Можно ли ввести должность которой нет в квалификационном справочнике

Обновлено: 18.05.2024

Если работа не связана с тяжелыми условиями труда и предоставлением дополнительных льгот, тогда работодатель самостоятельно определяет название должностей.

Если в организации предусмотрены работы связанные с тяжелыми условиями труда и предоставлением дополнительных льгот то, при разработке наименований должностей и профессий используются следующие нормативные акты (данный перечень не закрытый и зависит от отрасли):
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367);
- Общероссийский классификатор занятий (ОК 010-93) (принят Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298); - Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (Утвержден Постановлением Министерства Труда России от 21.08.1998 N 37).
- Единые тарифно-квалификационные справочники работ и профессий рабочих по отраслям.

Если название должности или профессии в штатном расписании не совпадает с наименованием в соответствующих справочниках или списках, то работник теряет право на получение льгот.

Выписки из нормативных актов:

30 декабря 2001 года N 197-ФЗ
ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 57. Содержание трудового договора

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ,
МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 1993 г. N 298

Общероссийский классификатор занятий разработан в целях реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики и предназначен для решения задач регулирования социально - трудовых отношений, оценки состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализа и прогнозирования показателей в сфере занятости и профессионального образования, Госстандарт России постановляет:

Принять Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 с датой введения в действие с 1 января 1995 года.

Заместитель Председателя
Госстандарта России
В.В.ТАБОЛИН

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 1998 г. N 37

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И ДРУГИХ СЛУЖАЩИХ

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (пункт 8.3), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1997 г. N 480, Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
2. Установить, что утвержденный настоящим Постановлением Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих рекомендуется для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
3. Институту труда обеспечить издание необходимого количества указанного Квалификационного справочника.

Министр труда
и социального развития
Российской Федерации
О.ДМИТРИЕВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ВОПРОСАМ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

ПРЕЗИДИУМ ВСЕСОЮЗНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО СОВЕТА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 1974 г. N 298/П-22

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКА ПРОИЗВОДСТВ, ЦЕХОВ,
ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ С ВРЕДНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОТПУСК И СОКРАЩЕННЫЙ РАБОЧИЙ ДЕНЬ

Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов отмечают, что за последние годы в условиях труда рабочих и служащих, пользующихся дополнительным отпуском и сокращенным рабочим днем в связи с вредными условиями труда, произошли изменения. Внедрение новой техники и технологии, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов позволило на многих предприятиях различных отраслей народного хозяйства устранить производственные вредности, снизить профессиональные заболевания и сократить травматизм.

В наименованиях профессий рабочих также произошли изменения. На предприятиях, в производственных объединениях и организациях, где повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, наименования профессий рабочих приведены в соответствие с наименованиями профессий, предусмотренных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. В то же время наименования профессий рабочих в действующем Списке, дающем право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, остались без изменения.

В целях дальнейшего упорядочения предоставления рабочим и служащим дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда и во исполнение поручения Совета Министров СССР Государственный комитет Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиум Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов постановляют:

1. Утвердить согласованный с Министерством здравоохранения СССР уточненный Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день согласно Приложению N 1.

2. На предприятиях, в производственных объединениях и организациях, где повышена минимальная заработная плата рабочих и служащих с одновременным увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, Список, предусмотренный пунктом 1 настоящего Постановления, ввести в действие с 1 марта 1976 г.
На остальных предприятиях, в организациях и учреждениях Список, предусмотренный пунктом 1 настоящего Постановления, ввести в действие одновременно с повышением минимальной заработной платы рабочих и служащих и увеличением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников.

3. С введением в действие Списка, предусмотренного пунктом 1 настоящего Постановления, не применяются: Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 декабря 1960 г. N 1353/28; постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС в части, касающейся предоставления рабочим и служащим дополнительного отпуска и установления сокращенного рабочего дня за работу в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда, согласно Приложению N 2.

Заместитель Председателя
Государственного комитета Совета
Министров СССР по вопросам труда
и заработной платы
С.НОВОЖИЛОВ

Секретарь Всесоюзного Центрального Совета
Профессиональных Союзов
А.БИРЮКОВА

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 1991 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В соответствии со статьей 14 Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" Кабинет Министров СССР постановляет:

а) Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается);

б) Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (прилагается).

2. Установить, что в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" применение Списков N N 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

3. Руководителям предприятий (объединений), организаций обеспечить своевременную подготовку к введению в действие Списков N N 1 и 2. Провести аттестацию рабочих мест и принять необходимые меры к улучшению условий труда. Определить перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работникам которых в соответствии с настоящими Списками установлено льготное пенсионное обеспечение, и ознакомить с ними трудящихся.
Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам давать разъяснения о порядке применения указанных Списков.

4. Государственному комитету СССР по печати обеспечить в 3-месячный срок по заказу Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам издание сборника нормативных актов по льготному пенсионному обеспечению и пенсионному обеспечению за выслугу лет.

5. Поручить Государственному комитету СССР по труду и социальным вопросам продолжить с участием Всеобщей Конфедерации профсоюзов СССР, Министерства финансов СССР, Госплана СССР, Пенсионного фонда СССР и других заинтересованных организаций работу по рассмотрению поступивших замечаний и дополнений по Спискам N N 1 и 2, руководствуясь при этом пунктом 9 Постановления Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР".

Предложения по этим вопросам до 1 июня 1991 г. представить в Кабинет Министров СССР.

Вправе ли работодатель перевести работника на должность заместителя главного энергетика, если в силу требований Единого квалификационного справочника должностей на указанную должность вправе претендовать только лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы от 5 лет? Какая ответственность может наступить в данном случае у работодателя?

Решение вопроса о возможности перевода работника на должность Заместителя Главного энергетика при несоответствии им требованиям Единого квалификационного справочника, зависит от того, устанавливаются ли данному работнику дополнительные компенсации и льготы либо ограничения в связи с занятием указанной должности, что обуславливает обязательность применения положений Единого квалификационного справочника, а также имеются ли требования федерального закона или иных нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали обязанность работодателя учитывать уровень образования по соответствующей должности.

Если данная обязанность была установлена, а работодатель принял работника на должность не по квалификации, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Например, для исполнения обязанностей ответственного за электрохозяйство и его заместителя данные работники должны быть обучены и пройти проверку знаний с получением группы по электробезопасности в соответствии с требованиями ПТЭЭП и Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 27 декабря 2000 г. N 163.

Соответственно, если работа в должности в организации не связана с тяжелыми условиями труда или предоставлением дополнительных льгот и компенсаций, то требования к квалификации, предъявляемые работодателем к работнику, могут не соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

Соответственно, решение вопроса о возможности перевода работника на должность Заместителя Главного энергетика при несоответствии им требованиям Единого квалификационного справочника, зависит от того, устанавливаются ли данному работнику дополнительные компенсации и льготы либо ограничения в связи с занятием указанной должности, что обуславливает обязательность применения положений Единого квалификационного справочника, а также имеются ли требования федерального закона или иных нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали обязанность работодатель учитывать уровень образования по соответствующей должности.

В случае если данная обязанность была установлена, а работодатель принял работника на должность не по квалификации, то работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также он может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Кроме того, анализ судебной практики о прекращении трудового договора также свидетельствует о допустимости перевода работника на должность в отсутствии высшего образования в случае, если требований к наличию такого уровня образования не было установлено федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами.

Так, трудовой договор может быть прекращен вследствие отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний согласно федеральному закону или иным нормативным правовым актам (ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Документ об образовании и (или) квалификации или наличии специальных знаний необходим при поступлении на работу, если характер этой работы предполагает наличие у работника определенной квалификации (ст. 65 ТК РФ).

При прекращении трудового договора по данному основанию должны соблюдаться следующие условия:

  • у работника должен отсутствовать специальный документ об образовании, которое необходимо для выполнения поручаемой работы, если работник не представляет данный документ, считается, что у него его нет;
  • необходимо наличие установленного федеральным законом или иными нормативно-правовыми актами запрета на использование труда работника, не имеющего специального образования для выполнения порученной ему работы. Если подобного запрета нет, работник не может быть уволен из-за отсутствия соответствующего документа об образовании. Так, в Постановлении президиума Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2008 N 44г-40/08 указано на незаконность увольнения работника, не имеющего высшего профессионального образования, по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Суд также отметил, что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) носит рекомендательный характер и не устанавливает в качестве обязательного требования наличие высшего образования по конкретной должности. Увольнение в связи с отсутствием документа об образовании с должности, для которой его наличие предусмотрено лишь локальными нормативными актами или должностной инструкцией, а не федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, незаконно. Так, Астраханский областной суд восстановил главного инженера на работе, потому что Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих носит рекомендательный характер и не обязывает работодателя требовать наличия высшего образования по конкретной должности, а федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у главного инженера высшего образования, не имеется (Кассационное определение Астраханского областного суда от 29.02.2012 по делу N 33-543/2012).
  • у работодателя должна отсутствовать возможность перевести работника на другую вакантную должность в организации (ч. 2 ст. 84 ТК РФ).

На основании части второй ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ (иными федеральными законами) с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо установлены ограничения, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Поэтому наименования должностей должны указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках в строгом соответствии со названными справочниками. В связи с этим необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание, трудовые договоры, трудовые книжки сотрудников.

Штатное расписание (унифицированная форма N Т-3, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1) является одним из локальных нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ). Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им на это лица. С изменениями в штатном расписании необходимо ознакомить тех работников, которых это касается.

При внесении изменений в штатное расписание возможно несколько вариантов действий.

Некоторые специалисты считают, что в случае, если изменения носят единичный характер, целесообразнее издать приказ о внесении изменений в штатное расписание. В этом случае вносимые изменения можно зафиксировать в самом приказе, а в штатном расписании напротив исправленной позиции (в примечании) указать номер и дату приказа об изменении.

Другой вариант - издать новое или дополнительное штатное расписание. При этом дополнительное штатное расписание будет действовать наряду с прежним штатным расписанием. В этом случае дополнительное штатное расписание, как и основное, утверждается приказом руководителя.

В случае, если Вы решите издать новое штатное расписание, в приказе об утверждении необходимо будет указать, что прежнее расписание утратило силу. Таким образом, Вы можете выбрать наиболее удобный для Вас вариант.

Изменение наименования должности формально предполагает изменение трудовой функции работника, т.е. перевод работника на новую должность. Трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы) является обязательным условием трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

По общему правилу изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ, при этом таковое соглашение заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Соглашение сторон оформляется в виде письменного дополнения к трудовому договору, в котором оговариваются все вносимые в него изменения.

К числу таких изменений относится, в частности, наименование должности, а также, в зависимости от конкретной ситуации, другие условия, например должностные обязанности, размер заработной платы и т.п.

Подписанное сторонами дополнительное соглашение является неотъемлемой частью трудового договора и подтверждает согласие работника на перевод.

На основании этого соглашения работодатель должен будет издать приказ о переводе сотрудника на новую должность (унифицированная форма N Т-5, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1). На основании приказа о переводе делаются отметки в личной карточке работника (унифицированная форма N Т-2), а также в его лицевом счете (унифицированная форма N Т-54 или N Т-54а).

Согласно части четвертой ст. 66 ТК РФ сведения о переводах на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку работника. Порядок ведения трудовых книжек урегулирован Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее - Правила). Порядок заполнения трудовых книжек установлен Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.

В соответствии с п. 10 Правил все записи о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу вносятся в трудовую книжку на основании соответствующего приказа (распоряжения) не позднее недельного срока.

Пунктом 3.1 Инструкции предусмотрено, что в графе 3 раздела "Сведения о работе" трудовой книжки записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации.

Запись в трудовой книжке о переводе на другую работу будет выглядеть следующим образом:

в графу 1 раздела "Сведения о работе" вносится порядковый номер записи;

в графу 2 - дата перевода;

в графе 3 пишется: "Переведен на такую-то должность";

в графе 4 указывается дата и номер приказа (распоряжения) о переводе.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

13 августа 2010 г.

Читайте также: