На какой законодательной основе осуществляется организация нв и тп

Обновлено: 28.06.2024

Перечень локальных документов организации — это список нормативных актов, конкретизирующих трудовые нормы, применяемые в компании. К таким актам относятся:

  • режим труда и отдыха;
  • положение по оплате труда;
  • график отпусков и штатное расписание;
  • порядок обработки персональных данных;
  • графики смен;
  • другие, предусмотренные коллективным договором.

Что такое локальные нормативные акты, кому и почему они нужны

Понятие о том, что такое локальные нормативные акты организации (ЛНА), дано в ст. 8 ТК РФ. Это документы, принимаемые работодателем, содержащие нормы трудового права, правила их реализации и регулирования трудовых отношений внутри предприятия. Основное требование к ЛНА — не ухудшать положение работников, закрепленное законодательством. Признаки локального нормативного акта:

  • определяет выполнение федеральных законов в конкретной организации;
  • действует между работниками и работодателем компании;
  • применяется в отношении всех сотрудников;
  • не рассчитан на разовое применение — используется периодически;
  • улучшает положение сотрудников и расширяет базовый уровень гарантий по сравнению с действующими нормами;
  • принимается с учетом мнения представительных органов работников.

Грамотно разработанные локальные акты помогают разрешить спорные ситуации.

Какие нормативные документы разрабатываются в ООО и ИП

Законодательно утвержденного перечня локальных актов не существует. В Трудовом кодексе упоминаются отдельные ЛНА, их считают обязательными:

  • правила внутреннего трудового распорядка — ст. 189 – 190 ТК РФ;
  • по оплате труда и премированию — ст. 135 ТК РФ;
  • график отпусков — ст. 123 ТК РФ, письмо Роструда №4414-6;
  • установление порядка обработки персональных данных ст. 86, п. 8, ст. 87 ТК РФ;
  • графики сменности, если они не являются приложением к коллективному договору — ст. 103 ТК РФ;
  • штатное расписание — письмо Роструда № ПГ/4653-6-1.

Какие еще локальные акты упоминаются в ТК:

  • правила и инструкции по охране труда — ст. 212 ТК РФ;
  • о нормировании труда — ст. 159 ТК РФ;
  • порядок аттестации — ст. 81 ТК РФ.

Локальные нормативные акты утверждают, когда возникает необходимость урегулировать ситуацию, возникшую в результате деятельности компании. Такие ЛНА не обязательны — их разрабатывают по желанию, если ситуация типовая для конкретной деятельности ООО или ИП.

Специализированные ЛНА

Помимо общих есть перечень обязательных ЛНА применительно к отраслям. Например, система оценочной деятельности в учреждениях образования. Ее обязательность определена законом об образовании в РФ. Каждое ОУ самостоятельно разрабатывает ее параметры, руководствуясь перечнем локальных актов, которые регламентируют ВСОКО:

Перечень ЛНА в СОШ

Отдельные виды локальной нормативной документации применяются в системах менеджмента качества. Примерный перечень ЛНД по качеству — это такие документы:

  • информация об СМК;
  • требования и спецификации;
  • методические разработки, рекомендации;
  • стандарты, инструкции;
  • объективные данные об испытаниях, результатах.

Как правильно разработать, утвердить, согласовать

  1. Кто разрабатывает. Специалистов, ответственных за разработку ЛНА, определяет и утверждает руководитель.
  2. Разработка. Пишется с нуля или за основу берется типовой документ, в который вносятся необходимые коррективы, соответствующие специфике конкретной организации.
  3. Согласование. Проект согласовывается с профильными подразделениями, юристами. Если требует коллективный договор — с профсоюзом. Отдельные документы требуют обязательного согласования с работниками — например, график отпусков. В процессе согласования в проект вносятся изменения, корректировки.
  4. Утверждение. Согласованный документ передается руководителю на подпись.
  5. Ознакомление. Утвержденный ЛНА передают сотрудникам для прочтения. Способ указания численности и перечня работников в локальных нормативных актах для ознакомления и подписи выбирают сами разработчики. Если сотрудников немного — в конце документа прикрепляется ознакомительный лист, если организация большая — оформляется отдельный журнал. С документами общего характера знакомят всех сотрудников, если ЛНА носит специализированный характер — тех, кто имеет непосредственное отношение к регламентируемой в документе деятельности.

Надо ли знакомить с документами сотрудников

Не все ЛНА требуют обязательного ознакомления. ТК говорит, что знакомить работников необходимо с теми нормативными документами, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Например, положение о командировке не подписывает человек, который никуда не ездит.

В письме Роструда №ПГ/4653-6-1 сказано, что штатное расписание относится к ЛНА, но не связано с деятельностью непосредственно. Таким образом, ознакомление работников с ним не обязательно.

Некоторые особенности ознакомления с нормативными документами предприятия устанавливаются в коллективном договоре или других ЛНА.

Ответственность за отсутствие

Обязанность разработки ЛНД лежит и на ООО, и на ИП. Ответственность за отсутствие документации регулирует п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ — нарушение законодательства и иных нормативных актов, в которых содержатся нормы трудового права. Если на предприятии нет положения о защите персональных данных, наступает ответственность вплоть до уголовной.

Есть категория работодателей, освобожденных от ведения ЛНА: физлица и владельцы микропредприятий. Последние включают условия, которые прописываются в ЛНА, в текст трудового договора. Они заключают типовые соглашения, форма которых утверждена правительством.

Необходимой основой нормативно-правовой базы, обеспечивающей становление и развитие такой инновационной отрасли, как возобновляемая энергетика, являются законы о возобновляемых источниках энергии. Во многих развитых странах, уделяющих большое внимание развитию возобновляемой энергетики, приняты подобные законы. Например, в Германии, признанном мировом лидере применения технологий использования ВИЭ, темпы их развития многократно увеличились после принятия специального закона о новом регулировании законодательства о возобновляемых источниках энергии в системе энергоснабжения от 21 июля 2004 г. Целью этого закона являлось повышение доли ВИЭ в энергоснабжении до 12,5% к 2010 году и до 20% к 2020 году.

Работа над первым российским законом о ВИЭ началась еще в 1997 году. Проект был принят Государственной Думой в виде закона в 1999 году, однако был отклонен Президентом РФ.

Среди мер поддержки в нём упоминалось только обязательство выделения правительством не менее 3% от общего объёма государственных инвестиций в ТЭК на развитие возобновляемой энергетики в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Разработчиками был сформулирован перечень базовых принципов формирования системы поддержки развития ВИЭ:

  • механизм поддержки должен быть гармонично встроен в процесс реформы электроэнергетики и его законодательное оформление, требования нормативных документов, определяющих структуру и правила электроэнергетических рынков, действующий механизм их администрирования;
  • во избежание коррупции и для повышения эффективности поддержки её механизм должен включаться для генераторов не до, а после запуска проекта и должен быть привязан к объёмам произведённой энергии на основе ВИЭ;
  • стимулироваться должно не всё производство энергии от ВИЭ, а только та часть ее производства, которая направлена на удовлетворение общественных потребностей (т.е. Производство энергии, проданной на рынке);
  • поддержку следует ограничить во времени и дифференцировать по видам генерации;
  • следует обеспечить поддержку традиционной энергетики при её переходе на использование ВИЭ наряду с традиционными источниками, т.е. комбинированное производство электроэнергии на основе возобновляемых и не возобновляемых источников энергии (сжигание угля и древесных пеллет, природного газа и биогаза и др.).

Меры поддержки ГЭС в законе распространяются только на станции мощностью до 25 МВт.

Закон устанавливает требование к правительству разработать основные направления государственной политики в сфере энергоэффективности и использования ВИЭ с установлением показателей доли энергии от возобновляемых источников в балансах производства и потребления энергии по годам.

  • соответствие целевым показателям, установленным в рамках основных направлений государственной политики в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности;
  • соответствие мощности генератора установленным ограничениям (не более 25 МВт) для получения установленных законом мер поддержки в тех случаях, когда законодателем такие ограничения установлены;
  • проверка правоустанавливающих документов генератора: права собственности и его субъекта, проектная документация, разрешительная документация и др.;
  • подтверждение того, что генерирующий объект находится в эксплуатации (введен в эксплуатацию и не выведен в ремонт или из эксплуатации);
  • подтверждение того, что генерирующий объект в установленном порядке присоединен к электрическим сетям сетевой организации и оснащен средствами измерений, соответствующими требованиям законодательства об электроэнергетике, правил присоединения к рынку и требованиям Системного оператора.

Процедура квалификации будет носить заявительный характер и по сути будет представлять собой проверку представляемых документов заявителя. Предполагается возможность инспекций генерирующих объектов. Решение о квалификации генератора ведёт к его внесению в реестр и возможности выпуска сертификатов возобновляемой энергии в его пользу в объёме подтвержденной генерации. Без признания генератора квалифицированным на него не могут распространяться никакие предусмотренные законом меры поддержки.

Закон устанавливает основные финансовые механизмы поддержки производства энергии на основе ВИЭ. Они включают в себя:

  • введение механизма надбавок к цене энергии ВИЭ сверх цены оптового рынка;
  • субсидирование затрат на подключение к сетям для генераторов ≤ 25 МВт мощности и возможность покрытия других расходов из федерального бюджета;
  • возложение на сетевые организации обязательства покупки энергии ВИЭ на рынке для компенсации и в пределах своих технологических потерь;
  • другие меры поддержки производства энергии на основе ВИЭ за счёт средств федерального бюджета.

Механизм сбора средств с рынка и их перераспределения между квалифицированными генераторами принципиально не отличается от уже использующихся на оптовом рынке, например, он очень похож на механизм распределения небаланса при клиринге взаиморасчётов среди участников рынка. Поэтому можно говорить об условном автоматизме этой процедуры. Что касается процедур в рамках бюджетного регулирования, то следует признать, что они будут относительно новым механизмом, что потребует его методической разработки, согласования с Минфином, практической отработки и т.д.

Ниже несколько подробнее рассмотрены упомянутые меры поддержки.

Надбавка к цене энергии на основе ВИЭ будут выплачиваться квалифицированным генераторам сверх цены оптового рынка, такая и тогда, какая и когда она (цена) сложилась на рынке в момент продажи энергии. Свою энергию генераторы на основе ВИЭ – участники оптового рынка – могут продавать в разных его секторах: долгосрочные договора, рынок на сутки вперёд, балансирующий рынок. Остальные генераторы на основе ВИЭ будут продавать свою энергию на розничном рынке. Каждый из двух рынков имеет свои правила и механизм формирования цен, которые мы здесь не рассматриваем. Продажа энергии по этим ценам – один из источников выручки для генераторов. Второй источник их выручки – упомянутые надбавки к ценам рынка. Они представляют собой фиксированные величины, разные для разных видов ВИЭ, и их размер должен быть утверждён отдельным постановлением правительства.

  • сертификат документирует и экологическую, и соответствующую экономическую ценность энергии от ВИЭ, признанную и подтверждённую государством;
  • даёт право на получение генераторами надбавки за проданную энергию ВИЭ;
  • служит инструментом статистического учета объёмов производства энергии на основе ВИЭ с учётом разных технологий генерации и обеспечивает оценку степени достижения национальных целей в этой сфере;
  • обеспечивает контроль исполнения принимаемых добровольных обязательств по потреблению энергии ВИЭ.

На основании и во исполнение принятого в ноябре 2007 г. закона требовались разработка и введение в действие специальных подзаконных актов, детализирующих положения и требования закона. Эти подзаконные акты должны были установить и сформулировать конкретный механизм поддержки возобновляемой энергетики по всем элементам, введённым в оборот принятым законом:

С 2009 года начался новый этап разработки системы поддержки ВИЭ, который характеризуется продвижением механизма поддержки через рынок мощности. Этот подход подразумевает оплату генератору через особый механизм отбора мощности с ценовыми параметрами, заданными государством, аналогично договору предоставления мощности (ДПМ). ДПМ подразумевает заключение поставщиками и покупателями агентских договоров с центром финансовых расчетов. Заключая договор о предоставлении мощности, поставщик принимает на себя обязательства по строительству, и вводу в эксплуатацию новых генерирующих объектов. В свою очередь, им гарантируется возмещение затрат на строительство генерирующих объектов через повышенную стоимость мощности.

Стимулирование генераторов на ВИЭ через рынок мощности имеет некоторые преимущества по сравнению со стимулированием через надбавку к цене оптового рынка:

  • Существует устоявшийся в РФ механизм возврата условно постоянных затрат генерирующих объектов.
  • Этот подход снижает риски регулятора и инвестора в части необходимости прогнозирования цен РСВ (рынок на сутки вперед) и объемов выработки электрической энергии на основе использования ВИЭ.
  • Увеличивает управляемость для государства, так как отборы мощности проводятся за [4] года вперед на долгосрочный период.
  • Снижает волатильность цен на электрическую энергию.
  • Обеспечивает возможность стимулирования развития ВИЭ в неценовых зонах без изменения законодательства.

В то же время есть и недостатки в рынке модности. Так, например, у генератора на ВИЭ будет меньше стимулов для увеличения выработки собственно электрической энергии. Кроме того, необходимо будет изменение порядка аттестации и готовности генерирующего оборудования ВИЭ.

В то же время последние изменения федерального закона оставляют возможность итогового формирования механизма поддержки ВИЭ как через надбавку к равновесной цене оптового рынка, так и через рынок мощности, т.е. окончательный вариант механизма поддержки не определён по состоянию на сентябрь 2012.

Важно понимать, что всё сказанное выше имеет отношение к генерирующим объектам на ВИЭ, которые хотят стать участниками оптового рынка электроэнергии и мощности, причём именно в ценовой зоне [рис. 1].

Рис. 1. Ценовые и неценовые зоны рынка электроэнергии и мощности РФ

Две ценовые зоны: 1 – Европейская часть России и Урал; 2 – Сибирь. Остальные – неценовые зоны, где торговля осуществляется по иным правилам. Соответственно, необходимо дополнительно продумывать и реализовывать систему поддержки для неценовых зон оптового рынка и для розничного рынка электроэнергии и мощности.

КОММЕНТАРИИ И ПРИЛОЖЕНИЯ

Изменения в 35-ФЗ редакцией от 06.12.2011

1) Дополнение пункта 1 статьи 21 абзацем тридцать девятым

определяет механизм стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем продажи электрической энергии, произведенной функционирующими на их основе квалифицированными генерирующими объектами, на оптовом рынке по равновесным ценам оптового рынка с учетом надбавки, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или путем продажи мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников энергии с применением механизма торговли мощностью, предусмотренного правилами оптового рынка для продажи мощности указанных генерирующих объектов.

2) Абзац шестой пункта 2 статьи 23.1 - изложен в новой редакции

Старая редакция
надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах;

Новая редакция
надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка для определения цены электрической энергии произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации);

3) Абзац двадцать седьмой пункта 2 статьи 32 - изложен в новой редакции

Старая редакция
Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, устанавливаемой в определенном Правительством Российской Федерации порядке. Надбавка рассчитывается исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах.
Новая редакция
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

4) Абзац двадцать восьмой пункта 2 статьи 32 - изложен в новой редакции

Старая редакция
Цена электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяется путем прибавления к равновесной цене оптового рынка надбавки, определенной в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)
Новая редакция
Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются коммерческим оператором оптового рынка исходя из данных, которыми он располагает на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, проданных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.
(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

Читайте также: