На издание каких декретов не допускается делегирование полномочий парламентом

Обновлено: 30.06.2024

Реализуя свои полномочия Президент Республики Беларусь, издает нормативные правовые акты.

Этим же Законом дано определение Указа Президента как нормативного правового акта Главы государства, издаваемого в целях реализации его полномочий и устанавливающего (изменяющего, отменяющего) определенные правовые нормы.

- указы не носящие нормативного характера (о назначении, освобождении от должности, о присвоении званий, о награждении наградами и т.д.);

- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на конституционной норме, т.е. издаваемые во исполнение Конституции;

- указы носящие нормативно-правовой характер и основывающиеся на законе, т.е. издаваемые во исполнение законов.

Принципиально новым явлением в законодательстве Беларуси явилось наделение Президента с 24 ноября 1996г. правом издания декретов, имеющих силу закона. В соответствии с ч.1 ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять пределы регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

При этом Основной Закон не устанавливает каких-либо принципиальных особенностей издания декретов по сравнению с аналогичными процедурами в других странах, применяющих институт делегированного законодательства. Характерными чертами данного института являются инициатива органа или должностного лица, которому делегируются законодательные полномочия (в данном случае — Главы государства), ограниченный период действия делегированных полномочий, четко очерченный предмет правового регулирования актов, издаваемых на основании делегированных полномочий, установление круга общественных отношений, выведенного за пределы сферы регулирования делегированного законодательства, парламентский и судебный контроль за осуществлением делегированных полномочий.

Поскольку решение о делегировании Президенту законодательных полномочий принимается палатами Национального собрания в форме закона, нет никаких правовых препятствий для принятия закона об отмене закона о делегировании еще до истечения срока его действия. Аналогичным образом закон о делегировании может быть изменен. Конституция устанавливает приоритет закона перед декретом, если полномочия на издание декрета были предоставлены законом. Таким образом, Парламент вправе найти иное законодательное решение вопроса, урегулированного декретом.

В соответствии с абзацем вторым части четвертой статьи 116 Конституции декреты Президента могут быть рассмотрены Конституционным Судом на предмет их соответствия Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь. На наш взгляд, в указанной норме усматривается одно упущение: декреты, издаваемые в соответствии с частью первой статьи 101 Конституции, должны оцениваться Конституционным Судом и на предмет их соответствия законам. Это положение прямо вытекает из части третьей статьи 137 Конституции.

Надо, однако, признать, что все вышеперечисленные проблемы носят абстрактно-теоретический характер. Со дня принятия новой редакции Конституции, Президент Республики Беларусь ни разу не обращался в Национальное собрание с предложением о делегировании ему законодательных полномочий, а поэтому практика делегирования на сегодняшний момент не сложилась. Причина этого, видимо, кроется в самой Конституции. У Президента нет никакой необходимости прибегать к достаточно сложной процедуре получения делегированных полномочий, к тому же во многом ограниченных, поскольку он обладает другим очень эффективным инструментом регулирования общественных отношений, каким является издание так называемых временных декретов.

В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции временные декреты издаются Президентом по своей инициативе либо по предложению Правительства. B последнем случае они должны скрепляться подписью Премьер-министра. Хотя практика издания временных декретов получила достаточно широкое распространение, случаев их издания по предложению Правительства пока не было.

Временные декреты должны быть в трехдневный срок предоставлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее 2/3 голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникающие на основе декретов, которые отменены (ч.3 ст. 101 Конституции).

Конституция предусматривает, что временные декреты издаются в силу особой необходимости. Особая необходимость оценочная категория, которую очень сложно наполнить строгим юридическим содержанием. Практика показала, что среди политиков и юристов имеются различные трактовки этого понятия. Наверное, есть необходимость официального толкования рассматриваемой конституционной нормы. Именно поэтому палаты Парламента, рассматривая временный декрет, также должны оценивать, действительно ли ситуация вынуждала Президента прибегнуть к такой форме правотворчества.

На данный момент ни один временный декрет палатами Национального собрания отменен не был. 18 декабря 2002 года Палата представителей впервые в практике белорусского Парламента приняла решение об отмене декрета, однако это решение не было поддержано Советом Республики, который принял данный Декрет к сведению.

Особенно осторожно следует относиться к изданию временных декретов во время сессий палат Парламента и незадолго до их открытия. При необходимости решения неотложных проблем законодательного регулирования Президент в соответствии с частью третьей статьи 99 Конституции имеет право объявить рассмотрение законопроекта срочным, и в этом случае палаты Национального собрания должны рассмотреть его в течение десяти дней со дня внесения.

Существует проблема определения пределов правового регулирования рассматриваемых правовых актов. В отличие от декретов, издаваемых на основании делегированных полномочий, Конституция прямо не ограничивает сферу общественных отношений, в которой возможно регулирование временными декретами.

Издание Президентом Республики Беларусь временных декретов потребовало выработки процедур рассмотрения их палатами Парламента. В настоящее время соответствующие положения включены в регламенты Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания. Результатом рассмотрения временного декрета в палатах Парламента является принятие постановления. Причем возможность повторного рассмотрения декрета после принятия его к сведению прямо предусмотрена статьей 192 Регламента Палаты представителей (О Регламенте Палаты представителей Национального собрания от 9 октября 2008г.). Смотри также Главу 22 О Регламенте Совета Республики Национального собрания от 19 декабря 2008г.

Частью третьей статьи 101 Конституции предусмотрено, что палаты Парламента могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены. В отношении временных декретов Президента Республики Беларусь установлен усложненный порядок их отмены (квалифицированным большинством) по сравнению с принятием обычных законов.

Действующее законодательство не дает ответа на вопрос, вправе ли Глава государства в случае отмены временного декрета Парламентом издать новый декрет аналогичного содержания. Во всяком случае, правовых препятствий для этого не усматривается.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

- изменение и дополнение Конституции;

- изменение и дополнение программных законов;

- утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении;

- изменение порядка выборов Президента и Парламента;

- ограничение конституционных прав и свобод граждан.

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешить ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу (ч. 2 ст. 101 Конституции).

Президент наделен правом издавать распоряжения. Однако действующее законодательство не закрепляет даже примерного перечня случаев возможного издания распоряжений Президента. Также возникают проблемы с нормативностью данных актов. Так, согласно части четвертой статьи 116 Конституции распоряжения не отнесены к числу нормативных правовых актов, конституционность которых может быть проверена Конституционным Судом.

Подобная практика вряд ли является оптимальной. Разумеется, и указы, и распоряжения исходят от одного субъекта - Президента. И тот, и другой акты являются правовым выражением воли Главы государства. Однако в Конституции не случайно выделен такой вид актов, как распоряжение. Решения, принимаемые Президентом, должны дифференцироваться в силу их различной правовой природы и общественной значимости. Из этого следует, что подмена нормативных указов распоряжениями как актами более низкого уровня, представляется нежелательной.

На сегодняшний момент именно распоряжениями, как правило, оформляются конкретные поручения Главы государства по тем или иным вопросам, проводятся назначения на некоторые должности, объявляется благодарность Президента и т.д. Представляется целесообразным перечень вопросов, решаемых посредством издания распоряжений, закрепить законодательно. Отсутствие этого приводит к необъяснимым случаям издания по аналогичным вопросам актов различного вида. Было бы оправданным изменение подходов в законодательстве и к проблеме нормативности распоряжений.

- постановления палат Парламента - Национального собрания;

- постановление Совета Министров;

- акты Конституционного Суда, Верховного Суда (постанов­ления Пленума Верховного Суда), Высшего Хозяйственного Суда (по­становления Пленума Высшего Хозяйственного Суда), Генерального прокурора;

- постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка (Правления Национального банка, Совета директоров Национального банка);

- приказ республиканского органа государственного управления;

-решения органов местного управления и самоуправления.

Акты Парламента и Президента Республики Беларусь предопреде­ляют направления развития всего массива законодательства. При этом законы направлены на регламентацию общественных отношений, которые постоянны, в то время как указы и декреты Президента отражают самую динамичную сторону правовой жизни, учитывая, что процедура их принятия позволяет быстро отреагировать на вновь появившиеся общественные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Законодательством Республики Беларусь предусмот­рены следующие виды актов Президента - декреты, указы (в том числе, директивы), распоряжения.

Декреты Президента могут быть двух видов: делегированные - издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные - издаваемые Главой государства в силу особой необходимости Согласно ст. 101 Конституции Республики Беларусь Палата предста­вителей и Совет Республики законом, принятым большинством голо­сов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на изда­ние декретов, предусматривающих изменение и дополнение Консти­туции, ее толкование, изменение и дополнение программных законов, утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении, изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по пред­ложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отме­нены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Указ - акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы. Указы Президента могут носить и ненор­мативный характер (о награждении, о назначении на должность). В таком случае это правоприменительные акты индивидуального характера.




Разновидностью указа является директива Президента - указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях сис­темного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

В случаях, предусмотренных Президентом Республики Бела­русь, его распоряжения в соответствии со ст. 3 Закона Республики

Отдельное место в системе нормативных правовых актов занимают правовые акты Президента РБ. Конституцией Республики Беларусь (далее КРБ) предусмотрены следующие виды актов Президента – декреты, указы, распоряжения.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видовделегированные (издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) и временные декреты (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости).

Согласно ст. 101 КРБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение КРБ, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. До настоящего времени Парламент не принимал законов о делегировании Президенту законодательных полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 КРБ в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

2) Кроме декретов Президент имеет также право на издание указов. Указ – акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий, изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы.

Разновидностью указа является директива Президента. В соответствии с действующим законодательством директива Президента – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.

3) Распоряжение президента – это индивидуально-правовой акт, который издается для реализации таких полномочий президента, которые не представляют большой важности (например, об отклонении ходатайств о приеме в гражданство Беларуси). Распоряжения обладают меньшей силой, чем декреты и указы президента, и должны им соответствовать.

Вывод: правовые акты президента обладают меньшей юридической силой, чем конституция, решения референдума, международные договоры и программные законы. В то же время, правовые акты президента имеют верховенство над актами других госорганизаций, кроме законов парламента.

НП акт- письменные официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре и направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний; рассчитанные на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений.

Признаки НП:
1) Образуется в р-те правотворческой деятельности компетентных органов. Это гос. органы. Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов устанавливаются в Конституции.

2) Определяется волевым содержанием. Распространено увязывание НП акта и гос. воли.

3) Официальный характер. Обуславливается тем, что гос-ва имеет правотворческую ф-цию, выраженную в создании подобных источников права.

4) Образуют систему, основанную на иерархической подчиненности.

5) Представляют собой общеобязательные гос. предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение

6) Документарная форма и особая структура НП акта.

7) Процедурная природа.

8) Предназначен для регулирования общественных отношений и гарантируется принудительной силой гос-ва.

Иерархия актов РБ:
1) Конституция РБ – Основной Закон РБ, имеющий высокую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Основной Закон РБ является основным источником КП.

2) Законы :

а) конституционные закон – законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, законы о введении в действие указанных законов.

б) программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией РБ порядке и по определенным ею относятся. К ним относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине.

в) референдарные законы – закон, принимаемее путем референдума. По юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило, их нельзя отменить или изменить обычным законом

г) обычные законы – регулируют отдельные виды общественных отношений

3) международные договоры

4) декреты и указы Президента РБ

5) постановления палат Национального собрания

6) постановления Правительства РБ

7) нормативные акты республиканских органов гос управления

8) нормативные акты органов местного управления и самоуправления

Виды НП актов:

1) По юр. силе:

а) законы – НП акты, которыми регулируются наиболее важные и устойчивые общественные отношения:

I. конституционные закон – законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, законы о введении в действие указанных законов.

II. программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией РБ порядке и по определенным ею относятся. К ним относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине.

III. референдарные законы – закон, принимаемее путем референдума. По юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило, их нельзя отменить или изменить обычным законом

IV. обычные законы – регулируют отдельные виды общественных отношений

б) подзаконные НП акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие правовые нормы:

I. указы и распоряжение президента

II. постановления правительства

III. постановления, приказы, инструкции, положения гос. органов

IV. решения местных исполнительных и распорядительных органов
V. локальные НП акты

2) По субъектам принятия:

а) принятые президентом

б) принятые законодательными органами

в) принятые исполнительными органами

г) принятые местными органами гос. управления и самоуправления

д) принятые судебными органами

е) референдум

По отраслям права

4) Действие во времени. Связано со вступлением НП акта в силу и моментом утраты их юр. силы

5) Действие в пространстве. Определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего

Закон: понятие и виды

Закон – НП акты, обладающий высшей юр. силой, принятые в строго определенном, особом порядке, устанавливающий важные общественные отношения.

Признаки закона:

1) Закон может быть принят только органами народного представительства или непосредственно народом на референдуме

2) Закон может быть принят в строгом соответствии с особым порядком, установленным в Конституции или самом законе

3) Закон облает наибольшей юр. силой по отношению к иным НП актам

4) Закон регулирует только те общественные отношения, которые характеризуются устойчивостью, типичностью, значимостью, необходимостью законодательно отразить суверенные желания народа

5) Закон – это акт, содержащий главным образом общие нормы, т.е. нормы, обладающие большей степенью обобщенности и абстрактности, чем нормы других актов

6)Закон служит основанием для разрешения конкретных дел в судебном порядке

Виды законов:
1) По юр. силе:

а) основные законы – законы, регулирующие основы общественного и гос. строя, закрепляют основные права и свободы и обязанности человека и гражданина, определяют принцип формирования и деятельности гос. органов

б) конституционные закон – законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию РБ, законы о введении в действие указанных законов.

в) программные законы – законы, принимаемые в установленном Конституцией РБ порядке и по определенным ею относятся. К ним относятся законы об основных направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине.

г) референдарные законы – закон, принимаемее путем референдума. По юридической силе они стоят выше обычных законов: как правило, их нельзя отменить или изменить обычным законом

д) обычные законы – регулируют отдельные виды общественных отношений

2) По субъекту законодательства:

а) принимаемые путем референдума

б) принимаемые законодательными органами

Декрет Президента РБ

Декрет Президента Республики Беларусь - нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента Республики Беларусь издаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Виды:

1) декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий

2) временные декреты.

Не допускается делегирование полномочий Президенту Республики Беларусь на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции Республики Беларусь, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту Республики Беларусь не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент Республики Беларусь по своей инициативе либо по предложению Правительства Республики Беларусь может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства Республики Беларусь, они скрепляются подписью Премьер-министра Республики Беларусь. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

в соответствии с ч. второй ст. 85 Конституции (Основного Закона) в случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Согласно ст. 2 Закона от 10 января 2000 г. "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" под декретом понимается нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Таким образом, декреты Президента могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. В соответствии с ч. второй ст. 101 Конституции не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики Национального собрания. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Декреты Президента подлежат немедленному обнародованию и обязательному официальному опубликованию. Декреты Президента вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок. Декреты Президента не имеют обратной силы за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

См. также Акты гражданского законодательства; Законодательные акты; Источники гражданского права; Нормативный правовой акт.

Юридический словарь современного гражданского права . 2014 .

Полезное

Смотреть что такое "ДЕКРЕТЫ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" в других словарях:

Национальное собрание Республики Беларусь — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальное собрание. Национальное собрание Республики Беларусь Парламент Республики Беларусь Нижняя палата … Википедия

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЕСТР ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ — (I) государственная система учета правовых актов Республики Беларусь. В соответствии со ст. 60 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь… … Юридический словарь современного гражданского права

Беларусь, Республика Беларусь — Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство в Восточной Европе. Территория 207,6 тыс. кв. км. Столица г.Минск.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

БЕЛАРУСЬ — (Республика Беларусь) согласно Конституции, принятой на референдуме 24 ноября 1996 г., унитарное демократическое социальное правовое государство. Государственными языками являются белорусский и русский языки. Столица г. Минск. Конституция Б.… … Энциклопедический словарь конституционного права

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — нормативные правовые акты, регулирующие гражданско правовые отношения. Ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права законы, акты Президента… … Юридический словарь современного гражданского права

ИСТОЧНИКИ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА — нормативные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, определяющие правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты… … Юридический словарь современного гражданского права

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ — в соответствии со ст. 1 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь под законодательными актами понимаются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики… … Юридический словарь современного гражданского права

ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ — в соответствии со ст. 65 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в… … Юридический словарь современного гражданского права

ОБРАТНАЯ СИЛА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ — в соответствии со ст. 67 Закона от 10 января 2000 г. О нормативных правовых актах Республики Беларусь нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за… … Юридический словарь современного гражданского права

Статья 90. Парламент ­ Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.
Парламент состоит из двух палат ­ Палаты представителей и Совета Республики.

Статья 91. Состав Палаты представителей - 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.
Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Статья 92. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет.
Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента либо судьи.

Статья 93. Срок полномочий Парламента ­ четыре года. Полномочия Парламента могут быть продлены на основании закона только в случае войны.
Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области или города Минска.
В случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей.

Статья 94. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер­министра.
Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.
Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.
Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности.
Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых заседаний.

Статья 95. Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Первая сессия открывается 2 октября; ее продолжительность не может быть более восьмидесяти дней.
Вторая сессия открывается 2 апреля; ее продолжительность не может быть более девяноста дней.
Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день.
Палата представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созываются на внеочередную сессию по инициативе Президента, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат по определенной повестке дня.
Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Статья 96. Палата представителей избирает из своего состава Председателя Палаты представителей и его заместителя.
Совет Республики избирает из своего состава Председателя Совета Республики и его заместителя.
Председатели Палаты представителей и Совета Республики, их заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палат.
Палата представителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.

Статья 97. Палата представителей:
1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;
2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;
3) назначает выборы Президента;
4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;
5) заслушивает доклад Премьер­министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;
6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;
7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;
8) принимает отставку Президента;
9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.
Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

Статья 98. Совет Республики:
1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;
2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3) избирает шесть судей Конституционного Суда;
4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;
8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
.
Статья 99. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек и реализуется в Палате представителей.
Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению - Правительства.
Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.
По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Статья 100. Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией.
Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным ­ десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий. Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.
Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает. Если Президент не возвращает какой­либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным. Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики. Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.
В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Статья 101. Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента, ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра. Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

Статья 102. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий. Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении.
В течение срока своих полномочий депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики могут быть арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соответствующей палаты, за исключением совершения государственной измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления.
Уголовное дело в отношении депутата Палаты представителей или члена Совета Республики рассматривается Верховным Судом.

Статья 104. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.
Решения Совета Республики принимаются в форме постановлений.
Решения палат считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат, если иное не предусмотрено Конституцией.
Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными и считаются принятыми при условии, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава палат.
Законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. В таком же порядке публикуются и вступают в силу декреты Президента.
Закон не имеет обратной силы, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан.

Статья 105. Порядок деятельности Палаты представителей, Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики определяется регламентами палат, которые подписываются председателями палат.

Читайте также: