Национальное и международное право что важнее эссе

Обновлено: 23.05.2024

Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

Вступление государства в международную организацию в различной степени сопровождается выполнением им комплекса мер: об изменении и отмене действующих законодательных и иных актов; о принятии новых или о перестройке национально-государственных институтов; о направлениях и приоритетах своей деятельности.

В науке международного права сформулированы три концепциисоотношения международного и внутригосударственного права: дуалистическая, примата международного праваи примата внутригосударственного права. Дуалистическое понимание основывается на признании существования двух разных, взаимодействующих между собой систем права: внутригосударственного и международного. Сторонники концепции примата внутреннего права рассматривают международное право как сумму внешне-государственных прав различных государств.

Признание возрастающей роли, примата международного права, нашедшее выражение в конституциях, законодательстве многих государств, не означает, что внутригосударственная правовая система подверглась эрозии, заменяется единой мировой правовой системой. В настоящее время нет оснований утверждать, что в мировом сообществе утверждается единая правовая система. Действуют две правовые системы. Примат не означает подчинение одной системы другой.

Национальные системы права регулируют внутригосударственные отношения. Нормы внутригосударственного права не могут регулировать международные отношения. Однако это не означает, что эти нормы, вся система внутреннего права не могут воздействовать на международное право. Есть определенные формы влияния норм внутригосударственного права на международные отношения и международное право.

Внутригосударственное право, законодательство определяют организацию и деятельность государства, его политику внутри страны и на международной арене. Особенно зримо это проявляется в правовом государстве, выражающем суверенную волю народа.

Внутригосударственное право находит выражение во внешней политике и дипломатии государства. Конечно, внешняя политика и дипломатия государства не должны вступать в противоречие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Через политику, дипломатию государство выражает и утверждает правовые идеи, взгляды, нормы, закрепленные в политическом, правовом, нравственном сознании народа, в нормативно-правовых актах, и тем самым воздействует на международную жизнь, межгосударственные отношения, на международное право.

Нормы международно-правовых актов, для того чтобы регулировать внутригосударственные отношения, должны войти в систему права этого государства, т.е. быть имплементированы во внутреннее право. Важным средством имплементации является трансформация, которая имеет несколько форм (прямая, опосредствованная, смешанная трансформация).

Прямая трансформация означает, что нормы заключенного и ратифицированного международного договора непосредственно обретают силу закона, а если государства об этом достигнут соглашения, то и силу, превосходящую закон. Опосредствованная трансформация означает принятие особого закона, другого нормативного правового акта, переводящего норму международного договора во внутригосударственную норму права. Очевидно, что правовой статус личности по международному договору, по международному праву нуждается во внутригосударственном юридическом механизме обеспечения и защиты. А для этого необходимо разработать систему норм внутреннего права, которые обеспечили бы комплекс юридических, социальных, экономических гарантий правового статуса личности.

Наиболее распространенной является смешанная трансформация, которая представляет собой сочетание элементов первых двух видов трансформации.

В.С. Хижняк, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Саратовской государственной академии права.

В современном мире существуют и постоянно развиваются различные правовые системы. Несмотря на то что каждая из них создается суверенным государством и действует на ограниченной территории, невозможно исключить их взаимного влияния. В отличие от них система международного права создается путем согласования воли и внешней политики всех участников международных отношений, поэтому она является наиболее открытой для влияния извне. Такая система способна оказывать гораздо большее влияние на внутригосударственные системы права, чем все они друг на друга, - это обусловлено устойчивой взаимосвязью между национальными правовыми системами и международным правом.

Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права имеет давнюю историю. Большой вклад в его разработку внесли философы Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Гегель и др. К нему обращались Д. Анцилотти, Я. Броунли, Г. Кельзен и др. Тема взаимодействия международного и национального права была популярна и в советской юридической литературе . На современном этапе этому также уделяется большое внимание .

Анцилотти Д. Курс международного права. М., 1961; Броунли Я. Международное право: В 2 т. М., 1977; Kelsen H. General Theory of Law and State. Cambr., 1945; Kelzen H. Principles of International Law. N.Y.: Rinehart, 1952.
См.: Блищенко И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1961; Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и международного права. Киев, 1981; Мюллерсон Р.А. Конституция СССР и вопросы соотношения международного и национального права. М., 1980.
См.: Марочкин С.Б. Действие норм международного права в правовой системе Российской Федерации. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 1998; Лукашук И.И. Внешняя политика России и международное право. М., 1997; Он же. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000; Он же. Международное право в судах государств. СПб., 1993 и др.

В настоящее время рассматриваемая область стала особенно интересной в связи с изменениями, произошедшими за последнее десятилетие в обществе и в международных отношениях. С расширением интеграции государств, увеличением сфер совместного правового регулирования изменилось и отношение к взаимосвязи международного и национального права.

С точки зрения практики рассмотрение вопросов взаимодействия международного права и национального права России обусловлено тем, что Конституция РФ дает правоприменителю возможность (а иногда и создает для него обязанность) реализовать во внутригосударственной сфере нормы международного права: нормы международных договоров РФ, общепризнанные нормы и принципы международного права. Между тем следует обратить внимание на слабую разработанность этих аспектов.

Большую теоретическую и практическую значимость имеют и такие вопросы, как характер отношений между национальным правом России и международным правом, применение самоисполнимых договоров, временное исполнение нератифицированных договоров и правовые последствия их применения, ситуации, когда правоприменитель может применять норму международного договора и когда он должен применить ее в совокупности с нормой национального права.

Заметим, что каждое государство само устанавливает пределы и характер взаимодействия своего права с международным. Это реализуется через внутреннюю и внешнюю политику государства. Между национальным и международным правом может быть как простое соотношение, так и взаимодействие. Международное и внутригосударственное право - общественно - правовые явления, схожие по своей природе, а следовательно, изначально соотносимые. Взаимодействие предполагает не только определенную соотносимость сравниваемых объектов, но и их согласованность, взаимовлияние и наличие общих целей и задач.

Каково будет соотношение определенной национальной правовой системы с системой международного права, во многом зависит от законодательства государства (т.е. от предписаний самой правовой системы). Наиболее распространены два варианта: 1) закрытость национальной правовой системы и 2) относительная ее открытость.

Первый вариант соотношения был характерен для периода "холодной войны", причем к какому бы лагерю страны ни относились, необходимость обособления своих правовых систем от влияния норм международного права они обосновывали одинаково. В этом случае государство желает, чтобы его право оказывало как можно большее влияние на международное, и в то же время закрывает свое право от обратного воздействия.

Второй вариант достаточно широко распространен в настоящее время во многих европейских государствах. Характерен он и для Российской Федерации. В этом случае устанавливается равновесие между национальным и международным правом. Национальное право довольно восприимчиво к влиянию международного права, но при этом существуют законодательно установленные "фильтры", препятствующие проникновению тех норм международного права, которые противоречат основам конституционного строя государства. Если для законодательства какого-либо государства характерен второй вариант, очевидна необходимость в определении механизма взаимодействия правовых систем.

Взаимодействие национального и международного права можно разделить на взаимодействие во внутригосударственной и в международной сферах. Первое из них, в свою очередь, делится на взаимодействие в правоприменительной и в законодательной сферах (процессуальное взаимодействие). В правотворческом процессе оно происходит через согласование норм национального и международного права, а в правоприменительном - через совместное применение норм обеих систем либо через применение только норм международного права.

Вывод о том, что отношения между современным российским и международным правом характеризуются взаимодействием, можно сделать на основе анализа Конституции РФ, в п. 4 ст. 15 которой определено, что общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Кроме того, нормы договоров страны имеют приоритет над теми нормами законодательства РФ, которые им противоречат. То же закреплено в ст. 5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах).

Взаимодействие международного и национального права в правоприменительном процессе осуществляется через согласование их норм. Сущность этого - организационно - правовая практическая деятельность государств и других субъектов права по выработке сходных или общих форм нормативных предписаний по их реализации в соответствии с нормами обеих правовых систем. Среди задач согласования В.Г. Буткевич выделяет такие, как устранение противоречивых предписаний, установление общей формы предписаний и избежание такой реализации норм одной системы права, которая противоречила бы нормам другой системы . Взаимодействие международного и национального права в правоприменительном процессе выражается прежде всего в применении международных норм для урегулирования внутригосударственных отношений.

См.: Буткевич В.Г. Теоретические основы взаимодействия международного и внутригосударственного права: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Киев, 1980. С. 29 - 30.

Основанием для признания возможности действия норм международного права во внутригосударственной сфере можно признать инкорпорацию, которая выражается в действиях органов государственной власти, подтверждающих возможность применения норм международного права на территории государства иными государственными органами, должностными, а также физическими и юридическими лицами. Инкорпорация предполагает включение чего-либо во что-либо. Но могут возникнуть трудности: положение договорных норм обычно ниже, чем положение норм конституции, но выше, чем у других законов. Проблемы возникают с положением общепризнанных норм и принципов международного права, особенно в тех случаях, когда об этом нет прямого указания в конституции. Что касается Конституции РФ, то она относит нормы и принципы международного права, а также нормы международных соглашений к своей правовой системе. Таким образом, в правовой системе России есть два блока норм: блок внутригосударственных норм и блок инкорпорированных норм международного права. Любые из них можно применять в РФ, причем если между нормами есть несоответствия, применяется норма международного права. Поэтому есть возможность их взаимодействия в правоприменительном процессе.

Следовательно, применение норм международного права во внутригосударственной сфере основывается на факте их инкорпорации во внутригосударственную правовую систему или систему национального права, в зависимости от положения конституции. Реализацию норм международного права во внутригосударственной сфере иногда называют имплементацией. При имплементации главным является вопрос о тех нормах международного права, которые можно применять на территории Российской Федерации. В преамбуле Закона о международных договорах написано о неукоснительном соблюдении Россией договорных и обычных норм, основополагающего принципа международного права - принципа добросовестного соблюдения международных обязательств. На это же указывает и одно из положений преамбулы Конституции РФ, в котором говорится, что многонациональный народ Российской Федерации принимает Конституцию, "осознавая себя частью мирового сообщества".

Принцип добросовестного соблюдения международных обязательств подразумевает, что государства должны принимать все меры для их соблюдения и реализации, а также имеют право требовать друг от друга исполнения этих обязательств. За нарушение международных обязательств могут последовать меры международно - правовой ответственности. Международные обязательства могут возникать не только из международных договоров, но и из общепризнанных норм и принципов международного права. Следует учитывать, что они обладают не меньшей, а иногда и большей юридической силой, чем нормы международных договоров.

Один из наиболее важных вопросов, с которым связан процесс реализации норм международного права, - какие именно договоры подлежат реализации на территории России. Как в Конституции РФ, так и в Законе о международных договорах говорится об опубликованных договорах. Если учитывать, что имплементация происходит главным образом на основании отсылочной нормы внутригосударственного права, то правоприменитель может применить нормы только опубликованных договоров, поскольку именно в этом случае можно презюмировать то, что ему известно, какие договоры заключены от имени государства и внесены в его правовую систему. Опубликование является общепризнанным основанием для применения нормативно - правовых актов.

В п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах записано, что положения официально опубликованных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно.

Непосредственное применение (действие) договоров иногда толкуется его противниками как сквозное, автоматическое, помимо воли государства действие норм международного права на его территории. Пожалуй, никто из сторонников прямого действия международных норм не имеет этого в виду. В силу суверенитета государства в его правовой системе юридическим значением обладают только те нормы, действие которых санкционировано им самим. В этом смысле непосредственное действие норм международного права во внутригосударственной сфере, как настаивают сторонники теории "трансформации", - это опосредованное действие нормы международного права во внутригосударственной сфере. Непосредственное действие норм международного права не означает их применения помимо национальной правовой системы.

В п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах подразумевается то, что ратифицированные и опубликованные договоры Российской Федерации разделяются на две категории в зависимости от порядка их реализации. Одни из них могут действовать непосредственно, а для осуществления положений других необходимо принятие внутригосударственного нормативно - правового акта. В ходе правоприменительной деятельности государственные органы могут прямо ссылаться на нормы договоров, относящихся к первой группе, и должны ссылаться на внутригосударственный нормативно - правовой акт во втором случае. Существует также мнение, что по смыслу п. 3 ст. 5 все договоры Российской Федерации делятся на две группы: 1) самоисполнимые, 2) несамоисполнимые .

Комментарий к Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации". М., 1996. С. 18.

Рассматривая вопрос о том, какие международные соглашения могут применяться на территории РФ, следует отметить тот факт, что в ст. 23 Закона о международных договорах говорится о возможности временного применения нератифицированных договоров, ратификация которых по законодательству Российской Федерации является обязательной. Такие договоры получили в юридической литературе название "временно самоисполнимые". Этой категории договоров уделяется крайне мало внимания. В российском законодательстве нет терминов "самоисполнимый договор" и "временно самоисполнимый договор". Тем не менее обозначаемые ими реалии существуют и применяются. Отличие временно самоисполнимого договора от исполнимого состоит прежде всего в том, что последний действует на основе акта его ратификации или изъявления государством согласия на обязательность его исполнения иным правомерным способом.

Временное применение заканчивается либо ратификацией, либо отказом от нее, в то время как устная договоренность о применении норм договора может быть и в том случае, когда договор не подлежит ратификации. Если временное применение предусмотрено в самом тексте договора, то отдельного решения об этом не принимается. Решение о подписании договора в этом случае включает в себя и решение о его временном применении, так как проект договора одобряется распоряжением президента или постановлением правительства. Если соглашение о временном применении договора оформляется отдельно, решение принимается тем же органом, который принял решение о подписании договора.

В настоящее время в международном праве существует тенденция к переходу дел, входивших во внутреннюю компетенцию государств, в сферу их общих интересов. Международное право регулирует и отношения негосударственного характера, в которых государство является лишь одним из участников либо не участвует совсем (например, обеспечение и защита прав человека). В результате этого международное и внутригосударственное право обладают схожими приоритетами. Однако это вовсе не означает наличия примата международного права, поскольку добросовестное выполнение государствами международных обязательств ни в коей мере не сопряжено с отказом от суверенитета или созданием "интернационального" права.

Для достижения своих целей обеим правовым системам необходимо координировать свои действия. Они выступают факторами взаиморазвития - в этом и состоит сущность их взаимодействия. Лучшим примером и доказательством этого является развитие системы прав и свобод человека, которое проходило и проходит как на национальном, так и на международном уровнях.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Взаимосвязь международного и национального права

Взаимосвязь международного и национального права — примеры

Пятый вопрос подготовки

О соотношении

В первую очередь нужно сказать о том, что и то и другое право может быть положено в основу регулирования общественных отношений. В России признаются и действуют права, источником которых является международный договор, подписанный РФ. Те или иные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией с подписанием договора, должны ей выполняться. А там, где есть какая-либо обязанность, есть и корреспондирующее ей право.

В качестве примера может подойти участие РФ в конвенциях. Возьмём к примеру конвенцию о соблюдении прав человека 1950 года (далее – Конвенция 1950). Так, Верховным судом РФ в 2013 году даже было издано специальное постановление, посвящённое этому документу.

О решениях иностранных судов

Кроме того, нужно сказать пару слов о решениях судов, находящихся за пределами России. Эти суды могут принимать решения, затрагивающие права и обязанности РФ. Например, упомянутый уже ЕСПЧ. Раньше эти решения исполнялись довольно споро, но дело Юкоса внесло некоторые изменения. Впоследствии они вылились в поправки к Основному закону страны.

Поправки в Конституцию РФ изменили позиции международных и иностранных судов (а точнее их решений) в РФ. Теперь, для приведения решения такого суда в исполнение, нужно проверить, а соответствует ли оно Основному закону России. А не противоречит ли оно основам публичного российского правопорядка. Этим с 2020 года занимается Конституционный суд РФ по запросу (ст. 104.5 1-ФКЗ о Конституционном суде). Теперь, выплата той или иной компенсации или пересмотр дела, на которые указывает ЕСПЧ станут возможны после решения КС РФ.

О действии норм

Международные и внутренние нормы одинаково закрепляют права и создают обязанности в России, действуя параллельно. Международная норма может дополнять национальную. Так, статья 4 Конвенции устанавливает запрет на рабство. Действующее российское законодательство такого запрета не содержит, что с успехом замещается Конвенцией. Исключение, пожалуй, составляет Конституция Чеченской республики, содержащая прямой запрет на нахождение в рабстве (ч. 1 ст 19). Но этот акт не распространяется на всю Федерацию и действует только на территории Чечни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что международные нормы в известной степени дополняют национальные. Однако, такое дополнение, конечно же, является односторонним. Национальное законодательство никоим образом не затрагивает права и обязанности лиц, не находящихся под юрисдикцией России. Так, нельзя заставить соблюдать внутреннее российское зак-во, допустим, иностранных граждан, находящихся на территории своей страны. При этом, граждане такой страны, находясь на территории РФ всё же попадают под российскую юрисдикцию.

Кроме того, лица, попавшие под уголовное преследование на территории РФ зачастую скрываются от него в других странах. На этот случай существует ряд соглашений, подписанных Россией, предполагающих выдачу скрывающихся за границей. Это ст. 44 Конвенции ООН против коррупции (2003 г.), ст. 16 Конвенции ООН против транснациональной оргпреступности (2000 г.) и другие. Эти нормы регулируют общие вопросы выдачи лиц, подозреваемых в совершении преступлений.

В качестве примера можно привести экстрадицию бывшего министра Московской области А. Кузнецова, переданного России Францией в 2019 г.

Перетекание

Так, согласно этому закону, м.д. действует непосредственно, т.е., сам по себе тогда, когда принимать внутреннюю норму для этого не нужно. В ином случае нужен правовой акт от органа российской власти.

Кроме того, международный договор может предусматривать обязательство внести правки в национальное зак-во. А может и не предусматривать. Так, к примеру, Договор о патентном праве от 2000 года, подписанный РФ и ещё 41м гос-вом, не обязывает участников изменять внутренние нормы. Следовательно, Договор действует непосредственно и определяет права и обязанности лиц, участвующих в этих правоотношениях. Российские суды принимают решения в соответствии с буквой самого Договора.

Напротив, соглашения с ВТО, в которых участвует РФ не являются самоисполнимыми. Они требуют издания внутренних НПА, что неоднократно отмечали российские суды. Это вытекает из нужды адаптировать данную м. норму к российским реалиям.

О взаимосвязи

Основным моментом во взаимосвязи международных норм и внутреннего зак-ва является, по всей видимости, необходимость учёта м. соглашений при принятии того или иного НПА. Сюда же можно отнести и уже упомянутое принятие новых внутренних норм. Так случилось с присоединением России к Конвенции по борьбе ВОЗ против табака. Закон о присоединении был подписан в 2008 году. Впоследствии изданы 15-ФЗ от 23.02.2013 г. о защите граждан от табачного дыма и другие акты.

Таким образом, часть норм, содержащихся в антитабачной Конвенции перетекли в законодательство РФ. В частности, запрет на продажу табака несовершеннолетним (ст. 16 Конвенции и ст. 20 15-ФЗ). Ранее закон в России прямо не запрещал продавать детям сигареты.

Кроме того, о взаимосвязи могут свидетельствовать и отсылки к международным нормам, содержащиеся в действующем российском зак-ве. В качестве иллюстрации можно привести ст. 1231 Гражданского кодекса РФ. Тут речь идёт о том, что в РФ действуют исключительные права, установленные разного рода конвенциями. Например, Всемирной конвенцией об авторском праве, где есть статья V, регламентирующая вопросы перевода произведений автора. Некоторые нормы, установленные этой статьёй в зак-ве РФ отсутствуют, но применяются, в силу ст. 1231 ГК РФ. Таким исключительным правом автора в ст. V является его согласие на перевод своего произведения. В ГК РФ указание на такое право отсутствует, но есть норма о правах переводчика (лица, осуществившего иную переработку произведения).

Следовательно, если возникнет спор о согласии автора на перевод, суду нужно будет руководствоваться не только ГК РФ, но и упомянутой Конвенцией.

О влиянии российских норм на международное право

В качестве примера Т.Е. Абова, М.М. Богуславский и А.Г. Светланова в своём комментарии к ГК приводят статью 14 Семейного кодекса РФ. Несмотря на отсутствие указания в этой статье на иностранный элемент, она прямо запрещает брак при определённых обстоятельствах. И применимое право тут, по всей видимости, значения не имеет.

В качестве итога

Приведённые выше примеры демонстрируют взаимосвязь, взаимовлияние и соотношение международного и национального права.

Ситуацию вокруг дела Arctic Sunrise и приговора Алексею Пичугину комментируют общественные деятели, журналисты, политологи, писатели, адвокат, арт-куратор и фотограф

Detailed_picture

© ИТАР-ТАСС

Елена Гонсалес

Дело в том, что я не вижу здесь противоречий. Я считаю, что внутренние интересы страны — в соблюдении международного права.

Роман Доброхотов

Россия признает верховенство международного права над национальным. Иначе и быть не может, потому что в противном случае договоры просто не будут исполняться и международное право потеряет всякий смысл. Точно так же конституция всегда важнее федерального закона, а законы субъектов, в свою очередь, не могут нарушать законы федеральные.

Александр Иличевский
Лев Лурье

Ну, знаете, пацан сказал — пацан сделал. Надо отвечать за базар, в том числе и за обещания, данные зарубежным партнерам. В Басковом переулке, откуда родом Владимир Владимирович, именно так и поступали. Если дал обещание подчиняться закону, то обманывать будет не по понятиям. Пичугина надо снова судить, решение международного трибунала по морскому праву — выполнять. Ну а если нас эти законы стесняют — потом открыто от них отказаться. Это было бы по-пацански.

Сергей Максимишин

Мне кажется, что внутренние интересы страны как раз и заключаются в том, чтобы соблюдать международное право. Если это идет вразрез с интересами страны, у России достаточно рычагов для того, чтобы законы международного права совершенствовать цивилизованным путем. Но, увы, обычно вразрез с международным правом идут не интересы России, а интересы правящей группы, узурпировавшей право формулировать государственные интересы.

Андрей Мальгин

Соблюдение норм международного права и подписанных страной международных обязательств как раз и отвечает внутренним интересам страны. Потому что международная изоляция этим интересам противоречит.

Игорь Мальцев
Александр Морозов
Александр Павлов
Ольга Романова
Роман Супер

Я как-то с детства убежден, что свобода человека, даже не самого приличного, не самого умного, не самого дисциплинированного, человека, чьи поступки могут быть спорными с точки зрения здравого смысла, — это и есть интересы страны, международное право, внешняя и внутренняя политика, основа государства и демократии, независимость судебной системы и вообще все, без чего по-хорошему нам нельзя обходиться.

Елена Фанайлова
Александр Чепарухин

продюсер, промоутер, издатель

Виктор Шендерович

Интересы страны не могут находиться в противоречии с международным правом — в противоречии с международным правом могут находиться интересы той или другой администрации. Причем чем наглее и преступнее администрация, тем больше она напирает на суверенитет, мы тут не первые. Ваш вопрос можно заострить парадоксальным образом: в интересах ли Германии Нюрнбергский процесс? Мой ответ: да.

Екатерина Шульман

Формулировка вопроса — хороший пример ложной дихотомии. Никакого противоречия между внутренними интересами страны и международным правом не существует. Интересы страны, что внутренние, что внешние, в конечном счете сводятся к тому, чтобы государство массово не поедало своих граждан, а граждане поменьше резали бы друг друга в частном порядке. Соблюдение норм международного права сильно этому способствует: оно включает государство в рамку общемировой правовой культуры и дает гражданам выход на внешний по отношению к родному государству источник правосудия. Каковы могут быть интересы, противоречащие соблюдению норм международного права? Повышение объема добычи шельфового газа? Боюсь, вряд ли. Изоляция от международного правового поля приведет не к тому, что, избавившись от посторонних приставаний, государство начнет о нас плотнее заботиться, а к тому, что при эскалации властного людоедства апеллировать станет не к чему и жаловаться некому. Дело Приразломной, к сожалению, не единственный прямо сейчас происходящий случай одностороннего отказа России от соблюдения своих международных правовых обязательств. 24 октября президиум Верховного суда отклонил представление собственного председателя Вячеслава Лебедева о возвращении на новое рассмотрение дела Алексея Пичугина. Дело должно было рассматриваться заново по решению ЕСПЧ, который нашел в процессе нарушения. Однако президиум ВС это проигнорировал, оставив приговор в силе. Правовой изоляционизм — опасная вещь. Мы не в том положении, чтобы пренебрегать любой страховкой, удерживающей нас от близкой бездны варварства.

Читайте также: