Мусульманское право контролирующее как религиозную так и мирскую жизнь верующих носит название

Обновлено: 05.07.2024

Мусульманское (исламское) право существует в Иране, Ираке, Пакистане.

Главная проблема заключается в том, что имеет место тесное переплетение права и религии.

Мусульманское право –система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право охватывает все сферы социальной жизни и даже те, которые не подлежат правовому регулированию.

Для исламской религии характерно:

1) она устанавливает во что должны верить мусульмане;

2) она содержит предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь;

3) государство выполняет роль служителя религии (теократическое государство).

Мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и отсутствием систематизации. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: - соглашения;

- обычаи, не противоречащие мусульманскому праву.

Существует дуализм судебной организации: 1) специальные религиозные суды;

2) суды, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты.

Мусульманское право имеет 4 источника:Коран, Сунна, иджма, кияс.

Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации.

Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование

Коран же в первую очередь выступает как фундаментальный богословский труд.

Основные положения и основополагающие идеи Корана: несравненное могущество, абсолютная власть и авторитет Аллаха; чистота и непререкаемость мусульманской веры; универсальная санкция – грех, угроза быть проклятым, лишиться покровительства Аллаха.

1) Коран. Ученые подсчитали, что строфы, устанавливающие личный статус – 70 строф (то есть норм), гражданское право – 70, уголовное право – 30, судебная процедура – 13, государственное право – 10, международное право – 25.

2) Сунна – объяснения и дополнения Корана в первое десятилетие после смерти пророка Мухаммеда. В ней мало норм юридического характера, она рассказывает о жизни, действиях, поступках пророка (это эталон поведения, норма – эталон, образец). Коран и Сунна – источники, на основе которых были установлены нормы шариата (от слова шар – путь, следование). Сунна – своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами.

Иджма –согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Суть киясазаключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

Поцелуев: действительно, право кодифицировано в Судане, Пакистане, Афганистане. Там есть УК. Но право там носит религиозный характер, т.к. наказания устанавливаются на основе Корана: распятие, изгнание, отрубание конечностей.

Мусульманское право и право мусульманских государств.

С течением времени дуализм МП и ПМГосударств возрастал. Усложнялись социально-экономические, политические отношения. В ряде мусульманских государств были проведены правовые реформы:

· Реорганизованы судебные системы

Что касается характеристики современных правовых систем, то можно выделить 3 группы стран:

1) страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками – Албания, республики Средней Азии. Здесь не стремятся сохранить мусульманское право и оно не применяется судами.

2) Афганистан, Пакистан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права.

Страны, где МП регулирует лишь отдельные стороны общественной жизни.

Мусульманское право и право мусульманских государств.

19 в характеризовался новой ступенью в развитии мусульманского права. Происходит становление законодательства как самостоятельного источника нормативного регулирования. Это привело к постоянному вытеснению юридической доктрины.

Со 2 половины 19 века идет активное заимствование европейского права (а именно Романо-германского), что в настоящее время привело к вытеснению норм мусульманского права.

С 1914 г. Турция не принадлежит к мусульманскому праву, хотя население Турции исповедует Ислам. Турция принадлежит к Романо-германской системе права. Сейчас в Турции движение за теократическое государство. Но важную роль в политической жизни играют военные, а они выступают за светское государство.

Мусульманское право есть в ОАЭ, Иране, Афганистане, Ливии.

Существуют смешанные системы. Так, Египет – светское государство, а население проповедует ислам. Увеличивается удельный вес светского права, но семейное, наследственное право – мусульманское (Алжир, Сирия).

Теократическое государство.

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства над обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств (приоритет государства над обществом)

2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

Мусульманское (исламское) право существует в Иране, Ираке, Пакистане.

Главная проблема заключается в том, что имеет место тесное переплетение права и религии.

Мусульманское право –система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Право охватывает все сферы социальной жизни и даже те, которые не подлежат правовому регулированию.

Для исламской религии характерно:

1) она устанавливает во что должны верить мусульмане;

2) она содержит предписания верующим: что они должны делать и чего не должны. Шариат основан на идее обязанностей, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь;

3) государство выполняет роль служителя религии (теократическое государство).

Мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и отсутствием систематизации. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются: - соглашения;

- обычаи, не противоречащие мусульманскому праву.

Существует дуализм судебной организации: 1) специальные религиозные суды;

2) суды, применявшие примитивные обычаи или законодательные акты.

Мусульманское право имеет 4 источника:Коран, Сунна, иджма, кияс.

Незыблемая основа мусульманского права – Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду.

Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако никто из мусульманских юристов не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера далеко не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации.

Вот почему мусульманский судья, осуществляя правосудие, обращается непосредственно не к Корану, который он не может и не должен толковать, а к книгам, написанным в разные годы авторитетными юристами, учеными-богословами и содержащим в себе такое толкование

Коран же в первую очередь выступает как фундаментальный богословский труд.

Основные положения и основополагающие идеи Корана: несравненное могущество, абсолютная власть и авторитет Аллаха; чистота и непререкаемость мусульманской веры; универсальная санкция – грех, угроза быть проклятым, лишиться покровительства Аллаха.

1) Коран. Ученые подсчитали, что строфы, устанавливающие личный статус – 70 строф (то есть норм), гражданское право – 70, уголовное право – 30, судебная процедура – 13, государственное право – 10, международное право – 25.

2) Сунна – объяснения и дополнения Корана в первое десятилетие после смерти пророка Мухаммеда. В ней мало норм юридического характера, она рассказывает о жизни, действиях, поступках пророка (это эталон поведения, норма – эталон, образец). Коран и Сунна – источники, на основе которых были установлены нормы шариата (от слова шар – путь, следование). Сунна – своеобразный итог толкования Корана, проводившегося самыми авторитетными в мусульманском мире в первые десятилетия после смерти Мухаммеда богословами и юристами.

Иджма –согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Суть киясазаключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.

Поцелуев: действительно, право кодифицировано в Судане, Пакистане, Афганистане. Там есть УК. Но право там носит религиозный характер, т.к. наказания устанавливаются на основе Корана: распятие, изгнание, отрубание конечностей.

Мусульманское право и право мусульманских государств.

С течением времени дуализм МП и ПМГосударств возрастал. Усложнялись социально-экономические, политические отношения. В ряде мусульманских государств были проведены правовые реформы:

· Реорганизованы судебные системы

Что касается характеристики современных правовых систем, то можно выделить 3 группы стран:

1) страны с мусульманским населением, ставшие социалистическими республиками – Албания, республики Средней Азии. Здесь не стремятся сохранить мусульманское право и оно не применяется судами.

2) Афганистан, Пакистан, Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия. Эти страны теоретически живут по нормам мусульманского права, а фактически – по нормам обычного права.

Страны, где МП регулирует лишь отдельные стороны общественной жизни.

Мусульманское право и право мусульманских государств.

19 в характеризовался новой ступенью в развитии мусульманского права. Происходит становление законодательства как самостоятельного источника нормативного регулирования. Это привело к постоянному вытеснению юридической доктрины.

Со 2 половины 19 века идет активное заимствование европейского права (а именно Романо-германского), что в настоящее время привело к вытеснению норм мусульманского права.

С 1914 г. Турция не принадлежит к мусульманскому праву, хотя население Турции исповедует Ислам. Турция принадлежит к Романо-германской системе права. Сейчас в Турции движение за теократическое государство. Но важную роль в политической жизни играют военные, а они выступают за светское государство.

Мусульманское право есть в ОАЭ, Иране, Афганистане, Ливии.

Существуют смешанные системы. Так, Египет – светское государство, а население проповедует ислам. Увеличивается удельный вес светского права, но семейное, наследственное право – мусульманское (Алжир, Сирия).

Теократическое государство.

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства над обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств (приоритет государства над обществом)

2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

Мусульманское религиозное право является собой продукт продолжительной эволюции религиозно-правовых норм.

Основными источниками мусульманского права признаются Коран и сунна, которые закрепляют основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.

Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии [16, с.12].

Другой общей чертой всех сложившихся в исламе социо-нормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматриваться в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле. В этом отношении юридические и религиозные нормы ислама имели одни источники, сходную структуру и в значительной мере, как будет показано ниже, совпадающий механизм действия.

Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Широко используется (в частности, ори проведении национализации и аграрной реформы) предание Пророка о том, что некоторые объекты (например, вода и земля) не могут (быть предметом частной собственности).

В мусульманском судебно-процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане, строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных (предписаний ислама. Сходные требования предъявляются и к свидетелям по большинству дел. Особое значение данная отрасль придает клятве именем Аллаха, с помощью которой ответчик может доказать свою невиновность. При этом действенность подобного способа защиты и его признание судом связываются с особенностями религиозной совести мусульманина, которая не позволяет ему лгать под страхом потусторонней божественной кары. В отдельных случаях только принесение религиозной клятвы является тем юридическим фактом, с которым мусульманское право связывает далеко идущие правовые последствия (например, при обвинении мужем своей жены в нарушении супружеской верности) [16, с.16-19].

А раз так, то закономерно встает вопрос, допустимо ли вообще говорить о наличии в исламе, пусть даже в нерасчлененном виде, различных типов норм, в том числе и юридических. Иными словами, выводу о том, что мусульманский социально-нормативный механизм включает религиозные, нравственные и правовые правила поведения, должен предшествовать анализ тех факторов, которые обусловили юридический характер отдельных предписаний ислама, придали им качество права [16, с.24-28].

Подход к мусульманскому праву только как к религиозному явлению не учитывает того обстоятельства, что, несмотря на прочную связь юридических норм ислама с религиозными и нравственными, их переплетение, а иногда и слияние, между данными категориями норм в целом имеются и существенные отличия. Причем обособление правовых правил поведения в целом от иных мусульманских социальных регуляторов, для которого характерны те же основные особенности, что и для любой социально-нормативной системы, имело в исламе и свои весьма существенные особенности. Вера и государство, религия и право — две достаточно отличные друг от друга нормативные системы, границы между которыми сложились в исламе не сразу. Показательно, что процесс обособления правовых норм в исламе получил отражение в истории становления правоведения и теологии как относительно самостоятельных направлений мусульманской идеологии [14, с.28].

Исследователи обоснованно отмечают, что на раннем этапе развития ислама богословие и правоведение были слиты воедино в рамках фикха и отчетливо в нем не различались. Этот вывод подтверждается тем, что в то время для шариата было характерно преобладание общей религиозной оценки тех или иных отношений, поступков и фактов, которые не сразу получили специфически юридическое закрепление. Поэтому правовая система ислама в целом имеет более позднее, нежели Коран, происхождение

Переплетение этих двух направлений мусульманской мысли проявилось, например, в том, что фикх традиционно рассматривался в числе религиозных наук

Определение понятия мусульманского права в его соотношении с неправовыми нормами ислама предполагает анализ нескольких взаимосвязанных вопросов. Прежде всего, необходимо исходить из того, что все сформулированные Кораном и сунной правила поведения как таковые выступают религиозными, а не правовыми нормами. Они составляют неотъемлемую часть ислама «как религии, участвуют в реализации функций мусульманской религиозной системы в качестве ее нормативной основы и обеспечены религиозными санкциями. Причем все религиозные нормы в комплексе подкреплены религиозной санкцией общего характера, выступающей ответственностью правоверного за грех — отступление от религиозно-нормативных предписаний [16, с.44].

Все религиозные нормы ислама, (которые составляют элемент религиозной, а не правовой системы, можно, на наш взгляд, разделить на две основные группы. Первую составляют культовые правила поведения (ибадат), регулирующие порядок омовения, совершения молитвы и паломничества, соблюдение поста, уплату заката и т. п.

Вторая представлена закрепленными Кораном и сунной нормами поведения людей в их взаимоотношениях во внецерковной сфере (муамалат и ахлак), многие из которых, помимо общей санкции, обеспечиваются и конкретной мерой ответственности за их нарушение.

Следует подчеркнуть, что все эти нормативы сами по себе являются чисто религиозными и составляют элемент, нормативную основу ислама как религиозной системы. [16, с.51].

система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии – исламе. Основное его содержание – вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (обычно религиозного характера) за невыполнение этих предписаний.

одна из основных правовых систем (правовых семей) современности; комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие системы религиозного права, М.п. является не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины. Источники М.п. - коран, сунна, иджма, кияс, урф (адат). М.п. возникло в VII в. и сохраняет свои прежние позиции лишь в отдельных странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ). В большинстве мусульманских стран М.п. в настоящее время составляет лишь часть правовой системы, регулируя главным образом вопросы "личного статуса" (правосубъектность, брак, наследование, завещание). Остальные отрасли охватывает законодательство, заимствованное из романо-германской правовой системы или системы общего права. Однако в ряде стран (Афганистан, Иран, Судан, Пакистан, Ливия, Йемен) М.п. в 1980-1990 гг. вновь расширило сферу своего действия; в частности, произошла исламизация уголовного права. Попытки ввести нормы М.п. предпринимаются в некоторых субъектах РФ, где мусульмане составляют большинство населения. Иногда понятие М.п. (как совокупность норм и принципов) отождествляется с понятием "шариат" (в его значении как системы нормативных правовых предписаний).

одна из крупных правовых систем современного мира, сложившаяся в своей основе в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII-X вв. и базирующаяся на исламе. Претерпела модернизацию в XIX в. под влиянием романо-германской семьи правовых систем, но не утратила своей специфики. Многие современные мусульманские государства в своих конституциях и законах заявляют о верности принципам ислама (Марокко, Тунис, Сирия, Мавритания, Иран, Пакистан). Мусульманское право - единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи. Источниками мусульманского права являются: а) Коран, состоящий главным образом из общих положений нравственного характера (см.: Коран); б) Сунна - своего рода толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка Магомета; в) иджма - согласованное заключение древних правоведов - знатоков ислама об обязанностях правоверного, которое получило значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны; г) кияс (аналогия) - правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет более важное значение, чем другие источники. Особенность современного мусульманского права: рецепция европейского права по отдельным отраслям регулирования; активное развитие государственно-правовой регламентации, наметившейся с середины XIX в.; повышение роли закона; проведение кодификации (например, Египет принял Гражданский кодекс, составленный по французскому образцу; Турция провела реформы семейного и наследственного права; Ирак промульгировал (обнародовал) Гражданский кодекс, явившийся кодификацией модернизированного мусульманского права в сфере семьи и наследования).

одна из основных мировых систем права (наряду с континентальным и англосаксонским), сложившаяся в Арабском халифате в VD-X вв. Основным содержанием М.п. являются вытекающие из ислама правила поведения верующих и санкции (как правило, религиозного толка) за невыполнение этих предписаний (см. ШАРИАТ). Действие М.п. распространяется только на отношения между мусульманами. Однако даже в тех странах Азии и Африки, где они составляют основную массу населения и авторитет М.п. велик, оно, как правило, дополняется законами и обычаями, кодифицируется и модифицируется с учетом новых общественных отношений. Поэтому правильнее различать религиозное М.п. и право мусульманских государств. В 1869-1877 гг. на основе кодификации обязательственных и процессуальных норм М.п. была издана т. н. аль-Маджалла, которая играла роль гражданского кодекса Османской империи (а т.ж. Турции до 1926 г., Ливана до 1932 г, Сирии до 1949 г. и Ирака до 1951 г.); частично ее действие сохранилось в Иордании, Израиле, на Кипре. Со 2-й пол. ХЕХ в. в мусульманских странах были приняты уголовные, торговые, процессуальные и другие кодексы, частично на основе рецепции (заимствования) права западноевропейских стран. М.п. играло роль регулятора семейных, наследственных и некоторых иных отношений. Кодификация этих отраслей М.п. осуществляется в форме принятия специальных законов в Египте, Сирии, Ираке, Иордании, Тунисе, Марокко, Индии, Пакистане и др. Турция в 1926 г. полностью отказалась от М. п. В некоторых арабских странах, в Индии, Пакистане, Индонезии и др. сохраняется действие в основном кодифицированного М.п. по вопросам личного статуса мусульман (а по некоторым вопросам и в отношении немусульман). В конституциях некоторых арабских стран М.п. признается основой законодательства, допускается его применение в гражданском праве и иных отраслях, сохраняются шариатские суды. В отдельных государствах Восточной и Центральной Африки М.п. применяется в виде обычного права.

Читайте также: