На что имело право белое духовенство

Обновлено: 11.05.2024

В белое духовенство, кроме священнослужителей (протопресвитеров, протоиереев, иереев, протодиаконов, диаконов) обычно включают представителей низшего клира[2]: иподиаконов и чтецов (псаломщиков)[3].

В Российской империи белое духовенство по подчинению разделялось на епархиальное (в составе которого были причты кафедральные, приходские и домовые), военное и морское под управлением протопресвитера военного и морского духовенства, придворное под управлением духовника императора, а также заграничное, подчинённое непосредственно синоду, но финансировавшееся министерством иностранных дел[3].

Вступление в брак[ | ]

Сословие[ | ]

Статус духовенства как сословия в Российской империи спорен. Согласно общим положениям в начале IX тома Свода законов (статья 2) христианское духовенство являлось одним из четырёх основных сословий, наряду с дворянами, городскими и сельскими обывателями. При этом многие исследователи отмечают, что духовенство на практике не образовывало сословия, так как духовное звание напрямую не наследовалось (требовалось рукоположение), дети духовенства, не пошедшие по отцовской дороге, причислялись к мещанам. Кроме того, духовные лица, сложившие с себя сан, возвращались в первоначальное своё состояние; священник мог одновременно принадлежать и к дворянству. Тем самым особые права духовенства на практике не были сословными правами, а просто преимуществами, присвоенными духовному сану[6][3]. Другие исследователи считают, что де-факто наследование занятий и сословный статус у белого духовенства возникли не позднее XVII века и закрепились в конце XVIII, когда прекратилась практика выборов священников и появился образовательный ценз, при этом иногда исключая из рассмотрения чёрное духовенство, которое не могло передать прав состояния по наследству из-за обета безбрачия[7].

Вдовы священнослужителей пользовались правами личного дворянства, их дети — потомственного почётного гражданства, вдовы и дети причетников — личного почетного гражданства[3].

Поведение[ | ]

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Согласно ЭСБЕ, в священническом сане не могут состоять предающиеся пьянству или блуду, также замеченные в лжесвидетельстве и воровстве. Если жена священнослужителя ему изменяет, то он должен или развестись с нею, или устранить себя от священнослужения. Клирикам запрещено заниматься торговлей и иметь своё дело, плясать и смотреть на танцы, посещать театры, участвовать в сходках, вмешиваться в мирские дела, играть в карты. Вдовым священнослужителям запрещено держать у себя в доме женщин, кроме близких родственниц. Как и всему духовенству, им запрещено стричь волосы на голове и бороду и предписано носить скромную одежду, преимущественно тёмных цветов (рясу и подрясник).

Пёстрые власти[ | ]

Православные архиереи традиционно носят пёстрые одежды, историк русской церкви Е. Е. Голубинский использовал в их отношении также термины «пёстрое духовенство

Чины белого духовенства

Чины белого духовенства

Здравствуйте, дорогие наши посетители!
Предлагаем Вашему вниманию краткие пояснения относительно белого духовенства, которые смогут помочь Вам разобраться в азах Православия. Белое духовенство — это диаконы и священники, состоящие в браке, в отличие от черного духовенства (монашествующих), то есть давших обет безбрачия.

• Алтарник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. В обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом. А так же подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости — чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря.

• Чтец — низший чин церковнослужителей, не возведенный в степень священства, читающий во время общественного богослужения тексты Священного Писания и молитвы.

• Иподиакон — церковнослужитель в Православной Церкви, служащий главным образом при архиерее во время его священнодействий, нося перед ним в указанных случаях трикирий, дикирий и рипиды, подстилая орлец, омывает ему руки облачает и совершает некоторые другие действия.

В современной Церкви иподиакон не имеет священной степени, хотя облачается в стихарь и имеет одну из принадлежностей диаконского сана — орарь, который надевает крестообразно через оба плеча, орарь символизирует ангельские крыла.

• Диакон — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Дело диакона и значение — быть помощниками при богослужении.

• Протодиакон или протодьякон — титул белого духовенства, главный диакон в епархии при кафедральном соборе. В настоящее время титул протодиакона обычно дается диаконам после 20 лет служения в священном сане. Протодиаконы нередко славятся своим голосом, являясь одним из главных украшений богослужения.

• Протоиерей — титул, даваемый лицу белого духовенства как награда в Православной Церкви. Протоиерей обычно является настоятелем храма. При богослужениях (за исключением литургии) священники (иереи, протоиереи, иеромонахи) поверх подрясника и рясы надевают фелонь (ризу) и епитрахиль.

• Протопресвитер — высшее звание для лица белого духовенства в русской церкви и в некоторых иных поместных церквах. После 1917 года присваивается в единичных случаях священникам как награда и не является отдельной степенью. В современной РПЦ награждение саном протопресвитера производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги.

В католицизме[ | ]

В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares), а к чёрному — священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.

Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Диаконы

Белое духовенство

Черное духовенство

Это третья степень священства в Русской православной церкви. В монашестве аналогом диаконов являются иеродиаконы.

Эти священники не имеют права совершать и проводить Таинства. Их задача заключается в организации помощи священникам и епископам при проведении Таинств.

В кафедральных соборах существует должность старшего диакона, которого называют протодиаконом. Старшие диаконы в монастырях – это архидиаконы. Стоит отметить, что получение этого звания свидетельствует о первенстве чести, но никак не власти.

Примечания[ | ]

  1. Голубинский, 1901, с. 305.
  2. Валентин Лаврентьевич Янин. Отечественная история: Д-К. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 104.
  3. 12345
    ЭСБЕ, 1893.
  4. Ольга Йокояма. Письма русских крестьян. Тексты и контексты. Языки славянской культуры, М., 2014. С. 270.
  5. О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий // ЖМП № 1, январь 2012 года.
  6. Коркунов Н. М.
    Русское государственное право. — Том I. — Глава III. — СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901.
  7. Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
  8. Голубинский, 1901, с. 356.
  9. Голубинский, 1901, с. 378.

Каким было духовенство в Европе?

Общество в те времена делилось на три группы:

  • рыцари-феодалы — те люди, которые сражались;
  • крестьяне — те, которые работали;
  • духовенство — те, которые молились.


Литература[ | ]

  • Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
  • Белое духовенство и его интересы / Сост. под ред. Н. В. Елагина. — Санкт-Петербург : тип. Р. Голике, 1881.
  • Ростиславов, Д. И. О православном белом и черном духовенстве в России. [В 2-х т.]. — Лейпциг : Ф. Вагнер, 1866.
  • Е. Е. Голубинский.
    История Русской Церкви. — Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1901. — Т. 1. Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 968 с. Архивная копия от 6 марта 2021 на Wayback Machine
  • Барсов, Николай Иванович.
    Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1893. — Т. XI.

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий – Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря – это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей – Иеродиаконы и иеромонахи.

Духовенство

— это профессиональные служители церкви (или иной религии)

В православной церкви существует три уровня священства, и два основных типа — белое и черное духовенство.

Белое духовенство

— это семейные священники, им доступны первые два уровня священства. Жениться они могут лишь единожды.

Черное духовенство

— это священнослужители, монахи, которые приняли три обета: целомудрия (в это понятие входит и безбрачие), послушания и нестяжания (добровольной нищеты)

Белое и черное духовенство

К белому духовенству относятся священники, дьяконы, обслуживающие храмы, — это низшие священнослужители. Они не дают обет безбрачия, могут заводить семью и иметь детей. Самым высоким саном белого духовенства является протопресвитер.

Черное духовенство подразумевает монахов, которые всю свою жизнь посвящают служению Господу. Монахи дают послушания и добровольной нищеты (нестяжания). Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх — это высшее духовенство. Переход из белого в черное духовенство возможен, например, если у приходского священника умерла жена — он может постричься в монахи и уйти в монастырь.

В (а у католиков и по сей день) обет безбрачия давали все духовные представители, естественным путем сословие не могло пополняться. Как в таком случае можно было стать духовным лицом?


Русская православная церковь традиционно делит духовенство на две категории: белое и черное. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую ― взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Когда свершено рукоположение, женитьба становится невозможной для иерея.Кроме того, существует обет целибата. Он означает полное безбрачие. Религия позволяет священникам и диаконам иметь супругу, иерарх же обязательно должен быть монахом.

В православии выделяют три иерархических чина:

  1. диаконат;
  2. священство;
  3. архиерейство.

Во время богослужений священникам оказывают помощь диаконы. Однако последние лишены права проводить их без участия священника, который, в свою очередь, может совершать практически все таинства. Архиереи проводят рукоположение в священный сан, у них в руках находится вся власть, какую церковь может дать человеку. Это высшая степень священства.

У основания иерархической лестницы находятся епископы, за ними следуют по нарастанию власти архиепископы, затем – митрополит и, наконец, патриарх.

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни. В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения. Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

  • следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
  • готовить облачение священника;
  • подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
  • во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
  • следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах. Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Протоиереи

В качестве награды этот титул может быть дан иерею. Посвящают в него при таинстве хиротесии.

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

Черное духовенство

Решение о ведении монашеского образа жизни ― одно из самых сложных в жизни человека. Поэтому перед тем, как постричься в монахи, необходимо пройти через послушничество. Это подготовка, в первую очередь моральная, к посвящению всей жизни Господу. За это время можно привыкнуть к монашеской жизни и поразмышлять над необходимостью обета.


При принятии великой схимы монах превращается в схимонаха, его обеты становятся еще более строгими и снова меняется имя. Обычно схимонахи не живут вместе с монастырской братией. Нередко они подаются в отшельничество или становятся затворниками или пустынниками. Именно они совершают известные монашеские подвиги.

Иеродиаконы и иеромонахи

Монах, принявший диаконский сан, становится иеродиаконом. Если у него есть сан священника, то правильно называть его иеромонахом. При этом получение титула происходит при прохождении процедуры хиротонии. Белые священники могут стать иеромонахами только после монашеского пострига.

Игумены

Настоятелей монастырей зовут игуменами. Чтобы стать ими, необходимо пройти процедуру избрания среди иеромонахов.

Архимандриты

Эти священнослужители относятся к одному из высших православных монашеских чинов. Как правило, он выдается настоятелям крупных монастырей.

Интересно, что архимандритами могут становиться и протоиереи: в случае смерти матушки и при принятии решения о ведении монашеского образа жизни.

Епископы и архиепископы

Возглавление епархий доступно епископам, которые причисляются к первому сану архиерея. Во главе крупных епархий стоят архиепископы. Последний титул считается почетным и может быть присвоен тем, кто имеет крупные заслуги перед Богом и церковью.

Митрополит

Над несколькими епархиями, расположенными в одном округе или в одной области, главенствует митрополит.

Патриарх

К высшему архиерейскому сану относятся патриархи, они возглавляют поместные церкви. Получить сан может только человек, являющийся предстоятелем автокефальной церкви. В России представитель этого сана в данный момент ― патриарх Кирилл.

Особенности пострига в монахи

Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.

  1. жизнь трудника;
  2. звание кандидата в послушники;
  3. послушничество.

Разница между ступенями велика. Каждый верующий, который ходит в храм, может в нем поработать, если у него есть желание трудиться во славу Божию. У трудников могут быть и семьи, и дети. В некоторых случаях им даже выплачивается заработная плата. Но если такой человек ― служилый ― живет при монастыре, то он берет на себя обязательство соблюдать принятые там правила и отказаться от пагубных привычек.

При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.

Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.

Типы пострига в монашестве

Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:

  1. рясофорами;
  2. прошедшими малую схиму;
  3. прошедшими великую схиму.

Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.

Во время священнодействия читаются специальные молитвы, с помощью креста постригаются волосы, старое имя меняется (хотя в некоторых случаях постригаемый может оставить и свое прежнее), происходит облачение в рясу. Во время пострига не нужно произнесение обетов, однако сам факт свободного вступления на путь инока подразумевает взятие обязательств перед Господом. Эти обязательства означают прежде всего так называемое чистое житие. В этом помогает заступничество того святого, чье имя берется во время священнодейства.

Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.

Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.


Православное русское белое духовенство по его положению и значению в истории

18 ноября 2019 Николай Глубоковский

Николай Глубоковский (1863–1937) — русский богослов, патролог, историк Церкви, автор множества трудов по церковной тематике. Умер в эмиграции, в Софии.

Есть вещи, явления и влияния, которые настолько необходимы для бытия, что совершенно не замечаются, так как последнее без них невозможно и немыслимо. К сожалению, подобные жизненные факторы слишком часто забываются и попираются. К этой категории в полной и горькой мере принадлежит во всех отношениях и наше православное духовенство, одинаково великое и своими службами, и своими нуждами. Его миссия в этом случае совпадает с задачами самой Церкви и неотделима от нее, ибо христианское преобразование всего нашего существа и строя посредствуется в мире обязательным участием богоустановленного священства. При таком необъятном расширении данного вопроса мы по необходимости должны ограничить свою речь лишь принципиальными сторонами и главнейшими пунктами. Христианство, возрождая человека, благодатно соединяет нас до нерасторжимости с Господом Искупителем и чрез Него, как единородного Сына Божия, усыновляет Богу Отцу, а потому верующие, будучи чадами Божиими по благодати, оказываются фактически и братьями между собою. Тут личное облагодатствование бывает безусловно неразлучным от теснейшего братского общения всех оправданных по их всецелому равенству во Христе Иисусе.

По этим двум линиям — личного и общего — и действовала всегда на Руси православная Церковь через духовенство от начала до наших дней.

Ее ближайшим поприщем была человеческая совесть, где она водружала светильник Христова сияния и помогала видеть и побеждать всякий мрак внутри и вовне. Этот таинственный процесс сокровенного благодатного обновления всякой души христианской уже на первых порах больше всего способствовал на Руси духовному возобладанию и над языческою суетностью, и над человеческою низменностью с идеалами земного благополучия и деспотического господства по произволу грубой силы. И вот среди этих мрачных условий русской примитивности Церковь — по красочному выражению проф. В. О. Ключевского — самую смерть делала строительницею человеколюбивого людского общежития и нотариальную контору превращала в притвор храма Божия.

Это была великая победа устроения народного быта на канонических заветах, но — под покровом Церкви православной — она достигалась в особенности трудами простого духовенства чрез христианское преобразование каждого из всех верующих людей. Естественно тогда, что дальше оказываются возможными между ними и чисто христианские союзы. В этом направлении Церковь, сокрушая на Руси родовой строй обособления и враждебности, завязывает новые связи человеческих отношений в интимной области брака, утверждает и освящает семейную жизнь на новых основах христианского общения, где все внешние разности поглощаются взаимным слиянием душ. Понятно, что с облагорожением семейной сферы, являющейся истинным призванием и славным царством женщины, обеспечивается внутреннее достоинство в светлых образах жены и матери, которые — по суждению Ключевского же — обязаны преимущественно Церкви, ее проповеди, ее законодательству во всем, чем они дороги нам и дорожат сами. И это поистине так, потому что на Руси искони господствовал и упорно держался уничижительный взгляд на женщину, которая крепче была привязана к языческому суеверию и труднее покидала его. Правда, под византийскими отражениями здесь иногда слишком выдвигались аскетические взгляды, но последними питалось и поддерживалось чувство идеальной семейной чистоты в самых влечениях плоти, которые должны в своих функциях служить целям царства Божия на земле в умножении чад Божиих. И наряду с этим, именно белое духовенство было хранителем незыблемых семейных начал и носителем единобрачной святости, не редко с самыми трагическими испытаниями, как оно соблюло нам и наиболее чистую русскую кровь.

Да, сурова участь и тяжела доля приходского русского духовенства, — и едва ли все это скоро и существенно улучшится созданием прихожанской подневольности и чиновнической подотчетности, где будут поверять у него каждый грош. Призванный быть светильником в своем округе, всякий пастырь должен держать и себя, и всю семью на приличном уровне во всех отношениях, терпя великие самоограничения и непрестанные лишения, но их чаще всего не хотят видеть, а только всегда требуют, чтобы он стоял на высоте своего звания и вместе с прямым церковным служением безмездно и регулярно исполнял огромную массу чисто-гражданских повинностей по государственным потребностям.

верою и любовию приступим!

Профессор Николай Глубоковский.

Петроград 1916, IV, 9 — Великая суббота.

1916, IV, 12 — Светлый вторник.

* Это Общество учреждается в Петрограде, но распространяет свою деятельность на все губернии и области государства Российского. Оно имеет целью оказание помощи нуждающимся священнослужителями Православной Русской Церкви и их семьям. Для достижения своей цели Общество: а) устраивает убежища, для помещения в них, с полным содержанием, наиболее нуждающихся, по многосемейности, престарелости, дряхлости или болезненному состоянию, священнослужителей и семей их: б) устраивает для больных санатории; в) выдает постоянные или единовременные, а также вещевые пособия; г) учреждает в духовно-учебных заведениях стипендий для сирот духовенства; д) выдает многосемейным пособия на обучение и воспитание детей; е) оказывает помощь нуждающихся и разными другими зависящими от него способами.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)



Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Юридический статус дворянства, духовенства, городского населения и крестьянства в 18 веке

Именно по этой причине многие монархисты предлагает узаконить сословное разделение общества.

Так будет проще во всех отношениях. Так будет честнее и справедливее называть вещи своими именами. Имперор предположил, какими могут быть сословия в современной России, учитывая исторический опыт столетней давности.

Ближайший исторический опыт, связанный с сословным разделением общества, документально зафиксирован в Своде законов Российской Империи, которые действуют на территории Суверенного государства Императорский Престол.

Анализ исторического опыта сословий в Российской Империи

Последняя сословная структура общества, которая существовала в России, происходит из XIX века, когда в законодательстве Российской Империи общество делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городских жителей.

Дворянская семья начала ХХ века

Дворянство в XIX веке, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически активным классом.

Дворяне владели большей частью земли, являлись собственниками предприятий, инфраструктуры. Дворяне служили в армии Государю Императору, и поэтому не облагались налогами. До 1861 года им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нём все ключевые должности.

Духовенство в начале ХХ века

Духовенство в XIX веке, как и всегда, делилось на чёрное и белое.

Однако правовое положение духовенства окончательно превратилось в служилое. С одной стороны, сами служители церкви получили ещё большие привилегии. С другой стороны, к духовному сословию относились люди, непосредственно несущие службу в церкви. Церковь была частью государства, и её делами управлял Священный синод во главе с чиновником высокого уровня — Обер-прокурором.

Также в XIX веке получила распространение практика наделения отдельных представителей духовенства дворянскими привилегиями.

Лучшим служителям церкви давали личное и потомственное дворянство.

Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

За XIX- начало XX века духовенство практически не изменилось количественно.

Не претерпевал изменений его социальный и правовой статус.

Крестьяне в начале ХХ века

До 1861 года феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения Российской Империи.

Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, то есть, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжёлым и неэффективным для уровня развития сельского хозяйства XIX века было положение помещичьих крестьян, которых помещики считали своей собственностью, и распоряжались их жизнями так, как хотели.

Государство на протяжении многих лет принимало ряд мер по улучшению положения помещичьих крестьян.

20 февраля 1803г был принят указ о вольных хлебопашцах. По этому указу, помещики получали право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Однако, по факту, закон оказался недееспособным. Освободилось не более 1% крепостных крестьян. С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев.

Они должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. В 1837 году проведена реформа управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления. В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам в пользование землю, за что крестьяне должны нести определённые повинности.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, вследствие чего в промышленности стало всё больше увеличиваться применение наёмного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

После крестьянской реформы Императора Александра II крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.

Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Земля, на которой работали крестьяне, принадлежала помещикам, и пока крестьяне не выкупали её, они назывались временнообязанными, и несли в пользу помещиков различные повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда, несколько сельских обществ образовывали волость.

В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

Купцы начала XX века

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. — почётными гражданами.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных. Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д. Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров.

Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т,д.

Купечество делилось на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй розничные торговцы. Как и в предыдущий период, купцы сохраняли свои привилегии. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цеха имели свои органы управления. Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму.

Их правовое положение не изменилось.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий.

Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское и сельское население. Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почётных граждан.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

  • Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

ДУХОВЕНСТВО

Сословные права духовного чина были определены нечетко. В Др. Руси по своей подсудности одному только священноначалию Д. было привилегированным состоянием, но по обязанности нести всякого рода повинности оно не отделялось от податных классов. При имп. Петре I от подушного оклада были освобождены священнослужители, их дети и церковнослужители. Дети же церковнослужителей остались в окладе. Но на Д. возлагались др. повинности — пожарная, постойная, подводная, караульная. В Комиссию по новому уложению при имп. Екатерине II подан был проект причислить Д. к податному мещанскому сословию, и лишь благодаря вмешательству митр. Гавриила (Петрова) Д. было избавлено от этого унижения, сохранив статус особого сословия, которое по степени привилегированности стояло вслед за дворянским.

Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение Д. на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев, с представителями академического образования, с дворянской интеллигенцией. Сельское Д., ближе стоявшее к простому народу по житейским условиям, по взглядам на жизнь, по обычаям и нравам, крепче было связано со своей благочестивой, хотя и малосведущей в церковном учении паствой.

В 1863 г. выпускникам семинарий был открыт доступ в ун-ты, и вскоре выходцы из Д. составили почти половину студенчества. По успеваемости обычно это были лучшие студенты, но в силу ряда причин они часто разделяли радикальные и даже нигилистические взгляды. Детям духовных лиц разрешали также поступать в светские средние школы, но в отличие от семинарий в гимназиях и реальных уч-щах образование было платным, поэтому даже те сыновья клириков, к-рые не собирались посвящать свою жизнь Церкви, предпочитали завершать среднее образование в семинарии, а потом идти в ун-т или на гражданскую службу. Окончившие семинарии по 1-му и 2-му разряду получали наравне с выпускниками гимназий право при поступлении на гос. службу на последний, 14-й чин по Табели о рангах. В то же время с кон. 50-х гг. XIX в. шире открывался доступ к церковному служению для лиц из др. сословий.

Содержание приходских причтов в синодальную эпоху, как и в древности, в основном лежало на попечении приходов. При Петре I благосостояние Д. резко ухудшилось: наполовину сокращена была царская руга ружным церквам, причтам запрещены были праздничные славления по приходам, кроме праздника Рождества Христова, и хождение по домам с иконами. Увеличились старые поборы с Д. и появились новые — на школы, на богадельни, на драгунских лошадей; с причетников взималось по 1 р. в год за освобождение от военной службы. При имп. Елизавете Петровне ружным церквам возвратили полную ругу, Д. было освобождено от нек-рых повинностей — постойной, подводной, караульной.

В 1764 г. проведена была секуляризация населенных церковных земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россию были включены в штаты, что давало им право получать часть доходов от секуляризованных земель. Хотя приходы стали тогда наделяться незаселенной землей (по 33 дес. на причт), к-рая должна была обрабатываться самими духовными лицами или сдаваться в аренду. В 1765 г. под предлогом противодействия корыстолюбию Д. императрица распорядилась ввести обязательные таксы за требы, причем крайне низкие: 3 к. за крещение (в наст. время соответствует примерно 200 р.), 10 к. за венчание и погребение. В целом приходское Д. в ХVIII в. жило трудно и бедно.

При имп. Николае I и обер-прокуроре Н. А. Протасове материальному обеспечению Д. уделялось больше внимания. Церковные причты щедро наделялись землей. Для священнослужителей и причетников строились церковные дома за казенный счет. В 1842 г. в зап. епархиях, где только что совершилось воссоединение униатов с правосл. Церковью, были установлены оклады для Д. В следующем году казенное жалованье стало постепенно вводиться и в др. епархиях. Священнику выдавался оклад от 100 до 180 р. в год, диакону — 80, дьячку — 40, пономарю — 32, просфорнице — 14 р. (1 р. тех лет в наст. время равен по покупательной способности примерно 500 р.). К концу царствования Николая I почти половина причтов пользовалась казенными окладами.

В 60-70-х гг. XIX в. материальное обеспечение Д. рассматривалось Присутствием из членов Святейшего Синода, обер-прокурора, неск. министров и др. высокопоставленных чиновников под председательством митр. Исидора (Никольского). Положение, выработанное им в 1869 г., предусматривало введение новых, сокращенных штатов приходского Д.: бедные приходы соединялись с более обеспеченными. По новым штатам причт должен был состоять из священника и псаломщика. 2-й священник и 2-й псаломщик допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще не входили в состав приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан. Закрыто было ок. 2 тыс. приходов. За штат увольняли престарелых и малоподготовленных священников, диаконов уволено было больше трети. По штатам 1869 г. в Русской Церкви состояло 38 075 священников, 11 144 диакона и 68 461 причетник. Сокращение штатов позволило в 2 раза повысить казенное жалованье Д., но, поскольку цены с 40-х гг. к тому времени возросли вдвое, на деле в обеспечении Д. никакого улучшения в сравнении с 40-ми гг. не произошло. В 1866 г. были составлены новые правила пенсионного обеспечения клириков. Священникам, прослужившим не менее 35 лет, назначались пенсии по 90 р. в год, а их семьям при утрате кормильца — по 55-65 р., в 1878 г. пенсионный оклад был повышен до 130 р. для священников и протодиаконов, а с 1860 г. пенсии стали назначаться диаконам и их осиротевшим семьям.

Большие перемены в сословном статусе Д. наступили в кон. 60-х гг. В 1867 г. Присутствие во главе с митр. Исидором выработало положение, к-рым отменялись наследственные права на церковные места, а через 2 года после этого вышел указ, вносивший радикальные перемены: из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и самое главное — все взрослые дети, а также вдовы клириков. Причем последним присваивались весьма высокие сословные права. Вдовы священнослужителей и церковнослужителей, принадлежавшие к потомственному дворянству по праву рождения или ввиду дарования этих прав мужу, сохраняли и во вдовстве принадлежность к этому высшему сословию. В ином случае вдовы священнослужителей приобретали права личного дворянства, а вдовы церковнослужителей — права личного почетного гражданства. Отчислявшиеся из духовного сословия дети священнослужителей — потомственных дворян получали права потомственного дворянства, а в иных случаях дети священников и диаконов получали права личного дворянства, потомственного или личного почетного гражданства в зависимости от сана и наград отца. Им предоставлялось право поступать на военную или гражданскую службу, а также по желанию и при наличии капитала вступать в купеческие гильдии. Дети церковнослужителей и причетников, певчих, звонарей, церковных сторожей причислялись к податным сословиям, хотя и с пожизненным личным освобождением от податей. В результате этой реформы в духовном сословии остались лишь лица, состоявшие на действительной церковной службе, их жены и несовершеннолетние дети, а также учащиеся духовных школ.

Существование духовного сословия, как и иных российских сословий, прекратилось в 1917 г., когда радикально изменился гос. строй и все сословия были отменены.

Лит.: Барсов. Сборник; Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 19132. С. 4-12, 941-973; Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1893. Вып. 4; Духовный регламент. М., 18974; Рункевич С. Г. Русская Церковь в ХIХ в. // История Русской Церкви в ХIХ в. / Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 192-209, 236, 419-426; Устав духовных консисторий: С дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Сост.: М. Н. Палибин. СПб., 19122; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 19135. С. 201, 264-321, 333-348; ОДДС; Карташев. Очерки. 2004. Т. 2. С. 516-558; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 1; Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 1996. (МИЦ; 10); Собор, 1918. Деяния; Там же. Определения; Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. М., 1996-1997. Ч. 1-2; Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Р.-н/Д., 1998; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 413-418; он же. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды, 1700-2005. М., 2006.

Читайте также: