На вопрос преподавателя студент н ответил что у каждой отрасли права и учебной дисциплины

Обновлено: 02.07.2024

Бозров Владимир Маирович — доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой судебной деятельности Уральской государственной юридической академии.

Рецензенты:

Азаров В. А. — заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор;

Колоколов Н. А. — заслуженный юрист РФ, доктор юридических наук, профессор.

Правоохранительные органы Российской Федерации. Прак­ тикум : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. В. М. БозП68 рова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 171 с. — Серия : Бакалавр.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов и всех тех, кто изучает систему юриспруденции.

Тема 3. Судебная власть и правосудие

Тема 4. Принципы правосудия

Тема 5. Судебная система Российской Федерации

Тема 6. Суды общей юрисдикции

Тема 7. Арбитражные суды в Российской Федерации

Тема 8. Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Тема 9. Дисциплинарное судебное присутствие

Тема 10. Правовой статус судей Российской Федерации.

. 65 Тема 11. Органы судейского сообщества

Тема 12. Прокуратура Российской Федерации

Тема 13. Органы раскрытия и расследования преступлений.

. 88 Тема 14. Министерство юстиции Российской Федерации. 94 Тема 15. Министерство внутренних дел Российской Федерации

Тема 16. Органы обеспечения государственной безопасности Российской Федерации

Тема 17. Институт Уполномоченного по правам человека.

. 110 Тема 18. Нотариат в Российской Федерации

Тема 19. Адвокатура в Российской Федерации

Тема 20. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации

Тема 21. Органы юстиции зарубежных стран

Бозров В. М., доктор юридических наук, профессор — темы 3, 4;

Зайцева И. И., кандидат юридических наук, доцент— темы 7, 9, 10, 20;

Кладова С. Ю., преподаватель — темы 4, 18, 21;

Кожевников О. А., кандидат юридических наук, доцент — темы 2, 12, 13, 16, 17;

Костовская Н. В., кандидат юридических наук, доцент — темы 4, 16;

Курченко В. Н., доктор юридических наук, профессор — тема 11;

Мехренцева Н. А., кандидат юридических наук, доцент — темы 1, 5;

Наделяева Т. В., преподаватель — темы 15, 18, 21;

Нелюбина А. А., кандидат юридических наук, доцент — тема 6;

Палеев П. А., доцент — тема 6;

Попова Е. А., доцент — тема 8;

Смирнов В. Н., кандидат юридических наук, доцент — темы 18, 19.

является самостоятельная работа студентов по изучению теории курса, законодательства, судебной и правоохранительной практики. Наряду с этим лекции, как основной вид занятий, формируют правовое мировоззрение студентов, дают основные знания по теории дисциплины, раскрывают наиболее сложные элементы курса, а семинарские занятия углубляют и закрепляют полученные на лекциях знания посредством более детального изучения законодательства, анализа и решения конкретных ситуационных проблем как теоретического, так и практического плана.

Предлагаемый практикум рекомендуется использовать прежде всего на семинарских занятиях, а также при подготовке к написанию курсовых и контрольных работ. Некоторые задачи могут стать предметом обсуждения на заседаниях студенческих научных кружков. Материалы практикума рекомендуется использовать в лекциях для усиления элемента проблемности рассматриваемого вопроса темы, а также проведения иных форм занятий.

Практикум составлен в соответствии с перечнем и содержанием тем, включенных в одноименный учебник, подготовленный (под ред. профессора Бозрова В. М., Юрайт, М., 2013) коллективом преподавателей кафедры судебной деятельности УрГЮА.

По каждой теме, включенной в практикум, даются компетенции, контрольные вопросы, рекомендуемая литература и задачи. Фактические данные, включенные в условия задач, позволяют сформулировать обоснованные ответы по тем или иным проблемным ситуациям теории и практики.

При подготовке к практическому занятию по конкретной теме обучаемый должен изучить соответствующий нормативный материал, а также основные литературные источники из числа рекомендуемых и быть готовым ответить на поставленные вопросы.

Приступая к решению задач, студент должен усвоить содержание задачи и сущность проблемы, подлежащей решению. Ответ должен быть полным и обоснованным со ссылкой на нормативные и научные источники.

Изучив настоящую тему, студент должен:

навыками работы с нормативными правовыми актами, касающимися организации деятельности правоохранительных органов.

контрольные вопросы и задачи

3. Назовите основные признаки правоохранительной деятельности.

4. Перечислите виды правоохранительной деятельности, изучаемые в данном курсе.

6. Относится ли суд к правоохранительным органам?

Задача 1 На вопрос преподавателя студент Н. ответил, что у каждой отрасли права и учебной дисциплины есть свой предмет и метод регулирования.

Задача 2 Отвечая на вопрос преподавателя, студент Н. на семинаре пояснил, что все государственные учреждения, занимающиеся охраной прав юридических и физических лиц, входят в систему правоохранительных органов. В качестве аргумента он сослался на Конституцию РФ, не называя при этом конкретные нормы.

Оцените правильность ответа. Приведите нормативные акты, в которых содержатся критерии правоохранительных органов и их признаки.

Задача 3 Между студентами на семинаре возникла дискуссия. Одни утверждали, что суды относятся к правоохранительным органам, поскольку они наряду с ФСБ, МВД и т.д. включены в учебник с одноименным названием. Другие отстаивали мнение о том, что суды нельзя относить к системе правоохранительных органов, ввиду того что помимо отправления правосудия у них нет других функций.

Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ ссылкой на нормативные акты. Дайте анализ принципам и признакам правосудия. Результаты анализа используйте при решении задачи.

нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.

2. Всеобщая Декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // РГ. — 1995. — 5 апреля (№ 67).

1. Анишина, В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации : курс лекций. — М., 2008.

2. Бойков, А. Д. Третья власть в России: очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990—1996 гг. — М., 1997.

3. Власенко, Н. А. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации : краткий курс лекций / Н. А. Власенко, А. Н. Власенко. — М., 2005.

4. Ершов, В. В. Судебная система России : учеб. пособие / В. В. Ершов, Н. В. Радутная. — М., 2001.

5. Колоколов, Н. А. О суде и судьях. Избранное. — М., 2010.

6. Колоколов, Н. А. Судебная власть: некоторые проблемы реформирования. — Курск, 2002.

7. Колоколов, Н. А. Теория судебных систем: особенности конституционного регулирования, судебного строительства и судебной деятельности в федеративном государстве / Н. А. Колоколов, С. Г. Павлинов. — М., 2007.

8. Кутафин, О. Е. Судебная власть в России: История. Документы : в 6 т. / О. Е. Кутафин, В. М. Лебедев, Г. Ю. Семигин. — М., 2003.

9. Лебедев, В. М. Судебная власть в современной России:

проблемы становления и развития. — М., 2001.

10. Правоохранительные органы Российской Федерации :

учебник для бакалавров / под ред. В. М. Бозрова. — М. :

11. Судебная власть / под ред. И. Л. Петрухина. — М., 2008.

Изучив настоящую тему, студент должен:

• знать понятие нормативных источников и их классификацию;

контрольные вопросы и задачи

1. Назовите критерии классификации нормативных актов о суде и правоохранительных органах.

2. Какое значение имеет Конституция РФ в регламентации организации и деятельности суда и правоохранительных органов?

3. Классифицируйте нормативные акты курса в зависимости от их юридической силы.

Задача 1 Государственный совет одной из республик в составе Российской Федерации принял закон о том, что кандидатура на должность прокурора республики в соответствии со ст. 129 Конституции РФ должна согласовываться с Главой республики и Государственным Советом Республики.

Относится ли данный закон к нормативным источникам курса?

Относится ли данный акт к нормативным источникам курса?

Задача 3 Президиум Верховного Суда РФ признал законным увольнение с занимаемой должности старшего лейтенанта полиции Б. в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе.

Относится ли данный акт к нормативным источникам курса?

Президент РФ издал Указы:

• о назначении начальника Управления МВД России по субъекту РФ;

• о назначении судьей арбитражного суда субъекта РФ;

• о назначении судьи членов президиума областного суда;

• о награждении судьи орденом Почета;

• о назначении руководителя управления Следственного комитета РФ по области;

• о присвоении воинского звания начальнику управления ФСБ по военному округу;

• о присвоении специальных званий высшего начальствующего состава сотрудникам органов внутренних дел РФ и назначении на должность сотрудников органов внутренних дел РФ;

• о назначении заместителя директора Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава РФ;

• об утверждении состава Национального антитеррористического комитета по должностям;

• о назначении на должность сотрудников Следственного комитета РФ;

• об учреждении знамени Федеральной службы судебных приставов и знамен ее территориальных органов;

• о представителе Президента РФ в Высшей квалификационной коллегии судей РФ;

• о порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства;

• о назначении и освобождении от обязанностей представителей Президента РФ в квалификационных коллегиях судей субъектов РФ;

• об увеличении должностных окладов судей в Российской Федерации;

• о предельной штатной численности органов внутренних дел РФ;

• об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел РФ по субъекту РФ;

• о присвоении классных чинов работникам органов прокуратуры РФ.

Какие из этих актов относятся к нормативным источникам курса?

Правительство РФ приняло:

Назовите нормативные источники курса.

нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // РГ. — 1993. — 12 дек.

1. Азми, Д. М. О кодификации российских законодательных актов. Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. — 2010. — № 4. — С. 26—29.

2. Алексеев, С. С. Государство и право: научный курс. — М. : Юрид. лит., 1993.

3. Алексеев, С. С. Проблемы теории права. — Свердловск, 1972.

4. Карнаухова, Е. В. Учет локальных нормативных правовых актов как вид их систематизации. Российский юридический журнал. — 2008. — № 6. — С. 172—180

5. Марченко, М. Н. Теория государства и права. — М. :

6. Морозова, Л. А. Теория государства и права. — М. :

7. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства. — М. : Норма, 1999.

8. Сабо, И. Основы теории права. — М., 1974.

9. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М. : Юристъ, 2004.

10. Четвернин, В. А. Введение в курс общей теории права и государства : учеб. пособие. — М. : Институт государства и права РАН, 2003.

судеБная власть и Правосудие

Изучив настоящую тему, студент должен:

• знать сущность судебной власти и правосудия, исторические, теоретические и правовые основы этих явлений, их взаимообусловленность и предназначение;

• уметь ориентироваться в проблемных вопросах темы и вести на данном уровне научную дискуссию; решать задачи по теме;

• владеть юридической терминологией по теме и навыками работы с нормативно-правовыми материалами применительно к анализируемой проблеме.

контрольные вопросы и задачи

1. Что понимается под властью вообще и государственной властью в частности?

2. Дайте определение судебной власти. Раскройте ее содержание и предназначение.

3. В чем заключается доктрина разделения властей?

4. Кого принято считать авторами идеи разделения властей и каковы различия в их взглядах?

5. Какое влияние оказали взгляды Дж. Локка и Ш. Л. Монтескье на формирование судебной власти в России?

6. Назовите конституционную форму реализации судебной власти в современной России. Какие точки зрения по этому поводу существуют в правовой науке?

7. Дайте определение признакам судебной власти.

8. Назовите признаки судебной власти и раскройте их предназначение.

9. Дайте определение суду как государственному органу власти.

10. Охарактеризуйте систему судов РФ.

11. Дайте определение правосудию и охарактеризуйте его сущность.

12. Назовите форму и виды правосудной деятельности и их правовую основу. Дайте анализ точек зрения ученых по этому поводу.

13. Каковы правовые основы правосудия?

14. Перечислите признаки правосудия и определите их предназначение.

15. Проанализируйте соотношение судебной власти и правосудия.

Задача 1 На семинарском занятии студент Н. пояснил, что основоположниками теории разделения властей являются Ш. Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо. Дополняя это пояснение, другой студент заявил, что идея разделения властей принадлежит исключительно Дж. Локку. Что же касается Ш. Л. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо, то они лишь развили эту теорию.

Кто из участников семинара прав? Обоснуйте свою точку зрения и раскройте сущность дифференциации государственной власти на примере Российской Федерации.

Задача 2 На вопрос преподавателя студент В. ответил, что общепринятая последовательность перечисления ветвей государственной власти не случайна. Она определяет иерархическую значимость каждого из них в общей системе государственной власти.

Обоснуйте свою точку зрения по данному поводу. Дайте определение судебной власти.

Задача 3 На семинарском занятии между студентами разгорелась дискуссия: одни утверждали, что Конституционный суд РФ — орган правосудия. Другие называли его особым органом конституционного контроля.

Какова ваша позиция по данному поводу? Дайте определение правосудию и назовите его принципы.

Задача 4 В региональный суд по разрешению споров в области спорта от гражданина Н. поступила жалоба на приговор районного суда, которым он, по его мнению, незаконно лишен

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-изменрительные материалы используются для оценивания знаний учащихся по дисциплине "Право".

к Рабочей программе дисциплины

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ"

Контрольно-измерительные материалы

по специальности 43.02.10 Туризм

на заседании ПЦК

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Нижегородский индустриальный колледж"

Разработчик: Евлампьева Т.Б., преподаватель права

1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1 Область применения контрольно-измерительных материалов

1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации

Результаты освоения

Основные показатели оценки результата и их критерии

- об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

-организационно-правовые формы юридических лиц;

- основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение;

-правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство;

-правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.

- особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

Дает определение и разъяснение:юридических терминов и понятий, таких как права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента).

Раскрывает содержание механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России; международные органы и способы международно-правовой защиты прав человека; формы и процедурусоздание, изменения и прекращения деятельности юридического лица; особенности осуществления различных видов гражданско-правовых договоров;

специфические черты опеки и попечительства; нормативно-правовое регулирование правового положения несовершеннолетних, с учетом норм гражданского, трудового и уголовного законодательства РФ.

- правильно употреблять основные правовыепонятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

- поиск, первичный анализ и использование правовой информации;

- обращение в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

- выбор соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;

- определение способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права.

Читайте также: