На основе соблюдения и уважения чего осуществляет свою деятельность полиция

Обновлено: 14.05.2024

Прикрепленные файлы: 1 файл

3 Принципы деятельности полиции.docx

.3 Принципы деятельности полиции

положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым;

принцип - это не любое, а основное, иначе говоря, отражающее сущность деятельности полиции, правило. Действия (бездействие) сотрудников полиции, в процессе осуществления которых нарушаются принципы деятельности полиции, не могут быть признаны законными;

несоблюдение требований одного принципа деятельности полиции неминуемо приводит к нарушению положений какого-либо иного принципа рассматриваемого вида правоприменения;

принципы деятельности полиции всегда отражают ее гуманизм.

Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Однако осуществление этих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности.

Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма.

Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства.

Никакие благородные цели не могут оправдать факт не предусмотренного законом нарушения прав, свобод и законных интересов гражданина, применения к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также непредусмотренного законом (необоснованного) насилия (принуждения).

Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина.

Частью 2 этой статьи предусмотрено, что деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, подлежит немедленному прекращению в случаях, когда достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Тем самым в данной норме, представляющейся носящей довольно декларативный характер, определено соотношение между деятельностью полиции и ограничением прав и свобод граждан.

Положения, закрепленные в части 3 данной статьи, детализируются ст. 9, ч. 4 ст. 164, ч. 2 ст. 202 УПК РФ, ч. 3 ст. 1.6, ч. 2 ст. 3.1, ч. 1 ст. 24.3 КоАП РФ, а равно некоторыми другими нормативными правовыми актами. Так, согласно пункт 13 Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21 июня 2003 года №438, сотрудники полиции, исполняющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу. Они обязаны проявлять бдительность, особенно при сопровождении подозреваемого и обвиняемого, с тем чтобы исключить случаи уклонения его от явки к месту вызова либо причинения себе или окружающим какого-либо вреда.

Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина после того, как он представился и выслушал гражданина, прежде всего обязан в пределах своих полномочий принять необходимые меры. Только тогда, когда он не имеет права принять таковые, он должен разъяснить гражданину, в чью компетенцию входит решение поставленного перед ним вопроса.

В части 3 статьи 6 Федерального закона закреплен запрет подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. Таким образом, подобного рода деятельность сотрудника полиции становится противоправной. Данное положение имеет важное значение. Теперь сотрудники полиции не только не должны склонять доверенных лиц и т.п. к совершению правонарушений. Они не вправе провоцировать совершение таковых.

Закрепленный в части 4 статьи 6 данного Федерального закона запрет ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства как на оправдание сотрудником полиции собственных действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей не исключает применения в отношении рассматриваемых должностных лиц действующих институтов, предусмотренных специальными отраслями права.

К примеру, на сотрудников полиции, так же как и на любое другое физическое лицо, распространяются обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск и исполнение приказа или распоряжения (ст. ст. 37 - 42 УК РФ).

Действуют в отношении сотрудника полиции также правила ст. 2.7 КоАП РФ. Не является административным правонарушением причинение сотрудником полиции вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Незаконные с позиции гражданина действия (решения, бездействие) сотрудника полиции может быть обжалованы не только прокурору и в суд, но и руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, непосредственно обеспечивающего контроль за законностью решений и действий данного конкретного должностного лица полиции, либо вышестоящему руководителю.

Статья 7 раскрывает содержание такого принципа деятельности полиции, как беспристрастность. Часть 1 данной статьи указывает на то, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В части 2 этой статьи установлен запрет сотруднику полиции состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. Также установлено, что при осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

Часть 3 статьи предписывает сотруднику полиции проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Указанный в настоящей статье принцип действует на всех этапах осуществляемой полицией деятельности при реализации ею всех предусмотренных законом форм и видов правоприменения.

В части 2 статьи предусмотрены права граждан, общественных объединений и организаций, во-первых, получать достоверную информацию о деятельности полиции и, во-вторых, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом. В отношении порядка получения такой информации данная норма отсылает к законодательству РФ.

Часть 3 статьи Закона обязывает полицию регулярно информировать государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности:

через средства массовой информации, информационно- телекоммуникационную сеть Интернет;

путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

В части 4 этой статьи предусмотрено предоставление полицией средствам массовой информации сведений о своей деятельности, а также определены способы предоставления таких сведений: по официальным запросам редакций средств массовой информации, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. В отношении порядка предоставления сведений данная норма отсылает к законодательству РФ.

Часть 5 статьи предусматривает осуществление по заявкам редакций средств массовой информации аккредитации журналистов для освещения деятельности полиции. Полномочие по определению порядка такой аккредитации федеральный законодатель делегировал федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, т.е. МВД России.

Звоните бесплатно по России:
8 800 301-86-49

Советы юристов по телефону! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!

Законодательная норма

В п.п. 4 и 5 ст. 5 ФЗ-3 от 07.02.2011г. установлены обязанности сотрудника полиции по взаимодействию с гражданами. Если сотрудник полиции инициирует общение, он обязан сначала представиться, объяснить причину мер принуждения, если таковые планируются, и только потом к ним приступать. Таковы положения п. 4.

  • представиться по полной форме, назвать не только фамилию и имя, но и должность и звание;
  • внимательно выслушать гражданина;
  • принять соответствующие меры, которые входят в компетенцию полиции;
  • разъяснить, к кому гражданину надо обратиться, чтобы решить вопрос, если его рассмотрение входит в компетенцию другого государственного органа.

В чем суть пункта 5 статья 5 закона о полиции?

В том, что сотрудник полиции должен быть вежливым и реагировать на обращения граждан, помогать им в защите своих прав. Однако последовательность действий вызывает вопросы, поэтому это положение закона депутаты намерены изменить.

Поправки в закон

Вежливость и соблюдение прав граждан не планируется отменять, корректировка вносится в порядок действий сотрудника полиции. Последовательность меняется, полицейскому предоставляется право сначала завершить активную фазу реагирования, а затем уже сообщить свои фамилию, имя, звание и должность. Например, после устранения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан или самого сотрудника.

Законопроект находится на рассмотрении с мая, пока он не прошел даже первое чтение. Правовое управление в целом одобрило документ, так как он направлен на совершенствование норм законодательства, увеличение полномочий полицейских, стабилизацию их статуса.

В конце 2019 года стало известно, что МВД РФ разрабатывает законопроект, также касающийся статуса полицейского. В этот раз авторы планировали ввести административную ответственность за оскорбление сотрудников в Интернете. Максимальная сумма штрафа по проекту достигала 100 000 рублей. Недавно СМИ сообщили, что ведомство отказалось от дальнейшей проработки этого документа. Официальные представители МВД подтвердили эту информацию.

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина (полный текст в редакции 2020 года)

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Звоните бесплатно по России:
8 800 301-86-49

Советы юристов по телефону! Горячая линия бесплатной юридической помощи работает для вас 24 часа в сутки!


Оглавление

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Принципы деятельности полиции
  • Глава 3. Обязанности и права полиции

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 6. Законность

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

5. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает контроль за законностью решений и действий должностных лиц полиции.

Статья 7. Беспристрастность

1. Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2. Сотруднику полиции запрещается состоять в политических партиях, материально поддерживать политические партии и принимать участие в их деятельности. При осуществлении служебной деятельности сотрудник полиции не должен быть связан решениями политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций.

3. Сотрудник полиции должен проявлять уважение к национальным обычаям и традициям граждан, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, религиозных организаций, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

4. Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

Статья 8. Открытость и публичность

1. Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций.

2. Граждане, общественные объединения и организации имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, получать достоверную информацию о деятельности полиции, а также получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.

3. Полиция регулярно информирует государственные и муниципальные органы, граждан о своей деятельности через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем отчетов должностных лиц (не реже одного раза в год) перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами.

Периодичность, порядок отчетности, а также категории должностных лиц, уполномоченных отчитываться перед указанными органами и гражданами, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляет сведения о своей деятельности средствам массовой информации по официальным запросам их редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

5. По заявкам редакций средств массовой информации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляется аккредитация журналистов для освещения деятельности полиции.

6. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать средства массовой информации для освещения деятельности полиции.

Статья 9. Общественное доверие и поддержка граждан

1. Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан.

2. Действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан.

3. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. В порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, полиция приносит извинения гражданину, права и свободы которого были нарушены сотрудником полиции, по месту нахождения (жительства), работы или учебы гражданина в соответствии с его пожеланиями.

4. Сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, преданные гласности сотрудником полиции, в случае признания их не соответствующими действительности судом, следователем, органом дознания или самой полицией должны быть опровергнуты в той же форме, в какой они были преданы гласности, в возможно короткий срок, но не превышающий одного месяца со дня признания таких сведений не соответствующими действительности.

5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.

Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, граждан через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

6. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. При федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции.

8. Общественные советы формируются на основе добровольного участия в их деятельности граждан Российской Федерации, общественных объединений и организаций в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

1. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

4. Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

5. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем

1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.

2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.

3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото — и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

4. При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:

1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;

2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

5. Сотрудник полиции в случае обращения к нему гражданина обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

6. Полученные в результате деятельности полиции сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

7. Полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

1. В соответствии с концептуальными идеями формирования и функционирования полиции в Российской Федерации законодательное закрепление принципов ее деятельности начинается с констатации того, что полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (часть 1 статьи 5).

Приоритетное место принципа уважения прав и свобод человека и гражданина в системе принципов деятельности полиции обусловлено тем, что в Российской Федерации "человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (статья 2 Конституции Российской Федерации). Поскольку деятельность полиции по необходимости связана с применением принуждения, она может заключать в себе существенную угрозу правам и свободам человека и гражданина. Отсюда, во-первых, та особая значимость, которая придана законодателем общеправовому принципу уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина применительно к деятельности полиции; во-вторых, подробная детализация правовых предписаний, сосредоточенных в комментируемой статье и призванных гарантировать реализацию данного принципа в повседневной деятельности полиции.

Уважение прав и свобод человека и гражданина - это прежде всего внимательное, почтительное к ним отношение, основанное не просто на признании их ценности и важности для функционирования гражданского общества и цивилизованного государства, но и на реальном соблюдении закрепленных в национальном законодательстве прав и свобод, причем не только законопослушных лиц, но и тех, кто преступил закон или подозревается в этом. Речь в первую очередь идет о правах и свободах человека и гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

2. Правоохранительная сущность деятельности полиции предполагает ее право на применение мер государственного принуждения в интересах обеспечения правопорядка, общественной безопасности, противодействия преступности. Однако любое ограничение прав и свобод человека и гражданина полицией оправдано только тогда, когда такое ограничение предусмотрено федеральным законом и вызвано необходимостью, поскольку иным путем невозможно защитить права и законные интересы граждан и организаций. В связи с этим, устанавливая юридические границы правомерного ограничения прав и свобод граждан, законодатель в части 2 комментируемой статьи прямо закрепил принцип, согласно которому деятельность полиции, ограничивающая права и свободы, должна быть немедленно прекращена, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

Формула "выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан" учитывает реалии обеспечения правопорядка, поскольку в процессе выявления, пресечения и раскрытия преступлений, пресечения административных правонарушений далеко не всегда очевидны предусмотренные законом способы решения этих задач. Именно поэтому законодатель предписывает сотруднику полиции немедленно прекратить действия, связанные с ограничением прав и свобод граждан, если они уже привели к достижению законной цели (например, пресечение массовых беспорядков, задержание разыскиваемого преступника и т.д.) или не могут привести к ее достижению (например, блокирование участка местности после получения достоверной информации о том, что разыскиваемые преступники ее покинули).

В части 2 комментируемой статьи идет речь о правах и свободах граждан. Представляется, что положения данной нормы должны распространяться и на случаи ограничения прав и законных интересов организаций.

3. Часть 3 комментируемой статьи, раскрывая юридические гарантии соблюдения полицией прав и свобод граждан, содержит прямой запрет сотруднику полиции прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Рассматриваемая норма конкретизирует требования части 2 статьи 21 Конституции Российской Федерации. Она содержалась и в ранее действовавшем Законе о милиции, однако теперь данная норма дополнена обращенным к сотруднику полиции требованием пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Названное правоположение соответствует статье 5 Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой Резолюцией 3452 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г., согласно которой нормы о запрете пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания должны включаться в общие правила или уставы, касающиеся обязанностей сотрудников правоохранительных и иных органов, несущих ответственность за лиц, лишенных свободы, или обращающихся с ними.

Как пытку можно расценивать длительное или систематическое лишение человека еды, воды, воздуха, возможности отправлять естественные надобности, свободно двигаться (принудительные позы), изнасилование, воздействие электрическим током, открытым огнем, кислотой и т.д., принудительные инъекции, причинение телесных повреждений (порезы, уколы, разрывы мышц, связок и т.п.), избиение, погружение в воду, воздействие звуком или светом и др.

Закон запрещает полиции прибегать во взаимоотношениях с гражданами к насилию, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. В русском языке слово "насилие" понимается как применение к кому-либо физической силы; принудительное воздействие на кого-либо или что-либо; притеснение, беззаконие. Очевидно, что Закон о полиции провозглашает недопустимость насилия именно в последнем значении и в смысле притеснения и беззакония. Иными словами, полиции запрещается применять не основанное на законе, не предусмотренное им или противоречащее ему физическое воздействие в отношении граждан, их имущества как с использованием оружия, специальных средств, других предметов, так и без него.

В качестве примера можно привести причинение какому-либо лицу при его задержании чрезмерных, не вызываемых обстоятельствами задержания телесных повреждений, избиение подозреваемого, пытавшегося скрыться с места преступления, не обусловленное необходимостью повреждение имущества во время производства обыска и т.д.

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания устанавливает, что даже исключительные обстоятельства, такие как состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием для пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

От пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство вида обращения необходимо отличать правомерные действия сотрудников полиции, связанные с точным выполнением ими положений нормативных правовых актов. На этой позиции стоит и Верховный Суд Российской Федерации .

Сотрудники полиции, уличенные в пытках, насилии, другом жестоком или унижающем человеческое достоинство обращении, в зависимости от обстоятельств дела несут уголовную (в соответствии со статьей 302 и другими статьями УК РФ) либо дисциплинарную ответственность.

4. Новеллой комментируемого Закона стало закрепление ряда предписаний, с одной стороны, раскрывающих суть почтительного, вежливого обращения к гражданам как составной части уважения прав и свобод человека и гражданина, с другой - позволяющих гражданам точно знать, кто из сотрудников полиции нарушил их права.

Частью 4 комментируемой статьи предусмотрено, что сотрудник полиции, в частности, обязан при обращении к гражданину: а) назвать свою должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения; б) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Часть 5 комментируемой статьи предписывает сотруднику полиции в случае обращения к нему гражданина назвать свою должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.

Возложение на сотрудников полиции подобных обязанностей как принцип их служебного поведения одновременно означает предоставление гражданам права на информированность о деятельности полиции, выступающего одним из средств обеспечения общественного контроля за ней.

Основанием ограничения прав и свобод граждан является соответствующий федеральный закон или другой нормативный правовой акт, позволяющий сотруднику полиции действовать определенным образом. Сотрудник полиции должен назвать гражданину наименование нормативного акта, а также по возможности относящуюся к создавшейся ситуации его статью (пункт). Причина (повод) ограничения прав и свобод граждан - это фактические обстоятельства, обусловившие (оправдывающие) вмешательство сотрудника в права и свободы граждан: заявления физических и юридических лиц о правонарушениях, данные технических средств выявления правонарушений, непосредственное обнаружение сотрудником полиции признаков правонарушения, проведение органом внутренних дел специальной операции и т.д.

Сотрудник полиции, помимо основания и повода (причины) ограничения прав и свобод, обязан также разъяснить гражданину возникающие в связи с этим его права и обязанности. Наиболее важными здесь являются право гражданина обжаловать предпринимаемые в отношении его действия сотрудника полиции вышестоящему органу или должностному лицу полиции, прокурору или в суд, а также его обязанность исполнять законные требования сотрудника полиции, поддерживаемая угрозой административной и уголовной ответственности.

5. Часть 6 комментируемой статьи запрещает полиции собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия. Подобная норма соответствует статье 4 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., и Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 24 которой гласит: "Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются".

Право на неприкосновенность частной жизни Конституционный Суд Российской Федерации трактует как предоставленную человеку и гарантированную государством возможность распоряжаться информацией о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного характера. При этом в понятие "частная жизнь" включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит непротивоправный характер .

--------------------------------
См.: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" // СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127; 2005. N 39. Ст. 3925.

СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 45; N 30 (ч. I). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. I). Ст. 3439; N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. I). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. I). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. I). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 19. Ст. 2291; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 27. Ст. 3880.

СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. I). Ст. 5267; 2007. N 31. Ст. 4011; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2717; N 43. Ст. 5084; 2006. N 27. Ст. 2881; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 2; N 27. Ст. 3213; N 41. Ст. 4845; 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 14, 20; N 29. Ст. 3642; 2010. N 28. Ст. 3554.

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

По смыслу комментируемой статьи полиция не вправе собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия независимо от того, относится эта информация к категории ограниченного доступа или нет. Полиция не вправе участвовать в достоверной диффамации (от лат. diffamatio - "разглашение, распространение") - распространении ставших ей известными правдивых порочащих сведений с целью привлечения общественного внимания к недостойному поведению, например, чиновников, депутатов, даже если такое распространение информации рассматривается как средство противодействия коррупции .

--------------------------------
Севрюгин К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно-правовое исследование: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Тюмень, 2011. С. 8.

Однако Закон не запрещает полиции сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Более подробно о деятельности полиции, связанной с хранением, использованием и распространением информации о частной жизни лица, возможности ознакомления гражданина с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, см. комментарий к главе 4 Закона.

Читайте также: