На какой правовой основе осуществляется формирование института премьер министра в великобритании
Обновлено: 25.06.2024
Файлы: 1 файл
правительство великобритании.docx
Правительство Великобритании и его взаимодействие с парламентом.
Правительство Великобритании
(слайд)Основными функциями Кабинета министров являются:
- окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент;
- осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти;
- координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств.
Юридически правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность перед палатой общин и в случае утраты доверия обязано уйти в отставку. Однако в условиях двухпартийной системы, сложившейся в Великобритании, такая ситуация не возникала уже более 60 лет; на практике кабинет, почувствовав слабость своих парламентских позиций, распускает палату общин и назначает новые выборы.
(слайд)Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах.
На сегодняшний день (2014 год) Премьер-министром Великобритании является Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии; он был назначен Королевой Елизаветой II по результатам парламентских выборов 6 мая 2010 года. По итогам выборов Консервативная партия имеет незначительное преимущество, но ни одна из партий не обладает решающим большинством в Палате общин и не имеет возможности сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство было образовано 12 мая из консерваторов и либеральных демократов.
Но в 1957, 1963 и 1974 гг. в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев.
(слайд)К функциям Премьер-министра относится:
1.формирование Правительства и руководства его деятельностью;
2.представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация;
3.предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов;
В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов.
(слайд) Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе, которую также используют по всему миру — наследие былой славы Британской империи. Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.
Отношения с правительством
Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов.
Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства, показывают уровень доверия правительству. Кроме того, то же самое происходит, если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.
Если правительство потеряло доверие Палаты общин, премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство.
На практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жёстко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование, не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству — дважды в 1924 году и один раз в 1979 году.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных – Великобритания и Ирландия – и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.
Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).
Файлы: 1 файл
глава государства и правительство великобритании.docx
2. Структура государственного управления Великобритании.
Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров, – правительством Ее Величества во главе с премьер-министром .Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.
Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1934, 1937г., 1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.
Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер – министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер – министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.
Правительство Великобритании насчитывает около 100 человек. В него входят премьер-министр, его заместители, государственные секретари (руководители важнейших министерств), их заместители, министры без портфеля, младшие министры. Как правило, премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства. Формально назначение осуществляется монархом. В рамках правительства образуется кабинет министров (около 25 человек), решающий вопросы оперативного управления. Правительство осуществляет не только исполнительную, но и законодательную власть путем передачи законодательных полномочий парламентом (акты делегированного законодательства).
Кабинет министров собирается на регулярной основе, как правило, еженедельно во вторник утром, [необходимо цитирование] для обсуждения наиболее важных вопросов государственной политики, и принятия решений. На протяжении длительного периода времени, кабинета министров заседал в четверг, и это было изменено только после заявления премьер-министра Гордона Брауна, о том, что совещания будут перенесены на вторник. [Цитата необходимы] продолжительность совещаний зависит от стиля Премьер-министр и политических условий, но сегодня заседания может быть всего 30 минут, что свидетельствует о формальном утверждении решений, принятых в комитете, в кулуарных группах, или в двусторонних встречах между премьер-министром и главами отдельных департаментов Правительства, а обсуждения в Кабинете министров несколько ограничены.
3. Отношения с Парламентом
В Соединенном Королевстве существуют две ключевых конституционных конвенции, касающихся ответственности кабинета перед парламентом, коллективная ответственность кабинета министров и отдельных министров.
Это вытекает из того факта, члены кабинета министров являются членами парламента, и, следовательно, подотчетны ему, потому что парламент обладает верховенством. Коллективная ответственность кабинета означает, что члены кабинета министров принимают решения коллективно, и поэтому ответственность за последствия этих решений несут на коллективной основе.
Вопросы могут быть представлены в Кабинет министров, ни в палате парламента (процесс, называемый запрос в политической науке), который может быть либо на письменные или устные ответы. Кабинет министров должен ответить на них, либо сами, либо через заместителей. Письменные ответы, которые, как правило, более конкретными и подробными, чем устные вопросы, как правило, написанных гражданского служащего. Ответы на письменные и устные вопросы публикуются в парламенте. Парламент не может уволить отдельных министров (хотя члены, конечно, может призвать к их отставке), но Палата Общин имеет возможность определять судьбу всего правительства. В случае вотума недоверия правительству пропуска, а затем королева будет стремиться восстановить доверие либо роспуск парламента и выборы нового, или путем присоединения к отставке всего правительства ее коллективно.
В Соединенном Королевстве в парламентской системе, исполнительная власть не отделена от законодательной власти, поскольку члены кабинета взяты из парламента. Кроме того, исполнительная, как правило, доминируют в законодательный орган по нескольким причинам:
Совокупный эффект от премьер-министра, способность контролировать Кабинет министров в обход эффективное обсуждение в Кабинет министров и исполнительных способность доминировать парламентских мест производства британского премьер-министра в позиции великой державы, что было сравнить с выборной диктатуры (фраза назвали лорда Hailsham в 1976 году). Относительное бессилие парламента о проведении правительством за день до счета часто приводит к Великобритании средств массовой информации в качестве оправдания для энергией, с которой они вопроса и задача правительства.
Итак, Великобритания представляет собой конституционную монархию: наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви.
На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.
Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.
Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:
- признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;
- политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;
- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;
- обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;
свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.
Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.
Имя | Начало полномочий | Окончание полномочий |
Борис Джонсон | 24 июля 2019 | |
Тереза Мэй | 13 июля 2016 | 24 июля 2019 |
Дэвид Кэмерон | 11 мая 2010 | 13 июля 2016 |
Гордон Браун | 27 июня 2007 | 11 мая 2010 |
Тони Блэр | 2 мая 1997 | 27 июня 2007 |
Джон Мейджор | 28 ноября 1990 | 2 мая 1997 |
Маргарет Тэтчер | 4 мая 1979 | 28 ноября 1990 |
Джеймс Каллаган | 5 апреля 1976 | 4 мая 1979 |
Гарольд Вильсон | 4 марта 1974 | 5 апреля 1976 |
Эдвард Хит | 19 июня 1970 | 4 марта 1974 |
Гарольд Вильсон | 16 октября 1964 | 19 июня 1970 |
Александр Дуглас-Хьюм | 19 октября 1963 | 16 октября 1964 |
Гарольд Макмиллан | 11 января 1957 | 19 октября 1963 |
Энтони Иден | 7 апреля 1955 | 9 января 1957 |
Уинстон Черчилль | 26 октября 1951 | 7 апреля 1955 |
Клемент Эттли | 27 июля 1945 | 26 октября 1951 |
Уинстон Черчилль | 10 мая 1940 | 27 июля 1945 |
Невилл Чемберлен | 28 мая 1937 | 10 мая 1940 |
Стэнли Болдуин | 7 июня 1935 | 28 мая 1937 |
Рэмси Макдональд | 5 июня 1929 | 7 июня 1935 |
Стэнли Болдуин | 4 ноября 1924 | 5 июня 1929 |
Рэмси Макдональд | 22 января 1924 | 4 ноября 1924 |
Стэнли Болдуин | 23 мая 1923 | 16 января 1924 |
Эндрю Бонар Лоу | 23 октября 1922 | 20 мая 1923 |
Дэвид Ллойд-Джордж | 6 декабря 1916 | 19 октября 1922 |
Герберт Генри Асквит | 5 апреля 1908 | 5 декабря 1916 |
Генри Кэмпбелл-Баннерман | 5 декабря 1905 | 3 апреля 1908 |
Артур Бальфур | 11 июля 1902 | 5 декабря 1905 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июня 1895 | 11 июля 1902 |
Арчибальд Примроуз | 5 марта 1894 | 22 июня 1895 |
Уильям Юарт Гладстон | 15 августа 1892 | 2 марта 1894 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 25 июля 1886 | 11 августа 1892 |
Уильям Юарт Гладстон | 1 февраля 1886 | 20 июля 1886 |
Роберт Гаскойн-Сесил | 23 июня 1885 | 28 января 1886 |
Уильям Юарт Гладстон | 23 апреля 1880 | 9 июня 1885 |
Бенджамин Дизраэли | 20 февраля 1874 | 21 апреля 1880 |
Уильям Ю́арт Гладстон | 3 декабря 1868 | 17 февраля 1874 |
Бенджамин Дизраэли | 27 февраля 1868 | 1 декабря 1868 |
Эдвард Смит-Стэнли | 28 июня 1866 | 25 февраля 1868 |
лорд Джон Рассел | 29 октября 1865 | 26 июня 1866 |
Генри Темпл | 12 июня 1859 | 18 октября 1865 |
Эдвард Смит-Стэнли | 20 февраля 1858 | 11 июня 1859 |
Генри Темпл | 6 февраля 1855 | 19 февраля 1858 |
Джордж Гамильтон-Гордон | 19 декабря 1852 | 30 января 1855 |
Эдвард Смит-Стэнли | 23 февраля 1852 | 17 декабря 1852 |
лорд Джон Рассел | 30 июня 1846 | 21 февраля 1852 |
Роберт Пиль | 30 августа 1841 | 29 июня 1846 |
Уильям Лэм | 18 апреля 1835 | 30 августа 1841 |
Роберт Пиль | 10 декабря 1834 | 8 апреля 1835 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 14 ноября 1834 | 10 декабря 1834 |
Уильям Лэм | 16 июля 1834 | 14 ноября 1834 |
граф Чарльз Грей | 22 ноября 1830 | 9 июля 1834 |
Артур Уэлсли Веллингтон | 22 января 1828 | 16 ноября 1830 |
Фредерик Джон Робинсон | 31 августа 1827 | 21 января 1828 |
Джордж Кэннинг | 10 апреля 1827 | 8 августа 1827 |
Роберт Дженкинсон | 8 июня 1812 | 9 апреля 1827 |
Спенсер Персиваль | 4 октября 1809 | 11 мая 1812 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 31 марта 1807 | 4 октября 1809 |
лорд Уильям Гренвиль | 11 февраля 1806 | 31 марта 1807 |
Уильям Питт младший | 10 мая 1804 | 23 января 1806 |
Генри Эддингтон | 17 марта 1801 | 10 мая 1804 |
Уильям Питт младший | 19 декабря 1783 | 14 марта 1801 |
Уильям Кавендиш-Бентинк | 2 апреля 1783 | 19 декабря 1783 |
Уильям Петти | 4 июля 1782 | 2 апреля 1783 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 27 марта 1782 | 1 июля 1782 |
лорд Фредерик Норт | 28 января 1770 | 22 марта 1782 |
Огастас Фицрой | 14 октября 1768 | 28 января 1770 |
Уильям Питт старший | 30 июля 1766 | 14 октября 1768 |
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт | 13 июля 1765 | 30 июля 1766 |
Джордж Гренвиль | 16 апреля 1763 | 13 июля 1765 |
Джон Стюарт | 26 мая 1762 | 16 апреля 1763 |
Пелэм-Холлс | 2 июля 1757 | 26 мая 1762 |
Уильям Кавендиш | 16 ноября 1756 | 25 июня 1757 |
Томас Пелэм-Холлс | 16 марта 1754 | 16 ноября 1756 |
Генри Пелэм | 27 августа 1743 | 6 марта 1754 |
Спенсер Комптон | 16 февраля 1742 | 2 июля 1743 |
Роберт Уолпол | 4 апреля 1721 | 11 февраля 1742 |
6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.
Основные функции Кабинета министров состоят в следующем:
· окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент;
· осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти;
· координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств.
Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах.
В 1957, 1963 и 1974 гг. в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев. К функциям Премьер-министра относится:
· формирование Правительства и руководства его деятельностью;
· представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация;
· предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов;
В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов.
Вопросы для самоконтроля:
1.В чём заключаются особенности Конституции Великобритании?
2.Дайте характеристику источников Конституции Великобритании.
3.Чем регулируются в Великобритании вопросы гражданства?
4.Каковы особенности партийной системы в Великобритании?
5.Какова роль профсоюзов и Конфедерации британской промышленности в политической системе Великобритании?
6.В чём заключаются особенности избирательного права Великобритании?
7.Охарактеризуйте состав и функции Тайного совета при монархе Великобритании.
Тема 16. Основы конституционного права Германии
Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции).
2. Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства).
Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий.
Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия).
Федеральная исполнительная власть (Федеральный Президент, Федеральный канцлер, Правительство, порядок избрания, полномочия).
Конституция Германии
1.1. Разработка и принятие конституции
1.2. Основные черты Конституции Германии
Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов (3 из них включены в процессе внесения поправок).
В Преамбуле содержится положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, который, принимая Основной закон, руководствовался стремлением служить всеобщему миру. В Преамбуле дается полный список немецких земель и констатируется, что в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. (Новая редакция Преамбулы была принята после присоединения ГДР).
Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.
III, IV, V и VI разделы устанавливают основы организации и деятельности федеральных органов: Парламента, Президента, Правительства. Введенный позже раздел IV-а регламентирует статус Совместного комитета.
В разделах VII, VIII и VIII-а регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и ее субъектов.
В разделе IX определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.
Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.
Основной закон ФРГ 1949 года сохраняет определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием страны. Согласно ст. 140 Основного закона составной его частью являются статьи 136 – 141 Конституции Германии 1919 года, которые регулируют взаимоотношения государства и церкви.
Конституция ФРГ исходит из принципов демократии, разделения властей, равенства, справедливости. По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.
Основной закон, характеризуя ФРГ как правовое государство, закрепляет следующие конституционные принципы:
· верховенство Конституции и верховенство закона (ст. 20);
· обязательность закрепленных в Конституции основных прав для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственным действующим правом (ст.1);
· учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ст.101);
· запрет придания закону обратной силы (ст. 103);
· приоритет общепризнанных норм международного права, которые становятся составной частью федерального права, непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории ФРГ лиц (ст. 25).
Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу, земля, ее недра, природные богатства могут быть обобществлены в различных формах только законом. Только закон, а не суд устанавливает при этом размер и вид возможной компенсации. ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому образования, жилья, медицинской помощи, продовольствия, существует развитая сеть социальной поддержки населения государством.
Согласно ст. 20 Основного закона – Германия федеративное государство. Принцип федерализма один из основополагающих принципов Конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель.
Во внешнеполитической сфере Основной закон устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, в частности, предпринимаемые с целью подготовки и ведения агрессивной войны. Такие действия согласно ст. 26 уголовно наказуемы.
Согласно новой редакции ст. 23, участие ФРГ в ЕС базируется на общих принципах демократии, правовой и социальной государственности. Федерация может путем издания федерального закона, одобренного Бундесратом, передавать Е.С. свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Е.С. федеральное правительство обязано незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. В частности, до начала своего участия в принятии правовых актов Е.С., федеральное правительство должно предоставить Бундестагу возможность дать по ним свое заключение. Если вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель или затрагивает их интересы, обязательно учитывается заключение Бундесрата.
1.3. Изменения и дополнения к Основному закону. Несмотря на то, что Основной закон ФРГ относится к конституциям жесткого типа, за период его действия было изменено более 100 статей из 146, добавлены 3 новых раздела и исключены ряд статей. Согласно ст. 79 изменения и дополнения в Основной закон могут быть внесены Конституционным законом, который принимает 2/3 голосов обеих палат парламента. Последние серьезные изменения Основного закона были осуществлены в 1994 году после объединения Германии и подписания Маастрихтского договора о Е.С. Была изменена Преамбула (изъято положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 о участии ФРГ в деятельности Е.С., увеличен численный состав обеих палат парламента.
1.4. Охрана Основного закона ФРГ осуществляется Федеральным конституционным судом, который проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия Основному закону. Правовой основной организацией и деятельность ФКС являются ст. 92-94 Основного закона, а также Федеральный закон о Конституционном суде 1951 года. Являясь основной частью судебной власти, ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе. ФСК состоит из двух сенатов, по восемь судей в каждом. Три судьи в каждом сенате избираются из числа судей пяти высших Федеральных судов. Судьи ФСК избираются в равной пропорции палатами Парламента. Для избрания необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются актом Федерального президента. Кроме традиционных для органа конституционного контроля полномочий, ФКС:
· выносит решения по так называемым квазиуголовным делам о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка;
· решает вопросы об антиконституционности, т.е. запрещении политических партий и др. объединений;
· выносит решение об освобождении от должности Федерального Президента, в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом;
· рассматривает жалобы на решения Бундестага, касающиеся выборов, порядка проведения референдума.
Читайте также: