Начало какому важному событию было положено в кровавое воскресенье

Обновлено: 19.04.2024

09

9 (22) января началось массовое народное движение, вошедшее в историю как первая русская революция. Событие это потрясло современников. Ведь впервые после восстания декабристов на улицах города развернулись настоящие боевые действия. Революция стала следствием глубокого системного кризиса, охватившего страну. Причиной кризиса стали не решенные реформой 1861 года аграрные проблемы, отсутствовали полноценные гарантии прав и свобод граждан, серьезными потрясениями грозил империи национальный вопрос. Разрушив прежние институты, реформаторы не создали прочной базы для развития гражданского общества. Переходный период опасно затянулся. К началу XX века чуткие наблюдатели предвидели грядущие потрясения.

Всё ли спокойно в народе?

- Нет. Император убит.

Кто-то о новой свободе

На площадях говорит.

- Все ли готовы подняться?

- Нет. Каменеют и ждут.

Кто-то велел дожидаться:

Бродят и песни поют.

(А.Блок, 3 марта 1903)

И не случайно русские марксисты постоянно искали путей для сближения с движением рабочих, пытаясь использовать пролетариат как мощную силу в политической борьбе. И хотя на первых порах попытки эти были, в общем, малоуспешными, правящие круги они встревожили не на шутку. В конце 1890-х годов Заведующий московским охранным отделением Сергей Зубатов, сам в молодости отдавший дань увлечения радикальными теориями, выступил с идеей организации легальных рабочих организаций, которые будут вести чисто экономическую борьбу с предпринимателями. По мнению Зубатова, правительство, занимая позицию арбитра, могло бы в определенных случаях помочь в осуществлении законных требований рабочих: ведь самодержавная власть призвана заботиться прежде всего об интересах народа! Такая политика, в свою очередь, укрепит преданность рабочих императорской власти. Идеи мастера сыска вовсе не выглядели утопией. 19 февраля 1902 года в Москве прошла массовая рабочая демонстрация с участием 30 тыс. человек. Такой успех и не снился деятелям революционного движения! Но демонстранты не провозглашали революционных лозунгов, не несли красных знамен. Они возложили на Красной площади венок к монументу Царя- Освободителя.

Г.А.Гапон

На этом фоне и произошел конфликт на Путиловском заводе. Несколько членов гапоновской организации в начале января 1905 г. были уволены, на уступки администрация не шла, и вскоре локальный конфликт вылился в забастовку, к которой примкнуло большинство заводов и фабрик столицы. Кто мог выступить арбитром? Конечно, носитель идеи высшей справедливости, защитник сирых и убогих – царь. Только теперь к самодержцу обращалась не либеральные земцы и интеллигенция, а рабочие. Гапон, вынашивавший идею петиции с весны 1904 года, использует опыт либералов. Если образованные люди: земские деятели, адвокаты, врачи могут обращаться к верховной власти, то почему бы это же не сделать и самим рабочим?

Текст петиции рабочих

Ну а власть, что же могла сделать она для предотвращения катастрофы? Принять требования рабочих (а в петиции содержалась не только радикальная и явно неисполнимая программа широких социальных реформ, но и призыв провести выборы в Учредительное собрание, равносильное упразднению императорской власти) она не могла. И в то же время власть не была готова к решительным действиям, которые, хотя бы ценою малой крови, могли бы предотвратить бедствие. Почему?

Источником власти являлся самодержец. Царю, и только ему подчинялись министры, во многом не солидарные между собой. Министр внутренних дел знал о приближающейся отставке и влиянием не пользовался и никаких решительных шагов для предотвращения катастрофы не предпринимал, градоначальник Иван Фуллон, один из инициаторов создания гапоновской организации до последнего наивно полагал, что контролирует ситуацию в столице. Он поверил честному слову Гапона, что никаких антиправительственных намерений у рабочих нет. А номинальный глава правительства Сергей Витте разводил руками и жаловался на свое бессилие, намекая, что ответственность за грядущую катастрофу несет исключительно самодержец. А царь? Накануне грозных событий он удалился в Царское Село, в сущности отказавшись взять на себя какую-либо политическую ответственность.

Священник Гапон и градоначальник Фуллон

Священник Гапон и градоначальник Фуллон

Вечером 7 января в городе появились войска, но военное положение в городе не вводилось. Правда, утром 8 января было напечатано объявление градоначальника, предостерегавшее от участия в массовых беспорядках. Но ведь рабочие шли не на политическую демонстрацию, а на встречу с монархом. Объявление воспринималось как направленное против всякого рода революционных и оппозиционных выступлений интеллигенции. Да и полицейская власть на местах считала дозволенным и законным крестный ход, в форме которого проходила рабочая манифестация. Во главе нарвской колонны шел помощник пристава Жолкевич и околоточный Шорников. Оба были убиты. Таким образом, трагедия 9 января стала не следствием чьей-то злой воли, но вызвана архаичной системой управления, системой коллективной безответственности. которая затем, уже вследствие революции, была частично реформирована. Но успех реформ во многом зависит и от того, насколько доверяет народ своему правительству. Своеобразие российской системы управления выражалось в том, что народ видел в царе воплощение правды и справедливости. 9 января эта вера была разрушена.

Могилы жертв 9 января

Могилы жертв Кровавого воскресенья

Солдаты у Нарвских ворот накануне 9 января

Легальные профсоюзы

Ни в чём не повинных людей, ставших жертвами решений представителей государственной власти, в России было много и до 9 января 1905 года. На Сенатской площади в декабре 1825-го погибли сотни случайных зевак, в мае 1896-го тысячами трупов закончилась давка на Ходынском поле. Январская демонстрация 1905 года обернулась расстрелом целых семей, которые шли к царю с просьбой защитить их от произвола чиновников и капиталистов. Приказ стрелять в безоружных людей стал толчком к первой русской революции. Но главным необратимым последствием трагедии стало то, что бессмысленное убийство уничтожило веру в царя и стало прологом для изменения государственного строя России.


Священник написал новый устав общества, резко ограничивающий вмешательство полиции в его внутренние дела. Залогом успеха Гапон считал принцип рабочей самодеятельности. По новому уставу Гапон, а не полиция контролировал всю деятельность общества. Устав был лично одобрен министром внутренних дел Вячеславом Плеве. В итоге Георгий Гапон абсолютно официально стал посредником между рабочими и правительством, и выступил гарантом лояльности рабочего класса к государственной политике.

Забастовки в Петербурге


Петиция к царю

Сенатская площадь 14 декабря 1825 года. Рисунок Кольмана из кабинета графа Бенкендорфа в Фалле.

Помимо жалоб и эмоций в тексте перечислялись конкретные политические и экономические требования: амнистии, повышения зарплаты, постепенной передачи земли народу, политических свобод и созыва Учредительного собрания.

С самого начала забастовки в министерстве внутренних дел считали, что влияние, которое имеет на рабочих священник Гапон, удержит их от противозаконных действий. Но 7 января правительству стало известно о содержании петиции. Политические требования возмутили чиновников. Никто не ожидал, что движение примет такой серьёзный оборот. Царь спешно покинул Петербург.


Расстрел демонстрации

Обряд казни на Семеновском плацу

Накануне шествия состоялось правительственное совещание, где обсуждались варианты развития событий. Одни чиновники призывали не допускать митингующий народ на Дворцовую площадь, напоминая, чем закончилась трагедия на Ходынке, другие предлагали разрешить подойти к дворцу только избранной депутации. В итоге было решено расставить на окраинах города заставы из воинских подразделений и не пускать людей в центр города, а на случай прорыва - разместить войска на Дворцовой площади.

Организаторы шествия, хотя и были готовы к кровопролитию, в последний момент решили предупредить власть о мирном характере шествия. Присутствовавший на собрании Максим Горький предложил послать депутацию к министру внутренних дел. Но время было упущено, Петр Святополк-Мирский также покинул город, уехав в Царское село к царю.

Утром 9 января больше 100 тысяч человек из нескольких рабочих районов Петербурга - Нарвской и Невской заставы, Выборгской и Петербургской стороны, с Васильевского острова – начали двигаться к Дворцовой площади. По плану Гапона, колонны должны были преодолеть заставы на окраинах города и к двум часам дня соединиться на Дворцовой площади. Для придания шествию характера крестного хода рабочие несли хоругви, кресты, иконы и портреты императора. Во главе одного из потоков шёл священник Гапон.


Первая встреча шествия с правительственными войсками произошла у Нарвских триумфальных ворот. Несмотря на оружейные выстрелы, толпа под призывы Гапона продолжала двигаться вперёд. По митингующим стали стрелять прицельным огнём. К 12 часам дня было разогнано шествие на Петроградской стороне. Отдельные рабочие перебирались по льду через Неву и мелкими группами проникали в центр города, где их также встречали вооруженные солдаты. Начались столкновения на Дворцовой площади, на Невском проспекте и в других частях города.


Бессмысленное убийство людей послужило толчком к первой русской революции. Она стала самой долгой в истории России и закончилась ограничением самодержавия и серьёзными либеральными реформами. По её итогам Россия, как казалось тогда многим, закономерно и прочно, как и почти все европейские страны, встала на путь парламентаризма. На самом деле, в те дни был запущен маховик революционной энергии, бесповоротно изменивший государственный строй в нечто совершенно далёкое от правового демократического государства.


Собравшихся для того, чтобы подать петицию или письменное прошение, своего рода челобитную, своему царю Николаю Второму.

Вот она, эта петиция. Текст ее впечатляет и его не мешало бы знать нынешним Российским либералам, уверяющих нас, что дореволюционная Россия была райским уголком для ее граждан.


Петиция рабочих и жителей Петербурга
для подачи Николаю II
9 января 1905 г.

Выверено по изданию: Государство российское, власть

С древнейших времен до наших дней. Сборник документов.

Под ред. Ю.С.Кукушкина. М., Изд-во Моск. университета, 1996.

Мы, рабочие и жители города С.-Петербурга разных сословий,

наши жены, и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, Государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам, которые должны терпеть свою горькую участь и молчать. Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, Государь. Настал предел терпению. Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не

начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы не многого просили, мы желали только того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука. Первая наша просьба была, чтобы наши хозяева вместе с нами обсудили наши нужды. Но в этом нам отказали, – нам отказали в праве говорить о наших нуждах, что такого права за нами не признает закон.

Незаконны также оказались наши просьбы:

число рабочих часов уменьшить до 8 в день;

устанавливать цену на нашу работу вместе с нами и с нашего согласия;

рассматривать наши недоразумения с низшей

увеличить чернорабочим и женщинам платуза их труд до 1 руб. в день;

отменить сверхурочные работы; лечить нас внимательно и без оскорблений;

устроить мастерские так, чтобы в них можно было работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.

Все оказалось, по мнению наших хозяев и фабрично-заводской 2

администрации, противозаконно, всякая наша просьба

преступление, а наше желание улучшить наше положение – дерзость, оскорбительная для них.

Государь, нас здесь многие тысячи, и все это люди только по

виду, только по наружности, – в действительности же за нами, равно как и за всем русским народом, не признают ни одного человеческого права, ни даже права говорить, думать, собираться, обсуждать нужды, принимать меры к улучшению нашего положения. Нас поработили, и поработили под покровительством твоих чиновников, с их помощью, при их содействии.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту

интересов рабочего класса и народа, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку. Карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть забитого, бесправного, измученного человека – значит совершить тяжкое преступление

Весь народ рабочий и крестьяне отданы на произвол чиновничьего правительства, состоящего из казнокрадов и грабителей, совершенно не только не заботящегося об интересах народа, но попирающего эти интересы. Чиновничье правительство довело страну до полного разорения, навлекло на нее позорную войну и все дальше и дальше ведет Россию к гибели.

Мы, рабочие и народ, не имеем никакого голоса в расходовании взимаемых с нас огромных поборов. Мы даже не знаем, куда и на что деньги, собираемые с обнищавшего народа, уходят. Народ лишен возможности выражать свои желания, требования, участвовать в установлении налогов и расходовании их.

Рабочие лишены возможности организовываться в союзы для защиты своих интересов.

Государь! Разве это согласно с божескими законами, милостью

которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть, – умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты – эксплуататоры рабочего класса и чиновники – казнокрады и грабители русского народа. Вот, что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения.

Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

Взгляни без гнева, внимательно на наши просьбы: они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь! Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения.

Россия слишком велика, нужды ее слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо народное представительство, необходимо, чтобы сам народ помогал себе и управлял собой. Ведь ему только и известны истинные его нужды. Не отталкивай его помощь, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от всех сословий, представителей и от рабочих.

Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и чиновник, и священник, и доктор, и учитель, – пусть все, кто бы они ни были, изберут своих представителей. Пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания – и для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Это самая главная наша просьба, в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших больных ран, без которого эти раны сильно будут сочиться и быстро двигать нас к смерти. Но одна мера все же не может залечить наших ран. Необходимы еще и другие, и мы прямо и открыто, как отцу, говорим тебе,

Государь, о них от лица всего трудящегося класса России.

1.Меры против невежества и бесправия русского народа.

1) Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших

за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.

2) Немедленное объявление свободы и неприкосновенности

личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы

совести в деле религии.

3) Общее и обязательное народное образование на

4) Ответственность министров перед народом и гарантии

5) Равенство перед законом всех без исключения.

6) Отделение церкви от государства.

II. Меры против нищеты народной.

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным

2) Отмена выкупных платежей, дешевый кредит и постепенная

передача земли народу.

3) Исполнение заказов военного морского ведомства должно

быть в России, а не за границей.

4) Прекращение войны по воле народа.

III. Меры против гнета капитала над трудом.

1) Отмена института фабричных инспекторов.

2) Учреждение при заводах и фабриках постоянных комиссий

выборных от рабочих, которые совместно с администрацией разбирали бы все претензии отдельных рабочих. Увольнение рабочего не может состояться иначе, как с постановления этой комиссии.

3) Свобода потребительно-производственных и профессиональных

рабочих союзов – немедленно.

5) Свобода борьбы труда с капиталом – немедленно.

6) Нормальная заработная плата – немедленно.

7) Непременное участие представителей рабочих классов в

выработке законопроекта о государственном страховании рабочих немедленно.

Вот, Государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к

Но получилось так, что люди, во множестве собравшиеся на дворцовой площади Петербурга для вручения петиции своему царю Николаю Второму, пришли к своей собственной могиле. Что и послужило началом Первой Русской Революции. А нынешние демократы России объявили кровавого царя, расстрелявшего тысячи мирных жителей Петербурга на дворцовой площади, святым! Более кощунственного акта в истории России еще не было.

Советский историк В. Д. Бонч-Бруевич в своём исследовании о событиях 9 января предпринял попытку определить количество жертв на основании статистики выстрелов. Бонч-Бруевич собрал сведения военных рапортов о количестве залпов, произведённых разными воинскими подразделениями 9 января, и помножил их на число стрелявших солдат. В итоге получилось, что 12 ротами различных полков было произведено 32 залпа, всего 2861 выстрел. Вычтя из этой цифры возможное количество осечек и промахов, советский историк пришёл к выводу, что общее число пострадавших от залпов должно быть не менее 2000 человек. Если же прибавить к ним пострадавших от одиночных выстрелов, холодного оружия и копыт лошадей, их должно быть ещё в два раза больше.

PS Как видите, проблемы царской России в начале прошлого столетия мало чем отличаются от проблем нынешней России. И получается, что за последние сто лет в России мало что изменилось к лучшему. Кроме выборов в Госдуму, все остальное в России осталось прежним.

Многие из великих революций являются результатом травмирующего события, которое заставляет всех людей восстать с оружием в руках, чтобы защитить свои идеи. Узнав кратко про Кровавое воскресенье в России, можно будет лучше понять последовавшие за ним события.

Основные причины

Кровавое воскресенье 1905 года — это столкновение рабочих и военных в ходе шествия 9 (22) января 1905 года в Санкт-Петербурге.

С 1870-х годов Россия переживала быстрое промышленное развитие. Рабочие работали одиннадцать или более часов в день, шесть дней в неделю, выполняли ручной труд, давно устаревший в более развитых западных капиталистических странах, теряли части тела на фабриках и жили в стесненных, неудобных условиях.


В течение почти сорока лет забастовки были обычным явлением в российских городах, и, хотя российское правительство создало законы, чтобы попытаться улучшить условия для рабочих, толку от них не было. Буржуазия и интеллигенция призывали к доверию в переговорах с царизмом, который обещал создание Думы (своего рода парламента). В феврале 1904 года Россия вторглась в Порт-Артур, развязав русско-японскую войну, закончившуюся поражением в марте 1905 года.

3 января 1905 года началась забастовка на большом Путиловском заводе. 8 января в Санкт-Петербурге прошла всеобщая забастовка.

В этой кризисной ситуации лидером рабочих был оратор и священник, известный как отец Гапон, ортодоксальный религиозный деятель, который защищал права рабочих, сформировав Собрание, которое функционировало как профсоюз.

В конце 1904 года в Путилове произошел инцидент — четверо фабричных рабочих были уволены за принадлежность к Собранию. Это привело к тому, что по всему городу начались забастовки, из-за чего не работали даже городские службы. В этой ситуации отец Гапон сделал заявление, в котором, среди прочего, призвал к расширению прав рабочих, восьмичасовому рабочему дню, всеобщему голосованию и прекращению войны против Японии.

Ход событий

22 января 1905 года более 3000 рабочих прошли маршем к дворцу царя, исполняя религиозные и патриотические тексты. Полиция сначала не вмешивалась, позволив протестующим пройти во дворец. Протестующие не знали, что царя нет.

Военные не проявили такой доброжелательности, как полиция. Как только протестующие продвинулись немного дальше, они были расстреляны войсками без предупреждения, некоторые протестующие были атакованы саблями и даже были затоптаны. Краткое содержание последовавших событий не может отразить весь трагизм ситуации.

Войска открывали огонь по любой обнаруженной в этом районе группе протестующих. Были убиты даже те люди, которые не участвовали в марше и только шли по городу. Так закончилось Кровавое воскресенье 9 января 1905 года.

Роль Гапона


Потрясенный смертью рабочих, Гапон кричал, что Бога больше нет, и царя больше нет. Гапона вытащил из-под пуль Петр Рутенберг, священник некоторое время скрывался в квартире Максима Горького, прежде чем сбежать за границу.

Январские события 1905 года сделали Гапона знаковой фигурой. Он встретил в Европе Ж. Клемансо, П. А. Кропоткина и другие европейские социалистические и радикальные лидеры. Георгий Аполлонович учредил благотворительный фонд и вступил в РСДРП.

Тем временем император опубликовал Манифест от 17 октября 1905 года. Он объявил амнистию всем участникам революционного восстания. Гапон использовал это, чтобы вернуться в Россию.

Распространенные мифы

Узнав кратко о событии, будет полезно ознакомиться с распространенными мифами о том дне.

Мифы о Кровавом воскресении:

  1. Пролетарская солидарность, хитроумный заговор? Довольно распространен миф, что это был тщательно подготовленный заговор, одним из вдохновителей которого был Троцкий.
  2. Согласно одному из мифов Гапон был агентом-провокатором царской охранки.
  3. По словам очевидцев, во время разгона шествия 9 января в небе Санкт-Петербурга якобы наблюдалось редкое явление природного ореола. Подобные природные явления, по мнению ученых, вызываются преломлением солнечного света кристаллами льда, поднимающимися в атмосферу. Визуально гало выглядит в виде искусственного солнца (пахелии), круга, радуги или солнечного столба. Явление было воспринято как знак небес, свидетельствующий о трудностях.

Итоги и значение

В так называемое Кровавое воскресенье погибло много протестующих, согласно источникам, эта цифра сильно варьируется, от 400 до более 1000 смертей.

В заключение важно рассказать об основных последствиях, которые этот печальный день принес для российской истории, и вместе с тем понять его важную роль.

После событий, произошедших в Кровавое воскресенье, вскоре по всей России начались забастовки, что ознаменовало проявление невиданной солидарности, которая заставила царя вмешаться.

Николай II создал Октябрьский манифест, который дал российским гражданам определенные права, такие как свобода слова или возможность создания легальных политических партий.

Но самое главное то, что все эти изменения были бесполезны — рабочие уже стали прибегать к насилию, и изменения не служили прекращению огромного неравенства между богатыми и бедными.

Бедность, социальное неравенство, отсталость страны, война с Германией и провал Думы присоединились к Кровавому воскресенью и вызвали Русскую революцию, которая навсегда изменила страну.

Читайте также: