На какие вопросы предоставляет ответы религия на экзистенциальные

Обновлено: 17.05.2024

Экзистенциальные вопросы возникают из тех сомнений, которые мы задаем себе в поисках нашей совести и суть.

Это вопросы, которые часто требуют глубокой саморефлексии, а иногда это вопросы, которые, как следует из названия, имеют дело с нашим существованием и причинами жизни. Как бы то ни было, это проблемы, которые помогают нам лучше воспринимать реальность и наши собственные мысли и желания.

Существующие вопросы, чтобы думать и отражать

В этой статье вы можете найти список 35 экзистенциальных вопросов, которые, я уверен, вы когда-либо рассматривали, и это заставит вас задуматься .

1. Как мы узнаем, что делаем правильно?

Принимать решения не всегда легко. С одной стороны, у нас есть эмоциональная часть, а с другой - рациональная. Как указывают некоторые исследователи, такие как Антонио Дамасио, эмоции имеют такой большой вес в наших решениях, что, хотя мы иногда думаем, что наша иррациональная часть является той, которая командует, эмоции почти решают за нас.

2. Как мы можем иметь здоровые отношения?

Отношения сложны. Достаточно взглянуть на данные исследования, проведенного Евростатом (Европейским статистическим управлением): в Испании все меньше браков, поскольку за последние 50 лет они сократились до 56%. По данным Генерального совета нотариусов, на каждую свадьбу в этой стране есть два развода .

Отношения влияют на нас и могут заставить нас войти в экзистенциальный кризис, если мы не в порядке с нашим любовником или влюблены. Научиться быть счастливым в отношениях - это то, что требует обучения и глубоких размышлений.

3. В чем смысл жизни?

Один из величайших экзистенциальных вопросов, которые мы можем себе задать, касается значения нашего пути. Получение вопроса это означает, что каждый по-прежнему ищет свою личность , Поэтому вам нужно подумать о том, кто он, каковы его достоинства и недостатки, и какой путь он должен пройти в жизни.

4. Как мы измеряем успех в жизни?

Как мы измеряем наш успех? В каких сферах нашей жизни? Что важно, настоящее или прошлое? Мы можем жить только настоящим моментом, но прошлое сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Зависит от того, как мы интерпретируем нашу жизнь, поможет нам достичь большего благополучия. Самое полезное - это сосредоточиться здесь и сейчас.

5. Почему я так себя чувствую?

Не каждый эмоционально умен, и он позволяет себе увлекаться своими эмоциями, не будучи в состоянии оторваться от них. , Когда кто-то задает этот вопрос, ему необходимо провести процесс саморефлексии и самопознания, потому что эмоциональное управление влияет на наше счастье положительно или отрицательно.

6. Почему я иногда так себя веду?

Мы можем думать, что мы хорошие люди, однако, в определенное время мы взрываемся из-за стресса на работе и платим за него первым, который у нас есть, не заслуживая этого , Или мы приходим домой и используем нашего партнера в качестве козла отпущения для нашего разочарования, хотя это тот, который поддерживает нас больше всего и показывает нам свою любовь каждый день.

7. Как я могу изменить свою жизнь?

Жизнь - это не всегда путь роз, и часто приходится пересматривать и менять курс, трансформировать наш путь в то место, где мы хотим быть. Для этого нужно знать себя, бросать вызов ограничивающим убеждениям, покидать зону комфорта, ставить реалистичные цели и т. Д.

8. Почему это стоит мне ценить вещи?

Человеческий разум создан таким образом, что мы привыкаем к тому, что имеем , Это нормально, что со временем мы перестаем ценить то, чем на самом деле обладаем. Вот почему необходимо избегать потребительского менталитета, потому что мы никогда не будем удовлетворены тем, что имеем, и всегда будем хотеть большего.

9. Контролируем ли мы свою жизнь?

Конечно, мы все пережили некоторые моменты, когда нам нужно было принимать важные решения или мы были в процессе обучения. Это абсолютно нормально, и неопределенность момента может заставить нашу самооценку страдать. Тем не менее, эти моменты необходимы, чтобы идти туда, куда мы хотим. Выход из зоны комфорта является синонимом личностного роста.

10. Верна ли теория Большого взрыва?

Хотя наука, похоже, нашла доказательства Большого взрыва, в сознании человека невозможно представить, как возникла Вселенная. Мы действительно вышли из ниоткуда? Этот вопрос может привести нас к размышлению о чем-то, что имеет ответ, который, безусловно, сложен и труден для визуализации.

11. Достаточно ли жизни, чтобы прожить все, что я имею в виду?

Мы не живем вечно и, следовательно, мы должны максимально использовать нашу жизнь , Иногда мы хотим сделать все, и это невозможно. Вы должны идти, устанавливая приоритеты.

12. Есть ли жизнь после смерти?

Один из самых важных экзистенциальных вопросов связан со смертью. Человеку трудно думать, что ничего нет. Размышление о своей смерти вызывает огромный дискомфорт, и, когда необходимо встретить смерть близкого человека, это становится очень трудно принять. Многие люди должны посещать терапию, чтобы преодолеть это .

13. Я слаб, если я показываю свои эмоции по отношению к другим?

Мы живем в обществе, которое научило нас тому, что показывать свои эмоции другим - это признак слабости: можно плакать, слаб, нельзя злиться и т. Д. Вы должны быть счастливы каждый день. Помимо того, что это невозможно, это не хорошо для благополучия людей.

14. Кто я?

15. Почему мы не ценим людей, которые любят нас больше всего?

Привычка, о которой я говорил ранее, также может происходить с окружающими нас людьми, которые любят нас больше всего. Может случиться так, что мы предполагаем, что самые близкие люди всегда будут рядом с нами. Это означает, что иногда мы не принимаем их во внимание и склонны недооценивать их .

16. Что нам нужно в этой жизни?

Мы часто думаем, что нам нужны материальные вещи, однако, нам нужно меньше, чем мы думаем , Чрезмерные ожидания могут сделать вас крайне несчастными.

17. Является ли жизнь несправедливой?

Если мы посмотрим вокруг, мы поймем, что жизнь несправедлива , Притеснения случаются каждый день во многих частях мира, и несчастья могут случиться с кем угодно, они являются частью жизни. Чтобы получить большее эмоциональное благополучие, вы должны сосредоточиться на настоящем, любить себя и практиковать принятие. Что делать, когда вы чувствуете отчаяние?

18. Люди меняются?

Может случиться так, что в какой-то момент в нашей жизни тот, кто не причинил вреда, обещает нам, что это изменится. но, Могут ли люди измениться? Очевидно, да. Теперь это зависит от них.

19. Почему там такие жестокие люди?

Иногда мы не можем понять, как люди настолько жестоки и способны совершать варварские поступки. Реальность такова, что необходимость и ситуация имеют большое значение в том, как мы ведем себя с другими , Исследование, которое объясняет это до совершенства, - исследование Стэнфордской тюрьмы.

20. В чем секрет счастья?

21. Будет ли жизнь на других планетах?

Один из тех вопросов, которые каждый человек когда-либо задавал себе, - будет ли жизнь на других планетах? , У нас до сих пор нет ответа на этот вопрос, но, несомненно, человек продолжит искать какой-то образ жизни где-то в бесконечной вселенной.

22. Что я должен изучать?

Многим людям, когда они должны поступить в университет, задают экзистенциальный вопрос об их будущем , Выбор карьеры и профессии - это, без сомнения, решение, которое ознаменует наше будущее и наше благополучие. Если мы выбираем профессию, которая нас не мотивирует или нам просто не нравится, мы можем сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь.

23. Должен ли я преследовать свои мечты?

Еще один экзистенциальный вопрос . Должен ли я бороться за свои мечты, несмотря на трудности или стремиться к стабильности? Ответ на этот вопрос ваш, но нет ничего более обогащающего, чем стремление к мечте.

24. Есть ли жизнь за пределами любви?

Еще один из великих неизвестных: нужна ли нам любовь, чтобы существовать?

25. Как далеко я могу пойти, если захочу?

Сила воли может изменить все. Не позволяйте никому ограничивать вас и, если у вас есть цель между бровями, пойти на это.

26. Где я могу найти эмоциональное убежище?

Вопрос для размышления о том, что действительно нас успокаивает.

27. Если бы он исчез сегодня, что бы изменил мир?

Мы изменили реальность?

28. Думаю ли я для себя, или готовые речи говорят через рот?

Насколько наши идеи действительно наши?

29. В какое время оправдано насилие?

Контексты могут влиять на наши этические масштабы в такие важные аспекты, как физическая целостность людей?

30. Когда я уеду, что люди будут помнить обо мне?

Какой знак мы оставляем на других? Кто-нибудь вспомнит нас, когда мы уйдем?

31. Я эмоция или я прав?

Эта двойственность служит для объяснения нашей личности выше.

32. Могу ли я быть счастливым без окружающих меня людей?

Существующий вопрос, чтобы узнать, в какой степени мы независимы.

33. Почему случаются войны?

Насилие нежелательно, но мы находимся в ситуации, когда военные конфликты не прекращаются. Почему это происходит? Какие интересы стоят за насильственными конфликтами между народами?

34. Имеет ли смысл нынешняя система образования?

Имеет ли смысл для пятилетнего ребенка проводить несколько часов в день, сидя, слушая объяснения своего учителя? Каков будет способ получения большего образования в соответствии с ценностями современного общества?

35. Почему мы считаем сны воображаемыми вымыслами? Могут ли они в каком-то смысле быть более реальными, чем сама реальность?

Это может показаться несколько рискованным, но если мы перестанем думать . может быть, реальность может быть истолкована заново.

Главная Нетематические книги Учение_о_спасении экзистенциальная теология.

Богословие двадцатого столетия находится под очень сильным влиянием экзистенциальной философии. Представители этой философии смещают акценты с попыток постичь суть вещей на человека и его существование. Главное в философских исканиях экзистенциалистов - это не стремление постичь суть вещей, а понять существование человека, понять человека. То есть, все акценты смещены на человека, это первое. Второе, экзистенциальная философия пытается понять смысл жизни и существования человека. И третий, очень важный момент - это подчеркивание элемента свободы каждой человеческой личности.

Ярким примером влияния экзистенциальной философии на христианскую теологию является Рудольф Бультман, известный немецкий протестантский богослов, профессор Марбургского университета. Он находился под влиянием философа-экзистенциалиста Мартина Хайдеггера который также преподавал в Марбургском университете. Рудольф Бультман заимствует у него теорию об аутентичном или подлинном и не аутентичном, не подлинном существовании человека. В чем это проявляется?

Согласно Хайдеггеру, как и всей философии экзистенциализма, человек, в отличие от других существ, обладает свободой выбора. Природа человека заключается в том, что он выбирает. Человек постоянно стоит перед проблемой выбора. И это накладывает на него определенный отпечаток. Человек находится постоянно в состоянии тревоги.

Известный писатель- экзистенциалист Жан Поль Сартр называл это состояние мукой. Человек находится в постоянном страхе, ему приходится выбирать и он не знает последствий своего выбора. Если человек смиряется со своим существованием и перестает делать выбор, то есть живет в какой-то общей струе, со старыми понятиями, традиционными подходами, одним словом отказывается от выбора, это означает, что он отказывается от своего предназначения. Он живет не аутентично, ведет не настоящую жизнь, не подлинную жизнь. Человек призван к реализации себя, к творческому осознанию себя. Он должен постоянно выбирать, это и есть аутентичное состояние.

Бультман, как христианин, эти категории (аутентичного и не аутентичного существования) переводит на христианское основание и говорит о том, что наша не аутентичность, не подлинность заключается в том, что мы выбираем не то, что угодно Богу. Когда человек пытается реализовать себя, бороться за свое счастье, за свою безопасность, когда он пытается преодолеть в себе чувство тревоги, страха, он все равно движим эгоистичными интересами, он думает о себе. Подобное существование не может быть аутентичным. Даже тогда, когда человек пытается себя реализовать, проявляет себя творчески в этой жизни, но без Бога, он все равно живет не аутентично, не по-настоящему. "Аутентичное, - заявляет Бультман, - возможно только в Боге. Только Евангелие раскрывает истинную природу человека и его предназначение".

Очень близка к подобному пониманию спасения другая школа - это

секулярная теология.

Секулярный буквально означает мирской, светский. Хотя непонятно, как наука о Боге может быть светской? Тем не менее, именно эта теология определяет сегодня сотериологическую позицию очень многих христиан. Вы, наверное, знаете, что в последние два столетия, начиная с эпохи Просвещения, произошла серьезная переориентация человека от Бога к человеку. Что способствовало этому?

Конечно же, этому способствовала научно-техническая революция, попытка научно объяснить свое происхождение, происхождение жизни. Этому способствовало и то, что человек постепенно научился быть независимым от стихий природы. Если, скажем, во времена древнего Израильского народа Анна была вынуждена идти в храм и молиться о рождении сына, то сегодня медицина пытается решить проблему бесплодия путем искусственного оплодотворения.

Современному человеку кажется, что в своей жизни он спокойно может обойтись без Бога. Бог ему уже не нужен. Человек как бы вырос, стал взрослым и больше не нуждается в Боге. Человек стал секулярным. Это не означает, что человек стал атеистом в своем мировоззрении - нет. Он верит в существование Бога, но Богу просто нет места в его жизни. Человек не нуждается в Нем, поэтому многие сегодня говорят, что мы живем в постхристианскую эпоху.

Многие страны Европы, о которых раньше можно было говорить, как о христианских, или протестантских, сегодня это секулярные страны. Религией люди больше не интересуются. Принадлежность к церкви стала формальной. Как церковь реагирует на секуляризм? Хочу отметить здесь два вида реакции. Поначалу, церковь конечно же выступила против секуляризма. Церковь говорила о несовместимости христианства и секуляризма, пыталась противостоять секулярным тенденциям, постоянно подчеркивая, что гуманизм, несмотря на то, что подчеркивает ценность человека, человеческих качеств, все равно не может ответить на все наши вопросы, не может решить все наши проблемы. Есть проблемы, которые может решить только христианство. Это первый подход, который демонстрирует несовместимость христианства и секуляризма.

Бонхоффер выступил против понимания спасения, как личного опыта с Богом, выступил против личностного аспекта христианской веры и понимания спасения, как внутреннего духовного опыта. Бога нет, как трансцендентного существа. Бога нет ни в богослужениях, ни в личных молитвах. Бог - в движении за гражданские права, Он в социальном движении. И только когда мы участвуем в борьбе за социальную справедливость, мы, тем самым исповедуем Бога, и, таким образом, решаем проблему своего спасения.

Вот так понимает спасение секулярная теология.

Современная римско-католическая теология.

Традиционно теология римско-католической церкви была единой и монолитной, но после второго Ватиканского собора (1962 - 1965) происходит значительное расслоение в понимании спасения богословами римско-католической церкви. Римско-католическая церковь веками утверждала, что спасения вне церкви нет. Только церковь есть единственный канал передачи Божьей благодати через таинства. Следовательно, находящиеся вне церкви, вне благодати Божьей, должны погибнуть. Только церковь обладает этим исключительным правом передавать Божью благодать людям.

Известный католический богослов, Карл Ранер, бросил вызов подобному пониманию спасения. Эту же позицию фактически занял и второй Ватиканский собор, который сделал утверждение, что церковь не имеет исключительного права на передачу спасения. Благодать Божия присутствует и вне римско-католической церкви. Она присутствует в природе, в людях. Можно найти доброе и в других религиях, не только в христианских. Согласно позиции второго Ватиканского собора, народ Божий не ограничен только видимой, иерархической церковью.

Есть три категории народа Божия:

истинные католики, которые являются членами римско-католической церкви;

другие христиане (протестанты, православные. ), они тоже имеют право на спасение;

Удивительно, как изменилось представление римо-католической церкви о спасении по сравнению с временем Реформации. Когда Мартин Лютер, Кальвин, Цвингли выступили против римско-католической церкви, церковь понимала спасение, как эксклюзивное право римско-католической церкви. Т.е. разрыв с церковью автоматически означал вечную погибель, т.к. вне церкви спасения нет. Сегодня эта, бывшая некогда нетерпимой церковь, после второго Ватиканского собора, меняет свое отношение не только к другим христианам, но вообще ко всем верующим и смотрит на тех же протестантов не как на еретиков, а как на своих братьев и сестер, которые находятся в дочерних церквах и которые тоже могут быть спасены.

Экзистенциальная философия отразила и определила настроение XX века на Западе, когда гуманистические представления о величии человека сильно пошатнулись.


Две мировые войны, изобретение оружия массового поражения, научно-технический прогресс, превращающий дерзкие фантастические идеи в реальность, — все это стало спусковым крючком для экзистенциального восприятия жизни.

Экзистенциализм образован от латинского слова экзистенция (existentia) — существование.

Сложность в том, что синонима для него в русском языке нет, поэтому самыми простыми словами экзистенциализм — это философия существования, а экзистенциальный — это относящийся к существованию.

Экзистенциальный — это.

Экзистенциализм — это.

Экзистенциализм — это направление, в котором предметом изучения становится существование человека с его обыкновенными проблемами, трагедиями, эмоциями.

Многоголосье экзистенциалистов крайне неоднородно и разнообразно, но всех объединяет интерес к основным темам — человеческие бытие, свобода, выбор, смерть, смысл жизни.

*Бородатый экзистенциальный советский анекдот

Экзистенциализм сформировался как отдельное философское направление перед Первой мировой войной и просуществовал до середины 1960-х годов, пройдя через все катастрофы XX века.

Но истоки этой философии нужно искать в XIX столетии — в творчестве Ф.М.Достоевского, идеях Ф.Ницше, учении датского мыслителя Сёрена Кьеркегора, которого называют основоположником экзистенциализма.

Кьеркегор

*Сёрен Кьеркегор (1813–1855)

Именно Кьеркегор выводит понятие экзистенции, ставшее центральной категорией экзистенциальной философии.

Датчанин впервые за всю историю философии ставит вопрос ребром — почему, собственно, философы занимаются чем угодно — сущностью бытия, первичностью материи, Богом, познаваемостью мира, универсалиями, волей и прочими туманными понятиями — но воротят нос от насущных проблем простого человека с его переживаниями, проблемами, страхами?

Кьеркегор повернул философию лицом к обычным людям. Отныне она должна помогать человеку делать внутренний выбор, нащупывать свое Я, находить идею, ради которой стоит жить.

Неудивительно, что экзистенциальные вопросы часто звучат в произведениях художественной литературы. Пожалуй, это философское направление как никакое другое отразилось в литературном творчестве.

Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, Франц Кафка, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Симона де Бовуар, Райнер Мария Рильке, Альберто Моравия — далеко не полный список писателей, поднимающих экзистенциальные темы в своих произведениях.

Альбер Камю

Люди

В противовес Кьеркегор ставит подлинное существование — экзистенцию, жизнь, где человек делает осознанный выбор, управляет своей судьбой, находит себя и свое призвание.

Таким образом, цель человеческой жизни — экзистенция, обретение себя. Экзистенциальная истина — это не то, что познается, а то, что переживается каждым человеком индивидуально.

Камень

Заключение

Экзистенциализм — это философия, ставящая во главу угла уникальность человека, наверное поэтому здесь так много самобытных концепций (это что?), представленных яркими личностями. Каждый из экзистенциалистов по-своему понимает и объясняет главные категории философии существования, объединяет их всех одно — интерес к человеческому бытию.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Сейчас же есть такие науки, как психология, психиатрия, социология, маркетинг, в принципе, они и занимаются вопросами человеческого бытия, а эта философия уже устарела.

М-да. Вроде люди прочитали статью, но о чём она, не поняли. Насколько у всех нас разное восприятие.

Способность мыслить дана всем людям. Только ничтожно малая часть людей понимает, что мыслить эта работа. И очень тяжёлая. Вот и живут постоянно заглядывая в гороскоп, календарь и прогноз погоды. Аминь, амёбы.

Подрыв классической философии уже происходил в учениях Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше и их последователей. Эти выдающиеся философы показали, что и познавательный, и истинный процессы не доступны каждому, мир не является рациональной единой системой, а научный прогресс имеет ужасные последствия для человечества. История имеет тенденцию быть иррациональной, а познание — аристократической и переполненной мифами. Попытка создать всеобъемлющее мировоззрение кажется смешной на фоне крайней индивидуализации человеческого существования. Проблема человека превратилась в беспрецедентный способ.

Появляются принципиально новые философские мировоззрения и стили мышления. В этот период возникает философия экзистенциализма.

Экзистенциализм. Исторические и духовные предпосылки экзистенциализма - Возникновения философии экзистенциализма

Возникновения философии экзистенциализма

Это было время размышлений о понесенных потерях и разочарованиях, время ожидания новых и более страшных потрясений, время кардинальной переоценки старых идеалов и формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века, хотя и оставляла место для утонченных чувств, была пронизана светлой печалью, за которой лежала надежда на лучшее, то военные годы 1914-1918 годов показали человечеству реальность конца цивилизации. Как из глубин первобытного сознания выходят самые темные аспекты человеческой природы: жестокость, стремление к превосходству, разрушение. Христианские ценности, вынашиваемые в течение многих тысячелетий, были отброшены. Фашистские режимы, основанные на человеческой основе и животном инстинкте, возникли и быстро пришли к власти в Германии, Италии и Испании.

Таким образом, экзистенциализм стал результатом глубоких возмущений, пронизывающих европейскую цивилизацию. Катастрофы Первой мировой войны, революция в России, мировой экономический кризис конца 20-х — начала 30-х годов, установление тоталитарных режимов и ужасы Второй мировой войны породили пессимистические настроения и душевное смятение у людей, потерявших веру в прогресс, разум и науку.

Одиночество, индивидуализм, потеря чувства принадлежности к происходящему и неопределенность — вот основные черты менталитета того времени. В то время родился экзистенциализм — одно из самых иррациональных и пессимистических философских течений, которое отражало, как бы в зеркале, общее мировоззрение людей той эпохи.

Идеи экзистенциализма

В России накануне первой мировой войны теорию экзистенциализма проповедовали Л. Шестов и Х. А. Бердяев, которые в 1920-е годы в эмиграции распространяли свои взгляды за рубежом, в основном во Франции. В Германии экзистенциализм начал формироваться после Первой мировой войны и связан с именами К. Ясперса, М. Хайдеггера и О.Ф. Больнова; в период Второй мировой войны и после нее чрезвычайно быстро распространился во Франции — Х. Марсель, Ж.-П. Сартр, А. Камю — и других европейских странах — Испании (Ortega y Gasset), Италии (E.Пачи, Н. Аббаньяно и др.).

Кризисные настроения и крах иллюзий были связаны с войной в Корее, расовыми конфликтами, политическими убийствами, разгулом преступности, экономическим спадом и ростом безработицы, а затем войной, развязанной США во Вьетнаме. Эти факторы вызвали у американцев чувство страха и неуверенности. В таких условиях оптимизм философии прагматизма, с которой выросли американцы, стал уступать место идеям экзистенциализма, с которыми боролись У. Лоури, У. Баррет, П. Тиллих, Р. Нибор и другие.

Следует также отметить, что регулирование социальной жизни различными нормами и правилами, усиливающаяся бюрократизация и стандартизация производственной, социальной и личной жизни ограничивают разнообразные возможности внутреннего мира человека; обычный человек не может в полной мере развивать свои способности. Существует иллюзия, что истинный смысл человеческого существования заключается в отклонении от стандартизированной жизни и стабильных социальных норм.

Некоторые люди выходят за рамки субъективного чувства внутреннего протеста и становятся участниками демократического движения.

Экзистенциализм нельзя назвать академической доктриной. Его главная тема — человеческое бытие, судьба человека в современном мире, вера и неверие, утрата и открытие смысла жизни, близкого каждому художнику, писателю, поэту, с одной стороны, делает эту тенденцию популярной среди художественной интеллигенции, а с другой — побуждает самих экзистенциалистов обращаться к языку искусства.

Основное содержание экзистенциализма крайне трудно выделить. Причина этой сложности кроется в большом количестве ее философских и литературных мотивов, что создает возможность широкого толкования сути этого течения.

Экзистенциализм сопротивляется наиболее типичным в истории формам радикального разочарования, которые приводят к трактовке современного общества как кризис цивилизации, кризис разума, кризис человечества. Но экзистенциализм не является защитником и оправдателем этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции индивидуума в этом кризисе.

Экзистенциалисты считали, что катастрофические события новейшей истории выявили нестабильность, хрупкость не только индивидуального, но и всего человеческого существования. Для того чтобы существовать в этом мире, человек должен сначала познакомиться со своим внутренним миром и оценить свои возможности и способности.

Экзистенциалисты не предлагали никаких новых философских конструкций. Они сосредоточились на отдельных проблемах чувственной жизни и интересовались проблемами науки, морали, религии, философии истории, насколько они касались этих вопросов. В работах экзистенциалистов нет движения от простейших определений субъекта к все более всеобъемлющему и конкретному его пониманию, что отличает теоретическую мысль от других форм интеллектуального присвоения действительности. Скорее, их работы отличаются повествовательным мастерством и артистизмом.

Не случайно категорические конструкции экзистенциалистов были свободно сформированы в художественную прозу. Содержание их философии заключалось в отказе от теоретически развитого знания и было направлено на подвижные состояния сознания, ситуационный опыт человека в современную эпоху.

Экзистенциализм условно делится на два направления: атеистическое (представители — М. Хайдеггер в Германии, Ж.-П. Сартр, А. Камю во Франции) и религиозный — К. Ясперс (Германия), Х. Марсель (Франция) и другие.

Доктрина существования

Центральным понятием доктрины является экзистенциализм — существование человека как неделимой целостности объекта и субъекта.

Все экзистенциалистские доктрины основаны на убеждении, что единственная истинная реальность — это существование человеческой личности. Это существо является началом и концом всех знаний, и особенно философских.

Экзистенциализм ставит отчуждение человека от общества в центр своей философии. Его представители утверждают, что человек обладает достоинством, которое смогло избавиться от общества.

Экзистенциалисты поднимают тревогу до главного принципа жизни каждого человека. Хайдеггер утверждает, что сущность человека заключается в особой форме жизни — в существовании в страхе. Из страха человек становится одиноким, перестаёт интересоваться миром, обращается к самому себе, и таким образом начинает понимать себя.

Концепция экзистенциализма

Обычно различают религиозный и атеистический экзистенциализм. В данном случае определение атеизма по отношению к экзистенциализму является весьма условным, поскольку признание того, что Бог мертв, должно сопровождаться утверждением, что жизнь без Бога невозможна и абсурдна. Также принято различать французский, немецкий, русский и другие экзистенциализмы.

Круг проблем, рассматриваемых в экзистенциализме, очень широк. Жизнь, сложившаяся как судьба, предполагает вопрос о соотношении в этой судьбе моментов неизбежности, случайности и свободного выбора человека.

Жизнь противостоит смерти, что является еще одной экзистенциальной проблемой, не покидающей страниц философских исследований. Смерть — это то, что делает жизнь бессмысленной или, наоборот, придает ей смысл и значение. Смерть одновременно пугает и освобождает, ненавидит и приветствует, она означает либо окончательное исчезновение, либо новое и истинное рождение.

Общение, то есть межличностное общение, является еще одной экзистенциальной проблемой, тесно связанной с проблемами добра и зла, морали и безнравственности.

Свобода — это еще один направляющий экзистенциальный вопрос, учитывающий человеческие способности, а также объективные и субъективные ограничения, с которыми они сталкиваются на этом пути.

Иными словами, основная проблема экзистенциализма — это природа человека как уникальной индивидуальности. Внутри невыносимой хрупкости бытия человек доказывает свою духовную выносливость, он не может быть объективным и не может стать объектом манипуляций.

Исторический и духовный фон экзистенциализма

Экзистенциальные проблемы возникают в процессе повседневной жизни каждого человека, в разворачивающемся индивидуальном существовании. Повседневный мир, предоставляющий растущему человеку достаточно сбалансированный набор поведенческих и перцептивных стереотипов, никогда не позволит полностью освободить сознание от конфликтов, не предоставив психологическую защиту души, которая защищает её от противоречий и ударов.

Во-первых, установки повседневного сознания содержат множество противоречивых высказываний, которые ставят человека перед выбором оптимального решения в данной ситуации.
Во-вторых, жизнь не стоит на месте, она порождает все новые ситуации, не предусмотренные мирской мудростью, характерные для эпох водораздела, когда старые ценности рушатся, а новые только начинают созревать.
В-третьих, любое морально-психологическое служение, которое общество предлагает человеку, не может быть принято без его личного чувства и понимания.
Повседневная жизнь — это не только привычка и спокойное существование, но и открытия, потрясения, разочарования и радости. Самые сильные впечатления от человеческого существования посещают человека в повседневной жизни.

Экзистенциальные вопросы всегда интересовали философов. В Европе тему человека впервые взял на вооружение Сократ, исследовавший путь к добродетели и возлагавший надежды на спасительную роль знания. В яркой и безошибочной форме важнейшей экзистенциальной проблемой является счастье. Она была выражена Эпикуром и позже рассмотрена в произведениях Сенеки и Марка Аврелия.

Средневековая философия рассматривала экзистенциальные проблемы в рамках христианского мировоззрения. Она характеризовалась религиозно-нравственными исканиями, которые поднимали вопросы об оставлении Бога, греховности, Иисуса и дьявола, о смысле жизни и смерти, о путях добра и зла.

В эпоху Возрождения тема человека вновь рассматривалась с точки зрения радостей и страданий, без учета потусторонних влияний. Предметом экзистенциального анализа была жадность, глупость, страх и власть. В то же время философы Ренессанса подчеркивали тему человеческого достоинства, о которой забыли авторы более поздних поколений.

В современную эпоху философия надолго отошла от индивидуальных экзистенциальных проблем и сконцентрировала все свое внимание на поиске идеального научного метода, который позволил бы выйти за пределы повседневного мира и приблизиться к сущности вещей, к логическим, строгим законам, которым мир всегда подчиняется. Самые важные философские работы этого периода — это работы Блэза Паскаля, Дэвида Хьюма, Ж.-Ж. Руссо.

В XIX веке Л. Фейербах и С. Кьеркегор изучали глубокие внутренние переживания личности, ее страхи и надежды, возможные и диаметрально противоположные пути выхода из страхов в любовь и гармонию.

В ХХ веке произошла переоценка ценностей, и это убеждение было разрушено. Двадцатый век называют кризисным и неспокойным. В этот период разум был бессилен, а в бессознательных моментах в человеческом поведении господствовал иррационализм.

Исторические катастрофы привели к осознанию тщетности традиционных взглядов на историческое развитие и невосполнимой трагедии человеческого бытия. Экзистенциальная философия отвечает требованиям бесплотного человека, запутавшегося перед лицом научного прогресса и крупных исторических изменений в современном мире.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: