На сколько рабочих положен мастер

Обновлено: 04.07.2024

Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки

Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 12 октября 1989 года N 343/21-80.

С введением в действие нормативов времени, утвержденных указанным постановлением, признаны утратившими силу нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков, изд. 1980 и 1982 годов.

Сборник содержит нормативы времени для основных видов работ, выполняемых мастерами производственных участков:

- прием и сдача смены;

- выдача заданий на смену;

- контроль качества продукции;

- анализ технико-экономических показателей производственной деятельности участка;

- повышение квалификации кадров;

- охрана труда и техники безопасности;

- контроль за состоянием технологического оборудования;

- оформление и сдача нарядов;

- организация социалистического соревнования.

Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков рекомендуются для применения на предприятиях и в объединениях отраслей машиностроения и металлообработки.

Сборник разработан Центральным бюро нормативов по труду Госкомтруда СССР с участием предприятий и объединений следующих министерств (ведомств): Минавтосельхозмаша СССР, Минрыбхоза СССР, Минэлектротехприбора СССР, Миноборонпрома СССР, Минэнерго СССР, Минхиммаша СССР, Госагропрома СССР, Минлегпрома СССР.

I. Общая часть

1.1. Нормативы времени на работы, выполняемые мастерами производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки, предназначены для расчета укрупненных норм времени на работы, выполняемые мастерами, планирования их численности, а также разработки и корректировки отраслевых нормативов численности мастеров.

1.2. Сборник содержит нормативы оперативного времени (в чел.-ч) на принятую единицу измерения объема работы.

1.3. Нормативами охвачены следующие виды работ, связанные с деятельностью мастеров производственных участков на предприятиях отраслей машиностроения и металлообработки:

- прием и сдача смены;

- выдача заданий на смену;

- контроль качества продукции;

- анализ технико-экономических показателей производственной деятельности участка;

- повышение квалификации кадров;

- охрана труда и техники безопасности;

- контроль за состоянием технологического оборудования;

- оформление и сдача нарядов;

- организация социалистического соревнования.

1.4. В основу разработки нормативов времени положены:

- фотографии (самофотографии) рабочего времени;

- результаты анализа трудовых процессов и организации рабочих мест;

- данные оперативного учета и отчетности;

- данные обобщения, изучения и оценки различных нормативно-методических документов.

1.5. При разработке сборника использованы следующие материалы:

Нормирование труда служащих. Методические рекомендации. М., НИИ труда, 1979 год;

Отраслевые нормативные материалы, регламентирующие труд мастеров производственных участков.

Изменения, которые вносятся в постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС по вопросам организации, нормирования и производительности труда (утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1987 года N 548/П-9).

1.6. Нормы времени на выполнение единицы нормируемой работы рассчитывают по нормативу оперативного времени и определяют по формуле:

где: Нвр - норма времени на выполнение конкретного нормируемого вида работы, чел.-ч;

Н - норматив оперативного времени на выполнение данной работы, установленный по сборнику, чел.-ч;

К - коэффициент, учитывающий затраты времени на организационно-техническое обслуживание рабочего места, отдых (включая физкультурные паузы) и личные потребности, а также подготовительно-заключительные работы, в процентах к оперативному времени.

По результатам фотографий и самофотографий рабочего времени коэффициент (К) принимается равным 1,1.

1.7. До введения нормативов времени необходимо привести организационно-технические условия в подразделениях на рабочих местах в соответствие с запроектированными в нормативах.

1.8. На работы, не предусмотренные настоящим сборником, устанавливаются местные нормативы времени методами технического нормирования.

1.9. На основе нормативов времени производится расчет явочной численности мастеров.

1.10. С этой целью определяется за любой календарный период времени (смена, месяц, квартал, год) трудоемкость нормируемых работ (Тн) с учетом объема каждого вида выполняемых работ по формуле:


Тн = х V,

где: Нвр - затраты времени на выполнение конкретного нормируемого вида работ, чел.-ч;

Тн - трудоемкость нормируемых работ за принятый календарный период времени, чел.-ч;

V - объем конкретного вида работы, выполненной за этот период;

1, 2 … i - вид конкретной работы.

1.10.1. Трудоемкость ненормируемых работ (Тн.н.) определяется методом экспертных оценок с учетом объема выполненных работ.

1.10.2. Общая трудоемкость (То) работ рассчитывается по формуле:

где: Тн - трудоемкость нормируемых видов работ, чел.-ч;

Тн.н. - трудоемкость ненормируемых работ, чел.-ч.

1.10.3. Численность мастеров определяется по формуле:

где: Фп - полезный фонд рабочего времени одного работника в часах за принятый расчетный период времени.

1.11. В случае применения к нормативам времени на отдельные виды работ нескольких поправочных коэффициентов, общий поправочный коэффициент определяется как произведение всех применяемых коэффициентов.

Организация труда

Мастер является непосредственным руководителем первичного трудового коллектива, организатором труда и производства, воспитателем рабочих на участке. Он подчиняется старшему мастеру или начальнику цеха (участка), а при бесцеховой структуре управления - директору предприятия (производственной, структурной единицы). Все распоряжения, относящиеся к производственной деятельности участка, передаются для исполнения рабочим через мастера. Указания мастера являются обязательными для подчиненных ему рабочих.

В своей деятельности мастер руководствуется решениями партии и правительства, относящимися к его компетенции, законодательством о труде, плановыми заданиями, установленными участку, производственно-технической документацией, указаниями вышестоящих руководителей, правилами внутреннего трудового распорядка, инструкциями, Типовым положением о мастере производственного участка производственного объединения, предприятия и Законом СССР о Государственном предприятии.

Осуществляя руководство производственным участком, мастер обеспечивает выполнение плановых заданий по объему производства продукции в заданной номенклатуре (ассортименте) и социалистических обязательств при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и качества продукции на основе выявления и использования резервов производства на каждом рабочем месте, а также воспитание у рабочих чувства коллективизма, высокой ответственности за порученное дело.

Мастер содействует техническому прогрессу на участке, внедрению научной организации труда, механизации и автоматизации трудоемких процессов и ручных работ. Он обеспечивает полную загрузку оборудования и использование его технических возможностей, строгое соблюдение технологических процессов, экономное расходование сырья, материалов, топлива и электроэнергии.

Мастер осуществляет формирование бригад (их количественного, профессионального и квалификационного состава), разрабатывает и внедряет мероприятия по рациональному обслуживанию бригад, координирует их деятельность. Принимает меры по созданию укрупненных комплексных бригад, внедряет бригадный хозяйственный расчет и подряд.

Существенно меняется роль мастера в условиях развития коллективных форм организации и оплаты труда в производственных бригадах. Мастер освобождается от ряда передаваемых бригадиру трудоемких организаторских функций, таких как рациональное распределение работы внутри бригады, решение вопросов совмещения профессий и оперативной взаимозаменяемости, контроль дисциплины труда, часть функций технологического контроля, а также взаимоотношений с диспетчерской службой. При правильной организации хозрасчета бригада отвечает за экономию материалов и качество продукции. Но одновременно возрастает роль мастера в технической подготовке и обеспечении производства на участке, усиливается его влияние на повышение качества продукции, рост производительности труда, экономию материалов, топлива и энергии на основе разработки и осуществления необходимых мероприятий по внедрению более совершенной технологии, улучшению организации труда и производства. Большое внимание уделяет мастер организации обеспечения бригад материалами, полуфабрикатами, технологической оснасткой, документацией и нормами труда на основе постоянных деловых связей и сотрудничества со смежными производственными участками и функциональными службами.

Коллектив производственной бригады на общем собрании избирает открытым голосованием сроком, как правило, на один год совет бригады. В работе совета принимает участие мастер.

В целях повышения производительности труда на участке проводится своевременный пересмотр в установленном порядке норм трудовых затрат, внедрение технически обоснованных норм и нормированных заданий, разрабатываются и осуществляются мероприятия по снижению трудоемкости продукции. Мастер содействует развитию инициативы рабочих в пересмотре действующих норм, правильному и эффективному применению систем заработной платы и премирования, экономному расходованию фонда заработной платы, установленного участку. В этих же целях проводится внедрение методов и приемов туда, осуществляется организация многостаночного и многоагрегатного обслуживания, совмещение профессий, расширение зон обслуживания, совмещение профессий, расширение зон обслуживания и применение других прогрессивных форм труда.

На мастера участка возлагается проведение производственного инструктажа рабочих, обеспечение контроля за качественным выполнением порученной работы и осуществление мероприятий по предупреждению брака, соблюдение правил технической эксплуатации оборудования и инструментов, а также охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Способствуя развитию технического прогресса, мастер участвует в разработке новых и совершенствовании действующих процессов и режимов производства, а также составлении производственных графиков, обеспечивающих подготовку производства и равномерную (ритмичную) работу участков. Он создает в трудовом коллективе обстановку взаимной помощи и взыскательности, развивает у рабочих чувство высокой ответственности за порученное дело, проявляет заботу о повышении их профессионального мастерства, культурно-технического уровня и улучшения бытовых условий. Осуществляет мероприятия по повышению культуры производства, лучшему использованию рабочего времени, обеспечивает строгое соблюдение рабочими трудовой и производственной дисциплины, правил внутреннего и трудового распорядка.

Для решения стоящих перед трудовым коллективом задач мастер воспитывает у подчиненных сознательное отношение к труду, трудолюбие, творческую активность и инициативу, проявляет особую заботу о воспитании молодых рабочих, способствует развитию наставничества и коммунистического отношения к труду. Совместно с профсоюзной и комсомольской организациями мастер содействует социалистическому соревнованию и политико-воспитательной работе в коллективе.

Из средств премиального фонда мастер, по согласованию с профгрупоргом, премирует рабочих за достижение высоких качественных и количественных показателей, а также вносит предложения о поощрении за образцовую работу и успешное выполнение заданий или о привлечении к ответственности за нарушение трудовой и производственной дисциплины.

Основным способом выполнения работниками дополнительной работы является совмещение, которое не стоит путать с совместительством (другой регулярной оплачиваемой работой). И в отличие от совместительства, совмещению в Трудовом кодексе уделяется довольно мало внимания, что в результате вызывает у работодателей много вопросов. Что можно отнести к увеличению объема работ и расширению зон обслуживания? Как правильно оформляется совмещение? Как определяется доплата за совмещение? Должен ли устанавливаться срок совмещения?

Напомним положения Трудового кодекса. В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату.

При этом дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а дополнительная работа по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания или увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручено выполнение дополнительной работы как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Для начала разберемся с определениями дополнительной работы.

Совмещение профессий (должностей)

Такое совмещение осуществляется, если работнику поручается работа по профессии (должности), отличной от основной профессии (должности), предусмотренной трудовым договором.

Например, секретарь может выполнять дополнительную работу по должности специалиста по кадрам, бухгалтер – по должности кассира и т. д.

При этом совмещаемая должность в обязательном порядке должна быть предусмотрена штатным расписанием. И ситуация, когда работодатель поручает выполнять работнику дополнительную работу по другой профессии, но должности, которой в организации не существует, не только не будет считаться совмещением, но может быть признана нарушением трудового законодательства. То есть совмещение профессий (должностей) может осуществляться или в случае исполнения обязанностей временно отсутствующего работника, или в случае, когда эта должность вакантна.

Не будет совмещением и ситуация, когда работник принимается на комбинированную должность (например, водитель-охранник), что отражено в штатном расписании и должностной инструкции.

Бывает, что исполнение обязанностей отсутствующего работника установлено должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью трудового договора. Например, заместителю руководителя определено, что он исполняет обязанности руководителя на время его отсутствия. Должна ли такому работнику осуществляться доплата за совмещение должностей? Ответ на этот вопрос дается в Письме Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 22-2-897. В нем отмечается, что выполнение работы другого работника со схожей трудовой функцией, предусмотренной должностной инструкцией, являющейся неотъемлемой частью трудового договора, не предполагает осуществления доплат, поскольку в таком случае данная работа выполняется в рамках заключенного трудового договора.

Расширение зон обслуживания и увеличение объема работ

Расширение зон обслуживания и увеличение объема работ допускаются по такой же профессии или должности, но в большем объеме по сравнению с тем, который предусмотрен трудовым договором.

При этом расширение зон обслуживания подразумевает возложение дополнительных обязанностей на работах с четким разделением границ, то есть когда работа предполагает наличие зон или участков (например, социальный работник, врач, уборщица).

Увеличение объема работы – помимо основной работы, работнику поручается аналогичная дополнительная работа, то есть увеличивается объем ранее выполняемой работы. Например, когда бухгалтер выполняет дополнительную аналогичную работу вместо другого, уволившегося бухгалтера.

Обратите внимание: расширение зон обслуживания и увеличение объема работы, так же как и при совмещении должностей, применяются при наличии свободных вакансий, предусмотренных штатным расписанием, иначе осуществление доплат за выполнение дополнительной работы и их учет при определении размера государственных гарантий (в том числе государственных пособий в связи с материнством) могут быть признаны проверяющими органами необоснованными (см. Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 № 15АП-15046/2011).

При этом также следует отметить, что согласно ст. 60.2 ТК РФ и совмещение должностей, и расширение зон обслуживания, и увеличение объема работ могут осуществляться при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника.

Вопрос:

Можно ли считать увеличением объема работ ситуацию, когда сотрудник по своим должностным обязанностям выполняет больший объем работ, чем для него был предусмотрен при приеме на работу, и можно ли установить за это доплату?

Ответ:

Поскольку и совмещение должностей, и увеличение объема работ, и расширение зон обслуживания возможны либо при наличии вакантных должностей, либо в случае временного отсутствия основного работника, совмещения в данном случае не происходит.

Увеличить работнику объем работ по сравнению с тем, который ему был установлен при приеме на работу, можно как с согласия работника, так и без него, если при этом не изменяется его трудовая функция либо если увеличение объема работы происходит в рамках тех же должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией или квалификационными справочниками (профессиональными стандартами). Подобные выводы делают судьи (см., например, Апелляционное определение Московского городского суда от 30.03.2015 по делу № 33-10398/2015).

Таким образом, установить работнику доплату как за увеличение объема работ не получится. Но можно либо повысить оклад, либо определить стимулирующую надбавку, например, за интенсивность работы, если таковая предусмотрена положением об оплате труда.

Если для работников изначально были установлены нормы труда, то они подлежат пересмотру в соответствии со ст. 162 ТК РФ, согласно которой локальные нормативные акты, предполагающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца.

Оформление совмещения

Исходя из ст. 60.2 и 151 ТК РФ при поручении совмещения должно быть как минимум два документа: письменное согласие работника и соглашение между работником и работодателем. При этом в письменном согласии указываются срок совмещения, содержание и объем работы, а в соглашении – размер доплаты за выполнение дополнительной работы.

На практике все условия совмещения удобнее оформить одним документом – соглашением. Оно может быть составлено как отдельное соглашение или как дополнительное соглашение к трудовому договору. Что выбрать, решать работодателю.

В пользу заключения отдельного соглашения, не являющегося неотъемлемой частью трудового договора, говорит то, что определенные сторонами условия трудового договора в данном случае не изменяются и работнику поручается дополнительная работа, выполнение которой не предусмотрено трудовым договором.

Основанием для заключения дополнительного соглашения к трудовому договору считается тот факт, что при поручении сотруднику дополнительной работы происходит изменение определенных сторонами условий (расширение круга должностных обязанностей работника или увеличение объема его работы). И поскольку в трудовом договоре указывается трудовая функция (трудовые обязанности, выполняемые по должности, профессии), изменение определенных сторонами условий трудового договора возможно только по соглашению сторон, оформленному в письменном виде (ст. 72, ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

На основании одного из этих документов руководителем организации издается соответствующий приказ.

Обратите внимание: отдельный приказ о работе по совмещению издается и в случае, если условие о совмещении было изначально включено в трудовой договор.

Согласно ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ работник вправе досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Как следует из данного положения, ни работник, ни работодатель не обязаны указывать причину, по которой они досрочно отказываются от соглашения о выполнении дополнительной работы.

Условия соглашения

Содержание и объем дополнительной работы

Поскольку в силу ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, в соглашении следует указывать конкретные дополнительные обязанности, которые поручаются выполнять работнику, или объем дополнительной работы.

В случае необходимости работника также следует ознакомить под подпись и с инструкциями по охране труда по совмещаемой должности.

К сведению: если замещаемый работник является материально ответственным лицом, то с работником, который его замещает, нужно заключить договор о материальной ответственности.

Срок совмещения

Некоторые работодатели сомневаются, обязательно ли в соглашении указывать срок выполнения дополнительной работы, особенно когда срок установить не получается, например при совмещении вакантных должностей.

Отвечаем: срок отражать нужно, потому что этого требует ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ. Кроме того, в силу ч. 4 ст. 60.2 ТК РФ, как уже было отмечено, работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, что также говорит о срочном характере совмещения.

Доплата за совмещение

Правила, по которым назначается такая доплата, а также ее минимальный и максимальный размеры законодательством не установлены. Размер доплаты определяется по соглашению работника с работодателем с учетом содержания и объема дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).

Доплата может быть установлена:

в твердой сумме;

в процентах от часовой (дневной) ставки или оклада работника;

в процентах от часовой (дневной) ставки или оклада по замещаемой профессии (должности).

При этом, устанавливая доплату, следует учитывать, что она должна быть одинаковой, если разные работники выполняют аналогичную дополнительную работу или когда два работника совмещают одну должность или одинаковые должности. Так, работникам установлена доплата в размере 20 % от их оклада. И если оклады у работников разные, то и размер доплаты получится разный.

Подобные ситуации Роструд назвал дискриминацией в сфере оплаты труда, а она согласно принципам трудового законодательства запрещена. В силу ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату труда равной ценности.

Обратите внимание: доплаты, выплачиваемые работникам за совмещение профессий (должностей), включаются в средний заработок во всех случаях его исчисления: для оплаты отпусков, больничных, пенсий и в других случаях.

Если в организации нет вакантных должностей

Многих работодателей интересует: можно ли в случае отсутствия вакантных должностей поручить штатному работнику дополнительную работу путем заключения гражданско-правового договора?

Обратимся к гражданскому законодательству. В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (ст. 421 ГК РФ). Ограничений на заключение гражданско-правовых договоров между организацией и ее работником (штатным сотрудником) гражданским законодательством не установлено. То есть наличие трудового договора не исключает наличие гражданско-правового. Данную точку зрения подтверждают письма государственных органов (см., например, письма ФНС РФ от 13.07.2010 № ШС-37-3/6521, Минфина РФ от 21.09.2012 № 03-03-06/1/495).

Заключать гражданско-правовой договор для выполнения определенной работы можно только при отсутствии должностей, по которым такая работа может выполняться.

Заключается он, как правило, для исполнения разовых работ, когда конкретный результат работы (услуги) в количественных или качественных показателях должен быть сдан заказчику (работодателю) в объеме, предусмотренном договором.

Со штатными работниками чаще всего заключается договор подряда (гл. 37 ГК РФ) или возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Но могут быть заключены и договоры перевозки (гл. 40 ГК РФ), поручения (гл. 49 ГК РФ), комиссии (гл. 51 ГК РФ), агентский договор (гл. 52 ГК РФ).

К сведению: по договору подряда одна сторона (подрядчик) по заданию другой стороны (заказчика) обязуется выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).

По договору возмездного оказания услуг исполнитель по заданию заказчика обязуется оказать услуги (совершить определенную деятельность), а заказчик – оплатить выполнение данных услуг (ст. 779 ГК РФ).

Риск в заключении гражданско-правового договора связан с тем, что отношения, возникшие на его основании, могут быть признаны трудовыми (ст. 19.1 ТК РФ).

В результате при заключении гражданско-правового договора следует иметь в виду, что законодательство РФ допускает привлечение лиц к работе на основании договоров гражданско-правового характера только в случаях, если данные договоры фактически не регулируют трудовые отношения между работником и работодателем, то есть физические лица по договору гражданско-правового характера выполняют иную оплачиваемую работу, не предусмотренную трудовым договором (Письмо Минтруда РФ от 13.08.2014 № 17-3/В-383).

Таким образом, если работник в рамках, например, договора оказания услуг будет оказывать услуги, каким-либо образом схожие с его обязанностями по трудовому договору, взаимоотношения сторон могут быть признаны трудовыми.

Помимо схожей трудовой функции, гражданско-правовые договоры могут быть переквалифицированы в трудовые и по другим признакам. Например, когда работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, если ему выплачивается заработная плата вместо вознаграждения, когда договор заключается для выполнения текущих, систематических работ с одними и теми же лицами, когда договор не имеет срока или содержит условия трудового договора, установленные ст. 57 ТК РФ, и т. д.

Обратите внимание: заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ).

Контролирующие органы могут обратить внимание и на то, когда именно выполняется работа по гражданско-правовому договору. Поскольку в течение рабочего времени работник должен исполнять обязанности по трудовому договору, за что он получает соответствующую оплату труда, выполнять работу в рамках гражданско-правовых отношений он должен в свободное от исполнения обязанностей по трудовому договору время.

Итак, можно сделать вывод, что заключить гражданско-правовой договор можно со штатным работником организации, если:

выполняемая работа не предусмотрена трудовым договором;

в гражданско-правовом договоре отсутствуют признаки трудового договора;

отношения между работодателем и работником регулируются нормами гражданского, а не трудового законодательства;

работа осуществляется в свободное от работы по трудовому договору время.

Подводя итог, сформулируем основные принципы совмещения.

1. Совмещение осуществляется двумя способами:

совмещение профессий (должностей), когда дополнительные обязанности исполняются по другой должности (профессии);

расширение зон обслуживания или увеличение объема работ, когда дополнительные обязанности исполняются по аналогичной должности (профессии).

2. Совмещение может осуществляться только при наличии вакантных должностей или замещении временно отсутствующего работника.

3. Совмещение оформляется соглашением (дополнительным соглашением к трудовому договору) и приказом.

4. Обязательными условиями соглашения являются:

содержание и объем работы;

5. Соглашение может быть расторгнуто по инициативе любой из сторон без указания причин.

6. При совмещении одной должности (профессии) несколькими работниками или осуществлении одного вида или объема работ доплата должна быть одинаковой.

При отсутствии вакантных должностей дополнительную работу можно осуществлять и путем заключения гражданско-правовых договоров.

При этом если у работодателя есть сомнения, что по отдельным признакам такой договор или такие отношения напоминают трудовые, то не стоит рисковать и заключать договоры гражданско-правового характера. Лучше включить в штатное расписание новую ставку или 0,5 ставки и оформить в отношении них совмещение или совместительство.

Рекомендуйте статью коллегам:

Комментарии читателей


Статья неплохая, но учитывает не все ньюансы, возникающие на почве трудовых отношений. Допустим, есть трое рабочих, например водители погрузчика. Их трудовая деятельность в организации регулируется как трудовым договором, так и кучей инструкций. Причем в трудовом договоре указана лишь профессия, разряд, цех и структурное подразделение. Так же есть три рабочих места с абсолютно разными условиями труда. В инструкции по охране труда четко прописаны ограничения, как по транспортировке грузов, так и скоростному режиму. Представим что один временно отсутствует (заболел, в отпуске и т.д.). Так вот, получается, что оформив на оставшихся двух водителей обязанности третьего, работодатель вынуждает их нарушать рабочие инструкции. Потому как, значительно увеличившаяся территория обслуживания, непропорционально увеличивает интенсивность работы, местами до неприличных размеров, а остановка производства грозит не только потерей премии, но и дисциплинарными взысканиями. 0 0


В соответствии со статьей 60.2 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату. Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Следовательно, совмещение — это выполнение дополнительной работы.

Чтобы считать работу дополнительной, она должна иметь следующие признаки:

  • Выполнение дополнительной работы наряду с основной;
  • Выполняемая работа не должна быть предусмотрена трудовым договором с работником;
  • Дополнительная работа выполняется исключительно в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени, а не за ее пределами.

Несмотря на то, что работник выполняет работу по указанной в штатном расписании должности, она за ним не закрепляется, т.к. эта работа дополнительная, которая не указывается в трудовом договоре.

Кроме того, в тех случаях, когда работодатель захочет сократить должность, по которой работнику поручено совмещение, работодатель не обязан предоставлять такому работнику гарантии, которые обычно предоставляются при сокращении. В таком случае работодатель должен будет издать приказ об отмене совмещения.

Согласно законодательству, за работниками, занятыми на работах с вредными условиями труда, совмещающими профессии (должности) и выполняющими свою основную работу в полном объеме, сохраняются установленные льготы в связи с условиями труда (дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день, бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания) независимо от того, установлены ли эти льготы по совмещенным профессиям (должностям).

Работникам, которым по основной профессии (должности) какие-либо льготы действующим законодательством РФ не предусмотрены, а по совмещаемой профессии (должности) предусмотрены, эти льготы должны предоставляться только за те дни, в которые работник работал по совмещаемой профессии (должности) не менее половины рабочего дня.

Порядок оформления совмещения, содержание соглашения

Для оформления совмещения работнику и работодателю необходимо заключить соглашение и издать приказ о совмещении профессии (должностей)/ о поручении дополнительной работы.

При этом соглашение о совмещении профессий не является аналогом дополнительного соглашения к трудовому договору, так как исходя из самого смысла работы, не предусмотренной договором, следует, что такая работа должна выходить за рамки трудового договора и, следовательно, не может отражаться в трудовом договоре (ведь дополнительное соглашение — это неотъемлемая часть трудового договора!), иначе такая работу уже будет предусмотрена трудовым договором.

В соглашении стороны оговаривают доплату за совмещение (совмещение профессий всегда должно оплачиваться, так как по факту является увеличением объемов работы) с учетом содержания и объема дополнительной работы.

Минимальных либо максимальных размеров оплаты трудовым законодательством не предусмотрено. Но не стоит забывать, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Соглашение должно позволять определить конкретный размер доплаты с учетом всех обстоятельств, при этом размер доплаты может быть определен как в процентах от оклада работника, так и в твердой сумме.

Стоит отметить, что если условие о размере доплаты не было согласовано сторонами, но факт выполнения дополнительной работы признан доказанным, суд может взыскать доплату в размере, указанном работником, если сочтет его соответствующим содержанию и объему дополнительной работы.

Доплата за совмещение — это компенсационная выплата за выполнение работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Она включается в состав заработной платы по основной должности.

Если по основной должности сотрудник отработал неполный месяц, то и доплата начисляется пропорционально отработанному времени по основной должности.

Приказ издается в произвольной форме. В приказе необходимо указать:

  • Вид дополнительной работы — совмещение профессий (должностей);
  • Содержание и объем выполняемой дополнительной работы;
  • Срок, в течение которого работником будет выполняться дополнительная работа.

Для оформления совмещения работником какие-либо документы работником не предоставляются, записи в трудовую книжку не вносятся.

В настоящее время каких-либо ограничений для совмещения и других видов дополнительной работы не установлено, поэтому совмещать должности, исполнять обязанности отсутствующего, а также осуществлять расширение зон обслуживания, увеличение объема работы могут все работники, в том числе совместители и сотрудники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Из указанного выше следует, что вопрос о количестве совмещаемых профессий (должностей), непосредственно объеме работы и самих должностях разрешаются по соглашению между работником и работодателем.

При совмещении испытательный срок работнику не устанавливается.

Время работы и время отдыха

Обязанности работник обязан выполнять в течение всего рабочего дня наряду с основными должностными обязанностями в соответствии с режимом работы и работодателя (в т.ч. время обеденного перерыва, а также иные перерывы для отдыха).

Отдельного отпуска за выполнение дополнительных обязанностей не предоставляется.

Исчисление пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется также из заработка, получаемого по основной работе с учетом платы за дополнительную работу.

Порядок прекращения совмещения

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

При досрочной отмене поручения работодатель издает приказ об отмене выполнения дополнительной работы с определенной даты.

Если выполнение дополнительной работы прекращается досрочно по инициативе работника, он подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает исполнять дополнительные обязанности. Приказ в такой ситуации издавать не обязательно, так как совмещение прекратится либо с даты, указанной в заявлении, либо по истечении трех рабочих дней со дня подачи заявления.

Издается соответствующий приказ в свободной форме, с которым работник знакомится пол роспись.

Если инициатива со стороны работника — работник подает на имя работодателя соответствующее заявление и по истечении срока предупреждения перестает выполнять доп.обязанности.

Если работодатель и работник в соглашении согласовали срок выполнения дополнительной работы и такой срок подходит к концу, то в таком случае стоны не обязаны предупреждать друг друга о прекращении совмещения, также не нужно и издавать соответствующий приказ.

Дисциплинарная ответственность

Статья 192 ТК РФ определяет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей является дисциплинарным проступком, за совершение которого работодатель имеет право применить дисциплинарное взыскание.

Дополнительная работа (совмещение) не предусматривается в трудовом договоре, но так как поручена работнику с его письменного согласия и оформляется соответствующим приказом работодателя, то выполнение такой дополнительной работы входит в число трудовых обязанностей работника.

Соответственно, ненадлежащее выполнение дополнительной работы, порученной в порядке статьи 60.2 ТК РФ, дает работодателю право привлечь виновного в этом работника к дисциплинарной ответственности. Об этом же говорит и судебная практика: согласившись на дополнительную работу, работник должен добросовестно выполнять связанные с ней обязанности и нести ответственность в случае их неисполнения. Досрочная же отмена работодателем поручения о выполнении дополнительной работы не является дисциплинарным взысканием, следовательно, не должна рассматриваться как применение второго дисциплинарного взыскания за тот же дисциплинарный проступок.

АКЦИЯ ГОДА

Фото: Pixabay

Если постоянно заваливает работой и домашними делами, возможно, стоит пересмотреть подход к планированию. Управление временем — целая наука. Рассказываем, как работает тайм-менеджмент и как управлять своим временем

Что такое тайм-менеджмент

Экономист Питер Друкер писал, что менеджмент будет все больше выходить за рамки коммерческих предприятий, где появился в попытке организовать производство вещей.

Тайм-менеджмент — это техники и методы для управления временем. Это самоорганизация и управление собой. Тайм-менеджмент помогает человеку или компании планировать время и экономить ресурсы.

Например, если завалило работой, а вы не знаете, за что браться в первую очередь, следует расставить приоритеты. Матрица Эйзенхауэра помогает разобраться, какие задачи срочные и важные, а какие просто отвлекают.

Чем больше задуманного мы успеваем сделать, тем лучше качество нашей работы и жизни в целом. А в условиях цифровой трансформации и ускорения изменений, четкое распоряжение временем помогает сохранять фокус на целях и не отклоняться от курса.

Принципы тайм-менеджмента

Практически все существующие методы управления временем состоят из трех компонентов: приоритизации, планирования и структурирования.

  1. Приоритизация. Чтобы выполнить задачу, нужно определить, насколько она срочная, сложная и важная, и только потом приступить к ее выполнению.
  2. Планирование. Чтобы выполнить задачу, нужно разобраться, когда ее следует сделать и сколько времени на это уйдет.
  3. Структурирование. Чтобы выполнить задачу, нужно понять, как отслеживать ее выполнение и результаты.

Большая часть техник тайм-менеджмента опирается на структурирование и приоритизацию, и только малая часть — сложная комбинация всех трех принципов. Мы разберем 15 лучших методов тайм-менеджмента: от простых техник к сложным системам управления.

Лучшие методы тайм-менеджмента

1. Подготовка с вечера

Подготовка с вечера подойдет тем, кому трудно вставать рано утром — совет психолога Ника Уигнала [1]. Записывайте рабочие и личные задачи на завтра в конце рабочего дня. Так вы поймете свою нагрузку заранее и распределите задачи без утренней спешки. Можно готовить вечером план задач, рабочую одежду или обед с собой, если вы работаете вне дома.

План задач на завтра можно составлять в блокноте на бумаге или в приложении

2. Хотя бы N минут

Фото:РБК Тренды

3. Дедлайны

5. Мелкие задачи

Это полная противоположность предыдущему методу. Делайте мелкие задачи — на 1–2 минуты — первыми, по возможности в тот же момент. Например, проверьте почту и оборудование, отправьте запросы или раздайте задачи. Это правило взято из метода Getting Things Done (GTD) бизнес-тренера Дэвида Аллена [5].

6. Автофокус

7. Сделайте это завтра



8. Деление большой задачи

9. Одна задача в один промежуток времени

Многозадачность в интеллектуальном труде не работает. В 2009 году исследователи из Университета Стенфорда провели эксперимент [8]. Они выяснили, что когда человек делает несколько интеллектуальных дел одновременно, например, читает и разговаривает по телефону, то хуже запоминает и содержание разговора, и прочитанное. При этом не может определить, какая информация была важной, а какую можно было опустить. Если человек работает только над одним делом в один промежуток времени, он лучше справляется с задачей и хорошо запоминает информацию.

10. Методы фиксированного времени

Сюда относят методы работы по таймеру. Если завести привычку работать по таймеру, вы будете знать цену своему времени, работать продуктивнее, научитесь управлять ожиданиями, натренируете силу воли и предотвратите выгорание.

Чаще всего таймер Pomodoro выглядит так

Если хотите попробовать методы на практике, помните, что в них одинаково важны не только промежутки работы, но и промежутки отдыха. Чтобы методы работали, важно отдыхать и возвращаться к задаче в установленное время.

11. Принцип девяти дел

12. Канбан

Канбан — это метод организации работы, чтобы распределять нагрузку между людьми и делать работу точно в срок. Метод помогает видеть нарастающий темп работы и ничего не забывать.

Фото:Shutterstock

13. Хронометраж

Экономист и автор книг по тайм-менеджменту Глеб Архангельский считает, что в основе планирования — понимание, где время расходуется эффективно, а где не очень. Архангельский предлагает планировать в три этапа.

  • Зафиксировать. В течение нескольких недель раз в один-два часа фиксируйте выполненные задачи и время, которое понадобилось на их выполнение. Дела на две-три минуты можно опустить. Цель этапа — фиксация, стороннее наблюдение за собой.
  • Найти важное. По прошествии этих недель отметьте в той же тетради, когда время было потрачено с пользой, когда можно было сделать задачу быстрее, а когда время пропало впустую.
  • Планировать. Скорректируйте расписание и процесс работы на основе своей статистики.

14. Матрица Эйзенхауэра

Система ведения дел и приоритизации, которую придумал 34-й президент США Дуайт Эйзенхауэр в середине XX века. Все текущие и будущие дела распределяют по четырем категориям матрицы в зависимости от их срочности и важности. Матрицей сложно пользоваться постоянно, но можно периодически к ней возвращаться, если завалило работой и домашними делами. Вот как ей пользоваться.

Матрица Эйзенхауэра

15. Тайм-менеджмент по хронотипу

Метод подойдет тем, кто хочет составить для себя идеальный распорядок дня. Кандидат медицинских наук и клинический психолог Майкл Бреус считает [12], что существует четыре хронотипа. У каждого из них свое идеальное время для пробуждения, пик продуктивности и режим сна:

Бреус считает: если подстроить личное и рабочее расписание под собственные биоритмы, качество жизни станет намного лучше.

Приложения для управления временем

Эти приложения пригодятся, чтобы управлять задачами. Они подходят для большинства методов тайм-менеджмента из нашего списка.

На основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 "Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь", Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять Методические рекомендации по установлению норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций согласно приложению.

2. Главному управлению труда и заработной платы и Научно-исследовательскому институту труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь обеспечить опубликование настоящего постановления в бюллетене Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2005 г.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В создании экономичного и эффективного аппарата управления коммерческой организации, осуществляющего как функциональное управление всеми сторонами деятельности организации, так и управление производственными структурными подразделениями, важное значение имеет система нормативов по труду для руководителей, специалистов и других служащих. Неотъемлемым элементом системы нормативов являются нормы управляемости.

Нормы управляемости, отражая прогрессивные тенденции совершенствования управления производством, позволяют рационально и эффективно организовать работу аппарата управления.

Норма управляемости - это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Рекомендуемые нормы управляемости руководителей функциональных структурных подразделений коммерческих организаций приведены в Рекомендациях по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 марта 2004 г. N 25.

Нормы управляемости, обязательные для применения в коммерческих организациях, изложены в Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 марта 2004 г. N 31.

Методические рекомендации предназначены для применения отраслевыми научно- и нормативно-исследовательскими организациями при разработке норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений коммерческих организаций, а также могут быть использованы при разработке отраслевых рекомендаций, учитывающих специфические особенности, как в организации производства, так и в построении организационных структур управления организациями.

1. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ НОРМ УПРАВЛЯЕМОСТИ

Разработка норм управляемости основывается на изучении влияния различных факторов на трудоемкость управления подчиненными работниками и их фактической численности.

Последовательность разработки норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений организаций можно изобразить в виде схемы.

Схема разработки норм управляемости для руководителей производственных структурных подразделений организаций

2. ВЫБОР БАЗОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В подготовительный период определяют показатели, на основании анализа которых производится выбор базовых организаций для разработки норм управляемости.

Показателями, используемыми для отнесения организаций к числу базовых, являются: рентабельность, прибыль, рост объемов производства и производительность труда.

Анализ показателей проводится не менее чем за 3 года, что позволяет установить динамику показателей и исключить тем самым возможность случайного отбора организаций в качестве базовых.

При выборе организаций необходимо соблюдать определенные пропорции с точки зрения представительства их по объему производства и численности рабочих. Необходимо учитывать, что для обеспечения прогрессивности норм управляемости удельный вес относительно крупных организаций, отличающихся, как правило, более высоким уровнем организации производства и управления в производственных структурных подразделениях, должен быть выше. При этом следует учитывать, что чем больше организаций, отобранных в качестве базовых, тем точнее рассчитываются коэффициенты регрессии нормативных формул.

3. ВЫБОР ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ТРУДОЕМКОСТЬ РУКОВОДСТВА ПОДЧИНЕННЫМИ РАБОТНИКАМИ

Параллельно с выбором базовых организаций на основе логического анализа определяются факторы, влияющие на трудоемкость управления подчиненными работниками. При выборе факторов целесообразно в качестве основных принимать те из них, числовые величины которых могут быть точно определены из статистической и бухгалтерской отчетности. Следует отказываться от факторов, требующих проведения специальных расчетов для их определения.

Если на основе логического анализа нельзя установить, является ли тот или иной фактор существенным, то такой фактор также можно включить в форму запроса данных. Вопрос об исключении этого фактора из последующих расчетов будет решаться в дальнейшем при определении степени его влияния на трудоемкость управления.

При разработке норм управляемости для мастеров в качестве факторов могут быть приняты:

численность рабочих в цехе (участке);

объем выполняемых работ в натуральных измерителях;

номенклатура выпускаемой продукции;

средний разряд работ (рабочих);

количество смен работы;

количество рабочих мест на участке;

количество технологических операций;

В целях обеспечения единообразия полученных с базовых организаций исходных данных и факторов необходимо заранее подготовить формы для их получения.

Примерная форма запроса данных, характеризующая производственные участки, приведена в таблице 1.

Характеристика производственных участков

Кроме факторов, установленных на основе логического анализа, базовые организации представляют следующие исходные данные:

общие сведения об организации (наименование, местонахождение, подчиненность, основные виды продукции в абсолютных величинах и т.п.);

штатное расписание руководителей, специалистов и других служащих в разрезе функциональных и производственных структурных подразделений;

среднесписочную численность работников по категориям;

должностные инструкции руководителей производственных структурных подразделений, а при необходимости и функциональных подразделений.

4. СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ

При подготовке исходных данных для выбора существенных факторов, влияющих на трудоемкость управления подчиненными работниками, на основе определения степени влияния каждого из них с помощью корреляционного анализа необходимо учитывать следующее:

если по каким-либо объективным или субъективным обстоятельствам в число базовых входят организации, резко отличающиеся от основной совокупности организаций по значениям отдельных факторов, то такие организации должны быть из анализа исключены;

исходные данные должны быть проанализированы с точки зрения их доброкачественности. Те данные, которые вызывают сомнения в их правильности, должны быть либо уточнены, либо исключены из дальнейшего анализа.

Учитывая, что в настоящее время происходит дробление производственных структурных подразделений, необходимо проводить анализ организации труда и затрат рабочего времени на рабочих местах и на этой основе производить построение рационального баланса затрат рабочего времени.

Исходными материалами для построения рационального баланса служат данные о затратах рабочего времени, полученные методом выборочного изучения, - фотографии и самофотографии рабочего дня, а также моментных наблюдений.

При анализе полученных данных необходимо также использовать положения о производственных структурных подразделениях и должностные инструкции руководителей с целью установления выполнения ими свойственных, несвойственных и дополнительных работ.

По результатам анализа строится баланс затрат рабочего времени (табл. 2).

Баланс затрат рабочего времени (условный пример)

Фактическая численность рабочих, закрепленных за одним мастером, - 38 чел.

Читайте также: