На какой военной должности находится президент

Обновлено: 19.04.2024

от 2 августа 2012 г. N 1100

СООТНОШЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И ВОИНСКИХ ДОЛЖНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ,

ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Список изменяющих документов

(в ред. Указов Президента РФ от 01.12.2012 N 1598,

от 01.06.2013 N 528, от 31.12.2014 N 837, от 25.08.2016 N 430,

от 14.06.2018 N 335, от 03.02.2020 N 90)

Должность федеральной государственной гражданской службы

Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

заместитель Министра обороны Российской Федерации

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретарь Президента Российской Федерации

главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации

Помощник Президента Российской Федерации, помощник Президента Российской Федерации - начальник Референтуры Президента Российской Федерации, помощник Президента Российской Федерации - начальник управления Президента Российской Федерации, руководитель протокола Президента Российской Федерации, пресс-секретарь Президента Российской Федерации

начальник главного управления, руководитель (директор) департамента Минобороны России

(в ред. Указа Президента РФ от 14.06.2018 N 335)

(см. текст в предыдущей редакции)

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, первый заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

заместитель: начальника главного управления, руководителя (директора) департамента Минобороны России

(в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2014 N 837)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководитель Канцелярии Президента Российской Федерации, начальник Референтуры Президента Российской Федерации, начальник управления Президента Российской Федерации, руководитель Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, руководитель секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, заместитель руководителя секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе

начальник управления: главного управления, департамента Минобороны России

(в ред. Указа Президента РФ от 03.02.2020 N 90)

(см. текст в предыдущей редакции)

Советник Президента Российской Федерации, специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, специальный представитель Президента Российской Федерации по развитию торгово-экономических отношений с Украиной, помощник Заместителя Председателя Совета Безопасности Российской Федерации, старший референт Президента Российской Федерации, заместитель начальника управления Президента Российской Федерации, заместитель начальника Референтуры Президента Российской Федерации, заместитель руководителя Канцелярии Президента Российской Федерации, заместитель начальника управления Президента Российской Федерации - начальник департамента, заместитель руководителя Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, референт Президента Российской Федерации, помощник Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, заместитель руководителя протокола Президента Российской Федерации, заместитель пресс-секретаря Президента Российской Федерации, руководитель аппарата первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, руководитель аппарата заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, руководитель аппарата заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации - пресс-секретаря Президента Российской Федерации

заместитель начальника управления: главного управления, департамента Минобороны России

(в ред. Указов Президента РФ от 01.12.2012 N 1598, от 25.08.2016 N 430, от 03.02.2020

(см. текст в предыдущей редакции)

Помощник Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

командир мотострелкового корпуса

Референт: Канцелярии Президента Российской Федерации, Референтуры Президента Российской Федерации, Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, управления Президента Российской Федерации

начальник отдела: в главном управлении, департаменте Минобороны России

Главный федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации, военный инспектор Российской Федерации, начальник департамента: аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Канцелярии Президента Российской Федерации, Референтуры Президента Российской Федерации, Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, управления Президента Российской Федерации, руководитель аппарата помощника Президента Российской Федерации, руководитель аппарата руководителя протокола Президента Российской Федерации, руководитель аппарата пресс-секретаря Президента Российской Федерации

заместитель начальника отдела: в главном управлении, департаменте Минобороны России

(в ред. Указов Президента РФ от 01.12.2012 N 1598, от 01.06.2013 N 528)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заместитель начальника департамента: аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Канцелярии Президента Российской Федерации, Референтуры Президента Российской Федерации, Секретариата Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, аппарата Совета Безопасности Российской Федерации, управления Президента Российской Федерации

начальник группы: в управлении (отделе главного управления, департамента) Минобороны России

Федеральный инспектор по субъекту Российской Федерации, главный советник

старший офицер: в управлении (отделе главного управления, департамента) Минобороны России

(в ред. Указа Президента РФ от 01.06.2013 N 528)

(см. текст в предыдущей редакции)

офицер: в управлении (отделе главного управления, департамента) Минобороны России

1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Комментарий к Статье 87 Конституции РФ

1. Президент, являясь главой государства, определяет основные направления как внутренней, так и внешней политики. Его конституционной обязанностью является принятие мер по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной безопасности. Кроме того, в ряде статей Конституции устанавливаются полномочия Президента в области обороны и военного строительства.

Все это обусловило возложение на Президента и обязанностей Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Необходимо отметить, что совмещение этих должностей широко распространено в международной практике.

Компетенция Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами закреплена непосредственно в Конституции. Кроме указанных выше в круг его полномочий входит: формирование и руководство Советом Безопасности; утверждение военной доктрины РФ; руководство деятельностью отдельных силовых министерств и ведомств; назначение и освобождение от должности высшего командования Вооруженных Сил; внесение законопроектов в Государственную Думу, в том числе по вопросам военного строительства; присвоение высших воинских званий.

Наиболее полно полномочия Президента закреплены в Федеральном законе "Об обороне". Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. В целях обороны создаются Вооруженные Силы. Однако уже из самого законодательного определения понятия обороны вытекает, что оборона не исчерпывается только деятельностью Вооруженных Сил. К обороне привлекаются внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны. Для выполнения отдельных задач обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, железнодорожные войска, Служба внешней разведки, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, органы мобилизационной подготовки и др.

Такое широкое содержание обороны предполагает закрепление целого ряда полномочий Президента как Главнокомандующего Вооруженными Силами в этой сфере. Основные полномочия получили регламентацию в Федеральном законе "Об обороне". К их числу относятся: определение основных направлений военной политики РФ; утверждение военной доктрины; руководство Вооруженными Силами, войсками, воинскими формированиями и органами; объявление в установленных случаях военного положения, объявление приказа Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил о ведении военных действий; принятие решения об использовании Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению; утверждение планов строительства и развития Вооруженных Сил, плана их применения, мобилизационного плана, плана перевода на работу в условиях военного времени, плана создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов. Он утверждает также федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса, программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует их проведение.

Непосредственно в области военного строительства Президент как Верховный Главнокомандующий утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами 1-го ранга); присваивает высшие воинские звания; назначает военнослужащих на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров и увольняет их с военной службы.

Как Верховный Главнокомандующий Президент утверждает структуру, состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, штатную численность военнослужащих и гражданского персонала в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах; принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил от соединения и выше.

Президент утверждает общевоинские уставы, положения: о боевом знамени воинской части; Военно-морском флаге; порядке прохождения воинской службы; военных советах; военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности.

Он утверждает также положения о Минобороны России и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления войсками; Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны; планы размещения на территории РФ объектов с ядерными зарядами и объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов.

Путем издания указов о призыве граждан на военную службу и военные сборы Президент определяет численность призываемых граждан и осуществляет их распределение между Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент издает указы об увольнении с воинской службы лиц, прошедших военную службу по призыву.

Полномочия Президента в области обороны и военного строительства содержатся и в иных актах: Законе о воинской обязанности, федеральных законах "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", "О статусе военнослужащих", "О государственном оборонном заказе" и др.

Указ Президента о введении военного положения подлежит незамедлительному опубликованию и обнародованию по каналам радио и телевидения. Указ незамедлительно поступает на утверждение в Совет Федерации, который в течение 48 часов с момента получения обязан рассмотреть вопрос о его утверждении. Решение об утверждении указа принимается простым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением. Постановление оформляется и в том случае, если Совет Федерации не утвердил указ о введении военного положения. Указ Президента о введении военного положения, не утвержденный Советом Федерации, прекращает действие со следующего дня после принятия такого решения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения.

3. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом "О военном положении". Под военным положением согласно этому Закону понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии.

В соответствии с общепризнанными нормами международного права агрессией против России признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН. Актами агрессии признаются: вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства на территорию РФ, любая военная оккупация и аннексия территории РФ или ее части с применением вооруженной силы; бомбардировка территории РФ или применение любого оружия иностранным государством; блокада портов или берегов РФ вооруженными силами иностранных государств; нападение на Вооруженные Силы РФ независимо от места их дислокации и др. Непосредственной угрозой агрессии против России могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление ей войны.

На территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры: усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны военных, важных специальных и государственных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды; введение особого режима работы объектов, обеспечивающих работу транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики; эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений; введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение передвижения по ней; приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность РФ; привлечение граждан в порядке, установленном Правительством РФ, к выполнению работ для нужд обороны; ликвидации последствий применения противником оружия; восстановление разрушенных объектов и т.д.

В период военного положения накладываются определенные ограничения и на некоторые другие права и свободы. В частности, может быть проведено изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества; вводятся запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства, запрещение или ограничение проведения митингов, собраний и т.д., запрещение забастовок; ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра; установление комендантского часа, проверка документов и личный досмотр граждан, их вещей и жилища, транспортных средств. По основаниям, установленным законом, - задержание граждан на срок не более 30 суток. Запрещение и изъятие в случаях, предусмотренных законом, оружия и боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ. В условиях военного положения вводится военная цензура; проводится интернирование (изоляция) граждан государства, воюющего с Российской Федерацией; прекращается деятельность иностранных и международных организаций, если они осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

На территории, на которой введено военное положение, не проводятся референдумы и выборы в органы государственной власти и местного самоуправления. В указанный период могут быть введены меры временного ограничения экономической и финансовой деятельности и др.

Федеральный конституционный закон "О военном положении" определяет силы и средства для обеспечения режима военного положения; подробно регламентирует полномочия Президента, Правительства, федеральных органов исполнительной власти и власти субъектов Федерации в области обеспечения режима военного положения.

Конституция в ч. 3 ст. 118 запрещает создание чрезвычайных судов. Поэтому даже в условиях военного времени на территории, на которой введено военное положение, действуют суды, установленные Основным Законом. Судопроизводство осуществляется также в соответствии с федеральными законами. Хотя, как показал опыт осуществления военного положения в годы Великой Отечественной войны, в это судопроизводство законодательно могут быть внесены определенные изменения.

Военное положение, введенное на территории РФ или в отдельных ее местностях, отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем оповещается население.

В случае введения военного положения Президент принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН (через него - всех участников Организации) и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанным с ограничением прав и свобод граждан.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, избираемый всенародным голосованием глава государства.

Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Тем не менее, исполнительная власть сосредоточена в руках Председателя Правительства и его правительства, назначаемого Президентом. По мнению исследователей, Президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы.

Должность президента была введена по результатам всероссийского референдума 17 марта 1991 года.

Содержание

Полномочия

Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, а также верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.

Президент имеет право назначать Председателя Правительства и утверждать Правительство по предложению Председателя. В случае добровольной отставки главы правительства или после вынесения вотума недоверия Правительству Федеральным Собранием, Президент принимает решение о назначении нового правительства.

Глава государства подписывает и обнародует федеральные законы, после их принятия Государственной Думой и Советом Федерации. При этом Президент обладает правом отлагательного вето — отказом от подписания закона и возвращением закона к обсуждению Федеральным Собранием. При этом для обхода вето достаточно абсолютного большинства голосов депутатов.

Президент осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации, в частности, ведёт переговоры и подписывает международные договоры. Кроме того, Президент России обладает правом роспуска Государственной Думы (нижней палаты Федерального Собрания).

Выборы Президента

Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты двумя способами:

Политические партии, представленные в Государственной Думе или в законодательных (представительных) органах государственной власти не менее, чем в 1/3 субъектов РФ могут выдвинуть своего кандидата без сбора подписей. Кандидаты от иных политических партий и самовыдвиженцы для регистрации должны предъявить в Центральную избирательную комиссию не менее 300 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. При этом количество представленных бракованных подписей не может превышать 25%, а общее число утверждённых подписей должно быть не менее 300 тысяч.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Правом выдвижения обладает любой гражданин старше 35 лет и постоянно проживающий на территории Российской Федерации не менее 10 лет.

Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).

По результатам голосования на выборах, Президентом становится кандидат, набравший абсолютное большинство голосов (50% + N).

Инаугурация президента


Инаугурация Б. Н. Ельцина 10 июля 1991 года

Торжественная церемония вступления в должность главы российского государства, осуществляется на 30-й день после оглашения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов президента России.

При вступлении в должность президент России приносит народу присягу в торжественной обстановке, в присутствии депутатов Федерального Собрания и судей Конституционного суда России.

Инаугурация происходит в в Андреевском зале Большого Кремлёвского дворца.

20 декабря 1996 г., 23 октября 1998 г., 20 марта 2006 г., 31 мая 2007 г., 12 мая, 21 октября, 1 декабря 2008 г., 14 января 2011 г., 12 июля 2012 г., 25 июля, 31 декабря 2014 г., 26 января 2017 г., 15 мая 2018 г., 16, 21 января 2020 г., 30 января, 20 апреля, 29 октября 2021 г.

Президент Российской Федерации

Председатель Правительства Российской Федерации

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Абзац утратил силу с 21 января 2020 г. - Указ Президента России от 21 января 2020 г. N 21

Информация об изменениях:

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Министр Российской Федерации - полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе

Министр Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации (в иностранном государстве)

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)

Председатель Совета Федерации Федерального Собрания

Первый заместитель, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

Член комитета (комиссии) Совета Федерации Федерального Собрания

Председатель Государственной Думы Федерального Собрания

Первый заместитель, заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания

Руководитель фракции в Государственной Думе Федерального Собрания

Председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

Информация об изменениях:

Член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

Заместитель Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Абзац утратил силу с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях:

Судья Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Верховного Суда Российской Федерации

Первый заместитель, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Абзацы утратили силу с 6 августа 2014 г.

Информация об изменениях:

Генеральный прокурор Российской Федерации

Председатель Следственного комитета Российской Федерации

Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации

Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации*

Председатель Счетной палаты

Заместитель Председателя Счетной палаты

Аудитор Счетной палаты

Председатель Центрального банка Российской Федерации

Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

Член Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (замещающий должность на постоянной основе)

Председатель федерального суда

Заместитель председателя федерального суда

Судья федерального суда

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации

Информация об изменениях:

Член Совета федеральной территории "Сириус"

Председатель Совета федеральной территории "Сириус"

Заместитель председателя Совета федеральной территории "Сириус"

Глава администрации федеральной территории "Сириус"

Председатель территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" (замещающий должность на постоянной основе)

Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" (замещающий должность на постоянной основе)

Секретарь территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" (замещающий должность на постоянной основе)

* Наименование должности определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

В западных СМИ вектор правления Владимира Путина принято считать довольно агрессивным, и называют чуть ли не милитаристским, построенном на военных штыках. А в России, наоборот, Президента и Кабмин считают довольно либеральным. Особенно военные. Давайте разберемся. Служил ли кто вообще в армии из высшего руководства России и если служил, то на каких должностях? Ведь согласно логике, если уж милитаристы, то все лютые солдафоны до мозга костей.

Начнем с "силовиков". Принято считать, что Гарант у нас "силовик", ну что ж, начнем с Гаранта. Владимир Владимирович Путин, Президент Российской Федерации. В армии не служил.

Закончил ленинградскую школу КГБ, работал в государственных органах безопасности. Служил в 5 Управлении. Дорос до подполковника запаса. Верховный Главнокомандующий Вооруженных Сил России, согласно занимаемой должности.

Теперь обратимся к силовому блоку Правительства Российской Федерации. Ведь именно Правительство претворяет в жизнь государственный курс страны. Государство такое, каким его создает и развивает Правительство.

Министр обороны Российской Федерации, Шойгу Сергей Кожугетович. Генерал армии. Но в армии никогда не служил. Военная кафедра института не в счет. Работает в министерстве обороны. Ранее возглавлял МЧС. Герой России, звание присвоено ельцинским Указом, за отличную работу подразделений министерства ЧС в Чечне. На каком основании Сергею Кожугетовичу присвоили высшее армейское генеральское звание, неизвестно. Вероятно, в связи с занимаемой должностью.

Директор ФСБ России Бортников Александр Васильевич. Генерал армии, согласно Указу В.В.Путина от 2006 года. Окончил институт железнодорожного транспорта, работал железнодорожником, затем окончил Высшую московскую школу КГБ. В армии никогда не служил.

Министр внутренних дел Российской Федерации, Колокольцев Владимир Александрович. Проходил срочную действительную службу в пограничных войсках КГБ, на границе с Афганистаном с 1979 по 1981г. Имеет специальное звание - генерал полиции.

Министр МЧС РФ, Зиничев Евгений Николаевич. Служил на Северном флоте срочную. Затем в КГБ, ФСБ. Личный охранник Путина. Генерал армии.

Получается, что из четырех ключевых руководителей силовых министерств, двое никогда не имело никакого отношения к кадровой армии, а двое проходили лишь срочную службу по призыву. На "солдафонов" наши "силовики" ну никак не похожи, несмотря на все свои генеральские звания. Не та закалка.

Теперь перейдем на условно "гражданских":

Председатель Правительства РФ, Мишустин Михаил Владимирович. На военную действительную службу не призывался, учеба в институте давала "броню". Работал в налоговой.

Первый заместитель Председателя, Белоусов Андрей Рэмович. В армии не служил. Экономист.

Заместитель Председателя Правительства, руководитель Аппарата Правительства, Дмитрий Григоренко. В армии не служил. Работал в налоговой.

Заместитель Председателя Правительства, Юрий Борисов. Суворовское военное училище. Высшее командное училище радиоэлектроники ПВО. Курирует ВВП в Правительстве. Герой России, согласно закрытом Указу Путина.

Заместитель Председателя Правительства, Александр Новак. В армии не служил.

Заместитель Председателя Правительства, Александр Оверчук. В армии не служил.

Заместитель Председателя Правительства (полпред в Дальневосточном округе) Юрий Трутнев. В армии не служил.

Заместитель Председателя Правительства, Марат Хуснуллин. Служил срочную действительную службу в советской армии 1984-1986г.

Заместитель Председателя Правительства, Дмитрий Чернышенко. В армии не служил.

МИД, Сергей Викторович Лавров. В армии не служил.

Министр недр и природы Козлов А.А. В армии не служил.

Министр Просвещения Кравцов С.С. В армии не служил.

Министр труда и социальной защиты Котяков А.О. В армии не служил.

Министр Юстиции Шульженко. Несколько лет служил в прокуратуре и КГБ СССР.

Ну и так далее. Из этого можно сделать вывод, что высшее руководство России далеко не милитаристское. Четыре генерала согласно должностям, но в кадровой армии не служили, пара человек проходило срочную службу по призыву. Несколько чекистов.

Армейский вектор построения государства, если отталкиваться от степени принадлежности этих чиновников к армии, никак не прослеживается. Даже те, кому присвоено генеральское звание, скорее относятся к разряду паркетного генералитета и к кадровой службе в ВС отношения не имеют.

Гражданские министры в сухом активе обладают звездами, приравненными к генеральским, если наденут свои кителя советников государственной службы. Но это уже совсем другая история.

Читайте также: