не хватит внимания. Потом посмотрел на пару человек: один из Германии, двое из Америки. У них ударные установки довольно сложного вида, и я решил создать нечто подобное, но большей функциональности. Сейчас играю на этом всем. Конечно, первоначально нужно уметь играть на каждом инструменте по отдельности. В принципе, когда разучиваешь тему, даже если знаешь ее на одном и другом инструменте, для синхронизации нужны отдельные репетиции. Трудно сказать, сколько времени это все заняло — сколько-то… лет.

- Вы заменяете собой целую музыкальную группу. Нет желания снова играть в коллективе?

— Вот именно от работы в коллективе и возникает мысль все играть самому. Потому что один играет так, другой — эдак, а ты тихо бесишься, потому что тебя не устраивает. Либо уровень звука, либо какие-то акценты в музыке. Если в оркестре дирижер машет палкой (одному — погромче, другому — потише), то в группе нет такого руководителя, просто все примерно договорились, как играть. Есть профессиональные музыканты, к которым претензий вообще не бывает. Постепенно, когда в музыке варишься все дольше, неудовлетворенность качеством звука переходит на физиологию — когда слышишь фальшивый звук, начинает тошнить. Вот из-за этой тошноты я и решил делать все сам. Потому что сам сыграешь все, как хочешь, а если не все, то по крайней мере сам же и исправишь.

Во времена, когда Интернет еще не развился, пробовали делать сами. Познакомились со сторожами Ботанического сада, но оказалось, что там не растут подходящие виды тростника. Ведь это очень специфический материал, он должен хорошо резонировать, а какая-нибудь бамбучина из-за толстых стенок не будет звучать совершенно.

- Бывали ли у вас проблемы с полицией или неблагодарными слушателями?

В Москве все суровее. Там для борьбы с оппозиционными партиями придумали этот закон о несанкционированных демонстрациях.

- Этот закон федеральный, на Петербург тоже распространяется.

- То есть та же полиция не может арестовать музыканта, а аскера — может?

— Может и обязана!

— В одном и том же месте выступают, как правило, приезжие, которые вообще не знают города и начинают играть в том единственном месте, которое нашли. Либо бывает, что человек первый раз вышел на улицу, наткнулся на хорошее место и ходит туда каждый день. Но бывалые уличные музыканты никогда не играют чаще одного раза в неделю в одном и том же месте. Это очень плохой тон — надоедать местным жителям, торговым точкам. Люди, которые там постоянно ходят, тоже не будут платить каждый день. Они должны соскучиться по тебе.

Читайте также: