На какие острова претендуют японцы

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня Путин в 25-й раз встречается с японским премьером Синдзо Абэ, чтобы вновь обсудить, чьи же на самом деле Курилы, и попытаться заключить с Японией мирный договор. В последние несколько месяцев переговоры между странами активизировались, Путин даже хотел подписать мирный договор до конца 2018 года, но пока всё, как обычно, вхолостую.

А пока политики спорят, давайте вспомним, что происходило с Курилами с тех пор, как айны перестали быть единственными их жителями.

В чём проблема?

Все 56 Курильских островов на сегодняшний день де-факто (а с нашей точки зрения и де-юре) принадлежат России, на них проживает больше 20 тысяч человек.

Япония хочет заполучить острова Итуруп (Эторофу) и Кунашир (Кунасири), а также острова Малой Курильской гряды – Шикотан (Сикотан) и Зелёный с группой мелких островов (архипелаг Хабомаи). Эти острова японцы считают исконно своими и относят к префектуре Хоккайдо, хотя сейчас это часть Сахалинской области РФ. На острове Кунашир, кстати, находится крупнейший населённый пункт всех Курил – посёлок Южно-Курильск с населением 7777 человек, а на Итурупе расположен город Курильск (1607 человек).

Из-за претензий Японии на Курильские острова до сих пор не заключён мирный договор по итогам Второй мировой войны между Москвой и Токио.

Кто первым был на Курилах?

Если не считать айнов – коренное население Курил, которое с удовольствием истребляли и русские, и японские гости, – непонятно. Весьма вероятно, что какие-нибудь японские торговцы, но мы об этом ничего не знаем. Русские впервые высадились на Курилах в августе 1711 года, а в 1738–1739 годах экспедиция под руководством капитана Мартына Шпанберга открыла и нанесла на карту острова Цитронный (Итуруп), Фигурный (Шикотан) и Зелёный (один из островов Хабомаи). Спустя полвека Екатерина II повелела Коллегии иностранных дел воспользоваться правом на сохранение земель, открытых русскими мореплавателями, в том числе "гряды Курильских островов, касающейся Японии".

Британская карта Курил XIX века

Почему Япония вообще претендует на Курилы?

Японцы ссылаются на Симодский трактат 1855 года – первый русско-японский договор, урегулировавший положение Курильских островов.

По нему Япония получила острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, а граница между двумя государствами устанавливалась по проливу Фриза между островами Уруп и Итуруп. Остров Сахалин при этом оставался "совместным и нераздельным владением двух стран". С 1981 года день подписания Симодского трактата (7 февраля) в Японии отмечается как День северных территорий.

Что было потом?

В 1875 году был заключён Санкт-Петербургский договор об обмене территориями между Россией и Японией. России доставался целый Сахалин, а Японии – все Курильские острова вплоть до Камчатки.

После поражения в Русско-японской войне Российская империя подписала Портсмутский мирный договор и передала Японии южную часть Сахалина (южнее 50-й параллели) и свои права на аренду Ляодунского полуострова (современный Китай) с портами Дальний и Порт-Артур.

В 1925 году Советский Союз установил дипломатические отношения с Японией и был вынужден соблюдать условия Портсмутского договора. Эта ситуация изменилась, когда стало ясно, что Вторая мировая война закончится победой СССР и союзников.

По итогам Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года Сталин, Рузвельт и Черчилль подписали соглашение по Японии, в соответствии с которым СССР должен был вступить в войну против этой страны через два или три месяца после капитуляции Германии. После поражения Японии южная часть Сахалина и все Курильские острова должны были быть переданы СССР.

За Ялтинской конференцией последовала Потсдамская, в рамках которой 26 июля 1945 года от имени правительств США, Великобритании и Китайской республики была опубликована одноименная декларация. Одно из её условий гласило: "Японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми менее крупными островами, которые мы укажем". С одной стороны, этот пункт подразумевал, что Япония лишится Курил в случае капитуляции, с другой – он оставлял союзникам пространство для манёвра.

Что произошло после войны?

6 августа США сбросили атомную бомбу на Хиросиму, а 8 августа Советский Союз присоединился к Потсдамской декларации и объявил Японии войну, выполнив тем самым условия ялтинского соглашения. К 1 сентября 1945 года советские войска заняли все 56 Курильских островов, включая Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хабомаи. 2 сентября Япония подписала Акт о капитуляции, которую приняли союзники и СССР. Оккупационная администрация союзников на несколько лет оставила южный Сахалин и Курилы под контролем Москвы. На этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая в 1947 году вошла в состав Сахалинской области.

Однако затем возникли проблемы. 8 сентября 1951 года союзники и Япония подписали Сан-Францисский мирный договор, согласно которому Япония отказывалась "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 г.". Однако договор (в нарушение решений Ялтинской конференции) не закреплял за СССР Южный Сахалин и Курильские острова, поэтому Москва отказалась его подписывать.

Спустя пять лет, 19 октября 1956 года, Советский Союз и Япония приняли Московскую декларацию. В ней СССР соглашался на передачу Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи, однако только после заключения мирного договора (этот договор не заключён до сих пор).

19 января 1960 года был подписан Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией. СССР воспользовался этим моментом, чтобы отказаться от передачи Японии островов Малой Курильской гряды.

Сейчас Япония заявляет что, "Северные территории" не относятся к Курильским островам, поэтому в 1951 году она якобы не отказывалась от претензий на Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Хотя как раз в 1951 году власти Японии считали Итуруп и Кунашир Курильскими островами, то есть на них распространялись положения Сан-Францисского договора. В частности, заявление об этом 19 октября 1951 года сделал в японском парламенте Кумао Нисимура, директор бюро договоров МИД Японии. Этот же вывод можно сделать и из согласия Японии получить только Шикотан и Хабомаи, зафиксированного в декларации 1956 года.

Село Малокурильское на острове Шикотан

А что теперь?

Во-первых, нужно сказать, что Россия выступает правопреемницей СССР, то есть признаёт соглашения с Японией, подписанные в советское время.

Во-вторых, за 27 постсоветских лет поиски решения курильского вопроса ни к чему не привели. Мирный договор между Россией и Японией не подписан до сих пор.

Сегодня в Кремле проходят переговоры президента РФ Владимира Путина и премьер-министра Японии Синдзо Абэ, которые посвящены в том числе перспективам заключения мирного договора.

Решение активизировать переговоры было принято на позапрошлой встрече двух лидеров (она состоялась в ноябре 2018 года в Сингапуре). Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что конкретных предложений по Курилам ни одна сторона пока не озвучила.

Вид на Хабомаи с острова Хоккайдо

14 января 2019 года в Москве прошла встреча министров иностранных дел России и Японии. Глава МИД Сергей Лавров заявил, что Япония должна признать итоги Второй мировой войны "в полном объёме, включая суверенитет России над всеми островами южнокурильской гряды".

Ранее японское информагентство Kyodo сообщало, что Синдзо Абэ готов рассмотреть возможность заключения мирного договора, если договорится о передаче островов Шикотан и Хабомаи. Это и было прописано в декларации 1956 года, только с обратной последовательностью действий.

8 сентября исполняется 70 лет со дня подписания Сан-Францисского мирного договора между Японией и странами-победительницами. Положения этого документа, подписанного в далёком 1951 году в американском городе, являются, пожалуй, главным камнем преткновения в современных российско-японских отношениях.

После поражения Японии в войне в августе 1945 года и последующего за тем подписания акта о капитуляции шло постепенное восстановление отношений между вчерашними врагами. Поскольку объектов борьбы для стран атлантического блока во главе с США и их сателлитов к концу 1945 года больше не существовало, их нужно было найти.

Одну шестую часть планеты занимал коммунистический Советский Союз, который своей военной мощью угрожал "странам мировой демократии". Гонка атомного вооружения всё больше накаляла американо-советские отношения. Вдобавок в 1948 году была образована Корейская Народно-Демократическая Республика, в 1949 году было создано ещё одно коммунистическое государство — Китайская Народная Республика. Азиатские страны, бывшие колониями европейских держав, разворачивали освободительное движение, причём на базе коммунистической идеологии. Всё это виделось США как опасность навсегда утратить влияние в Азии, а в последствии и во всём мире. И Вашингтон сделал ставку на Японию.

Страна восходящего солнца, находившаяся в зоне оккупации войск США, рассматривалась последними как неизбежный союзник, поскольку, если бы и Япония стала территорией победившего социализма-коммунизма, то дело окончилось бы плачевно. Оккупантам было чего опасаться: вышедшая из подполья Японская Коммунистическая партия проявляла всё большую активность, да и возвращавшиеся из советских концлагерей японские военнопленные из числа контингента разгромленной Квантунской армии были обработаны в плену коммунистической пропагандой.

В отношении Японии Вашингтон и Пентагон проводили тщательно продуманную политику. Из этой страны всеми правдами и неправдами нужно было создать государство-союзник. На тот момент в Японии уже реализовывался план Маршалла (план восстановления экономики), ранее применённый в разрушенных войной странах Западной Европы. В последствии он был реализован и в Южной Корее. По плану Маршалла, послевоенная Япония успешно восстанавливала свою экономику, заново строилась и в настоящее время имеет чётко отработанную капиталистическую систему американского образца. Параллельно шло внедрение западных культурно-духовных ценностей в сознание населения поверженной страны. Всё это создавало предпосылки для заключения военного и политического союза Японии и США.

Его заключение было приурочено к подписанию мирного договора между Японией и странами-участницами антигитлеровской коалиции. Договор был подписан по результатам мирной конференции, которая проходила 4‑8 сентября 1951 года в Сан-Франциско. Помимо Японии, его подписали 48 стран, в том числе США, Великобритания, Франция, Австралия, Бразилия, Куба и др. Примечательно, что среди стран-подписантов большинство были те, кто не участвовал в военных действиях против японских милитаристов, в том числе 21 латиноамериканская страна. По большому счёту, все они были ширмой. А непосредственные участники антияпонской войны, пострадавшие как никто более от японской агрессии, — Китай, Северная Корея, Монголия — в Сан-Франциско приглашены не были.

Присутствовали на конференции и представители СССР, но подписывать договор они отказались в знак протеста против того, что, во-первых, на конференцию не были приглашены представителей братской КНР, а во-вторых, в тексте договора не указывалась принадлежность Южного Сахалина и Курильских островов, равно как и принадлежность Тайваня, острова Пэнхуледао и др. Глава советской делегации Андрей Громыко предложил внести в текст договора соответствующие поправки, но его предложение было проигнорировано. Вслед за СССР подписи на договоре не поставили представители Чехословакии и Польши.

Факт неподписания советской делегацией Сан-Францисского мирного договора стал впоследствии для японской стороны аргументом, что СССР (в последствии Россия) не имеет право юрисдикции на "северные территории", как именуют в Японии острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и группу островов из состава Малой Курильской гряды.

Японская делегация подписывает мирный договор

Что касается части текста договора о принадлежности интересующих нас островов, которые до поражения находились в составе Японской империи, то в главе II статьи 2 в подпункте с говорится: "Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года".

Вот здесь самое интересное. Японская сторона соглашается: да, подписав упомянутый договор, мы отказываемся от этих островов, но в тексте договора нигде не говорится, в чью пользу отказываемся, то есть острова остаются ничейными; а Советский Союз не подписал мирный договор, поэтому он тем более не имеет никакого права на эти острова.

Этот аргумент Япония до сих пор предъявляет как непреложную истину в непрекращающемся территориальном споре.

Однако, учитывая, что текст договора был составлен в американских кулуарах, не приходится удивляться, кому была выгодна неразбериха в вопросе территориальной принадлежности утраченных Японией островов, в частности, тех территорий, которые японцы называют северными. Существующий поныне территориальный вопрос появился именно тогда, когда лукавые деятели антисоветской политики набросали положения "мирного договора", который советская сторона никак не могла подписать. И это при том, что согласно Ялтинским соглашениям (февраль 1945 года) между Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем указанные острова должны были перейти под юрисдикцию СССР.

Япония, в споре с Россией ссылаясь на Сан-Францисский договор, сама нарушает его положения, предъявляя претензии на Курильские острова, чего делать не имеет права, уже которое десятилетие.

Ну да ладно. В мировой политике, как в самой худшей сфере человеческих отношений, не место верности слову и взаимодоверию.

Следует отметить ещё один небезынтересный факт.

В тот же день, 8 сентября 1951 года, между Японией и США был подписан Японо-американский договор о гарантии безопасности, который оформлял уже практически сложившийся военный союз между двумя государствами. Этот договор был перезаключён в 1960 году, получив новое название — Японо-американский договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. В соответствии с заключённым договором США получали право создавать и использовать военные базы на территории Японии и размещать на них неограниченное количество вооружённых сил. Американские базы на территории Японии стали плацдармом США в ходе Корейской войны 1950‑1953 годов и Вьетнамской войны 1959‑1975 годов. Япония же, согласно данному договору, обязывалась защищать размещённые на своей территории американские базы и оказывать всяческое содействие своим партнёрам.

За прошедшие десятилетия военно-политический союз двух стран расширился до такой степени, что позволяет Вашингтону контролировать обстановку в Северо-Восточной Азии. Поэтому не без оснований можно утверждать, что в существовании территориального вопроса между Россией и Японией американский фактор играет далеко не последнюю роль. Механизм был запущен ещё в далёком 1951 году, ровно семьдесят лет назад, с дальним прицелом.

Вот и тянется эта тягомотина уже семь десятков лет со всеми вытекающими последствиями. Это и отсутствие нормальных отношений между Россией и Японией, это нереализованные совместные проекты экономического сотрудничества на Курилах, это необходимость получения визы для обеих сторон и прочие бюрократические препоны, хотя для Японии Россия является ближайшим соседом.

Вопрос подписания мирного договора упирается в проклятый территориальный вопрос, без которого японцы не желают восстанавливать мирные отношения с Россией.

В сознании наших соседей есть "северные территории", как называют японцы острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и некий остров Хабомаи. Тут нужно понимать, что "Хабомаи" — это не остров. Так в Японии называют группу островков из состава Малой Курильской гряды: Зелёный, Танфильева, Юрий, Полонского и пр. Исходя из этого, островов "северных территорий" далеко не четыре, а раз в семь больше. На японских картах "северные территории" выкрашены в тёмно-синий цвет — цвет Японии.

Ещё есть острова Тисима, то есть весь остальной Курильский архипелаг. На многих японских картах он тоже выкрашен в иной цвет — как правило, в желтоватый, нейтральный.

Есть Карафуто — южная половина острова Сахалина. Она тоже выкрашены в нейтральный цвет на японских картах.

Японцы таят обиду на то, что Советы у них отобрали эти острова в ходе "вероломной агрессии" в августе 1945 года и без их возвращения, в первую очередь "четырёх островов", не желают вести разговор о заключении мирного договора. Москве эта позиция не импонирует, и каждый раз на межгосударственных официальных встречах, начиная с замминистра иностранных дел, мусолится одно и тоже. Верните, требует японская сторона, это не ваши острова. Позвольте, парирует российская сторона, эти острова вошли в состав СССР (впоследствии России как правопреемницы СССР) по итогам Второй мировой войны, и это закреплено в соответствующих документах. Ничего не меняется уже которое десятилетие. Стороны продолжают играть, как было верно подмечено, в исторический пинг-понг.

Временами японцы идут на хитрость. Ещё в бытность Абэ Синдзо премьер-министром страны, Токио предложил вариант поэтапного возвращения островов, так называемый вариант "2 х 2". Согласно этому варианту, сначала должна была состояться передача двух островов — Шикотана и "Хабомаи", а впоследствии остальных двух — Итурупа и Кунашира.

Насчёт островов Шикотан и "Хабомаи" более-менее понятно: это те острова, которые Хрущёв обещал подарить японскому народу в качестве жеста доброй воли в рамках Московской декларации 1956 года на определённых условиях (в том числе вывод иностранных войск из Японии). А вот откуда взялись здесь острова Итуруп и Кунашир, совсем не понятно. Здесь японцы ссылаются на Симодский трактат от 1855 года, по которому граница между странами проходила между островами Итуруп и Уруп, хотя действие этого трактата прекращено давным-давно. Впрочем, японские политики сами же и отбросили вариант "2 х 2" как бесперспективный, будучи осмеяны своим народом.

Москва, вынужденная играть в этот пинг-понг, тоже пытается принимать какие-то шаги в данном направлении. Нынешним властям больше ничего не остаётся делать, ведь Горбачёв с Ельциным в разгар Перестройки в угоду настырным японским политикам признали наличие территориальной проблемы. Впоследствии они сошли с политической сцены, а вот разгребать сложившуюся ситуацию приходится нынешним руководителям государства.

Москва решила сделать ставку на совместное экономическое сотрудничество на Южных Курилах. Вопрос совместного хозяйствования на островах поднимался в декабре 2016 года во время встречи Путина и Абэ в Японии, но ни во что конкретное это не вылилось.

На недавно прошедшем во Владивостоке Восточном экономическом форуме вполне серьёзно обсуждались вопросы создания на Курильских островах свободной таможенной зоны с налоговыми льготами как для российских предпринимателей, так и для зарубежных инвесторов, в том числе и для японских соседей. Однако и в этот раз восторга эта затея у Токио не вызвала. По той простой причине, что сотрудничество на островах предполагается на основе российского законодательства. А с чего бы это японцы, которые в своих законах прописали юрисдикцию над "северными территориями", исполняли российские законы? На Курилы ездить-то по российской визе — грех смертный, а тут предлагают работать по российским законам! Такова японская логика.

Положа руку на сердце, идея свободной экономической зоны на Курилах не вызвала особого восторга и у жителей Сахалинской области, которые воспринимают подобные идеи не более чем манёвры власти перед очередными выборами.

С внешнеполитической точки зрения тоже всё как будто понятно: в первую очередь это политическая бравада. Москва прекрасно понимает, что японцы никогда не пойдут на экономическое сотрудничество на Курилах на основе российского законодательства, и таким образом как бы даёт понять Токио: не хотите реализовывать вместе с нами бизнес-проекты на этих островах, тогда сюда придут другие, да хотя бы даже и Китай. Уж тот-то не откажется. Японцы, естественно, шлют протесты, призывают своих соседей по региону не ездить на Курилы без японской визы, ну или вообще туда не ездить, и чуть ли не изрыгают проклятия.

Так что семь десятков лет всей этой территориальной тягомотины ещё не предел. Судя по всему, этот вопрос затянется на долгие-долгие годы. Японцы не выказывают признаков смягчения позиции, хотя и говорят непрестанно о необходимости двигаться к решению проблемы.

Нынешний японский премьер-министр Ёсихидэ Суга практические никак не проявил себя на этом поприще. Он даже не посчитал нужным посетить ВЭФ — площадку, где имеется уникальная возможность ещё раз поднять вопрос о заключении мирного договора. Более того, Суга и вовсе собирается подавать в отставку. Так что вся эта возня перейдёт следующему премьеру, которому ничего более не останется, как клясться населению в том, что он обязательно решит территориальный вопрос и вытекающий из него вопрос подписания с Россией мира в течение срока своего пребывания на посту.

Эта песня хороша, начинай сначала…

Японцы всё так же из года в год будут требовать от России возвращения островов, устраивая истеричные демонстрации на 7 февраля — "день северных территорий". Москва будет дальше предлагать новые уникальные идеи.

Вот только что от этого жителям региона? Станет ли комфортнее жить на Курильских островах?

В воскресенье, 7 февраля, в Японии прошёл традиционный общенациональный съезд, посвящённый вопросу северных территорий — так здесь называют группу российских островов Курильской гряды. В числе выступающих на съезде были премьер-министр и глава МИД. Также в этот день японские националисты провели акции вблизи российского посольства. Токио настаивает на своём праве на острова, обозначая это условием для заключения мирного договора, однако эксперты отмечают несостоятельность аргументации японской стороны. При этом специалисты утверждают, что японское общество в целом мало волнует вопрос северных территорий.

В воскресенье, 7 февраля, ультраправые организации провели в Токио уличные акции, приуроченные ко Дню северных территорий. Так в Японии называют несколько российских островов Курильской гряды: Шикотан, Итуруп, Кунашир и архипелаг Хабомаи.

Однако приблизиться к дипмиссии митингующие не могли — в нескольких кварталах от посольства были выставлены усиленные наряды полиции. Правоохранители перекрывали проезд при приближении автобусов с националистами, чтобы не дать им возможности проехать по ближайшей к посольству дороге.

Отмечается, что в непосредственной близости от посольства не было замечено каких-либо демонстраций или пикетов.

День северных территорий отмечается в Японии последние 40 лет — дата приурочена к годовщине подписания Симодского трактата с Россией в 1855 году. По условиям документа перечисленные острова Курильской гряды отходили японской стороне в обмен на подписание торгового соглашения. Однако за последующее столетие госграница в районе Курильских островов и Сахалина менялась ещё трижды.

Современные границы стран определились по итогам Второй мировой войны, однако Токио поставил условием заключения мирного договора с Москвой, который так и не был подписан, передачу ему группы Курильских островов. Россия же отрицает любые претензии японской стороны на южные Курилы, поскольку действующий над ними суверенитет имеет международно-правовое оформление.

Итоги Второй мировой

Напомним, что по итогам переговоров в ноябре 2018 года на полях саммита АСЕАН в Сингапуре президент России Владимир Путин и глава японского правительства (тогда этот пост занимал Синдзо Абэ) договорились активизировать диалог по мирному договору на основе японско-советской декларации 1956 года.

Напомним, 2 февраля 1946 года, по итогам Советско-японской войны 1945 года, ставшей завершающим этапом Второй мировой войны, Курильские острова и Южный Сахалин официально вошли в состав СССР. Соглашение, в котором говорилось об условиях вступления Советского Союза в войну против Японии, было подписано союзниками по антифашистской коалиции на Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Согласно документу, Москва соглашалась вступить в боевые действия при условии возвращения южной части Сахалина и Курильских островов.

Разоружение японских военных Красной армией было практически завершено к концу августа 1945 года. Япония приняла условия Потсдамской декларации и подписала Акт о безоговорочной капитуляции. Советский Союз получил южную половину Сахалина и Курильские острова.

При этом мирный договор между Японией и СССР подписан тогда не был. В 1951 году Токио подписал Сан-Францисский мирный договор, закрепляющий утрату японской стороной прав на острова Курильской гряды и части острова Сахалин. Однако Советский Союз решил не подписывать этот документ, поскольку в нём не был прописан вопрос о выводе иностранных войск из Японии. Кроме того, не пояснялось, в чью пользу Токио отказывается от островных территорий.

В 1956 году Токио и Москва согласовали декларацию, которая предусматривала дальнейшее развитие отношений стран и подписание мирного договора.

Однако серьёзных подвижек в заключении мирного договора не последовало и после этого. Снова к этой теме стороны вернулись после распада СССР. Впрочем, прийти к консенсусу Москве и Токио не удалось до сих пор. Японская сторона настаивает на своём праве на острова Курильской гряды, опираясь на условия Симодского трактата 1855 года. Российская же сторона указывает на то, что документ давно утратил силу.

Однако эксперты отмечают несостоятельность требований Токио. Как пояснил в беседе с RT заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов, формально СССР действительно нарушил пакт о нейтралитете с Японией, но вступление в войну с Японией было продиктовано союзническими обязательствами.

Второстепенный вопрос

В свете существующих противоречий аналитики сомневаются, что сторонам удастся в обозримом будущем сблизиться в территориальном вопросе. Так, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов констатировал, что переговоры о мирном договоре фактически застопорились из-за территориального вопроса.

По мнению Кистанова, во время активных российско-японских переговоров при премьер-министре Абэ официальный Токио избегал резких формулировок.

Генеральный секретарь японского кабинета министров Ёсихидэ Суга заявил, что не принимает протест российской стороны, который та.

Напомним, правящая в Японии Либерально-демократическая партия отстаивает право Японии на возвращение северных территорий. Занимавший бессменно с 2012 года пост партийного лидера, а также пост премьер-министра страны Синдзо Абэ регулярно поднимал этот вопрос. Политик также активно участвовал в переговорах с российской стороной на предмет подписания мирного договора между странами.

В августе 2020 года он покинул пост премьер-министра по состоянию здоровья. В своей речи, посвящённой отставке, политик затронул тему мирного договора с Россией. Синдзо Абэ выразил сожаление, что не успел подписать этот документ. Он добавил, что при новом кабмине работа в этом направлении будет продолжена.

Новым лидером правящей партии и премьер-министром Японии стал Ёсихидэ Суга. Политик сразу заявил, что намерен вести диалог с Россией по вопросу принадлежности островов Курильской гряды.

Впрочем, эксперты не склонны преувеличивать то значение, которое власти Японии готовы уделять вопросу северных территорий.

По словам эксперта, тема Курильских островов хотя и возникает в японских СМИ, но население не придаёт ей большого значения.

Премьер-министр Японии Рютаро Хасимото и Борис Ельцин


Алексей Плотников: Событие это известное — создание в составе РСФСР новой области, Сахалинской (сначала — Южно-Сахалинской), которая существует и сейчас. Она была создана на территориях, которые по итогам Второй мировой войны вернулись в состав нашей страны. Это южный Сахалин и Курильские острова.

Кто первый появился на Сахалине и Курильских островах — русские или японцы? Кто первый объявил свое право на эти территории и кто там жил до этого?

Это история довольно долгая, давайте попробуем изложить ее тезисно. Коренным народом на южном Сахалине и Курильских островах являются преимущественно айны — это первоначальное автохтонное население, которое проживало также на Камчатке и Хоккайдо.

Группа айнов в традиционных костюмах, 1904 год

Группа айнов в традиционных костюмах, 1904 год

В этой связи приведем один очень важный с правовой точки зрения факт, который мы сейчас пока никак не используем в переговорах с японцами, уже изрядно всем надоевшими из-за своего упорного нежелания признавать очевидное. В ходе масштабной экспедиции, вошедшей в историю под названием Южно-курильской экспедиции Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина 1775-1782 годов, ясак дважды (я хотел бы это подчеркнуть) был взят не только на южных Курилах, но также на северо-восточной части острова Хоккайдо.

Что касается Сахалина, то его освоение шло более медленно. Но там тоже начиная с семнадцатого столетия регулярно высаживались русские экспедиции. Постепенно мы начали создавать на острове свои поселения и заниматься первыми опытами хозяйственного освоения территории. Это, повторим, принципиально важно. Например, запасы угля на острове впервые были разведаны в конце XVIII века. Также там — как и на Курилах — русские промышленники занимались рыбным и пушным промыслом.

Вид на остров Хоккайдо с острова Кунашир

Вид на остров Хоккайдо с острова Кунашир

В итоге к концу XVIII столетия у России были все международно-правовые (юридические) основания считать Курильские острова своей территорией. Также, повторим, мы могли претендовать на северо-восточную часть Хоккайдо, однако этого не делали. Сахалин же как минимум можно было считать зоной российских государственных интересов.

Японский локдаун

О каких претензиях на южные Курилы в этой связи можно говорить, если еще в первой четверти XIX столетия Японии официально не принадлежала даже большая часть острова Хоккайдо? Это очевидно. Все это было прямым результатом существовавшего более 200 лет режима изоляции Страны восходящего солнца от внешнего мира — режима очень строгого, исключавшего какую-либо возможность расширения японской территории.

Поэтому первопроходцами в этом регионе, безусловно, являлись мы, Россия. Прежде всего за счет активного освоения Дальневосточно-Тихоокеанского региона на протяжении всего XVIII столетия, о котором говорилось выше.

Курилы показаны как российская территория, административно входящая в Нижнекамчатский уезд Охотской области Иркутского наместничества

Курилы показаны как российская территория, административно входящая в Нижнекамчатский уезд Охотской области Иркутского наместничества

Каким было положение к началу Русско-японской войны 1904-1905 годов? Что изменилось после ее окончания?

К началу Русско-японской войны территориальный вопрос был решен. И прежде чем перейти к ней, нужно рассмотреть два аспекта. Во-первых, известный Симодский трактат, который был заключен в начале 1855 года. Это первый официальный договор между Россией и Японией, с нашей стороны подписанный известным адмиралом Ефимием Путятиным, который был там с посольством. В этом договоре в том числе была установлена первая официальная — подчеркиваю, официальная — граница с Японией.

Далее в 1875 году был подписан Петербургский обменный трактат, в соответствии с которым Россия (тогда мы уже очень активно стали осваивать Дальний Восток) предъявила свои права на весь остров Сахалин. Но японцы упорствовали. На южном берегу Сахалина у них были некоторые временные поселения, фактории, и на этом основании они считали, что часть Сахалина должна принадлежать им.

Пост Дуэ на острове Сахалин в конце XIX века

Пост Дуэ на острове Сахалин в конце XIX века

В результате неудачной для нашей страны войны 1904-1905 годов Япония совершила очень непредусмотрительный — с точки зрения перспектив развития государственных отношений с Россией — шаг. Она сделала все для того, чтобы отторгнуть у нас южный Сахалин. Хотя исходя из итогов войны этого можно было не делать. Тем не менее японцы настояли, и, согласно Портсмутскому договору 1905 года, под контроль Токио перешла еще и эта территория.

Таким образом вплоть до 1945 года граница между нашими странами проходила между мысом Лопатка на Камчатке и расположенной дальше к югу Курильской грядой, которая целиком принадлежала Японии. А на Сахалине разделительная черта проходила по середине острова. Северная его часть была российской, а южная — японской.

Договоры мировой и холодной войны

Плюс утрата Курильских островов к середине прошлого столетия уже стала серьезно ощущаться, потому что эти острова очень важны в том числе с военно-стратегической точки зрения, для обеспечения доминирующего положения в северной части Тихого океана. В частности, для того, чтобы Охотское море де-факто было внутренним морем России.

Нужно не забывать, что во второй половине XX века встал вопрос об обеспечении действий подводных лодок. Для них очень важны проливы между Курильскими островами. Если они находятся под контролем нашей страны, то нам обеспечен беспрепятственный выход боевых кораблей и подводных лодок в Тихий океан

Если же эти острова принадлежат Японии, для нас возникают серьезные проблемы, учитывая очевидную военно-политическую зависимость Токио от США. То есть это проблемы обороны Дальнего Востока. Об этом никогда не следует забывать.

К тому же у Советского Союза были свои национальные интересы. Мы их никогда не скрывали. И когда союзники настойчиво попросили нас вступить в войну с Японией, дав им, повторим, шанс значительно сократить боевые потери, было ясно, что задачей СССР будет разгром японской сухопутной Квантунской группировки войск в Маньчжурии.
Тогда Советский Союз заявил — и это было с полным пониманием встречено руководством США и Великобритании, — что с нашей стороны есть определенные условия: мы восполняем территориальные утраты, произошедшие в прошлом. В первую очередь Японией возвращается — именно возвращается — южный Сахалин, а также Советскому Союзу передаются все Курильские острова. Тем самым Москва подчеркивала, что Курилы не являются объектом военной экспансии Японии, а перешли под контроль Токио в соответствии с соглашениями 1855 и 1875 годов, о которых говорилось выше.

Все это было зафиксировано в известной Ялтинской декларации, заключенной в феврале 1945 года. Об этом всегда забывают, но там были многие другие важные условия, которые отражали национальные и военные интересы Советского Союза. Среди них признание независимости Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики), интернационализация китайского международного порта Дальний (Далянь), возвращение Советскому Союзу на условиях аренды в качестве военно-морской базы Порт-Артура, а также преимущественные права Советского Союза в северо-восточном Китае, в Маньчжурии.


То есть это все то, что мы потеряли в ходе Русско-японской войны. На этих условиях СССР соглашался через два-три месяца после окончания войны в Европе вступить в войну с Японией, что он и сделал в соответствии со своими союзническими обязательствами.

Почему СССР отказался подписать Сан-Францисский мирный договор 1951 года, по которому Япония отказывалась от всех претензий на Курильские острова и Сахалин?

И вот что мы имеем в случае с договором, заключенным в Сан-Франциско в 1951 году. К тому времени холодная война уже вовсю идет. И тогда американцы, которые в силу определенных исторических обстоятельств захватили доминирующее положение в оккупированной Японии после 1945 года, и написали текст этого договора. Более того, они даже не посвятили в детали этого процесса своих ближайших союзников англичан. Это тоже, к слову, интересный факт. В этом договоре отсутствовало очень много принципиальных условий, важных для Советского Союза.

Подписание мирного договора между частью стран антигитлеровской коалиции и Японией в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года

Подписание мирного договора между частью стран антигитлеровской коалиции и Японией в Сан-Франциско 8 сентября 1951 года

Прежде всего, вопреки заключенным в 1945 году Ялтинским соглашениям, которые сами же американцы и подписали, там не было четко оговорено, кому передаются Курильские острова. Не было четко обозначено, что Курильские острова и южный Сахалин в соответствии с Ялтинскими соглашениями передаются Советскому Союзу. Было лишь абстрактно сказано, что эти территории изымаются из государственного суверенитета Японии наряду с Тайванем, Кореей и многими другими тихоокеанскими территориями.

Были и другие неприемлемые для нас пункты этого соглашения. Это было сделано американцами специально, намеренно, чтобы принизить нашу роль в разгроме Японии и окончании Второй мировой войны. Можно посмотреть стенограммы выступлений советского представителя на Сан-Францисской конференции, которым был знаменитый в будущем наш министр иностранных дел Андрей Громыко. Он очень четко изложил, почему Советский Союз настаивает на том, чтобы его интересы были адекватно отражены в этом договоре. Поскольку с противоположной стороны никакого желания учитывать наши интересы не было, СССР заявил, что на таких условиях этот договор не подпишет. И это абсолютно правильное решение, потому что никогда нельзя позволять никому красть у себя победу, заключая соглашения, которые уменьшают заслуги страны в войне и противоречат ее национальным интересам.

Были и некоторые другие, более мелкие претензии. Но главное то, о чем было сказано выше. Поэтому, подчеркну, я считаю, Советский Союз как государство-победитель в этой ситуации был абсолютно прав.

Непотопляемый авианосец

После этого СССР и Япония подписали московскую декларацию 1956 года, которая прекращала состояние войны и фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. Почему дальше нее дело так и не сдвинулось?

Америка с самого начала делала все так, чтобы, во-первых, оторвать Японию от какого-либо влияния СССР, а во-вторых, сделать ее своим "непотопляемым авианосцем", которым она до сих пор для Вашингтона и является

Тонким красным пунктиром обозначена территория Японии после подписания Сан-Францисского мирного договора 1951 года

Тонким красным пунктиром обозначена территория Японии после подписания Сан-Францисского мирного договора 1951 года

Американцы, бросив Японии эту наживку, добавили, что помимо этого готовы поддержать претензии Токио еще на два острова — Кунашир и Итуруп. Это была та новация, которая сработала. Вопрос только в том, зачем на эту наживку клюнули японцы, потому что они не могли не понимать, что это не отстаивание их японских интересов, а отстаивание интересов США с целью не допустить нормализации отношений между Москвой и Токио, а также заключения мирного договора между нашими странами на условиях декларации 1956 года.

Главное здесь в том, что японцы, проглотив эту американскую наживку, лишили себя правовой основы, потому что в 9-й статье декларации говорится, подчеркнем, о передаче только Малой Курильской гряды. Если японцы предъявляют претензии еще и на Кунашир и Итуруп, это значит, что они коренным образом пересматривают базовые условия, из которых стороны исходили при заключении этого соглашения, — причем делают это односторонне. Что, в свою очередь, делает данное положение декларации юридически ничтожным. Именно это и произошло.

Но самое главное, что в 1960 году американцы подписали с Японией так называемый Обновленный договор о безопасности, в котором черным по белому написано, что американские войска могут размещаться в неограниченном количестве на любой части территории Японии, и на любой части территории Японии Америка может создавать объекты своей военной инфраструктуры. Я думаю, предельно понятно, о чем идет речь.

Именно поэтому в 1960 году советское правительство последовательно направило Японии три дипломатические ноты (памятные записки), в которых была изложена позиция СССР, заключавшаяся в том, что в новых обстоятельствах мы не можем подписать мирный договор на условиях 1956 года, потому что, во-первых, 9-я статья декларации нарушена и фактически утратила свою юридическую силу, во-вторых, Япония ведет себя недружественно по отношению к Советскому Союзу, и, в-третьих, Япония заключила договор о безопасности с третьей страной (имелись в виду США), согласно которому военные базы этого недружественного государства могут располагаться на любой части японской территории. Советское правительство указывало на невозможность передачи Японии в таких условиях даже островов Малой Курильской гряды, потому что там неизбежно сразу появятся американские базы.

Эти шаги советского правительства были абсолютно правомерны и законны с юридической точки зрения. Также в этих нотах сказано, что вернуться к обсуждению данного вопроса можно будет только тогда, когда все иностранные войска и базы будут выведены с японской территории.

Почему я говорю, что это японская глупость? Потому что они не могли не понимать, что, выдвигая с подачи американцев дополнительные территориальные требования на Итуруп и Кунашир, дезавуируют советско-японскую декларацию 1956 года. Поэтому мирного договора у нас до сих пор нет, и, я думаю, в ближайшее время не будет, потому что в нынешних условиях он утратил всякий юридический и исторический смысл. Это уже анахронизм, который никому не нужен

Ящик Пандоры

Михаил Горбачев во время официального визита в Японию в 1991 году

Михаил Горбачев во время официального визита в Японию в 1991 году

Поэтому, когда в дальнейшем японцы каждый раз ритуально заявляли, что они намерены обсуждать вопрос принадлежности Курильских островов, им дежурно отвечали (особенно этим отличался наш министр иностранных дел Андрей Громыко, о котором я уже упоминал), что никакого территориального вопроса в отношениях наших стран не существует, вопрос закрыт. И мы прекрасно развивали другие отношения.

Я хочу подчеркнуть, что эти ноты до сих пор официально никем не дезавуированы. То есть наша позиция сохраняется такая: говорить о каких-то изменениях можно только в том случае, когда все иностранные войска и базы будут выведены с японской территории и Япония станет полностью суверенной. Как мы с вами понимаем, в ближайшей перспективе на это рассчитывать не приходится.

Преемник Горбачева Борис Ельцин тоже отметился стремлением урегулировать территориальный спор с Японией?

Небезосновательно считается, что был уже подготовлен проект договора об уступке их японцам. Но поднялась сильная протестная волна общественности — для большинства наших граждан такое решение было абсолютно неприемлемо

В результате даже Ельцину в 1992 году это не удалось, он дал задний ход. Он прекрасно понимал, что настроения в обществе очень серьезные, и это решение могло стоить ему многого, в том числе политической карьеры.

Участники японской делегации, прибывшие на Южные Курилы в рамках безвизового обмена, на японском кладбище в Южно-Курильске. 2017 год

Участники японской делегации, прибывшие на Южные Курилы в рамках безвизового обмена, на японском кладбище в Южно-Курильске. 2017 год

В создавшейся ситуации с нашей стороны возможен только один вариант, который мог быть реализован еще тогда, когда японцы позволили себе такую наглость — другое слово подобрать трудно. Надо было не только выступить с соответствующим заявлением Государственной Думе, которая достаточно резко осудила этот шаг Японии. Следовало также на более высоком уровне сказать, что после столь вызывающих шагов мы с ними ни о чем говорить не будем.

То есть нужно заявить им то, что было заявлено в 1960 году: вы ведете себя неконструктивно, поэтому никаких переговоров о принадлежности островов мы с вами больше не ведем. Это то, к чему должна прийти в конечном счете российская дипломатия.

Читайте также: