Нации и народы борющиеся за независимость как субъекты международного права

Обновлено: 17.06.2024

Анализ теории и практики международного права по этому вопросу свидетельствует о следующем:

1. Международная правосубъектность признается за участниками национально-освободительного движения. Именно такое понятие употребляется в рамках ООН. Термины „нация”, „народ” считаются такими, что трудно подлежат определению. А попытки определения или останутся тщетными, или могут только усилить международное напряжение.

2. Правосубъектность участника национально-освободительного движения по своей сути является переходной к государственной (конечная цель - создание независимого государства). В основе правосубъектности является принцип преемственности политического образования: государство после обретения независимости обязана придерживаться обязательств, которые она взяла на себя в правовых актах, принятых к независимости.

3. Правосубъектность народа, нации, которые борются за создание независимого государства, имеет переходный, временный характер. С прекращением такой борьбы меняется статус ее участника. В процессе борьбы на нацию, народ, которые ее ведут, распространяются все права и обязанности участника международного конфликта, то есть принципы и нормы международного гуманитарного права, права вооруженных конфликтов и т.п. За такими субъектами признается право вступать в правовые отношения, в частности заключать международные соглашения с другими государствами или другими сторонами, которые воюют или которые восстали.

5. Нации, народы, которые борются за создание независимого государства, не являются универсальными (как государство) субъектами международного права. Они могут быть участниками только тех правоотношений, которые возникают на основе принципа самоопределения.

6. Международно-правовой субъектностью обладает не только нация (народ), которая борется за независимое государство, а каждая, в частности, даже и те, которые уже завоевали эту независимость. Если борьба за независимость государства завершается актом провозглашения незаможності, то необходимо правосубъектность продолжать на неких других принципах, нежели борьба за независимое государство.

Каждый народ имеет право на отношения с другими субъектами международного права. Осуществляет он это право через государство, а в случае отсутствия государственности - через органы квазигосударственного характера. Это же правило вытекает из права народа заключать международные договоры и реализовывать их, получать защиту и помощь от других субъектов международного права и др.

б) международных организаций;

В отечественной науке на сегодня преобладает признание за международными организациями свойств субъекта международного права. Эта правосубъектность вторичная. Международные организации обладают правосубъектностью в пределах, установленных международными соглашениями - учредительными актами этих организаций.

Международные организации обладают специальной международной правосубъектностью. Специальная правосубъектность международных организаций является функциональной, поскольку определяется их функциями. Как правило, предел правосубъектности международных организаций указывается в их учредительных актах.

Кроме специфических прав и обязанностей международных организаций, их учредительные акты и формулируют общие типичные права и обязанности - составляющие международной правосубъектности. Это: а) право заключать договоры с государствами и международными организациями; б) право признание государств и правительств (через прием в организацию); в) право на сотрудничество с субъектами международного права и др.

Права и обязанности международной организации как субъекта международного права не следует путать с ее правами и обязанностями как юридического лица: а) право заключать контракты, договоры найма; б) право на приобретение движимого и недвижимого имущества и распоряжаться им; в) право заключать договоры об аренде; г) право быть стороной в судебном расследовании и др.

Международные организации не могут быть стороной в деле, которое рассматривает Международный Суд ООН. На их запросы Суд дает лишь консультативные заключения. Международные организации не осуществляют юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на территории расположения организации. Это - функция государства пребывания организации, которая в то же время не может без согласия Генерального секретаря Организации проводить обыски, аресты и т. п. в пределах расположения организации.

Для международных организаций характерно одностороннее представительство; они, как правило, не посылают своих представителей в государства-члены (исключение составляет практика деятельности ООН, ОБСЄ и миссии некоторых других организаций).

Пятьдесят государств, составляя значительную большинство членов международного общения, имеют возможность в соответствии с международного права создавать организацию, которая владеет объективной международной правосубъектностью, а не только правосубъектностью, которую признают только они. Подтверждением тому является заключение международной организацией соглашения с государствами, которые не являются ее членами.

Международные организации делятся на межправительственные (ММУО) и неправительственные (МНПО).

Наиболее полно урегулированы международно-правовой статус ММУО, членами которых являются государства. Деятельность МНПО регулируется международным правом частично. Так, наиболее широкий международно-правовой статус имеет Международный комитет Красного Креста в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов. Взаимоотношения ММУО и МНПО урегулирован так называемым консультативным статусом, который устанавливается для каждой ММУО отдельно. На региональном уровне было принято Европейскую конвенцию о признании правосубъектности МНПО от 24 апреля 1986 г.

г. Державоподібні образования.

Сегодня к государствоподобных образований принадлежит только центр католической церкви - Ватикан, - международно-правовой статус которого определяется Латеранськими соглашениями с Италией от 11 февраля 1929 г., что были пересмотрены 18 февраля 1984 г. Ватикан является членом МАГАТЭ, имеет статус наблюдателя при ООН и ее специализированных учреждениях, его представители (нунції) имеют дипломатические иммунитеты и привилегии (Украина установила дипломатические отношения с Ватиканом 8 февраля 1992 г.)

г) физических лиц;

Вопросы международной правосубъектности физического лица является одним из наиболее дискуссионных в современной науке международного права. До середины XX в. большинство ученых считали, что правосубъектность индивида полностью поглощается правосубъектностью государства, гражданином которого он является. Начиная с принятия 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека научное направление по признание международной правосубъектности человека приобретает все большее распространение. В советской доктрине признание человека субъектом международного права рассматривался как попытка вмешательства во внутренние дела государства. Такие взгляды местами сохранились и в отечественной науке международного права.

Международная практика все чаще доказывает, что индивид имеет международные права и обязанности. На основании многих международно-правовых актов по правам человека физическое лицо имеет право обращаться в внесудебные (Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека и др.) и судебные (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека) международные органы за защитой своих прав. Физическое лицо может нести международную уголовную ответственность за совершение международных преступлений.

Конечно, определенные в многочисленных международно-правовых актах по правам человека права и свободы физических лиц является, прежде всего, проявлением суверенной воли государств. Но для международной правосубъектности существенным является не то, кем разработаны права и обязанности, а их суть. Скажем, обязанности физических лиц не прибегать к пиратства, не использовать незаконно флаг вытекали из международных обычаев, которые лишь в 1982 г. были кодифицированы в конвенциях. За преступления против мира, против человечности ответственность в уставе Международного военного трибунала (Нюрнберг) было предусмотрено уже после их совершения. Ответственность за воздушное пиратство и похищение самолетов предусмотрена целой системой международных конвенций.

д) транснациональных компаний.

Сегодня ТНК, в которых доля внутрифирменной торговли составляет более трети мировой торговли решают не только экономические, но и принципиальные политические вопросы международного сотрудничества. Государственные мятежи, экономические кризисы в странах, объявления платежной несостоятельности, банкротства и т.д. часто является результатом, выполненным на заказ определенной ТНК.

В то же время ТНК, не обремененные бюрократическими структурами, достаточно оперативно могут решить как собственные, так и государственные проблемы. Благодаря собственным капиталам и технологиям они способны поднять экономику даже тех стран, которым не смогло помочь межгосударственное сотрудничество. Проблемы долгов развивающихся стран, сегодня решить практически невозможно без участия ТНК.

Попытки регулировать деятельность ТНК осуществляются как отдельными государствами, так и группами государств и через международные организации. Общим положением является принцип, закрепленный в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции и принимать меры для того, чтобы такая деятельность не противоречила ее законам, нормам, постановлениям и отвечала ее экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела государства, что ее принимает. В последнем заявлении сторонники международно-правовой субъектности ТНК видят прямое для них международно-правовое обязательство. Но такие утверждения вызывают сомнения. Значительное большинство международных документов, принятых государствами и межгосударственными организациями относительно статуса и деятельности ТНК, имеют рекомендательный характер. А тому из них нельзя выводить юридические права или обязанности.

Однако, по мнению большинства ученых эти и подобные им права далеки от прав, присущих института международной правосубъектности. Следовательно, вывод может быть только один: транснациональные компании не являются субъектами международного права.

Борьба наций и народов за образование собственного независимого государства является законной в соответствии с международным правом и Уставом ООН. Это вытекает из права наций на самоопределение — одного из важнейших международно-правовых принципов.

Среди субъектов международного права особое место занимают нации и народы. Однако не все народы и нации обладают международной правосубъектностью. Как следует из международной практики, только нации и народы, находящиеся в колониальной зависимости, борющиеся за свою независимость в целях образования своего государства, могут претендовать на признание за ними международной правосубъектности.

Борьба народов (наций) за образование собственных независимых государств законна в любой форме — мирной и немирной, в том числе и в форме национально-освободительной войны. Более того, насильственное воспрепятствование осуществлению права на самоопределение, сохранение колониализма в любых формах — старых (в виде всякого рода прямого колониального владения, оккупации, протекторатов и т.п.) и новых — в форме неоколониализма (неравноправных договоров, кабальных займов и кредитов, иного иностранного контроля) — несовместимы с международным правом.

В ходе национально-освободительной борьбы народы могут создавать свои руководящие органы, осуществляющие законодательные и исполнительные функции и выражающие суверенную волю наций. В таких случаях борющиеся нации становятся участниками международно-правовых отношений, субъектами международного права, которые осуществляют свои международные права и обязанности через упомянутые органы. Такими были, например, Фронт национального освобождения Алжира, Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), Фронт освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО), Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО). Такой является Организация освобождения Палестины (ООП).

Основная задача международной правосубъектности НБН заклю­чается в определении правового статуса борющейся нации, в осущест­влении контроля международного права над национально-освободи­тельным движением. Международная правосубъектность НБН впервые проявилась в годы Первой мировой войны, во время распада Австро-Венгерской, Российской и Османской империй. Далее между­народная правосубъекность НБН была признана в период Второй мировой войны. Наибольшее число таких субъектов действовало в меж­дународном общении в период массового крушения колониальной системы. В современном мире значение международной правосубъектности НБН состоит в том, что это право каждого народа, строящее свою государственность, самостоятельно, без вмешательства извне, определять свой внутренний и внешний политический статус.

Способность иметь международные права и обязанности и способность их самостоятельно осуществлять органически связаны между и составляют международную правосубъектность НБН. НБН обладают всеми элементами международной правосубъектности: пра­вом участвовать в заключении международных соглашений, быть чле­ном международных организаций, иметь свои официальные предста­вительства в других государствах, участвовать в работе международ­ных конференций. Основное международное правомочие народа борющегося за создание собственного государства, — это междуна­родная договорная правоспособность. От имени нации при заключе­нии международного договора или присоединении к нему выступают представители национально-освободительного движения.

Одно из наиболее важных правомочий НБН — это право на между­народную защиту и поддержку со стороны других государств, право непосредственно предъявлять претензии в международные органы. В международных организациях и на международных конференциях НБН обычно имеют статус наблюдателей.

Основная проблема международной правосубъектности НБН — необходимость признания нации в качестве субъекта международного права. В современном международном праве отсутствует нормативное международно-правовое регулирование этого вопроса

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Понятие и сущность международной правосубъектности наций и народов

Международная правосубъектность – это совокупность обязанностей и прав субъектов международного права, которые предусмотрены непосредственно нормами международного права.

В системе международных отношений международная правосубъектность народов и наций чаще всего связывается с их национально-освободительной борьбой в попытке создания собственной государственности.

Правосубъектность наций и народов определяется наличием у них определенных международных прав и обязанностей, а также способности самостоятельно их осуществлять. В контексте международных отношений эти способности имеют свою особую специфику, которая отличает международную правосубъектность народов и наций от международной правосубъектности государств.

Народы и нации в своей борьбе за создание независимых государств способны принимать участие в международных отношениях лишь в той части, которая непосредственно касается вопросов реализации прав народов и наций на самоопределение. Соответственно народам и нациям в системе международных отношений предоставляются основные права, включая:

  • право присоединения к многосторонним международным соглашениям;
  • право заключения международных договоров с государствами, международными организациями и иными народами, реализующими свой национальный суверенитет.

В случае присоединения народа или нации к международным договорам или при их заключении от имени народа или нации обычно выступают органы, которые будучи сложившимися в период борьбы за независимость их представляют. В роли таких органов могут выступать:

  • временное правительство;
  • фронт национального освобождения;
  • руководство политической партии, которая пользуется поддержкой большей части населения и т.п.

Одним из основополагающих прав народов и наций в системе международных отношений выступает право международно-правовой защиты и получения поддержки от иных субъектов международного права. Не менее важную роль имеет право народов и наций на самоопределение. Применительно к каждому народу оно раскрывается сквозь призму его национального суверенитета. Таким образом, каждому народу присуще суверенное право на независимое государственное существование, самостоятельность в достижении государственности и свободу выбора путей своего развития.

Готовые работы на аналогичную тему

Если нации и народы наделены правом самоопределения, это значит, что на все государства накладывается обязанность уважать это право. Помимо прочего обязанность эта охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых в роли субъекта выступает непосредственно нация или народ.

Основанием международной правосубъектности выступает само право народов и наций на самоопределение, которое самым тесным образом связано с их национальным суверенитетом.

Проявление международной правосубъектности наций и народов

Исторически международная правосубъектность наций и народов чаще всего свое проявление находила во времена крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. Отдельные ее проявления можно встретить и сегодня.

В современном мире абсолютному большинству ранее колониальных народов удалось добиться своей независимости. Тем не менее, конфликты на данной почве все еще периодически возникают. Сегодня значение принципа самоопределенности подчеркивается правом каждого народа, выстроившего свою государственность, на определение внутреннего и внешнего политического статус без вмешательств извне и осуществление по собственному усмотрению политического, экономического, социального и культурного развития. В том же случае, если речь идет о самоопределении отдельных наций и народов в рамках самостоятельного государства, решение вопроса должно опираться на конкретные обстоятельства в контексте основных принципов международного права, взаимосвязанных друг с другом.

Говоря о проявлении международной правосубъектности, следует помнить, что реализация одним народом в рамках национального суверенного государства своего самоопределения не должна нарушать права прочих его народов. Следует помнить, что самоопределение наций и народов, не обладающих какой-либо государственностью, отличается от самоопределение наций и народов, этой государственности уже достигших. В первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом в то время как во втором случае народом уже реализовано его право на самоопределение, а его национальный суверенитет изыскивает защиту среди государства, также выступающего самостоятельным субъектом международного права.

Стоит отметить, что самоопределение народа или нации внутри многонационального государства само по себе еще не предполагает обязательного отделения и формирования собственного самостоятельного государства.

Основы международной правосубъектности наций и народов, ведущих борьбу за независимость

Правосубъектность народов и наций, ведущих борьбу за свою независимость, имеет объективный характер, поскольку существует вне зависимости от чье-либо воли. Принцип самоопределения считается одним из ключевых принципов международного права, а само его становление приходится на конец XIX – начало ХХ вв. Свое окончательное закрепление право народов и наций на самоопределение получило после принятия Устава Организации Объединенных Наций.

Современная система международного права сдержит в себе нормы, которые непосредственно подтверждают правосубъектность борющихся наций. При этом считается, что нация или народ должны иметь догосударственную форму организации.

Нация или народ, борющиеся за независимость, вступает с государством, контролирующим территорию, в определенные правоотношения. При этом различают два типа прав, которыми обладает нация (рисунок 1).

Рисунок 1. Типы прав борющейся нации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первые вытекают из национального, а вторые – из государственного суверенитета. В целом же суверенитет народа или нации, борющихся за независимость, не зависит от признания ее в качестве субъекта международного права другими акторами.

Анализ теории и практики международного права по этому вопросу свидетельствует о следующем:

1. Международная правосубъектность признается за участниками национально-освободительного движения. Именно такое понятие употребляется в рамках ООН. Термины „нация”, „народ” считаются такими, что трудно подлежат определению. А попытки определения или останутся тщетными, или могут только усилить международное напряжение.

2. Правосубъектность участника национально-освободительного движения по своей сути является переходной к государственной (конечная цель - создание независимого государства). В основе правосубъектности является принцип преемственности политического образования: государство после обретения независимости обязана придерживаться обязательств, которые она взяла на себя в правовых актах, принятых к независимости.

3. Правосубъектность народа, нации, которые борются за создание независимого государства, имеет переходный, временный характер. С прекращением такой борьбы меняется статус ее участника. В процессе борьбы на нацию, народ, которые ее ведут, распространяются все права и обязанности участника международного конфликта, то есть принципы и нормы международного гуманитарного права, права вооруженных конфликтов и т.п. За такими субъектами признается право вступать в правовые отношения, в частности заключать международные соглашения с другими государствами или другими сторонами, которые воюют или которые восстали.

5. Нации, народы, которые борются за создание независимого государства, не являются универсальными (как государство) субъектами международного права. Они могут быть участниками только тех правоотношений, которые возникают на основе принципа самоопределения.

6. Международно-правовой субъектностью обладает не только нация (народ), которая борется за независимое государство, а каждая, в частности, даже и те, которые уже завоевали эту независимость. Если борьба за независимость государства завершается актом провозглашения незаможності, то необходимо правосубъектность продолжать на неких других принципах, нежели борьба за независимое государство.

Каждый народ имеет право на отношения с другими субъектами международного права. Осуществляет он это право через государство, а в случае отсутствия государственности - через органы квазигосударственного характера. Это же правило вытекает из права народа заключать международные договоры и реализовывать их, получать защиту и помощь от других субъектов международного права и др.

б) международных организаций;

В отечественной науке на сегодня преобладает признание за международными организациями свойств субъекта международного права. Эта правосубъектность вторичная. Международные организации обладают правосубъектностью в пределах, установленных международными соглашениями - учредительными актами этих организаций.

Международные организации обладают специальной международной правосубъектностью. Специальная правосубъектность международных организаций является функциональной, поскольку определяется их функциями. Как правило, предел правосубъектности международных организаций указывается в их учредительных актах.

Кроме специфических прав и обязанностей международных организаций, их учредительные акты и формулируют общие типичные права и обязанности - составляющие международной правосубъектности. Это: а) право заключать договоры с государствами и международными организациями; б) право признание государств и правительств (через прием в организацию); в) право на сотрудничество с субъектами международного права и др.

Права и обязанности международной организации как субъекта международного права не следует путать с ее правами и обязанностями как юридического лица: а) право заключать контракты, договоры найма; б) право на приобретение движимого и недвижимого имущества и распоряжаться им; в) право заключать договоры об аренде; г) право быть стороной в судебном расследовании и др.

Международные организации не могут быть стороной в деле, которое рассматривает Международный Суд ООН. На их запросы Суд дает лишь консультативные заключения. Международные организации не осуществляют юрисдикции в отношении преступлений, совершенных на территории расположения организации. Это - функция государства пребывания организации, которая в то же время не может без согласия Генерального секретаря Организации проводить обыски, аресты и т. п. в пределах расположения организации.

Для международных организаций характерно одностороннее представительство; они, как правило, не посылают своих представителей в государства-члены (исключение составляет практика деятельности ООН, ОБСЄ и миссии некоторых других организаций).

Пятьдесят государств, составляя значительную большинство членов международного общения, имеют возможность в соответствии с международного права создавать организацию, которая владеет объективной международной правосубъектностью, а не только правосубъектностью, которую признают только они. Подтверждением тому является заключение международной организацией соглашения с государствами, которые не являются ее членами.

Международные организации делятся на межправительственные (ММУО) и неправительственные (МНПО).

Наиболее полно урегулированы международно-правовой статус ММУО, членами которых являются государства. Деятельность МНПО регулируется международным правом частично. Так, наиболее широкий международно-правовой статус имеет Международный комитет Красного Креста в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. о защите жертв вооруженных конфликтов. Взаимоотношения ММУО и МНПО урегулирован так называемым консультативным статусом, который устанавливается для каждой ММУО отдельно. На региональном уровне было принято Европейскую конвенцию о признании правосубъектности МНПО от 24 апреля 1986 г.

г. Державоподібні образования.

Сегодня к государствоподобных образований принадлежит только центр католической церкви - Ватикан, - международно-правовой статус которого определяется Латеранськими соглашениями с Италией от 11 февраля 1929 г., что были пересмотрены 18 февраля 1984 г. Ватикан является членом МАГАТЭ, имеет статус наблюдателя при ООН и ее специализированных учреждениях, его представители (нунції) имеют дипломатические иммунитеты и привилегии (Украина установила дипломатические отношения с Ватиканом 8 февраля 1992 г.)

г) физических лиц;

Вопросы международной правосубъектности физического лица является одним из наиболее дискуссионных в современной науке международного права. До середины XX в. большинство ученых считали, что правосубъектность индивида полностью поглощается правосубъектностью государства, гражданином которого он является. Начиная с принятия 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека научное направление по признание международной правосубъектности человека приобретает все большее распространение. В советской доктрине признание человека субъектом международного права рассматривался как попытка вмешательства во внутренние дела государства. Такие взгляды местами сохранились и в отечественной науке международного права.

Международная практика все чаще доказывает, что индивид имеет международные права и обязанности. На основании многих международно-правовых актов по правам человека физическое лицо имеет право обращаться в внесудебные (Комитет по правам человека, Комиссия по правам человека и др.) и судебные (Европейский суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека) международные органы за защитой своих прав. Физическое лицо может нести международную уголовную ответственность за совершение международных преступлений.

Конечно, определенные в многочисленных международно-правовых актах по правам человека права и свободы физических лиц является, прежде всего, проявлением суверенной воли государств. Но для международной правосубъектности существенным является не то, кем разработаны права и обязанности, а их суть. Скажем, обязанности физических лиц не прибегать к пиратства, не использовать незаконно флаг вытекали из международных обычаев, которые лишь в 1982 г. были кодифицированы в конвенциях. За преступления против мира, против человечности ответственность в уставе Международного военного трибунала (Нюрнберг) было предусмотрено уже после их совершения. Ответственность за воздушное пиратство и похищение самолетов предусмотрена целой системой международных конвенций.

д) транснациональных компаний.

Сегодня ТНК, в которых доля внутрифирменной торговли составляет более трети мировой торговли решают не только экономические, но и принципиальные политические вопросы международного сотрудничества. Государственные мятежи, экономические кризисы в странах, объявления платежной несостоятельности, банкротства и т.д. часто является результатом, выполненным на заказ определенной ТНК.

В то же время ТНК, не обремененные бюрократическими структурами, достаточно оперативно могут решить как собственные, так и государственные проблемы. Благодаря собственным капиталам и технологиям они способны поднять экономику даже тех стран, которым не смогло помочь межгосударственное сотрудничество. Проблемы долгов развивающихся стран, сегодня решить практически невозможно без участия ТНК.

Попытки регулировать деятельность ТНК осуществляются как отдельными государствами, так и группами государств и через международные организации. Общим положением является принцип, закрепленный в Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст. 2): каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах своей национальной юрисдикции и принимать меры для того, чтобы такая деятельность не противоречила ее законам, нормам, постановлениям и отвечала ее экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела государства, что ее принимает. В последнем заявлении сторонники международно-правовой субъектности ТНК видят прямое для них международно-правовое обязательство. Но такие утверждения вызывают сомнения. Значительное большинство международных документов, принятых государствами и межгосударственными организациями относительно статуса и деятельности ТНК, имеют рекомендательный характер. А тому из них нельзя выводить юридические права или обязанности.

Однако, по мнению большинства ученых эти и подобные им права далеки от прав, присущих института международной правосубъектности. Следовательно, вывод может быть только один: транснациональные компании не являются субъектами международного права.

Читайте также: