Наблюдения по обязательной программе на водотоках осуществляют как правило

Обновлено: 05.07.2024

Пункт наблюдения качества поверхностных вод – это место на водотоке или водоеме, на котором производиться комплекс работ для получения данных о качестве воды.

Качество – это характеристика состава и свойств воды, определяющих ее пригодность для конкретных видов водопользования. Пригодность определяется сравнением с ПДК (с учетом эффекта суммации загрязнения).

Все пункты наблюдений за качеством воды водоемов и водотоков делят на 4 категории, определяемые частотой и детальностью программ наблюдений. Назначение и расположение пунктов контроля определяются правилами наблюдений за качеством воды водоемов и водотоков.

Пункты первой категории располагают на средних и больших водоемах и водотоках, имеющих важное народнохозяйственное значение:

1. В районах городов с населением свыше 1 млн. жителей;

2. В местах нереста и зимовья особо ценных видов промысловых рыб;

3. В районах повторяющихся аварийных сбросов загрязняющих веществ;

4. В районах организованного сброса сточных вод, в результате которых наблюдается высокая загрязненность воды.

Пункты второй категории устраивают на водоемах и водотоках в пределах следующих участков:

1. В районах городов с населением от 0,5 до 1 млн. жителей;

2. В местах нереста и зимовья ценных видов промысловых рыб (организмов);

3. На важных для рыбного хозяйства предплотинных участках рек;

4. В местах организованного сброса дренажных сточных вод с орошаемых территорий и промышленных сточных вод;

5. При пересечении реками Государственной границы;

6. В районах со средней загрязненностью воды.

Пункты третьей категориирасполагают на водоемах и водотоках:

1. В районах городов с населением менее 0,5 млн. жителей;

2. На замыкающих участках больших и средних рек;

3. В устьях загрязненных притоков больших рек и водоемов;

4. В районах организованного сброса сточных вод, в результате чего наблюдается низкая загрязненность воды.

Пункты четвертой категории устанавливают:

1. На незагрязненных участках водоемов и водотоков,

2. На водоемах и водотоках, расположенных на территориях государственных заповедников и национальных парков.

Наблюдения за качеством воды ведут по определенным видам программ, которые выбирают в зависимости от категории пункта контроля. Периодичность проведения контроля по гидробиологическим и гидрохимическим показателям устанавливают в соответствии с категорией пункта наблюдений. При выборе программы контроля учитывают целевое использование водоема или водотока, состав сбрасываемых сточных вод, требования потребителей информации.

Для организации пункта наблюдения предварительно проводится обследование участков водоема или водотока:

1. Определение состояния водного объекта, сбор и анализ сведений о водопотреблении, выявление источников загрязнения, количество, состав и режим сброса сточных вод.

2. Определение расположения пунктов наблюдения, створов, горизонтов и вертикалей.

3. Установление спектрозагрязнителей.

4. Составление программы работ.

После обследования составляется карта – схема водотока или водоема с нанесенными источниками загрязнения и местами сброса сточных вод. После этого намечается место положения пунктов и створов наблюдения.

2. Несколько створов.

Створ пункта наблюдения – это условное поперечное сечение водоема или водотока, в котором производится комплекс работ для получения данных о качестве воды.

Размещение створа производится в зависимости от:

1. Гидрометеорологических условий.

2. Морфологических особенностей водоема или водотока (тип русла).

3. Расположения источников загрязнения.

4. Объема и состава сбрасываемых сточных вод.

6. Интересов водопользователей.

Вертикаль створа – это условная отвесная линия от поверхности воды или льда до дна водоема или водотока, на которой выполняют работы для получения данных о показателях качества воды.


Количество вертикалей в створе определяется шириной зоны загрязнения и условиями смешивания.

Первую вертикаль располагают не менее чем в 0,5 м от берега или створа.

Горизонт створа – это место на вертикали по глубине, на котором производят комплекс работ для получения данных о показателях качества воды.

Количество горизонтов на вертикали определяется с учетом глубины водного объекта.

Первый горизонт располагают летом на расстоянии 0,3 м от поверхности воды, зимой ниже кромки льда.


Пример: при h = 100 м горизонты устанавливаются на глубине 10, 20, 50, 100 м.

Отбор проб производится батометром.

Место положения вертикали и количество горизонтов в каждом створе определяется характером сброса, особенностями течения, условиями рельефа дна.

Створы на водоемах.

1. Створы на всем водоеме.

Устанавливаются не менее трех створов, по возможности равномерно распределенных по акватории с учетом береговой линии.


2. Мониторинг отдельных участков.

1) Водоемы с интенсивным водообменном.


Не меньше двух створов ниже источника загрязнения.

2) Водоемы с умеренным или замедленным водообменном.


Створы на водотоках.

1. На водотоках без организованных сбросах.

1) Створ устанавливаются в устье загрязненных притоков.


2) Створ устанавливается на предплотинных участках при наличии ГРЭС.

3) Створ устанавливается в местах пересечения государственной границы.

2. На водотоках с организованными сбросами.


Створ устанавливается в месте полного смешения.

При наличии на водотоке нескольких рукавов, створы располагают на тех из них, где наблюдается нарушение норм качества воды, или на тех рукавах, где наблюдается минимальный расход воды.

Таким образом, я считаю, что для проведения комплекса работ для получения данных о качестве воды, подойдет пункт третьей категории. Пункт наблюдения включает два створа:

1. Первый створ располагается на расстоянии 1 км выше места сброса сточных и дренажных вод.

2. Второй створ располагается на расстоянии 500 м ниже места сброса сточных и дренажных вод.

Первая вертикаль створа расположена на расстоянии 1 м от берега, а первый горизонт летом – 0,3 м от поверхности воды, зимой ниже кромки льда.

Графически это можно представить в виде:


Программа наблюдений

Наблюдения ведутся по 3 группам показателей:

2. Гидрохимические (pH, Eh, C и другие).

3. Гидробиологические (количество видов планктона).

Существует 4 вида программ:

1. Обязательная (полная).

2. Сокращенная 1.

3. Сокращенная 2.

4. Сокращенная 3.

Выбор программы наблюдений и перечня определяемых показателей устанавливается в зависимости:

1. Целевого использования водоема.

2. Состава сточных вод.

3. Расхода сточных вод.

4. Требований к потребительской информации.

Параметры, определение которых предусмотрено обязательной программойнаблюдений за качеством поверхностных вод по гидрохимическим и гидрологическим показателям, приведены в табл. 4.

Таблица 4. Параметры, определение которых предусмотрено обязательной программой наблюдений.

Параметры Единицы измерения
Расход воды (на водотоках) м 3 /с
Скорость течения воды (на водотоках) м/с
Уровень воды (на водоемах) м
Визуальные наблюдения -
Температура
Цветность градусы
Прозрачность см
Запах баллы
Кислород мг/дм 3
Диоксид углерода мг/дм 3
Взвешенные вещества мг/дм 3
Водородный показатель (рH) -
Окислительно-восстановительный потенциал (Еh) мВ
Хлориды (Cl - ) мг/дм 3
Сульфаты (SO4 2- ) мг/дм 3
Гидрокарбонаты (HCO3 - ) мг/дм 3
Кальций (Ca 2+ ) мг/дм 3
Магний (Mg 2+ ) мг/дм 3
Натрий (Na + ) мг/дм 3
Калий (К + ) мг/дм 3
Сумма ионов (S) мг/дм 3
Аммонийный азот (NH4 + ) мг/дм 3
Нитритный азот (NO2 - ) мг/дм 3
Нитратный азот (NO3 - ) мг/дм 3
Минеральный фосфор (PO4 3- ) мг/дм 3
Железо общее мг/дм 3
Кремний мг/дм 3
БПК5 мг О2/дм 3
ХПК мг О/дм 3
Нефтепродукты мг/дм 3
СПАВ мг/дм 3
Фенолы (летучие) мг/дм 3
Пестициды мг/дм 3
Тяжелые металлы мг/дм 3

Наблюдения по обязательной программе на водотоках осуществляют, как правило, 7 раз в год в основные фазы водного режима: во время половодья - на подъеме, пике и спаде; во время летней межени - при наименьшем расходе и при прохождении дождевого паводка; осенью - перед ледоставом; во время зимней межени.

В водоемах качество воды исследуют при следующих гидрологических ситуациях: зимой при наиболее низком уровне и наибольшей толщине льда; в начале весеннего наполнения водоема; в период максимального наполнения; в летне-осенний период при наиболее низком уровне воды.

Первая программа предусматривает определение расхода воды (на водотоках), уровня воды (на водоемах), температуры, концентрации растворенного кислорода, удельной электропроводности, визуальные наблюдения.

Вторая программа предусматривает определение расхода воды (на водотоках), уровня воды (на водоемах), температуры, рН, удельной электропроводности, концентрации взвешенных веществ, ХПК, БПК5, концентрации 2-3 загрязняющих веществ, основных для воды в данном пункте контроля, визуальные наблюдения.

Третья программа предусматривает определение расхода воды, скорости течения (на водотоках), уровня воды (на водоемах), температуры, рН, концентрации взвешенных веществ, концентрации растворенного кислорода, БПК5, концентрации всех загрязняющих воду в данном пункте контроля веществ, визуальные наблюдения.

Гидрохимические показатели качества природных вод в пунктах контроля сопоставляют с установленными нормами качества воды.

Программы и периодичность наблюдений по гидрохимическим и гидрологическим показателям для пунктов различных категорий приведены в табл. 5.

Таблица 5. Программы и периодичность наблюдений для пунктов различных категорий.

Периодичность проведения контроля Категория пунктов наблюдений
I II III IV
Ежедневно Сокращенная программа 1 Визуальные наблюдения - -
Ежедекадно Сокращенная программа 2 Сокращенная программа 1 - -
Ежемесячно Сокращенная программа 3 -
В основные фазы водного режима Обязательная программа

Гидробиологические показатели позволяют:

1. Определить экологическое состояние водных объектов.

2. Оценить качество поверхностных вод как среды обитания организмов.

3. Определить совокупный эффект комбинированного воздействия загрязняющих веществ.

4. Определить специфический состав воды и ее происхождение.

5. Проверить наличие или отсутствие вторичного загрязнения вод.

Единого гидробиологического показателя не существует. Качество воды определяется их совокупностью.

Внедрение в систему наблюдений за качеством воды гидробиологических методов позволяет непосредственно выяснить состав и структуру сообществ гидробионтов.

Полная программа наблюдений за качеством поверхностных вод по гидробиологическим показателям предусматривает:

1. Исследование фитопланктона - общей численности клеток, числа видов, общей биомассы, численности основных групп, биомассы основных групп, числа видов в группе, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

2. Исследование зоопланктона - общей численности организмов, общего числа видов, общей биомассы, численности основных групп, биомассы основных групп, числа видов в группе, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

3. Исследование зообентоса - общей численности, общей биомассы, общего числа видов, числа групп по стандартной разработке, числа видов в группе, числа основных групп, биомассы основных групп, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

4. Исследование перифитона -общего числа видов, массовых видов, частоты встречаемости, сапробности;

5. Определение микробиологических показателей -общего числа бактерий, числа сапрофитных бактерий, отношения общего числа бактерий к числу сапрофитных бактерий;

6. Изучение фотосинтеза фитопланктона и деструкции органического вещества, определение отношения интенсивности фотосинтеза к деструкции органического вещества, содержания хлорофилла;

7. Исследование макрофитов - проективного покрытия опытной площадки, характера распространения растительности, общего числа видов, преобладающих видов (наименования, проективного покрытия, фенофазы, аномальных признаков).

Сокращенная программа наблюдений за качеством поверхностных вод по гидробиологическим показателям предусматривает исследование:

1. Фитопланктона - общей численности клеток, общего числа видов, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

2. Зоопланктона - общей численности организмов, общего числа видов, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

3. Зообентоса - общей численности групп по стандартной разработке, числа видов в группе, числа основных групп, массовых видов и видов-индикаторов сапробности;

4. Перифитона -общего числа видов, массовых видов, сапробности, частоты встречаемости.

Программы и периодичность наблюдений по гидробиологическим показателям для станций различных категорий приведены в табл. 6.

Таблица 6. Периодичность проведения наблюдений по гидробиологическим показателям и виды программ.

Периодичность проведения наблюдений Категория пункта наблюдений
I II III IV
Ежемесячно Сокращенная программа Ежемесячно Сокращенная программа (контроль в вегетационный период) -
Ежеквартально Полная программа

Таким образом, наблюдения за гидрохимическими и гидрологическими показателями для пункта третьей категории, проводятся ежемесячно по сокращенной третьей программе и в основные фазы водного режима по обязательной (полной) программе. Периодичность наблюдений за гидробиологическими показателями ежемесячно по сокращенной программе и ежеквартально по полной программе.

Мониторинг водных объектов – это система текущего (непрерывного), а также комплексного анализа состояния водных ресурсов. К нему относится учет и контроль качественных и количественных характеристик во времени, а также система развития и сохранения водных объектов в различных режимах применения.

Мониторинг водных объектов ведется во всех местах, которые находятся в федеральной собственности, а также во владении юридических или физических лиц.

система мониторинга водных объектов в России

Нормативная база

Образец заявление на алименты на содержание ребенка: особенности

Вам будет интересно: Образец заявление на алименты на содержание ребенка: особенности

Регулируется процесс следующими локальными нормами:

Водным кодексом РФ.

Положением о проведении.

Мониторинг водных объектов РФ — это часть государственного мониторинга ОС.

Цель проведения

Она заключается в своевременном выявлении и прогнозировании появления отрицательных процессов, которые влияют на качество воды в объектах и их состояние. Также мониторинг водных объектов предполагает разработку и выполнение мер по недопущению отрицательных последствий из-за низкого качества воды. Подобные мероприятия предполагают информационное обеспечение управления в сфере применения и охраны ресурсов, надзора и контроля их применения.

Спецсигналы ПДД: применение, типы и использование по закону

Вам будет интересно: Спецсигналы ПДД: применение, типы и использование по закону

государственный мониторинг водных объектов в РФ

Основные задачи

Государственный мониторинг водных объектов призван решать следующие задачи:

регулярно анализировать состояние, проверять режим применения водоохранных зон;

внесение сведений, которые получены в ходе наблюдений, в водный государственный реестр, оформляемый Федеральным агентством водных ресурсов РФ.

Компоненты

Какова его структура? Государственный мониторинг водных объектов состоит из следующих компонентов:

анализа водных поверхностных объектов с учетом информации мониторинга, который осуществляется при проведении работ в сфере гидрометеорологии и смежных областях;

оценки состояния берегов и дна водных ресурсов, особенностей водоохранных зон;

исследования подземных источников;

наблюдений за всеми техническими сооружениями, объемом вод при отведении и потреблении.

государственный мониторинг водных объектов

Пункты наблюдений

Где поставить автомобиль на учет в Москве - адреса, порядок регистрации, стоимость

Вам будет интересно: Где поставить автомобиль на учет в Москве - адреса, порядок регистрации, стоимость

Подобные мероприятия проводятся систематически. Экологический мониторинг водного объекта предполагает создание специальной сети пунктов наблюдения. Осуществление наблюдений на них регламентировано ГОСТом 17.1.3.07-82, а также определенными методическими указаниями.

Созданная система контроля предполагает системную деятельность по гидрологии, гидрохимии, гидробиологии. Осуществление мониторинга водных объектов предполагает получение информации о качестве воды по химическим, физическим, гидробиологическим показателям.

В зависимости от хозяйственного предназначения водных объектов, экологического состояния и размеров, пункты наблюдения делят на категории (допустимо включение одного либо нескольких створов, представляющих собой поперечные условные сечения водоема).

Особенности расположения

Размещение створов наблюдения определяется морфологическими и гидрологическими особенностями водного объекта, положением источников загрязнения, составом и объемом сточных вод, а также интересами водопользователей.

Одни створ ставят на водостоках, которые не имеют системного сброса сточных вод. Еще один устанавливают в километре выше от основного источника загрязнения (за зоной его влияния). Иные ставят за зоной воздействия загрязненных источников. При расположении створов учитывают степень загрязненности местности и смещение речных и сточных вод.

Ведение мониторинга водных объектов предполагает установку не меньше трех створов, которые должны располагаться по акватории равномерно. При установке пунктов наблюдений учитывают интенсивность движения, а также глубину водоема.

В створе водного объекта допускается несколько вертикалей с взятием проб из различных горизонтов. Число вертикалей характеризуется шириной загрязненной зоны, а также условиями смещения сточных и природных вод. Численность горизонтов определяется глубиной объекта.

оложение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов

Периодичность и особенности наблюдений

Мониторинг водных объектов предполагает ежедневные визуальные наблюдения. Ежедекадно проводят отбор проб, гидрохимические и гидрологические наблюдения. Для многих водных объектов по обязательной программе исследования проводят семь раз в год:

при половодье (подъем, пик, спад);

в период летней межени (прохождение дождевого паводка, при минимальном расходе воды);

в рамках зимней межени.

Как берут пробы

Признание безвестно отсутствующим и объявление умершим: порядок и правовые нормы, сроки

Вам будет интересно: Признание безвестно отсутствующим и объявление умершим: порядок и правовые нормы, сроки

Осуществляется отбор для анализа физических параметров и химического состава согласно ГОСТу 17.1.5.-85. Отбирают из поверхностного горизонта пробы бутылью либо эмалированным ведром, а из глубинных вод – батометром. С каждого створа предполагается взятие 78 литров пробы. Мониторинг состояния водных объектов предполагает анализ природных вод с помощью специальных лабораторных методик. Проверка качества ведется с помощью газохроматографического, фотометрического, абсорбционного методов.

При отборе проб на химический состав и физические свойства применяются специальные емкости, каждая из которых предназначается для выявления отдельных загрязняющих веществ и ингредиентов.

Учитывая, что именно вода является тем веществом, без которого невозможна полноценная жизнедеятельность человека, организация мониторинга водных объектов является важным этапом в общей системе работы экологов.

мониторинг водных объектов РФ

Специфика комплексного мониторинга

Он подразумевает организацию полноценной системы наблюдений за состоянием природных объектов с целью оценки фактической их загрязненности, а также предупреждения о появляющихся критических состояниях, которые способны нанести вред здоровью человека и иных живых организмов.

Существует подразделение мониторинга на фоновый, региональный, локальный. В рамках подобных исследований осуществляются следующие мероприятия:

осуществляется стабильная оценка экологических условий среды, в которой обитает человек и иные биологические объекты (микроорганизмы, животные, растения), анализ состояния целостности и работоспособности экосистемы;

формируются условия для выявления корректирующих действий в ситуациях, при которых это действительно необходимо.

Система мониторинга водных объектов является одним из важнейших элементов комплексного мониторинга. Она предусматривает комплекс мероприятий:

определение источника наблюдений;

его детальный анализ;

составление для объекта информационной модели;

оценка состояния объекта, идентификация его модели;

предположение изменения состояния;

оформление информации в необходимой форме, доведение ее до потребителя.

организация мониторинга водных объектов

Предназначение

В качестве основных целей комплексного мониторинга выступает получение информации:

оценка показателей функциональности и целостности среды обитания человека и экосистем (анализ соблюдения экологических нормативов);

выявление причин изменения показателя, оценки последствий изменений (диагностика состояния);

создание предпосылок для выявления мер по корректировке негативных ситуаций (своевременное предупреждение проблемных ситуаций).

Структура в РФ

Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов характеризует систему, которая в настоящее время функционирует в нашей стране. В нее входят следующие элементы: служба наблюдения за загрязнением ОС, служба мониторинга и агрохимических наблюдений Роскомзема, служба мониторинга водных ресурсов.

Разновидности

В мониторинг природных ресурсов входит сразу несколько составных исследований:

горных экосистем и опустынивания;

Особенности

Осуществляется мониторинг специальными государственными уполномоченными органами согласно законодательным актам, существующим в нашей стране. Анализ водных объектов предполагает проведение регулярных наблюдений за гидрогеологическими, гидрологическими, химическими, санитарными, паразитологическими, микробиологическими, токсикологическими, радиологическими показателям их состояния. Также мониторинг касается сбора, обработки, оценки, предположения их развития, продумывание рекомендаций по недопущению негативных следствий.

Мероприятия в рамках единой государственной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды представляют собой многоцелевую информационную системы, которая включает наблюдение за средой и ресурсами. Анализ данных о фактическом ее состоянии позволяет принимать хозяйственные и управленческие решения в целях обеспечения безопасности, воспроизводства, охраны вместе со специальными государственными органами.

Принципы Единой системы мониторинга

Они представляют собой:

функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;

применение возможностей иной мониторинговой системы.

В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:

сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;

прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;

предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.

осуществление мониторинга водных объектов

Организация мониторинга

Государственный контроль качества водных объектов осуществляется в рамках следующих мероприятий:

систематические наблюдения за всеми видами водных объектов, качественными и количественными показателями подземных и поверхностных вод;

хранение, сбор, обработка, пополнение наблюдений, организация банков данных;

оценка и прогнозы состояния водных объектов, их изменений.

Подведем итоги

В мониторинге водных проектов, проводимом в настоящее время в Российской Федерации, выделяют несколько важных подсистем:

водоохранных зон и состояния дна водоема;

вод при водопотреблении и водоотведении.

Мониторинг может быть режимным, оперативным (в экстренных ситуациях), специальным. В наше время основная информация о качестве и состоянии поверхностных вод суши приходит в рамках режимных исследований. Фоновые наблюдения проводят по аналогии с режимными, а оперативный контроль основывается на проведении работ, позволяющих решать конкретные проблемы.

В РФ государственным мониторингом водных объектов занимается Федеральное агентство водных ресурсов, служба по мониторингу и гидрометеорологии, по надзору в рамках сферы природопользования.

На региональном уровне его осуществляют водопользователи, осуществляющие системные наблюдениями за водными объектами, который определен территориальными органами Министерства природных ресурсов нашей страны.

На территориальном уровне подобные мероприятия проводит Росгидромет и органы МПР, обеспечивающие сбор, наблюдение, контроль, а также накопление, обобщение информации, передачу ее на бассейновый (региональный) уровень.

На нем мониторинг водных объектов проводят водохозяйственные бассейновые управления, геологические региональные центры, а также иные уполномоченные органы и управления Росгидромета.

От качества и своевременности продумывания комплекса мероприятий, которые касаются анализа различных водных ресурсов, напрямую зависит их безопасность для человека, экосистемы. При выявлении нарушителей законодательства, принятого в экологической области, к ним применяются административные наказания.

Программа наблюдений за водным объектом

К договору водопользования прилагаются материалы, представленные в графической форме, пояснительная записка к ним, расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом, график внесения платы за пользование водным объектом, а также программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.

пункт 27 Правил подготовки и заключение договора водопользования, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 г. № 165

Лисичникова Людмила

Следовательно, без предоставления программы наблюдений за водным объектом - договор водопользования заключен не будет. Требования по её разработке прописаны условиях решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной разрабатывается на основании и во исполнение требований следующих нормативно-правовых документов:

Программа регулярных наблюдений за водным объектом - требования законодательства

Программа наблюдений за водным объектом

В соответствии со ст. 3 Водного Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 11 Кодекса право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса, использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской

Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях сброса сточных вод, забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства)

В соответствии со ст. 30 Кодекса государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц и является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях:

1) своевременного выявления и прогнозирования негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

2) оценки эффективности осуществляемых мероприятий по охране водных объектов;

3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 39 Кодекса, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести регулярные наблюдения за водными объектами (программа ведения наблюдений за водным объектом) и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Программа регулярных наблюдений за водным объектом - правила заполнения

Несмотря на то, что форма в настоящее время Программы наблюдений за водными объектами не утверждена - документ необходимо разрабатывать и согласовывать в территориальном отделе БВУ.

В моем БВУ принимают по программу по старой форме - поэтому лучше предварительно позвонить и выяснить этот вопрос.

  • заполняются только те разделы, которые соответствуют условиям использования водного объекта;
  • при наличии сброса сточных вод в водный объект осуществляется контроль гидрохимического состава природных вод;
  • в случае, если имеется несколько выпусков - программа составляется на каждый выпуск отдельно;
  • координаты приводятся с точностью до секунды ( определяются по картам с масштабом 1:100000 и менее);
  • на карте обязательно должны быть обозначены:

-объекты водопользования (водовыпуски, водозаборы, акватории…);
-створы наблюдений и места отбора проб;
-земельные участки, водоохранной зоны, прибрежной защитной и береговой полосы;
-в пределах водохранной зоны выделяются: эрозионная сеть, залуженные участки, участки кустарниковой растительности, участки под древесно-кустарниковой растительности;
-схемы ливневой канализации, и набережной.

  • пункт 5. Программы составляется на основании ПДС, НДС;
  • пункт 7. Программы составляется на основании нормативных документов.

Программа наблюдений за водным объектом - образец

программа наблюдения за водным объектом образец

Стандартный образец заявления о предоставлении сведений из государственного водного реестра

цель использования водного объекта - указываются в соответствии со ст.11 Водного кодекса РФ;
наименование и код гидрографической единицы - из формы 1.9 -гвр "принадлежность к гидрографической единице"
водохозяйственный участок и его код - из формы 1.9 "водохозяйственный участок"
краткое описание места водопользования - можно написать район ближайшей деревни, если населенного пункта рядом нет - то створ очистных сооружений ООО "***"

4 Картографические материалы

Схема размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте, обеспечивающих возможность его использования для нужд водопользователя приводится в приложении 1.Схема размещения зон с особыми условиями использования территорий приводится в приложении 2.

Пояснительная записка к графическим материалам приводится в приложении 3.

5. ПЕРЕЧЕНЬ ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ВОДНОМ ОБЪЕКТЕ

5.1. Гидрологические показатели (морфометрические особенности)

а) на водотоке будет определяться: максимальная глубина (м), минимальная глубина (м), средняя глубина(м), уровень над "0" графика (м), скорость течения (м/с), расход воды (м/с).

5.2. Перечень показателей качества воды для определения:

5.2.1 Органолептические показатели: окраска, температура, прозрачность, плавающие примеси, наличие пленки, запах.

5.2.2 Гидрохимические показатели: взвешенные вещества, БПКполн, нитрат-анион, хлорид-анион, сульфат-анион,аммоний-ион, нитрит-анион, АПАВ, железо общее, фосфат-ион, нефтепродукты.

5.2.3 Микробиологические показатели: -

5.3 Наименование лаборатории (центра), проводившей анализ природных вод

5.4 Реквизиты аттестата аккредитации лаборатории (центра)

6. Перечень определяемых показателей в водоохранной зоне

6.1 Эрозионные процессы (густота эрозионной сети).

6.2 Площади залуженных участков.

6.3 Площади участков под кустарниковой растительностью.

6.4 Площади участков под древесной и древесно-кустарниковой растительностью.

7. Периодичность проведения наблюдений

7.1 Наблюдения за гидрохимическими, органолептическими показателями проводить в одно время и одновременно с отбором проб сточной воды (ежеквартально) при условии проведения наблюдений в (основные фазы водного режима) (различных гидрометеорологических условиях): (зимняя межень), (весеннее половодье), (дождевой паводок), (летняя межень). Наблюдения будут проводиться в периоды и во время максимальной нагрузки на водный объект (во время выпадения дождей и таяния снега на территории предприятия). Дополнительно разовые наблюдения проводятся при изменении режима использования водного объекта, в случаях экстремально высокого загрязнения водного объекта, при смене или после ремонта технологического оборудования, при аварийных сбросах воды и сбросах через паводковый водосброс, при чрезвычайных ситуациях.

7.2 Наблюдения на водоохранной зоне и за водным объектом проводить ежегодно. Дополнительно разовые наблюдения – при изменении режима использования водоохраной зоны или в период проведения работ.

8. Порядок оформления результатов наблюдений и отбора проб

Дата и время проведения обследования водоохранной зоны и определения гидрологических характеристик, оформление результатов и запись информации при отборе проб воды производится в соответствии с приложенными формами и требованиями нормативных документов.

9. Формы и порядок представления данных

в Отдел водных ресурсов по *** области

*** БВУ

В соответствии с приказом МПР РФ от 09.11.2020 № 903 "Об утверждении Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества": сведения, полученные в результате учета объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества по формам 3.2 и 3.3 необходимо предоставлять ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Сведения, полученные в результате учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества (формы 3.2-3.3)предоставляются на бумажном носителе с реквизитами и заверенные подписью генерального директора либо в виде электронного документа с реквизитами, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В соответствии с приказом МПР РФ от 6 февраля 2008 г. № 30 "Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями": собственники водных объектов и водопользователи представляют сведения, получаемые в результате наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами, в соответствующие территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов:

- данные наблюдений за водными объектами (их морфометрическими особенностями) за год по форме 6.1, до 15 марта, следующего за отчетным годом;

- сведения о состоянии водоохранных зон водных объектов за год по форме 6.2, до 15 марта , следующего за отчетным годом;

- сведения о режиме использования водоохранных зон водных объектов за год по форме 6.3, до 15 марта, следующего за отчетным годом;

Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами собственниками водных объектов и водопользователями, должны быть актуализированы по состоянию на первый день месяца, следующего за отчетным годом, до 15 марта.

Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами, представляются на электронных носителях в виде файлов с сопроводительным письмом, в котором указывается количество представляемых файлов, их имена, размер, даты модификации, а также объем представляемых сведений (количество объектов, заполненных строк соответствующих форм представления данных). При наличии технической возможности представляемые сведения заверяются электронной подписью.

Сведения об аварийных ситуациях, негативно воздействующих на водные объекты, за год по форме 7.2, до 15 марта, следующего за отчетным годом.

Сведения о чрезвычайных ситуациях и авариях на водных объектах, водохозяйственных системах, гидротехнических сооружениях и иных сооружениях на водных объектах, мероприятиях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и аварий представляются незамедлительно в отдел водных ресурсов по ***области *** бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по телефону: , электронной почте

10 Специалист, ответственный за осуществление наблюдения


Мониторинг водных объектов – это система текущего (непрерывного), а также комплексного анализа состояния водных ресурсов. К нему относится учет и контроль качественных и количественных характеристик во времени, а также система развития и сохранения водных объектов в различных режимах применения.

Мониторинг водных объектов ведется во всех местах, которые находятся в федеральной собственности, а также во владении юридических или физических лиц.

система мониторинга водных объектов в России

Нормативная база

Регулируется процесс следующими локальными нормами:

Водным кодексом РФ.

Положением о проведении.

Мониторинг водных объектов РФ — это часть государственного мониторинга ОС.

Цель проведения

Она заключается в своевременном выявлении и прогнозировании появления отрицательных процессов, которые влияют на качество воды в объектах и их состояние. Также мониторинг водных объектов предполагает разработку и выполнение мер по недопущению отрицательных последствий из-за низкого качества воды. Подобные мероприятия предполагают информационное обеспечение управления в сфере применения и охраны ресурсов, надзора и контроля их применения.

государственный мониторинг водных объектов в РФ

Основные задачи

Государственный мониторинг водных объектов призван решать следующие задачи:

регулярно анализировать состояние, проверять режим применения водоохранных зон;

внесение сведений, которые получены в ходе наблюдений, в водный государственный реестр, оформляемый Федеральным агентством водных ресурсов РФ.

Компоненты

Какова его структура? Государственный мониторинг водных объектов состоит из следующих компонентов:

анализа водных поверхностных объектов с учетом информации мониторинга, который осуществляется при проведении работ в сфере гидрометеорологии и смежных областях;

оценки состояния берегов и дна водных ресурсов, особенностей водоохранных зон;

исследования подземных источников;

наблюдений за всеми техническими сооружениями, объемом вод при отведении и потреблении.

государственный мониторинг водных объектов

Пункты наблюдений

Подобные мероприятия проводятся систематически. Экологический мониторинг водного объекта предполагает создание специальной сети пунктов наблюдения. Осуществление наблюдений на них регламентировано ГОСТом 17.1.3.07-82, а также определенными методическими указаниями.

Созданная система контроля предполагает системную деятельность по гидрологии, гидрохимии, гидробиологии. Осуществление мониторинга водных объектов предполагает получение информации о качестве воды по химическим, физическим, гидробиологическим показателям.

В зависимости от хозяйственного предназначения водных объектов, экологического состояния и размеров, пункты наблюдения делят на категории (допустимо включение одного либо нескольких створов, представляющих собой поперечные условные сечения водоема).

Особенности расположения

Размещение створов наблюдения определяется морфологическими и гидрологическими особенностями водного объекта, положением источников загрязнения, составом и объемом сточных вод, а также интересами водопользователей.

Одни створ ставят на водостоках, которые не имеют системного сброса сточных вод. Еще один устанавливают в километре выше от основного источника загрязнения (за зоной его влияния). Иные ставят за зоной воздействия загрязненных источников. При расположении створов учитывают степень загрязненности местности и смещение речных и сточных вод.

Ведение мониторинга водных объектов предполагает установку не меньше трех створов, которые должны располагаться по акватории равномерно. При установке пунктов наблюдений учитывают интенсивность движения, а также глубину водоема.

В створе водного объекта допускается несколько вертикалей с взятием проб из различных горизонтов. Число вертикалей характеризуется шириной загрязненной зоны, а также условиями смещения сточных и природных вод. Численность горизонтов определяется глубиной объекта.

оложение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов

Периодичность и особенности наблюдений

Мониторинг водных объектов предполагает ежедневные визуальные наблюдения. Ежедекадно проводят отбор проб, гидрохимические и гидрологические наблюдения. Для многих водных объектов по обязательной программе исследования проводят семь раз в год:

при половодье (подъем, пик, спад);

в период летней межени (прохождение дождевого паводка, при минимальном расходе воды);

в рамках зимней межени.

Как берут пробы

Осуществляется отбор для анализа физических параметров и химического состава согласно ГОСТу 17.1.5.-85. Отбирают из поверхностного горизонта пробы бутылью либо эмалированным ведром, а из глубинных вод – батометром. С каждого створа предполагается взятие 78 литров пробы. Мониторинг состояния водных объектов предполагает анализ природных вод с помощью специальных лабораторных методик. Проверка качества ведется с помощью газохроматографического, фотометрического, абсорбционного методов.

При отборе проб на химический состав и физические свойства применяются специальные емкости, каждая из которых предназначается для выявления отдельных загрязняющих веществ и ингредиентов.

Учитывая, что именно вода является тем веществом, без которого невозможна полноценная жизнедеятельность человека, организация мониторинга водных объектов является важным этапом в общей системе работы экологов.

мониторинг водных объектов РФ

Специфика комплексного мониторинга

Он подразумевает организацию полноценной системы наблюдений за состоянием природных объектов с целью оценки фактической их загрязненности, а также предупреждения о появляющихся критических состояниях, которые способны нанести вред здоровью человека и иных живых организмов.

Существует подразделение мониторинга на фоновый, региональный, локальный. В рамках подобных исследований осуществляются следующие мероприятия:

осуществляется стабильная оценка экологических условий среды, в которой обитает человек и иные биологические объекты (микроорганизмы, животные, растения), анализ состояния целостности и работоспособности экосистемы;

формируются условия для выявления корректирующих действий в ситуациях, при которых это действительно необходимо.

Система мониторинга водных объектов является одним из важнейших элементов комплексного мониторинга. Она предусматривает комплекс мероприятий:

определение источника наблюдений;

его детальный анализ;

составление для объекта информационной модели;

оценка состояния объекта, идентификация его модели;

предположение изменения состояния;

оформление информации в необходимой форме, доведение ее до потребителя.

организация мониторинга водных объектов

Предназначение

В качестве основных целей комплексного мониторинга выступает получение информации:

оценка показателей функциональности и целостности среды обитания человека и экосистем (анализ соблюдения экологических нормативов);

выявление причин изменения показателя, оценки последствий изменений (диагностика состояния);

создание предпосылок для выявления мер по корректировке негативных ситуаций (своевременное предупреждение проблемных ситуаций).

Структура в РФ

Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов характеризует систему, которая в настоящее время функционирует в нашей стране. В нее входят следующие элементы: служба наблюдения за загрязнением ОС, служба мониторинга и агрохимических наблюдений Роскомзема, служба мониторинга водных ресурсов.

Разновидности

В мониторинг природных ресурсов входит сразу несколько составных исследований:

горных экосистем и опустынивания;

Особенности

Осуществляется мониторинг специальными государственными уполномоченными органами согласно законодательным актам, существующим в нашей стране. Анализ водных объектов предполагает проведение регулярных наблюдений за гидрогеологическими, гидрологическими, химическими, санитарными, паразитологическими, микробиологическими, токсикологическими, радиологическими показателям их состояния. Также мониторинг касается сбора, обработки, оценки, предположения их развития, продумывание рекомендаций по недопущению негативных следствий.

Мероприятия в рамках единой государственной системы мониторинга природных ресурсов и окружающей среды представляют собой многоцелевую информационную системы, которая включает наблюдение за средой и ресурсами. Анализ данных о фактическом ее состоянии позволяет принимать хозяйственные и управленческие решения в целях обеспечения безопасности, воспроизводства, охраны вместе со специальными государственными органами.

Принципы Единой системы мониторинга

Они представляют собой:

функционирование на базе методологического, информационного, организационного, информационного подхода;

применение возможностей иной мониторинговой системы.

В качестве основных задач оценки состояния природных ресурсов и окружающей среды выделяют:

сбор достоверной информации об ОС, экосистемах и биологическом разнообразии, видах антропогенных воздействий, факторах среды обитания, воздействии на здоровье человека;

прогноз и оценка состояния среды, анализ антропогенного действия показателей состояния биосферы, целостности экосистем;

предоставление данных для анализа результативности принимаемых экономических решений и мероприятий по гарантированию экологической безопасности.

осуществление мониторинга водных объектов

Организация мониторинга

Государственный контроль качества водных объектов осуществляется в рамках следующих мероприятий:

систематические наблюдения за всеми видами водных объектов, качественными и количественными показателями подземных и поверхностных вод;

хранение, сбор, обработка, пополнение наблюдений, организация банков данных;

оценка и прогнозы состояния водных объектов, их изменений.

Подведем итоги

В мониторинге водных проектов, проводимом в настоящее время в Российской Федерации, выделяют несколько важных подсистем:

водоохранных зон и состояния дна водоема;

вод при водопотреблении и водоотведении.

Мониторинг может быть режимным, оперативным (в экстренных ситуациях), специальным. В наше время основная информация о качестве и состоянии поверхностных вод суши приходит в рамках режимных исследований. Фоновые наблюдения проводят по аналогии с режимными, а оперативный контроль основывается на проведении работ, позволяющих решать конкретные проблемы.

В РФ государственным мониторингом водных объектов занимается Федеральное агентство водных ресурсов, служба по мониторингу и гидрометеорологии, по надзору в рамках сферы природопользования.

На региональном уровне его осуществляют водопользователи, осуществляющие системные наблюдениями за водными объектами, который определен территориальными органами Министерства природных ресурсов нашей страны.

На территориальном уровне подобные мероприятия проводит Росгидромет и органы МПР, обеспечивающие сбор, наблюдение, контроль, а также накопление, обобщение информации, передачу ее на бассейновый (региональный) уровень.

На нем мониторинг водных объектов проводят водохозяйственные бассейновые управления, геологические региональные центры, а также иные уполномоченные органы и управления Росгидромета.

От качества и своевременности продумывания комплекса мероприятий, которые касаются анализа различных водных ресурсов, напрямую зависит их безопасность для человека, экосистемы. При выявлении нарушителей законодательства, принятого в экологической области, к ним применяются административные наказания.

Читайте также: