Народ осуществляет свою власть непосредственно это как

Обновлено: 30.06.2024

Из контекста Конституции народ носитель суверенитета гарант и единственный источник власти.
Вопрос возникает: как это, как он властвует, и что такое народ, где народ, как народ?
Это положение означает, что никакой институт, класс, группа людей или лицо не является высшей и независимой инстанцией. Все институции подотчетны подотчетны. Ни президент, на парламент, ни прокурор, ни тем более какие-то международные соглашения не являются высшими инстанциями. Может международные договора стоят над внутренним законами, но не над народом.
Вопрос, как народ осуществляет свою власть "непосредственно".

Единственный выход разобраться с этой важнейшей но покамест самой непонятнейшей частью Конституции можно следующим образом.
Нужно в положении конституции увидеть дефиницию народа. Или как -то вывести дефиницию из этой статьи Конституции.
Народ - это те граждане РФ, кто высказывают свои властные решения, мнения, волеизъявления, высшая форма которых есть свободные выборы и голосование на референдуме.
Коротко - народ, это те кто изъявляет свою властную волю (то есть народ - это те, кто источают власть, и не являются при этом ни представителями власти, ни агентами откуда источается власть высший и единственный источник власти).
Абстрактные рассуждения мало, что дают, так что нужно хотя бы мысленно представить форму такого волеизъявления, а лучше, реально.
ВОЛЕЯИЗЪЯВЛЕНИЕ НАРОДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВСЕМ ВЕТВЯМ ВЛАСТИ И ВСЕМ ДРУГИМ ПОДЧИНЕНЫМ ЕЙ ИНСТАНЦИЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫМ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Я (а также нижеподписавшиеся граждане) в качестве народа Российской федерации требуем все властные инстанции органы местного самоуправления и местные организации, региональные представительные органы и правительства, обе палаты Государственной Думы, правительство Российской федерации, органы прокуратуры, Верховный и прочие суды признать Российскую Федерацию государство Союз Советских Социалистических Республик , и призвать народы Cоветского Cоюза совершить волеизявление в соответствии со своими ныне действующими конститциями, а также правами своих республик в советское время о присоединении к воссоздаваемому Союзу Советских Социалистических республик.
Всех граждан Российской федерации мы призываем (и каждому из них повелеваем) присоединиться к нашему волеизъявлению, и подавать его во все указанные или любую из указанных инстанций.
В случае несогласия с нашим народным волеизъявлением, мы требуем проведения высшей формы выражение власти народа - референдума. Отрицательные реакции, неподчинение нашей власти, нереагирование в установленные сроки (два месяца с момента оправки наш петиции , содержащей данное волеизъявление), наши адресаты будут считаться захватчиками власти и узурпаторами властных полномочий, нарушителей статьи 3 Российской Конституции, против которых мы возбудим судебные иски.
**
Сущность проекта "советизации" , наверно, должна быть сформулирована более тонко. Задача в целом состоит в том, что современная Россия есть во преемница и РСФРСР и СССР , распад СССР должен быть признан преступной акцией , священные атрибуты Советского Союза и РСФСР , герб, флаг, такие святыни и регалии, как Октябрьская Революция, Ленин, Герои советского государства, великие даты советской истории, наследие советской культуры должны быть признаны национальным достоянием о оберегаться обществом и государственными органами. Общественная перспектива российского государства и её народа должно рассматриваться как модернизация всё наработанной народом культуры, включая достижения советского периода.

Носителем суверенитета
и единственным источником власти
в Российской Федерации является
её многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть
НЕПОСРЕДСТВЕННО,
а также через
органы государственной власти
и органы местного самоуправления.
Высшим непосредственным
выражением власти народа
являются референдум и свободные выборы.
НИКТО не может
присваивать власть в Российской Федерации.
Захват власти
или присвоение властных полномочий
преследуется по федеральному закону.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к статье 3 Конституции РФ:

1. Статья 3 Конституции устанавливает источник государственной власти (многонациональный народ Российской Федерации) и способы осуществления народовластия: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Также народ признается носителем суверенитета. Суверенитет (фр. souverai№ete – верховная власть) представляет собой верховенство и независимость власти. В науке конституционного права принято различать несколько видов суверенитета:

1. государственный суверенитет – верховенство государственной власти на всей территории страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть,

а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего суверенитета (см. комментарий к ст. 4 Конституции);

2. национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего, способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. В рамках суверенитета, о котором и идет речь в комментируемой статье, реализация национального суверенитета невозможна, поскольку носителем суверенитета признается многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не какая-либо нация или население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации;

3. народный суверенитет – полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный суверенитет, о котором и идет речь в комментируемой статье, является одним из основных принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Народный суверенитет первичен по отношению к государственному суверенитету, он является источником государственного суверенитета Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации связывает суверенитет Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус и полномочия, а также конституционно-правовой статус и полномочия республик, находящихся в составе Российской Федерации, не с их волеизъявлением в порядке договора, а с волеизъявлением многонационального российского народа – носителя и единственного источника власти в Российской Федерации, который конституировал суверенную

государственность России как исторически сложившееся государственное единство в ее настоящем федеративном устройстве.

2. Чч. 2 и 3 комментируемой статьи раскрывают содержание народовластия в Российской Федерации, которое может осуществляться в двух основных формах:

. непосредственно, через референдум и свободные выборы;

. через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Референдум и свободные выборы признаются высшим непосредственным выражением власти народа, поэтому с учетом положений ч. 1 комментируемой статьи решения, принятые на референдуме, и результаты свободных выборов имеют высшую юридическую силу и обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 84 Конституции порядок проведения референдумов Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

. об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

. о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

. об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

. о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

. об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

. отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

Следует отметить, что подобные ограничения содержатся и в тексте Конституции. Так, например, согласно ч. 2 ст. 66 Конституции РФ устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Хотя этот вопрос и не относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти (в этом случае он не мог бы быть вынесен на референдум на основании Закона о референдуме), вынесение его на референдум противоречило бы указанной норме Конституции.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления формируются как непосредственно путем выборов, так и опосредованно (на основании решений, принятых теми или иными избранными представителями власти), однако в любом случае органы государственной

власти и органы местного самоуправления имеют единый источник своих властных полномочий: суверенную волю многонационального народа России.

3. Поскольку носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Ответственность за действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, установлена статьями 278 и 279 Уголовного кодекса РФ.

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Комментарий к Ст. 3 Конституции Российской Федерации

В статье раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признается ее многонациональный народ.

Данное положение является исходным для закрепления демократической природы Российской Федерации. Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета является отличительным свойством демократических государств с республиканской формой правления.

Одновременно в ч. 1 ст. 3 определяется содержание суверенитета в Российской Федерации. Исходя из того, что его носителем является многонациональный народ Российской Федерации в целом, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации, можно заключить, что Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации.

Соответственно, любые действия отдельных органов государственной власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.

Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

В ч. 2 статьи определяются две основные формы народовластия в Российской Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и осуществление власти через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим выражением народовластия.

В то же время каждодневное осуществление государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения, эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в Российской Федерации.

В ч. 3 ст. 3 Конституции референдум и свободные выборы определяются как высшее непосредственное выражение власти народа. Тем самым устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на референдуме, и результатов свободных выборов. В то же время народовластие наиболее эффективно осуществляется в результате достижения оптимального баланса различных форм народовластия.

Так, в соответствии с мировым опытом по определенным вопросам (налоги, бюджет, регулирование прав человека и т.п.) считается нецелесообразным проводить референдумы, эти вопросы решаются органами государственной власти. Однако в определенных ситуациях только проведение референдума может решить политически значимые, в том числе и конституционные, проблемы.

Положения комментируемой статьи вытекают из конституционной характеристики Российской Федерации как демократического государства. В статье закреплены формы демократии — непосредственная и опосредованная (через органы государственной власти и местного самоуправления).

Непосредственная демократия в свою очередь осуществляется в двух формах, которыми являются свободные выборы и референдум.

  1. Референдум — это институт непосредственной демократии, один из способов участия населения в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина, путем всенародного голосования по соответствующему вопросу.
  2. Выборы — это голосование (всенародное или жителей определенной территории), по результатам которого формируются органы государственной власти и местного самоуправления.

Основой института выборов является избирательное право. Избирательное право в объективном смысле — это система конституционно-правовых норм, определяющих порядок проведения, участия в голосовании и установления его результатов.

В субъективном смысле:

  • активное избирательной право — право гражданина избирать членов представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц в системе исполнительной власти и местного самоуправления;
  • пассивное избирательное право — право гражданина быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления либо на выборные должности в системе исполнительной власти либо местного самоуправления.

Узурпация власти в Российской Федерации в соответствии с комментируемой статьей запрещена.

Согласно ст. 3 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" на референдум не могут выноситься вопросы:

1) изменения статуса субъектов Российской Федерации;

2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы или досрочного формирования Совета Федерации либо отсрочки таких выборов (формирования);

3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

6) амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

Уставами и законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено избрание глав исполнительной власти субъектов Федерации, глав местного самоуправления (местной администрации).

Обязательность демократических принципов избирательного права для всех выборов, проводимых в Российской Федерации (федеральных, субъектов Федерации, местных), установлена Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

В ст. 3 указанного Закона определено, что гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

В ст. 3 Конституции также устанавливается противоправность действий, посягающих на народовластие в России. Любые лица, совершающие действия, связанные с захватом власти или присвоением властных полномочий, несут юридическую ответственность.

В Конституции конкретные формы ответственности не раскрываются - это задача федерального закона. Наиболее серьезной формой ответственности за захват власти является уголовная ответственность. Составы соответствующих преступлений и меры уголовной ответственности устанавливаются уголовным законодательством.


Эти формулировки описывают суть существующей политической системы в России. И при этом редко или вообще никогда не становятся объектом размышления, обсуждения, выяснения, политических дискуссий. Таким образом, общество и политический класс отказывается от рефлексии собственных корней и основ. Не задумывась о своих основах, мы становимся легковесными, превращаемся во временщиков.

Как правило мы начинаем со второй половины 2-го пункта и до 3. А здесь уже речь идет о политических процедурах и внимание смещается в сторону государства.

Чтобы власть была реальностью, чтобы она имела бытие и содержание, народ должен быть реальностью и иметь содержание, причем это бытие народа и содержание этого понятия должны быть, как минимум, столь же серьезны и основательны, как стихия власти, а то и ещё более реальны и основательны.


Попробуем подойти к понятию народ методом исключений. Каждый термин приобретает смысл по контрасту с тем, чему он противопоставляется. Чему, как правило, противопоставляется «народ,?

В силу серьезности того места, которое занимает народ в Конституции нашей страны мы не имеем права произвольно жертвовать ни одним из этих значений и легковесно поступать с каждым из этих противопоставлений. Следовательно, мы получаем следующий многоуровневый и синтетический концепт:

Народ есть органическая надиндивидуальная и надвременная общность, объединенная общей историей и культурой, наиболее проявленная в массах, конкретно отличная от других народов и являющаяся первичной реальностью по отношению к государству, статистическому населению, совокупности отдельных граждан. Народ понятие качественное и онтологическое, а не количественное и прагматическое.

Вот именно этой реальности, народу, и принадлежит власть в Российской Федерации согласно действующей Конституции. Если это не соблюдается, мы имеем дело с нарушением конституционного строя.

Проблема терминов чрезвычайно важна, так как из-за их разночтения вполне могут возникать реальные и вполне серьезные и основательные политические конфликты и даже войны.


Форма соучастия других этносов в народе РФ требует более внимательного исследования. Это соучастие является историческим фактом, составляет суть единства народа, но в каждом конкретном случае требует особого и тщательного, деликатного рассмотрения.

И еще: от каких народов отличается наш российский народ? И здесь также требуется деликатная конструкция, на основании которой мы можем выделить те народы, которые нам исторически очень близки (например, народы некоторых стран Восточной Европы) или даже были частью общего исторического целого на разных этапах истории (например, народы стран СНГ) и те, которые дальше от нас и исторически, и культурно, и цивилизационно.

Чем яснее мы пропишем эту этносоциологическую структуру российского народа, тем конкретней будет его содержание и его реальность. А значит, тем основательнее и надежнее, состоятельнее и фундаментальнее будет власть. Которая, кстати, принадлежит именно ему.

Будучи первичным с юридической точки зрения, чем Государство, и являясь носителем властной субъектности, народ имеет право и обязан выполнять в отношении Государства и его структур надзирающие функции. Не прокуратора, а именно народ является высшей надзирающей инстанцией. Если народ по Конституции запускает и учреждает Государство, являясь источником власти, значит, он и оценивает степень удовлетворительности его функционирования.

Так в теории. Но если мы откажемся от соблюдении этого правила на практике, мы получим антиконституционную и совершенно нелегитимную модель.

  1. Народ и элита. Народ против элиты

Облеченные властью чиновники имеют право быть таковыми только в том случае, если они отстаивают интересы тех, кто власти лишен. Богатые имеют право распоряжаться своим богатством только с учетом интересов бедных. Если этого нет, то нарушаются базовые конституционные нормативы нашего общества.


Народ как явление конституируется историей. Это принципиально: совокупность населения, в данный момент населяющего территории РФ, не есть народ. К народу принадлежат и усопшие предки и еще не рожденные потомки. Из этого вытекают следующие выводы:

  1. Народ должен укреплять осознание себя как исторического целого и должен требовать этого от своих представителей во власти (то есть от властных инстанций). Для этого необходимо развернутая система мер по народному воспитанию и образованию, где исторические смыслы должны быть главным мировоззренческим компонентом. Чтобы быть народом, чтобы продолжать им оставаться, необходимо прикладывать значительные усилия по укреплению исторической идентичности. Это же необходимо для постоянной и планомерной интеграции разных социальных и этнических групп в общее народное тело. Народ – открытая общность, к ней можно примкнуть извне. Но для этого, надо четко определить, к чему именно предлагается примкнуть. Необходимо знать не просто факты отечественной истории, но и их корректные интерпретации, составляющие ключ к постижению исторической миссии народа.
  2. Народ должен закладывать образ будущего. Без будущего измерения народ прекратит свое существование. Эта забота о будущем требует максимально широкого и качественного соучастия народа в проектировании общества, страны, архитектуры мира, в котором предстоит жить потомкам. Воля народа должна быть обращена в будущее, в котором должны быть заведомо конституированны основные необходимые параметры достойного бытия – суверенитет, независимость, сохранение идентичности, свобода, процветание, преемственность.
  3. Народ должен видеть траекторию своего пути в сложном переплетении других народов, то есть ясно осознавать свою нить в клубке мировой истории. Для этого необходимо представление об историческом целом, описание и интерпретация исторического процесса, в ходе которого развертываются судьбы человечества. Только при осознании своего отличия и своего сходства с судьбами других народов, народ РФ сможет по-настоящему осмыслять свою самобытность и найти надежные основы для диалога с другими. Это диалог может быть сложным и многогранным: с кем-то мы окажемся в оппозиции, с кем-то – в гармонии. Но это многообразие и составляет богатство исторического процесса.

Так как историческое бытие есть сущность народа, а народ есть носитель властного суверенитета, то власть в РФ должна быть исторична. Это значит, она должна быть вписана в исторический контекст, сообразовываться с исторической миссией и одновременно обеспечивать трансляцию исторического кода всеми доступными и имеющимися для этого средствами: воспитание, образование, наука, СМИ, культура вплоть до самого облика представителей власти, в которых эстетически должна подчеркиваться принадлежность именно к данному народу, а не как какому-то другому. Это касается не только требования к политической элите безукоризненного владения государственным языком, но и наличие у чиновничества определенного культурного ценза, мировоззренческого уровня, необходимого для выполнения представительских функций от лица народа.

  1. Народ и индивидуум. Права человека и гражданина

В Конституции РФ четко написано, что носителем власти является народ. Это значит, что субъектом власти не является никто другой, в том числе индивидуум. Необходимость соблюдения прав человека и гражданина является важнейшим элементом демократического общества и никем не ставится под сомнение. Но с точки зрения правовой иерархии, не отдельный человек и его права являются онтологической базой Конституции. Вполне можно представить себе случай, когда индивидуум, обладающий всеми гражданскими конституционными правами, может сделать индивидуальный выбор и противопоставить себя народу, большинству. Это может даже стать мировоззренческой программой какой-то социальной группы – этнической, религиозной, экономической или идеологической. Все это, если не переходит черту закона, вполне нормально и приемлемо.

Но любые отклоняющиеся от основной массы народа взгляды, позиции, проекты и опции, должны быть терпимы только до той степени, пока они не вступают в конфликт с субъектом высшего суверенитета, то есть с самим народом. Отдельный индивидуум или группа могут хотеть чего угодно и выбирать, что угодно. Но эти права обеспечиваются исключительно народом, как основой власти. Если не будет власти, то некому будет гарантировать индивидуумам их права. Если не будет народа, то у власти не будет законного основания. Следовательно, те, кто выступают против народа, выступают против онтологического основания власти, а значит, против гаранта их собственных гражданских прав. Это противоречие. Отрицая народ как субъект власти, такие граждане отрицают юридическое основание своих же собственных прав.

Права человека в российской Конституции иерархически подчинены высшему праву народа на то, чтобы быть носителем суверенитета. Индивидуум, интегрированный в народ, становится полноценным носителем этого суверенитета. Индивидуум, противопоставляющий себя народу, автоматически ликвидирует этим самым жестом, политические гарантии своих собственных прав и свобод.

Конечно, нормативное понимание народа и его места в структуре политической системы современной России в контексте Конституции ошеломляюще отличается от реальной картины. --

и элиты у нас на массы почти вообще не обращают никакого внимания;

и Государство у нас подменяет собой того, кто по Конституции его учреждает;

и никакой внятной этнической политики у нас нет;

и историческую идентичность мы не укрепляем, на наоброт, только рассеиваем;

и своего места во всемирной истории не ищем;

и о предках не помним;

и о потомках не радеем;

и власть у нас только кичится своим отрывом от народа, а отнюдь не переживает по этому поводу;

и либеральное индивидуалистическое мировоззрение у нас носит характер почти официальной догмы;

и образование и тем более СМИ мы используем совсем для других целей, нежели для укрепления народной идентичности.

Одним словом, картина получается печальной: наше Государство и наше общество совсем ненародны.

Русский вопрос: что делать в такой ситуации?

Остается только один путь: путь укрепления конституционного строя и приведения общества и Государства в соответствие с базовыми нормативами Конституции. На первый взгляд это представляется непосильной задачей. Но … глаза боятся, а руки делают.

Важно: в этом случае надо будет менять все по существу, а по форме все вполне может остаться строго таким как есть – Конституция, выборы, демократические и гражданские свободы, соблюдение прав личностей и этносов, федеративное устройство, разделение властей, президентская власть, парламент, правительство, рынок и т.д. Просто все эти политические институты, процедуры и механизмы могут быть либо народными, либо такими как сейчас.

Как это сделать? Как вернуть ситуацию в конституционные рамки не по форме, а по содержанию, по сути?

Во-первых, необходимо осознать, о чем вообще идет речь. Многие наши сограждане (включая власть) настолько увлеклись решением чисто технических и микроскопических задач, что полностью утратили необходимый для понимания некоторых вещей социальный и исторический горизонт. Это подобно сну, от которого необходимо очнуться.

В-третьих, необходимо развернуть мировоззренческую платформу, в центре которой стоял бы народ. Это не должна быть очередная идеология или партийная доктрина. Речь идет об основе Конституции, которая первична по отношению к любым идеологическим или политическим программам. Мировоззрение, в центре которого стоит народ, по умолчанию является основой конституционности всей существующей политической системы. Это не нечто новое, это внимательное и честное отношение к тому, что уже есть.

Читайте также: