На какой правовой основе осуществляется формирование института премьер министра в великобритании

Обновлено: 25.06.2024

Файлы: 1 файл

правительство великобритании.docx

Правительство Великобритании и его взаимодействие с парламентом.

Правительство Великобритании

(слайд)Основными функциями Кабинета министров являются:

  1. окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент;
  2. осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти;
  3. координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств.

Юридически правительство несёт коллективную ответственность за свою политическую деятельность перед палатой общин и в случае утраты доверия обязано уйти в отставку. Однако в условиях двухпартийной системы, сложившейся в Великобритании, такая ситуация не возникала уже более 60 лет; на практике кабинет, почувствовав слабость своих парламентских позиций, распускает палату общин и назначает новые выборы.

(слайд)Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах.

На сегодняшний день (2014 год) Премьер-министром Великобритании является Дэвид Кэмерон, лидер Консервативной партии; он был назначен Королевой Елизаветой II по результатам парламентских выборов 6 мая 2010 года. По итогам выборов Консервативная партия имеет незначительное преимущество, но ни одна из партий не обладает решающим большинством в Палате общин и не имеет возможности сформировать однопартийное правительство. Коалиционное правительство было образовано 12 мая из консерваторов и либеральных демократов.

Но в 1957, 1963 и 1974 гг. в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев.

(слайд)К функциям Премьер-министра относится:

1.формирование Правительства и руководства его деятельностью;

2.представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация;

3.предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов;

В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов.

(слайд) Великобритания имеет парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе, которую также используют по всему миру — наследие былой славы Британской империи. Парламент Великобритании, заседающий в Вестминстерском дворце имеет две палаты: выборная Палата общин и назначаемая Палата лордов. Любой принятый документ требует Королевской санкции, чтобы стать законом. Парламент является главным законодательным институтом Великобритании, поскольку делегированный парламент Шотландии, а также ассамблеи Северной Ирландии и Уэльса не являются суверенными органами и, теоретически, британский парламент может их упразднить.

Отношения с правительством

Правительство Великобритании подотчётно Парламенту. Однако ни Премьер-министр, ни члены правительства не избираются Палатой Общин. Вместо этого Королева просит человека, пользующегося максимальной поддержкой палаты (которым обычно является лидер партии, занимающей наибольшее количество мест в Палате Общин), сформировать правительство. Чтобы они были подотчётны нижней палате, Премьер-министр и большая часть членов кабинета министров выбираются из членов Палаты Общин, а не палаты Лордов.

Важные законопроекты, которые составляют часть правительственной повестки дня в области законодательства, показывают уровень доверия правительству. Кроме того, то же самое происходит, если Палата Общин отказывается утвердить бюджет.

Если правительство потеряло доверие Палаты общин, премьер-министр обязан либо уйти в отставку, либо попросить роспуска парламента и новых всеобщих выборов. Если Премьер-министр просит роспуска парламента, суверен может согласиться с этим, а может отказать, принуждая его уйти в отставку и позволяя лидеру оппозиции сформировать новое правительство.

На практике Палата общин очень слабо контролирует правительство. Так как используется мажоритарная система выборов, правящая партия обычно обладает значительным большинством в Палате общин и не нуждается в компромиссе с другими партиями. Современные политические партии Британии жёстко организованы, так что остаётся мало свободы для действий их членов. Нередко членов парламента исключают из их партий за голосование, не соответствующее указаниям их партийных лидеров. В течение двадцатого века Палата общин только два раза выражала недоверие правительству — дважды в 1924 году и один раз в 1979 году.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Великобритания или Англия (по названию основной части страны) государство, расположенное у западного побережья Европы на двух крупных – Великобритания и Ирландия – и примыкающих к ним многочисленных мелких островах.
Великобритания состоит из 4 административно-политических частей: Англии (39 графств, 6 метрополитенских графств и Большого Лондона), Уэльса (8 графств), Шотландии (9 районов и островной территории) и Северной Ирландии (26 округов).

Файлы: 1 файл

глава государства и правительство великобритании.docx

2. Структура государственного управления Великобритании.

Центральная исполнительная власть в Великобритании представлена органом, состоящих из министров, – правительством Ее Величества во главе с премьер-министром .Фактически главную роль в управлении государством играют правительство и премьер министр.

Отдельные вопросы организации и деятельности правительства регулируют следующие основные нормативные акты: Акты о министрах Короны 1934, 1937г., 1975г.; Акты о передачи полномочий министров Короны 1946 г., Акты о дисквалификации депутатов палат общин 1957 г, 1975г.; Акт о государственных документах 1967 г.; Акт о жаловании министров 1972 г.

Порядок формирования правительства основывается главным образом на конституционных соглашениях. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Королева назначает премьер – министром лидера партии, получившей абсолютное большинство мандатов в палате общин. Поскольку каждая партия имеет заранее избранного лидера, никакого другого на этот пост королева назначить не может. Если же ни одна из партий не получила абсолютного большинства, королева проводит консультации с лидерами парий и, выслушав их советы и предложения, сама принимает решения. После назначения премьер – министра королева по его предложению назначает остальных членов кабинета и всего правительства.

Правительство Великобритании насчитывает около 100 человек. В него входят премьер-министр, его заместители, государственные секретари (руководители важнейших министерств), их заместители, министры без портфеля, младшие министры. Как правило, премьер-министром становится лидер партии парламентского большинства. Формально назначение осуществляется монархом. В рамках правительства образуется кабинет министров (около 25 человек), решающий вопросы оперативного управления. Правительство осуществляет не только исполнительную, но и законодательную власть путем передачи законодательных полномочий парламентом (акты делегированного законодательства).

Кабинет министров собирается на регулярной основе, как правило, еженедельно во вторник утром, [необходимо цитирование] для обсуждения наиболее важных вопросов государственной политики, и принятия решений. На протяжении длительного периода времени, кабинета министров заседал в четверг, и это было изменено только после заявления премьер-министра Гордона Брауна, о том, что совещания будут перенесены на вторник. [Цитата необходимы] продолжительность совещаний зависит от стиля Премьер-министр и политических условий, но сегодня заседания может быть всего 30 минут, что свидетельствует о формальном утверждении решений, принятых в комитете, в кулуарных группах, или в двусторонних встречах между премьер-министром и главами отдельных департаментов Правительства, а обсуждения в Кабинете министров несколько ограничены.

3. Отношения с Парламентом

В Соединенном Королевстве существуют две ключевых конституционных конвенции, касающихся ответственности кабинета перед парламентом, коллективная ответственность кабинета министров и отдельных министров.

Это вытекает из того факта, члены кабинета министров являются членами парламента, и, следовательно, подотчетны ему, потому что парламент обладает верховенством. Коллективная ответственность кабинета означает, что члены кабинета министров принимают решения коллективно, и поэтому ответственность за последствия этих решений несут на коллективной основе.

Вопросы могут быть представлены в Кабинет министров, ни в палате парламента (процесс, называемый запрос в политической науке), который может быть либо на письменные или устные ответы. Кабинет министров должен ответить на них, либо сами, либо через заместителей. Письменные ответы, которые, как правило, более конкретными и подробными, чем устные вопросы, как правило, написанных гражданского служащего. Ответы на письменные и устные вопросы публикуются в парламенте. Парламент не может уволить отдельных министров (хотя члены, конечно, может призвать к их отставке), но Палата Общин имеет возможность определять судьбу всего правительства. В случае вотума недоверия правительству пропуска, а затем королева будет стремиться восстановить доверие либо роспуск парламента и выборы нового, или путем присоединения к отставке всего правительства ее коллективно.

В Соединенном Королевстве в парламентской системе, исполнительная власть не отделена от законодательной власти, поскольку члены кабинета взяты из парламента. Кроме того, исполнительная, как правило, доминируют в законодательный орган по нескольким причинам:

Совокупный эффект от премьер-министра, способность контролировать Кабинет министров в обход эффективное обсуждение в Кабинет министров и исполнительных способность доминировать парламентских мест производства британского премьер-министра в позиции великой державы, что было сравнить с выборной диктатуры (фраза назвали лорда Hailsham в 1976 году). Относительное бессилие парламента о проведении правительством за день до счета часто приводит к Великобритании средств массовой информации в качестве оправдания для энергией, с которой они вопроса и задача правительства.

Итак, Великобритания представляет собой конституционную монархию: наследственный король или королева — глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главой судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви.

На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются Правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма и весьма немногочисленны.

Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство у какой-либо партии; косвенное воздействие монархии как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелание менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия — идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

Несмотря на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется такими демократическими чертами как:

- признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;

- политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии, общественные объединения, граждане имеют при этом юридически равные возможности;

- разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

- обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают на права других граждан.

Правительство Великобритании является центральным органом власти Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии, возглавляемое Премьер-министром. Исполнительная власть принадлежит монарху и осуществляется только по согласованию с Премьер-министром и Кабинетом министров, чьи члены консультируют монарха в качестве членов Тайного совета. Кроме того, они обладают властью как лидеры Департаментов правительства страны.

Имя Начало полномочий Окончание полномочий
Борис Джонсон 24 июля 2019
Тереза Мэй 13 июля 2016 24 июля 2019
Дэвид Кэмерон 11 мая 2010 13 июля 2016
Гордон Браун 27 июня 2007 11 мая 2010
Тони Блэр 2 мая 1997 27 июня 2007
Джон Мейджор 28 ноября 1990 2 мая 1997
Маргарет Тэтчер 4 мая 1979 28 ноября 1990
Джеймс Каллаган 5 апреля 1976 4 мая 1979
Гарольд Вильсон 4 марта 1974 5 апреля 1976
Эдвард Хит 19 июня 1970 4 марта 1974
Гарольд Вильсон 16 октября 1964 19 июня 1970
Александр Дуглас-Хьюм 19 октября 1963 16 октября 1964
Гарольд Макмиллан 11 января 1957 19 октября 1963
Энтони Иден 7 апреля 1955 9 января 1957
Уинстон Черчилль 26 октября 1951 7 апреля 1955
Клемент Эттли 27 июля 1945 26 октября 1951
Уинстон Черчилль 10 мая 1940 27 июля 1945
Невилл Чемберлен 28 мая 1937 10 мая 1940
Стэнли Болдуин 7 июня 1935 28 мая 1937
Рэмси Макдональд 5 июня 1929 7 июня 1935
Стэнли Болдуин 4 ноября 1924 5 июня 1929
Рэмси Макдональд 22 января 1924 4 ноября 1924
Стэнли Болдуин 23 мая 1923 16 января 1924
Эндрю Бонар Лоу 23 октября 1922 20 мая 1923
Дэвид Ллойд-Джордж 6 декабря 1916 19 октября 1922
Герберт Генри Асквит 5 апреля 1908 5 декабря 1916
Генри Кэмпбелл-Баннерман 5 декабря 1905 3 апреля 1908
Артур Бальфур 11 июля 1902 5 декабря 1905
Роберт Гаскойн-Сесил 25 июня 1895 11 июля 1902
Арчибальд Примроуз 5 марта 1894 22 июня 1895
Уильям Юарт Гладстон 15 августа 1892 2 марта 1894
Роберт Гаскойн-Сесил 25 июля 1886 11 августа 1892
Уильям Юарт Гладстон 1 февраля 1886 20 июля 1886
Роберт Гаскойн-Сесил 23 июня 1885 28 января 1886
Уильям Юарт Гладстон 23 апреля 1880 9 июня 1885
Бенджамин Дизраэли 20 февраля 1874 21 апреля 1880
Уильям Ю́арт Гладстон 3 декабря 1868 17 февраля 1874
Бенджамин Дизраэли 27 февраля 1868 1 декабря 1868
Эдвард Смит-Стэнли 28 июня 1866 25 февраля 1868
лорд Джон Рассел 29 октября 1865 26 июня 1866
Генри Темпл 12 июня 1859 18 октября 1865
Эдвард Смит-Стэнли 20 февраля 1858 11 июня 1859
Генри Темпл 6 февраля 1855 19 февраля 1858
Джордж Гамильтон-Гордон 19 декабря 1852 30 января 1855
Эдвард Смит-Стэнли 23 февраля 1852 17 декабря 1852
лорд Джон Рассел 30 июня 1846 21 февраля 1852
Роберт Пиль 30 августа 1841 29 июня 1846
Уильям Лэм 18 апреля 1835 30 августа 1841
Роберт Пиль 10 декабря 1834 8 апреля 1835
Артур Уэлсли Веллингтон 14 ноября 1834 10 декабря 1834
Уильям Лэм 16 июля 1834 14 ноября 1834
граф Чарльз Грей 22 ноября 1830 9 июля 1834
Артур Уэлсли Веллингтон 22 января 1828 16 ноября 1830
Фредерик Джон Робинсон 31 августа 1827 21 января 1828
Джордж Кэннинг 10 апреля 1827 8 августа 1827
Роберт Дженкинсон 8 июня 1812 9 апреля 1827
Спенсер Персиваль 4 октября 1809 11 мая 1812
Уильям Кавендиш-Бентинк 31 марта 1807 4 октября 1809
лорд Уильям Гренвиль 11 февраля 1806 31 марта 1807
Уильям Питт младший 10 мая 1804 23 января 1806
Генри Эддингтон 17 марта 1801 10 мая 1804
Уильям Питт младший 19 декабря 1783 14 марта 1801
Уильям Кавендиш-Бентинк 2 апреля 1783 19 декабря 1783
Уильям Петти 4 июля 1782 2 апреля 1783
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 27 марта 1782 1 июля 1782
лорд Фредерик Норт 28 января 1770 22 марта 1782
Огастас Фицрой 14 октября 1768 28 января 1770
Уильям Питт старший 30 июля 1766 14 октября 1768
Чарльз Уотсон-Уэнтуорт 13 июля 1765 30 июля 1766
Джордж Гренвиль 16 апреля 1763 13 июля 1765
Джон Стюарт 26 мая 1762 16 апреля 1763
Пелэм-Холлс 2 июля 1757 26 мая 1762
Уильям Кавендиш 16 ноября 1756 25 июня 1757
Томас Пелэм-Холлс 16 марта 1754 16 ноября 1756
Генри Пелэм 27 августа 1743 6 марта 1754
Спенсер Комптон 16 февраля 1742 2 июля 1743
Роберт Уолпол 4 апреля 1721 11 февраля 1742

6 ноября 2019 года Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон уведомил королеву Елизавету II о роспуске Парламента. Таким образом, в стране официально стартовала предвыборная кампания, на время которой вся законодательная деятельность будет приостановлена. Досрочные парламентские выборы планируется провести в декабре. Голосование пройдет по мажоритарной системе в один тур. Занявший первое место кандидат, становится депутатом.

Основные функции Кабинета министров состоят в следующем:

· окончательное определение политического курса государства, выносимого на утверждение в Парламент;

· осуществление контроля за аппаратом исполнительной власти;

· координация и распределение сфер деятельности министерств и ведомств.

Важнейшая роль в управлении страной отводится Премьер-министру, который назначается монархом. Обычно монарх назначает лидера партии, победившей на выборах.

В 1957, 1963 и 1974 гг. в силу разногласий в правящей партии по кандидатуре лидера, монарх принимал решение самостоятельно. Функции и полномочия Премьер-министра не определяются законом. Они вытекают из политических традиций и конституционных обычаев. К функциям Премьер-министра относится:

· формирование Правительства и руководства его деятельностью;

· представление на подпись монарху правовых актов и их контрассигнация;

· предложение монарху о роспуске Палаты общин и назначение выборов;

В целях исполнения законов Правительство принимает нормативные акты. Причем, эти акты принимаются от имени отдельных министров. Парламент также делегирует Правительству право принимать акты, имеющие силу закона, которые также принимаются как акты министров. За этими актами устанавливается парламентский контроль. Они должны быть представлены Парламенту до или после их принятия. Актов делегированного законодательства в Великобритании применяется в десятки раз больше, чем законов.

Вопросы для самоконтроля:

1.В чём заключаются особенности Конституции Великобритании?

2.Дайте характеристику источников Конституции Великобритании.

3.Чем регулируются в Великобритании вопросы гражданства?

4.Каковы особенности партийной системы в Великобритании?

5.Какова роль профсоюзов и Конфедерации британской промышленности в политической системе Великобритании?

6.В чём заключаются особенности избирательного права Великобритании?

7.Охарактеризуйте состав и функции Тайного совета при монархе Великобритании.

Тема 16. Основы конституционного права Германии

Конституция Германии (разработка, принятие, основные черты Конституции, правовая охрана Конституции).

2. Основы правового статуса личности (конституционные принципы регулирования личных, политических, социально-экономических прав, свобод, обязанностей, регулирование вопросов гражданства).

Конституционно-правовое регулирование организации и деятельности политических партий.

Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия).

Федеральная исполнительная власть (Федеральный Президент, Федеральный канцлер, Правительство, порядок избрания, полномочия).

Конституция Германии

1.1. Разработка и принятие конституции

1.2. Основные черты Конституции Германии

Основной закон состоит из Преамбулы и 14 разделов (3 из них включены в процессе внесения поправок).

В Преамбуле содержится положение о том, что учредителем Основного закона является немецкий народ, который, принимая Основной закон, руководствовался стремлением служить всеобщему миру. В Преамбуле дается полный список немецких земель и констатируется, что в землях на основе свободного самоопределения окончательно утвердили единство и свободу Германии. (Новая редакция Преамбулы была принята после присоединения ГДР).

Основные права составляют стержень конституционного порядка ФРГ. Обеспечению и охране основных прав служит вся организация государственной власти.

III, IV, V и VI разделы устанавливают основы организации и деятельности федеральных органов: Парламента, Президента, Правительства. Введенный позже раздел IV-а регламентирует статус Совместного комитета.

В разделах VII, VIII и VIII-а регламентируется законодательная и исполнительная деятельность Федерации, определены общие задачи Федерации и ее субъектов.

В разделе IX определяется организация судебной власти, и закрепляются конституционные принципы отправления правосудия в ФРГ.

Раздел X-а содержит регламентацию мер на случай состояния обороны.

Основной закон ФРГ 1949 года сохраняет определенную преемственность с предшествующим конституционным развитием страны. Согласно ст. 140 Основного закона составной его частью являются статьи 136 – 141 Конституции Германии 1919 года, которые регулируют взаимоотношения государства и церкви.

Конституция ФРГ исходит из принципов демократии, разделения властей, равенства, справедливости. По форме правления ФРГ является парламентарной республикой.

Основной закон, характеризуя ФРГ как правовое государство, закрепляет следующие конституционные принципы:

· верховенство Конституции и верховенство закона (ст. 20);

· обязательность закрепленных в Конституции основных прав для законодательной власти и правосудия. Основные права являются непосредственным действующим правом (ст.1);

· учреждение независимого суда (ст. 97) и запрещение создания чрезвычайных судов (ст.101);

· запрет придания закону обратной силы (ст. 103);

· приоритет общепризнанных норм международного права, которые становятся составной частью федерального права, непосредственно порождают права и обязанности для проживающих на территории ФРГ лиц (ст. 25).

Положение о социальном государстве развивается в нормах о том, что собственность обязывает, пользование ею должно служить общему благу, земля, ее недра, природные богатства могут быть обобществлены в различных формах только законом. Только закон, а не суд устанавливает при этом размер и вид возможной компенсации. ФРГ как социальное государство берет на себя ответственность за доступность каждому образования, жилья, медицинской помощи, продовольствия, существует развитая сеть социальной поддержки населения государством.

Согласно ст. 20 Основного закона – Германия федеративное государство. Принцип федерализма один из основополагающих принципов Конституции. Нерушимость федеративного устройства государства гарантирована ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагивающих деление Федерации на земли и сотрудничество земель.

Во внешнеполитической сфере Основной закон устанавливает запрет на действия, способные нарушить мирное сосуществование народов, в частности, предпринимаемые с целью подготовки и ведения агрессивной войны. Такие действия согласно ст. 26 уголовно наказуемы.

Согласно новой редакции ст. 23, участие ФРГ в ЕС базируется на общих принципах демократии, правовой и социальной государственности. Федерация может путем издания федерального закона, одобренного Бундесратом, передавать Е.С. свои суверенные права. По всем вопросам деятельности Е.С. федеральное правительство обязано незамедлительно информировать Бундестаг и Бундесрат. В частности, до начала своего участия в принятии правовых актов Е.С., федеральное правительство должно предоставить Бундестагу возможность дать по ним свое заключение. Если вопрос входит в сферу исключительной компетенции земель или затрагивает их интересы, обязательно учитывается заключение Бундесрата.

1.3. Изменения и дополнения к Основному закону. Несмотря на то, что Основной закон ФРГ относится к конституциям жесткого типа, за период его действия было изменено более 100 статей из 146, добавлены 3 новых раздела и исключены ряд статей. Согласно ст. 79 изменения и дополнения в Основной закон могут быть внесены Конституционным законом, который принимает 2/3 голосов обеих палат парламента. Последние серьезные изменения Основного закона были осуществлены в 1994 году после объединения Германии и подписания Маастрихтского договора о Е.С. Была изменена Преамбула (изъято положение о временном характере Основного закона), принята новая редакция ст. 23 о участии ФРГ в деятельности Е.С., увеличен численный состав обеих палат парламента.

1.4. Охрана Основного закона ФРГ осуществляется Федеральным конституционным судом, который проверяет законы на предмет их формального и материального соответствия Основному закону. Правовой основной организацией и деятельность ФКС являются ст. 92-94 Основного закона, а также Федеральный закон о Конституционном суде 1951 года. Являясь основной частью судебной власти, ФКС принимает имеющие обязательную силу решения по делам, связанным с оценкой действительности правовых норм. Конституционное судопроизводство обеспечивает каждому возможность отстаивать и защищать свои права в устном состязательном процессе. ФСК состоит из двух сенатов, по восемь судей в каждом. Три судьи в каждом сенате избираются из числа судей пяти высших Федеральных судов. Судьи ФСК избираются в равной пропорции палатами Парламента. Для избрания необходимо большинство в 2/3 голосов. Президент ФКС и его заместитель избираются Бундестагом и Бундесратом. Избранные на должность судьи назначаются актом Федерального президента. Кроме традиционных для органа конституционного контроля полномочий, ФКС:

· выносит решения по так называемым квазиуголовным делам о лишении конституционных прав граждан, использующих эти права против свободного демократического порядка;

· решает вопросы об антиконституционности, т.е. запрещении политических партий и др. объединений;

· выносит решение об освобождении от должности Федерального Президента, в связи с обвинением, возбужденным против него Парламентом;

· рассматривает жалобы на решения Бундестага, касающиеся выборов, порядка проведения референдума.

Читайте также: