Можно ли заготавливать лес без лесной декларации

Обновлено: 28.06.2024

С 1 января 2022 года органы местного самоуправления начнут осуществлять полномочия в сфере лесоустройства. Это предусмотрено Федеральным законом от 02.07.2021 № 304-ФЗ. Изменения касаются городских и муниципальных округов, городских и сельских поселений.

Органы МСУ будут:

  • принимать решения о создании и упразднении лесничеств на землях населенных пунктов;
  • устанавливать границы созданных лесничеств;
  • разрабатывать и утверждать лесохозяйственные регламенты этих лесничеств;
  • реализовывать мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях населенных пунктов в муниципалитете.

Как принять решение о создании лесничества

Документ: Новые вопросы местного значения поселений закреплены в пунктах 20.1, 20.2 статьи 14, а муниципальных и городских округов — в пунктах 26.2 , 26.3 статьи 16 Закона № 131-ФЗ

Прежде чем принять решение о создании лесничества, подготовьте графическое описание местоположения его границ и границ создаваемых в его составе участковых лесничеств. Такое описание — обязательное приложение к решению органа МСУ о создании лесничества. Включите в него перечень координат характерных точек границ лесничества и участковых лесничеств. Местоположение границ участковых лесничеств определите с учетом нормативов их площади. Они установлены Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Минприроды от 29.03.2018 № 122 (далее — Инструкция № 122).

Затем примите решение о создании лесничества и участковых лесничеств на землях, находящихся в муниципальной собственности, а также об установлении границ лесничества.

Какие мероприятия по лесоустройству будут реализовывать органы МСУ

Лесоустройство — это деятельность, которая включает проведение мероприятий пяти видов. Все они указаны в статье 68 ЛК.

1. Проектирование лесничеств.

2. Проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов.

3. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные, резервные леса, а также особо защитные участки лесов.

4. Таксация лесов.

5. Проектирование мероприятий по сохранению лесов.

Утвердите план проведения лесоустройства. Как это сделать, в каком порядке и как часто вносить изменения в план — решит Правительство (ст. 67.2 ЛК).

Мероприятия можно проводить комплексно в различных сочетаниях или отдельно в отношении каждого лесничества, участкового лесничества или лесного участка. Рассмотрим, какие работы нужно выполнить в рамках отдельных мероприятий по лесоустройству.

Проектирование мероприятий по сохранению лесов

В рамках проектирования определяют виды и объемы мероприятий по сохранению лесов (ст. 69.2 ЛК). Мероприятия могут включать в том числе вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений. Проектирование осуществляется одновременно с таксацией лесов или отдельно от нее. Без таксации проектирование следует проводить на основе результатов лесопатологических обследований, государственного мониторинга воспроизводства лесов, отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса. Эту работу нужно провести не позднее чем за два года до года проектирования мероприятий по сохранению лесов.

На заметку:

Кто может заниматься лесоустройством

Проектирование эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков

Прежде чем приступать к проектированию эксплуатационных, защитных, резервных лесов и особо защитных участков лесов, нужно:

  • проверить, есть ли основания отнести леса к таким видам лесов и выделить их особо защитные участки;
  • определить местоположение границ земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные, резервные леса, особо защитные участки лесов в границах лесничеств, участковых лесничеств и лесных участков;
  • определить категории защитных лесов и границы земель, на которых они расположены;
  • подготовить графическое описание местоположения границ земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные и резервные леса
На заметку: Действуйте по Инструкции № 122. В ней указаны критерии определения приоритетности проектирования категорий защитных лесов

Закрепление на местности местоположения границ лесничеств

Чтобы закрепить на местности местоположение границ лесничеств, в том числе участковых, и земель, на которых расположены эксплуатационные, защитные и резервные леса, особо защитные участки, нужно устроить квартальные просеки, установить квартальные и граничные столбы, другие информационные знаки. При этом используют проект квартальной сети. Его подготавливают в ходе выполнения работ по лесоустройству (ст. 68.3 ЛК).

Закрепление границ осуществляется в рамках мероприятий по сохранению лесов.

Таксация лесов

Таксация лесов — это определение объема срубленных и растущих деревьев, запаса насаждений, прироста деревьев и насаждений. Таксацию проводят при лесоустройстве, отводе лесосек в рубку, инвентаризации леса. Цель — получить актуальные и достоверные сведения о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, количественных и качественных характеристиках. Эта информация понадобится при проектировании мероприятий по сохранению лесов, для использования лесов, улучшения их качества, повышения их продуктивности и т. п. (ст. 69.1 ЛК).

При таксации лесов:

  • выделяют совокупности лесных насаждений, однородных по породному составу, возрасту и продуктивности;
  • определяют местоположение границ лесотаксационных выделов;
  • определяют преобладающие и сопутствующие древесные породы, лесорастительные условия, состояние, диаметр, высоту деревьев и т. д.

Важная деталь: С 1 января 2023 года при проведении работ по таксации лесов наземными методами нужно будет фотографировать лесные насаждения. Фотографии включайте в состав лесоустроительной документации

Что изменится в правилах предоставления участков для заготовки древесины

С 1 января органам МСУ будет запрещено предоставлять лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, для заготовки древесины, если таксация лесов в отношении этих участков проведена более 10 лет назад.

Станет больше оснований отказать в утверждении проектной документации лесного участка. Отказ будет возможен в двух случаях.

1. Местоположение проектируемого лесного участка полностью или частично совпадает с местоположением другого участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации.

2. Проектная документация лесного участка подготовлена с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков.

Каких изменений ждать в 2023 году

С 1 марта 2023 года будут действовать более строгие правила подготовки к лесосечным работам и рубке лесных насаждений. Также начнут действовать более жесткие требования к специалистам и организациям, которые проводят работы по лесоустройству, отводу и таксации лесосек.

Правила подготовки к лесосечным работам

С 1 марта 2023 года нельзя будет выполнять лесосечные работы без таксационного описания лесосеки

С 1 марта 2023 года перед проведением лесосечных работ и рубок лесных насаждений нужно будет проводить отвод и таксацию лесосек. Если эта необходимость возникнет при заготовке древесины гражданами для собственных нужд или в рамках мероприятий по сохранению лесов и лесоустройству, орган местного самоуправления должен будет привлечь исполнителя на конкурсной основе по правилам Закона № 44-ФЗ.

Затем нужно будет составить таксационное описание лесосеки. К этой работе закон разрешает привлекать только аттестованных специалистов. С 1 марта 2023 года без таксационного описания лесосеки нельзя будет выполнять лесосечные работы.

Требования к специалистам, которые выполняют работы по лесоустройству

1 марта 2023 года начнут действовать новые требования к лицам, выполняющим работы и оказывающим услуги по лесоустройству, отводу и таксации лесосек. Можно будет привлекать только инженеров-таксаторов и техников-таксаторов. Эти специалисты должны:

  • пройти аттестацию на право осуществления мероприятий по лесоустройству;
  • быть включенными в специальный реестр Рослесхоза.

Выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек смогут осуществлять юрлица и индивидуальные предприниматели, у которых в штате не меньше двух аттестованных работников. Квалификационные требования к этим специалистам и порядок их аттестации утвердит Рослесхоз.

В соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 31, ст. 5028) и подпунктом 5.2.113 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47, ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 г.

приказом Минприроды России

от 28.07.2020 N 496

ПРАВИЛА ЗАГОТОВКИ И СБОРА НЕДРЕВЕСНЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 32 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725) (далее - Лесной кодекс) и регулируют отношения, возникающие при заготовке и сборе недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев заготовки и сбора этих видов ресурсов гражданами для собственных нужд.

2. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса .

Часть 1 статьи 32 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

3. К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы .

Часть 2 статьи 32 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 17, ст. 2426).

4. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков .

Часть 4 статьи 32 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2020, N 17, ст. 2725).

5. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков .

Часть 4.1 статьи 32 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2009, N 11, ст. 1261).

6. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений .

Часть 2 статьи 24 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100).

7. Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются согласно части 1 статьи 20 Лесного кодекса собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

Лесной кодекс (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278).

В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

8. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса .

Статья 27 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

9. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов могут быть ограничены или запрещены в районах, загрязненных радиоактивными веществами .

Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1992 г. N 1008 "О режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, 1993, N 5, ст. 387; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 13, ст. 1365).

10. Настоящие Правила применяются во всех лесных районах Российской Федерации. Срок окончания действия настоящих Правил 31 декабря 2026 года.

II. Права и обязанности граждан, юридических лиц,

осуществляющих использование лесов для заготовки и сбора

недревесных лесных ресурсов

11. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, имеют право:

осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка (договора купли-продажи лесных насаждений);

создавать лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги ;

Часть 1 статьи 13 Лесного кодекса (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3875).

возводить на предоставленных лесных участках навесы и другие некапитальные строения, сооружения .

Часть 3 статьи 32 Лесного кодекса (Собрание законодательства, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 52, ст. 8100).

12. Граждане, юридические лица, использующие леса для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, обязаны:

составлять проект освоения лесов ;

Часть 1 статьи 88 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора купли-продажи лесных насаждений);

осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов ;

Статья 60.3 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 75).

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах ;

Часть 3 статьи 53 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 28, ст. 3432; 2019, N 16, ст. 1960).

осуществлять меры, направленные на исключение случаев загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) лесов и иного негативного воздействия на леса ;

Глава 3.2 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

соблюдать правила пожарной безопасности в лесах ;

Статья 53 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2011, N 1, ст. 54).

подавать ежегодно лесную декларацию ;

Часть 2 статьи 26 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 32, ст. 5134).

представлять отчет об использовании лесов ;

Часть 1 статьи 49 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3887).

представлять отчет об охране лесов от пожаров ;

Часть 1 статьи 60 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3887).

представлять отчет о защите лесов ;

Часть 1 статьи 60.11 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2016, N 26, ст. 3887).

представлять в уполномоченный орган государственной власти, орган местного самоуправления документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса, для внесения в государственный лесной реестр .

Часть 4 статьи 91 Лесного кодекса (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2018, N 53, ст. 8464).

III. Требования к использованию лесов

при осуществлении заготовки и сбора отдельных видов

недревесных лесных ресурсов

13. Заготовка пней (заготовка пневого осмола).

Заготовка пней (заготовка пневого осмола) разрешается в лесах любого целевого назначения, в которых она не может нанести ущерба насаждениям, подросту, несомкнувшимся лесным культурам.

Заготовка пневого осмола не допускается в противоэрозионных лесах, на берегозащитных, почвозащитных участках лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов, в лесах научного или исторического значения, а также в молодняках с полнотой 0,8 - 1,0 и несомкнувшихся лесных культурах.

Ямы, оставленные после заготовки пней (заготовки пневого осмола), должны быть засыпаны плодородным слоем почвы и заровнены.

14. Заготовка бересты.

Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях, на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог и другие площади, на которых не требуется сохранение насаждений), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка бересты с растущих деревьев должна производиться в весенне-летний и осенний периоды без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.

Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.

Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.

15. Заготовка коры деревьев и кустарников.

Заготовка коры деревьев и кустарников осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года. Ивовое корье заготавливается в весенне-летний период.

Заготовка коры деревьев и кустарников не допускается, если эта деятельность ведет к снижению качества заготовленной лесопродукции.

Для заготовки ивового корья пригодны кустарниковые ивы в возрасте 5 лет и старше, древовидные - 15 лет и старше.

16. Заготовка хвороста.

При заготовке хвороста осуществляется сбор срезанных тонких стволов диаметром в комле до 4 см малоценных сопутствующих пород, подлежащих вырубке или производстве рубок ухода за молодняками естественного и искусственного происхождения основной лесообразующей породы, на которую ведется хозяйство.

При заготовке хвороста не допускается спил деревьев и кустарников, их вершин, сучьев и ветвей.

Не допускается обрубка сучьев и вершин с сырорастущих деревьев. Заготовка хвороста осуществляется в течение всего года.

17. Заготовка валежника.

При заготовке валежника осуществляется сбор лежащих на поверхности земли остатков стволов деревьев, сучьев, не являющихся порубочными остатками в местах проведения лесосечных работ, и (или) образовавшихся вследствие естественного отмирания деревьев, при их повреждении вредными организмами, буреломе, снеговале, и других природных явлений.

Заготовка валежника осуществляется в течение всего года.

При заготовке валежника допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).

18. Заготовка веточного корма.

При заготовке веточного корма осуществляется сбор ветвей толщиной до 1,5 см, заготовленных из побегов лиственных и хвойных пород и предназначенных на корм скоту.

Заготавливают веточный корм из побегов лиственных пород в основном летом, хвойных пород - круглогодично.

Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.

19. Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап.

Заготовка еловых, пихтовых, сосновых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок, за исключением опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

20. Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.

Заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь производится на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Допускается заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников из вершинной части срубленных елей.

21. Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника и подобных лесных ресурсов.

Заготовка мха, лесной подстилки, опавших листьев, камыша, тростника производится с целью их использования в качестве вспомогательного материала для строительства, а также корма и подстилки для сельскохозяйственных животных или приготовления компоста. При их заготовке не должен быть нанесен вред окружающей природной среде.

Сбор лесной подстилки и опавшего листа разрешается производить на одной и той же площади не чаще одного раза в пять лет. Сбор подстилки должен производиться частично, без углубления на всю ее толщину.

Сбор лесной подстилки должен производиться в конце летнего периода, но до наступления листопада, чтобы опадание листвы и хвои создало естественное удобрение лесной почвы.

Запрещается сбор подстилки в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, в лесах, расположенных в водоохранных зонах, в ценных лесах.

22. Заготовка (выкопка) деревьев, кустарников и лиан на лесных участках.

Заготовка (выкопка) деревьев на лесных участках может проводиться на нелесных землях (дороги, просеки) из числа самосева хвойных, твердолиственных пород до 40 лет, мягколиственных пород до 20 лет, в кедровых насаждениях и насаждениях твердолиственных пород семенного происхождения - до 40 лет.

Заготовка (выкопка) деревьев может проводиться на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений).

Заготовка (выкопка) кустарников подлеска на лесных участках может проводиться в насаждениях с подлеском средней или высокой густоты и преобладанием в его составе заготавливаемого вида. Число оставшихся кустов заготавливаемого вида после выкопки не должно быть менее 1000 штук на гектар.

Ямы, оставленные после заготовки (выкопки) деревьев, кустарников и лиан, должны быть засыпаны плодородным слоем почвы и заровнены.

23. Заготовка веников, ветвей и кустарников для метел и плетения.

Заготовка веников, ветвей и кустарников лиственных пород для метел и плетения производится на лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, противопожарные разрывы, трассы противопожарных и лесохозяйственных дорог, сенокосы, линии электропередачи, зоны затопления и другие площади, где не требуется сохранения подроста и насаждений), а также со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Заготовка веников, ветвей и кустарников для метел и плетения не допускается при проведении опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

24. Заготовка древесной зелени.

К древесной зелени относятся листья, почки, хвоя и побеги хвойных и лиственных пород с диаметром до 8 мм у основания.

Заготовка древесной зелени для производства хвойно-витаминной муки разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Для производства пихтового масла разрешается ручная заготовка древесной зелени (пихтовой лапки) в спелых пихтовых насаждениях в весенне-летний период с растущих деревьев диаметром не менее 18 см путем обрезки веток острыми инструментами на протяжении не более 30% живой кроны. При этом срезы сучьев должны быть прямыми и гладкими, без отлупов, расщепов, задиров и надломов, а длина оставляемых на деревьях оснований сучьев должна быть не менее 30 см.

Повторная заготовка пихтовой лапки в одних и тех же насаждениях допускается не ранее чем через 4 - 5 лет.

Заготовка древесной зелени не допускается при проведении опытных и экспериментальных рубок, отбора модельных деревьев на постоянных пробных площадях в лесах, переданных для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

Лесная декларация является обязательным документом для каждого лесопользователя. Документ содержит все данные об использовании лесных ресурсов в определенные сроки. Проще говоря, это форма отчетности, в которой содержится информация о том как и в какой промежуток времени планируется вырубать леса и какой объем использовать.

Все законодательные тонкости, касающиеся заполнения и предоставления лесной декларации перечислены в Приказе Минприроды РФ от 16 января 2015 года № 17 “Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме”.

Мы же постараемся доступно и подробно объяснить кому нужна декларация и, что самое главное, как ее грамотно заполнить.

1. Нужно ли мне подавать лесную декларацию?

Документ подают лица, которые постоянно используют определенные участки леса (купленные ими, либо взятые в аренду). Изначально лесная декларация предоставлялась раз в год (например, в 2013 году за 30 дней до наступления 2014 года). В форму заносили данные о планировании вырубки леса на следующий год.

Однако, в 2015 году порядок несколько изменился. Теперь лесопользователи сами в праве выбрать – подать декларацию с данными по общему годовому объему пользования лесными ресурсами, или же подготовить бумаги отдельно по каждой лесосеке.

Отметим повторно, что новые правила заполнения и подачи лесной декларации содержится в Приказе Минприроды от 16 января 2015 года № 17.

Куда подавать лесную декларацию?

Новые правила, о которых мы упомянули ранее, предоставляют возможность подавать декларацию не только в установленные органы государственного регулирования, но и используя многофункциональные государственные органы. У лесопользователей есть возможность подать документы в электронном виде (с электронной подписью) через портал Госуслуги. Ранее такой возможности не было.

Важно! Срок подачи лесной декларации – не позднее 10 дней с начала использования леса. Документ действие ровно один год (12 месяцев) с начала использования лесных ресурсов.

Что дает лесная декларация тому, кто вовремя ее подает?

Лесопользователь, который вовремя и согласно всем требованиям подал лесную декларацию, имеет возможность более эффективно использовать лесные ресурсы. Помимо требований закона, данный документ позволяет заранее правильно рассчитать объемы заготовки леса в определенный промежуток времени. При этом сразу же учитывается сезонность спроса на древесину, погодные условия и множество более мелких, но не менее важных для лесопользователя моментов.

Обратите внимание, что лесная декларация – это подтверждение использования лесного участка в соответствии с проектом освоения лесов. На сайте ЭкоПромЦентра есть отдельный материал о разработке и согласовании проекта освоения лесов. Предлагаем вам ознакомиться с ним.

2. Заполнение лесной декларации

Перейдем к основному этапу – заполнение. Согласно пункту 3 Приказа Минприроды от 16 января 2015 года № 17, в документе отображаются следующие данные:

  • Контактные данные и реквизиты лица, подавшего лесную декларацию;
  • О документе, который позволяет использовать лесной участок (договор аренды или иной);
  • Указывается орган власти, утвердивший экспертизу проекта освоения леса (дата выдачи разрешения);
  • О местоположении данного лесного участка;
  • Об объеме используемых лесных ресурсов;
  • О видах использования лесов, предусмотренных документом, который позволяет использовать лесной участок.

Как правило, чтобы обосновать использование лесных ресурсов на ближайший год, необходимо внести следующие данные:

  • Информацию о запланированных к вырубке насаждениях с целью проведения заготовок древесины;
  • Описание действий по вырубке леса без цели дальнейшей заготовки древесины;
  • План-схему с указанием точного расположения лесного участка.

3. Форма лесной декларации

Предлагаем вам ознакомиться и скачать форму лесной декларации. Данная форма актуальна в 2020 году.

Если у вас остались вопросы, касаемо экологической документации – смело обращайтесь к команде специалистов ЭкоПромЦентра. Мы готовы экспертно дать рекомендации, необходимые именно вашему предприятию.


Верховный Суд РФ вынес Определение № 306-ЭС19-4748, в котором разобрался, может ли договор аренды лесного участка у муниципалитета содержать положения, противоречащие Земельному кодексу.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что в соответствии с ч. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским, Земельным и Лесным кодексами. В силу ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем 5 лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

Прокурор посчитал, что к спорному договору подлежит применению ч. 9 ст. 22 Земельного кодекса и расторжение договора по инициативе как арендодателя, так и арендатора во внесудебном порядке и без установления существенности допущенных нарушений договорных условий противоречит указанной правовой норме и в связи с этим нарушает публичные интересы и права публично-правового образования.

Суды трех инстанций, руководствуясь ст. 422, 450, 619 ГК, ч. 2 ст. 3, ч. 4 ст. 71, п. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса, установив, что спорный договор заключен на срок более 5 лет, пришли к выводу, что условия п. 23, 24, 25 договора противоречат п. 9 ст. 22 Земельного кодекса. Они указали, что досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем 5 лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке при условии существенного нарушения арендатором условий договора, поэтому сделка в части данных условий является недействительной (ничтожной) в силу ст. 168 ГК.

Не согласившись с решением кассации, администрация г. Волгограда обратилась в Верховный Суд. Изучив материалы дела №А12-17382/2018, ВС отметил, что правоотношения сторон в рамках договора аренды лесного участка регулируются ГК, если специальными положениями Лесного кодекса или иного закона, регулирующего лесные отношения, не установлены особенности, в частности прекращения договора аренды. В той части, в которой эти отношения не урегулированы ГК, Лесным кодексом или иным специальным законом, подлежит применению Земельный кодекс.

Суд указал, что согласно ч. 7 ст. 73.1 Лесного кодекса типовые договоры аренды лесных участков, в том числе предусматривающие осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого вида использования лесов, предусмотренного ч. 1 ст. 25 Лесного кодекса.

Суд также сослался на п. 1 ст. 450.1 ГК, в соответствии с которым предоставленное данным кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310 ГК) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Верховный Суд посчитал, что из положений Лесного кодекса и Типового договора следует, что оспариваемые условия, предусмотренные договором аренды лесного участка от 4 апреля 2017 г., урегулированы нормами лесного законодательства, имеющими приоритет перед нормами Земельного кодекса, и соответствуют ст. 450.1 ГК.

При таких обстоятельствах, указал ВС, суды необоснованно применили к спорным правоотношениям п. 9 ст. 22 Земельного кодекса, поскольку оснований для признания спорной сделки недействительной (ничтожной) в указанной части по данному основанию не имелось. Высшая инстанция посчитала, что данный вывод соответствует позиции, содержащейся в апелляционном определении ВС от 15 июня 2017 г. № 2-АПГ17-7.

В связи с допущенными нарушениями ВС определил отменить решения нижестоящих инстанций, в удовлетворении требований первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора отказать.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин отметил, что не сразу согласился с позицией ВС. Он указал, что крайне важно понимать, что Земельный и Гражданский кодексы хоть и являются наиболее универсальными источниками права для правоотношений с недвижимостью, необходимость применения норм лесного или градостроительного права от этого не уменьшается.

Читайте также: