На какой вид транспорта не нужны права

Обновлено: 30.06.2024

Раньше я считал мопеды ревущими, вонючими и страшными и думал, что на них ездят только школьники. Но это оказалось не так.

В 2016 году я купил свой первый мопед и с тех пор очень их люблю. Я брал их даже в путешествия: в 2017 году объехал на мопеде весь Дагестан, а в 2020 году — Кабардино-Балкарию.

За пять лет я сменил три мопеда: Honda Super Cub C50, Honda Motra и Honda Super Cub C90. По российским законам последний — это мотоцикл, но по факту он едет, выглядит и звучит, как мопед.

Расскажу подробнее, что такое мопеды и где их можно купить. И посчитаю, сколько я трачу на уход за своим мопедом, техобслуживание, страховку и другие мелочи.

В марте—сентябре 2020 года я проехал на мопеде 7080 км и потратил 18 264 Р

Топливо 7080 Р
Запчасти 3828 Р
Техобслуживание 3200 Р
Уход за внешним видом 2465 Р
Страховка и техосмотр 1691 Р

Что такое мопед

По российским законам мопед, или скутер — это двухколесное транспортное средство с объемом двигателя внутреннего сгорания до 50 см³. Или с электродвигателем мощностью 0,25—4 кВт . По документам скорость мопеда должна быть максимум 50 км/ч . Если двигатель мощнее, а заявленная скорость выше — это уже мотоцикл.

В 2016 и 2017 годах я ездил на двух мопедах — Honda Super Cub C50 и Honda Motra. Но мне хотелось номера и страховку: так ездить спокойнее. А еще мне не нравились ограничения, связанные с мопедами. Например, на них нельзя поворачивать налево, если на дороге больше двух полос, — чтобы это сделать, нужно переходить дорогу пешком. В Москве на мопеде не проехать по Третьему транспортному кольцу и Мкаду. И наконец, на мопеде запрещено пересекать границы России.

Как победить выгорание

Мой первый мопед — Honda Super Cub C50

Я не знал, что мопеды продаются и в Москве, поэтому попросил знакомых во Владивостоке помочь с покупкой. У меня было только одно требование — чтобы мопед не перебирали и не красили. Боялся, что на продажу его покрасят как попало, и краска быстро обдерется.

Мопед был инжекторный — с электронным блоком, который сам определял, сколько топлива и когда подавать. Это удобно: самому не нужно ничего регулировать под разную погоду и высоту, как на карбюраторе. Но друзья предупредили: если заливать плохое топливо, система быстро выйдет из строя. И если я собираюсь экономить на бензине, лучше искать карбюраторный мопед: он не такой прихотливый. Но я не собирался.

Я отправил деньги знакомому, а тот передал их продавцу. Договор купли-продажи они толком не заполнили — свою подпись я потом добавил сам.

Состояние и ремонт. Когда я осмотрел мопед, то немного расстроился. Краска была родная, но парус — белая пластиковая защита ног — был в плохом состоянии. Он должен был быть кремового цвета, а оказался с желтыми разводами и непонятными вмятинами, как от дроби. Седло тоже болталось, а ручки, подножки, коробки передач и лапка тормоза выглядели изношенными. Новыми оказались только пара китайских зеркал и аккумулятор — продавец бесплатно дал их в придачу к мопеду.

Я обратился в сервис и попросил, чтобы мне заменили масло и очистили и смазали все, что можно. Это обошлось в 5000 Р . Потом пришлось менять самые важные изношенные части. Например, однажды в мопеде что-то застучало: износились звезды и цепь. Замена стоила 2200 Р .

я потратил на ремонт первого мопеда

Затем стало проскальзывать сцепление — мопед сильно ревел и медленно набирал скорость. За новое я отдал 3000 Р .

Еще пришлось менять три сальника — это такие уплотнители между крутящимися элементами. Они не должны давать смазке вытекать наружу, но у меня это постоянно случалось. Видимо, потому что я заливал слишком много масла и ездил по грязи и песку. Каждый новый сальник обошелся в 100 Р , а замена всех — в 200 Р .

А однажды мопед просто перестал ехать — забилась сетка топливного фильтра. Но к тому времени я уже немного разбирался в мопедах, попросил у друзей инструменты и сам почистил сетку.

К тому же в инжекторном мопеде много датчиков с тоненькими проводами. Я много ездил по лесам, задевал ветки и однажды оборвал датчик лямбда-зонда — без него двигатель расходует больше топлива. Купить новый в России было нереально, а в Японии такой стоил около 8000 Р . Я кое-как приладил остатки провода и молился, чтобы ничего не оторвалось.

В общем, мопед буквально рассыпался. Тогда я и выяснил, что на такой модели в Японии ездят курьеры, и он не подходит для долгих поездок, особенно по лесам. Я догадался, что пробег у мопеда был больше 11 990 км. Скорее всего, это вообще был второй круг спидометра после 100 000 км.

Мотоциклист в шлеме на проезжей части

Права на управление квадроциклом

Мототранспортные средства являются полноправными участниками дорожного движения, поэтому к водителям скутеров и квадроциклов предъявляются довольно жесткие требования.

Водитель квадроцикла, решивший покататься на данном транспортном средстве, должен знать, что делать это разрешено только с 16 лет. Подросткам младше 16 лет кататься на мототехнике нельзя.

Процедура получения прав не отличается от получения прав на вождение легкового автомобиля:

- необходимо пройти обучение (теоретическую и практическую часть),

- получить медицинское заключение,

За езду на квадроцикле без водительского удостоверения налагается административная ответственность (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей.

После покупки квадроцикла при наличии паспорта самоходной машины (ПСМ) его нужно поставить на учет в Гостехнадзор, или в ГИБДД - если средство передвижения имеет ПТС.

Правила езды на квадроцикле

Впервые сев за руль квадроцикла, нужно постараться не развивать скорость выше 40 км в час. Для езды на более высоких скоростях или при езде по сильно пересеченной местности необходимо освоить три основных стойки, которые может занимать гонщик на квадроцикле. Из-за высокого центра тяжести квадроциклы склонны к переворачиванию, и, стоя за рулем, водитель автоматически понижает центр тяжести, что значительно снижает риск оказаться под машиной.

К основным стойкам относятся: средняя, передняя и задняя.

Среднюю стойку используют, двигаясь по прямой. Ноги необходимо немного согнуть в коленях, расслабить спину и руки, руки развести сторону. Переднюю стойку занимают при ускорении, подъеме в гору, а также, чтобы загрузить передние колеса. И, наконец, заднюю стойку необходимо принять при торможении, спускаясь с горы, и для того, чтобы загрузить заднюю ось при буксовании в грязи.

Кроме того, при резком повороте нужно отклониться во внешнюю сторону, то есть противоположную той, в которую происходит поворот - готовясь к повороту, нужно смещать в сторону поворота все туловище, а не только голову и плечи, как это делают неопытные гонщики.

Набирать скорость перед подъемом надо заранее. Если начать газовать уже на самом подъеме, возникает опасность перевернуться на спину. Подниматься на горку следует на среднем газу и обязательно в крайней передней стойке.

Где покататься на квадроцикле в Подмосковье

В Подмосковье есть несколько хороших мест, где можно покататься на квадроцикле.

Так, в Рузском городском округе есть школа Katayu4x4, где можно освоить навыки вождения по трассам и для начинающих, и для уверенных гонщиков.

В Серпуховском районе находится клуб TV-Land. Рядом Приокско-Террасный заповедник, а вокруг - разнообразие природных ландшафтов, что дает большой выбор маршрутов. Более 300 км маршрутов, проложенных по полям, лесам, лугам и бездорожью, где можно освоить программы как для новичков, так и для опытных квадроциклистов, и школа выживания.

Квадробаза в Красногорском городском округе предлагает двухместные квадроциклы и полную экипировку: удобные шлемы различных размеров с подшлемником, защитные костюмы, одноразовые носки, сухую и комфортную обувь.

Права на управление скутером

Таким образом, для тех, кто решил управлять скутером, удостоверение тракториста-машиниста не подходит.

Для прохождения обучения и сдачи экзамена можно обратиться в любую автошколу города.

Управление скутером без водительского удостоверения также наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей.

Правила езды на скутере

При вождении скутера следует соблюдать правила дорожного движения и своевременно обслуживать мототранспортное средство. Необходимо:

- всегда включать фару (не забывать менять перегоревшие лампочки);

- в пасмурный день (при плохой видимости) или ночью лучше надеть жилетку со светоотражателями.

Также обязательно наличие мотошлема и для водителя, и для пассажира. За отсутствие шлема предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей (ст. 12.6 КоАП РФ).

По Правилам дорожного движения водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.

Нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Также нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты мотосредства. Запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства (п. 24.8 ПДД).

Также необходимо всегда обслуживать транспортное средство: регулярно подкачивать шины, менять картерное/трансмиссионное масло, ремень/ролики вариатора, проверять аккумулятор, чистить карбюратор.

Как экипироваться

Прежде чем садиться за руль мотосредства, нужно позаботиться о базовой безопасности, а для тех, кто решил ездить на нем регулярно - подобрать э Самый важный элемент защиты за рулем квадроцикла или скутера - шлем.

Мотошлемы разделяются по конструкции оболочки:

- открытый шлем - хороший вариант для скутеров, так как обеспечивает умеренную защиту. Не подходит для больших скоростей.

Чтобы защитить глаза, необходимо экипироваться очками.

Понадобится и специальная обувь – мотоботы ,а также брюки или шорты с усиленной защитой таза, наколенники, перчатки.

Не хочется идти в автошколу? Или, может быть, у вас отобрали права нехорошие дяденьки с полосатыми жезлами? Не спешите расстраиваться: мы подобрали полный список транспортных средств, для езды на которых не нужно никаких документов.

Начнем, пожалуй, с модного и недешевого Сигвея, изобретённого Дином Кейменом. Это электрический самобалансирующийся самокат с двумя колёсами, расположенными по обе стороны от водителя. Во многих странах Сигвей не регламентируется правилами дорожного движения, потому что этот тип транспортного средства сложно поддается классификации. К тому же, на проезжей части водитель подвергается опасности, а на тротуаре мешает пешеходам.

В частности, в Германии и Швеции, где развиты велосипедные дорожки, они приравнены к велосипедам, однако вне тротуара считаются мопедами и должны быть оборудованы номерными знаками и полным набором внешних световых приборов, а водителям требуется определённый возраст и наличие ОСАГО.

В Австралии, Великобритании и Новой Зеландии они вообще запрещены. В России управление Сигвеем не требует прав, и в ПДД он не причислен к какому-либо виду транспорта. Фирмы, продающие эти самокаты в России, советуют клиентам передвигаться исключительно по тротуарам.

Моноколесо

Гениальная по своей простоте конструкция: колесо с электромоторчиком, который запускается под воздействием гироскопа. Наклоняетесь вперед — и колесо поехало. Нужно повернуть — просто наклоняемся в нужную сторону. Те, кому довелось поездить на такой штуке, говорят, что управлять ей даже проще, чем велосипедом.

Никогда не слышали о моноколесах? Вот и российские законодатели тоже. Ни одного нормативного акта, регламентирующего перемещение в пространстве на электрическом уницикле, не существует. А все, что не запрещено, разрешено, поэтому ездить на нем можно везде.

Газонокосилка

Вам никогда не приходила в голову мысль прокатиться на газонокосилке по центру города? А почему бы и нет? Руль есть, удобное сиденье есть, колеса есть, едет этот агрегат хоть и небыстро, но едет же! К тому же на него не нужно права!

Средняя стоимость такой газонокосилки 150 тыс. руб., но это не единственная причина, почему не стоит стоять в ней в пробке на Невском проспекте – у нее отсутствует спидометр, тахометр, осветительное оборудование и в безопасности вы себя явно не почувствуете.

6.jpg

JL4_5613.JPG

Детская коляска

Как часто нам, автомобилистам, приходилось наблюдать знакомую картину – из-за припаркованной Газели вне пешеходного перехода выкатывается коляска с грудным ребенком и только затем появляется его мать. К сожалению, не все мамочки понимают, что машина почти не в состоянии мгновенно остановиться, как вкопанная, и у нее существует так называемый тормозной путь. И нередко этот тормозной путь оказывается длиннее, чем жизнь её ребенка в коляске. В этот момент у меня возникает мысль об обязательном получении водительских прав для несуразных мамаш. Управлять коляской с ребенком нужно с умом и аккуратно. Даже при движении по пешеходной дорожке в парке стоит учитывать правила безопасности. Смотрите по сторонам!

Медицинская коляска

Что же касается медицинских колясок и инвалидных кресел? Их бывает множество разновидностей (в том числе — с электромоторами) и на них не нужны водительские права. Если по состоянию здоровья вам пришлось воспользоваться инвалидной коляской, то вы можете смело передвигаться по тротуарам, по крайней мере, вы будете доставлять меньше неудобства пешеходам, чем велосипедисты.


Велосипед

Поскольку в нашей стране не очень хорошо развиты велосипедные дорожки, пожалуй, самый несчастливый участник дорожного движения — это велосипедист, ведь на тротуаре он мешает пешеходам, а на дороге его постоянно норовят сбить автомобилисты. Казалось бы, что такое велосипед – знают все. Два колеса, педали, цепь и руль, опционально – багажник и звонок.

Между тем в пункте 1.2 Правил есть подробное описание велосипеда – ЭТО ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО! Это означает, что все пункты Правил, касающиеся транспортных средств, распространяются и на велосипеды. По Правилам кроме как на велодорожках и велополосах велосипедист не должен ехать вообще нигде. Но это, конечно утопия.

На практике, двухколесные ездят и по правому краю проезжей части, и по обочинам, и по тротуарам. Велосипедист, помни! Пока ты управляешь своим велосипедом, ты – участник дорожного движения и подчиняешься всем правилам дорожного движения.

Depositphotos_51923559_original.jpg

Транспортные средства, на которые права все-таки нужны


Мопед

С 5 ноября 2013 года было введено водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами.

2943.jpg


Квадроцикл

В 1970 году компанией Honda были предприняты попытки скрестить автомобиль и мотоцикл, окончившиеся появлением на свет трехколесного гибрида (авторы назвали его вездеходным мотоциклом, а позднее мотовездеходом), сочетавшего практичность машины с маневренностью мотоцикла. Четвертое колесо это чудо техники получило в 1980 году. С тех пор он стал очень популярен среди охотников, рыболовов, любителей экстремального отдыха.

Привлекает в квадроцикле, в первую очередь, маневренность и экономичность. Машины обладают шинами низкого давления, дающими возможность проходить через участки заболоченной почвы, где трактор и вездеход просто застревают.

Современные квадроциклы имеют 4 колеса. Модели, снабженные тремя колёсами, логично называются трициклами. В зависимости от своего предназначения, мотовездеходы имеют от пяти до восьми колёс. Среди населения особенно популярны квадроциклы, отличающиеся неприхотливостью, легкостью управления, высокой проходимостью.

В России для управления этим видом транспорта необходимо удостоверение тракториста-машиниста, которые выдают не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре. Многие владельцы квадроциклов приобретают их для езды вокруг собственной дачи, по полям, в этом случае права водителя необязательны.

Если же в процессе движения приходится выезжать на дороги общего пользования или пересекать их, вот тут удостоверение потребуется. Кстати, в местах, где особенно часто встречаются квадроциклисты, частенько дежурят патрули Ростехнадзора.


Содержание
скрыть

Необходимы ли права на скутер с объемом двигателя до 50 кубов

Для какой техники не нужны в 2021 году водительские права

Сегодня выдача водительских прав предполагает несколько возможных категорий, что у новичков иногда вызывает затруднения. Наличие о означает, что обладатель документ имеет право на управление мопедами с объемом двигателя до 50 кубов. Для получения свидетельства необходимо успешно пройти платные курсы в автошколе, после чего подтвердить полученные теоретические знания и практические навыки вождения.

Питбайки

Микрокары

На каких мотоциклах можно ездить без прав

На каких мотоциклах можно ездить без прав


Мотоциклист – это лицо, которое управляет транспортным средством повышенной опасности. Именно поэтому на все виды и модели мотоциклов нужно иметь права. Существуют ли мотоциклы не требующие прав
? Сюда входят, во всяком случае, пока, скутеры и мопеды, объем двигателей которых меньше пятидесяти кубов.

Правительство Российской Федерации поручило Министерству образования и науки разработать соответствующие программы обучения водителей скутеров и мопедов. После этого они смогут сдавать на права категории А1.

Согласно новым, но еще не принятым правилам, на мопеды и скутеры, на которых установлены двигатели объемом меньше 50 кубов, выдается категория А1. Но новая формулировка категорий еще не определена окончательно. В некоторых печатных изданиях пишут, что в эту же категорию входят мотоциклы с объемом двигателя до ста двадцати пяти кубов. И ничего не пишут про скутеры и мопеды.

Категория А на сегодняшний день разделена на три подкатегории. А1 – для мопедов и скутеров, А — мотоциклы, на которых установлены двигатели объемом более пятидесяти кубических сантиметров, В1 – для мотоциклов с коляской.

Но так как никто сегодня к введению прав для скутеристов не готов, ни работники ГИБДД, ни автошколы, ни юристы, ездить владельцам скутеров и мопедов еще долго без прав. А с другой стороны, знания ПДД еще никому не мешали. На таких видах транспорта чаще всего ездят подростки. И если они будут знать все необходимые правила, они смогут обезопасить и себя, и окружающих их людей.

На мотоцикле без прав наказание

Багги

Езда на мотоцикле без прав

Если вам дорога собственная безопасность, безопасность окружающих, не садитесь на мотоцикл без прав на него.

Езда на мотоцикле без прав

Мотоцикл – очень мобильное и удобное средство передвижения. Но обладателю этого вида транспорта нужно иметь соответствующие знания и навыки вождения.

Вы решили приобрести мотоцикл? Для этого еще до его покупки вы должны позаботиться о том, чтобы пройти обучение и получить права категории А. Если вы решили поступить иначе, если вам нравится езда без прав на мотоцикле

, вы должны быть готовы к тому, что в случае, если вас остановят работники ГИБДД, вас могут лишить свободы на пятнадцать суток или оштрафовать на сумму две с половиной тысячи рублей. Если вы не имеете страховку ОСАГО, к этой сумме могут добавить еще до восьмисот рублей.

Ваш мотоцикл будет поставлен на штраф-стоянку, и забрать его оттуда без прав вы также не сможете. В этом случае вам придется привезти с собой кого-нибудь, у кого есть подобающие права.

Есть такие удальцы, которые утверждают, что если действовать осторожно, можно покататься и без прав. Но в этом случае, если вас обнаружат дорожные инспекторы, нужно снять шлем. Зачем это делать? Дело в том, что мотоциклиста без шлема не имеют права преследовать. Но и уехать далеко вам навряд ли удастся, потому что информацию о вас будут передавать на все посты. И если вас все-таки остановят, вас дополнительно накажут за неповиновение.

Мотоцикл для настоящих байкеров – это принцип их жизни, стремление к свободе. И чтобы не создавать себе лишних хлопот, получая удовольствие от езды на своем любимом железном друге, лучшим вариантом будет пройти обучение в мотошколе и получить соответствующее водительское удостоверение.

Квадроциклы

Для какой техники не нужны в 2021 году водительские права

В 2021 году водительские права не требуются для управления кроссовыми мотоциклами. Подобное правило действует только в случае, если гражданин использует транспорт по назначению на специальных трассах и не передвигается на нем по дорожным покрытиям общего пользования.

Кроссовые мотоциклы сегодня относятся с категории спортивной техники, поэтому на них не устанавливаются специальные регистрационные номера. Нарушение требований дорожных правил и выезд на транспорте за территорию трека грозит штрафными санкциями.

Сумма наказания может варьироваться от 5 000 до 15 000 рублей, а до момента погашения задолженности мотоцикл будет эвакуирован не специальную стоянку. Если водителем окажется посторонний человек, что размер штрафа будет увеличен для владельца до 30 000 рублей.

Сегвеи

В некоторых странах сегвей уже приравняли к мопедам, в России же пока не успели. У нас он не причислен ни к какому виду транспорта, поэтому не требует прав. Где именно должен ездить сегвей — по проезжей части или по тротуарам — законодатели пока тоже не разобрались, поэтому оба варианта допустимы.

Со скольки лет можно учиться на права для авто или мотоцикла

Это интересно: Загранпаспорт через Госуслуги сроки изготовления 2021

В моих родительских интересах дать ребенку достойное обучение правилам движения и навыки вождения. Если последний момент я могу решить сам, то вопрос о правах требует более серьезного отношения.

Электровелосипеды

Интересная история квадроцикл лишение прав

Необходимы ли права на скутер с объемом двигателя до 50 кубов


До 2013 года требований об обязательности наличия прав для управления скутером не существовало. Массовое появление такого транспорта на дорогах и большое количество аварийных ситуаций с его участием стали причиной появления более жестких требований. Сегодня водитель мопеда или скутера обязан иметь действующие российские права, которые дают разрешение на управление подобной техникой.

Несовершеннолетний гражданин обязан в случае остановки предъявить сотруднику ГИБДД требуемые документы. Водитель обязан быть при управлении транспортным средством в защитном шлеме. При отсутствии удостоверения личности и подтверждающего свидетельства скутер изымается до тех пор, пока владельцем не будет выплачен штраф за нарушение ПДД.

Какая категория нужна

Подкатегория М1 делится на следующие группы:

  • мотоциклы;
  • трициклы;
  • мотороллеры.

Это интересно: Увеличение пенсионного возраста военнослужащим

Сюда же еще относится и легковой автомобиль с объемом мотора не больше 50 куб.см, способный провозить пассажиров не более 8 человек и разрешенной массой без груза – до 3,5 т.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Такие машины в водительском удостоверении маркируются так:

  • категория М;
  • подкатегория – М1;
  • группа – L7.

Для обычного городского

Городские мотоциклы для законного вождения требуют наличия прав с открытой категорией А. Такая техника работает в максимальном режиме в пределах 150 кубов, она может выдержать 1-х или 2-х пассажиров со средним и малым весом.

Некоторые модели снабжены прицепным приспособлением – коляской, и могут провозить 2-х пассажиров.

Для кроссового, спортивного

Кроссовый мотоцикл создан для езды по грунтовым дорогам. Они могут участвовать в соревнованиях, на кроссах. По умолчанию подразумевается, что они часто используются исключительно вне городских дорог.

Поэтому на управление таким видом водительское удостоверение не нужно в России.

На спортивный права не делаются, когда его эксплуатируют исключительно в рамках соревнований, на каких-либо презентациях, городских мото-шоу и прочих мероприятиях, где не требуется нахождение в потоке общегородского транспорта.

Важно! Без прав выезжать на городскую дорогу (или на трассу вне населенных пунктов) на таких мотоциклах запрещается!

Для мопеда

Чтобы управлять таким транспортом, потребуется обзавестись водительским удостоверением с открытой категорией М. Среди таких машин встречаются часто те, которые имеют объемы двигателей не выше 50 куб.см.

Если же уже развивается мощность 125 кубов, тогда необходимо открывать А1, а не М. На мопеды, сила моторов которых не достигает 50 куб. см, права не нужны.

Как сдается экзамен?

Ежегодно вносятся изменения в процедуры сдачи экзаменов. Но общие принципы остаются неизменными. Так, квалификационный экзамен включает:

  • Проверку теоретического знания – правил.
  • Практического навыка – вождения.

На проверку теории отводится 20 минут. Современные билеты имеют формат электронного материала и сдаются на компьютере.

Проверка практических навыков

Практический экзамен состоит из двух элементов – автодрома и городского вождения.

На автодроме курсант демонстрирует навыки вождения, выполняя элементы различной сложности:

  • Разгон-торможение.
  • Габаритный коридор или полукруг.
  • Змейка.
  • Движение на малой скорости.
  • Горка.
  • Габаритная восьмерка.

Для каждого курсанта может быть обозначено лишь несколько элементов из перечисленных выше.

Езда по городу должна показать не только умение управлять мотоциклом, но и выполнять требования правил движения на дорогах общего пользования.

Что в итоге

Итак, подведем итог изучения вопроса оправах на мотоцикл. Начать обучение можно в 16 лет, а вот права получить лишь в 18 лет, за исключением такого транспорта, как мопеды и скутеры, права на которые выдаются в 16 лет. В завершение отмечу, что транспорта на наших дорогах стало больше, а передвижение на скутере или мопеде – не самое безопасное, а значит, решив разрешить ребенку управление таким транспортным средством, стоит хорошо подумать.

Это интересно: Гражданство германии для Россиян

Аргументы в пользу раннего обучения

Этого мнения я придерживался до того момента, пока не изучил законодательство повторно и еще раз не услышал просьбу сына о скутере. Нюанс заключается в том, что, если решено приобрести ребенку сие чудо мототехники, о правах задуматься придется. Сравнительно недавно его приравняли, пусть условно, к мопедам. А для данного транспорта необходимо право на управление. Обучение можно начать также с 16 лет и получить удостоверение. Иными словами, на скутере или мопеде ребенок без прав ездить по дорогам общего пользования не сможет.


Кому из нас не хочется приобрести транспортное средство (ТС) и в то же время не сдавать на права? А между тем, при определенных условиях на многих ТС можно ездить без водительского удостоверения (ВУ). В этой статье я расскажу вам, как это возможно, на какой вид транспорта не нужны права вообще, а также о подводных камнях для водителей, которые данным вопросом владеют слабо или совершенно с ним не знакомы.

Можно ли ездить на велотранспорте без водительского удостоверения?

Всем известно что такое велосипед, но велотранспорт понятие более широкое. К нему относятся различные велоконструкции с разным количеством колес и сидений (велотрайки, велотрициклы и т. п.). Сюда же причисляется велотранспорт оснащенный различного типа двигателями.

Внимание! Согласно действующей редакции ПДД (Постановление Правительства РФ № 1090), управление велосипедами и относящимися к ним велоконструкциями допускается с набором ограничений по возрасту – велосипедисты до 7-и лет и с 7 до 14 лет (согласно пунктам ПДД 24.3 и 24.4).

Но здесь есть тонкое место – различие между велотранспортом и ТС, причисляемыми к мопедам. Здесь проходит условная грань между обязательностью получения ВП и отсутствием такой необходимости. И именно из-за этого многие водители оказываются оштрафованы за езду без прав, а также лишены прав заочно.

Управление автотранспортом без водительских прав – распространенные мифы и когда это действительно разрешено

Досрочное лишение водительских прав: правда это или вымысел, отличие от заочного лишения

Как отличить велотранспорт от транспорта, причисляемого к мопедам?

По конструктивной логике к велотранспорту относится то, что приводится в движение преимущественно мускульной силой (водителя и/или пассажира). А к мопедам то, что для движения полностью или преимущественно использует двигатель.

Отличия по характеристикам – до какого объема двигателя не нужны права

По закону категория мопедов определяется посредством скоростных возможностей и мощности двигателя. Согласно абз. 17 п. 1.2 ПДД к мопедам относятся механические ТС с двумя или тремя колесами, имеющими ДВС или электродвигатель мощностью до 50 куб. см или до 4 кВт соответственно. При конструктивной скорости до 50 км/ч.

Важно! От велотранспорта мопеды отличаются тем, что указанная конструктивная скорость у них выше 25 км/ч и тем, что их двигатель в режиме длительной нагрузки имеет мощность более 0,25 кВт. Соответственно, если значения скорости и мощности будут равны или меньше указанных показателей, то такое ТС будет считаться велотранспортом, на который права не требуются.

Однако это еще не все. Дело в том, что некоторые современные электродвигатели, при мощности равной или меньше 0,25 кВт, могут развивать скорость выше рубежных 25 км/ч. Поэтому в ПДД добавлена оговорка, что если ТС развивает скорость выше 25 км/ч., то велотранспортом оно будет считаться при наличии механизма автоматического отключения скорости, при ее превышении указанных 25 км/ч.

Правда, возможность проверки инспектором ДПС наличия такого механизма (а также мощностных и скоростных характеристик) у веломототранспорта не имеющих регистрационных документов, законом пока не урегулирована.

Могут ли ввести водительские права для велосипедистов?

Вопреки логическим предположениям многих водителей, обязанность получения прав на управление велотранспортом вполне может быть введена в будущем. Дело в том, что в СССР такая обязанность существовала (не во всех местах и не в полном объеме), хотя о ней даже в то время знали не все велосипедисты.


В этом удостоверении имелась следующая информация:

  • Сведения о владельце.
  • Сведения об организации, выдавшей документ.
  • Фотография велосипедиста.
  • Подпись должностного лица ГАИ
  • Печать.
  • Памятка с правилами передвижения на велотранспорте.

Срок действия таких прав составлял 12 месяцев, после чего требовалась замена документа (без экзамена).

При этом сдавали на велосипедные права не только при советской власти, но даже при царской (!). Например, в 1893 и 1894 г. необходимость получения прав на велосипед была предписана москвичам и питерцам.

В современной России от властей также периодически слышны аналогичные предложения. Например, в 2015 г. введение велосипедных прав предлагал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталий Милонов, а в 2021 г. мэр Москвы Сергей Собянин. Введут ли в России велосипедные права или нет – неизвестно, но в Латвии, к примеру, такая норма действует.






Что делать при возникновении проблем с ГИБДД?

В данной части ПДД довольно много неточностей и расплывчатых формулировок, поэтому, если инспектор ГИБДД выписал штраф за езду без прав, его можно оспорить. Например, по постановлению Верховного суда РФ №13-АД15-1 наказывать водителей питбайков по статье 12.7 нельзя. Во многих других случаях оспорить штраф также можно.

Первым делом нужно написать заявление на имя начальника отделения ГИБДД. При неудаче в первом шаге нужно обращаться в суд. Однако иногда выиграть дело можно только при поддержке квалифицированного адвоката. Получить такую помощь можно прямо на нашем сайте. Консультация дежурного автоюриста бесплатна и проводится онлайн.

Можно ли ездить на мопеде без водительского удостоверения?

Несмотря на то, что для мопедов была введена специальная водительская категория (М), ездить на них без прав все же можно. Правда касается это лишь особого типа мототранспорта, который был специально для этого разработан.

Называются такие мопеды мофами (от нем. Mofa – Motor-Fahrrad) и у них конструктивные параметры скорости и мощности двигателя специально подогнаны под возможность езды без прав. Хотя по остальным характеристикам это чаще всего мопеды, мотовелосипеды или электроскутеры, а не велотранспорт.

Статья в тему: Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам

Как можно получить права?

  • Возраст старше 16 лет.
  • Наличие справки о состоянии здоровья (нужно пройти медицинскую комиссию).
  • Прохождение обучения и сдача соответствующего экзамена в лицензированной автошколе.



Как можно получить права?

Нестандартные виды электротранспорта

К нестандартным видам электротранспорта можно отнести всевозможные гироскутеры, сигвеи, электросамокаты, инвалидные электроколяски и т. п. Изначально это были конструктивно тихоходные ТС, но сейчас имеются модели, которые могут развивать скорость значительно превышающую 25 км/ч. То же касается и мощности данного транспорта.

По логике вещей на мощный одноосный и иной электротранспорт нужны водительские права, но по факту работники ДПС пока не обращают внимание на подобные ТС т. к. тут явно нужны законодательные уточнения. То есть пока что на данном транспорте условно разрешено передвигаться без прав, хотя если произойдет ДТП по вине такого водителя, то могут провести техническую экспертизу и ужесточить наказание в отдельно взятых случаях.


В развитых странах уже внедряют правила для нестандартного электротранспорта. Например, в Швеции, Германии и Финляндии очень популярны сигвеи и на них можно ездить без прав, но только по велодорожкам. Если же на сигвее планируется выезжать на автостраду, то его нужно оснастить светосигнальной системой, регистрационными документами и полисом ОСАГО. При этом водительского удостоверения не требуется.

А в Великобритании, Австралии и Новой Зеландии на сигвеях и им подобных устройствах по трассе и по пешеходной зоне ездить запрещено.

Управление спортивной техникой на соревнованиях и автодромах

Очень часто бывают такие ситуации, в которых мототранспорт используется исключительно на соревнованиях. Регламент таких мероприятий предусматривает доставку кроссового мотоцикла прямо к месту прохождения соревнований. А это значит, что водитель садится за руль только на специальной трассе, и следовательно, права для подобного управления получать не требуется.



Соревнования

Так уж сложилось, что использование транспортного средства вне общественных дорог не регламентируется законодательством. Вся ответственность за аварийные ситуации возлагается на самого собственника мотоцикла. Правда, если будет замечено, что на треке за рулем находится несовершеннолетний без соответствующей защиты и шлема, родителей могут привлечь к ответственности за подвергание жизни ребенка опасности.

Нестандартные виды мототранспорта

К нестандартным видам мототранспорта отношение более строгое. Некоторые водители считают, что они могут ездить без прав на конструкциях типа моноколеса, специальной садово-приусадебной технике (газонокосилках, мотоблоках) и т. п.

Но дело в том, что подобный транспорт подпадает под определение самоходов с соответствующими требованиями. Особенно интересна ситуация с одноосными мотоблоками. Данные механизмы имеют признаки трансформеров – без прицепа это вообще не считается транспортом, а с прицепом причисляется к самоходному механизму.


При этом для передвижения по ДОП (дороги общего пользования) просто прав тракториста-машиниста окажется мало – нужно чтобы ТС было оснащено светоотражающей и/или светосигнальной системой. С примером судебного разбирательства при участии в дорожном движении мотоблока можно ознакомиться в постановлении по делу № 5-54/2015 от 30.10.2015 г.

Статья в тему: Права на мини-трактор – нужны ли они в России

Что будет дальше?

С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями. Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД. Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.

Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.

Какие права нужны на багги

Багги – это компактный автомобиль, предназначенный для езды по умеренному бездорожью. Цели применения авто, относящихся к классу багги, могут быть различны. В зависимости от этого определяется нужны ли права на управление данным ТС.

Если багги используется исключительно в спортивных соревнованиях, то такие машины считаются спортинвентарем и не требуют получения водительских прав. Но и допуска к передвижению по ДОП они не имеют. Как пример можно привести автокроссные багги – в России они делятся на 5 классов, но все относятся к категории спортинвентаря.

Есть багги и для иных соревнований: по краулер-триалу (преодоление скалистых препятствий), трофи-рейду (преодоление максимально сложного бездорожья). Эти машины могут быть как в категории спортинвентаря, так и с допуском к передвижению по ДОП.

Еще есть ралли-багги, а также пляжные и военные багги. Эти как правило в обязательном порядке оснащаются светосигнальной системой и регистрационной документацией для передвижения по ДОП.

Если багги допущен к передвижению по ДОП и ездит по ним, то права требуются обязательно. При этом, несмотря на схожесть багги с легковым транспортом, получать права нужно не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.

Нужны ли права на картинг?

Карты – это небольшие авто без кузова с открытыми колёсами, предназначенные для гоночных соревнований. Само собой, что колесить на них можно только на специально отведенных площадках или гоночных трассах. Карты способны развивать скорость до 260 км/ч и не предназначены для езды по дорогам общего пользования.


Самодельная авто и мототехника: как зарегистрировать и нужны ли права?

Багги и карты можно собирать в кустарных условиях из различных запчастей или специальных конструкт-наборов комплектующих, которые выпускают некоторые фирмы. Собранные вручную ТС можно оставить в качестве спортинвентаря, а можно провести их сертификацию и регистрацию, чтобы получить доступ к передвижению по ДОП.

Сертификация самостоятельно собранной автомототехники

Тестируется самодельное транспортное средство в ближайшем пункте сертификации. Подробнее об этой процедуре можно узнать из Приказа Ростехрегулирования от 01.06.2010 N 2079 (ред. от 02.07.2014). Адреса пунктов сертификации можно узнать на сайте Росстандарта, написав в обратную связь

По итогу вы получите заключение о соответствии типу ТС, но перед этим самодельная машина будет оцениваться по следующим критериям:

  • Уровень шума.
  • Габаритные размеры.
  • Наличие исправного рулевого управления, тормозной системы, сигнальной системы, достаточное сцепление колес с дорогой, устойчивость ТС.
  • Безопасность и экологичность.

Для регистрации самодела с положительным заключением отдела сертификации вы отправляетесь в ГИБДД (или в Гостехнадзор – смотря какая техника). Там нужно доказать, что все запчасти для сборки приобретены законным путём. Если вы просто переделали старое авто, то достаточно предоставить договор-купли продажи (как составляется договор купли продажи автомобиля) на него.

Если же вы собрали ТС из запчастей разных машин, а никаких документов у вас нет, то проводится экспертиза. Там машина получит заключение и на его основе вы сможете отправится в ГИБДД (Гостехнадзор) для оформления ПТС (или ПСМ), а после остается регистрация и получение номерных знаков.

В каких случаях допускается езда без прав?

Водительские права могут не понадобиться не только, когда ТС относится к определенной категории, но и при соблюдении режима его использования.

В первую очередь – без прав можно ездить при обучении вождению в сопровождении инструктора.

Далее – это езда по частной территории своего владения. Самый простой случай – передвижение в пределах своего приусадебного участка. Но частные территории бывают разные. Иногда это обширные площади с дорожной инфраструктурой. Если на частной территории нет никого кроме вас, то тогда вы сами себе ДПС.

Однако, если на частную территорию имеется допуск иных лиц (например, охрана, обслуга, подрядчики и т. п.), использующих дорожную инфраструктуру, то дороги, по которым эти лица передвигаются приобретают статус прилегающей территории или ДОП, на которых наличие прав обязательно.

Другой пример – частное поле. Если вы фермер-владелец, то можете не имея прав работать на собственном поле, управляя трактором или иной сельхозтехникой. В этом случае ее даже регистрировать не требуется. Однако если ваше поле не имеет прилегающего выхода к месту стоянки вашей техники, то ее нужно завозить на поле и увозить с него иным транспортом. Также, если на этом поле или тракторе работают другие люди, то права обязательны.

Езда по местности, не имеющей дорог – нужны ли права?

Наиболее сложный случай – это езда по местности, которая не имеет дорог. Здесь однозначного законодательного прояснения нет. В ПДД имеются следующие связанные с данным вопросом определения:

Исходя из данных определений вне ДОП без прав ездить можно. Но многие работники ДПС иного мнения и утверждают, что дорога начинается там, где начинается движение ТС, вне зависимости от характера местности. К примеру, случаев лишения прав за передачу управления ТС в дикой природе, на льду замерзшего водоема и т. п., немало. И суды подтверждают составленные протоколы.

Если же исходить из усредненной логики, то без прав нельзя ездить по любой местности, при одновременном наличии двух условий:

  1. Если эта местность открыта для свободного передвижения других ТС или людей.
  2. Если на этой местности находятся другие ТС или люди.

К примеру, если охотник-промысловик делает объезд тайги на снегоходе по проложенных им охотничьим путикам, то права вряд ли нужны. Но если движение осуществляется по льду замерзшей реки, где уже накатана дорога другими ТС, то наличие прав необходимо.

Подводя итоги

Сегодня мы узнали, на какую технику не нужны права, а в каких случаях получить ВУ всё-таки потребуется. Остановимся на наиболее важных моментах:

Читайте также: